Первые десять месяцев войны

 

С началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. "Дюнкерк" и "Страсбург" вместе с авианосцем "Беарн", тремя легкими крейсерами и 8 самыми новыми эсминцами образовали 1-ю эскадру или Рейдерское Соединение, базирующееся на Брест Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля создали исключительно для пере­хвата немецких "карманных линкоров", т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море. Кроме того, эту группу можно было использовать для эскортирования наиболее важных атлан­тических конвоев между о.Ушан и Азорскими ост­ровами и островами Зелёного мыса и м.Пальм (Гвинейский залив). Британское Адмиралтейство было очень заинтересовано в активных действиях новых французских кораблей, поскольку само не располагало быстроходными линкорами для дей­ствии против немецких рейдеров - "карманных лин­коров" и линейных крейсеров "Шарнхорст" н "Гнейзенау".

1 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крей­сера-заградителя "Плутон", который должен был поставить оборонительное заграждение у Марок­канского побережья (погиб 13 сентября от взрыва своей же мины, повторив судьбу русского "Енисея" под Порт-Артуром), и перехода крейсера "Жанна д'Арк" на Мартинику. 6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера "Франс". Во время этой операции ''Дюнкерк" понес первые по­тери - один его гидросамолет погиб, а другой был поврежден,

30 сентября пришло сообщение, что английское судно "Климент" потоплено "карманным линко­ром" "Адмирал граф Шпее", который по данным разведки находился где-то в южной Атлантике. Английское и французское Адмиралтейства решили организовать поисковую группу (англичане назы­вали такие отряды "киллер групп'') с базированием на Дакар. 7 октября "Страсбург" и два дивизиона эсминцев выпит из Бреста и за пределами порта соединились с английским авианосцем "Гермес" и сопровождавшими его тремя французскими эсмин­цами. Спустя три дня поисковую группу, именуемую теперь Соединением "X" (Икс), усилили француз­ские тяжелые крейсера "Альжери" и "Дюпле" с двумя эсминцами, переброшенные из Средиземноморской эскадры. В командование соединением вступил вице-адмирал Дюплат, выбравший флагма­ном "Альжери". 16 октября группа перехватила и потопила артогнём немецкое торговое судно "Галле" (по немецким данным экипаж сам затопил его), затем вернулась в Дакар и 23 числа снова вышла на патрулирование. Уже 25-го Соединение "X" захватило немецкое судно ''Сайта Фе" и снова вер­нулось в Дакар для дозаправки топливом эсминцев. Поиски "Адмирала Шпее" продолжались конец октября и весь ноябрь, но оказались безуспешными. В конце месяца "Страсбург" вернулся в Брест, где на верфи в декабре прошел текущий ремонт. В том же декабре "Адмирал Шпее" был перехвачен ан­глийской крейсерской группой у устья реки Ла-Плата, поврежден в бою, загнан в нейтральную гавань Монтевидео, где без надежды на прорыв был взорван экипажем.

Тем временем "Дюнкерк", возглавивший другую поисковую группу, 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его пере­хват другим "карманником" - "Дойчландом". Груп­па охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест.

Активность французских кораблей в первые месяцы войны получила высокую оценку союзников и 8 ноября Черчилль сказал в палате общин: "Я хочу обратить ваше внимание на замечательный вклад в общее дело французского флота, который за много последних поколений никогда не был таким мощ­ным и эффективным, как сейчас". Да и позднее он писал в мемуарах, что помощь Франции на море в начале войны превысила все ожидания.

