Приложения
Приложение 1. Характер повреждений кораблей от торпедного оружия
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших чел. % |
|
Линейный корабль |
«Triumph». Англия |
25.05.1915 |
1 торпеда с германской подводной лодки U21 |
200 |
Взрыв в средней части корабля от торпеды, второй — внутри корабля |
Погиб |
10 мин |
78 |
10,6 |
Броненосный крейсер |
«Prinz Adalbert», Германия |
01.07.1915 |
1 торпеда с английской подводной лодки Е-9 |
120 |
Взрыв под мостиком, пробоина диаметром 2 м, проломано несколько переборок, затоплено несколько кочегарок, бортовой торпедный аппарат. 1 артпогреб, центральный пост. Выведен из действия ПУАО, трюмный пост. Заклинен руль |
Поврежден |
|
10 |
1,67 |
Линейный корабль |
«Marlborough», Англия |
31.05.1916 |
1 торпеда, вероятно с германского крейсера «Wiesbaden» |
200 |
Взрыв на правом борту под броневым поясом, пробита обшивка, внутри корабля пробита переборка угольной ямы. Поврежден котел № 1. Вода распространилась по соседним кочегаркам. От давления воды ночью переборки сдавали. Затоплено отделение от 78 до 111 шпангоута Взрыв под броневым поясом. |
Поврежден |
|
|
|
Линейный крейсер |
«Seydlitz». Германия |
31.05.1916 |
1 торпеда с английского эсминца «Petard» |
232 |
Пробоина 15,24 м1, кусок наружной обшивки массой 70 кг бросило внутрь и пробило несколько переборок общей толщиной 40 мм. Повреждена носовая электростанция. От сотрясения лопнула правая турбина, отделение заполнилось паром. Принял 5300 т воды, но переборки давление выдержали |
Поврежден |
|
|
|
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших чел. % |
|
Броненосный крейсер |
«Aboukir», 22.09.1914 Англия |
1 терпела с германской подводной лодки U9 |
112 ' Попадание в районе артиллерийских погребов |
Погиб |
25 мин 1 520 |
68,87 |
|||
Броненосный крейсер |
«Cressi», Англия |
22.09.1914 |
2 торпеды с германской подводной лодки U9 |
112 |
Сильные разрушения, место неизвестно |
Погиб |
10 мин |
567 |
75,13 |
Броненосный крейсер |
«Hogue», Англия |
22.09.1914 |
2 торпеды с германской подводной лодки U9 |
112 |
Сильные разрушения, место неизвестно |
Погиб |
10 мин |
401 |
36,27 |
Крейсер |
«Паллада», Россия |
10.10.1914 |
2 торпеды с германской подводной лодки U26 |
200 |
Взрыв торпеды в средней часта корабля и 2 — 3 взрыва по детонации |
Погиб |
1 мин |
594 |
100 |
Крейсер |
«Жемчуг», Россия |
15.10.1914 |
2 торпеды с германского крейсера «Emden» |
112 |
Взрывы в носовом и кормовом погребах, сдетонировавшие на боезапас |
Погиб |
7 мин |
80 |
21,4 |
Канонерская лодка |
«Донец», Россия |
16.10.1914 |
1 торпеда с турецкого эсминца |
100 |
Взрыв в левом борту в носовой части |
Погиб |
Несколько минут |
33 |
24,26 |
Заградитель |
«Енисей», Россия |
04.06.1915 |
1 торпеда с германской подводной лодки U26 |
200 |
Взрыв в правом борту в районе коридора гребного вала, вода быстро затопляла помещения |
Погиб |
5—7 мин |
298 |
92,54 |
Эскадренный миноносец |
«Казанец», Россия |
28.10.1916 |
I торпеда с германской подводной лодки |
200 |
Взрыв в правом борту у средней трубы, корабль переломился пополам |
Погиб |
Несколько минут |
45 |
54,87 |
Транспорт |
«Hesperian», Англия |
04.09.1915 |
1 торпеда с германской подводной лодки U20 |
200 |
Взрыв в правом борту в носовой части у 2-й угольной ямы. Повреждены машины, был взят на буксир. На волне оглавления воды переборки сдали, был оставлен личным составом |
