HMS Dunedin

 

Вторым кораблем из заказа 1917 года, полученного верфью Армстронга в Уокере, стал легкий крейсер, заложенный 5 ноября 1917 года и спущенный на воду больше года спустя, 19 ноября 1918 года. Полученное при этом название корабля также впервые появилось в Королевском флоте; (впрочем, по данным справочника Джейна, это второй корабль RN этого имени, хотя найти какие-либо признаки предшественника не удалось). Крейсер Dunedin был закончен постройкой 13 сентября (по другим данным, в октябре) 1919 года и, получив позывной 93, назначен в качестве флагманского корабля в 1-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота. Флагманские функции крейсер выполнял до начала 1920 года, когда флаг командующего эскадрой был перенесен на прибывший с Балтики крейсер Delhi (Справочник Уитли — единственный источник, в котором указывается время назначения крейсера Dunedin в состав военно-морских сил доминиона Новая Зеландия — май 1924 года. Это противоречит тому факту, что Empire Cruise был завершен только в сентябре 1924 года, причем в метрополию вернулись все участвовавшие в походе легкие крейсера. Вероятно, назначение корабля состоялось в его отсутствие).

По завершении кругосветного плавания в 1923—1924 годах в составе «эскадры особого назначения* Dunedin был направлен в Новозеландский дивизион (New Zealand Division), заменив отслуживший свой срок легкий крейсер Chatham1. При этом название корабля оставалось тем же, появилась только новая аббревиатура принадлежности HMNZS (His/Her Majesty's New Zealand Ship — Его/Её Величества Новозеландский Корабль). В течение тринадцатилетней службы в дивизионе Dunedin выполнял функции его флагманского корабля, а командиром крейсера обычно являлся офицер, находившийся на должности второго члена Совета Новой Зеландии и одновременно представителем морского штаба (Second Naval Member and Chief Staff Officer) (С 1932 года, например, кораблём командовал кэптен Дж.Фрэзер (Captain J.T.V.Fraser).1931-1932 годах во время отсутствия Dunedin, который ходил в метрополию для ремонта, флагманским кораблем дивизиона был крейсер Diomede.

В период обострения отношений между Великобританией и Италией из-за агрессии последней против Абиссинии британским правительством было проведено беспримерное увеличение состава Средиземноморского флота, который, в случае необходимости, должен был противостоять агрессору. В связи с этим, в Восточное Средиземноморье были стянуты внушительные силы, состоявшие из кораблей практически всех флотов и заграничных эскадр Королевского флота. Не остался в стороне и новозеландский дивизион. В сентябре 1935 года в Средиземное море был направлен крейсер Diomede, а в начале октября, когда французское правительство Пьера Лаваля отказалось поддержать усилия Великобритании утихомирить агрессора, 3 октября начавшего новую колониальную войну, пришла очередь и флагманского корабля дивизиона. После отказа французов выступить единым фронтом с англичанами против планов итальянской военщины в западной части Средиземного моря не оказалось сил, способных отсюда угрожать Италии. Поэтому британское Адмиралтейство было вынуждено перевести в Гибралтар ядро своего Флота метрополии в составе линкоров Nelson и Rodney, авианосца Furious, легких крейсеров Cairo и Sydney, а также направило сюда из Новой Зеландии крейсер Dunedin. Как известно, столь широкомасштабная демонстрация британской морской мощи последствий не имела. Корабли без толку простояли в базах и портах до мая 1936 года, когда Абиссиния была аннексирована Италией. Корабли гибралтарского соединения были возвращены к местам службы в том же месяце.

В мае 1937 года Dunedin прибыл в метрополию и представлял новозеландский дивизион на торжествах по случаю коронации Георга VI. На грандиозном флотском ревю, состоявшемся 20 мая на Спитхедском рейде, крейсер находился в линии F, между легким крейсером Сигасоа и линейным кораблем Royal Sovereign. Здесь же, на параде, в линии D, присутствовал и легкий крейсер Leander, 24 (29) мая сменивший Dunedin в составе дивизиона. С этого дня и до начала войны, числясь в резерве, Dunedin изредка использовался в качестве учебного корабля.

В августе 1939 года крейсер был введен в строй и определен в 12-ю крейсерскую эскадру Флота метрополии (легкие крейсера Effingham, Emerald, Cardiff, Dunedin), 6 сентября вошедшую в состав Северного патруля. В том же месяце Dunedin перевели в 11-ю эскадру крейсеров, находившуюся в распоряжении командования района Шетландских и Оркнейских островов, корабли которой также выполняли задачу патрулирования северных проливов. 23-29 ноября крейсер принимал участие в безуспешном поиске германских линейных крейсеров Scharnhorst и Gneisenau, совершивших набег на корабли Северного патруля.