25 ноября "Дюнкерк" с легкими крейсерами "Жорж Лейг" и "Монкальм" и 8 эсминцами вышел из Бреста на рандеву с английским соединением в составе линейного крейсера "Худ" и 4 эсминцев, чтобы совместно провести охоту за "Дойчландом", который по сообщениям перешел в Северное море. Фактически это англо-французское соединение преследовало более лакомую цель — линейные крей­сера "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Немцы, вышед­шие в море для отвлечения союзных сил из южной Атлантики, где сжималось кольцо вокруг "Адмирала Шпее", 23 ноября потопили вспомога­тельный английский крейсер "Равалпинди", но тот успел дать в эфир радиограмму. В 16 часов 25-го английские и французские корабли соединились у м.Лэндз Энд. Операция протекала в очень плохих погодных условиях и в результате тяжелого шторма в носовых отсеках "Дюнкерка" открылась течь. Из-за штормовых повреждении обшивки возникли трудности с якорями и временами скорость приходилось уменьшать до 10 узлов. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение ото­звали для приёмки топлива в Белфаст. Но 30 ноября пришло сообщение, что немецкие корабли обнару­жены к северу от 65-й параллели, и соединению пришлось срочно выйти в море. Могла получиться интересная схватка между парами линейных крейсе­ров, своего рода реванш за прелюдию к Ютладскому бою. "Худ" безусловно был сильнее любого "немца", но "Дюнкерку", против которого и созда­вались "Шарнхорст" и "Гнейзенау" пришлось бы нелегко. Скорострельные немецкие 283-мм орудия могли, поражая по большей части небронированные корпус и надстройки французского корабля, бук­вально напичканные жизненно важным оборудова­нием, быстро лишить его боеспособности. Правда, в пользу союзников было то, что более низкобортные немецкие корабли гораздо сильнее страдали от штормовой непогоды: вода заливала носовые баш­ни ГК и их погреба, через щели между деформиро­ванными листами обшивки затопило носовые куб­рики, большие массы воды попадали даже на мос­тики и платформы носовых надстроек. К тому же на помощь союзникам в меру своих возможностей поспешали "Нельсон" и "Родни". Однако немцам, из последних сил напрягавших механизмы, удалось проскочить между Бергеном и Шетландскими ост­ровами и, с трудом выгребая против ледяных волн 12 узлами, достичь 27 ноября Вильгельмсхафена. Поиск пришлось прекратить и "Дюнкерк" 2 декабря вернулся в Брест.

Вскоре Лондон запросил участия "Дюнкерка" в ещё одной ответственной операции — эскортирова­нии конвоя из семи пассажирских лайнеров с канад­скими войсками для британского Экспедиционного Корпуса в Европе по маршруту Галифакс - Лондон.

Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи — перевозки золота в США. чтобы расплатиться за боевую технику. ''Дюнкерк" доста­вил в Галифакс 100 т, "Беарн", ходивший непосредственно в Штаты за самолётами—250 т, позже лай­нер "Пастер" перевез ещё 400 т. 22 декабря "Дюнкерк" вместе с легким крейсером "Глуар" и английским линкором "Нельсон" вышел из Гали­факса, прикрывая конвой, а после окончания опера­ции вернулся в Брест.

Первые месяцы 1940 года оба новых француз­ских линкора базировались в Бресте, но вскоре, из-за угрозы войны с Италией, Адмиралтейство реши­ло перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Но никакой активности у афри­канских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых опе­рациях у побережья Норвегии. С вторжением нем­цев в эту страну операции отменили.

В соответствии с планом действий союзников в Средиземном море на французский флот возлагался контроль его западной части, а за англичанами осталась восточная. Но по причине активных дей­ствий британского флота у Норвегии, на Францию пришлось временна возложить ответственность за все Средиземное море. 27 апреля "Дюнкерк", "Страсбург" в сопровождении легких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир. С их появлением 2-я эскадра из трех линкоров типа "Прованс", а также несколько тяжелых крейсеров и эсминцев под об­щим командованием вице-адмирала Рене Годфроя перешла в Александрию (Египет) на усиление ан­глийской эскадры адмирала Каннингхема, основу которой составляли два устаревших линкора. Спус­тя три недели, когда Каннингхем получил подкреп­ления из Англии, "Прованс" и "Бретань" вернулись в Мерс-эль-Кебир, а "Лоррэн" остался с англичана­ми во главе французского Соединения "X". Оконча­тельная диспозиция перед началом войны на Среди­земном море оказалась таковой: в Тулоне —3-я эс­кадра из 4 тяжелых крейсеров и 12 эсминцев; в Мерс-эль-Кебире и Алжире—быстроходные линко­ры адмирала Женсуля "Дюнкерк" и "Страсбург", два старых линкора контр-адмирала Жака Боксена, два дивизиона крейсеров и много эсминцев; в Бизерте —6 дивизионов подводных лодок; на Мальте - английские подлодки; в Александрии — эскадра Каннингхема и подчиненное ему французское Соедине­ние "X". Связь с англичанами осуществлялась через адмирала Эстева (Адмирал Юга) со штаб-квартирой в Бизерте. Тем временем Вермахт, танковые колон­ны которого прорвали фронт на Сомме, доколачи­вал отдельные очаги сопротивления французских войск.

