Первые десять месяцев войны
С началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. "Дюнкерк" и "Страсбург" вместе с авианосцем "Беарн", тремя легкими крейсерами и 8 самыми новыми эсминцами образовали 1-ю эскадру или Рейдерское Соединение, базирующееся на Брест Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля создали исключительно для перехвата немецких "карманных линкоров", т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море. Кроме того, эту группу можно было использовать для эскортирования наиболее важных атлантических конвоев между о.Ушан и Азорскими островами и островами Зелёного мыса и м.Пальм (Гвинейский залив). Британское Адмиралтейство было очень заинтересовано в активных действиях новых французских кораблей, поскольку само не располагало быстроходными линкорами для действии против немецких рейдеров - "карманных линкоров" и линейных крейсеров "Шарнхорст" н "Гнейзенау".
1 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крейсера-заградителя "Плутон", который должен был поставить оборонительное заграждение у Марокканского побережья (погиб 13 сентября от взрыва своей же мины, повторив судьбу русского "Енисея" под Порт-Артуром), и перехода крейсера "Жанна д'Арк" на Мартинику. 6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера "Франс". Во время этой операции ''Дюнкерк" понес первые потери - один его гидросамолет погиб, а другой был поврежден,
30 сентября пришло сообщение, что английское судно "Климент" потоплено "карманным линкором" "Адмирал граф Шпее", который по данным разведки находился где-то в южной Атлантике. Английское и французское Адмиралтейства решили организовать поисковую группу (англичане называли такие отряды "киллер групп'') с базированием на Дакар. 7 октября "Страсбург" и два дивизиона эсминцев выпит из Бреста и за пределами порта соединились с английским авианосцем "Гермес" и сопровождавшими его тремя французскими эсминцами. Спустя три дня поисковую группу, именуемую теперь Соединением "X" (Икс), усилили французские тяжелые крейсера "Альжери" и "Дюпле" с двумя эсминцами, переброшенные из Средиземноморской эскадры. В командование соединением вступил вице-адмирал Дюплат, выбравший флагманом "Альжери". 16 октября группа перехватила и потопила артогнём немецкое торговое судно "Галле" (по немецким данным экипаж сам затопил его), затем вернулась в Дакар и 23 числа снова вышла на патрулирование. Уже 25-го Соединение "X" захватило немецкое судно ''Сайта Фе" и снова вернулось в Дакар для дозаправки топливом эсминцев. Поиски "Адмирала Шпее" продолжались конец октября и весь ноябрь, но оказались безуспешными. В конце месяца "Страсбург" вернулся в Брест, где на верфи в декабре прошел текущий ремонт. В том же декабре "Адмирал Шпее" был перехвачен английской крейсерской группой у устья реки Ла-Плата, поврежден в бою, загнан в нейтральную гавань Монтевидео, где без надежды на прорыв был взорван экипажем.
Тем временем "Дюнкерк", возглавивший другую поисковую группу, 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его перехват другим "карманником" - "Дойчландом". Группа охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест.
Активность французских кораблей в первые месяцы войны получила высокую оценку союзников и 8 ноября Черчилль сказал в палате общин: "Я хочу обратить ваше внимание на замечательный вклад в общее дело французского флота, который за много последних поколений никогда не был таким мощным и эффективным, как сейчас". Да и позднее он писал в мемуарах, что помощь Франции на море в начале войны превысила все ожидания.
