Заключение
Легкие крейсера типов D и Е строились в качестве ответа на появление в составе германского флота новых крейсеров, а решение о постройке последней пары кораблей, вероятно, принималось под воздействием искусно внедренной немцами дезинформации. Опоздав принять участие в сражениях Первой мировой войны, эти корабли устарели вскоре после вступления в строй, а то еще и в период строительства. Тем не менее, они находились в составе флота Великобритании вплоть до конца Второй мировой войны, в которой принимали довольно активное участие. Рассмотрим достоинства и недостатки этих кораблей в сравнении с современными им единицами крейсерского класса зарубежных флотов.
Крейсера типа D стали логическим завершением линии легких крейсеров, которая ведет начало от появившегося в 1912 году проекта крейсеров типа Arethusa. Обладая, по сравнению с прототипом, достаточной мореходностью и оптимальной для кораблей со сравнительно небольшим водоизмещением огневой мощью, они создавались для противостояния новейшим немецким легким крейсерам, превосходившим их размерами. В первые годы после окончания Великой войны крейсера типа D считались настолько удачными, что, когда в 1920 году к специалистам концерна Vickers обратились за помощью голландцы, не знавшие, как им поступить с заложенной (и уже успевшей устареть) парой крейсеров типа Java, англичане, не задумываясь, предложили им достраивать свои корабли по проекту своих крейсеров-разведчиков и лидеров флотилий эсминцев, хотя и с увеличенным до 5500 тонн нормальным водоизмещением. Однако голландцы, как и немцы, придерживавшиеся концепции универсального крейсера и имея на стапелях уже готовые к спуску на воду корпуса кораблей нормальным водоизмещением около 7000 тонн, не вняли совету и достроили «явы» по оригинальному проекту 1915 года. В результате они получили крейсера, выгодно отличавшиеся как от своих прототипов, крейсеров поздних серий кайзеровского флота, так и последних британских скаутов большей скоростью хода (свыше 30 уз.) и большим числом орудий главного калибра, участвовавших в бортовом залпе (семь из десяти 150-мм артустановок).
Впрочем, эти преимущества были обусловлены большим водоизмещением голландских крейсеров, почти в полтора раза превышавшим таковое у типа D. Поэтому аналогичная картина складывается и при сравнении «яв» с превосходившими их по водоизмещению крейсерами типа Е, которые имели на два-три узла большую скорость хода, развитое местное бронирование, хотя и несколько уступали «голландцам» в горизонтальном бронировании и в весе бортового залпа. Впрочем, последнее легко объясняется большим количеством стволов главной артиллерии «голландцев», установленной, по большей части, побортно.
Другие современники британских «алфавитных» крейсеров — американские легкие крейсера типа Omaha, были заложены сразу же после окончания мировой войны. В этом проекте американцы постарались максимально использовать накопленный за военные годы боевой опыт. И, теоретически, им это удалось. Другой вопрос — насколько? При почти равном с крейсерами типа Е водоизмещении главным «козырем» американских крейсеров, на первый взгляд, являлось мощное артиллерийское вооружение — 12 шестидюймовых орудий, хорошо защищенных броней башен и бортовых казематов. Но в результате неудачного расположения этой многочисленной артиллерии, в бортовом залпе «омах» теоретически могли участвовать только восемь орудий. На практике же число стволов в бортовом залпе часто не превышало семи. Вскоре после ввода «омах» в строй оказалось, что их нижние казематы заливались даже при слабом волнении, делая стрельбу из них невозможной. По этой причине почти сразу на части кораблей артустановки из этих казематов были убраны. А если, к тому же, учесть низкую скорострельность американских шестидюймовок, то видимое огневое превосходство американских крейсеров над британскими и вовсе сходит на нет.
