HMS Delhi
Заказ второй серии легких крейсеров типа D состоялся в июле (по другим данным, в сентябре) 1917 года. Две из трех заказанных на этот раз единиц достались верфи концерна Sir W.G.Armstrong, Whitworth & Со в Уокере (Walker) (Дели (другой вариант написания названия города — Dehli) — главный административный центр британской колонии Индия, расположенный в северной части страны, на реке Джамна, правом притоке Ганга. В колониальный период являлся резиденцией Вице-короля и англо-индийского правительства. После обретения Индией независимости Дели стая столицей республики). Первая из них была заложена 29 октября 1917 года, и спущена на воду десять месяцев спустя, 23 августа 1918 года, получив во время спусковой церемонии название в честь индийского города Дели1 (это название в списках кораблей Королевского флота появилось в первый и последний раз). Первая мировая война близилась к концу, поэтому достроечные работы на крейсере велись неспешно, и корабль был закончен постройкой еще десять месяцев спустя, 7 июня 1919 года. Крейсеру присвоили двухвымпельный позывной 46 и назначили в качестве флагманского корабля в 1-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота.
В том же месяце крейсер в составе направленного на Балтику соединения прибыл в Ревель, став флагманским кораблем британской эскадры контр-адмирала У.Коуэна. В течение следующего полугодия крейсер принимал активнейшее участие в действиях British Baltic Force: блокаде кораблей Красного флота в Кронштадте, огневой поддержке наступавших на Петроград белых войск генерала Юденича, поддержке десантов и обстреле фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Начавшиеся в ноябре на кораблях эскадры антивоенные выступления были поддержаны и экипажем флагманского корабля: 25 декабря команда крейсера Delhi отказалась выходить на боевое патрулирование. Вслед за тем Адмиралтейство использовало в качестве предлога для вывода большей части британских кораблей тяжелую ледовую обстановку в Финском заливе, и уже в январе 1920 года на крейсере Delhi поднял флаг командующий 1-й эскадры легких крейсеров контр-адмирал Х.Брэнд.
Служба в Атлантическом флоте продолжалась до осени 1924 года, когда крейсер прошел доковый контроль и в начале 1925 года вместе с остальными кораблями своей эскадры был переведен в состав Средиземноморского флота. Причиной этому послужил очередной в послевоенные годы конфликт в этом регионе, на сей раз назревший между Турцией и Ираком. После разгрома в августе 1922 года греческих войск, вторгшихся на турецкую территорию при поддержке держав Антанты, к власти в стране пришла национальная партия во главе с М.Кемалем (Ататюрком), которая год спустя добилась вывода военных кораблей всех иностранных держав из турецких вод. В 1925 году Турция заявила о несогласии с переделом своих границ, утвержденным Советом Лиги Наций, и предъявила территориальные претензии к Ираку, начав подготовку к вторжению на иракскую территорию. Поскольку Великобритания являлась одним из главных гарантов выполнения решений Лиги Наций, британский Средиземноморский флот был приведен в боевую готовность.
Подготовка к широкомасштабной военной операции против Турции началась на Мальте в ноябре 1925 года. Планом операции предусматривались оккупация принадлежащих Турции островов в Восточном Средиземноморье, прорыв британских кораблей через Дарданеллы в Мраморное море и морская блокада Константинополя. В распоряжении командующего Средиземноморским флотом адмирала Дж. де Робека (Commander-in-Chief — C-in С — of the Mediterranean Fleet Admiral Sir John de Robeck) находились всего несколько линкоров типа Queen Elizabeth, две эскадры легких крейсеров, 1-я (пять крейсеров типа D, флагманский Delhi) и 3-я (шесть крейсеров типа С, флагманский Cardiff), большое количество эсминцев типов V и W, а также находившаяся в резерве флотилия тральщиков типа Town. Этих сил было явно недостаточно, поэтому в Средиземное море были направлены необходимые подкрепления. Поскольку ожидалось, что турки заминируют Дарданеллы, особое значение уделялось усилению мин-но-тральных сил. Находившиеся на Мальте тральщики вывели из резерва, и вскоре они приняли участие в флотских маневрах. Кроме того, из Англии на Мальту была направлена также выведенная из резерва 1-я флотилия тральщиков, чьи экипажи составили моряки с линкоров и крейсеров Атлантического флота. И, наконец, корабли 3-й флотилии эсминцев, базировавшиеся на Мальту, были оснащены параванами.