25 ноября "Дюнкерк" с легкими крейсерами "Жорж Лейг" и "Монкальм" и 8 эсминцами вышел из Бреста на рандеву с английским соединением в составе линейного крейсера "Худ" и 4 эсминцев, чтобы совместно провести охоту за "Дойчландом", который по сообщениям перешел в Северное море. Фактически это англо-французское соединение преследовало более лакомую цель — линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Немцы, вышедшие в море для отвлечения союзных сил из южной Атлантики, где сжималось кольцо вокруг "Адмирала Шпее", 23 ноября потопили вспомогательный английский крейсер "Равалпинди", но тот успел дать в эфир радиограмму. В 16 часов 25-го английские и французские корабли соединились у м.Лэндз Энд. Операция протекала в очень плохих погодных условиях и в результате тяжелого шторма в носовых отсеках "Дюнкерка" открылась течь. Из-за штормовых повреждении обшивки возникли трудности с якорями и временами скорость приходилось уменьшать до 10 узлов. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение отозвали для приёмки топлива в Белфаст. Но 30 ноября пришло сообщение, что немецкие корабли обнаружены к северу от 65-й параллели, и соединению пришлось срочно выйти в море. Могла получиться интересная схватка между парами линейных крейсеров, своего рода реванш за прелюдию к Ютладскому бою. "Худ" безусловно был сильнее любого "немца", но "Дюнкерку", против которого и создавались "Шарнхорст" и "Гнейзенау" пришлось бы нелегко. Скорострельные немецкие 283-мм орудия могли, поражая по большей части небронированные корпус и надстройки французского корабля, буквально напичканные жизненно важным оборудованием, быстро лишить его боеспособности. Правда, в пользу союзников было то, что более низкобортные немецкие корабли гораздо сильнее страдали от штормовой непогоды: вода заливала носовые башни ГК и их погреба, через щели между деформированными листами обшивки затопило носовые кубрики, большие массы воды попадали даже на мостики и платформы носовых надстроек. К тому же на помощь союзникам в меру своих возможностей поспешали "Нельсон" и "Родни". Однако немцам, из последних сил напрягавших механизмы, удалось проскочить между Бергеном и Шетландскими островами и, с трудом выгребая против ледяных волн 12 узлами, достичь 27 ноября Вильгельмсхафена. Поиск пришлось прекратить и "Дюнкерк" 2 декабря вернулся в Брест.
Вскоре Лондон запросил участия "Дюнкерка" в ещё одной ответственной операции — эскортировании конвоя из семи пассажирских лайнеров с канадскими войсками для британского Экспедиционного Корпуса в Европе по маршруту Галифакс - Лондон.
Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи — перевозки золота в США. чтобы расплатиться за боевую технику. ''Дюнкерк" доставил в Галифакс 100 т, "Беарн", ходивший непосредственно в Штаты за самолётами—250 т, позже лайнер "Пастер" перевез ещё 400 т. 22 декабря "Дюнкерк" вместе с легким крейсером "Глуар" и английским линкором "Нельсон" вышел из Галифакса, прикрывая конвой, а после окончания операции вернулся в Брест.
Первые месяцы 1940 года оба новых французских линкора базировались в Бресте, но вскоре, из-за угрозы войны с Италией, Адмиралтейство решило перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Но никакой активности у африканских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых операциях у побережья Норвегии. С вторжением немцев в эту страну операции отменили.
В соответствии с планом действий союзников в Средиземном море на французский флот возлагался контроль его западной части, а за англичанами осталась восточная. Но по причине активных действий британского флота у Норвегии, на Францию пришлось временна возложить ответственность за все Средиземное море. 27 апреля "Дюнкерк", "Страсбург" в сопровождении легких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир. С их появлением 2-я эскадра из трех линкоров типа "Прованс", а также несколько тяжелых крейсеров и эсминцев под общим командованием вице-адмирала Рене Годфроя перешла в Александрию (Египет) на усиление английской эскадры адмирала Каннингхема, основу которой составляли два устаревших линкора. Спустя три недели, когда Каннингхем получил подкрепления из Англии, "Прованс" и "Бретань" вернулись в Мерс-эль-Кебир, а "Лоррэн" остался с англичанами во главе французского Соединения "X". Окончательная диспозиция перед началом войны на Средиземном море оказалась таковой: в Тулоне —3-я эскадра из 4 тяжелых крейсеров и 12 эсминцев; в Мерс-эль-Кебире и Алжире—быстроходные линкоры адмирала Женсуля "Дюнкерк" и "Страсбург", два старых линкора контр-адмирала Жака Боксена, два дивизиона крейсеров и много эсминцев; в Бизерте —6 дивизионов подводных лодок; на Мальте - английские подлодки; в Александрии — эскадра Каннингхема и подчиненное ему французское Соединение "X". Связь с англичанами осуществлялась через адмирала Эстева (Адмирал Юга) со штаб-квартирой в Бизерте. Тем временем Вермахт, танковые колонны которого прорвали фронт на Сомме, доколачивал отдельные очаги сопротивления французских войск.
