Военный период в судьбе кораблей
Attilio Regolo
Головной крейсер серии "Attilio Regolo" вступил в строй итальянского флота 14 мая 1942 года. Можно сказать, что корабль не проходил ходовых испытаний - были проведены лишь пробы механизмов и сделано несколько пробегов для определения фактической скорости. Проверку корабля предстояло сделать уже в боевых условиях.
После вступления в строй "Attilio Regolo" был зачислен в состав легких сил и возглавил группу современных эсминцев. Тем не менее первое время после вступления в строй крейсер не привлекался к боевым действиям, занимаясь боевой подготовкой и отработкой учебных задач.
В начале ноября 1942 года морское командование флота Италии решило выставить ряд минных заграждении на подходах к своим базам. В этой операции принял участие и "Attilio Regolo". Вечером 7 ноября крейсер под флагом контр-адмирала Гаспари (Contrammiragfio Gasparri) вышел из Палермо во главе группы эсминцев в составе "Mitragliere", "Ascari", "Antonio Pigafetta", "Antonio da Nolli". "Nicola Zeno" и старого эсминца времен Первой мировой войны Tabrizzi". Им предстояла постановка минного заграждения южнее Сицилии, получившего номер S-8. Выполнив задачу, корабли следующим утром возвращались в базу вместе с присоединившимся к ним эсминцем "Corazziere", следуя двумя линиями для более удобного отражения атак с воздуха. В 10.24 утра "Attilio Regolo" был поражен торпедой с британской подводной лодки "Unruffed". Торпеда попала в носовую часть крейсера, которая оказалась оторвана взрывом почти до орудийных башен и немедленно затонула. Оставшаяся часть крейсера осталась на плаву, и поступление воду удалось остановить. Более того корабль сохранил возможность маневрирования работающими винтами. Тем не менее крейсер был взят на буксир и утром 9 ноября прибыл в Палермо. Причем по пути имела место еще одна торпедная атака с британской подводной лодки "United", однако атака была сорвана эсминцами, своевременно ее обнаружившими. По прибытии крейсер был отправлен в ремонт, во время которого к нему пристроили новую носовую оконечность.
1 апреля 1943 года из состава двух флотов морских сил Италии был сформированный объединенный флот, получивший название Force Navali da Battagtia (дословно с итал. морские боевые силы -англ. Naval Battle Force). Его командующим был назначен вице-адмирал. Бергамини (Ammiragtio di Squadra Bergamini), флаг которого был поднят на линейном корабле "Littorio" (так же как и флаг прежнего командующего флота вице-адмирала Аячио (Ammiraglio di Squadra lachino). В состав Force Navali da Battaglia вошли 6 линейных кораблей (две дивизии), 10 крейсеров (три дивизии), 21 эскадренный миноносец (объединенных в одну группу из шести флотилий). Все корабли базировались в Ла Специи, Генуе и Таранто. "Attilio Regolo" и "Scipione Africano" были причислены к группе эскадренных миноносцев из-за близких с ними характеристик. Летом 1943 года к ним присоединился "Pompeo Magno". Однако в середине августа "Scipione Africano" и "Pompeo Magno" вместе с крейсером "Luigi Cadorna" образовали отдельную легкую крейсерскую эскадру (Gruppo Incrociatori Legged).
В момент заключения перемирия крейсер "Attilio Regolo" находился в Генуе. Рано утром 8 сентября 1943 года он под флагом командира группы эсминцев капитана 1-го ранга Гарфало (Capitano di Vascello Garfalo), вместе с другими итальянскими кораблями вышел в море и в соответствии с условиями перемирия присоединился к крейсерам 8-й дивизии "Duca degti Abruzzi" и "Giuseppe Garibaldi" контр-адмирала Бианчери (Ammiraglio di Oivisione Biancheri), вместе с которыми встретился в Тиренском море с главными силами флота Force Navali da Battaglia под флагом командующего вице-адмирал Бергамини. Здесь капитан 1-го ранга Гарфало опустил свой флаг и на следующий день отбыл а Ла Специю. На "Attilio Regolo" был поднят флаг капитана 2-го ранга Natarbartolo (Capitano di Fregata Natarbartolo).
