Радарное вооружение и приборы СУАО
Крейсера типа D начали оснащать радиолокационным оборудованием в конце 1940 года. В этот период флоту срочно требовался радиолокационный прибор, который позволял бы обнаруживать как авиацию противника, так и германские подводные лодки, находившиеся на большом расстоянии в надводном положении. Для решения этой проблемы в срочном порядке проводились работы по созданию принципиально новой радиолокационной станции с коротковолновым излучением. Однако они были еще далеки от завершения, и в качестве временной меры с осени 1940 года было решено оборудовать британские корабли радаром «тип 286». Этот прибор предназначался для осуществления контроля морского и воздушного пространства и, в целом, являлся малоудачной морской версией авиационного радара оповещения/контроля типа «воздух-земля» ASW. Несмотря на низкую эффективность этой станции (применительно к подводным лодкам в крейсерском положении её дальность действия даже в самых благоприятных условиях не превышала 16-20 кабельтовых), Адмиралтейство заказало большое количество таких приборов, поскольку они являлись единственной моделью радара этого назначения, пригодной к установке на малые корабли. Первоначально прибор предназначался для эсминцев и малых эскортных кораблей, но вскоре его начали устанавливать и на крейсерах. В конце того же года различные модификации радара получили крейсера Dunedin («тип 286М») и Dragon («тип 286Q»). Прибор мощностью 7 квт работал в 1,5-метровом диапазоне, а его приемно-передающая антенна, которая устанавливалась на топе фок-мачты, у разных модификаций радара имела различный контур: прибор модели «тип 286М» имел антенну прямоугольного очертания, в то время как радар «тип 286Q» оснащался антенной в виде буквы «X». По свидетельству британских моряков, подобные радиолокационные станции использовались в большей степени для навигации, чем для решения боевых задач, поэтому несостоятельность прибора привела к скорой замене его более эффективными радарными системами. Хотя на других крейсерах радары «тип 286» довольно быстро заменили более удачными радиолокационными станциями «тип 290», «тип 271» или «тип 272», оборудованные ими крейсера типа D сохранили это радарное оборудование до момента своей гибели. Факты нарекания моряков польского экипажа крейсера Dragon на малый радиус действия этого радара известны еще в июне 1944 года, в ходе высадки союзнических войск в Нормандии.
Первоначально в качестве замены радара «тип 286» с начала 1941 года использовался радиолокационный прибор контроля воздушной обстановки «тип 290», который также работал в 1,5-метровом диапазоне, но имел вращающуюся антенну «балочного» типа сравнительно малого размера. Такими радарами были оборудованы в 1942 году крейсера Despatch и Durban, а в следующем, 1943-м, крейсер Dioraede.
Радиолокационная станция аналогичного назначения «тип 291», пришедшая вскоре на смену радару «тип 290» и наиболее распространенная во время войны на небольших кораблях, возможно, была установлена в начале 1942 года на крейсере Dauntless (по другим данным, крейсер получил менее эффективный радар «тип 290»), а в апреле 1943 года и на Danae. «Тип 291» выгодно отличался от предшественника большей мощностью передатчика (60-80 квт) и большей дальностью обнаружения подводных лодок в крейсерском положении (свыше 20 кабельтовых). Радар имел антенну в виде буквы «X», использовался в британском флоте с 1941 года, а с 1944 года поставлялся в рамках ленд-лиза в Советский Союз. Советские моряки считали эту станцию сложной в освоении и, кроме того, из-за сильного нагрева излучателя приходилось выключать станцию на полчаса через каждые четыре-пять часов работы.
