Вооружение
Вооружение главного калибра крейсеров типа D составляли такие же 152-мм орудия Vickers 6 in BL MkXII с раздельным заряжанием и длиной ствола 45 калибров, какими были вооружены прототипы, но на новых крейсерах их было шесть, и монтировались они на новых центральноштыревых станках CPXIV (Central Pivot — центральный штырь). Орудия шестидюймового калибра располагались в диаметральной плоскости кораблей в тех же позициях, что и на крейсерах серии Cale-don, с той лишь разницей, что дополнительная шестидюймовка была установлена линейно-возвышенно в позиции «В» на носовом шельтердеке, образованном нижним ярусом главной надстройки. Таким образом, вес бортового залпа новых крейсеров увеличился на 20Уо, и, кроме того, вдвое возросла огневая мощь на носовых курсовых углах. Кроме этих новаций, имелась еще одна, не менее существенная: на одном из двух крейсеров последней, третьей серии, Diomede, помимо пяти орудийных установок MkXII/CPXIV со стандартными орудийными щитами, в позиции «А» на баке была установлена экспериментальная шестидюймовая артустановка MkXII/MkXVI со щитом замкнутого профиля.
С характеристиками шестидюймового орудия MkXII мы уже знакомили читателя в соответствующей главе монографии о крейсерах типа С, поэтому кратко остановимся только на новых орудийных станках. Централь-ноштыревые станки CPXIV массой 15,058 т (по другим данным, масса станка составляла 14,8 т) были разработаны оружейным бюро концерна Виккерса в 1917 году специально для шестидюймовых орудий крейсеров и впервые использовались при вооружении крейсеров типа D. Они позволяли придавать стволу орудия углы снижения/возвышения от -5° до +30°, скорострельность орудийной установки достигала 8-10 выстрелов в минуту, все операции по её наведению на цель, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости выполнялись вручную. Вес глубокого броневого щита с толщиной брони полтора дюйма (38 мм) составлял 4,826 т. Впоследствии станки CPXIV были модернизированы: часть операций, прежде выполнявшихся вручную, были переведены на автоматический режим, увеличен угол возвышения ствола орудий.
Экспериментальная артустановка MkXII/ MkXVI также являлась одной из разработок конструкторов Виккерса, выполненной по заказу Департамента вооружений. Как уже указывалось выше, работы по созданию артиллерийских установок с максимальным обеспечением защиты орудийных расчетов начались сразу же после того, как недостатки в этом плане стали очевидны по итогам Ютландского сражения, однако первые результаты появились только после окончания Великой войны. MkXVI представляла собой орудийную установку с замкнутым броневым контуром, обеспечивавшим также защиту от непогоды (weatherproof-type). В порядке эксперимента в 1922 году ее установили на достраивавшемся крейсере Diomede. К сожалению, о самой артустановке нам известно очень немногое. Ее масса составляла 20 т, она обеспечивала смонтированному в ней орудию Mk XII углы снижения/возвышения ствола от -5° до +40°. Наведение установки на цель также выполнялось вручную. Проведенные на крейсере Diomede испытания Mk XVI прошли весьма успешно. По сообщениям источников, скорострельность установки достигала восьми выстрелов в минуту. Больший угол возвышения ствола способствовал увеличению дальности стрельбы. Так, при стрельбе полубронебойными снарядами СРВС при угле возвышения + 30°, максимальном для орудийных установок MkXII/CPXIV остальных крейсеров этого типа, дальность составляла 18750 ярдов (17145 м), а при угле возвышения +40° она возрастала до 21500 ярдов (19660 м). По итогам успешных испытаний установку MkXVI рекомендовали к использованию на других крейсерах Королевского флота, но новых заказов на ее изготовление не последовало.
Боекомплект на одно шестидюймовое орудие на крейсерах типа D, как и на прототипах, составлял 200 снарядов полубронебойного (типов СРВС и СРС) и фугасного (типа НЕ) действия. Орудия главного калибра были обеспечены отдельными погребами боезапаса, в которых снарядные и зарядные отделения находились в одном уровне, в то время как на «каледонах» в этом отношении существовали проблемы с доставкой боезапаса к части орудий, не имевших собственных погребов.