К концу 1925 года из кораблей, находившихся на стоянках в различных бухтах мальтийских гаваней, были сформированы четыре соединения, предназначенных для участия в операции:
Перед Соединением A (Force А), состоявшим из флагманского линкора Queen Elizabeth, двух линкоров типа Iron Duke, авианосца Eagle, трех легких крейсеров, флотилии эсминцев и четырех тральщиков, ставились задачи прорыва в Мраморное море и ведения морской и воздушной блокады Константинополя; Force В — два линкора типа Iron Duke, авианосец Hermes, флотилия эсминцев и пять тральщиков — составляло силы поддержки ударного соединения и в дальнейшем должно было блокировать два турецких порта; Force С — легкий крейсер, флотилия эсминцев, два танкера и один угольщик — служило, главным образом, для снабжения флота и, кроме того, назначалось для патрулирования между оккупированными турецкими островами; Force D — линкор типа Queen Elizabeth, авианосец Furious, 1-я эскадра легких крейсеров, флотилия эсминцев — назначалось для патрулирования Дарданелл и нейтрализации сил турецкого флота, которые могли появиться в проливе.
К счастью, исходившая от Средиземноморского флота угроза, вероятно, возымела свое действие, и ожидавшееся вторжение турецких войск так и не состоялось. Тем не менее, базировавшиеся на Мальту корабли находились в состоянии боевой готовности около полугода. Интересно отметить в связи с этим, что десятилетие спустя британский флот пытался таким же образом воздействовать на итальянскую военщину, развязавшую агрессию против Абиссинии, но тогда маневры практически всей морской мощи Великобритании не произвели на агрессора ровно никакого впечатления.
В дальнейшем Delhi нес службу практически во всех основных станциях Королевского флота: назначение в 5-ю крейсерскую эскадру Дальневосточного флота было получено крейсером в 1926 году, в конце 1928 года его направили в Карибское море в качестве флагманского корабля 8-й крейсерской эскадры Американо-Вест-Индской морской станции, в составе которой он находился до 1932 года; в том же году Delhi вновь вернулся в Средиземноморье, но теперь уже в качестве флагманского корабля 3-й эскадры, которую, кроме него, составили однотипные легкие крейсера Dauntless, Despatch и Durban.
В апреле 1935 года широко отмечался серебряный юбилей короля Георга V (Silver Jubilee of King George V — 25-летняя годовщина вступления короля Георга на престол). Флагманский линкор Средиземноморского флота Queen Elizabeth отправился с визитом в Тулон, линкор Ramillies — в Ниццу, а крейсера Delhi и Durban приняли участие в торжествах на Кипре. Во время празднества корабли были открыты для посещения, днем проводились парусные и гребные гонки, в темное время суток зажигалась праздничная иллюминация, светили прожекторы.
Когда в конце лета возникла угроза вооруженного конфликта с Италией из-за агрессивной политики последней в отношении Абиссинии (Эфиопии), и началось усиление британского Средиземноморского флота за счет кораблей других флотов и заморских станций, Delhi вместе с другими кораблями в сентябре оставил уязвимую для итальянской авиации Мальту и перешел в Александрию. С октября 1935 года на Александрию, ставшую главной базой британского флота в Средиземном море, базировались пять линкоров, авианосец Glorious, тяжелые крейсера Australia, Berwick, Devonshire, London и Shropshire из состава 1-й крейсерской эскадры, легкие крейсера Arethusa, Delhi, Despatch, Durban и Galatea из состава 3-й эскадры, 22 эсминца 3-й и 4-й флотилий, шесть субмарин 1-й флотилии и две канонерские лодки. Не меньшее количество крейсеров, эсминцев и подводных лодок было сосредоточено в Хайфе, Порт-Саиде, Гибралтаре, Суэце и Адене.