Погиб |
10 ч 25 мин |
|
|
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Транспорт |
«Патагония», Россия |
28.09.1915 |
1 торпеда с германской подводной лодки UB7 |
112 |
Взрыв в корме правого борта, пробойка 7,4 м'. Затонул кормой, носовая часть осталась на плаву |
Поврежден |
- |
— |
- |
Транспорт |
№ 51 («Португаль»), Россия |
30.03.1916 |
1 торпеда с германской подводной лодки U33 |
200 |
Взрыв в левом борту между машинным и кочегарным отделениями. Судно переломилось пополам и быстро затонуло |
Погиб |
1 мин |
96 |
|
Транспорт |
«Джиоконда». Россия |
20.08.1916 |
1 торпеда с германской подводной лодки UB45 |
200 |
Взрыв в левом борту с пробоиной 8,53x2.74 м, выпучина по мидель-шпангоуту, повреждена машинная переборка. Затоплены 1-й и 4-й отсеки. |
|
|
|
|
Тральщик |
N° 4, Россия |
05.11.1916 |
1 торпеда с германской подводной лодки |
200 |
Повреждения неизвестны |
Погиб |
1 мин |
7 |
25,92 |
Приложение 2. Характер повреждений кораблей от минного оружия
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Линейный корабль |
«Audacious», Англия |
27.09.1914 |
1 германская мина со вспомогательного крейсера «Berlin» |
112 |
Взрыв по левому борту позади машинного отделения, но не затронул главных переборок. Повреждена левая турбина. Вода распространялась по кораблю вследствие неисправности люков и водонепроницаемых дверей, расположенных ниже ватерлинии. По мере затопления помещение корабля переборки сдавали и он тонул. В момент погружения корабля в воду произошел взрыв |
Погиб |
12ч |
|
|
Броненосный крейсер |
«Friedrich Karl», Германия |
15.11.1914 |
2 русских мины, поставленных полудивизионом особого назначения |
96 |
Взрыв, вероятно, по правому борту, через пробоину внутрь корабля поступала вода. Повреждена антенна. Второй взрыв по правому борту вывел из строя левую главную машину и динамомашину. Ход уменьшился до 8 уз. Руль заклинило на 20" левого борта. Румпельное отделение затопило водой. Корабль принял 2300 т воды. Крен сначала увеличился на 14", затем дошел до 70°, и, наконец, корабль перевернулся и затонул |
Погиб |
5 ч 20 мин |
|
|
Линейный крейсер |
«Goeben», Германия |
26.12.1914 |
2 русских мины, поставленных надводными заградителями |
96 |
Первый взрыв по правому борту в носовой части, пробоина — 50 м-'. второй взрыв по левому борту в кормовой части, пробоина — 64 м-'. Корабль принял 600 т воды. |
Поврежден |
|
|
|
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Крейсер |
«Рюрик», Россия |
19.11.1916 |
1 германская мина с подводной лодки UC27 |
150 |
Взрыв в носовой части; оторвана нижняя часть корпуса до 20 шпангоута. Вертикальный киль с набором и обшивкой отогнут под прямым углом в сторону (к левому борту). Поперечные переборки на шпангоутах от 8 до 20 совершенно разрушены. Платформа разрушена; броневая палуба получила разрывы. Переборки 100, 118 и 130 шпангоутов имели гофрировку в поперечном направлении. Помещения жилой палубы разрушены. Флоры котельных фундаментов имели прогибь до 2,54 см. Системы разрушены от 0 до 30 шпангоутов. Волна взрыва прошла по кораблю, нарушив водонепроницаемость разных его частей. Корабль принял 490 т волы |
Поврежден |
|
52 (отравлены газами, но остались живы) |
6.5 |
Крейсер |
«Пересвет», Россия |
04.01.1917 |
1 германская мина с подводной лодки U73 |
150 |
Взрыв в носовой части левого борта в районе погребов: снесло палубы и крышу башни |
Погиб |
16 мин |