Столь же теоретическими оказались и некоторые другие «выгодные» характеристики «омах». Так, заявленная дальность плавания в 10000 миль на 10-узловой скорости на деле не превышала 6400 миль, не дотягивая даже до 6700-мильной дальности крейсеров типа D. Бортовой броневой пояс толщиной 76 мм прикрывал только район машинно-котельных отделений, оставляя оконечности корабля и погреба боезапаса без защиты. Зато несколько более надежным было горизонтальное бронирование — толщина палубных броневых плит составляла 38 мм. Следует отметить также высокую скорость хода «американцев».
Тактико-технические элементы сравниваемых крейсеров
Java Omaha Duguay Trouin ent Aim. Servera Kuma/Sendai Голландия США Франция Англия Испания Япония |
||||||
Год закладки |
1916 |
1918 |
1922 |
1924 |
- |
1918/1922 |
Год спуска на воду |
1921 |
1920 |
1923 |
1926 |
1925 |
1920/1924 |
Водоизмещение,! |
|
|
|
|
|
|
нормальное/ стандартное |
7050 |
7050 |
7880 |
9555 |
7475 |
5500/5595 |
полное |
8339 |
9150 |
9350 |
13520 |
9237 |
7700/8097 |
Скорость, уз. |
30-30,6 |
34 |
33 |
31,5 |
33 |
36/35,3 |
Дальность плавания, миль(уз) |
4800(12) |
6400(10) |
4500(15) |
13700(12) |
— |
4000(14) /6000(15) |
Бронирование,мм |
|
|
|
|
|
|
борт |
75-50 |
76 |
— |
25 |
75-40 |
63 |
палуба |
50-38 |
38 |
20 |
35 |
50-25 |
32/51 |
Вооружение |
|
|
|
|
|
|
главный калибр |
10x150 |
12x152 |
8x155 |
8x203 |
8x150 |
7x140 |
средняя и зенитная арт. |
4x75 |
2x76 2x47 |
4x76 |
4x102 4x40 |
4x102 2x47 |
-/2x76 2x40/- |
ТА |
— |
10x533 |
12x550 |
8x533 |
12x533 |
8x533/8x610 |
Нельзя в этой связи не вспомнить и японские крейсера, построенные в 1918-1925 годах. Заложив в 1917 году пару легких крейсеров-лидеров эсминцев типа Tenryu, японцы намеревались построить на основе их проекта шесть более совершенных боевых единиц водоизмещением 3500 т. Однако в конце года, когда в Японии стало известно о предстоящей постройке в США десяти крейсеров типа Omaha, слишком слабый по сравнению с ними проект «усовершенствованных Tenryu» был переработан. Откорректировали и количество требуемых кораблей, в результате чего в течение следующих семи лет японский флот получил четырнадцать более крупных легких крейсеров трех конструктивно близких типов Kuma, Nagara и Sendai, способных выполнять функции не только «лидера», но и разведчика. Имея полное водоизмещение от 7542 до 8097 т, эти корабли превосходили по скорости не только крейсера типа D, но и таких «скороходов», как крейсера типа Е, показав на испытаниях 36 узлов (правда, к 1941 году их фактическая скорость снизилась до тривиальных 32 узлов). При этом дальность плавания «японцев» не превышала 6000 миль.
Следует отметить также достоинства артиллерийского вооружения японских кораблей. В первой части монографии уже шла речь о 140-мм (5,5-дюйм.) японских орудиях типа 3-го года с длиной ствола 50 калибров, имевших прекрасные баллистические характеристики (см. Таблицу 4). Действительно, эти артустановки при максимальном угле возвышения 30° посылали свои 37,2-кг снаряды на 130 кбт (24000 м), в то время как аналогичный показатель британских шестидюймовок MkXII при том же угле возвышения не превышал 110 кбт (20000 м). Благодаря более легкому снаряду заряжавшиеся также вручную японские орудия были и более скорострельными, делая до 12 выстрелов в минуту. Японские крейсера названных трех типов имели на вооружении по семь таких орудий. Расположены они были далеко не идеально, напоминая в этом плане крейсера типа Е (два орудия устанавливались побортно на срезе полубака), в результате чего в бортовом залпе могли участвовать только шесть орудий, как и на крейсерах британских. Однако в данном случае положение усугублялось расположением орудий №2 и №6, имевших ограниченные углы обстрела в курсовых секторах. Тем не менее, такой способ размещения баковых артустановок в диаметральной плоскости одна за другой на одном уровне сохранился и в дальнейшем, будучи перенесен на японские тяжелые крейсера, строившиеся в 20-30-х годах, а затем даже был перенят американцами.