Несмотря на большое число модификаций, работавшие в метровом диапазоне радиолокационные станции имели настолько низкую эффективность, что, например, командиры советских эсминцев, оборудованных ленд-лизовскими станциями «тип 286», в своих отчетах предлагали демонтировать их ввиду их полной бесполезности. Более совершенными радарами, необходимость разработки которых по-прежнему диктовалась остававшейся не менее острой потребностью флота в наиболее эффективном средстве обнаружения подводных лодок противника, стали радиолокационные станции, работавшие в дециметровом диапазоне. Начавшиеся в марте 1941 года на корвете Orchis испытания новой радарной системы надводного обнаружения убедительно продемонстрировали, что в результате многократно возросшей разрешающей способности такие станции могут использоваться не только для навигационных нужд при плавании в узкостях, где они весьма точно воспроизводили радиолокационную карту берегов, но и для обнаружения самых небольших надводных целей. В частности, работавший на длине волны 10 сантиметров радар мощностью 90 кВт позволял обнаруживать подводную лодку в крейсерском положении на расстоянии примерно 6 миль, в позиционном — с 4,5 миль, а возвышающийся над водой на 2,5 м перископ — с 1,5 миль. Дальность действия новой станции возросла до 25 миль. В том же году ее приняли на вооружение под обозначением «тип 271», а на её основе были созданы модифицированные варианты для крупных кораблей, получившие обозначения «тип 272» и «тип 273». Крейсера и линкоры оборудовались радаром последнего типа. Первыми из крейсеров типа D радар надводного обнаружения «тип 273» в 1942 году получили Dauntless, Despatch и Durban, год спустя такими приборами были оборудованы Danae, Dragon и Diomede. Антенна и излучатель этого радара помещались под общим кожухом из органического стекла, имевшим форму цилиндра, который на крейсерах типа D устанавливался на кормовой надстройке.
Еще одной радарной системой, входившей в состав радиолокационного оборудования крейсеров типа D, являлся артиллерийский радар зенитной артиллерии ближнего действия «тип 282», состоявший из антенн принципиально новой конструкции типа Yagi и приемника со стандартным указателем типа «А» и механическим курсором. Этот прибор мощностью 25 кВт был принят на вооружение в 1940 году и работал в дециметровом (50-см) диапазоне. Радар был приспособлен для использования в сопряжении с собственными приборами управления стрельбой многоствольных 40-мм установок. Для каждой установки «пом-помов» требовался отдельный радар, поэтому поверх постов управления их стрельбой монтировались две антенные секции Yagi. Дальность действия системы ограничивалась 3,5 милями, но этого было вполне достаточно, поскольку дальность эффективной стрельбы «пом-помов» не превышала полутора миль.
Из другого корабельного радиолокационного оборудования следует упомянуть систему создания помех для немецких управляема бомб (глушитель) «тип 650». Разработка системы началась с осени 1943 года после ушешного применения немцами этого оружия в Бискайском заливе и Средиземном море (так, 9 сентября 1943 года немцы потопили радиоуправляемыми бомбами «Фриц-Х» итальянский флагманский линкор Roma, шедшего во главе эскадры на Мальту для сдачи союзникам). На оснащение кораблей британского флота она поступила в декабре 1943 года, когда ее установили на фрегате Woodpecker, и JU) начала вторжения в Нормандию один из небольшого количества наличных комплектов был размещен на крейсере Dragon. К сожалению, о самом приборе и его антенне ничего более существенного сообщить не можем. Известно только, что в этом качестве использовался комплект из двух передатчиков армейского образца, а антенна размещалась в районе кормовой надстройки, вследствие чего она. как и цилиндрическая антенна радара «тип 273», часто подучала повреждения от воздействия дульных газов кормовых орудий артиллерии главного калибра.
Приборное оснащение системы управления артиллерийским огнем в межвоенный период претерпело лишь незначительное качественное изменение. Под конец 20-х годов на всех крейсерах ранней постройки произошла замена девятифутовых дальномеров носовых постов таким же количеством 12-футовых дальномеров, в то время как на кормовых постах были смонтированы еще более совершенные приборы с базой 15 футов (4,47 м). В этот же период со всех кораблей сняли циферблаты указателей дальности стрельбы.
Изменялись и состав и расположение прожекторного оборудования. На крейсерах Dauntless и Dragon, имевших встроенный в комплекс носовой надстройки авиационный ангар, в начале 20-х годов, уже после снятия с кораблей бортовых самолетов, вместо стартовых платформ перед ангаром смонтировали прожекторные площадки с двумя прожекторами. И только после демонтажа на этих кораблях ангаров в конце 20-х годов их прожекторное оборудование было размещено по единому для крейсеров этого типа стандарту.
Впрочем, уже в двадцатые годы на некоторых единицах типа D (например, на крейсере Durban) количество прожекторов в кормовом посту было сокращено до двух. В военное время в связи с увеличением количества зенитных стволов и появлением на кораблях радиолокационных средств обнаружения перемены в прожекторном оборудовании стали более кардинальными. В 1943 году на крейсерах Dragon и Danae от кормового прожекторного поста, оборудованного четырьмя боевыми прожекторами, остался лишь один прожектор, который был расположен на площадке между 152-мм орудием Q и позицией радара «тип 273».