243 |
30.4 |
Крейсер |
«Medjidieh», Турция |
03.04.1915 |
1 русская мина |
96 |
Взрыв мины по левому борту в носовой кочегарке; корабль погружался носом. Для окончательного затопления крейсера была выпущена торпеда с эсминца. Размер минной пробоины 3,65x6,1 м, размер торпедной пробоины — 1,83x2.13 м |
Погиб |
40 мин |
|
|
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Крейсер |
«Danzig», Германия |
16.05.1915 |
1 английская мина |
145 |
Взрыв в районе машинного и кочегарного отделений. Рулевая машина и привод повреждены. Через переговорные трубы вода распространялась по помещениям. Повреждены кронштейны валов; дейдвуды пропускали воду; оторваны лопасти винтов. Палуба прогнулась |
Поврежден |
|
|
|
Крейсер |
«Breslau», Германия |
18.07.1915 |
1 русская мина |
96 |
Взрыв по правому борту под 4-й кочегаркой, принял 640 т воды |
Поврежден |
— |
8 |
2,16 |
Крейсер |
«Danzig», Германия |
11.11.1915 |
1 русская мина, поставленная с крейсеров |
116 |
Взрыв в кормовой части. Повреждены оба винта, сорван руль, два кормовых отсека затоплены |
Поврежден |
|
|
|
Крейсер |
«Bremen», Германия |
16.12.1915 |
2 русских мины |
116 |
Взрывом разрушена носовая часть корабля |
Погиб |
Несколько минут |
298 |
98,35 |
Крейсер |
«Lubeck», Германия |
31.01.1916 |
1 русская мина |
116 |
Взрыв под кормой по правому борту. Пробоина в коридоре правого гребного вала и несколько пробоин в средней палубе. Руль и оба винта сломались, валы получили прогибь, корабль потерял способность управляться. Верхняя палуба в корме имела деформацию. Затоплено два отсека в корме: корабль принял 240 т воды и получил дифферент на корму. |
Поврежден |
|
|
|
Крейсер |
«Breslau», Германия |
20.01.1918 |
5 английских мин |
145 |
Первый взрыв под кормовой частью правого борта, второй и третий — в районе задней кочегарки и машинного отделения, четверти — под 4-й кочегаркой, пятый — под мостиком |
Погиб |
34 мин |
208 |
56,22 |
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Заградитель |
«Дых-Тау», Россия |
29.10.1914 |
1 русская мина |
116 |
Взрыв в кормовой части, от которого имелись две трещины. Палуба получила повреждение. Вода через трещины поступала внутрь корабля |
Поврежден |
— |
3 |
|
Заградитель |
«Ладога», Россия |
15.08.1915 |
1 германская мина с подводной лодки UC4 |
150 |
Взрыв у левой скулы в районе второй переборки, пробит борт, платформа. Носовая часть постепенно погружалась в воду. У мидель-шпангоута в поперечном направлении появилась трещина, через которую вода проникала в машинное отделение |
Погиб |
2 ч 43 мин |
29 |
9,19 |
Эскадренный миноносец |
«Амурец», Россия |
12.08.1915 |
Или 1 германская мина или патрон от противолодочных сетей |
115 или 6,1 |
Взрыв по левому борту под кормой; небольшое повреждение обшивки. Размер пробоины 4,88x4,57 м, конфигурация — треугольник |
Поврежден |
|
|
|
Эскадренный миноносец |
«Охотник», Россия |
27.08.1915 |
1 мина, вероятно русская |
116 |
Взрыв мины пол командной палубой в корме, помещение залито водой. В кормовой кочегарке появилась течь. Покоробило палубу, сбросило со своего места кормовое 102-мм орудие. |
Поврежден |
|
|
|
Эскадренный миноносец |
«Забияка», Россия |
06.01.1916 |
1 русская мина |
116 |
Взрывом под кормой разрушена обшивка корпуса и повреждено кондукторское помещение, которое затопило водой. |
Поврежден |
|
21 |
14,52 |
Эскадренный миноносец |
«Лейтенант Пущин», Россия |