Патрульная служба в Северной Атлантике продолхо-лась до конца 1939 года, а в начале 1940 года Dunedin был направлен в состав сил Американо-Вест-Индской военно-морской станции, находившейся в то время под командованием адмирала Мэйрика. Совместно с Северо-Атлантической и Южно-Атлантической станциями она несла ответственность за безопасность коммуникаций в Центральной и Южной Атлантике, угроза которым со стороны рейдерских кораблей противника с начала войны постоянно возрастала. Еще одной задачей, ставившейся перед станцией, являлось наблюдение за германскими торговыми судами, с началом войны укрывшимися в нейтральных американских портах и портах Голландской Вест-Индии (острова Кюрасао и Аруба). Разнообразие боевых задач, осуществлявшихся, к тому же, в обширных районах Атлантики, потребовали увеличения корабельного состава станции, поэтому в начале 1940 года вест-индская эскадра получила несколько старых крейсеров, в числе которых были Dunedin, Durban и Diomede.

С началом службы в водах Карибского бассейна началась и полоса везения крейсера Dunedin, отмеченная рядом успехов в его боевой карьере. Правда, не совсем удачным оказалось участие в перехвате вышедших 1 марта 1940 года из Арубы для прорыва в заблокированные союзными флотами порты Германии двух немецких транспортных судов Troja (2390 брт) и Heidelberg (6530 брт). 2 марта последний был остановлен крейсером Dunedin в проливе Уиндуорд, но немцы успели открыть кингстоны и затопить корабль еще до прибытия на его борт призовой партии с английского крейсера.

Приобретенный экипажем крейсера горький опыт при одился буквально несколько дней спустя, когда проводилась более широкомасштабная операция по поиску и перехвату еще трех немецких судов, ушедших с Кюрасао 5 марта. На этот раз попытку прорыва совершили пароходы Hannover, Mimi Horn и Seattle, а в их поиске, кроме британских, участвовали также канадские и французские корабли, в том числе и крейсер Jeanne d'Arc. Захват парохода Hannover произошел по наводке канадского эсминца Assiniboine, обнаружившего судно в проливе Мона в ночь с 7 на 8 марта. Крейсер Dunedin настиг беглеца у побережья острова Гаити, и на этот раз моряки крейсера высадились на немецкий корабль как раз вовремя, чтобы предотвратить его затопление. Таким образом, англичане приобрели весьма удачный приз: немецкий пароход впоследствии был перестроен в эскортный авианосец и вошел в состав британского флота под названием Audacity. Что же касается остальных двух участвовавших в прорыве судов, то они также не добрались до отечественных портов. Несмотря на то, что им удалось уйти из Карибского бассейна, Mimi Horn 28 марта был затоплен экипажем в Датском проливе при попытке его захвата вспомогательным крейсером Transylvania, a Seattle даже добрался до нейтральной Норвегии и был потоплен в Кристиансанде в начале норвежской операции.

С падением Франции в июне 1940 года перед кораблями вест-индской эскадры была поставлена новая задача по наблюдению за находящимися в Карибском бассейне французскими кораблями и судами, а также по пресечению всех попыток последних уйти из этого района. В июне-июле Dunedin участвовал в блокаде острова Мартиника, французской колонии, власти которой приняли сторону правительства Петэна.

Следующий эпизод службы крейсера Dunedin связан с появлением в Центральной Атлантике германского вспомогательного крейсера Widder (Schiff 21/Raider D), начавшего свой рейд выходом из Киля 5 мая. О том, что на атлантических коммуникациях действует вспомогательный крейсер противника, командование Американо-Вест-Индской станции узнало только во второй половине июля от экипажей потопленных немцами судов, недальновидно отпущенных на свободу командиром крейсера Х.фон Руктешеллем (Hell-muth von Ruckteschell). Командующий станцией адмирал Ч.Кеннеди-Первис (Charles Kennedy-Purvis), сменивший на этом посту адмирала Мэйрика в апреле 1940 года, немедленно приказал задержать движение следовавших через океан в одиночку судов, и особенно танкеров, направлявшихся из Карибского моря в Гибралтар и Северную Африку. Отныне для их перехода должны были формироваться малые эскортные группы, а маршруты следования передвигались ближе к побережью. Одновременно началась поисковая операция союзных сил Карибского бассейна, в которой участвовали легкие крейсера 8-й эскадры, несколько канонерок, старый голландский легкий крейсер Sumatra, а также несколько небольших кораблей местных морских сил. Из этих последних самым крупным был учебный артиллерийский корабль Van Kinsbergen водоизмещением 1700 тонн, вооруженный четырьмя 120-мм орудиями. А поскольку из всей имевшейся в наличии разношерстной «карибской» эскадры противостоять рейдеру могли только легкие крейсера, в Центральную Атлантику Адмиралтейством были дополнительно направлены тяжелые крейсера Dorsetshire и Canberra, а также вспомогательные крейсера Alcantara, Pretoria Castle, Asturias и Bulolo. Тем не менее, долговременные и тщательные поиски рейдера результатов не дали, и 31 октября Widder благополучно закончил свой поход прибытием в Брест. За шесть месяцев рейда Schiff 21 потопил девять и захватил одно судно общим тоннажем 58644 брт.

