Военный период в судьбе кораблей

 

Attilio Regolo

 

Головной крейсер серии "Attilio Regolo" всту­пил в строй итальянского флота 14 мая 1942 года. Можно сказать, что корабль не проходил ходовых испытаний - были проведены лишь пробы механизмов и сделано несколько пробегов для определения фак­тической скорости. Проверку корабля предстояло сделать уже в боевых условиях.

После вступления в строй "Attilio Regolo" был зачислен в состав легких сил и возглавил группу со­временных эсминцев. Тем не менее первое время после вступления в строй крейсер не привлекался к боевым действиям, занимаясь боевой подготовкой и отработкой учебных задач.

В начале ноября 1942 года морское командо­вание флота Италии решило выставить ряд минных заграждении на подходах к своим базам. В этой опе­рации принял участие и "Attilio Regolo". Вечером 7 ноября крейсер под флагом контр-адмирала Гаспари (Contrammiragfio Gasparri) вышел из Палермо во главе группы эсминцев в составе "Mitragliere", "Ascari", "Antonio Pigafetta", "Antonio da Nolli". "Nicola Zeno" и старого эсминца времен Первой мировой войны Tabrizzi". Им предстояла постановка минного загра­ждения южнее Сицилии, получившего номер S-8. Выполнив задачу, корабли следующим утром возвра­щались в базу вместе с присоединившимся к ним эсминцем "Corazziere", следуя двумя линиями для более удобного отражения атак с воздуха. В 10.24 утра "Attilio Regolo" был поражен торпедой с британ­ской подводной лодки "Unruffed". Торпеда попала в носовую часть крейсера, которая оказалась оторвана взрывом почти до орудийных башен и немедленно затонула. Оставшаяся часть крейсера осталась на плаву, и поступление воду удалось остановить. Более того корабль сохранил возможность маневрирования работающими винтами. Тем не менее крейсер был взят на буксир и утром 9 ноября прибыл в Палермо. Причем по пути имела место еще одна торпедная атака с британской подводной лодки "United", однако атака была сорвана эсминцами, своевременно ее обнаружившими. По прибытии крейсер был отправлен в ремонт, во время которого к нему пристроили но­вую носовую оконечность.

1 апреля 1943 года из состава двух флотов морских сил Италии был сформированный объеди­ненный флот, получивший название Force Navali da Battagtia (дословно с итал. морские боевые силы -англ. Naval Battle Force). Его командующим был на­значен вице-адмирал. Бергамини (Ammiragtio di Squadra Bergamini), флаг которого был поднят на линейном корабле "Littorio" (так же как и флаг преж­него командующего флота вице-адмирала Аячио (Ammiraglio di Squadra lachino). В состав Force Navali da Battaglia вошли 6 линейных кораблей (две диви­зии), 10 крейсеров (три дивизии), 21 эскадренный миноносец (объединенных в одну группу из шести флотилий). Все корабли базировались в Ла Специи, Генуе и Таранто. "Attilio Regolo" и "Scipione Africano" были причислены к группе эскадренных миноносцев из-за близких с ними характеристик. Летом 1943 года к ним присоединился "Pompeo Magno". Однако в середине августа "Scipione Africano" и "Pompeo Magno" вместе с крейсером "Luigi Cadorna" образо­вали отдельную легкую крейсерскую эскадру (Gruppo Incrociatori Legged).

В момент заключения перемирия крейсер "Attilio Regolo" находился в Генуе. Рано утром 8 сен­тября 1943 года он под флагом командира группы эсминцев капитана 1-го ранга Гарфало (Capitano di Vascello Garfalo), вместе с другими итальянскими кораблями вышел в море и в соответствии с усло­виями перемирия присоединился к крейсерам 8-й дивизии "Duca degti Abruzzi" и "Giuseppe Garibaldi" контр-адмирала Бианчери (Ammiraglio di Oivisione Biancheri), вместе с которыми встретился в Тиренском море с главными силами флота Force Navali da Battaglia под флагом командующего вице-адмирал Бергамини. Здесь капитан 1-го ранга Гарфало опустил свой флаг и на следующий день отбыл а Ла Спе­цию. На "Attilio Regolo" был поднят флаг капитана 2-го ранга Natarbartolo (Capitano di Fregata Natarbartolo).

