Предисловие
В исторических материалах и литературе по империалистической войне 1914—1918 годов с достаточной полнотой освещены вопросы стратегии, оперативного искусства и тактического использования отдельных кораблей, соединений и даже целых флотов; но наряду с этим русская и иностранная военно-морская литература, по нашему мнению, имеет существенный пробел, выражающийся в недостаточном внимании и исследовании вопросов о разрушительном действии всех видов военно-морского оружия, боевых повреждениях кораблей и борьбе личного состава за их живучесть.
При разборе вопросов, связанных с непотопляемостью кораблей, авторы нередко еще ссылаются на случаи повреждений и гибели, относящиеся к концу прошлого и началу текущего столетия.
Несмотря на поучительность фактов того времени, специалистам, работающим над проектированием и постройкой кораблей, и инженерно-техническому персоналу, обеспечивающему их живучесть, было бы целесообразнее иметь в своем распоряжении более современный материал из опыта империалистической войны, к началу которой в 1914 году в значительной степени усовершенствовалось военное кораблестроение, развилось военно-морское оружие, и изменились методы борьбы личного состава за живучесть корабля.
Стремясь пополнить этот пробел новым фактическим материалом, мы взяли на себя труд дать по имеющимся историческим и литературным источникам материал о повреждениях надводных кораблей от минно-торпедных взрывов и по борьбе личного состава за живучесть, используя для этой цели имеющиеся архивные документы в виде донесений командования кораблей, показаний личного состава, дел следственных комиссий и, в отдельных случаях, воспоминаний очевидцев.
Помимо этого нами использованы также русские и иностранные печатные источники, откуда мы почерпнули ряд примеров, заслуживающих, по нашему мнению, изучения.
Поскольку степень повреждений и характер борьбы за живучесть зависели от особенностей постройки, свойственной тому или иному классу кораблей, их водоизмещения, количества личного состава и тому подобного, весь материал расположен по классам кораблей.
В начале описания каждого случая, помимо основных элементов корабля, приведены некоторые данные оперативной обстановки, вводящие читателя в курс обстоятельств, предшествовавших данному случаю повреждения или гибели корабля.
Наиболее полно, насколько позволяли исторические документы и литературный материал, изложены вопросы повреждений и мер борьбы за живучесть. В некоторых отдельных случаях в дополнение к борьбе за живучесть личного состава корабля даны материалы по производству спасательных работ над данным кораблем.
В конце каждой статьи помещены краткие итоги, резюмирующие наиболее существенные явления описываемого случая.
В конце помещен краткий обзор минно-торпедного оружия периода 1914—1918 годов с некоторыми массовыми и габаритными данными.
Иллюстративный материал, в виде фотографий, чертежей и схем, заимствованный из архивных источников и полученный от участников войны и очевидцев, дополняя текст, дает читателю возможность наглядно ознакомиться с боевыми повреждениями кораблей от минно-торпедных взрывов и, следовательно, более реально воспроизвести обстановку борьбы за живучесть корабля в каждом отдельном случае.
В заключение необходимо указать, что в настоящей работе помещены не все случаи взрывов надводных кораблей торпедами и на минах, а лишь те из них, материалы по которым нам удалось собрать и обработать к назначенному сроку представления работы.
Пользуюсь случаем принести свою глубокую благодарность академику А.Н.Крылову, давшему лестную оценку моей работе, как «ценному вкладу в кораблестроительную литературу», и профессору Л.Г.Гончарову — за ряд ценных указаний и советов, вместе с тем признавшему труд полезным для командиров, которые найдут в нем «ценные указания о той обстановке, с которой им придется встречаться в военное время».