Техническое описание Крейсера типа D
Они были такими же двухтрубными и двухмачтовыми кораблями с кормой крейсерской формы и полубачной конструкцией корпуса, как и их прототипы, крейсера серии Caledon. Величины водоизмещения кораблей данного типа в разных источниках отличаются, иногда довольно существенно. Так, нормальное водоизмещение крейсеров определялось в 4650-4970 т, полное — в 5719-5870 т, затем в 6030-6129 т. В 1922 году их стандартное водоизмещение составляло 4575-4850 т, впоследствии этот показатель увеличился до 4927 т. На деле водоизмещение кораблей этого типа варьировалось не только от серии к серии, неуклонно возрастая, но и среди единиц одной серии, что было вызвано внесением изменений при строительстве и проведенными перестройками в ходе службы. Так, в 1918 году нормальное водоизмещение крейсера Danae составляло 4382 т, полное — 5705 т. В то же время соответствующие характеристики имевшего встроенный в комплекс надстройки самолетный ангар крейсера Dragon, тем не менее, были несколько меньше — нормальное водоизмещение 4276 т, полное — 5603 т. К1925 году показатели Danae возросли соответственно до 4648 и 5994 т, а у Dragon в 1930 году они составляли 4493 т (с балластом — 4840 т) и 5853 т. Аналогичные параметры крейсера Dauntless в 1926 году определялись в 4620/6040 т, а четыре года спустя всего в 4550/5910 т. Та же закономерность характерна и для крейсеров последующих серий.
|
Водоизмещение, т |
||
Наименование корабля |
Год |
нормальное |
полное |
Delhi |
1919 |
4395 |
5719 |
1926 |
4668 |
6030 |
|
Dunedin |
1927 |
4650 |
6030 |
Durban |
1921 |
4425 |
5760 |
1930 |
4614 |
5975 |
|
Despatch |
1922 |
4635 |
5885 |
Diomede |
1922 1930 |
4512 4646 |
5850 6000 |
Весовая нагрузка при нормальном водоизмещении 4650 т согласно первоначального проекта распределялась следующим образом:
корпус и корпусная броня (без веса «коробчатого» бронирования погребов боезапаса и щитов артустановок) — 2775 т (после внесения летом 1916 года изменений в систему бронирования и последовавшего роста водоизмещения этот показатель вырос до 2940 т);
оборудование и механизмы двигательной установки —945 т;
вооружение — 275 т;
прочее оборудование — 280 т;
топливо — 300 т;
запчасти для механизмов на 4 месяца — 30 т;
запас водоизмещения — 45 т.
Корабли разных серий имели также различные главные размерения. Длина между перпендикулярами крейсеров первой серии составляла 135,6 м, у остальных кораблей типа этот показатель был больше на 50-60 мм. Наибольшая длина первых трех единиц составляла, по разным данным, 143,56-143,6 м, ширина — 13,9-14,02 м, средняя осадка — 4,3 м. У кораблей последующих серий эти параметры возросли, соответственно, до 143,94-144 х 14,17 х 4,42-5 м.
Конструктивно корпус крейсера типа D имел то же строение, что и у прототипа, разнился лишь тип носовой оконечности у поздних единиц. Три единицы первой серии имели обычный гладкий полубак и наклонный форштевень, как на прототипах, но последующие получили носовую оконечность так называемого «траулерного типа», как на крейсерах серии Carlisle/Capetown. В результате, палуба полубака кораблей второй и третьей серий приобрела седловатый подъем, полого поднимавшийся от бакового орудия «А» к форштевню. Благодаря этим особенностям полубак и носовое орудие «А» меньше подвергались заливанию на высоких скоростях хода и при плавании в штормовых условиях, хотя, с другой стороны, это и стало причиной увеличения длины корпуса на полтора фута (457 мм). Улучшению мореходных качеств крейсеров способствовали и более протяженные скуловые кили, длина которых составляла 192 фута (приблизительно 58,5 м).
Увеличенное водоизмещение новых крейсеров потребовало оснащения их большим количеством якорей Холла, которых на крейсерах типа D было уже не два, как на прототипах, а три — два становых и один запасной. Для них были устроены три якорных клюза: два по правому борту и один по левому. Силуэт крейсеров этого типа также имел одну характерную особенность — «провал» позади носовой надстройки и фок-мачты, подобную особенность впоследствии имели также легкие крейсера типа Edinburgh. Кроме того, крейсера типа D получили более развитый комплекс носовой надстройки: она была значительно выше, чем у предшественников, поскольку включала в себя и носовой шельтердек, на котором в суперпозиции монтировалось орудие главного калибра «В». При этом надстройки крейсеров последующих серий были больше, чем у первых трех единиц: они проектировались под расширенный состав приборов управления огнем, в который входили, в частности, и начавшие поступать на оснащение легких крейсеров к концу Первой мировой войны так называемые « вычислители Дрейера ». В общем, более высокая носовая надстройка имела то преимущество, что представляла собой более надежное основание для размещавшихся в ней различных приборов и была меньше подвержена заливанию. Таким образом, благодаря внесенным конструктивным изменениям крейсера типа D, имевшие, к тому же, большее водоизмещение, имели более высокие мореходные качества и представляли собой более устойчивую артиллерийскую платформу, чем их прототипы, крейсера типа С.
Треногая фок-мачта с двумя стеньгами и постом наблюдения и корректировки огня на марсе и короткая грот-мачта-однодеревка с единственной стеньгой и реем, приспособленная для растяжки радиоантенны, как и дымовые трубы, имели традиционный для британских крейсеров уклон в сторону кормы.
Численность экипажей крейсеров типа D по штату мирного времени составляла 450-452 (по другим данным, 350-450) офицеров и матросов, корабли, исполнявшие флагманские функции, имели экипажи численностью 469 человек. В период Второй мировой войны команды крейсеров увеличивались за счет расчетов дополнительных зенитных артустановок, а также персонала установленных в этот период радиолокационных станций. Так, экипаж погибшего в ноябре 1941 года крейсера
Dunedin насчитывал в своем составе 485 человек (30 офицеров и 455 нижних чинов).