Проектирование и постройка

 

Франция вступила в Первую Мировую войну с флотом суммарным водоизмещением 690000 т, од­нако современных кораблей в нем было мало. На­пример, совершенно отсутствовали линейные и быстроходные легкие крейсера. Занимая долгое время второе место по морским силам после Брита­нии, она  :) а восемь лет после появления "Дредноута", сделавшего все существующие линко­ры устаревшими, так и не смогла оправиться от шока, пропустив вперед Германию и США. Даже самые новые французские корабли типа "Курбэ" (12 305-мм орудий с бортовым залпом в 10 стволов) уже не отвечали требованиям времени, значительно уступая по мощи так называемым супердредноутам, вооруженным 343-381-мм артиллерией. 30 марта 1912 года Франция приняла так называемый Мор­ской Закон, по которому к 1922 году следовало иметь в составе флота 28 дредноутов, включая несколько линейных крейсеров, но новой грандиоз­ной программе не суждено было реализоваться. И ходе войны пошли в строй всего три линкора типа "Прованс" (10 340-мм орудий) и были спущены четыре из пяти линкоров типа "Нормандия" (12 340-мм орудий в 4-оруднйных башнях). Но поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, военный и промышленный приоритет был отдан армии, которой пришлось отдать даже часть пред­назначенных для этих кораблей 340-мм и 140-мм орудий. К строительству ещё четырёх супердредноутов типа "Лион" с 16-ю(!) 340-мм орудиями, заказы на которые планировали выдать в январе-апреле 1915 года, так и не приступили, работы над линей­ными крейсерами (также с главным калибром в четырехорудийных башнях) вообще не продвину­лись дальше стадии предварительных проектов.

К 1920 году работы на строившихся линкорах окончательно прекратились. Одним из главных аргументов в пользу такого решения послужило появление в строю и на стапелях Британии, США и Японии гораздо более мощных кораблей. Продол­жать постройку значило ценой значительного на­пряжения подорванной войной промышленности обременить флот линкорами, заведомо уступав­шими по силе возможным противникам. Высшие чины флота все ещё считали линкоры основой бое­вой мощи, но состояние французской экономики не позволяло не только приступить к строительству новых кораблей этого класса, но и перепроектиро­вать под новые требования тип "Нормандия" или "довести до ума" проекты линейных крейсеров. Разделились и мнения по поводу того, каким должен стать тип нового линкора. Интересно отметить, что морской бюджет ка 1920 год включал ассигнования на опыты с 457-мм орудием, боеприпасами к нему и опыты с броней. Но, думается, сделано это было больше из желания не ударить в грязь липом перед другими державами и показать, что и Франция кое на что способна. Ведь проекты с орудиями анало­гичного (и даже большего) калибра уже появились в Британии и Японии. Но в конце-концов Франции пришлось смириться с потерей первых ролей на море. Недостроенные корпуса кораблей типа "Нормандия" пошли на слом и только "Беарн" удалось ввести в строй, но ... в качестве авианосца.

Обладая значительными колониальными интере­сами, но не имея достойного них флота. Франция приняла участие в Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений. По решениям конференции ей пришлось принять навязанный паритет е Италией — обеим странам разрешалось иметь линейных кораблей на 175000 т (английских тонн по 1016 кг). Для Франции это было почти оскорблением—попробовал бы кто-нибудь сказать всего несколько лет назад, что её флот низведут до уровня "макаронников"! Но максимум, чего удалось добиться её представителям, ссылавшимся не только на паритет в Средиземноморье, но и на необходи­мость защиты атлантического побережья, это полу­чить небольшой перевес по общему составу флота— 221170 т против 182000.

В 1924 году французский флот приступил к под­готовке новой кораблестроительной программы для замены с треском проваленной программы 1912 года. Главное - нужно было склонить парламент к долговременному выделению средств на военное кораблестроение (так называемый Морской Ста­тут), чтобы в течение определенного периода вре­мени необходимые ежегодные ассигнования автома­тически включались бы в годовой оборонный бюд­жет. Предполагаемой датой окончания программы установили I января 1943 года —к этому времени французский флот должен был достичь максималь­ной силы, предписанной Вашингтонским догово­ром. Но этот номер не прошел, поскольку парла­мент хотел ежегодно рассматривать предложения флота по новому строительству. Хотя Морской Статут и не был принят, он оставался основным руководством по реконструкции французского флота вплоть до начала второй мировой войны. Для удовлетворения предполагаемых нужд флот запро­сил ежегодную квоту по новому строительству в размере 40000 т. Но из-за переговоров по разоружению и пересмотра парламентом годовых морских бюджетов удаюсь достичь ежегодного строитель­ства в среднем 33000 т. Вплоть до 1930 года, пока действовали объявленные Вашингтонским догово­ром "линкорные каникулы", основные усилия были сосредоточены на крейсерах и эсминцах, хотя для "поддержания формы" и велись проектные работы по капитальным кораблям. Ведь Франции в виде компенсации за отказ от достройки всех зало­женных в годы войны линкоров разрешалось начать строительство первого корабля этого класса в 1927 году, второго — в 1929-м, а также заменить новым кораблем погибший в августе 1922 года во время шторма ''Франс".

