Крейсеры типа "Capitani Romani" в послевоенный период
"Attilio Regolo" и "Scipione Africano" под французским флагом ("Chateaurenault" и "Guichen")
Вскоре после капитуляции Германии и полного окончания войны перед союзниками - державами-победительницами - встал вопрос о разделе флотов стран гитлеровской коалиции. Как известно, Великобритания и Соединенные Штаты предлагали итальянский флот не делить, имея в виду участие Италии с осени 1943 года в войне против Германии. Это было вполне оправдано для английского и американского флотов, за годы войны не только сохранивших, но даже увеличивших свой количественный состав и не заинтересованных в кораблях, принципиально не соответствующих их военно-морской доктрине. Однако советский и французский флоты, понесшие большие потери в ходе боевых действий не могли отказаться от возможности пополнить свой корабельный состав. Исходя из этого Сталин настоял на разделе большей части итальянского флота между союзниками.
По решению тройственной комиссии 1948 года два легких крейсера типа "Capitani Roman!" подлежали передаче флоту Франции. В связи с этим 26 июля 1948 года "Attilio Regolo" был исключен из списков итальянского флота и вскоре ушел из Ла Специи в Тулон, куда прибыл 1 августа того года. Там он был зачислен в состав флота Франции - первоначально под регистрационным номером "R-4". Через неделю, 9 августа 1948 года из списков итальянского флота был исключен "Scipione Africano", также находившийся в Ла Специи в ожидании своей участи. 15 августа он прибыл в Тулон и был зачислен в состав флота Франции под регистрационным номером " S-7".
Как известно, во время войны французский флот понес большие потери, причем не столько в личном составе, как в корабельном. В связи с этим большое количество кораблей, построенных в Англии и Америке, были переданы Франции и укомплектованы французскими экипажами. Нелишне упомянуть, что это вполне соответствовало политике правительства Соединенных Штатов, считавшего, что участие Америки в войне на европейском театре должно ограничиваться только снабжением оружия, а живой силой лишь в минимальном количестве, необходимом только -для политического веса. Так или иначе, но даже после окончания войны переданные французскому флоту корабли по большей части оставались в его составе достаточно долго, а часть кораблей так и не были возвращена. Если учесть, что после войны французский флот пополнился также кораблями Германии и Италии, то можно представить что представляли собой в этот период военно-морские силы Франции. По-существу, это было собрание разнотипных военных кораблей и судов французской, английской, американской, немецкой и итальянской постройки, сильно различающихся как по техническим характеристикам, так и по тактическому предназначению. Не удивительно, что перед морским командованием в первую очередь стояла задача привести эти корабли хотя бы к приблизительным стандартам французского флота, что позволило бы создать из них соединения более или менее однородных кораблей. Естественно, это требовало проведения обширных модернизационных работ, в первую очередь касавшихся артиллерии кораблей.
На обоих бывших итальянских крейсерах также предполагалось провести подобные работы. Осенью 1948 года на крейсерах были подняты французские военно-морские флаги, при этом корабли получили новые имена - "Attilio Regolo" стал называться "Chateaurenault", a "Scipione Africano" - "Guichen". Эти названия в честь знаменитых французских адмиралов (Адмирал Francois de Rousselet de Chateaurenault (1637-1716) одержал ряд побед над англичанами, французами и испанцами, но потерпел поражение в бухте Виго в 1702 году (знаменитая история с захватом одиннадцати испанских галеонов с казной); адмирал Luc Urbain du Bouexic de Guichen (1712-1790) был достаточно известным морским теоретиком времен войны за независимость Соединенных Штатов) предназначались для серийных крейсеров довоенной программы 1938 года типа "De Grasse".