Однако перед этими весьма значительными соединениями флота были поставлены задачи исключительно оборонительного свойства - прикрывать от посягательства итальянцев Суэцкий канал и произвести демонстрацию силы. Поэтому, когда 3 октября итальянские войска все же вторглись на территорию Абиссинии, британское Адмиралтейство ограничилось проведением в восточной части Средиземноморья больших маневров сосредоточенного здесь флота. Разумеется, маневры не произвели на агрессора абсолютно никакого впечатления, и британские корабли по окончании «действа» вернулись в восточно-средиземноморские порты, став спустя полгода свидетелями победы итальянцев.
После отмены боевой готовности в июне 1936 года корабли Средиземноморского флота вернулись к обычной рутинной службе. В последние два года пребывания в Средиземноморье крейсеру Delhi приходилось особенно часто участвовать в представительских визитах в различные иностранные порты. Одним из них стал поход корабля в болгарский порт Варна на Черном море. Визит был приурочен к празднованию коронации короля Георга VI. При входе в порт крейсер произвел впечатление на собравшихся на набережной горожан лихим подходом к молу, остановившись у стенки буквально впритирку. Сравнивая швартовку бравых британских моряков с аналогичными действиями пришедшего в Варну несколько ранее германского легкого крейсера Emden, болгары пришли к выводу, что «немец» не был так хорош». По окончании визита на набережной собралась двухтысячная толпа во главе с самыми уважаемыми гражданами города. Придя проводить английский крейсер и полюбоваться на его отплытие, они рассчитывали увидеть нечто неординарное, и англичане оправдали ожидания зрителей. Delhi эффектно вышел из гавани на высокой скорости кормой вперед, чем вызвал приветственные возгласы восхищенной толпы.
В марте 1938 года крейсер вернулся в отечественные воды. Выведенный вскоре в резерв, Delhi возвратился в строй только перед самым началом войны, получив в сентябре назначение в 12-ю эскадру крейсеров, входившую в состав Северного патруля. 12-я эскадра состояла из легких крейсеров Effingham, Emerald, Cardiff, Dunedin и занималась патрулированием проливов между Шетландскими островами и Исландией. 25 октября к югу от берегов Исландии крейсер задержал немецкий грузовой пароход Rheingold (5055 брт), который затем был отведен призовой командой в Киркуолл на Оркнейских островах. Следующий «потенциальный приз» водоизмещением 7892 т буквально канул в воду 12 ноября, когда экипаж перехваченного крейсером Delhi германского судна Mecklenburg успел открыть кингстоны и затопить корабль, не дожидаясь его захвата англичанами.
23 ноября совершавшие рейд для нанесения удара по кораблям Северного патруля немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau наткнулись в проливе между Фарерскими островами и Исландией на британский вспомогательный крейсер Rawalpindi, шедший крайним с востока в цепочке патрульных легких крейсеров Newcastle, Delhi, Ca-
lypso и Ceres. В ходе 15-минутного боя вспомогательный крейсер был потоплен, не успев опознать корабли противника, но на его сигнал к месту боя подошли ближайшие в патрульной цепи крейсера Newcastle и Delhi, чье появление заставило немцев уйти под прикрытием дымовой завесы. Несмотря на то, что к незамедлительно начатому поиску рейдеров, продолжавшемуся до 29 ноября, были привлечены крупные силы союзных флотов, состоявшие из линкоров и линейных крейсеров, немецким кораблям все же удалось благополучно вернуться в базу в Вильгельмсгафене еще 27 ноября.