В 1926 году, когда наиболее новые французские линкоры типа "Прованс'' достигли 10-летнего воз­раста, Высший Совет флота, ответственный за ко­раблестроительную политику, заказал Технической Службе Кораблестроения проработку проекта ли­нейного крейсера, удовлетворявшего вашингтон­ским ограничениям. Специалисты склонялись в пользу корабля, способного:

1) уничтожать 10000-тонные крейсера (т.н. "вашингтонские"), которые строились всеми мор­скими державами;

2)  атаковать конвои торговых судов, защищаемые линкорами, имевшими скорость 20-25 узлов;

3)  образовать мощное разведывательное соединение в том числе и в составе союзного флота.

Первый вариант имел следующие характеристи­ки:

Стандартное водоизмещение             17500 т (17800 т)

Длина х ширина по ватерлинии                 195 х 24,5 м

Вооружение главного калибра          8 305-мм/55 (2x4)

Вспомогательный калибр                                   130 мм

Скорость                                                      34-36 узлов

Большинство деталей этого проекта утрачены. Известно, что 305-мм орудия должны были иметь начальную скорость снаряда 965 м/с и дальность стрельбы 44000 м. а защита в виде броневой цитаде­ли рассчитывалась на противостояние 203-мм снаря­дам с начальной скоростью 850 м/с. Учитывая ши­рину корпуса, вряд ли можно было ожидать и до­статочную противоторпедную защиту (TJT3). Хотя торпедная атака в тот период уже считалась важным критерием при проектировании крупных кораблей. Скорее всего толщина брони соответствовала тяже­лому крейсеру ''Альжери" — наиболее защищенному французскому кораблю этого класса: пояс 110 мм, бронепалуба 50 мм. Для ограничения длины цитаде­ли артиллерию ГК планировали разместить в 4-орудийных башнях. Рассматривался вопрос разме­щения восьми (!) гидросамолетов и катапульт н носу и корме. Энергетическая установка (ЭУ) характери­зовалась необычной комбинацией турбозубчатых агрегатов (TЗA) и дизелей для экономического хода. В целом проект не выглядел хорошо сбалансиро­ванным — при мощном вооружении н высокой ско­рости корабль был бы очень уязвим.

Когда Германия объявила о строительстве бро­неносца "Дойчланд" со стандартным водоизмеще­нием 10000 Т, во Франции прекратили работы над 17500-Тонным проектом и начали новую серию проработок со смещением акцента на защиту и мощь огня. Скорость уменьшалась, а толщина бро­невых плит для противостояния 280-мм снарядам повышалась до 203-305 мм. Французские специалисты в желании добиться уничтожения немецкого корабля как можно меньшим числом попаданий решили увеличить ГК с 305 до 330 мм. По этому проекту предполагалось построить два корабля. Однако их строительство, в дополнение к крейсе­рам, эсминцам и вспомогательным судам, превыша­ло бы ежегодную квоту в 40000 Т, а парламент пой­ти на это ещё не был готов.

В 1927 году в Женеве на очередной конференции по ограничению морских вооружений этот проект обсуждался с представителями Британии. Англича­не, из последних сил пытавшиеся удержать ускользавший титул "владычицы морей", хотели, чтобы Франция и Италия строили корабли водоизмещением не более 25000 Т и с 305-мм орудиями, но фран­цузы проявили достаточное упорство и конферен­ция закончилась ничем. Через три года в Лондоне состоялась вторая конференция, на которой, в част­ности, французы пытались сбросить со своего ли­нейного флота жесткие оковы Вашингтонского договора. И Франция, и Италия не принимали предлагаемые Британией ограничения (305-мм ору­дия и водоизмещение 25000 Т) и после бурных деба­тов их делегации покинули конференцию.