09.03.1916 |
1 германская мина |
115 |
Взрыв в середине корабля, который разломился и затонул по частям |
Погиб |
Несколько минут |
51 |
71,83 |
Эскадренный миноносец |
«Живучий», Россия |
25.04.1916 |
1 германская мина с подводной лодки UC15 |
150 |
Переломился пополам и затонул по ! Погиб частям 1 |
Несколько минут |
66 |
68,57 |
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Эскадренный миноносец |
«Доброволец», Россия |
21.08.1916 |
1 русская мина |
116 |
Взрыв произошел под кормовой кочегаркой |
Погиб |
7 мин |
47 |
52,22 |
Эскадренный миноносец |
«Донской казак», Россия |
21.08.1916 |
1 русская мина |
116 |
Взрыв под кормой, которая была уничтожена. Машинная переборка выдержала давление воды и корабль остался на плаву |
Поврежден |
|
10 |
11,11 |
Эскадренный миноносец |
«Беспокойный», Россия |
08.09.1916 |
2 румынских мины |
57,5 |
Первым взрывом в средней части повреждена кочегарка (центр взрыва в 1,22 м от кила). Второй взрыв произошел в кормовой части отделения левых турбин. Повреждена переборка, все помещения, прилегавшие к поврежденным, залило водой. |
Поврежден |
|
|
|
Эскадренный миноносец |
«Летун», Россия |
07.11.1916 |
1 германская мина с подводной лодки UC27 |
200 |
Взрыв под кормой по левому борту; всю кормовую часть корабля у грот-мачты немного согнуло в сторону. Руль потерян. Помещение от 142 до 180 шпангоута уничтожены. Давление воды на переборку увеличивалось и она стала прогибаться. В базу приведен на буксире |
Поврежден |
|
19 |
12,5 |
Эскадренный миноносец |
«Лейтенант Зацаренный», Россия |
30.06.1917 |
1 германская мина, поставленная крейсером «Breslau» |
116 |
Взрыв в районе носовой части, от которого корабль переломился и затонул по частям |
Погиб |
1 ч |
37 |
39.35 |
Эскадренный миноносец |
«Лейтенант Бураков» |
12.08.1917 |
1 германская мина с подводной лодки |
200 |
Взрыв в носовой части, которую оторвало до передней трубы; в переборке имелось несколько пробоин |
Погиб |
11 мин |
45 |
64,3 |
Эскадренный миноносец |
«Охотник», Россия |
26.09.1917 |
1 германская мина |
116 |
Повреждения значительные, но какие именно — неизвестно |
Погиб |
1 мин |
52 |
55.77 |
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Эскадренный миноносец |
«Бдительный». Россия |
27.11.1917 |
1 германская чина с подводной лодки UC4 |
116 |
Взрыв в носовой части, которую оторвало до переднего мостика; остальная часть корабля плавала несколько минут |
Погиб |
Несколько минут |
60 |
85.7 |
Тральщик |
«Проводник», Россия |
27.08.1914 |
2 германских мины с надводного заградителя «Deutschland» |
115 |
Первый взрыв под мостиком, второй под кочегаркой |
Погиб |
15 мин |
11 |
37,93 |
Тральщик |
№ 7, Россия |
22.09.1914 |
1 германская мина |
115 |
Взрыв пол носовым трюмом |
Погиб |
1 мин |
8 |
• |
Тральщик |
№ 8, Россия |
22.09.1914 |
1 германская мина ' 115 |
Взрыв под средней частью корабля |
Погиб |
Несколько минут |
— |
— |
|
Посыльное судно |
№ 218, Россия |
18.07.1915 |
1 германская мина |
115 |
Взрыв пол носовой частью, разрушен носовой отсек |
Поврежден |
20 мин |
— |
— |
Тральщик |
№ 6. Россия |
10.08.1915 |
3 патрона от противолодочных сетей |
19,2 |
Разрушена кормовая часть |
Погиб |
|
3 |
27.2 |
Тральщик |
"Взрыв», Россия |
10.08.1915 |
1 мина |
116 |
Повреждены надстройки, компас |
Поврежден |
2 мин |
3 |
20.5 |
Тральщик |
N° 5. Россия |
26.08.1915 |
1 мина |
116 |
Взрыв пол кормой |
Погиб |
