Драма в Мерс-Эль-Кебире

 

После того, как Франция выбыла из борьбы, английский флот был в состоянии справиться с объ­единенными морскими силами Германии и Италии. Но англичане не без оснований опасались, что со­временные и мощные французские корабли могут попасть в руки противника и будут использованы против них. Ведь, не считая нейтрализованного в Александрии Соединения "X" и разбросанных по миру нескольких крейсеров, эсминцев, авианосца "Беарн" и мелких кораблей, в английских портах нашли прибежище только два совсем старых линко­ра "Париж" и "Курбэ". 2 суперэсминца (лидера), 8 эсминцев, 7 подводных лодок и прочая мелочь - всего не более десятой части французского флота, если судить по водоизмещению, и полное ничтоже­ство, если судить по их реальной силе. Ещё 17 июня главнокомандующим флотом адмирал Дадли Паунд доложил премьер-министру У.Черчиллю, что в Гибралтаре под командованием вице-адмирала Джеймса Сомервилла сосредотачивается Соедине­ние "Н" (Эйч) во главе с "Худом" и авианосцем "Арк Ройял", которое должно было следить за пе­ремещениями французского флота.

Когда перемирие стало свершившимся фактом, Сомервилл получил приказ нейтрализовать пред­ставлявшие наибольшую потенциальную угрозу французские корабли, находившиеся в портах Северной Африки. Поскольку никакими дипломатическими переговорами сделать это не представлялось возможным, англичанам, не привыкшим стесняться в выборе средств, ничего не оставалось, как приме­нить грубую силу. Но французские корабли были довольно мощными, стояли в собственных базах и под защитой береговых батарей. Для такой опера­ция требовалось подавляющее превосходство в силах, чтобы склонить французов на выполнение требований английского правительства или. п слу­чае отказа, уничтожить. Соединение Сомервилла выглядело внушительно : линейный крейсер "Худ", линкоры "Резолюшн" и "Вэлиент" (по 8 381-мм орудий на каждом из трёх), авианосец "Арк Ройял", легкие крейсера "Аретьюза" и "Энтерпрайз", 11 эсминцев. По и противостояло ему немало - в Мерс-Эль-Кебире, выбранном главным объектом атаки, находились "Дюнкерк", "Страсбург", "Прованс", "Бретань", лидеры "Вольта", "Могадор", "Тигр", ''Линкс". "Керсайнт" и "Террибль", гидроавианосец ''Коммандант Тест". Поблизости, в Оране (всего несколько миль к востоку) находилось сборище эсминцев, сторожевиков, тральщиков и переведен­ных из Тулона недостроенных кораблей, а в Алжире - восемь 7800-тонных крейсеров. Поскольку крупные французские корабли в Мерс-эль-Кебире стояли пришвартованными к пирсу кормой в сторону моря, а носом к берегу. Сомервилл решил использовать и фактор внезапности. В общем, англичане рассчи­тывали на повторение Абукира.

Соединение "Н" подошло к Мерс-эль-Кебиру утром 3 июля 1940 года. Ровно в 7 часов по Гринви­чу в гавань вошел одинокий эсминец "Фоксхаунд" с кэптеном Холландом на борту, который информи­ровал французского флагмана на "Дюнкерке", что имеет для него важное донесение. Холланд прежде был военно-морским атташе в Париже, его близко знали многие французские офицеры и в других условиях адмирал Женсуль принял бы его со всей сердечностью. Каково же бы удивление фран­цузского адмирала, когда он узнал, что "донесение" является ни чем иным как ультиматумом. А наблю­датели уже сообщили о появлении на горизонте силуэтов английских линейных кораблей, крейсеров и эсминцев. Это был расчетливый ход Сомервилла, подкрепляющий своего парламентёра демонстраци­ей силы. Надо было сразу показать французам, что с ними не шутят. Иначе они могли подготовиться к бою и тогда ситуация радикально изменилась бы. Зато это позволило Женсулю разыграть оскорблен­ное достоинство. Он отказался разговаривать с Холландом, отправив на переговоры своего флаг-офицера лейтенанта Бернарда Дюфай. Дюфай был близким другом Холланда и прекрасно говорил по-английски. Благодаря этому переговоры не прерва­лись, не начавшись.