В ожидании получения окончательных условий сдачи флота адмирал Бергамини первоначально на­правил свой флот в порт Ла Маддалена на Сардинии, а чуть позже отправился на Мальту. После полудня следующего дня корабли на широте залива Asinara были атакованы немецкими бомбардировщиками Do-217, но итальянцы при этом даже не объявили боевой тревоги. Не имея противодействия немцы вполне удачно отбомбились, применив новый управляемой по радио авиабомбы типа "X". В результате в 16.11 был потоплен новейший италийский линейный ко­рабль "Roma". Для спасения личного состава были направлены "Attilio Regolo", эсминцы "Mitragliere", "Carabiniere", "Fuciliere" и эскортные миноносцы "Pegaso", "Orsa" и "Impetuoso". Из 1948 человек, находившихся на борту "Roma", удалось спасти толь­ко 622, но и из них 24 человека позже умерли от ран. Занимаясь спасением людей корабли потеряли связь с главными силами, поэтому командование над груп­пой кораблей принял старший по званию капитан 1-го ранга Марини (Capitano di Vascelie Marini), державший флаг на "Mitragliere". Он ничего не знал об условиях перемирия (они были оглашены только штабу эскад­ры) и поэтому не представлял кого считать союзни­ком, а кого противником. Не имея никаких сведений о направлении движения главных сил (Мальта) и не зная ситуации в своих базах, он также не предпринял попыток возвратиться в какой-либо итальянский порт. В результате, что бы сохранить корабли, Марини вместе с тремя эсминцами и "Attilio Regoto" отпра­вился на Балеары (территория Испании) и 10 сентяб­ря прибыл в порт Маон (Matron), Здесь корабли были интернированы до окончания боевых действий. Мино­носцы, шедшие самостоятельно, также пришли на один к Балеарским островам, однако только командир "Orsa" принял решение интернироваться и чуть позже присоединился к эсминцам в Маоне. Два других ми­ноносца "Pegaso" и "Impetuoso" 11 сентября были затоплены экипажами в заливе Поленэа на Майорке. В конце войны поведение командиров этих кораблей капитана 2-го ранга Франкавилла (Capitano di Fregata Imperiali di Francavilla) и капитана 3-го ранга Фулгоси (Capitano di Corvette Cigala Fulgosi) было рассмотрено Следственной Комиссией ВМС по вопросам морской чести и признано удовлетворяющим существовавшей обстановке.

Всего о момента вступления в отрой и до ин­тернирования "Attilio Regolo" совершил 20 выходов в море, из них 14 учебных, 4 эскортирования, 1 специ­альная операция и 1 роковой для корабля выход на минную постановку.

Крейсер оставался интернированным в Испа­нии в течение шестнадцати месяцев - до 15 января 1945 года. В этот период 1300_человек экипажей крейсера и эсминцев прошли проверку на верность новому антифашистскому правительству Италии. 15 января крейсер вышел из порта Маон и, сделав оста­новку 19-22 января в Алжире, прибыл 23 января в Таранто, где присоединился к 7-й дивизии. До окончания боевых действий крейсер вместе с кораблями союзников совершил три транспортных рейса (1962 мили за 113 ходовых часов). После капитуляции Гер­мании и полного окончания войны крейсер вместе с однотипными кораблями был оставлен в Ла Специи в ожидании своей участи. Позже он был передан Фран­ции (см. далее).

 

Scipione Africano

 

Крейсер "Scipione Africano" стал вторым крейсером этой серии, вступившим в строй итальян­ского флота - 23 апреля 1943 года. После заверше­ния ускоренной программы боевой подготовки "Scipione Africano", как и головной "Attilio Regolo" был зачислен в группу эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia) и неко­торое время базировался в Генуе и Ла Специи.