2 мин |
8 |
|
Тральщик |
«Искра», Россия |
06.10.1916 |
1 русская мина |
116 |
Взрыв в кормовой части, которая была разрушена |
Погиб |
2 мин |
6 |
17,14 |
Гидрографическое судно |
«Юг», Россия |
14.10.1916 |
2 германских мины |
116 |
Взрыв первой мины нанес трещину вдоль корпуса, от взрыва второй корабль переломился поперек |
Погиб |
|
8 |
72,72 |
Гидрографическое судно |
«Восток». Россия |
14.10.1916 |
2 германских мины |
116 |
От взрывов под тральщиком «Юг», находившемся на расстоянии 32 ч, имелись повреждения. От волны после взрыва получил крен и бортом черпнул волу. В корпусе была течь |
Поврежден |
|
|
|
Класс корабля |
Наименование, страна |
Дата |
Причина повреждения |
Масса заряда, кг |
Характер и степень повреждений |
Последствия |
Продолжительность гибели |
Количество пострадавших, чел. % |
|
Тральщик |
«Фугас», Россия |
20.11.1916 |
1 германская мина |
116 |
Взрывом подорвало носовую часть, но переборки сдержали воду и тральщик остался на плаву |
Поврежден |
- |
16 |
53,33 |
Тральщик |
«Ствол», Россия |
17.12.1916 |
1 мин |
116 |
От взрыва в корпусе появились трещины, через которые вода поступала внутрь корабля |
Поврежден |
|
|
|
Тральщик |
•Дуло», Россия |
26.12.1916 |
1 германская мина |
116 |
От взрыва в корпусе появились трещины, внутри разрушило переборки, выбило заклепки; появилась течь. Пострадал трубопровод парового отопления |
Поврежден |
|
1 |
5,26 |
Тральщик |
«Илья Муромец», Россия |
21.08.1917 |
1 германская мина |
116 |
Взрыв в мазутной системе по левому борту |
Погиб |
10 мин |
11 |
40,74 |
Транспорт |
«Урания», Россия |
30.06.1916 |
1 мина |
115 |
Взрыв разворотил корму и вызвал детонацию взрывчатого вещества |
Погиб |
6 мин |
— |
— |
Транспорт |
№ 109 («Леванцо»), Россия |
20.11.1916 |
1 мина |
116 |
Пробоина по правому борту. Затоплена кочегарка, машинное отделение и трюм № 4 |
Поврежден |
|
|
|
Транспорт |
«Буки», Россия |
18.12.1916 |
1 мина |
115 |
Взрыв в носовой части. Затопило трюмы № 1 и № 2. Крен 4° на левый борт |
Погиб |
Несколько минут |
|
|
Катер |
№ 10, Россия |
18.11. 1916 |
1 мина |
116 |
Поврежден корпус и моторы |
Погиб |
50 с |
3 |
25,0 |
Барказы |
4 барказа. Россия |
16.05.1917 |
2 русских мины |
116 |
Повреждены корпуса и моторы |
Погибли два |
Несколько минут |
43 |
71,66 |
Приложение 3. Размеры пробоин и меры борьбы за живучесть
Класс корабля |
Наименование |
Размер пробоины |
Мероприятия по борьбе за живучесть |
Повреждения от торпедного оружия |
|||
Линейный корабль Броненосный крейсер |
«Triumph» «Prinz Adalbert» |
Неизвестен Диаметр 2 м, площадь 3,14 м2 |
Были задраены водонепроницаемые двери переборок Водоотливные средства работали полным ходом, но оказались бессильными. Крен на правый борт был выровнен затоплением угольных ям левого борта помимо участия командования. Для уменьшения давления на переборки корабль шел 240 миль задним ходом. Наибольшую работу по борьбе за живучесть произвела пластырная партия. Возглавляли работу старший офицер и старший инженер-механик |
Линейный корабль |
«Marlborough» |
Неизвестен |
Водоотливные средства работали полным ходом, но не справлялись со своим назначением. Прекращались пары в тех котлах, где в кочегарках появлялась вода. Паропровод в поврежденных кочегарках также выключался. Выравнивание крена происходило расходованием топлива с кренящегося борта. Для уменьшения давления воды на переборки уменьшали ход на 5 уз. Под переборки ставились подпоры, чтобы они от давления не прогибались. При засорении помп в помещениях, затопленных водой, трюмный инженер-механик спускался в водолазном костюме в воду |