В ожидании получения окончательных условий сдачи флота адмирал Бергамини первоначально направил свой флот в порт Ла Маддалена на Сардинии, а чуть позже отправился на Мальту. После полудня следующего дня корабли на широте залива Asinara были атакованы немецкими бомбардировщиками Do-217, но итальянцы при этом даже не объявили боевой тревоги. Не имея противодействия немцы вполне удачно отбомбились, применив новый управляемой по радио авиабомбы типа "X". В результате в 16.11 был потоплен новейший италийский линейный корабль "Roma". Для спасения личного состава были направлены "Attilio Regolo", эсминцы "Mitragliere", "Carabiniere", "Fuciliere" и эскортные миноносцы "Pegaso", "Orsa" и "Impetuoso". Из 1948 человек, находившихся на борту "Roma", удалось спасти только 622, но и из них 24 человека позже умерли от ран. Занимаясь спасением людей корабли потеряли связь с главными силами, поэтому командование над группой кораблей принял старший по званию капитан 1-го ранга Марини (Capitano di Vascelie Marini), державший флаг на "Mitragliere". Он ничего не знал об условиях перемирия (они были оглашены только штабу эскадры) и поэтому не представлял кого считать союзником, а кого противником. Не имея никаких сведений о направлении движения главных сил (Мальта) и не зная ситуации в своих базах, он также не предпринял попыток возвратиться в какой-либо итальянский порт. В результате, что бы сохранить корабли, Марини вместе с тремя эсминцами и "Attilio Regoto" отправился на Балеары (территория Испании) и 10 сентября прибыл в порт Маон (Matron), Здесь корабли были интернированы до окончания боевых действий. Миноносцы, шедшие самостоятельно, также пришли на один к Балеарским островам, однако только командир "Orsa" принял решение интернироваться и чуть позже присоединился к эсминцам в Маоне. Два других миноносца "Pegaso" и "Impetuoso" 11 сентября были затоплены экипажами в заливе Поленэа на Майорке. В конце войны поведение командиров этих кораблей капитана 2-го ранга Франкавилла (Capitano di Fregata Imperiali di Francavilla) и капитана 3-го ранга Фулгоси (Capitano di Corvette Cigala Fulgosi) было рассмотрено Следственной Комиссией ВМС по вопросам морской чести и признано удовлетворяющим существовавшей обстановке.
Всего о момента вступления в отрой и до интернирования "Attilio Regolo" совершил 20 выходов в море, из них 14 учебных, 4 эскортирования, 1 специальная операция и 1 роковой для корабля выход на минную постановку.
Крейсер оставался интернированным в Испании в течение шестнадцати месяцев - до 15 января 1945 года. В этот период 1300_человек экипажей крейсера и эсминцев прошли проверку на верность новому антифашистскому правительству Италии. 15 января крейсер вышел из порта Маон и, сделав остановку 19-22 января в Алжире, прибыл 23 января в Таранто, где присоединился к 7-й дивизии. До окончания боевых действий крейсер вместе с кораблями союзников совершил три транспортных рейса (1962 мили за 113 ходовых часов). После капитуляции Германии и полного окончания войны крейсер вместе с однотипными кораблями был оставлен в Ла Специи в ожидании своей участи. Позже он был передан Франции (см. далее).
Scipione Africano
Крейсер "Scipione Africano" стал вторым крейсером этой серии, вступившим в строй итальянского флота - 23 апреля 1943 года. После завершения ускоренной программы боевой подготовки "Scipione Africano", как и головной "Attilio Regolo" был зачислен в группу эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia) и некоторое время базировался в Генуе и Ла Специи.