Что же касается бронирования японских крейсеров, то их бортовая защита ограничивалась «куцым» 63-мм броневым поясом на ватерлинии в районе МКО, в то время как горизонтальное бронирование было более надежным, чем на британских кораблях: палубная броня на первых двух типах крейсеров выполнялась из 32-мм плит, а на типе Sendai — из 51-мм.
А вот испанские легкие крейсера типа Principe Alfonso можно считать почти стопроцентным аналогом крейсеров типа Е, на основе которых, собственно, бывший Главный конструктор Королевского флота и создатель линкора Dreadnought сэр Филлип Уотте и разработал проект этих кораблей. Тем не менее, проект для испанского флота все же содержал ряд отличий. Прежде всего, Уотте отказался от эшелонной схемы расположения МКО, сгруппировав котельные отделения перед машинными, в результате чего эти крейсера имели только две дымовые трубы, вместо трех на прототипах. Кроме того, корабли типа Principe Alfonso были вооружены восемью орудиями главного калибра, расположенными в диаметральной плоскости. При этом в возвышенных позициях В и X, а также в позиции Q на шкафуте позади дымовых труб были смонтированы двухорудийные установки испанского производства (Vickers-Carraca, с глубокими щитами). До четырех стволов увеличилось и количество орудий универсального, 102-мм калибра. Следует принять во внимание также усиление горизонтального бронирования испанских кораблей: толщина броневой палубы над МКО и артиллерийскими погребами была увеличена до 50 мм. Вместе с тем, это не повлекло за собой роста водоизмещения, и испанские крейсера сохранили высокие скоростные качества прототипа (33 узла, на испытаниях головной Alfonso показал 34,7 узла при мощности машин 83000 л.с.), хотя для этого и пришлось увеличить отношение длины к ширине корпусов кораблей.
Основные характеристики артиллерии сравниваемых крейсеров
|
155 Франция |
152 Англия |
152 США |
152 Испания |
150 Голландия |
140 Япония |
Длина орудия, калибров |
55 |
50 |
53 |
50 |
50 |
50 |
Вес орудия, т |
9,1 |
8,9 |
10,3 |
8,6 |
7,5 |
6,6 |
Вес снаряда, кг |
57 |
45 |
47,5 |
45 |
46 |
37,2 |
Начальная скорость, м/сек |
850 |
890 |
915 |
900 |
900 |
900 |
Скорострельность, выстр./мин. |
5-8 |
до 10 |
6 |
5-7 |
до 10 |
до 12 |
Дульная энергия, т-м |
2200 |
1850 |
2030 |
— |
2000 |
1500 |
Максимальный угол возвышения, град. |
— |
30-40 |
30 |
35 |
30 |
30 |
Максимальная дальность, каб./м |
130/24000 |
110/20000 |
— |
130/24000 |
120/21200 |
130/24000 |
Помимо вышеназванных, к числу современников крейсеров типов D и Е относились и корабли нового поколения, строившиеся в межвоенный период. В период постройки крейсера типа Е, имевшие мощную двигательную установку и многочисленную артиллерию главного калибра, считались избыточно сильными кораблями для действий на коммуникациях. Однако они еще не вступили в строй, а уже повсеместно начали закладывать еще более крупные и сильно вооруженные боевые единицы. И речь идет не только о крейсерах с восьмидюймовой артиллерией, одними из первых среди которых стали начатые постройкой в 1924-1925 годах британские крейсера типа County. При этом корабли нового поколения не всегда обладали превосходными характеристиками. Так, заложенные во Франции в 1922-1923 годах три единицы типа Duguay Trouin, первые в мире легкие крейсера с линейно-возвышенным расположением артиллерии главного калибра в башенных установках, имели практически такое же водоизмещение, как и крейсера типа Е, скорость хода — те же 33 узла, вооружение — восемь 155-мм орудий, действовавших на оба борта. Но вот бронезащита этих крупных кораблей ограничивалась легким бронированием артиллерийских башен и погребов, рубки и рулевой машины, по толщине не превышавшим 25-30 мм, а толщина броневой палубы составляла 3/4 дюйма (19 мм). Недостаточной была и дальность плавания — всего 4500 миль на 15-узловой скорости. Большинством этих недостатков «страдали» и первые «вашингтонские» крейсера.
