Предисловие
«13 декабря 1939 года крейсер Exeter вынес главную тяжесть боя с германским «карманным линкором» Admiral Graf Spee в бою у Ла-Платы, получив тяжелые повреждения и понеся большие потери в личном составе. «Проявленные экипажем мужество и твердость духа - выше всяких похвал», - гласил официальный комментарий.
Основательно модернизированный, HMS Exeter 27 февраля 1942 года в составе союзной эскадры вступил в бой с превосходящими силами японского флота в Яванском море. Получив боевое повреждение одного из котельных отделений, Exeter вернулся в Сурабаю для проведения временного ремонта. В отличие от Admiral Graf Spee, оказавшегося в подобной ситуации в Монтевидео, не было и речи о затоплении корабля без возобновления борьбы. Несмотря на невозможность достижения полной скорости хода, крейсер вышел в море ночью 28 февраля в сопровождении двух эсминцев, HMS Encounter и USS Pope. Ранним утром 1 марта Exeter сообщил, что видит три крейсера противника, направляющихся к нему. Больше никаких сообщений с него не поступало.
Никогда прекрасные морские традиции Британии не поддерживались более достойно. Подобный героизм воскрешает в памяти события сражения у Садраса 17 февраля 1782 года, когда другой HMS Exeter, 64-пушечный корабль под командованием коммодора Ричарда Кинга, был окружен пятью французскими кораблями и превращен в руину. При виде приближающихся неприятельских кораблей коммодора спросили: «Что делать?» «Драться, пока корабль не потонет» - последовал спокойный ответ коммодора.
Тот же дух героизма воодушевлял моряков крейсера Exeter 160 лет спустя».
Таким был отклик редакции знаменитого справочника Jane's Fighting Ships на имевшую широкий резонанс в британском обществе гибель тяжелого крейсера Exeter, последнего из двух кораблей типа York. В CBOL время появление проекта этих крейсеров, как и решение об их постройке, было встречено в Королевском флоте Великобритании неоднозначно, вызвав недоумение, а то и протест. О крейсерах типа York, их особенностях, службе и боевой судьбе и пойдет речь в этой монографии.