В середине июля 1943 года крейсер получил приказ перейти в Таранто. При этом предполагался ночной прорыв через Мессинский пролив между континентальной Италией и Сицилией, уже ставший опасным из-за действий здесь морских сил и авиации союзников. В 06.30 утра 15 июля "Scipione Africano" вышел в море и вечером прибыл в Неаполь, здесь на корабле было смонтировано оборудование для связи с истребителями, а также устройство постановки помех сигналам радаров (аналогичное Metox). В 18.15 вечера следующего дня крейсер вышел из гавани Неаполя и направился в Таранто. Ночью 16/17 июля, вскоре после 2 часов, уже находясь в Мессинском проливе на крейсере обнаружили присутствие на расстоянии 6 миль впереди по курсу нескольких катеров. Это были британские торпедные катера МТ6-260, -313, -315 и -316. Командир "Scipione Africano" капитан 1-го ранга Пелегрини (Capstans di Vascello De Pellegrini dai Cos) приказал увеличить скорость до 40 узлов и приготовиться к бою. Некоторые подробности произошедшей затем короткой схватки не выяснились и до сих пор. По итальянской версии один из катеров взорвался, второй был подожжен и быстро сгорел, третий катер опрокинулся и затонул. Только один из катеров смог выйти из боя. Англичане признают гибель со всем экипажем катера МТВ-316, повреждения на катере МТВ-260 и полностью отрицают какие-либо повреждения (и тем более гибель) на МТВ-313 и -315. Дополнительные противоречия возникли из-за обломков механизмов британского катера, якобы упавших после взрыва на палубу крейсера и на которых имелась маркировка катера МТВ-305, хотя достоверно установлено, что этого катера в районе боя в то время не было. Естественно, скоротечность ночной схватки нескольких быстроходных, резко маневрировавших кораблей не позволяет даже приблизительно восстановить тактический ход боя, и поэтому многие невязки остаются нерешенными. Эта короткая перестрелка показала высокие боевые возможности крейсера. Командир крейсера капитан 1-го ранга Пелегрини в рапорте о ночном бое отмечал, что "...все вооружение, орудия и автоматы, открыли огонь с такой точностью и стремительностью, что это могло бы меня сильно удивить, если бы я заранее не был осведомлен о возможностях корабля". Как факт он отмечал, что во время этого боевого столкновения "Scipione Africano" на короткое время развил скорость 43 узла.
Через несколько минут после схватки "Scipione Africano" оказался в секторе огня немецкой береговой батареи, которая открыла огонь, хотя итальянское командование сообщило о предстоящем проходе проливом своего крейсера. Тем не менее попаданий отмечено не было, и "Scipione Africano" невредимым прибыл в Таранто в 09.46 утра 18 июля.
В период с 4 до 17 августа "Scipione Africano" вместе с крейсером "Luigi Cadorna" принял участие в четырех минно-заградительных операциях в заливе Squillace (Калабрия) и в районе Таранто. Эти заграждения должны были воспрепятствовать намечавшемуся вторжению союзников.
15 августа "Scipione Africano" и недавно вступивший в строй "Pompeo Magno" вошли в состав отдельной легкую крейсерской эскадры (Gruppo Incrociatori Leggeri) под командованием контр-адмирала Галати, поднявшего флаг на крейсере "Luigi Cadorna". При этом соединение продолжало базироваться в Таранто.
Всего до заключения перемирия 8 сентября 1943 года крейсер совершил 24 боевых выхода, в том числе 5 минных постановок, 5 эскортирований, 1 специальную миссию и 13 учебных выходов. При этом за 159 ходовых часов корабль прошел 2759 миль.
