Крейсеры типа "Capitani  Romani" в послевоенный период

 

"Attilio Regolo"  и "Scipione Africano" под французским флагом ("Chateaurenault"  и  "Guichen")

 

Вскоре после капитуляции Германии и полно­го окончания войны перед союзниками - державами-победительницами - встал вопрос о разделе флотов стран гитлеровской коалиции. Как известно, Велико­британия и Соединенные Штаты предлагали итальян­ский флот не делить, имея в виду участие Италии с осени 1943 года в войне против Германии. Это было вполне оправдано для английского и американского флотов, за годы войны не только сохранивших, но даже увеличивших свой количественный состав и не заинтересованных в кораблях, принципиально не со­ответствующих их военно-морской доктрине. Однако советский и французский флоты, понесшие большие потери в ходе боевых действий не могли отказаться от возможности пополнить свой корабельный состав. Исходя из этого Сталин настоял на разделе большей части итальянского флота между союзниками.

По решению тройственной комиссии 1948 го­да два легких крейсера типа "Capitani Roman!" подле­жали передаче флоту Франции. В связи с этим 26 июля 1948 года "Attilio Regolo" был исключен из спи­сков итальянского флота и вскоре ушел из Ла Специи в Тулон, куда прибыл 1 августа того года. Там он был зачислен в состав флота Франции - первоначально под регистрационным номером "R-4". Через неделю, 9 августа 1948 года из списков итальянского флота был исключен "Scipione Africano", также находивший­ся в Ла Специи в ожидании своей участи. 15 августа он прибыл в Тулон и был зачислен в состав флота Франции под регистрационным номером " S-7".

Как известно,  во время войны французский флот понес большие потери, причем не столько в личном составе, как в корабельном. В связи с этим большое количество кораблей, построенных в Англии и Америке, были переданы Франции и укомплектова­ны французскими экипажами. Нелишне упомянуть, что это вполне соответствовало политике правитель­ства Соединенных Штатов, считавшего, что участие Америки в войне на европейском театре должно ог­раничиваться только снабжением оружия, а живой силой лишь в минимальном количестве, необходимом только -для политического веса. Так или иначе, но даже после окончания войны переданные француз­скому флоту корабли по большей части оставались в его составе достаточно долго, а часть кораблей так и не были возвращена. Если учесть, что после войны французский флот пополнился также кораблями Гер­мании и Италии, то можно представить что представ­ляли собой в этот период военно-морские силы Франции. По-существу, это было собрание разнотип­ных военных кораблей и судов французской, англий­ской, американской, немецкой и итальянской по­стройки, сильно различающихся как по техническим характеристикам, так и по тактическому предназначе­нию. Не удивительно, что перед морским командова­нием в первую очередь стояла задача привести эти корабли хотя бы к приблизительным стандартам французского флота, что позволило бы создать из них соединения более или менее однородных кораб­лей. Естественно, это требовало проведения обшир­ных модернизационных работ, в первую очередь ка­савшихся артиллерии кораблей.

На обоих бывших итальянских крейсерах так­же предполагалось провести подобные работы. Осе­нью 1948 года на крейсерах были подняты француз­ские военно-морские флаги, при этом корабли полу­чили новые имена - "Attilio Regolo" стал называться "Chateaurenault", a "Scipione Africano" - "Guichen". Эти названия в честь знаменитых французских адми­ралов (Адмирал Francois de Rousselet de Chateaurenault (1637-1716) одержал ряд побед над англичанами, французами и испанцами, но потерпел поражение в бухте Виго в 1702 году (знаменитая история с захватом одиннадцати испанских галеонов с казной); адмирал Luc Urbain du Bouexic de Guichen (1712-1790) был достаточно известным морским теоретиком времен войны за независимость Соединенных Штатов) предназначались для серийных крейсеров довоенной программы 1938 года типа "De Grasse".

