Введение
Экспериментальный корабль для Королевского флота
В самом начале 1925 года лорды британского Адмиралтейства, рассматривая планы дальнейшего развития крейсерских сил Королевского флота (Royal Navy - RN), неожиданно для себя пришли к весьма неутешительным выводам. Как известно, после подписания в феврале 1922 года Вашингтонского морского соглашения, установившего для крейсеров предельный размер стандартного водоизмещения 10000 тонн и максимальный калибр артиллерии 203 мм (восемь дюймов), Великобритания, и без того имевшая самый мощный в мире крейсерский флот, первая начала сооружать крейсера новой формации в более широких масштабах, чем другие страны - участницы договора. В феврале 1924 года английское правительство приняло решение о закладке пяти «вашингтонских» крейсеров, тем самым возглавив новую гонку морских вооружений. В июле-ноябре того же года на английских верфях были заложены договорные крейсера типа Kent (около 10000 тонн, 8x203 мм, 31 уз - в дальнейшем этот тип крейсеров, строившихся тремя сериями до 1930 года и имевших почти идентичные параметры, получил название County - «Графства»: подробнее об этих кораблях смотрите монографию «Тяжелые крейсера типа County», вышедшую двумя частями в 1997 и 1999 годах). Серию предполагалось продолжить закладкой в 1925 году двух крейсеров для Австралии и значительно большего количества их для Королевского флота. С точки зрения руководства разбросанной по всему миру Британской империи самыми ценными качествами этих кораблей являлись огромная для того времени дальность плавания, достигавшая 12-13 тысяч морских миль, а также конструктивная надежность, прекрасная мореходность и хорошие условия обитания экипажей.
Однако в жертву этим качествам были принесены не менее важные для боевого корабля достоинства. Так, горизонтальное бронирование крейсеров составляло всего 35-38 мм, что обеспечивало их защиту от снарядов калибра 152 мм только на дистанциях свыше 10 км, а толщина брони бортов и башен, не превышавшая 25 мм, делала корабли весьма уязвимыми в ближнем бою даже с эсминцами противника. Кроме того, несоответствие артиллерийской мощи броневой защите, свойственное «вашингтонским» крейсерам вообще, оказалось еще и весьма накладным для британской казны: стоимость постройки каждого из них приближалась к двум миллионам фунтов стерлингов, что более чем вдвое превышало стоимость легких крейсеров периода Первой мировой войны. В связи с этим следует заметить, что с момента рождения проекта крейсеров типа County в декабре 1923 года в среде офицеров флота и кораблестроителей имелось немало противников постройки этих кораблей, из-за отсутствия сколько-нибудь надежной защиты вскоре прозванных «картонными крейсерами».
Но вовсе не нападки оппозиционеров стали причиной «адмиралтейского кризиса» 1925 года, приведшего сначала к пересмотру конструктивных решений одного проекта, а затем и к изменению главной концепции британского крейсеростроения. Он возник в связи с поступившей из-за рубежа информацией о строившихся там (или предполагавшихся постройкой) «вашингтонских» крейсерах, значительно превосходивших английские скоростью хода и бронированием. Так, стало известно, что намечавшиеся к закладке в следующем году первые два из восьми утвержденных Конгрессом американских крейсеров (типа Pensacola) при более мощном бронировании (пояс 63-102 мм, палуба 25-44 мм, башни 63 мм) должны развивать скорость 32,5 узла; находившиеся в постройке французские (типа Duquesne - почти такие же «безбронные», как и британские County) - 33,75 узла, а от имевших более сбалансированную бронезащиту японских (типа Myoko - пояс 102 мм, палуба 35-41 мм, башни 25 мм) и итальянских (типа Trento - пояс 70 мм, палуба 20-50 мм, башни 100 мм) 10000-тонников ожидались поистине «космические» скорости - 35,5 и 36 узлов соответственно. По сравнению с ними проектная 31 -узловая скорость строившихся британских кораблей серии Kent была явно недостаточной. Тем более, что ключевым требованием к «вашингтонским» крейсерам являлась именно высокая скорость, позволяющая уйти от сильнейшего противника (от линейных крейсеров, в частности) или догнать более слабого (например, действующие на коммуникациях рейдеры или легкие крейсера). Таким образом, продолжение строительства 10000-тонных крейсеров по первоначальному проекту означало пополнение состава Королевского флота заведомо слабыми кораблями. Но с другой стороны, задержка их постройки до внесения необходимых изменений или до полной переработки проекта могла оказаться значительной и неминуемо приводила бы к срыву всей пятилетней кораблестроительной программы 1924 года и, в итоге, к отставанию Империи в набиравшей обороты гонке морских вооружений.