В 6 часов утра 9 сентября командование морскими силами Италии (Supermarina - управление стратегического планирования) отдало приказ по возможности быстрее собраться в Пескаре (Pescara) крейсерам "Scipione Africano" из Таранто, корветам "Scirmtarra" из Бриндиэи и "Baionetta" из Полы. Первым прибыл 9 сентября в 21.05 корвет "Baionetta", на борт которого сразу же поднялись глава правительства Италии премьер-министр маршал Бадольо (Badoglio) и министр военного флота вице-адмирал Куртена (Ammiraglio di Squadra De Courten). Затем корвет перешел в Ортону (Ortona), где через час после полуночи к пассажирам добавились король Италии, его семья и свита. Прибывший около полуночи в Пескару "Scipione Africano" утром, примерно в 7 часов 10 сентября, соединился с "Baionetta" и в дальнейшем сопровождал корвет до Бриндизи. На переходе радиостанция крейсера принимала все сообщения, направляемые для короля и передавала их на корвет.
29 сентября "Scipione Africano" перевез на Мальту маршала Бадольо, морского министра Куртена и британского генерала МакФарлана (General MacFariane), которые на борту линейного корабля "Nelson" должны были договориться о продлении условий перемирия и дальнейшем сотрудничестве Италии с союзниками.
С 6 октября 1943 года до 1 февраля 1944-го "Scipione Africano" являлся флагманским кораблем капитана 1-го ранга Гарфало (Capitano di Vascello Garfalo), вступившего в командование вновь сформированной группы крейсеров и эсминцев. А с 1 февраля крейсер входил в состав 7-й дивизии. За это время крейсер, неся боевую службу на стороне союзников, совершил 139 боевых выходов (по другим данным 146 - далее в скобках), в числе которых 3 (2) специальных миссии, 62 (67) перевозки войск и имущества итальянских вооруженных сил, 42 (35) перевозки союзных войск (в основном англичан), 32 иные операции, включая 7 эскортных (по другим данным 42 иных операции, включая 9 учебных выходов). За это время крейсер провел в море 2448 ходовых часа, пройдя 56635 миль.
После окончания войны крейсер вместе со своими систершипами оставался в Ла Специи в ожидании своей участи. В дальнейшем он был передан флоту Франции (см. далее).
Pompeo Magno
Крейсер "Pompeo Magno" вступил в строй итальянского флота 4 июня 1943 года - последним из этой серии, когда положение Италии на средиземноморском театре уже становилось довольно угрожающим. После завершения ускоренной программы боевой подготовки "Pompeo Magno" был причислен к группе эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia), но уже t5 августа "Pompeo Magno" вместе с "Scipione Africano" и "Luigi Cadorna" образовали отдельную легкую крейсерскую эскадру (Gruppo Incrociatori Leggeri) под флагом контр-адмирала Галати (Contrammiraglio Galati), державшего флаг на крейсере "Luigi Cadorna", с базированием в Таранто.
Всего за три месяца активной службы крейсер осуществил 17 выходов в море, включая 3 эскортных перехода и 4 (по другим данным 7) учебных выходов? При этом за 194 ходовых часа было пройдено 1621 миля.
Утром 9 сентября контр-адмирал Да Зара (Ammiraglio di Divisions Da Zara), командовавший базирующимися в Таранто кораблями Force Navali da Battaglia, собрал всех должностных лиц, адмиралов и командиров кораблей для обсуждения с ними сообщения вице-адмирала Бергамини о заключенном перемирии и приказе короля о переходе кораблей итальянского флота в британские базы. Фразы сообщения не оставляли сомнений в трактовке приказа и пунктах следования (Мальта), хотя при этом говорилось, что "...статьи условий перемирия исключают передачу кораблей британским командам и унижение итальянского флага". На совещании все согласились с необходимостью выполнения приказа, только контр-адмирал Галати выступил против сдачи флота и попросил отстранить его от командования кораблями, отметив, что участие в подобном плавание на Мальту "слишком большое требование для его совести".