Уже после подписания Лондонского морского договора британское правительство провело от­дельные переговоры с французами и итальянцами, чтобы обе страны подписали договор, но успехом и они не увенчались. В то же время специалисты обеих главных стран Средиземноморья провели ряд встреч между собой и неофициально договорились о со­хранении морского паритета в рамках Вашингтон­ского договора. Хотя никакого соглашения подпи­сано не было, Франция и Италия обязались друг перед другом, что в течение 1931-37 годов каждая из них построит не более двух линкоров по 35000 Т или большее число меньших, но в пределах 70000 Т суммарного тоннажа (4 по 17500 Т или 3 по 23333 Т).

Тем временем французские кораблестроители в ответ на запрос Высшего Совета провели проработ­ку ряда проектов линкоров водоизмещением от 23000 до 35000 Т, вооруженных 305- и 330-мм ору­диями. Рассматривались и варианты с 380-мм и даже 406-мм орудиями, но всё же главные усилия были сосредоточены на проекте, удовлетворявшем лон­донским ограничениям. В 1930 году он был готов и имел следующие характеристики:

Стандартное водоизмещение            25000 Т (25401 т)

Длина х ширина по ватерлинии                203 х 27,5 м

Вооружение главного калибра       8 305-мм/55 (2x4)

Вспомогательный калибр                                  130 мм

Скорость                                                     29-30 узлов

Броня борта                                                215-230 мм

Броня палубы                                              100-130 мм

От корабля в 17500 Т этот проект отличался увеличенной защитой (против 280-мм снарядов и торпед) и более умеренной скоростью. Однако Морской Штаб не удовлетворял ГК и он требовал 330-мм орудий, установка которых была возможна только при большем водоизмещении. 130-мм орудия вспомогательного калибра, использовавшиеся на эсминцах типов "Ягуар" и "Бурраск", были доста­точно мощными, но имели низкую скорострель­ность — всего 6 выстрелов в минуту. Для ПВО этого явно не хватало, а необходимость в достойном во­оружении против самолетов становилась всё оче­виднее. Требовалась скорострельность хотя бы 8 выст./мин., а также более высокие скорости верти­кальной и горизонтальной наводки. И здесь фран­цузы обратились к опыту своего извечного против­ника. После войны в составе флота оказалось до­вольно много бывших немецких легких крейсеров и эсминцев, вооруженных 150- и 105-мм орудиями с затворами скользящего типа, которые обеспечивали лучшую скорострельность, чем французские винто­вые. После длительных дискуссий было решено вооружить новые линкоры универсальными 130-мм орудиями со скользящими затворами в количестве, достаточном для хорошей защиты от авиации. Зе­нитное вооружение дополнялось батареями 37-мм п 13,2-мм автоматов.

При обсуждении на заседании Высшего Совета уточнялись характеристики новых кораблей. Па­лубная броня должна пыла выдерживать попадания 500-кг бомб, сброшенных с высоты 3000 м, главный калибр следовало повысить до 330 мм и сгруппиро­вать впереди - как на "Нельсоне", чтобы укоротить броневую цитадель. Сосредоточение восьми стволов ГК всего в двух башнях также диктовалось требованиями сокращения веса. Высший Совет поручил Технической Службе Кораблестроения подготовить проект "линейною крейсера" со следующими ха­рактеристиками:

Стандартное водоизмещение            25000 Т (25401 т)

Вооружение главного калибра          8 330-мм/55 (2x4)

Вспомогательный калибр          130 мм универсальные

Скорость                                                      29-30 узлов

Броня борта                         против 280-мм снарядов на нормальных дистанциях боя

Броня палубы                                  против 500-кг бомб сброшенных с высоты 3000 м

ПТЗ                от контактного взрыва заряда 300 кг и точке ниже ватерлинии на 3,5 м

Эти требования и легли в основу проекта ко­раблей типа "Дюнкерк", который закончили в 1931 году. Наибольшую проблему представляло водоиз­мещение, которое требовалось увеличить при пере­ходе на 330-мм ГК. После многочисленных обсуж­дений все-таки решили увеличить его до 26500. Т Но неожиданно нашлись противники постройки этих кораблей внутри страны, всегда удивлявшей мир необычными тактическими идеями. Сторонники авиации и подводных лодок п принципе правильно, но слишком уж преждевременно доказывали беспо­лезность линкоров и траты средств на их строитель­ство. В ответных аргументах приверженцы линкоров, как главного фактора морской мощи, указывали на совершенно новые особенности проекта, которые отсутствовали у линейных кораблей и крейсеров времен первой мировой войны. Новый линкор мог выдерживать (правда пока теоретиче­ски) подводные взрывы торпед и мин и орудийный огонь немецких броненосцев типа "Дойчланд", имел значительно усиленную горизонтальную броню и мощную зенитную артиллерию, что уже невольно подчеркивало возможность перехода пальмы пер­венства на море от крупных орудий к авиации. К тому же это был первый капитальный артиллерий­ский корабль, с самого начала проектировавшийся с возможностью несения па борту гидросамолетов. Для них в корме располагался вместительный ангар, поворотная катапульта и подъёмный кран.