В этот период Dunedin также неоднократно привлекался для несения конвойной службы. Так, с 24 декабря крейсер совместно с тяжелым крейсером Berwick и легким Bonaventu-ге входил в состав охранения войскового конвоя WS.5A (20 транспортов), следовавшего на Средний Восток. С конвоем находились также авианосцы Argus и Furious, но на сей раз в роли авиатранспортов, доставлявших самолеты в Такоради. Утром 25 декабря, когда конвой следовал в южном направлении в 700 милях к западу от мыса Финистерре, он был обнаружен германским тяжелым крейсером Admiral Hipper, находившимся в рейдерском плавании с 30 ноября 1940 года. Сблизившись с конвоем, немецкий крейсер вступил в бой с кораблями охранения, в ходе которого получили тяжелые повреждения крейсер Berwick и два транспорта из состава конвоя. В конце концов, эскорт сумел отогнать рейдер, у которого, к тому же, были проблемы с машинами, и уже 27 декабря тот пришел в Брест. А к конвою вновь присоединился легкий крейсер Naiad, которого несколькими днями ранее в составе охранения сменил Berwick. 28 декабря корабли конвоя были переданы под охрану новой эскортной группе, после чего WS.5A, проследовал дальше. Согласно части источников, крейсер Dunedin огневого контакта с рейдером в бою 25 декабря не имел.

После завершения неудачной для немцев операции Rheinubung, в ходе которой был потоплен линейный корабль Bismarck, корабли британского флота провели охоту за судами снабжения, обеспечивавшими рейд погибшего линкора и действовавшего вместе с ним тяжелого крейсера Prinz Eugen. Жертвами этой охоты стали и другие немецкие суда снабжения, находившиеся в океанских пунктах встреч с опекаемыми ими надводными кораблями и подводными лодками. В охоте отличился и крейсер Dunedin, который 15 июня 1941 года захватил в Центральной Атлантике танкер Lothringen, обеспечивавший действия германских подводных лодок в районе Фритауна. Информация о местонахождении немецкого корабля поступила на крейсер с патрульного самолета авианосца Eagle.

Поисковые операции сменялись рутиной патрульной службы, но и здесь крейсеру неизменно сопутствовала удача. Так, 30 июня к востоку от скалы Сент-Пол Dunedin задержал пароход вишистской Франции Ville de Tamatave (4993 брт), а 22 июля к востоку от бразильского порта Натал захватил еще один французский пароход, Ville de Rouen (5383 брт).

В том же месяце командованием флота было принято решение переоборудовать Dunedin в крейсер ПВО по образцу уже проходившего переоборудование на верфи в США крейсера Delhi. Перестройка планировалась на следующий, 1942 год, однако череда везения для крейсера Dunedin неожиданно закончилась 24 ноября 1941 года. Находясь на линии постоянного патрулирования в Центральной Атлантике, вскоре после полудня крейсер был обнаружен к северу от Пернамбуко (между Пернамбуко и скалой Сент-Пол, в 900 милях к западу от Фритауна) немецкой подводной лодкой U.124 (командир — капитан-лейтенант И.Мор - Jochen Mohr). В результате двухторпедного залпа субмарины в 12.26 Dunedin был поражен обеими торпедами, взорвавшимися в районе носовой надстройки и в кормовой части корпуса. Несмотря на то, что немецкие источники сообщают о наблюдавшемся подводниками сильном внутреннем взрыве, что позволяет предположить детонацию боезапаса одного из бортовых артиллерийских погребов, агония крейсера продолжалась еще около получаса. Затем корабль ушел под воду кормой вперед в точке с координатами 03° с. д. 26° з.ш. Согласно другим источникам, крейсер Dunedin затонул только в 15.21.

Относительно количества жертв в экипаже крейсера также существует несколько различных данных. По одним из них, от взрывов и при гибели корабля погибло свыше 300 и даже 418 человек (26 офицеров и 392 нижних чина, в том числе, и командир крейсера, кэптен Лоувэт — Captain Lovat). На четырех спасательных шлюпках удалось спастись всего 67 морякам (четырем офицерам и 63 нижним чинам; кроме того, источники сообщают также о 72 спасшихся), которых 27 декабря подобрало американское торговое судно Nishmaha.

Сообщая на следующий день о потоплении британского крейсера, берлинское радио ошиблось в названии корабля, спутав его с Dragon. И только некоторое время спустя англичане признали потопление крейсера Dunedin.