В качестве орудий универсального калибра на первых шести единицах нового типа были установлены описанные в первой части монографии 12-фунтовые (76,2-мм) однотонные орудия. Две 45-калиберные полуавтоматические трехдюймовые зенитки Armstrong 12-pdr (3 in/45) 20 cwt QF Mkl на одноору-дийных зенитных станках НА Mkll с углами вертикальной наводки -10°/+90° размещались побортно на платформах зенитной артиллерии, устроенных по обе стороны носовой дымовой трубы. Боезапас трехдюймовых орудий составлял 300 снарядов фугасного (типа НЕ) и шрапнельного действия на ствол. Однако с 1920 года трехдюймовки начали заменять более перспективными в плане универсальности четырехдюймовыми орудиями, поэтому входившие в строй последними крейсера третьей серии Dioraede и Despatch уже изначально были вооружены двумя 102-мм орудиями Vickers 4 in/45 QF MkV на одноствольных станках без щитов НА МЫП с углами возвышения -5°/+80°, установленными в тех же позициях. Боезапас четырехдюймовок составлял, по разным данным, от 100 до 130 снарядов на ствол.
Дополняли зенитное вооружение крейсеров двухфунтовые (40-мм) автоматы «пом-пом», о которых также неоднократно рассказывалось. Две одноствольные зенитные установки Vickers 2-pdr Mkll на станках НА Mkll с углами снижения/возвышения ствола —10°/+80° монтировались в конце кормового шельтердека, за 152-мм орудием «X».
Боезапас «пом-по-мов» — 800 выстрелов на ствол.
Кроме того, в состав вооружения каждого крейсера входили восемь 7,7-мм пулеметов «Льюис» (0.303-in machine-gun «Lewis»).
Торпедное вооружение крейсеров типа D по сравнению с прототипами было усилено, что также явилось результатом Ютландского сражения. Выявленная по итогам боя потребность увеличения эффективности торпедной стрельбы вела к росту числа торпедных аппаратов на крейсерах и эсминцах, но недостаток места на них диктовал необходимость увеличения количества торпедных труб, устанавливаемых на одном основании. В 1917 году на одном из эсминцев типа «V-полулидер» заказа 1916 года, Vampire, впервые появились поворотные трехтрубные торпедные аппараты, у которых торпедные трубы были расположены треугольником, то есть дополнительная третья i ба находилась поверх двух других. Помимо явного выигрыша в весе торпедного залпа и экономии палубного пространства, такие установки имели следующие преимущества перед двухтрубными DRII и появившимися позднее трехтрубными установками TRIII, у которых торпедные трубы располагались в ряд в горизонтальной плоскости:
- меньшие по ширине аппараты имели больший сектор обстрела и угол прицеливания, что облегчало последнее и, вместе с тем, обеспечивало большую свободу маневрирования при атаке;
- снижался вес, приходившийся на одну трубу торпедного аппарата ввиду того, что электродвигатель, муфта Дженни и передача к зубчатому погону устанавливались ва платформе между трубами, и тем самым отпадала необходимость установки для них отдельных фундаментов и кожухов для защиты от атмосферного воздействия и от случайных ударов.
Сравнение главных габаритных и весовых характеристик двухтрубных и трехтрубных торпедных аппаратов
Наименование аппарата |
Калибр, дюйм/мм |
Длина, м |
Ширина, м |
Общий вес аппарата, т |
Вес, приходящийся на одну трубу, т |
Трехтрубный TRIII Трехтрубный DRIII Двухтрубный DRII |
21/533,4 21/533,4 21/533,4 |
9,00 9,00 9,00 |
2,20 1,50 1,50 |
8,0 8,0 5,60 |
2,667 2,667 2,80 |
Недостатком трехтрубного аппарата с расположением труб треугольником являлось то, что средняя труба располагалась несколько выше двух других над уровнем палубы, и поэтому для ее заряжания приходилось устраивать особое зарядное приспособление.
К 1918 году был разработан облегченный и занимающий мало места торпедный аппарат с треугольным расположением труб, получивший обозначение DRIII. Именно такие аппараты и были установлены на крейсерах типа D вместо прежних двухтрубных аппаратов DRII. Всего их было по четыре на каждом корабле — и размещались они парами, побортно на верхней палубе впереди и позади дымовых труб. Таким образом, число торпедных труб возросло до двенадцати, и бортовой залп увеличился до шести торпед. Боекомплект состоял, как минимум, из двенадцати торпед типа D, поскольку неизвестно, имелись ли на борту крейсеров запасные торпеды.