В середине июля 1943 года крейсер получил приказ перейти в Таранто. При этом предполагался ночной прорыв через Мессинский пролив между кон­тинентальной Италией и Сицилией, уже ставший опасным из-за действий здесь морских сил и авиации союзников. В 06.30 утра 15 июля "Scipione Africano" вышел в море и вечером прибыл в Неаполь, здесь на корабле было смонтировано оборудование для связи с истребителями, а также устройство постановки по­мех сигналам радаров (аналогичное Metox). В 18.15 вечера следующего дня крейсер вышел из гавани Неаполя и направился в Таранто. Ночью 16/17 июля, вскоре после 2 часов, уже находясь в Мессинском проливе на крейсере обнаружили присутствие на расстоянии 6 миль впереди по курсу нескольких кате­ров. Это были британские торпедные катера МТ6-260, -313, -315 и -316. Командир "Scipione Africano" капитан 1-го ранга Пелегрини (Capstans di Vascello De Pellegrini dai Cos) приказал увеличить скорость до 40 узлов и приготовиться к бою. Некоторые подробности произошедшей затем короткой схватки не выяснились и до сих пор. По итальянской версии один из катеров взорвался, второй был подожжен и быстро сгорел, третий катер опрокинулся и затонул. Только один из катеров смог выйти из боя. Англичане признают ги­бель со всем экипажем катера МТВ-316, повреждения на катере МТВ-260 и полностью отрицают какие-либо повреждения (и тем более гибель) на МТВ-313 и -315. Дополнительные противоречия возникли из-за обломков механизмов британского катера, якобы упавших после взрыва на палубу крейсера и на кото­рых имелась маркировка катера МТВ-305, хотя досто­верно установлено, что этого катера в районе боя в то время не было. Естественно, скоротечность ночной схватки нескольких быстроходных, резко маневриро­вавших кораблей не позволяет даже приблизительно восстановить тактический ход боя, и поэтому многие невязки остаются нерешенными. Эта короткая пере­стрелка показала высокие боевые возможности крей­сера. Командир крейсера капитан 1-го ранга Пелегрини в рапорте о ночном бое отмечал, что "...все вооружение, орудия и автоматы, открыли огонь с такой точностью и стремительностью, что это могло бы меня сильно удивить, если бы я заранее не был осведомлен о возможностях корабля". Как факт он отмечал, что во время этого боевого столкновения "Scipione Africano" на короткое время развил скорость 43 узла.

Через несколько минут после схватки "Scipione Africano" оказался в секторе огня немецкой береговой батареи, которая открыла огонь, хотя итальянское командование сообщило о предстоящем проходе проливом своего крейсера. Тем не менее попаданий отмечено не было, и "Scipione Africano" невредимым прибыл в Таранто в 09.46 утра 18 июля.

В период с 4 до 17 августа "Scipione Africano" вместе с крейсером "Luigi Cadorna" принял участие в четырех минно-заградительных операциях в заливе Squillace (Калабрия) и в районе Таранто. Эти заграж­дения должны были воспрепятствовать намечавшему­ся вторжению союзников.

15 августа "Scipione Africano" и недавно всту­пивший в строй "Pompeo Magno" вошли в состав отдельной легкую крейсерской эскадры (Gruppo Incrociatori Leggeri) под командованием контр-адмирала Галати, поднявшего флаг на крейсере "Luigi Cadorna". При этом соединение продолжало базиро­ваться в Таранто.

Всего до заключения перемирия 8 сентября 1943 года крейсер совершил 24 боевых выхода, в том числе 5 минных постановок, 5 эскортирований, 1 специальную миссию и 13 учебных выходов. При этом за 159 ходовых часов корабль прошел 2759 миль.