В 17 часов 9 сентября "Pompeo Magno" вместе с линкорами 5-й дивизии ("Andrea Doria" и "Caio Duilio"), крейсером "Luigi Cadorna" и эсминцем "Nicolosso da Recco" вышли из Таранто для следования на Мальту, куда они успешно прибыли на следующий день. По пути соединение было атаковано немецкими бомбардировщиками, но ущерба кораблям не нанесли. Большинство из этих кораблей к 14 числу перешли в Александрию, но крейсер "Pompeo Magno" остался на Мальте и был зачислен в состав 8-й дивизии. 4 октября он в составе международного соединения покинул английскую базу и перешел в Таранто, где 6 октября стал флагманом отдельной легкой крейсерской эскадры (Gruppo Incrociatori Leggeri).
Дальнейшая служба крейсера проходила на стороне союзных военно-морских сил. 1 февраля 1944 года крейсер вошел в состав 7-й дивизии. До конца войны корабль принял участие в 123 боевых выходах, включая 1 специальную операцию, 11 (по другим данным 13) учебных выходов, 52 (по другим данным 53) перевозки войск и имущества итальянских вооруженных сил, 22 перевозки союзных войск (в основном англичан), 37 (по другим данным 34) эскортных и иных операций. За это время крейсер провел в море 2052 ходовых часа, пройдя при этом 47128 миль.
После окончания войны "Pompeo Magno" вместе с "Attilio Regolo" и "Scipione Africano" оставался в Ла Специи, но он не был включен в список кораблей подлежащих разделу и поэтому 15 июня 1949 года был разоружен, а 1 мая 1950 года исключен из списков флота. В дальнейшем он был модернизирован и зачислен в состав итальянского флота (см. далее).
Giulio Germanico
Крейсер должен был стать четвертым из вступивших в строй кораблей этой серии. К 1 июля 1943 года готовность "Giulio Germanico" составляла 88 %, а к моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 года крейсер находился на верфи "Castellamare de Stabia" в готовности около 94 %. Он был полностью вооружен и находился на этапе дооборудования. Хотя экипаж корабля уже находился на борту командир назначен еще не был, и управлял им старший помощник капитан-лейтенант Баффиго (Capitano di Corvette Baffigo). 9 сентября немецкие войска атаковали верфь и корабли в порту. Экипаж корабля, вместе с командами других кораблей, находившихся в гавани, отбил первую атаку немцев, пытавшихся захватить корабли. Но через три дня, 11 сентября, атака повторилась, и на этот раз успешно для немцев. Прежде чем крейсер был захвачен, он успел расстрелять весь свой боезапас. Капитан-лейтенант Баффиго попал в плен - позже он был отправлен в Неаполь и там был расстрелян немцами.
28 сентября немецкие войска оставили город. При отступлении крейсер был затоплен в гавани. 27 февраля 1947 года "Giulio Germanico" был официально исключен из списков флота. Через несколько лет во время очистки порта крейсер был поднят на поверхность. В связи с тем, что состояние корабля оказалось вполне удовлетворительным, было решено достроить крейсер и ввести его в состав флота (см. далее).
Ottaviano Augusto
Решением главного командования итальянского флота (Supermarina) корабль должен был войти в строй до конца 1943 года. И это было вполне реально, так как уже к 1 июля 1943 года готовность крейсера составляла 85 %). В момент капитуляции Италии крейсер находился в Анконе в конечной стадии достройки, на корабль уже загружалось снабжение. Он был полностью вооружен, но при подходе немцев к Анконе часть зенитных орудий были сняты с корабля для создания линии обороны Monte Conero. Тем не менее 14 сентября немецкие войска захватили Анкону и все находившиеся в гавани корабли. Так как крейсер был почти полностью готов он представлял для немцев большую ценность, но воспользоваться им они не смогли. 1 ноября 1943 года во время напета союзной авиации на порт Анкону крейсер получил ряд повреждений и затонул на небольшой глубине прямо у пирса, перевернувшись на правый борт.