После выхода из войны Франции в июне 1940 года для выполнения боевых задач в западной части Средиземного моря, прежде осуществлявшихся кораблями французского флота, под командованием вице-адмирала Дж.Сомервилла было спешно сформировано Соединение Н (Force H), корабли которого базировались на Гибралтар. В состав этого соединения был направлен и легкий крейсер Delhi. 8—9 июля крейсер совместно с другими кораблями адмирала Сомервилла принимал участие в действиях против итальянского флота у берегов Калабрии.
С 31 июля главные силы гибралтарского соединения были задействованы в проведении операции по доставке на Мальту самолетов, носившей кодовое название Hurry. В создавшейся с июня 1940 года ситуации британская сторона была кровно заинтересована в сохранении главной средиземноморской коммуникации Гибралтар - Суэцкий канал, ключевое положение на которой занимал этот небольшой, легко уязвимый для ударов противника остров. Особенно досаждали мальтийскому гарнизону налеты итальянской авиации, а сил для защиты острова с воздуха катастрофически не хватало. Например, в июне 1940 года на Мальте имелись всего три истребителя Gloster Sea Gladiator и четыре торпедоносца Fairey Swordfish, причем все четыре торпедоносца были неисправны. Естественно, существование Мальты в качестве важной военно-морской базы не могло гарантироваться столь слабой противовоздушной обороной, а доставка техники на остров, ввиду близости итальянских баз и аэродромов, являлась весьма затруднительной. Не совсем удачная попытка пополнить авиационный парк острова была сделана 18 июня, когда с одного их британских аэродромов на Мальту вылетели 12 истребителей Hawker Hurricane. Из-за плохой погоды на маршруте перелета до места добралась только половина машин. Этот перелет показал, что осуществление эффективных поставок на остров авиационной техники возможно только с использованием авианосцев. Поэтому месяц спустя появился план операции, в которой были задействованы два авианосца — Ark Royal и Argus.
31 июля Сомервилл вышел из Гибралтара с большей частью своих кораблей. За линейным крейсером Hood (флагманский корабль командующего соединением) следовали линкор Valiant, авианосец Ark Royal, легкие крейсера Arethusa, Delhi, Enterprise и восемь эсминцев. В задачу группы входило нанесение отвлекающего удара по базе итальянского флота в Кальяри (Cagliari) на острове Сардиния, в то время как основную цель операции, доставку самолетов на Мальту, осуществлял авианосец Argus, незадолго перед тем прибывший в Гибралтар в сопровождении четырех эсминцев. С предназначавшимися для Мальты 12 «харрикейнами» на борту он вышел из Гибралтара днем раньше, 30 июля, и на следующий день присоединился к кораблям Сомервилла.
2 августа британское соединение находилось в нескольких десятках миль к юго-западу от Сардинии. По достижении точки с координатами 37°00' с.ш. Г20' в.д., с авианосцев были подняты самолеты. Взлетевшие с Argus «харрикейны» в сопровождении двух палубных бомбардировщиков-истребителей Blackburn Skua авианосца прибыли на Мальту без потерь, хотя один из истребителей и получил повреждения при посадке. Остались на острове и « скуа », первоначально имевшие задачу только сопровождать «харрикейны».
Одновременно «суордфиши» авианосца Ark Royal нанесли воздушный удар по базе в Кальяри. Данных о результатах этого налета найти не удалось, но известно, что английские самолеты также заминировали порт. Операция завершилась 4 августа возвращением британских кораблей в Гибралтар.
В августе активизировались действия против сил Вишистской Франции в Западной Африке, что, наряду с возросшим значением коммуникационного пути вокруг мыса Доброй Надежды, потребовало усиления корабельного состава Южно-Атлантической станции. Получил направление сюда и крейсер Delhi. Но сначала ему пришлось принять участие в поисковой операции, проводившейся в августе силами командующего станцией вице-адмирала д'Ойли-Лайона против германского вспомогательного крейсера Thor. Однако многодневный поиск корсара, в ходе которого крейсер Delhi совместно со вспомогательным крейсером Maloja патрулировал в районе Фритауна, не принес результатов.