Как видим, строившиеся по проектам периода Первой мировой войны'последние типы британских «алфавитных» крейсеров мало в чем уступали крейсерам постройки 20-х годов, чем, вероятно, и объясняется их активное долголетие. В ходе Второй мировой войны они несли службу практически на всех театрах, справляясь со ставившимися перед ними задачами. Обладая хорошими мореходными качествами и большей (крейсера типа Е) или меньшей (крейсера типа D) дальностью плавания и скоростью, эти крейсера были в состоянии эскортировать океанские конвои и принимать участие в поисковых операциях. А корабли, имевшие столь богатую событиями историю боевого применения и два десятилетия спустя после постройки, никак нельзя назвать «бесполезными».
Построечные данные
Название корабля |
Компания-строитель |
Дата закладки |
Дата спуска на воду |
Дата окончания постройки |
Примечание |
Тип D. Первая серия. |
|
|
|
|
|
Danae |
Armstrong |
01(11).12.1916 |
26.01.1918 |
22.06.1918 |
1944—46 польский Conrad. На слом 1948. |
Dauntless |
Palmers |
03.01.1917 |
10.04.1918 |
02.11(12).1918 |
На слом 1946 |
Dragon |
Scott |
24.01.1917 |
29.12.1917 |
16.08.1918 |
С 15.01.1943 польский. 08.07.1944 поврежден. 09.07. 1944 затоплен |
Тип D. Вторая серия. |
|||||
Delhi |
Armstrong |
29.10.1917 |
23.08.1918 |
07.06(05).1919 |
На слом 1948 |
Dunedin |
Armstrong |
05.11.1917 |
19.11.1918 |
09(10).1919 |
Потоплен 24.11.1941 |
Durban |
Scott |
22.06.1918 |
29.05.1919 |
31.10(11).1921 |
Затоплен 098.06.1944 |
Тип D. Третья серия. |
|
|
|
|
|
Daedalus |
Armstrong |
1918 |
— |
— |
Отменен 26. 11. 1918 |
Daring |
Beardmore |
1918 |
— |
— |
Отменен 26.11.1918 |
Despatch |
Fairfield |
08.07.1918 |
24.09.1919 |
15(30).06.1922 |
На слом 1946 |
Deasperate |
Hawthorn Leslie |
1918 |
— |
— |
Отменен 26.11.1918 |
Diomede |
Vickers |
03.06.1918 |
29.04.1919 |
07(22).10.1922 |
На слом 1946 |
Dryad |
Vickers |
1918 |
— |
— |
Отменен 26. 11. 1918 |
Тип Е. |
|
|
|
|
|
Emerald |
Armstrong |
23.09.1918 |
19.05.1920 |
15.01.1926 |
На слом 1948 |
Enterprise |
John Brown |
28.06.1918 |
23.12.19196 |
07.04.1926 |
На слом 1946 |
Euphrates |
Fairfield |
1918 |
— |
— |
Отменен 26. И. 1918 |
Данные, различающиеся в различных источниках, приведены в скобках.
Durban и Enterprise достраивались на Королевской верфи в Девонпорте, Diomede — в Портсмуте, Despatch и Emerald — в Четеме.
Машины для крейсеров Danae, Delhi и Emerald поставляла компания Wallsend, для Dunedin — компания Hawthorn Leslie. Для остальных кораблей механизмы изготавливали компании-строители.