Официально крейсер был исключен из списков флота 27 мая 1947 года.
Cornelio Silla
После капитуляции Италии перед союзниками недостроенный корабль, находившийся в Генуе поблизости от верфи "Ansaldo", был захвачен немцами. К этому времени готовность корабля составляла 84 % по корпусу. Большинство механизмов корабля (аналогично механизмам "Paolo Emilio") были использованы для снабжения достраивавшегося в Генуе авианосца "Aquilla". В июле 1944 года недостроенный корпус крейсера был сильно поврежден во время воздушных налетов авиации союзников и в результате вскоре затонул из-за поступления воды. Официально крейсер был исключен из списков итальянского флота 10 октября 1947 года.
Ulpio Traiano
Уже после спуска на воду строительство крейсера остановлено не было. Однако крейсер не дожил до полной готовности. Ночью 2/3 января 1943 года между 2 и 3 часами британские боевые пловцы (морские диверсанты) смогли подложить под днище крейсера, стоящего в гавани Палермо, заряды взрывчатого вещества. Взрыв, произошедший за несколько минут до в часов утра 3 января, разорвал крейсер на две части, которые почти сразу же затонули. Уже в 07.58 крейсер перестал существовать. Официально крейсер был исключен из списков флота 27 февраля 1947 года.
Caio Mario
Вскоре после спуска на воду работы на крейсере были остановлены. Недостроенный корпус был отбуксирован на отстой в Ла Специю (по другим данным в Геную) и использовался как угольный склад. В начале 1943 года его судьба должна была измениться - тогда по распоряжению главного командования итальянского флота (Supermarina) крейсер должен был стать седьмым в серии вместо погибшего "Ulpio Traiano". Однако работы на нем так и не были продолжены (по некоторым сведениям начало работ специально саботировалось антифашистскими организациями и движением сопротивления), и к моменту заключения перемирия 9 сентября 1943 года он по-прежнему находился в Ла Специи, загруженный топливом. В таком состоянии он был захвачен немцами. В апреле 1945 года когда порт был освобожден, затопленные обломки корабля были обнаружены в достроечном бассейне Abruzzi военно-морского арсенала. Так как, по признанию итальянцев, следов взрыва корпус корабля обнаружено не было предполагается, что недостроенный крейсер затонул сам, в результате поступления воды через разошедшиеся швы и иные возможные пробоины.
Официально крейсер был исключен из списков итальянского флота 23 мая 1947 года распоряжением Председателя временного правительства Италии.
Claudio Tiberio
Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. По отчетным заводским документам уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 24 декабря 1941 года и 18 февраля 1942 года.
Однако имеются сведения, что даже после приказа о прекращении строительства работы на нем продолжались вплоть до конца 1941 года и готовность корабля оказалась достаточно высокой. В архивах был обнаружен проект перестройки этого крейсера в танкер, датированный сентябрем 1941 года, что своим выбором подтверждает высокую степень готовности. Позже, в период подписания перемирия Италии с союзниками 8 сентября 1943 года недостроенный корпус корабля находился на стапеле и был захвачен немцами. Доведенный до спусковой готовности он спущен на воду и затем использован немцами как буксируемая баржа для транспортировки воинского имущества немецкой армии и различных иных материалов из Ливорно в Геную. Дальнейшая судьба в этом варианте неизвестна.
Paolo Emilio
Строительство крейсера было остановлено еще на ранней стадии постройки в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 20 октября 1941 года и 10 февраля 1942 года. Полностью готовые машины для крейсера, вместе с механизмами "Cornelio Silla", были отправлены в Геную, где их предполагалось использовать на строящемся авианосце "Aquilla".
Claudio Druso
Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 16 декабря 1941 года и 30 апреля 1942 года.
Vipsanio Agrippa
Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года на ранней стадии постройки. Уже собранные конструкций разобраны на стапеле в период между 1 июля 1941 года и 20 августа 1942 года.