После непродолжительных обсуждений лорды Адмиралтейства решили диллему в пользу второго пути. Выполнение взлелеянных Первым морским лордом сэром Дэвидом Лонгфилдом Битти (1-st Sea Lord Sir David Longfield Beatty) крейсерских программ было приостановлено и в январе Адмиралтейство даже задержало размещение заказов на постройку двух ранее утвержденных договорных крейсеров для Австралии. Без одобрения Адмиралтейства годовая программа не могла быть в феврале представлена на рассмотрение Кабинета министров. Возможно, возникшая кризисная ситуация стала также одной из причин ухода со своего поста начальника Отдела военного кораблестроения Адмиралтейства (Director of Naval Construction - DNC) и автора оригинального проекта «вашингтонского» крейсера сэра Юстаса Теннисона д'Эйнкурта (Sir Eustace Tennyson d'Eyncourt). Д'Эйнкурт занимал эту должность около двенадцати лет, работал еще со знаменитым адмиралом Фишером и принимал активнейшее участие в проектировании многих из построенных в этот период кораблей, в том числе и не менее знаменитого линейного крейсера Hood. Во всяком случае, задание на подготовку вариантов модернизации проекта 10000-тонного крейсера получал уже новый DNC - сэр Уильям Дж. Берри (Sir William J. Berry), долгое время работавший под началом д'Эйнкурта. Почти полугодовая кропотливая работа Службы начальника Отдела кораблестроения позволила несколько повысить скорость хода проектируемых кораблей и тем самым возобновить их дальнейшее программное строительство, но предложенные ею незначительные изменения проекта отнюдь не решили другой основной проблемы: бронирование британских договорных крейсеров оставалось недостаточным. Это вызвало протест военно-морских кругов Великобритании, нашедший широкую поддержку в прессе и у общественности страны, нарекавшей на дороговизну постройки этих кораблей. В этом отношении положение флота усугублялось еще и тем, что на посту министра финансов тогда находился Уинстон Черчилль, который с первых дней пребывания в этом качестве повел решительное наступление против дорогостоящей кораблестроительной программы. Как образно выразился один из английских историков: «Королевский флот едва пережил шестилетний период пребывания Черчилля на посту министра финансов, понеся значительные потери даже в тех классах боевых кораблей, которые не были ограничены Вашингтонским соглашением. По поводу строительства новых крейсеров, необходимых для замены кораблей, отслуживших свой срок, между Черчиллем и Первым морским лордом сэром Дэвидом Битти происходили настоящие сражения» (В 1918 году, по окончании Великой войны, правительство Великобритании приняло «Десятилетнее правило», предусматривавшее сокращение военного бюджета и передачу его в распоряжение государственного Казначейства. Причиной принятия такого решения являлась наивная уверенность всего послевоенного мира в том, что Первая мировая война была «последней из всех войн» и отныне мир будет достигаться исключительно посредством переговоров. «Десятилетнее правило», действие которого продлевалось в 1928 году, было отменено только в 1932 году. В течение всего этого времени Адмиралтейство находилось в жестком противостоянии с Казначейством, особенно обострившемся в период всемирного экономического кризиса в 1929-1932 годах. Следствием всех этих трудностей стало резкое сокращение морского бюджета, которое продолжалось вплоть до 1932 года, когда он достиг минимального уровня (чуть более 50 миллионов фунтов стерлингов). Адмиралтейство не располагало достаточными денежными средствами, необходимыми для поддержания лидирующего положения Королевского флота Британии в мировой военно-морской политике. Тем самым канул в лету прежде незыблемо соблюдавшийся принцип «стандарта двойного превосходства» (two power standard), гласивший, что на море Британия должна быть сильнее двух следующих по мощи морских держав вместе взятых. И только в 1932 году наметились первые приметы поворота политики в отношении флота.).
Между тем, все попытки проектировщиков усилить бронезащиту «вашингтонских» крейсеров, не нарушая предельные нормы, установленные Вашингтонским соглашением, оставались тщетными. Становилось ясно, что в условиях точного соблюдения договорных лимитов и при наличии специфических требований Британской империи к своим крейсерам, о каком-либо достаточном бронировании этих кораблей не могло быть и речи. Великобритании, экономика которой еще не совсем оправилась от истощения периода Великой войны, было явно не по карману выполнение такой чудовищно дорогой кораблестроительной программы. Однако, с другой стороны, полностью отказаться от постройки «восьмидюймовых» крейсеров англичане, находясь под впечатлением от американских, французских и японских крейсерских программ, также не могли. Дальнейшие ожесточенные дискуссии между сторонниками и противниками строительства «картонных» крейсеров привели к разделению мнений даже среди лордов Адмиралтейства и, в результате найденного затем компромиссного решения, к изменению главной концепции развития крейсерского состава Королевского флота. Согласно новой концепции, крейсера с восьмидюймовой артиллерией подразделялись на две группы. К первой относились корабли с максимально допустимыми договорными характеристиками (находившиеся в постройке County), условно обозначенные как «класс А». Каким быть крейсеру «класса В», еще предстояло решить. Во всяком случае, было ясно, что его проектирование и постройка станут экспериментом, от удачи или неудачи которого будет зависеть дальнейшее развитие крейсерских сил флота Великобритании. Слово было за проектировщиками.
