Проектирование крейсеров типа «improved Ceres»
Д’Эйнкурт и сотрудники крейсерской секции Управления военного кораблестроения безотлагательно приступили к работе. Формулировки задания на новое проектирование указывали, что речь шла прежде всего об удлинении корпуса с целью улучшения мореходных качеств и установки на кораблях дополнительного шестидюймового орудия, а также о наиболее выгодном размещении последнего. Энергетическая установка новых крейсеров должна была оставаться идентичной таковой на предшественниках, хотя с учетом возросшего водоизмещения и размерений корпуса вполне возможно было и увеличение мощности машин до 44000 л. с.
Вынося в марте на рассмотрение Совета первый из предварительных эскизов проекта корабля, представлявшего собой увеличенный вариант крейсера серии Caledon с удлиненным на 20 футов (около 6,1 м) корпусом, Главный конструктор флота предложил переместить на восемь футов (2,43 м) дальше в корму носовую надстройку. Нижний ярус надстройки мог быть продолжен на свободное пространство до бакового орудия «А», образовывая носовой шельтердек, на котором в суперпозиции «В» и должно было монтироваться дополнительное, шестое 152-мм орудие главного калибра. Столь выгодное размещение баковых орудий, хотя и требовало переработки расположения помещений носовой части корабля и одновременного перемещения в сторону кормы мачты-треноги и находившихся за ней котельных отделений, орудия главного калибра №3 в позиции «Р» и даже дымовых труб, тем не менее, позволяло вдвое усилить огневую мощь в носовых курсовых углах кораблей.
Предложение д'Эйнкурта Совет Адмиралтейства одобрил, было одобрено и предложение применения подобной схемы расположения носовых орудий и в модификацион-ном проекте крейсеров типа С (Кстати сказать, несмотря на то, что оба разрабатываемых проекта основывались на проекте крейсеров серии Caledon, и в кодификационном проекте серии Ceres применялись решения проекта нового легкого крейсера, впоследствии первый из них получил обозначение «модифицированный «Каледин» («modified Caledon»), а проект будущих крейсеров типа D — «улучшенный «Сириз» ( «improved Ceres»)), но в отношении других решений проекта был высказан ряд критических замечаний, и его направили на доработку.
На следующем этапе проектирования были улучшены ходовые качества новых кораблей. Посредством уменьшения числа оборотов гребных винтов с 340 (как это было на «каледонах») до 275 об/мин был достигнут более выгодный момент вращения винтов и сведены до минимума потери мощности на валах, что позволяло рассчитывать на увеличение максимальной скорости хода до 29 узлов и выше. Однако это достижение повлекло за собой увеличение размеров и прирост веса турбинных установок, который составил 61 т, а это, в свою очередь, потребовало увеличения длины машинных отделений на четыре фута (около 1,2 м). Кроме того, в отличие от «каледонов», орудия главного калибра новых крейсеров получили отдельные погреба боезапаса. Ввиду возросших объемов внутренних корпусных помещений потребовалось удлинить еще на пять футов (1,52 м) носовую оконечность, а для компенсации большего веса машин и прироста верхнего веса (из-за более высокой носовой надстройки и дополнительного 152-мм орудия в суперпозиции) увеличить ширину корпуса на 2 фута 9 дюймов (примерно 0,84 м). Как следствие, при этом на 430 т возросло водоизмещение. В мае 1916 года, когда проект был в основном готов к утверждению, размерения новых кораблей определялись следующими проектными значениями:
длина корпуса между перпендикулярами 135,6 м;
наибольшая длина 143,71 м;
наибольшая ширина корпуса 13,86 м;
осадка в носу 4,0 м;
осадка в корме 4,65 м.
При этом нормальное водоизмещение крейсеров должно было составить 4650 т.
Однако в соответствии с боевым опытом, полученным в ходе состоявшегося в последний день мая 1916 года Ютландского боя, в уже готовый проект потребовалось внести дополнительные изменения, относившиеся, главным образом, к системе бронирования погребов боезапаса и увеличению толщины броневых щитов орудий главного калибра. Кроме того, на крейсерах этого типа было решено установить трехтрубные торпедные аппараты вместо прежних двухтрубных. Результатом внесения этих изменений стало дальнейшее увеличение водоизмещения кораблей, составившее 30 т. Проектировщики пытались компенсировать перегрузку снижением веса двигательной установки, но, поскольку вновь пришлось увеличить ширину корпуса, водоизмещение снова возросло, а, кроме того, стало вероятным снижение скорости хода. В результате, полное водоизмещение новых крейсеров определялось в 5625 т, а расчетная максимальная скорость хода снизилась до 28,15 уз. В таком варианте проект был утвержден в Адмиралтействе 30 июня 1916 года, и в сентябре заказы на три единицы нового типа «улучшенный «Сириз» разместили на британских верфях.
Но на этом история проектирования этих крейсеров не завершилась. В июне 1917 года в результате нового пересмотра Военной программы кораблестроения было принято решение о постройке трех единиц второй серии, а полгода спустя еще шести единиц третьей серии легких крейсеров типа D, в связи с чем производились новые модификации проекта, которые обозначались уже как «повторный тип D» (Repeat D Class). Однако внедренные в их проекты изменения не были столь кардинальны, ограничиваясь очередным увеличением водоизмещения, изменением конструкции носовой оконечности и надстроек, а также мероприятиями по улучшению системы управления огнем.