HMS Durban
Первый и последний корабль Королевского флота с «колониальным» названием Durban (Дурбан, или Порпг-Натал — крупнейший город провинции Натал в составе Южно-Африканского Союза, тогдашнего доминиона Британской империи (ныне ЮАР). Второй после Кейптауна порт доминиона на побережьи Индийского океана, обслуживавший тогдашние провинции Натал, Восточный Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство) был заложен на верфи компании Scott's S&E Company в Гриноке 22 июня 1918 года и спущен на воду 29 мая 1919 года. Для достройки крейсер отбуксировали на казенную верфь в Девонпорте, где строительство корабля неспешно продолжалось около двух с половиной лет. Наконец, 31 октября (1 ноября) 1921 года оно было завершено, и крейсер вступил в строй, получив флажный позывной 99 и направление на Дальний Восток, в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Китайской военно-морской станции.
Дальневосточный период службы крейсера завершился в 1928 году возвращением в метрополию для ремонта и освидетельствования. По завершении ремонтных работ и необходимых процедур Durban был направлен в 8-ю эскадру крейсеров Американо-Вест-Индской станции для замены потерпевшего тяжелую аварию на камнях в районе Галифакса крейсера Dauntless. Спустя два года, в 1930 году, Durban перевели в Южно-Атлантическую дивизию крейсеров, в составе которой крейсер прослужил следующие четыре года. За этот период Durban лишь однажды, в 1930—1931 годах, ходил в метрополию для ремонта.
В декабре 1933 года на смену легкому крейсеру в состав дивизии прибыл тяжелый крейсер York. Durban вновь вернулся в Англию и уже в марте 1934 года получил назначение в 3-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота.
В период итало-абиссинской войны Durban совместно с другими крейсерами своей эскадры с сентября 1935 года базировался на Александрию, где во время сильного шторма, разыгравшегося 6 ноября 1935 года, получил значительные повреждения.
В сентябре 1936 года крейсер Durban был отозван в метрополию и выведен в резерв (по другим данным, Durban находился в резерве с начала 1937 года).
С началом войны в сентябре 1939 года крейсер направили в 9-ю крейсерскую эскадру Южно-Атлантических сил (легкие крейсера Despatch, Danae, Dauntless, Durban), базировавшуюся на Фритаун. В начале 1940 года большую часть кораблей эскадры перевели на Дальний Восток в состав Китайской станции, и с 23 марта они входили в состав «Малайского соединения», призванного нести конвойную службу в водах Индийского и юго-западной части Тихого океанов, а также вести наблюдение за германскими торговыми судами, которые война застала в нейтральных портах Голландской Ост-Индии. В частности, крейсер Durban «сторожил» стоявшие в порту Паданга (юго-западное побережье острова Суматра) немецкие пароходы Bitterfeld, Franken, Rheinland, Soneck и Wuppertall.
В конце концов, немецкие суда в мае 1940 года захватили сами голландцы, поэтому крейсера малайских сил в дальнейшем использовались почти исключительно для конвойной службы. Одним из примеров действий крейсера Durban в этот период может служить проводка австралийского войскового транспорта Zealandia (6683 брт), вышедшего 11 ноября 1941 года в Сингапур под эскортом легкого крейсера Sydney. Несколько дней спустя (15 ноября) в Зондском проливе Sydney передал транспорт под опеку крейсера Durban, который и сопроводил Zealandia в порт назначения. Что же касается пустившегося в обратный путь австралийского крейсера, то 19 ноября он наткнулся на германский вспомогательный крейсер Cormoran (Schiff 41/Raider G), замаскированный под голландское грузовое судно Malakka. Остальное хорошо известно: в последовавшем затем бою погибли оба корабля, причем спасшихся с крейсера Sydney не было.
С началом войны на Тихом океане Durban действовал в составе эскортной группы, базировавшейся на Сингапур и с 20 января 1942 года преобразованной в «Китайское соединение». В ходе эвакуации Сингапура 11 февраля крейсер
Durban совместно со вспомогательным судном Kedah и эсминцами Jupiter и Stronghold эскортировал конвой из набитых беженцами 13 больших торговых кораблей, двух войсковых транспортов и множества мелких судов, пытавшихся добраться до голландских островов Ява и Суматра.
На следующий день, 12 февраля, на конвой совершили налет палубные самолеты авианосца Ryujo и японская бомбардировочная авиация берегового базирования, в результате которого крейсер Durban получил тяжелые повреждения и был отправлен для ремонта в Коломбо. Однако мощностей местной ремонтной базы на Цейлоне хватило лишь для проведения ремонтных работ по корпусу, поэтому для ремонта двигательной установки кораблю пришлось в конце февраля отправиться в Нью-Йорк.
В вечерних сумерках 13 марта на переходе в Саймонста-ун около мыса Игольный крейсер Durban наткнулся на германский минный заградитель Doggerbank (бывшее английское судно Speybank, 5154 брт, немецкое обозначение Schiff 53), готовившийся к постановке заграждения. Немецкий корабль, изменив курс, попытался уйти, но британский крейсер, принятый немцами за легкий крейсер типа Birmingham, приблизился и прожектором запросил опознавательные. Получив в ответ опознавательные однотипного со Speybank английского судна Leverbank, якобы следующего из Нью-Йорка в Кейптаун, Durban удалился, даже не удосужившись осветить встреченный корабль прожектором. Встреча с британским крейсером заставила немцев сократить время минной постановки, поэтому между 19.45 и 20.10 вечера в пяти милях от побережья были выставлены только те 15 мин, которые были уже подняты на палубу. Когда Dogger-bank уже находился в четырех милях от места постановки заграждения, одна из выставленных им мин самопроизвольно взорвалась. Однако находившийся недалеко крейсер Durban никак не отреагировал на этот взрыв.
В Нью-Йорк крейсер прибыл только в апреле. Здесь в течение месяца выполнялись основные ремонтные работы, после чего Durban пересек Атлантику и прибыл в Портсмут для модернизации вооружения. Это заняло еще три месяца, с июня по август, и лишь затем крейсер получил назначение в 4-ю крейсерскую эскадру Восточного флота.
В водах Индийского океана крейсер прослужил до конца 1943 года, затем в начале 1944 года вернулся в метрополию и почти сразу же был выведен в резерв. В это время уже началась подготовка к проведению операции Overlord — крупномасштабной десантной операции по высадке союзников в Нормандии. Для высадки войск у побережья требовалось создать несколько искусственных гаваней, которые защищались волноломами. Для сооружения последних были отобраны более полусотни старых военных кораблей и торговых судов, в число которых попал и крейсер Durban. В марте начались работы по разоружению крейсера. С него сняли вооружение, все более-менее ценное оборудование и боезапас.
Крейсер Durban был затоплен 9 июня у побережья Нормандии на глубине восьми метров в 4,5 километрах к северо-западу от маяка Уистрем в качестве элемента волнолома Gooseberry 5. Вместе с Durban этот волнолом составляли английский линкор Centurion (с конца 20-х годов использовался во время артиллерийских учений в качестве самоходного щита-мишени), французский линкор Courbet, голландский легкий крейсер Sumatra, корабль ПВО Alynbank и большое количество торговых судов.
После окончания войны составлявшие волнолом корабли ржавели на нормандских отмелях до начала 50-х годов, когда, наконец, начались работы по их подъему. Крейсер Durban и находившиеся по соседству с ним в линии волнолома крейсер Sumatra и пароход Empire Defiance были подняты в феврале 1951 года и в том же году разобраны на металл.