Линейный крейсер |
«Seydlitz» |
15,24 м2 |
Носовую электростанцию, затопленную водой, переключили на кормовую, которая в продолжении всего похода работала исправно. Пожар в погребах 3-й башни был прекращен затоплением их водой. Пробоины заделывались деревянными щитами или нарезанными брусьями, подушками, употребляемыми при гимнастике, а также одеялами и паклей. Изнутри заделанные пробоины подкреплялись клиньями и подпорами. Для выравнивания кренов заполнялись креновые системы противоположного борта, а для уменьшения дифферента на нос в кормовой части корабля затапливались соответствующие отделения. Из поврежденных помещений воду откачивали водоотливными средствами и даже ведрами, предварительно заделав пробоины. Для уменьшения давления воды на переборки корабль шел задним ходом — кормой вперед. В машинном отделении, заполненном паром, было найдено повреждение предохранительного клапана турбины; оно было исправлено в течение 15 мин |
Транспорт |
«Hesperian» |
Неизвестен |
После взрыва пассажир-офицер и команда задраивала переборки |
Транспорт |
«Патагония» |
4,27x2,29 м, площадь 7,4 м! |
В трюме № 2 периодически откачивалась вода, были поставлены крепления на переборку |
Транспорт |
«Джиоконда» ) 8,53x2,74 м, площадь j 18,3 мг |
Командир приказал выпустить из лебедки пар, в машинном отделении спустить туннельный клинкет |
Класс корабля |
Наименование |
Размер пробоины |
Мероприятия по борьбе за живучесть |
Повреждения от минного оружия |
|||
Броненосный крейсер |
«Friedrich Karl» |
Неизвестен |
Радиосвязь восстановили через 13 мин. Поврежденную динамомашину восстановили через 49 мин. Машинная команда, борясь за живучесть, работала по шею в воле. Через 5 ч 29 мин корабль погиб |
Крейсер |
«Рюрик» |
Большая подводная пробоина |
Трубопровод, распространявший воду по кораблю, забивали деревянными пробками; также забивались распределительные коробки, вентиляционные трубы, термотанки и сальники. Переборки и люки подкреплялись подпорами; их поставили 27. Ввиду хорошего качества металла, обладавшего достаточной упругостью, они сдерживали воду, кроме одной, около 30 шпангоута; ее пришлось подкрепить подпорами. Трюмный инженер-механик, отлично знавший свой корабль, заблаговременно обучивший свой состав трюмных, после взрыва указывал лишь личному составу порядок и характер работ. Кораблю удалось дать ход 6 уз и без посторонней помощи дойти до Кронштадта |
Линейный крейсер |
«Goeben» |
Две больших пробоины по обоим бортам, кормовая имела площадь 64 м!, носовая — 50 м1 |
Продольные и поперечные переборки хорошо выдержали давление воды, что указывает на хорошую систему постройки и высокую живучесть корабля |
Крейсер |
«Medjidieh» |
Минная пробоина 1,83x2,13 м с трещинами в 6,4 см. Торпедная пробоина 3,66x6,1 м площадью 11,16м! |
Задраивались водонепроницаемые переборки. Укреплялись переборки подпорами. Шпигаты и переговорные трубы забивались деревянными пробками. Водоотливные средства работали полным ходом, но все средства оказались недействительными |
Крейсер |
«Lubeck» |
Пробоина в коридоре гребною вала и несколько пробоин е средней палубе. Руль и винты сломались; валы повреждены |