Оба крейсера некоторое время классифицировались как легкие крейсера и практически не выходили в море. Только через несколько мирных лет, когда Франция "всерьез занялась восстановлением национальных военно-морских сил, и, с учетом опыта войны, была создана новая доктрина флота, на крейсера вновь обратили внимание. Переклассифицированные в эскортные корабли при эскадре (официально Escorteurs d'Escadre) они предназначались для сопровождения в длительных переходах линкоров и авианосцев, осуществляя противолодочное и противовоздушное прикрытие. Одновременно они исполняли функции лидеров флотилий эсминцев и кораблей управления. В 1951-1954 годах корабли прошли обширную модернизацию на верфи в Ла Сейне. Объем работ включал полное изменение артиллерийского и торпедного вооружения, а также радиоэлектронного и радарного оборудования. В связи с этим пришлось произвести перепланировку большинства верхних помещений и перестройку надстроек, что сильно изменился силуэт корабля. Одновременно проводился капитальный ремонт механизмов. В целом были произведены следующие изменения в вооружении:
- Главная артиллерия заменена на шесть 105-мм орудий немецкого производства в трех спаренных установках (с возможностью стрельбы по самолетам), размещенных в носу (одна) и корме (две) на позициях орудийных башен 1 (на ярус выше), 3 и 4.
- Зенитную артиллерию помимо 105-мм орудий составляли пять спаренных 57-мм зенитных автоматов, из которых одну разместили на носовой надстройке на месте прежней орудийной башни 2 (но на один ярус выше), а четыре других были установлены побортно на средней надстройке, позади второй дымовой трубы.
- Противокорабельное торпедное вооружение заменено на четыре строенных торпедных аппарата для 550-мм противолодочных торпед, побортно размещенных в местах прежних позиций торпедных аппаратов.
- Радиоэлектронное оборудование составили радары французского производства контроля воздушного пространства типа "DRBV-20A" и для отображения надводной обстановки типа "DRBV-11", а также артиллерийские радары типа "DRBC-31". На кораблях появилось также более совершенное электронное противолодочное вооружение, а также радиоаппаратура новых образцов.
Это перевооружение обусловило изменение внешнего вида и силуэта кораблей, что выразилось в следующем:
- Переразмещение торпедных аппаратов позволило соединить среднюю надстройку с кормовой. На месте носового аппарата были размещены спасательные шлюпки.
- Ликвидирован кормовой пост управления огнем.
- Нижний ярус носовой надстройки удлинен в нос и теперь включал носовую позицию прежней башни № 1. Аналогично второй ярус также удлинен в нос и уравнялся с позицией прежней носовой башни № 2. Соответственно позиции носовых 105-мм установки и 57-мм автоматов были подняты на один ярус относительно размещения прежних орудийных башен. Третий ярус надстройки также удлинился, но уже в направлении кормы, и приблизился к носовой дымовой трубе. Такое изменение надстройки сильно увеличило площадь внутренних помещений, что было необходимо в связи с выполнением кораблем функций управления соединением.
- Изменилась планировка поста рулевого управления.
- Изменен рангоут кораблей - на месте треногой фок-мачты установлена ажурная мачта с размещенными на ней антеннами радаров "DRBV-20A" и "DRBV-11". Позади нее, но перед дымовой трубой установлена легкая вторая мачта с растяжками радиоантенн и для несения сигналов и флагов.
- Крейсеры получили по три дальномера - один
для управления 105-мм орудиями на месте прежнего носового поста управления огнем и два для управления стрельбой 57-мм автоматов на специальных платформах по бокам от второй дымовой трубы..
- В результате всех произведенных работ стандартное водоизмещение кораблей выросло до 3680 тонн, а полное до 5500 тонн.
- Экипаж кораблей по штату теперь составляли 353 человека.
После вступления в строй в 1954 году и зачисления в соединения кораблям были присвоены тактические номера постоянных военно-морских сил НАТО в Средиземном море - D-606 для "Chateaurenault" и D-607 для "Oukshen".
