Судьбы кораблей

 

Большое значение в судьбе этих довольно удачных крейсеров сыграла начавшаяся в Европе война. Вступление в нее Италии создало большие трудности в достройке многих кораблей предвоенных программ, и в том числе крейсеров типа "Capitani Romani". Перегруженные военными заказами в обста­новке дефицита множества материалов и рабочих рук итальянская судостроительные верфи с трудом смог­ли достроить только три крейсера, из которых только один провоевал больше года, а два других вступили в строй только в конце войны, когда судьба Италии была предрешена. В связи с этим итальянское ко­мандование не получило шансов проверить в боевой обстановке свои планы в отношении этих крейсеров -как однородного быстроходного соединения с единым централизованным управлением артиллерией в насту­пательных операциях против вражеских конвоев и в обороне собственных коммуникаций.

Первой жертвой политики приоритетных на­правлений в кораблестроении, связанной с дефици­том материалов, в этой серии крейсеров стали "Claudio Druso", "Claudio Tiberio", "Paolo Emilio" и "Vipsanio Agrippa", строительство которых было при­остановлено еще на стапеле в июне 1940 года. Прав­да, есть сведения, что работы на "Claudio Tiberio" продолжались еще некоторое время - до 1941 года. Но, так или иначе, ни один из них на воду спущен не был, и все они были разобраны в период между ию­лем 1941 года и августом 1942-го при очень малой степени готовности. Часть из размонтированных ма­териалов использовалась при достройке других крей­серов серии.

Строительство остальных восьми кораблей, которыми было решено ограничить серию, продолжа­лось, хотя по мере продолжения войны велось все медленнее и медленнее. Но, по крайней мере, все восемь крейсеров сошли на воду со стапелей. Однако уже осенью 1941 года, вскоре после спуска на воду, работы были остановлены еще на одном крейсере "Caio Mario", корпус которого был отбуксирован на отстой и использовался под угольный склад в Ла Специи (по другим данным в Генуе).

Остальные крейсеры предполагалось до­строить обязательно. Весной 1942 года вступил в строй "Attilio Regolo", а весной и летом 1943 года "Scipione Africano" и "Pompeo Magno".

Еще два крейсера, "Ottaviano Augusto" и "Giulio Germanico", находились в высокой степени готовности. В распоряжении высшего командования итальянского флота (Supermarina - управления стра­тегического планирования) от 14 января 1943 года говорилось, что оба они должны вступить в строй до конца года, а в следующем году предполагалось до­строить еще два крейсера - "Cornelio Silla" и "Caio Mario", который должен был заменить крейсер "Ulpio Traiano", потопленный в январе 1943 года англичана­ми в Палермо в еще недостроенном состоянии. Таким образом в Supermarina считалось, что итальянский флот, получив семь однотипных легких крейсеров, все-таки сможет организовать быстроходное крейсерское соединение и проверить в действии свои предположения относительно их. Однако реализовать эти планы не удалось - у итальянского флота уже не оставалось времени. К 1 июля 1943 года почти в пол­ной готовности находились два крейсера "Ottaviano Augusto" (готовность по корпусу составляла 85 %) и "Giulio Germanico" (88 % готовности). Оба этих крей­сера были почти полностью вооружены (по отчетным документам на 99,8 %) и находились в этапе обору­дования. И хотя их вступление в строй еще до конца года было вполне реально, этого так и не произошло. О готовности же двух последних крейсеров "Cornelio Silla" и "Caio Mario" в такой обстановке не могло быть и речи. Ко времени капитуляции Италии и заключения перемирия в сентябре 1943 года все четыре недо­строенных крейсера попали в руки немцев и позже были затоплены в портах.

В целом же анализ боевого использования крейсеров этого типа, проведенный после войны ино­странными специалистами показывает, что они ис­пользовались итальянским морским командованием абсолютно недостаточно и, что важнее, несоразмерно со своими возможностями. Как показывает опыт бое­вых действий быстроходность и мощное вооружение этих крейсеров в составе соединения с эсминцами (и при соответствующем прикрытии тяжелыми корабля­ми) позволяли совершать достаточно эффективные набеги на конвои союзников. Это, возможно, могло облегчить положение немецко-итальянских войск в Африке и каким-то образом даже повлиять на ход войны. Большой эффект имело бы и включение их в минную борьбу - для постановки активных минных заграждений на маршрутах следования противника. Использование их в составе эскортных соединений и для постановки оборонительных минных заграждений, что в основном и имело место, абсолютно не соот­ветствовало их задачам и, соответственно, не могло дать ожидаемого эффекта.