В ультиматуме Соммервила. написанному по поручению "правительства Его Величества", после напоминаний о совместной боевой службе, коварстве немцев и прежней договоренности от 18 июня между правительствами Британии и Франции о том, что перед капитуляцией на суше французский флот присоединится к британскому или затопится, французскому командующему морскими силами в Мерс-эль-Кебире и Оране предлагалось на выбор четыре варианта действий:

1)  выйти в море и присоединиться к британскому флоту для продолжения борьбы до победы над Гер­манией и Италией;

2)  выйти в море с уменьшенными экипажами для следования в британские порты, после чего фран­цузские моряки   будут сразу репатриированы, а корабли будут сохранены для Франции до оконча­ния войны (за потери и повреждения предлагалась полная денежная компенсация);

3) в случае нежелания вообще допустить возмож­ность использования французских кораблей против немцев и итальянцев, чтобы не нарушать перемирия с ними, выйти под английским эскортом с умень­шенными экипажами во французские порты в Вест-Индии (например, в Мартинику) или в порты США, где корабли будут разоружены и сохранены до конца войны, а экипажи репатриированы;

4) в случае отказа от первых трех вариантов - зато­пить корабли в течение б часов.

Заканчивала ультиматум фраза, которую стоит привести целиком: "В случае Вашего отказа от вышепредложенного, я имею приказ правительства Его Величества использовать все необходимые силы для предотвращения попадания Ваших кораблей в руки немцев или итальянцев". Это, попросту говоря, означало, что бывшие союзники откроют огонь на поражение.

Первые два варианта Женсуль отклонил сразу - они напрямую нарушали условия перемирия с нем­цами. Третье также почти не рассматривалось, осо­бенно под впечатлением немецкого ультиматума, полученного тем же утром: "Или возврат всех ко­раблей из Англии или полный пересмотр условий перемирия". В 9 часов Дюфай передал Холланду ответ своего адмирала, в котором тот заявил, что, поскольку сдать свои корабли без приказа француз­ского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немца­ми или итальянцами, остается только сражаться: французы на силу ответят силой. Мобилизационные мероприятия на кораблях были остановлены и на­чалась подготовка к выходу в море. В неё входили и приготовления к бою в случае необходимости.

В 10.50 "Фоксхаунд" поднял сигнал о том, что в случае непринятия условий ультиматума адмирал Сомервилл не даст французским кораблям поки­нуть гавань. И в подтверждении этого английские гидросамолеты в 12.30 сбросили на главном фарвате­ре несколько магнитных мин. Естественно, это ещё больше затруднило ведение переговоров.

Срок ультиматума истекал в 14 часов. В 13.11 на "Фоксхаунде" подняли новый сигнал: "Если вы принимаете предложения, поднимите на грот-мачте квадратный флаг; иначе открываю огонь в 14.11". Все надежды на мирный исход рухнули. Сложность положения французского командующего заключа­лась ещё и в том, что в тот день французское Адмиралтейство переезжало из Бордо в Виши и прямая связь с адмиралом Дарланом отсутствовала. Адми­рал Женсуль попытался продлить переговоры, подняв в ответ сигнал, что ожидает решения своего правительства, а через четверть часа - новый сигнал, что готов принять представителя Сомервилла для честного разговора. В 15 часов кэптен Холланд поднялся на борт "Дюнкерка" для переговоров с адмиралом Женсулем и его штабом. Максимум на что согласились французы во время напряженной беседы - что сократят экипажи, но выводить ко­рабли из базы отказались. Время шло, беспокойство Сомервилла, что французы подготовятся к бою, возрастало. В 16.15, когда Холланд и Женсуль вес еще пытались сохранить дружеские отношения, пришла депеша от английского командующего, прекратившая все дискуссии: "Если ни одно из предложений не будет принято к 17.30 B.S.T (British Summer Time. т.е. британское летнее время) — я по­вторяю, к I7.30 — я буду вынужден потопить ваши корабли!" В 16.35 Холланд покинул "Дюнкерк". Сцена была готова для первого столкновения между французами и англичанами после 1815 года, когда отгремели пушки при Ватерлоо.

Часы, прошедшие с момента появления англий­ского эсминца в гавани Мерс-эль-Кебира, не про­шли для французов даром. Все корабли развели пары, экипажи разошлись по боевым постам. На­чавшиеся было разоружаться береговые батареи находились теперь в готовности открыть огонь. На аэродромах стояли, прогревая моторы для старта 42 истребителя. Все корабли в Оране были готовы выйти в море, а 4 подлодки только ждали приказа, чтобы образовать барьер между мысами Ангуиль и Фалкон. Тральщики уже тралили фарватер от ан­глийских мин. Всем французским силам на Среди­земном море была объявлена тревога, 3-я эскадра и Тулоне из четырёх тяжелых крейсеров и 12 эсмин­цев и шесть крейсеров и Алжире получили приказ выйти в море готовыми к бою и поспешить на со­единение с адмиралом Женсулем, о чем тот должен был предупредить англичан.