Вторая половина 50-х годов для французского флота отмечена пополнением большим количеством эскортных кораблей, не говоря уже о крейсерах ПВО "Colbert" и "De Grasse" (Croiseurs Anti-Aerlens). И в том числе в этот период вступили в строй восемь эсминцев типа "Surcouf", пять типа "Duperre", четыре ракетных типа "Kersaint". Все эти корабли, подобно "Guichen" и "Chateaurenault" классифицировались как Escorteurs d'Escadre и предназначались для аналогичных целей. При таком количестве специально построенных кораблей надобность в переоборудованных отпала и в 1958 году "Chateaurenault" и "Guichen" прошли следующую модернизацию, целью которой стало переоборудование кораблей исключительно в корабли управления. При этом с кораблей были сняты кормовые 105-мм орудия и оба кормовых торпедных аппарата. Вместо них были более развиты надстройки, что сильно увеличило объемы помещений для размещения новых служб.
В качестве кораблей управления они служили недолго. Уже 1 апреля 1961 года из списков флота был исключен "Guichen", а через полтора года, 1 октября 1962-го и "Chateaurenault". Однако если последний вскоре был разобран на металл, то корпус "Guichen" через некоторое время, с 21 июня 1963 года использовался как блокшив, а позже, во второй половине 70-х годов использован при строительстве волнолома в одном из французских портов.
"Pompeo Magno" и "Giulio Germanico" после войны ("San Giorgio" и "San Marco")
Условия мирного договора Италии с союзниками предусматривали передачу французскому флоту двух кораблей типа "Capitani Romani". Однако третий крейсер "Pompeo Magno", стоявший в Ла Специи вместе с "Attilio Regolo" и "Scipione Africano", не был включен в список кораблей, подлежащих разделу и остался в Италии. 1 мая 1948 года приказом Президента республики Италия крейсер был исключен из состава действующего флота и переклассифицирован в портовое судно (блокшив) "FV-1". 15 июня 1949 года он был разоружен, а 1 мая 1950 года исключен из списков флота. Несмотря на это корабль на слом не предназначался, а был просто оставлен у стенки в ожидании лучших времен, которые, впрочем наступили для него довольно быстро.
С 1 января 1950 года вступила в реализацию первая послевоенная программа кораблестроения, обозначенная как "1-я программа восстановления флота". В числе прочих мероприятий в ней предусматривались перестройка и модернизация "Pompeo Magno", а также подъем и восстановление однотипно-то крейсера "Giulio Germanico", затопленного в гавани Кастелламаре немцами при их отступлении и официально исключенного из списков итальянского флота 27 февраля 1947 года. Поднятый на поверхность корабль оказался во вполне удовлетворительном состоянии и в ожидании ремонта был классифицирован как портовое судно (блокшив) "FV-2".
1 марта 1951 года указом Президента' республики "Pompeo Magno" был зачислен в состав итальянского флота под именем "San Giorgio", a 5 -марта в состав флота был включен "Giulio Germanico" под именем "San Marco". При этом .оба корабля классифицировались как эскадренные миноносцы (Cacciatorpediniere di. Squadra) (Интересно отметить, что названия кораблей нельзя связывать с Церковными канонами и.именами соответствующих святых, так как в итальянском военном флоте не существовало подобных традиций. Святой Марко, издавна являвшийся покровителем морского союза республики Венеция, к XIX-XX векам уже считался одним из символов военных моряков Италии. Имя "San Giorgio" носили многие союзы рыцарей-наемников-(кондотьеров) XIV-го века и в том числе известный рыцарь Alberico da Barbiano). Модернизационные работы и ремонт "San Giorgio" осуществляла верфь "Cantieri del Tirreno" в Генуе, "San Marco" - верфь "Navalmeccanica" в Кастелламаре ди Стабиа. Работы начались в 1953 году и были закончены в июне 1955 года на "San Giorgio" (вступил в строй 1 июля 1955 года) и в декабре на "San Marco" (вступил в строй 1 января 1956 года).
Во время модернизации корабли получили новое артиллерийское и радиоэлектронное вооружение (в основном американского производства). Одновременно были частично переделаны надстройки корабля, перепланированы внутренние помещения, а также проведен капитальный ремонт механизмов.
