Модернизационные планы и перемены в вооружении

 

Первые изменения вооружения на крейсерах произошли уже два года спустя после их вступления в строй. В 1928-1929 годах прежние трехтрубные торпедные аппараты заменили таким же количеством четырехтрубных 533-мм установок QRII, впервые появившихся за год до того на первых County серии Kent. Таким образом, торпедное вооружение крейсеров типа Е теперь составляли уже 16 торпедных труб, поэтому их можно отнести к числу наиболее «торпедово-оруженных» кораблей Королевского флота.

В ходе совмещенных с модернизацией вооружения ремонтов, которые были проведены на Emerald в 1933-1934, а на Enterprise в 1934-1935 годах, на крейсерах перенесли вперед грот-мачты, установив их перед кормовыми трубами, площадь шельтердека была увеличена за счет устройства дополнительных навесных платформ, а дымовые трубы удлинили на пять футов (1,5 м). Между грот-мачтами и резервными кормовыми постами смонтировали зенитные директора HACS Mkl, предназначенные для управления огнем 102-мм орудий MkV.

В этот же период модернизировали и авиационное вооружение. Вместо устаревших взлетных платформ на Emerald в 1934 году была установлена легкая поворотная катапульта скользящей конструкции SIIL (Slider Mkll Light) фирмы Ran-somes & Rapier, Ltd, Ipswich, Engineers, a Enterprise в 1935 году получил катапультную установку также скользящей конструкции и той же фирмы, но следующей модели — SIIIL. Для обслуживания бортовой авиации был предназначен установленный за катапультой самолетный кран фирмы Stossert & Pitt, Ltd. Снимавшиеся с вооружения FAA «флайкэтчеры» некоторое время еще оставались на борту этих крейсеров, но с началом в апреле 1937 года поставок флоту бипланов Fairey Seafox «эмеральды» получили по одному такому двухместному катапультному разведчику. Базировавшиеся на них самолеты входили в состав 714-го катапультного флайта, приписанного к Ост-Индской военно-морской станции. «Сифоксы» несли службу на многих крейсерах Королевского флота до начала 1943 года, когда их окончательно сняли с вооружения. Первым боевым эпизодом в ходе Второй мировой войны с участием этих самолетов стал знаменитый бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года трех британских крейсеров с германским броненосцем Admiral Graf Spee. Корректировку артиллерийского огня крейсеров в этом бою вел один из двух бортовых «сифоксов» легкого крейсера Ajax, затем этот же гидросамолет производил разведку гавани Монтевидео, где после боя укрылся рейдер. Как это было и с прототипами, крейсерами типа D, в середине 30-х годов началась разработка планов модернизации вооружения «эмеральдов». В 1936 году тогдашним Главным конструктором флота сэром Стэнли Гудоллом было внесено предложение сократить количество стволов главного калибра до 5—6 орудий и демонтировать все четырехдюймовки MkV и одноствольные «пом-помы», вместо которых вооружить крейсера тремя сдвоенными установками 102-мм орудий MkXVI на станках НА MkXIX и двумя четырехствольными установками зенитных 40-мм автоматов MkVIII/MkVII. Это позволяло усилить плотность огня зенитных -средств кораблей без значительного увеличения как веса самих средств ПВО, так и занимаемого ими пространства. Представленный Гудоллом проект модернизации был одобрен Советом Адмиралтейства, но с его осуществлением решили не спешить, отложив проведение этих мероприятий до намечавшегося в 1940 году капитального ремонта обоих кораблей. Дальнейшей реализации этого проекта помешала война.

И, наконец, непосредственно перед началом войны на крейсере Emerald смонтировали четыре счетверенные 12,7-мм пулеметные установки MklH/Mkl.

Таким образом, если не принимать во внимание некоторого усиления торпедного вооружения, а также корабельных зенитных средств, крейсера типа Е встретили начало Второй мировой войны практически в том же состоянии, в котором вступили в строй полтора десятилетия назад.