А Сомервилл уже лёг на боевой курс. Его эс­кадра в строю кильватера находилась в 14000 м на норд-норд-вест от Мерс-Эль-Кебира, курс - 70, ско­рость - 20 узлов. В 16.54 (в 17.54 по британскому вре­мени) раздался первый залп. Пятнадцатидюймовые снаряды с "Резолюшн" упали близким недолётом в мол, за которым стояли французские корабли, за­сыпав их градом камней и осколков. Спустя полто­ры минуты первым ответил "Прованс", стреляя 340-мм снарядами прямо между мачтами стоящего спра­ва от него "Дюнкерка"- Адмирал Женсуль вовсе не собирался вести бой на якорях, просто тесная гавань не позволяла всем кораблям одновременно начать движение (на это-то и рассчитывали англичане!). Линкорам было приказано построиться в колонну в таком порядке: "Страсбург", "Дюнкерк", "Прованс". "Бретань", Суперэсминцы должны были выходить в море самостоятельно — по способности. "Страсбург", кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до попадания первого снаряда в мол, начал движение немедленно. И только он покинул стоянку, как в мол попал снаряд, оскол­ки которого перебили па корабле фалы и сигналь­ный рей и пронзили трубу. В 17.10 (18.10) капитан 1 ранга Луи Коллинс вывел свои линкор на главный фарватер и 15-узлопым ходом направился и море. За ним рванулись вес 6 эсминцев.

Когда залп 381-мм снарядов поразил мол, на "Дюнкерке" отдавали швартовы и травили кормо­вую цепь. Буксир, помогавший сняться с якоря, был вынужден обрубить швартовы, когда в мол попал и второй залп. Командир "Дюнкерка" приказал не­медленно опорожнить цистерны с авиабензином и в 17.00 (18.00) отдал приказ открыть огонь главным калибром. Вскоре вступили в дело и 130-мм орудия. Поскольку "Дюнкерк" был ближайшим к англича­нам кораблем, на нем и сосредоточил свой огонь "Худ" - бывший партнёр по охоте за немецкими рейдерами. В тот момент, когда французский ко­рабль начал отходить со своего места стоянки, пер­вый снаряд с "Худа" попал ему в корму и. пройдя через ангар и унтер-офицерские каюты, вышел через бортовую обшивку в 2,5 метрах ниже ватерлинии Этот снаряд не взорвался, поскольку топких плит, которые он пронзил, было недостаточно для взведе­ния взрывателя. Однако в своём движении через ''Дюнкерк" он перебил часть электропроводки лево­го борта, вывел из строя моторы крана для подъема гидросамолётов и вызвал затопление топливной цистерны левого борта. Ответный огонь был быстрым и точным, хотя определение расстояния затруднялось условиями местности и нахождением между "Дюнкерком" и англичанами форта Сантон.

Примерно в то же время попадание получил "Бретань", а в 17.03 (18.03) 381-мм снаряд поразил "Прованс", который ожидал пока "Дюнкерк" вый­дет на фарватер, чтобы последовать за ним. В корме "Прованс" начался пожар и открылась большая течь. Пришлось приткнуть корабль к берегу носом на 9-метровой глубине. К 17.07(18.07) пожар охватил "Бретань" с носа до кормы, а спустя две минуты старый линкор начал опрокидываться и внезапно взорвался, унося с собой жизни 977 членов экипажа. Остальных начали спасать с гидроавиатранспорта "Коммандант Тест", который чудом избежал попа­даний за всё время боя.

Выходящий на фарватер 12-узловым ходом "Дюнкерк" был поражен залпом из трёх 381-мм снарядов. Первый попал в крышу башни ГК №2 над портом правого внешнего орудия, силь­но вдавив броню. Большая часть снаряда срикоше­тировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. Кусок брони или часть снаряда ударил в зарядный лоток внутри правой "полубашни", вос­пламенив первые две четверти разгружаемых поро­ховых картузов. Вся прислуга "полубашни" погибла в дыму и пламени, но левая "полубашня" продолжа­ла действовать — броневая перегородка изолировала повреждения.