После модернизации вооружение кораблей составляли три спаренных установки орудий универсального калибра 127 мм с длиной ствола 38 калибров (размещенных на позициях прежних башен № 1, 3 и 4), двадцать 56-калиберных 40 мм зенитных автоматов, один реактивный бомбомет "Merion" с тремя направляющими для бомб калибром 305 мм (на позиции прежней башни № 2), четыре бортовых бомбомета и один кормовой бомбосбрасыватель.
В результате всех переделок стандартное водоизмещение корабля увеличилось до 3950 тонн, а полное - до 5600 тонн.
На ходовых испытаниях корабли развили скорость 40 ("San Giorgio") и 41 ("San Marco") узлов, но реальная полная скорость в морских условиях признавалась как 38 узлов.
Вступив в строй как эскадренные миноносцы, корабли получили тактические номера постоянных военно-морских сил НАТО в Средиземном море D-562 для "San Giorgio" и D-563 для "San Marco". Через год, 10 апреля 1957 года (приказ вступил в силу о 13 мая) корабли были переклассифицированы в лидеры флотилий (Cacciatorpedeniere Conduttori) и использовались как флагманы дивизий кораблей.
В дальнейшем служба кораблей не отличалась от обычной службы мирного времени - боевая подготовка, учебные походы и визиты вежливости в своих и чужих портах.
В 1963-1965 годах "San Giorgio" прошел вторичную модернизацию и был переоборудован в учебный корабль Военно-Морской Академии (Accademia Navale) в Ливорно. Одновременно корабль мог исполнять функции корабля управления, заменив в згой роли прежний крейсер "Raimondo Montecucoli". Объем работ охватывал изменение вооружения корабля, перестройку надстроек, замену части оборудования и механизмов, а также уменьшение мощности главной энергетической установки, так как в новом качестве кораблю не было необходимости иметь большую скорость - вполне достаточно было 25 узлов при несколько большей экономичности.
- В новом виде вооружение состояло из четырех 127-мм орудий, трех 62-калиберных 76-мм орудий, одна из которых размещалась на месте прежней позиции № 3, а две другие на носовой надстройке. Противолодочное вооружение включало реактивный бомбомет "Menon" с тремя направляющими и два 3-Трубных аппарата для противолодочных торпед.
- Радиоэлектронное оборудование после модернизации включало радиолокационные станции SPS-6, SPQ-2, Мк-3 и три станции Orion-3, а также шумопеленгатор SQS-11. Причем в иностранной печати отмечалось, что изменений в радиотехническом вооружении практически не производилось (исключая увеличение мощности и усовершенствование средств связи), то есть следует считать, что этот состав оборудования корабль имел и до модернизации. Достаточно точных сведений об этом не опубликовано.
- Новая энергетическая установка была скомпонована по схеме CODAG. В этом виде она включала 4 дизеля "Fiat-Tosi" по 4200 HP и два газотурбинных двигателя "Tosi-Metrovick G-6" мощностью по 7500 HP. На испытаниях корабль развил скорость 28 узлов при мощности 31.200 HP, но реальной признавалась скорость 25 узлов. При работе дизелей корабль мог идти с экономической скоростью 20 узлов. Дальность плавания полным ходом (25 узлов) составляла 3000 миль. Изменения в энергетической установке потребовали перепланировки машинных помещений, отчего вторая дымовая труба была несколько передвинута в корму.
- В качестве учебного корабля при переоборудовании были устроены помещения на 130 кадетов, что было достигнуто за счет расширения надстроек. Были оборудованы также специальные помещения для выполнения функций корабля управления.
"San Marco" закончил службу в 1971 году. Корабль был исключен из списков флота и сдан на слом.
"San Giorgio" в качестве учебного корабля, использовался до 1987 года. После 44 лет службы последний корабль типа "Capitani Romani" спустил флаг и вскоре был разобран на металл.