Италия 10 июня объявила Франции войну, кото­рая длилась всего 15 дней — до победы немецкой армии и заключения перемирия. Итальянский флот имел в строю всего два быстроходных линкора типа "Джулио Чезаре" (бывшие дредноуты первой миро­вой, модернизированные в ответ на постройку "Дюнкерка"), два заканчивали модернизацию, а два новейшего типа спешно укомплектовывались для боевых действий. Но существовала гипотетическая опасность прорыва крупных немецких кораблей через Гибралтарский пролив на соединение с ита­льянцами. Немцы вовсе не собирались загонять свои наиболее ценные единицы в мешок Средиземного моря на верную гибель, они им самим были нужны для операций в северной Атлантике. Но у страха глаза велики, тем более, что свеж был в памяти позорный для английского и французского флотов рейд по Средиземному морю немецких "Гебена" и "Бреслау" в начале первой мировой войны. Обна­руженные английской авиаразведкой между Фарерами и Исландией два немецких судна снабжения были приняты за "Шарнхорст" и "Гнейзенау", ко­торые, якобы, шли на прорыв через Гибралтар. Эскадра Женсуля во главе с "Дюнкерком" и "Страсбургом" 15 июня срочно вышла на перехват, но вернулась ни с чем.

23 июня около Минорки четыре дивизии ита­льянских крейсеров под командованием адмирала Сансонетти попытались перехватить несколько французских крейсеров, прикрывавших конвой между Ораном и Марселем. На помощь последним из Мерс-эль-Кебира вышли "Дюнкерк" и "Страсбург", а из Алжира —дивизия крейсеров. Под натиском превосходящих сил не привыкшие в таких случаях к риску итальянцы начали отход в базы. Сократить дистанцию оказалось невозможным и погоню пришлось прекратить. "Дюнкерк" и "Страсбург" вернулись и Мерс-эль-Кебир, где их застало, вступившее в силу с 3 часов утра 25 июня перемирие с Германией и Италией.

Еще в 12.45 24 июня главнокомандующий фран­цузским флотом адмирал Дарлан направил во все морские базы телеграмму со своим видением усло­вии перемирия:

1.   Демобилизованные   корабли   должны   остаться французскими, под французским  флагом, с фран­цузскими экипажами и базироваться на французские базы в метрополии и в колониях.

2.   Следует принять  специальные  секретные меры саботажа,   чтобы   не  допустить  захвата  кораблей силой любым противником или иностранным госу­дарством.

3.  Если по условиям перемирия изложенное выше не будет  принято,  все корабли без дополнительного приказа должны уйти в США или затопиться, если не будет никакой возможности предотвратить их за­хват врагом. В любом случае они не должны целыми попасть в руки противника.

4.   Корабли,   интернированные таким  образом  не должны   принимать   участия   в   операциях   против Германии или Италии без приказов главнокоман­дующего.

Спустя несколько часов корабли начали разору­жаться в базах, спустив до половины национальные флаги и гюйсы. Все радиостанции флота по требо­ванию немцев прекратили работу, но вскоре им было разрешено передать результаты переговоров. Думаю, читателям будет интересно знать, на каких условиях допускалось существование французского флота по условиям перемирия с Германией. Этому вопросу в тексте соглашения о перемирии отводи­лось две статьи:

Статья 8. Французский военный флот, за исключе­нием кораблей, необходимых французскому прави­тельству для защиты французских интересов в ко­лониях, должен собраться в портах для пересчета и разоружения под германским или итальянским кон­тролем. Выбор этих портов определяется припиской кораблей в мирное время. Германское правитель­ство торжественно объявляет французскому прави­тельству, что не намеревается использовать в войне для своих целей французский флот, находящийся в портах под германским контролем, за исключением тех боевых единиц, которые будут необходимы для прибрежного патрулирования и траления. Более того, оно торжественно и искренне заявляет, что не намеревается предъявлять какие-либо требования к французскому военному флоту на время заключения мира. За исключением той части французского фло­та, которая будет определена для представления французских интересов в колониях, все корабли, находящиеся за пределами французских территори­альных вод, должны быть отозваны во Францию.

Статья 9, Французское Верховное Командование обеспечивает Германское Верховное Командование подробной информацией о всех поставленных Францией минных полях, а также о всех гаванях, береговых батареях и средствах береговой обороны. Траление минных полей должно производиться французскими силами в масштабах, указанных Гер­манским Верховным Командованием.

24 июня в Риме было подписано и соглашение о перемирии с Италией. Вопросам флота посвящалась статья 12, которая была идентична статье 8 германо-французского соглашения. В конце месяца к стоя­щим в Мерс-эль-Кебире "Дюнкерку" и "Страсбургу" с 6-ю эсминцами присоединились "Прованс", "Бретань", четыре эсминца и гидро­авиатранспорт "Коммандант Тест". Корабли начали демобилизацию экипажей и подготовку к разоруже­нию согласно условий перемирия.