Второй снаряд ударил рядом с 2-орудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Сна­ряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в от­секе кондиционеров и вентиляторов. От­сек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Тем временем в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько за­рядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и густые клубы желтого дыма через бро­невую решетку в нижней бронепалубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, а все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению подачи элек­троэнергии из-за чего вышла из строя система управления огнём. Неповрежден­ной носовой башне пришлось продолжать стрельбу под локальным управлением.

Третий снаряд упал в воду рядом с правым бортом чуть дальше в корму от второго, поднырнул под 225-мм пояс и пробил все конструкции между обшивкой и ПТП, при ударе о которую и взорвался. Его траектория в корпусе проходила в районе КО №2 и МО №1 (внешние валы). Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделе­ний, броневой скос над топливной цистерной. ПТП и туннель правого борта для кабелей и трубопрово­дов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом кот­ле КО №2, повредили несколько клапанов на трубо­проводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Вырвавшийся перегретый пар с температурой под 350 градусов нанес смер­тельные ожоги персоналу КО, который стоял на открытых местах.

На "Дюнкерке" после этих попаданий продол­жали действовать только КО №3 и МО №2, обслу­живавшие внутренние валы, что давало скорость не более 20 узлов. Повреждение кабелей правого борта вызвало кратковременный перерыв в подаче элек­троэнергии в корму, пока не включили есть левого борта. Пришлось перейти на ручное управлением рулем. С выходом из строя одной из главных под­станций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Зажглось аварийное освещение, башня №1 продолжала вести довольно частый огонь по "Худу".

Всего до получения приказа о прекращении огня в 17.10 (18.10) "Дюнкерк" выпустил по английскому флагману 40 330-мм снарядов, залпы которых ложи­лись очень плотно. К этому моменту, после 13 минут расстрела почти неподвижных кораблей в гавани, ситуация перестала выглядеть для англичан безнаказанной. "Дюнкерк" и береговые батареи вели интенсивный огонь, который становился всё точнее, "Страсбург" с эсминцами почти вышел в море. Не хватало только "Мотадора", который при выходе из гавани замедлил ход, чтобы пропустить буксир, и спустя секунду получил в корму 381-мм снаряд. От взрыва сдетонировали 16 глубинных бомб и корму эсминца оторвало почти по переборку кормового МО. Но он смог приткнуться носом к берегу на глубине примерно 6.5 метров и с помощью подошедших из Орана мелких судов стал тушить пожар. Англичане, удовлетворившись потоплением одного и повреждением трёх кораблей, отвернули на запад и поставили дымовую завесу. "Страсбург'' с пятью эсминцами пошел на прорыв. "Линкс" и "Тигр" атаковали глубинными бомбами подлодку "Протеус", помешав ей выйти в атаку на линкор. Сам "Страсбург" открыл сильный огонь по сторо­жившему выход из гавани английскому эсминцу "Рестлер", заставив его быстро отойти под прикры­тием дымовой завесы. Французские корабли начали развивать полный ход. У мыса Канастель к ним присоединились ещё шесть эсминцев из Орана. К северо-западу в пределах досягаемости стрельбы был виден английский авианосец "Арк Ройял". практически беззащитный против 330-мм и 130-мм снарядов. Но боя не произошло. Зато поднятые с палубы "Арк Ройял" шесть "Суордфишей" с 124-кг бомбами в сопровождении двух "Скьюэ" в 17.44 (18.44) атаковали "Страсбург". Но попаданий они не доби­лись, а плотным и точным зенитным огнём один "Скьэ" был сбит, а два "Суордфиша" получили такие повреждения, что на обратном пути упали в море.

Адмирал Сомервилл решил броситься в пого­ню на флагманском "Худе" — единственном, кто мог догнать французский корабль. Но к 19 (20) часам дистанция между "Худом" и "Страсбургом" состав­ляла 44000 м и не думала сокращаться. В попытке уменьшить скорость французского корабля Соммервил приказал "Арк Ройялу" атаковать уходя­щего противника торпедоносцами. Спустя 40-50 минут "Суордфиши" с небольшим интервалом про­вели две атаки, но все торпеды, сброшенные за пре­делами завесы эсминцев, прошли мимо. Эсминец "Пурсьювант" (из Орана) заблаговременно сообщал на линкор о замеченных торпедах и "Страсбург" каждый раз успевал вовремя переложить руль. Погоню пришлось прекратить. Тем более, что на сле­дующих с "Худом" эсминцах заканчивалось топли­во, "Вэлиент" и "Резолюшн" находились в опасном районе без противолодочного эскорта, а отовсюду поступали сообщения, что со стороны Алжира под­ходят сильные отряды крейсеров и эсминцев. Это означало быть втянутым в ночной бой с превосхо­дящими силами. Соединение "Н" 4 июля вернулось в Гибралтар.