Италия 10 июня объявила Франции войну, которая длилась всего 15 дней — до победы немецкой армии и заключения перемирия. Итальянский флот имел в строю всего два быстроходных линкора типа "Джулио Чезаре" (бывшие дредноуты первой мировой, модернизированные в ответ на постройку "Дюнкерка"), два заканчивали модернизацию, а два новейшего типа спешно укомплектовывались для боевых действий. Но существовала гипотетическая опасность прорыва крупных немецких кораблей через Гибралтарский пролив на соединение с итальянцами. Немцы вовсе не собирались загонять свои наиболее ценные единицы в мешок Средиземного моря на верную гибель, они им самим были нужны для операций в северной Атлантике. Но у страха глаза велики, тем более, что свеж был в памяти позорный для английского и французского флотов рейд по Средиземному морю немецких "Гебена" и "Бреслау" в начале первой мировой войны. Обнаруженные английской авиаразведкой между Фарерами и Исландией два немецких судна снабжения были приняты за "Шарнхорст" и "Гнейзенау", которые, якобы, шли на прорыв через Гибралтар. Эскадра Женсуля во главе с "Дюнкерком" и "Страсбургом" 15 июня срочно вышла на перехват, но вернулась ни с чем.
23 июня около Минорки четыре дивизии итальянских крейсеров под командованием адмирала Сансонетти попытались перехватить несколько французских крейсеров, прикрывавших конвой между Ораном и Марселем. На помощь последним из Мерс-эль-Кебира вышли "Дюнкерк" и "Страсбург", а из Алжира —дивизия крейсеров. Под натиском превосходящих сил не привыкшие в таких случаях к риску итальянцы начали отход в базы. Сократить дистанцию оказалось невозможным и погоню пришлось прекратить. "Дюнкерк" и "Страсбург" вернулись и Мерс-эль-Кебир, где их застало, вступившее в силу с 3 часов утра 25 июня перемирие с Германией и Италией.
Еще в 12.45 24 июня главнокомандующий французским флотом адмирал Дарлан направил во все морские базы телеграмму со своим видением условии перемирия:
1. Демобилизованные корабли должны остаться французскими, под французским флагом, с французскими экипажами и базироваться на французские базы в метрополии и в колониях.
2. Следует принять специальные секретные меры саботажа, чтобы не допустить захвата кораблей силой любым противником или иностранным государством.
3. Если по условиям перемирия изложенное выше не будет принято, все корабли без дополнительного приказа должны уйти в США или затопиться, если не будет никакой возможности предотвратить их захват врагом. В любом случае они не должны целыми попасть в руки противника.
4. Корабли, интернированные таким образом не должны принимать участия в операциях против Германии или Италии без приказов главнокомандующего.
Спустя несколько часов корабли начали разоружаться в базах, спустив до половины национальные флаги и гюйсы. Все радиостанции флота по требованию немцев прекратили работу, но вскоре им было разрешено передать результаты переговоров. Думаю, читателям будет интересно знать, на каких условиях допускалось существование французского флота по условиям перемирия с Германией. Этому вопросу в тексте соглашения о перемирии отводилось две статьи:
Статья 8. Французский военный флот, за исключением кораблей, необходимых французскому правительству для защиты французских интересов в колониях, должен собраться в портах для пересчета и разоружения под германским или итальянским контролем. Выбор этих портов определяется припиской кораблей в мирное время. Германское правительство торжественно объявляет французскому правительству, что не намеревается использовать в войне для своих целей французский флот, находящийся в портах под германским контролем, за исключением тех боевых единиц, которые будут необходимы для прибрежного патрулирования и траления. Более того, оно торжественно и искренне заявляет, что не намеревается предъявлять какие-либо требования к французскому военному флоту на время заключения мира. За исключением той части французского флота, которая будет определена для представления французских интересов в колониях, все корабли, находящиеся за пределами французских территориальных вод, должны быть отозваны во Францию.
Статья 9, Французское Верховное Командование обеспечивает Германское Верховное Командование подробной информацией о всех поставленных Францией минных полях, а также о всех гаванях, береговых батареях и средствах береговой обороны. Траление минных полей должно производиться французскими силами в масштабах, указанных Германским Верховным Командованием.
24 июня в Риме было подписано и соглашение о перемирии с Италией. Вопросам флота посвящалась статья 12, которая была идентична статье 8 германо-французского соглашения. В конце месяца к стоящим в Мерс-эль-Кебире "Дюнкерку" и "Страсбургу" с 6-ю эсминцами присоединились "Прованс", "Бретань", четыре эсминца и гидроавиатранспорт "Коммандант Тест". Корабли начали демобилизацию экипажей и подготовку к разоружению согласно условий перемирия.