В 6 часов утра 9 сентября командование мор­скими силами Италии (Supermarina - управление стратегического планирования) отдало приказ по возможности быстрее собраться в Пескаре (Pescara) крейсерам "Scipione Africano" из Таранто, корветам "Scirmtarra" из Бриндиэи и "Baionetta" из Полы. Пер­вым прибыл 9 сентября в 21.05 корвет "Baionetta", на борт которого сразу же поднялись глава правительст­ва Италии премьер-министр маршал Бадольо (Badoglio) и министр военного флота вице-адмирал Куртена (Ammiraglio di Squadra De Courten). Затем корвет перешел в Ортону (Ortona), где через час по­сле полуночи к пассажирам добавились король Ита­лии, его семья и свита. Прибывший около полуночи в Пескару "Scipione Africano" утром, примерно в 7 ча­сов 10 сентября, соединился с "Baionetta" и в даль­нейшем сопровождал корвет до Бриндизи. На пере­ходе радиостанция крейсера принимала все сообще­ния, направляемые для короля и передавала их на корвет.

29 сентября "Scipione Africano" перевез на Мальту маршала Бадольо, морского министра Курте­на и британского генерала МакФарлана (General MacFariane), которые на борту линейного корабля "Nelson" должны были договориться о продлении условий перемирия и дальнейшем сотрудничестве Италии с союзниками.

С 6 октября 1943 года до 1 февраля 1944-го "Scipione Africano" являлся флагманским кораблем капитана 1-го ранга Гарфало (Capitano di Vascello Garfalo), вступившего в командование вновь сформи­рованной группы крейсеров и эсминцев. А с 1 февра­ля крейсер входил в состав 7-й дивизии. За это вре­мя крейсер, неся боевую службу на стороне союзни­ков, совершил 139 боевых выходов (по другим данным 146 - далее в скобках), в числе которых 3 (2) специальных миссии, 62 (67) перевозки войск и иму­щества итальянских вооруженных сил, 42 (35) пере­возки союзных войск (в основном англичан), 32 иные операции, включая 7 эскортных (по другим данным 42 иных операции, включая 9 учебных выходов). За это время крейсер провел в море 2448 ходовых часа, пройдя 56635 миль.

После окончания войны крейсер вместе со своими систершипами оставался в Ла Специи в ожи­дании своей участи. В дальнейшем он был передан флоту Франции (см. далее).

 

Pompeo Magno

 

Крейсер "Pompeo Magno" вступил в строй итальянского флота 4 июня 1943 года - последним из этой серии, когда положение Италии на средиземно­морском театре уже становилось довольно угрожаю­щим. После завершения ускоренной программы бое­вой подготовки "Pompeo Magno" был причислен к группе эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia), но уже t5 августа "Pompeo Magno" вместе с "Scipione Africano" и "Luigi Cadorna" образовали отдельную легкую крейсерскую эскадру (Gruppo Incrociatori Leggeri) под флагом контр-адмирала Галати (Contrammiraglio Galati), дер­жавшего флаг на крейсере "Luigi Cadorna", с базиро­ванием в Таранто.

Всего за три месяца активной службы крей­сер осуществил 17 выходов в море, включая 3 эс­кортных перехода и 4 (по другим данным 7) учебных выходов? При этом за 194 ходовых часа было прой­дено 1621 миля.

Утром 9 сентября контр-адмирал Да Зара (Ammiraglio di Divisions Da Zara), командовавший ба­зирующимися в Таранто кораблями Force Navali da Battaglia, собрал всех должностных лиц, адмиралов и командиров кораблей для обсуждения с ними сооб­щения вице-адмирала Бергамини о заключенном перемирии и приказе короля о переходе кораблей итальянского флота в британские базы. Фразы сооб­щения не оставляли сомнений в трактовке приказа и пунктах следования (Мальта), хотя при этом говори­лось, что "...статьи условий перемирия исключают передачу кораблей британским командам и унижение итальянского флага". На совещании все согласились с необходимостью выполнения приказа, только контр-адмирал Галати выступил против сдачи флота и по­просил отстранить его от командования кораблями, отметив, что участие в подобном плавание на Мальту "слишком большое требование для его совести".