"Страсбург" продолжал уходить 25-узловым ходом до тех пор, пока в одном из котельных отде­лений не произошла авария. В результате погибло пять человек, а скорость пришлось уменьшить до 20 узлов. Спустя 45 минут повреждение было устране­но и корабль снова довел скорость до 25 узлов. Обогнув южную оконечность Сардинии, чтобы избежать новых столкновений с Соединением "Н", и 20.10 4 июля "Страсбург" в сопровождении лидеров "Вольта", "Тигр" и "Террибль" пришел в Тулон.

Но вернёмся к "Дюнкерку". В 17.11 (18.11) 3 июля он находился в таком состоянии, что о выходе в море лучше было и не думать. Адмирал Женсуль приказал поврежденному кораблю сойти с фарвате­ра и идти в гавань Сен-Андрэ, где форт Сайтом и местность могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня англичан. Спустя 3 минуты "Дюнкерк" выполнил приказ и бросил якорь на глубине 15 метров. Экипаж приступил к осмотру повреждений. Итоги оказались неутешительными.

Башня №3 (2-орудинная 130-мм правого борта) вышла из строя от пожара в перегрузочном отделе­нии, прислуга которого погибла. Электропроводка правого борта перебита и аварийные партии пыта­лись восстановить подачу электроэнергии на боевые посты, вводя в действие другие цепи. Носовое МО и его КО вышли из строя, также как и элеватор башни №4 (2-орудинная 130-мм установка левого борта). Управление башней №2 (ГК) может осуществляться вручную, но подача электроэнергии на неё отсут­ствует. Башня №1 невредима и запитана энергией от 400-кВт дизель-генераторов. Гидравлические меха­низмы открывания и закрывания броневых дверей выведены из строя из-за повреждения клапанов и накопительной цистерны. Дальномеры 330-мм и 130-мм орудий не действуют из-за отсутствия энергии. Задымление башни №4 вынудило в ходе боя задра­ить носовые 130-мм погреба. Около 20 часов в эле­ваторе башни №3 произошли новые взрывы. Что и говорить — невесело. В таком состоянии корабль не мог продолжать бой. А ведь попало, по большому счету, всего три снаряда.

К счастью "Дюнкерк" находился в базе. Адми­рал Женсуль приказал приткнуть его к мели. Перед касанием грунта снарядная пробоина в районе КО №1, вызвавшая затопление нескольких топливных цистерн и пустых отсеков правого борта, была заде­лана. Немедленно началась эвакуация ненужного личного состава, для производства ремонтных ра­бот на борту оставили 400 человек. Около 19 часов буксиры "Эстрель" и "Котаитен" вместе с патруль­ными кораблями "Тер Нёв" и "Сетус" подтянули линкор к берету, где он сел на мель на глубине 8 метров примерно 30 метрами центральной части корпуса. Для 400 человек, оставшихся на борту, началось трудное время. Началась заводка пластыря в местах пробития обшивки. После полного восста­новления подачи электроэнергии приступили к мрачной работе по поиску и опознаванию погибших товарищей.

4 июля адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, опубликовал коммюнике, в котором говорилось, что "повреждения "Дюнкерка" незначительны и будут быстро исправлены". Это опрометчивое заявление вызвало быстрый ответ со стороны Королевского флота. Вечером 5 июля Соединение "Н" снова вышло в море, оставив в базе тихоходный "Резолюшн". Адмирал Сомервилл решил вместо проведения ещё одного артиллерийского боя посту­пить вполне современно — использовать для атаки приткнувшегося к берегу "Дюнкерка" самолёты с авианосца "Арк Ройял". В 05.20 6 июля, находясь в 90 милях от Орана "Арк Ройял" поднял в воздух 12 торпедоносцев "Суордфиш" в сопровождении 12 истребителей "Скьюэ". Торпеды были установлены на скорость 27 узлов к глубину хода около 4 метров. ПВО Мерс-эль-Кебира не была готова к отражению атаки на рассвете и только вторая волна самолётов встретила более интенсивный зенитный огонь. И только потом последовало вмешательство француз­ских истребителей.

