В руках врага
Дальнейшая судьба затопленного в Тулоне флота оказалась к руках немцев и итальянцев. Первых вообще не интересовали лежащие под водой взорванные корабли, а вторые рассматривали их не столько как средство возможного усиления своих морских сил, сколько как потенциальную угрозу в будущем. Следовало предпринять все меры, чтобы эти корабли не стали после войны ядром нового французского флота. Итальянцы не стали зря терять времени и после немецкого заявления от 3 декабря, что "все военные корабли, принадлежащие Французскому Государству, конфискованы, потребовали себе львиную долю. Из представлявших интерес 70 кораблей общим водоизмещением 237049 тонн они скромно запросили себе 212559 тонн, оставив немцам всего 24490 тонн малых кораблей.
Толпы итальянских инженеров ринулись в Тулон. Специально образованная Итальянская Спасательная Компания Тулона под руководством главного итальянского кораблестроителя Джианнелли быстро собрала персонал и оборудование со всех итальянских спасательных фирм и с завидной энергией приступила к работе. 22 декабря командование итальянского флота назначило даже командира над теми кораблями, которые можно было поднять в ближайшее время. В начале января 1943 года, несмотря на протесты французского Адмиралтейства по поводу вопиющего нарушения условий перемирия 1940 года, были подняты лидеры эсминцев "Льон", "Тигр" и "Пантер", а также эсминец "Тромб". Это были корабли, на момент затопления практически лишенные экипажа, что не позволило уничтожить их надлежащим образом. Они были отбуксированы в Италию и после ремонта укомплектованы для итальянского флота. За 220 дней, проведенных под чужим флагом, эти корабли провели в море от 20 до 40 суток. Но нет худа без добра. После капитуляции Италии союзникам в сентябре 1943 года "Льон" и "Пантер" были затоплены в Специи, зато остальные два вернулись старым хозяевам, став единственными из числа затопленного "тулонского флота", кто вернулся к службе Республике.
К июню итальянцы подняли или осушили в доках три крейсера, семь лидеров и гидроавиатранспорт ''Коммандант Тест", а до своей капитуляции смогли поднять всего 30 боевых единиц, не считая 4 тральщиков и четырех небольших миноносцев, поднятых немцами, а также кораблей, которые не подлежали ремонту и сразу шли на слом. Что и говорить - завидная производительность! В Италию широким потоком шли сотни тонн металлолома, броневые плиты, катапульты, другое оборудование и арматура. Короче - всё, что можно было снять и что могло хоть как-то пригодиться новым хозяевам. С поднятого 17 июля "Страсбурга" они сняли катапульту, надстройки и броню с одной из башен, с остававшегося в доке "Дюнкерка" — боевую рубку и внутреннее оборудование (трубопроводы, кабели, арматуру). Чтобы освободить док от "Дюнкерка", итальянцы отрезали и отбуксировали поврежденный нос. Дальнейшей разборке корабля помешала союзная авиация, во время одного из своих налётов на Тулон повредившая оставшуюся в доке кормовую часть. Но чтобы совсем уж донести "Дюнкерк" до невосстанавливаемого состояния, итальянцы срезали даже стволы 330-мм орудии. Это, можно сказать, морское мародёрство, продолжалось даже после падения режима Муссолини 25 июля 1943 года. Несмотря на бесплодные протесты французов, итальянцы в июне, августе и сентябре захватили еще эсминцы "Сироко", "Ланскнет" и "Харди", подводную лодку "Анри Пуанкаре". Хотя уже 1 августа новое итальянское правительство маршала Бадольо подготовило договор с союзниками, а 19 числа начались переговоры в Лиссабоне. Теперь уже итальянцам пришлось затопить захваченные корабли, чтобы те не достались немцам.
Как только немцы услышали о переговорах "макаронников" с союзниками, они тут же арестовали всех итальянцев, ведущих в Тулоне спасательные работы. Французское руководство, воспользовавшись ситуацией, обратилось к немцам с просьбой разрешить поставить французскую охрану на поднятые корабли, которые станут ядром послевоенного флота. После недолгих переговоров немцы 25 сентября согласились считать затопленные в Тулоне корабли собственностью французского флота. Но только 1 апреля 1944 года французам было разрешено принять меры по сохранению тех кораблей, которые могли представлять боевую ценность в будущем: "Страсбурга", "Дюнкерка'', гидроавиатранспорта "Коммандант Тест", крейсера "Ла Галиссоньер" и четырех 1800-тонных эсминцев. Командовать этим "флотом" назначили капитана I ранга Эмиля Россе, который тщательно отобрал для работ 150-200 моряков. Остальные корабли назначили на слом или использовали для различных военных экспериментов. Состояние "Дюнкерка" было таким плохим, что восстановить его было невозможно. Тем более, что немцы требовали любым путем вывести его из дока, который намеревались использовать для своих судов.
Тулон все чаще и чаще стал подвергаться авианалетам союзников. Например, но время налета 24 ноября 1943 года из поднятых кораблей шесть (крейсер и 5 эсминец) отправились на дно по второму разу, а крейсер, 2 лидера и эсминец получили новые повреждения. И капитан I ранга Россе решил перевести "Страсбург" и "Ла Галисеоньер" с Тулонского рейда и бухту Лазару. К августу из 35 с лишним поднятых кораблей союзная авиация потопила около 20, а ко времени взятия Тулона его рейд полностью опустел во второй раз. Конечно, дело заключалось не в мастерстве американских пилотов (вообще-то, их целью были немецкие подводные лодки). Просто корабли стояли без хода и без достаточного количества людей на борту, чтобы вести зенитный огонь и бороться за живучесть.