Техническое описание Крейсера типа D

 

Они были такими же двухтрубными и двухмачтовыми кораблями с кормой крейсерской формы и полубачной конструкцией корпуса, как и их прототипы, крейсера серии Caledon. Величины водоизмещения кораблей данного типа в разных источниках отличаются, иногда довольно существенно. Так, нормальное водоизмещение крейсеров определялось в 4650-4970 т, полное — в 5719-5870 т, затем в 6030-6129 т. В 1922 году их стандартное водоизмещение составляло 4575-4850 т, впоследствии этот показатель увеличился до 4927 т. На деле водоизмещение кораблей этого типа варьировалось не только от серии к серии, неуклонно возрастая, но и среди единиц одной серии, что было вызвано внесением изменений при строительстве и проведенными перестройками в ходе службы. Так, в 1918 году нормальное водоизмещение крейсера Danae составляло 4382 т, полное — 5705 т. В то же время соответствующие характеристики имевшего встроенный в комплекс надстройки самолетный ангар крейсера Dragon, тем не менее, были несколько меньше — нормальное водоизмещение 4276 т, полное — 5603 т. К1925 году показатели Danae возросли соответственно до 4648 и 5994 т, а у Dragon в 1930 году они составляли 4493 т (с балластом — 4840 т) и 5853 т. Аналогичные параметры крейсера Dauntless в 1926 году определялись в 4620/6040 т, а четыре года спустя всего в 4550/5910 т. Та же закономерность характерна и для крейсеров последующих серий.

 

 

Водоизмещение, т

Наименование корабля

Год

нормальное

полное

Delhi

1919

4395

5719

1926

4668

6030

Dunedin

1927

4650

6030

Durban

1921

4425

5760

1930

4614

5975

Despatch

1922

4635

5885

Diomede

1922

1930

4512

4646

5850

6000

 

Весовая нагрузка при нормальном водоизмещении 4650 т согласно первоначального проекта распределялась следующим образом:

корпус и корпусная броня (без веса «коробчатого» бронирования погребов боезапаса и щитов артустановок) — 2775 т (после внесения летом 1916 года изменений в систему бронирования и последовавшего роста водоизмещения этот показатель вырос до 2940 т);

оборудование и механизмы двигательной установки —945 т;

вооружение — 275 т;

прочее оборудование — 280 т;

топливо — 300 т;

запчасти для механизмов на 4 месяца — 30 т;

запас водоизмещения — 45 т.

Корабли разных серий имели также различные главные размерения. Длина между перпендикулярами крейсеров первой серии составляла 135,6 м, у остальных кораблей типа этот показатель был больше на 50-60 мм. Наибольшая длина первых трех единиц составляла, по разным данным, 143,56-143,6 м, ширина — 13,9-14,02 м, средняя осадка — 4,3 м. У кораблей последующих серий эти параметры возросли, соответственно, до 143,94-144 х 14,17 х 4,42-5 м.

Конструктивно корпус крейсера типа D имел то же строение, что и у прототипа, разнился лишь тип носовой оконечности у поздних единиц. Три единицы первой серии имели обычный гладкий полубак и наклонный форштевень, как на прототипах, но последующие получили носовую оконечность так называемого «траулерного типа», как на крейсерах серии Carlisle/Capetown. В результате, палуба полубака кораблей второй и третьей серий приобрела седловатый подъем, полого поднимавшийся от бакового орудия «А» к форштевню. Благодаря этим особенностям полубак и носовое орудие «А» меньше подвергались заливанию на высоких скоростях хода и при плавании в штормовых условиях, хотя, с другой стороны, это и стало причиной увеличения длины корпуса на полтора фута (457 мм). Улучшению мореходных качеств крейсеров способствовали и более протяженные скуловые кили, длина которых составляла 192 фута (приблизительно 58,5 м).

Увеличенное водоизмещение новых крейсеров потребовало оснащения их большим количеством якорей Холла, которых на крейсерах типа D было уже не два, как на прототипах, а три — два становых и один запасной. Для них были устроены три якорных клюза: два по правому борту и один по левому. Силуэт крейсеров этого типа также имел одну характерную особенность — «провал» позади носовой надстройки и фок-мачты, подобную особенность впоследствии имели также легкие крейсера типа Edinburgh. Кроме того, крейсера типа D получили более развитый комплекс носовой надстройки: она была значительно выше, чем у предшественников, поскольку включала в себя и носовой шельтердек, на котором в суперпозиции монтировалось орудие главного калибра «В». При этом надстройки крейсеров последующих серий были больше, чем у первых трех единиц: они проектировались под расширенный состав приборов управления огнем, в который входили, в частности, и начавшие поступать на оснащение легких крейсеров к концу Первой мировой войны так называемые « вычислители Дрейера ». В общем, более высокая носовая надстройка имела то преимущество, что представляла собой более надежное основание для размещавшихся в ней различных приборов и была меньше подвержена заливанию. Таким образом, благодаря внесенным конструктивным изменениям крейсера типа D, имевшие, к тому же, большее водоизмещение, имели более высокие мореходные качества и представляли собой более устойчивую артиллерийскую платформу, чем их прототипы, крейсера типа С.

Треногая фок-мачта с двумя стеньгами и постом наблюдения и корректировки огня на марсе и короткая грот-мачта-однодеревка с единственной стеньгой и реем, приспособленная для растяжки радиоантенны, как и дымовые трубы, имели традиционный для британских крейсеров уклон в сторону кормы.

Численность экипажей крейсеров типа D по штату мирного времени составляла 450-452 (по другим данным, 350-450) офицеров и матросов, корабли, исполнявшие флагманские функции, имели экипажи численностью 469 человек. В период Второй мировой войны команды крейсеров увеличивались за счет расчетов дополнительных зенитных артустановок, а также персонала установленных в этот период радиолокационных станций. Так, экипаж погибшего в ноябре 1941 года крейсера

Dunedin насчитывал в своем составе 485 человек (30 офицеров и 455 нижних чинов).