До начала похода задраили водонепроницаемые двери, горловины и люки. Закрыли заслонки вентиляционных труб. На некоторые горловины заблаговременно поставили подпоры. Пробоины были заделаны деревом и паклей. Подпорами служили деревянные брусья (117 штук), деревянные обеденные столы и скамейки (20 штук). Откачивание воды из поврежденных, но заделанных отделений производили переносными электрическими помпами, брандспойтами и даже ведрами |
Эскадренный миноносец |
«Амурец» |
Пробоина имела форму треугольника с основанием 4.88 м и высотой 4,57 м. |
Идя на буксире эскадренного миноносца, завели пластырь размером 3.66x3.66 м; работы производились в течение 40 мин. Пробоину закрыть не удалось, так как прилеганию пластыря мешали выступающие части: дейдвудные трубы и кронштейны |
Класс корабля |
Наименование |
Размер пробоины |
Мероприятия по борьбе за живучесть |
Эскадренный миноносец |
«Охотник» |
Размеры неизвестны |
Подводили пластырь. По прибытии к транспорту подкрепили переборки подпорами |
Эскадренный миноносец |
«Забияка» |
Неизвестен |
Завели пластырь через 12 мин, но он оказался ненадежным, и во время буксирования через 7 ч 45 мин пробоину поверх пластыря прикрыли деревянным шитом из досок. Переборку румпельного отделения подкрепили подпорами |
Эскадренный миноносец |
«Донской казак» |
Смята вся кормовая часть |
Хорошее качество переборки машинного отделения обеспечило кораблю плавучесть |
Эскадренный миноносец |
«Беспокойный |
Размер носовой пробоины 6,7x6,7 м, кормовая пробоина 4,88x6,1 м. |
Взрывы произошли близ порта. Был отдан якорь и на буксире портовых судов эсминец ввели в гавань, где завели 5 пластырей. Один из них имел вшитые деревянные рейки для увеличения прочности. Носовая пробоина заделана деревянным щитом, считая, что он лучше сдержит давление воды при буксировании |
Эскадренный миноносец |
«Летун» |
Разрушена кормовая часть корабля |
Под прогибавшиеся переборки ставили подпоры из досок и брусьев. В переборках поджимали сальники. Из затопленных помещений откачивали воду одним местным и двумя переносными эжекторами; уровень воды удалось удержать. После уничтожения прогибания переборок посредством подпор, воду, попавшую в турбинное отделение, постепенно откачивали. Прибывшие портовые суда откачивали воду сильными водоотливными средствами через поданные шланги, но уровень остался высок |
Тральщик |
«Фугас» |
Оторвало всю носовую часть до кочегарной переборки |
Переборка сдержала воду, несмотря на некоторую деформацию. Воду, попавшую внутрь, удавалось откачивать корабельными водоотливными средствами. Корабль шел на буксире кормой |
Тральщик |
«Ствол» |
Повреждения в виде трещин |
Корабль от взрыва за кормой в 6—10 м имел дифферент на корму, уходя в воронку. Личный состав успел задраить люки на верхней палубе, и вода в помещения не попала. Трещины в обшивке заделали корабельными средствами |
Тральщик |
«Дуло» |
Трещины в обшивке кормовой части. Две переборки разрушены, перебит рулевой привод |
Подвели пластырь, пущены водоотливные средства |
Транспорт |
«Левашю» ! Пробоина 7,01x6,4 м в районе машинного и кочегарного отделений по правому борту |
Затопленные трюмы откачивались спасательными судами. Трещины в корпусе заделывались водолазами и плотниками. Кормовой отсек откачивали переносной керосино-моторной турбиной. Подвели пластырь под пробоину, и после безостановочной работы водоотливных средств спасательного судна в течение 14 ч трюмы удалось осушить |