Оба крейсера некоторое время классифици­ровались как легкие крейсера и практически не выхо­дили в море. Только через несколько мирных лет, когда Франция "всерьез занялась восстановлением национальных военно-морских сил, и, с учетом опыта войны, была создана новая доктрина флота, на крей­сера вновь обратили внимание. Переклассифициро­ванные в эскортные корабли при эскадре (официально Escorteurs d'Escadre) они предназнача­лись для сопровождения в длительных переходах линкоров и авианосцев, осуществляя противолодоч­ное и противовоздушное прикрытие. Одновременно они исполняли функции лидеров флотилий эсминцев и кораблей управления. В 1951-1954 годах корабли прошли обширную модернизацию на верфи в Ла Сейне. Объем работ включал полное изменение артиллерийского и торпедного вооружения, а также радио­электронного и радарного оборудования. В связи с этим пришлось произвести перепланировку большин­ства верхних помещений и перестройку надстроек, что сильно изменился силуэт корабля. Одновременно проводился капитальный ремонт механизмов. В це­лом были произведены следующие изменения в воо­ружении:

-  Главная артиллерия заменена на шесть 105-мм орудий немецкого производства в трех спаренных установках (с возможностью стрельбы по самолетам), размещенных в носу (одна) и корме (две) на позициях орудийных башен 1 (на ярус выше), 3 и 4.

-   Зенитную артиллерию помимо  105-мм орудий составляли пять спаренных 57-мм зенитных автома­тов, из которых одну разместили на носовой над­стройке на месте прежней орудийной башни 2 (но на один ярус выше), а четыре других были установлены побортно на средней надстройке, позади второй ды­мовой трубы.

-  Противокорабельное торпедное вооружение за­менено на четыре строенных торпедных аппарата для 550-мм  противолодочных торпед,  побортно разме­щенных в местах прежних позиций торпедных аппара­тов.

-  Радиоэлектронное оборудование составили ра­дары французского производства контроля воздушно­го пространства типа "DRBV-20A" и для отображения надводной обстановки типа "DRBV-11", а также ар­тиллерийские радары типа "DRBC-31". На кораблях появилось   также   более   совершенное   электронное противолодочное вооружение, а также радиоаппара­тура новых образцов.

Это перевооружение обусловило изменение внешнего вида и силуэта кораблей, что выразилось в следующем:

Переразмещение торпедных аппаратов позволи­ло соединить среднюю надстройку с кормовой. На месте носового  аппарата  были  размещены  спаса­тельные шлюпки.

- Ликвидирован кормовой пост управления огнем.

-  Нижний ярус носовой надстройки удлинен в нос и теперь включал носовую позицию прежней башни № 1. Аналогично второй ярус также удлинен в нос и уравнялся с позицией прежней носовой башни № 2. Соответственно позиции носовых 105-мм установки и 57-мм автоматов были подняты на один ярус относи­тельно размещения прежних орудийных башен. Тре­тий ярус надстройки также удлинился, но уже в на­правлении кормы, и приблизился к носовой дымовой трубе. Такое изменение надстройки сильно увеличило площадь внутренних помещений, что было необходи­мо в связи с выполнением кораблем функций управ­ления соединением.

-  Изменилась планировка поста рулевого управле­ния.

-  Изменен рангоут кораблей - на месте треногой фок-мачты установлена ажурная мачта с размещен­ными   на   ней   антеннами   радаров   "DRBV-20A"   и "DRBV-11". Позади нее,  но перед дымовой трубой установлена легкая вторая мачта с растяжками ра­диоантенн и для несения сигналов и флагов.

-  Крейсеры получили по три дальномера - один

для управления 105-мм орудиями на месте прежнего носового поста управления огнем и два для управле­ния стрельбой 57-мм автоматов на специальных платформах по бокам от второй дымовой трубы..

-  В результате всех произведенных работ стан­дартное водоизмещение кораблей выросло до 3680 тонн, а полное до 5500 тонн.

-   Экипаж кораблей по штату теперь составляли 353 человека.

После вступления в строй в 1954 году и за­числения в соединения кораблям были присвоены тактические номера постоянных военно-морских сил НАТО в Средиземном море - D-606 для "Chateaurenault" и D-607 для "Oukshen".