К сожалению, командир "Дюнкерка" эвакуиро­вал на берег прислугу зенитных автоматов, оставив на борту только личный состав аварийных партий. Патрульное судно "Тер Нёв" стояло у борта, при­нимая некоторых членов экипажа и гробы с погиб­шими 3 июля. Во время этой печальной процедуры в 06.28 начался налёт английских самолётов, вышед­ших в атаку тремя волнами. Два "Суордфиша" пер­вой волны сбросили торпеды преждевременно и они взорвались при ударе о мол, не причинив никакого вреда. Спустя 9 минут приблизилась вторая волна, но ни одна из трёх сброшенных торпед не попала в "Дюнкерк". Но одна торпеда поразила "Тер Нёв". который как раз спешил отойти от линкора. Взры­вом маленький корабль буквально разорвало попо­лам, а обломки его надстройки осыпали "Дюнкерк". В 06.50 появились еще 6 "Суордфишей" с истреби­тельным прикрытием. Звено, заходившее с правого борта, попало под сильный зенитный огонь и было атаковано истребителями. Сброшенные торпеды снова не достигли цели. Последняя группа из трёх машин атаковала с левого борта, На сей раз две торпеды устремились к "Дюнкерку" по диагонали со стороны левого крамбола. Одна попала и буксир "Эстрел", находившийся примерно в 70 метрах от линкора, и буквально сдула его с поверхности воды. Вторая, очевидно с неисправным прибором глуби­ны, прошла под килем "Дюнкерка" и, попав в кор­мовую часть обломков "Тер Нёв", вызвала детона­цию сорока двух 100-килограммопых глубинных бомб, несмотря на отсутствие в них взрывателей. Последствия взрыва были ужасные. В обшивке пра­вого борта образовалась пробоина длиной около 40 метров. Несколько броневых плит пояса были сме­щены, а вода заполнила систему бортовой защиты. Силой взрыва стальная плита выше броневого пояса была оторвана и заброшена на палубу, похоронив под собой несколько человек. Противоторпедная переборка на протяжении 40 метров оторвалась от креплении, другие водонепроницаемые переборки были разорваны или сдеформированы. Появился сильный крен на правый борт и корабль осел носом так, что вода поднялась выше броневого пояса. Отсеки за поврежденной переборкой затопило солё­ной водой и жидким топливом. В результате этой атаки и предыдущего боя на "Дюнкерке" погибло 210 человек. Несомненно, что, находись корабль на глубокой воде, такой взрыв привёл бы к его бы­строй гибели.

На пробоину завели временный пластырь и 8 августа "Дюнкерк" был стащен на свободную воду. Ремонтные работы продвигались очень медленно. Да и куда французам было торопиться? Только 19 февраля 1942 года "Дюнкерк" в полной тайне ушел в море. Когда утром явились рабочие, они увидели свои аккуратно сложенные на набережной инстру­менты и ... больше ничего. В 23.00 следующих суток корабль достиг Тулона, неся на борту некоторые подмостки из Мерс-Эль-Кебира.

Английские корабли в этой операции поврежде­ний не получили. Но они вряд ли выполнили свою задачу. Все современные французские корабли уце­лели и укрылись в своих базах. То есть, та опас­ность, которая с точки зрения английского Адми­ралтейства и правительства существовала со сторо­ны бывшего союзного флота, осталась. Вообще, эти опасения выглядят несколько надуманными. Неуже­ли англичане считали себя глупее немцев. Ведь смогли немцы в 1919 году затопить свой интерниро­ванный в британской базе Скапа-Флоу флот. А ведь тогда на их разоруженных кораблях оставались далеко не полные экипажи, уже год как закончилась война в Европе, а британский Королевский флот полностью контролировал ситуацию на морях. По­чему же можно было ожидать, что немцы, к тому же не имевшие сильного флота, смогут помешать французам затопить свои корабли в своих же базах? Скорее всего, причина, заставившая англичан так жестоко обойтись с бывшим союзником, заключа­лась в чем-то ином...

Главным же результатом этой операции можно считать то, что отношение к бывшим союзникам у французских моряков, которые до 3 июля были почти на 100% настроены проанглийски, изменилось и, естественно, не в пользу англичан. И только спус­тя почти два с половиной года британское руковод­ство убедилось, что его опасения в отношении французского флота оказались напрасными, и что сотни моряков зря погибли по его указанию в Мерс-Эль-Кебире. Верные долгу французские моряки при первой же угрозе захвата их флота немцами затопи­ли свои корабли, включая и упущенные англичана­ми "Дюнкерк" и "Страсбург". Но об этом ниже.