В 17 часов 9 сентября "Pompeo Magno" вме­сте с линкорами 5-й дивизии ("Andrea Doria" и "Caio Duilio"), крейсером "Luigi Cadorna" и эсминцем "Nicolosso da Recco" вышли из Таранто для следова­ния на Мальту, куда они успешно прибыли на сле­дующий день. По пути соединение было атаковано немецкими бомбардировщиками, но ущерба кораб­лям не нанесли. Большинство из этих кораблей к 14 числу перешли в Александрию, но крейсер "Pompeo Magno" остался на Мальте и был зачислен в состав 8-й дивизии. 4 октября он в составе международного соединения покинул английскую базу и перешел в Таранто, где 6 октября стал флагманом отдельной легкой крейсерской эскадры (Gruppo Incrociatori Leggeri).

Дальнейшая служба крейсера проходила на стороне союзных военно-морских сил. 1 февраля 1944 года крейсер вошел в состав 7-й дивизии. До конца войны корабль принял участие в 123 боевых выходах, включая 1 специальную операцию, 11 (по другим данным 13) учебных выходов, 52 (по другим данным 53) перевозки войск и имущества итальянских вооруженных сил, 22 перевозки союзных войск (в основном англичан), 37 (по другим данным 34) эс­кортных и иных операций. За это время крейсер про­вел в море 2052 ходовых часа, пройдя при этом 47128 миль.

После окончания войны "Pompeo Magno" вместе с "Attilio Regolo" и "Scipione Africano" оставал­ся в Ла Специи, но он не был включен в список ко­раблей подлежащих разделу и поэтому 15 июня 1949 года был разоружен, а 1 мая 1950 года исключен из списков флота. В дальнейшем он был модернизиро­ван и зачислен в состав итальянского флота (см. да­лее).

 

Giulio Germanico

 

Крейсер должен был стать четвертым из всту­пивших в строй кораблей этой серии. К 1 июля 1943 года готовность "Giulio Germanico" составляла 88 %, а к моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 года крейсер находился на верфи "Castellamare de Stabia" в готовности около 94 %. Он был полностью вооружен и находился на этапе дооборудования. Хотя экипаж корабля уже находился на борту командир назначен еще не был, и управлял им старший помощник капи­тан-лейтенант Баффиго (Capitano di Corvette Baffigo). 9 сентября немецкие войска атаковали верфь и ко­рабли в порту. Экипаж корабля, вместе с командами других кораблей, находившихся в гавани, отбил пер­вую атаку немцев, пытавшихся захватить корабли. Но через три дня, 11 сентября, атака повторилась, и на этот раз успешно для немцев. Прежде чем крейсер был захвачен, он успел расстрелять весь свой боеза­пас. Капитан-лейтенант Баффиго попал в плен - поз­же он был отправлен в Неаполь и там был расстрелян немцами.

28 сентября немецкие войска оставили город. При отступлении крейсер был затоплен в гавани. 27 февраля 1947 года "Giulio Germanico" был официаль­но исключен из списков флота. Через несколько лет во время очистки порта крейсер был поднят на по­верхность. В связи с тем, что состояние корабля ока­залось вполне удовлетворительным, было решено достроить крейсер и ввести его в состав флота (см. далее).

 

Ottaviano Augusto

 

Решением главного командования итальян­ского флота (Supermarina) корабль должен был войти в строй до конца 1943 года. И это было вполне ре­ально, так как уже к 1 июля 1943 года готовность крейсера составляла 85 %). В момент капитуляции Италии крейсер находился в Анконе в конечной ста­дии достройки, на корабль уже загружалось снабже­ние. Он был полностью вооружен, но при подходе немцев к Анконе часть зенитных орудий были сняты с корабля для создания линии обороны Monte Conero. Тем не менее 14 сентября немецкие войска захватили Анкону и все находившиеся в гавани корабли. Так как крейсер был почти полностью готов он представлял для немцев большую ценность, но воспользоваться им они не смогли. 1 ноября 1943 года во время напе­та союзной авиации на порт Анкону крейсер получил ряд повреждений и затонул на небольшой глубине прямо у пирса, перевернувшись на правый борт.

Официально крейсер был исключен из спи­сков флота 27 мая 1947 года.