Вторая половина 50-х годов для французско­го флота отмечена пополнением большим количест­вом эскортных кораблей, не говоря уже о крейсерах ПВО "Colbert" и "De Grasse" (Croiseurs Anti-Aerlens). И в том числе в этот период вступили в строй восемь эсминцев типа "Surcouf", пять типа "Duperre", четыре ракетных типа "Kersaint". Все эти корабли, подобно "Guichen" и "Chateaurenault" классифицировались как Escorteurs d'Escadre и предназначались для аналогич­ных целей. При таком количестве специально постро­енных кораблей надобность в переоборудованных отпала и в 1958 году "Chateaurenault" и "Guichen" прошли следующую модернизацию, целью которой стало переоборудование кораблей исключительно в корабли управления. При этом с кораблей были сня­ты кормовые 105-мм орудия и оба кормовых торпед­ных аппарата. Вместо них были более развиты над­стройки, что сильно увеличило объемы помещений для размещения новых служб.

В качестве кораблей управления они служили недолго. Уже 1 апреля 1961 года из списков флота был исключен "Guichen", а через полтора года, 1 октября 1962-го и "Chateaurenault". Однако если по­следний вскоре был разобран на металл, то корпус "Guichen" через некоторое время, с 21 июня 1963 года использовался как блокшив, а позже, во второй половине 70-х годов использован при строительстве волнолома в одном из французских портов.

 

"Pompeo Magno"  и  "Giulio Germanico" после войны ("San Giorgio" и "San Marco")

 

Условия мирного договора Италии с союзни­ками предусматривали передачу французскому флоту двух кораблей типа "Capitani Romani". Однако третий крейсер "Pompeo Magno", стоявший в Ла Специи вместе с "Attilio Regolo" и "Scipione Africano", не был включен в список кораблей, подлежащих разделу и остался в Италии. 1 мая 1948 года приказом Прези­дента республики Италия крейсер был исключен из состава действующего флота и переклассифицирован в портовое судно (блокшив) "FV-1". 15 июня 1949 года он был разоружен, а 1 мая 1950 года исключен из списков флота. Несмотря на это корабль на слом не предназначался, а был просто оставлен у стенки в ожидании лучших времен, которые, впрочем наступили для него довольно быстро.

С 1 января 1950 года вступила в реализацию первая послевоенная программа кораблестроения, обозначенная как "1-я программа восстановления флота". В числе прочих мероприятий в ней преду­сматривались перестройка и модернизация "Pompeo Magno", а также подъем и восстановление однотипно-то крейсера "Giulio Germanico", затопленного в гавани Кастелламаре немцами при их отступлении и офици­ально исключенного из списков итальянского флота 27 февраля 1947 года. Поднятый на поверхность ко­рабль оказался во вполне удовлетворительном со­стоянии и в ожидании ремонта был классифицирован как портовое судно (блокшив) "FV-2".

1 марта 1951 года указом Президента' рес­публики "Pompeo Magno" был зачислен в состав итальянского флота под именем "San Giorgio", a 5 -марта в состав флота был включен "Giulio Germanico" под именем "San Marco". При этом .оба корабля классифицировались как эскадренные миноносцы (Cacciatorpediniere di. Squadra) (Интересно отметить, что названия кораблей нельзя связы­вать с Церковными канонами и.именами соответствующих свя­тых, так как в итальянском военном флоте не существовало подобных традиций. Святой Марко, издавна являвшийся покро­вителем морского союза республики Венеция, к XIX-XX векам уже считался одним из символов военных моряков Италии. Имя "San Giorgio" носили многие союзы рыцарей-наемников-(кондотьеров) XIV-го века и в том числе известный рыцарь Alberico da Barbiano). Модернизационные работы и ремонт "San Giorgio" осуществляла верфь "Cantieri del Tirreno" в Генуе, "San Marco" - верфь "Navalmeccanica" в Кастелламаре ди Стабиа. Работы начались в 1953 году и были закончены в июне 1955 года на "San Giorgio" (вступил в строй 1 июля 1955 года) и в декабре на "San Marco" (вступил в строй 1 января 1956 года).

Во время модернизации корабли получили новое артиллерийское и радиоэлектронное вооруже­ние (в основном американского производства). Одно­временно были частично переделаны надстройки корабля, перепланированы внутренние помещения, а также проведен капитальный ремонт механизмов.