Наконец-то 27 апреля 1932 года решение о по­стройке нового линкора, который должен был по­лучить название "Дюнкерк" ("Dunkerque"), была одобрено на заседании Высшего Совета. Приступая к строительству корабля с водоизмещением и ка­либром орудий ниже позволенных Вашингтонским договором пределом, Франция надеялась, что её примеру последуют и другие страны. Но объявляя так всему миру, думается, французы лукавили — на более мощный корабль просто не набиралось средств.

 

Окончательные характеристики проекта ''Дюнкерка"

Водоизмещение стандартное/ полное

26500 / 35697 Т (26925 / 36270 т)

Главные размерения

209.1 х 31.08 x 9.63 м

Вооружение

8 330/52 (2x4), 16 130/45 (3x4, 2x2), 8 37-мм (4x2), 32 13.2-мм (8x4)

Мощность на валах = скорость

103860 л.с. (105300 метр.л.с.) = 29.5 уз.

Защита

пояс 250 (вертикальный, позже наклонный), верхняя палуба 130 (механизмы)-140 (погреба), нижняя 45, скосы 55 мм

ПТЗ

должна выдерживать контактный взрыв 300 кг ТНТ

 

Строительство "Дюнкерка" французский парла­мент утвердил 19 июля 1931 года, хотя и сильно возражал против этого. Сразу же из-за сокращения ассигнований постройку пришлось отложить. "Сухопутные" парламентарии никак не могли по­нять, почему для противодействия находящимся в постройке немецким 10000-Тонным кораблям нужен линкор с в два с половиной раза большим водоиз­мещением и почему правительство не хочет дождаться намеченной па 1932 год конференции по разоружению. И только и декабре после больших дебатов необходимые ассигнования были выделены. Зато в 1934 году, когда Муссолини объявил о за­кладке двух новых итальянских линкоров, средства на второй корабль, названный "Страсбургом", вы­делили без промедления, хотя жаркие дебаты на заседании парламента длились весь день и всю ночь. "Страсбург" ("Strasbourg") должен был стать прак­тически однотипным "Дюнкерку", но изучение бро­невой защиты показало, что толщину главного пояса следует увеличить. В конце концов 2 января 1935 года Франция, последовав примеру Японии, отказалась от соблюдения условий Вашингтонского договора, так что договорные ограничения больше не сдерживали рост французского линейного флота. В декабре 1935 года была сделана последняя попыт­ка остановить раскручивавшийся маховик новой гонки морских вооружении - в Лондоне снова со­брались представители США. Великобритании, Франции, Италии и Японии. Но последние две страны покинули конференцию ещё до подписания остальными второго Лондонского морского дого­вора в марте 1936 года.

''Дюнкерк" и "Страсбург" по разному называ­лись в различных кругах: и линкорами, и линейными крейсерами, в парламенте о них часто говорилось как о броненосных кораблях или броненосных крейсерах. Но французский флот всегда гордо име­новал их линкорами. Хотя, справедливости ради, их из-за недостаточной толщины главного пояса по сравнению с линкорами более поздней постройки с большим правом следовало называть линейными крейсерами.

"Дюнкерк", ставший первым крупным француз­ским кораблем, построенным после первой мировой войны, был заложен на военно-морской верфи Бреста 24 декабря 1932 года. Поскольку док Салу был слишком мал для 209-метрового корпуса (полная длина достигала 215,1 м), корабль строили без носовой оконечности. И только после спуска 2 октября 1935 года, когда корабль перевели в сухой док Ланинон, отсутствующую часть носа прикрепи­ли на место. Предварительно корабль сдали флоту 1 февраля 1936 года, а окончательные приемные ис­пытания провели в мае.

"Страсбург" строили совместно две верфи в Сен-Назере — Пенойс и Шантье де Луар. Киль был зало­жен 25 ноября 1934 года, а спуск состоялся 12 де­кабря 1936 года. Для окончательного оборудования, укомплектования и проведения испытаний корабль перевели о Брест, а вступил он в строй действую­щего флота в начале 1939 года.