В сентябре Delhi принял участие в блокаде кораблями Королевского флота французских колоний в Западной Африке, принявших сторону правительства Виши. Вместе с тем, колониальные власти Конго, Чада и Камеруна поддерживали лидера «Свободной Франции» генерала Ш.де Голля. Для борьбы с сепаратистским движением в Экваториальной Африке и утверждения здесь власти Виши в Дакар было направлено крейсерское Соединение Y контр-адмирала Бурраге (Bourrague), в составе легких крейсеров George Leygues, Gloire и Montcalm и лидеров L'Audacieux, Le Fantasque и Le Malin вышедшее 9 сентября из Тулона. Французские корабли свободно прошли Гибралтарским проливом и прибыли в Касабланку, а затем и в Дакар. Дальнейшим действиям Соединения Y, намеревавшегося направиться в Либревилль для восстановления порядка и французского суверенитета в одной из отложившихся колоний, Габоне, воспрепятствовали назначенные для проведения операции Menace корабли вице-адмирала Дж.Кан-нингхэма (Соединение М), следовавшие во Фритаун.
Поскольку в Либревилле отсутствовали необходимые для заправки французских кораблей запасы топлива, туда предварительно была направлена группа обеспечения в составе танкера Tarn и сопровождавшего его легкого крейсера Pri-mauguet, a 18 сентября вслед за танкерной группой в Ли-бревилль вышли и крейсера Бурраге. Однако практически сразу же по выходе из Дакара французы столкнулись с назойливым вниманием англичан. 19 сентября Бурраге обнаружил, что его корабли сопровождают тяжелые крейсера Cumberland и Australia, но продолжал двигаться на юг. Во второй половине дня им было получено радио с находившегося в сотне миль впереди крейсера Primauguet, командир которого, капитан 1 ранга Пьер Гуабе, сообщил, что его группа перехвачена кораблями Южно-Атлантической станции, тяжелым крейсером Cornwall и легким Delhi, и запросил разрешения открыть огонь. Но адмирал запретил вступать в схватку с британскими кораблями, и французы были вынуждены под эскортом направиться в Касабланку. После этого лишенным топливного снабжения крейсерам Соединения Y оставалось только вернуться в Дакар, но на крейсере Gloire произошла поломка машин, он отстал, был отрезан преследовавшими французов британскими крейсерами от других кораблей соединения и также препровожден в Касабланку.
По возвращении в Дакар только с двумя крейсерами своего соединения контр-адмирал Бурраге был снят с должности и заменен вице-адмиралом Э.Лакруа. А поскольку вероятность действий вишистских сил против отложившихся колоний все еще оставалась высокой, союзники решили до начала операции Menace направить в главные колониальные порты Экваториальной Африки свои военные корабли. В связи с этим постановлением 16 сентября крейсер Delhi прибыл в Пуан-Нуар (Французское Конго).
С 23 по 25 сентября Delhi принимал участие в закончившейся провалом операции Menace (атаке Дакара), а затем вновь вернулся в распоряжение командующего Южно-Атлантической станцией, которым являлся уже вице-адмирал Рэйкс. В октябре-ноябре 1940 года станцией проводилась новая операция по поиску продолжавшего разбой в Южной Атлантике рейдера Thor. В патрулировании принимал участие и крейсер Delhi. Но в начале ноября ему пришлось вновь взаимодействовать с силами «Свободной Франции», которые после неудачи в Дакаре предприняли ряд операций по установлению контроля над Габоном. Участие британского флота в операции заключалось в тесной блокаде побережья Габона. Порт Либревилля тяжелый крейсер Devonshire и легкий Delhi блокировали в течение трех дней, с 7 по 9 ноября. Наконец, 10 ноября части «Свободной Франции» вошли в Либревилль, а четыре дня спустя овладели Порт-Жан-тий, завершив завоевание Экваториальной Африки.
В 1941 году крейсер Delhi был направлен на американскую верфь New York Navy Yard для перестройки в крейсер ПВО, о чем будет рассказано в заключительной части монографии.