После модернизации вооружение кораблей составляли три спаренных установки орудий универ­сального калибра 127 мм с длиной ствола 38 калиб­ров (размещенных на позициях прежних башен № 1, 3 и 4), двадцать 56-калиберных 40 мм зенитных ав­томатов, один реактивный бомбомет "Merion" с тремя направляющими для бомб калибром 305 мм (на по­зиции прежней башни № 2), четыре бортовых бомбо­мета и один кормовой бомбосбрасыватель.

В результате всех переделок стандартное во­доизмещение корабля увеличилось до 3950 тонн, а полное - до 5600 тонн.

На ходовых испытаниях корабли развили ско­рость 40 ("San Giorgio") и 41 ("San Marco") узлов, но реальная полная скорость в морских условиях при­знавалась как 38 узлов.

Вступив в строй как эскадренные миноносцы, корабли получили тактические номера постоянных военно-морских сил НАТО в Средиземном море D-562 для "San Giorgio" и D-563 для "San Marco". Через год, 10 апреля 1957 года (приказ вступил в силу о 13 мая) корабли были переклассифицированы в лидеры флотилий (Cacciatorpedeniere Conduttori) и использо­вались как флагманы дивизий кораблей.

В дальнейшем служба кораблей не отлича­лась от обычной службы мирного времени - боевая подготовка, учебные походы и визиты вежливости в своих и чужих портах.

В 1963-1965 годах "San Giorgio" прошел вто­ричную модернизацию и был переоборудован в учеб­ный корабль Военно-Морской Академии (Accademia Navale) в Ливорно. Одновременно корабль мог испол­нять функции корабля управления, заменив в згой роли прежний крейсер "Raimondo Montecucoli". Объ­ем работ охватывал изменение вооружения корабля, перестройку надстроек, замену части оборудования и механизмов, а также уменьшение мощности главной энергетической установки, так как в новом качестве кораблю не было необходимости иметь большую скорость - вполне достаточно было 25 узлов при не­сколько большей экономичности.

-  В новом виде вооружение состояло из четырех 127-мм орудий, трех 62-калиберных 76-мм орудий, одна из которых размещалась на месте прежней по­зиции № 3, а две другие на носовой надстройке. Про­тиволодочное вооружение включало реактивный бом­бомет "Menon" с тремя направляющими и два 3-Трубных аппарата для противолодочных торпед.

-  Радиоэлектронное оборудование после модерни­зации  включало радиолокационные  станции  SPS-6, SPQ-2, Мк-3 и три станции Orion-3, а также шумопе­ленгатор SQS-11. Причем в иностранной печати отме­чалось, что изменений в радиотехническом вооруже­нии практически не производилось (исключая увели­чение мощности и усовершенствование средств свя­зи), то есть следует считать, что этот состав оборудо­вания корабль имел и до модернизации. Достаточно точных сведений об этом не опубликовано.

-  Новая энергетическая установка была скомпоно­вана по схеме CODAG. В этом виде она включала 4 дизеля "Fiat-Tosi" по 4200 HP и два газотурбинных двигателя "Tosi-Metrovick G-6"  мощностью по 7500 HP. На испытаниях корабль развил скорость 28 узлов при мощности 31.200 HP, но реальной признавалась скорость 25 узлов. При работе дизелей корабль мог идти с экономической скоростью 20 узлов. Дальность плавания полным ходом (25 узлов) составляла 3000 миль. Изменения в энергетической установке потре­бовали перепланировки машинных помещений, отчего вторая дымовая труба была несколько передвинута в корму.

-  В качестве учебного корабля при переоборудо­вании были устроены помещения на 130 кадетов, что было достигнуто за счет расширения надстроек. Были оборудованы также специальные помещения для вы­полнения функций корабля управления.

"San Marco" закончил службу в 1971 году. Корабль был исключен из списков флота и сдан на слом.

"San Giorgio" в качестве учебного корабля, ис­пользовался до 1987 года. После 44 лет службы по­следний корабль типа "Capitani Romani" спустил флаг и вскоре был разобран на металл.