 

Cornelio Silla

 

После капитуляции Италии перед союзниками недостроенный корабль, находившийся в Генуе по­близости от верфи "Ansaldo", был захвачен немцами. К этому времени готовность корабля составляла 84 % по корпусу. Большинство механизмов корабля (аналогично механизмам "Paolo Emilio") были исполь­зованы для снабжения достраивавшегося в Генуе авианосца "Aquilla". В июле 1944 года недостроенный корпус крейсера был сильно поврежден во время воздушных налетов авиации союзников и в результате вскоре затонул из-за поступления воды. Официально крейсер был исключен из списков итальянского флота 10 октября 1947 года.

 

Ulpio Traiano

 

Уже после спуска на воду строительство крейсера остановлено не было. Однако крейсер не дожил до полной готовности. Ночью 2/3 января 1943 года между 2 и 3 часами британские боевые пловцы (морские диверсанты) смогли подложить под днище крейсера, стоящего в гавани Палермо, заряды взрыв­чатого вещества. Взрыв, произошедший за несколько минут до в часов утра 3 января, разорвал крейсер на две части, которые почти сразу же затонули. Уже в 07.58 крейсер перестал существовать. Официально крейсер был исключен из списков флота 27 февраля 1947 года.

 

Caio Mario

 

Вскоре после спуска на воду работы на крей­сере были остановлены. Недостроенный корпус был отбуксирован на отстой в Ла Специю (по другим дан­ным в Геную) и использовался как угольный склад. В начале 1943 года его судьба должна была измениться - тогда по распоряжению главного командования итальянского флота (Supermarina) крейсер должен был стать седьмым в серии вместо погибшего "Ulpio Traiano". Однако работы на нем так и не были про­должены (по некоторым сведениям начало работ специально саботировалось антифашистскими орга­низациями и движением сопротивления), и к моменту заключения перемирия 9 сентября 1943 года он по-прежнему находился в Ла Специи, загруженный топ­ливом. В таком состоянии он был захвачен немцами. В апреле 1945 года когда порт был освобожден, за­топленные обломки корабля были обнаружены в до­строечном бассейне Abruzzi военно-морского арсена­ла. Так как, по признанию итальянцев, следов взрыва корпус корабля обнаружено не было предполагается, что недостроенный крейсер затонул сам, в результате поступления воды через разошедшиеся швы и иные возможные пробоины.

Официально крейсер был исключен из спи­сков итальянского флота 23 мая 1947 года распоря­жением Председателя временного правительства Италии.

 

Claudio Tiberio

 

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. По отчетным заводским документам уже собранные конструкции разобраны на стапеле в пе­риод между 24 декабря 1941 года и 18 февраля 1942 года.

Однако имеются сведения, что даже после приказа о прекращении строительства работы на нем продолжались вплоть до конца 1941 года и готов­ность корабля оказалась достаточно высокой. В архи­вах был обнаружен проект перестройки этого крейсе­ра в танкер, датированный сентябрем 1941 года, что своим выбором подтверждает высокую степень готов­ности. Позже, в период подписания перемирия Ита­лии с союзниками 8 сентября 1943 года недостроен­ный корпус корабля находился на стапеле и был за­хвачен немцами. Доведенный до спусковой готовно­сти он спущен на воду и затем использован немцами как буксируемая баржа для транспортировки воинско­го имущества немецкой армии и различных иных материалов из Ливорно в Геную. Дальнейшая судьба в этом варианте неизвестна.

 

Paolo Emilio

 

Строительство крейсера было остановлено еще на ранней стадии постройки в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 20 октября 1941 года и 10 февраля 1942 года. Полностью готовые машины для крейсера, вместе с механизмами "Cornelio Silla", были отправ­лены в Геную, где их предполагалось использовать на строящемся авианосце "Aquilla".

 

Claudio Druso

 

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 16 декабря 1941 года и 30 апреля 1942 года.

 

Vipsanio Agrippa

 

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года на ранней стадии постройки. Уже собран­ные конструкций разобраны на стапеле в период ме­жду 1 июля 1941 года и 20 августа 1942 года.