Проектирование крейсера «класса В»
Уже к 1926 году выявилось значительное отставание в выполнении кораблестроительной программы 1924 года. Первый морской лорд адмирал Битти определял нужды Великобритании в крейсерах в 70 единиц к 1929 году. Для достижения запланированного их количества требовался довольно напряженный график строительства. Первую послевоенную крейсерскую программу изложил в Палате общин 21 января 1924 года тогдашний морской министр Леопольд Эмери. Он предложил построить 42 новых крейсера, причем первые восемь кораблей следовало заложить в том же году, такое же их количество в 1925 и 1926 годах, остальные - позднее. Восьмилетняя кораблестроительная программа 1924 года была несколько откорректирована в 1925 году после разделения «восьмидюймовых» крейсеров на классы «А» и «В». Согласно программе 1925 года к 1932-33 годам в состав флота в числе прочих 42 крейсеров должны были войти 16 крейсеров «класса А» и семь крейсеров «класса В».
На момент принятия британским парламентом обеих программ в составе флота находилось 60 крейсеров. Но в 1926 году истекал 15-летний срок службы пяти из них, а к 1931 году службу должны были закончить еще 23 крейсера. К 1926 году на британских верфях были заложены всего семь «восьмидюймовых» крейсеров «класса А» (считая два австралийских крейсера, которые все же заложили в июне 1925 года), четыре крейсера этого класса планировались закладкой в 1926 году и еще столько же - в 1927. Они должны были войти в строй к 1930 году.
Таким образом, разница заложенных и заменяемых крейсеров складывалась явно не в сторону увеличения крейсерских сил флота. Положение усугублялось еще и тем, что в 1931 году заканчивался оговоренный Вашингтонским соглашением перерыв в линкоростроении, что позволяло странам-участницам договора произвести замену линейных кораблей, срок службы которых превысил 20 лет. В связи с этим Адмиралтейство рассчитывало произвести в 1931 году закладку первых двух линкоров нового поколения с тем, чтобы ввести их в строй в 1934 году. Все более обеспокоенное увеличивающимися строительными затратами при ежегодно уменьшавшемся морском бюджете Адмиралтейство, оказавшись перед лицом остро вставшей проблемы экономии средств, стремилось пополнить флот более экономичными кораблями сравнительно малых размеров.
В связи с предстоящим заключением контрактов на постройку новых крейсеров Контроллер флота (Третий морской лорд) контр-адмирал Альфред Э. Монтекьют лорд Чэтфилд (3-rd Sea Lord and Controller of the Navy Sir Alfred Ernie Montacute Chatfield) выдал начальнику Отдела военного кораблестроения два задания. Одно из них - на очередное изменение проекта крейсеров «класса А» — являлось еще одной попыткой достичь недостижимое и содержало единственную новацию: вновь модифицированный проект должен был предусмотреть оснащение кораблей авиационным вооружением. Второе - разработанные Морским штабом «Военные требования», положения которых составляли задание на проектирование нового крейсера с восьмидюймовой артиллерией «класса В». Базируясь на проекте крейсера типа County, «Военные требования» определяли его следующие особенности:
- уменьшение стандартного водоизмещения на полторы-две тысячи тонн;
- вооружение главного калибра из шести восьмидюймовых (203-мм) орудий в двухорудийных башнях; зенитное вооружение из четырех четырехдюймовых (102-мм) орудий в одноствольных палубных установках;
- защита важнейших частей корабля от косвенных попаданий восьмидюймовых и прямых попаданий шестидюймовых (152-мм) снарядов;
- максимальная скорость хода свыше 32 узлов;
- сохранение дальности плавания на уровне показателей крейсеров типа County; оборудование для базирования двух гидросамолетов.
Таким образом была сделана первая попытка отойти от договорного 10000-тонного эталона. Нужно сказать, что это был смелый шаг! Уменьшать водоизмещение кораблей во время «вашингтонской лихорадки», когда не только ведущие морские державы, но и государства с так называемыми «малыми флотами», вроде Испании, стремились максимально использовать допускаемые Вашингтонским соглашением параметры крейсеров, а в воздухе носились идеи, доказывающие необходимость использования только предельного водоизмещения! Так, в 1926 году в La Revue Maritime была опубликована статья французского корабельного инженера Ракло (Raclot) «Предпочтительное водоизмещение для крейсеров», в которой автор, приняв в качестве решающего аргумента скорость хода, излагал свою теорию, доказывая выгоду постройки крейсеров максимального водоизмещения. Забегая вперед, можно заметить, что эта тенденция к гигантизму не исчезла и после того, как сошла на нет пресловутая «вашингтонская лихорадка». В 30-е годы она была перенесена на легкие крейсера. Взять хотя бы доклад «О выгодах использования максимально допустимого водоизмещения» Ружерона (С. Rougeron), главного инженера морского департамента Франции, сделанный им на итоговой конференции «Ассоциации морской и воздухоплавательной техники» (Association Technique Maritime et Aeronautique) в 1934 году. В нем, кстати сказать, в качестве примера приводились крейсера типа York: «Крейсера типа Kent стандартного водоизмещения 10000 тонн имеют восемь 20,3-см орудий, крейсера же типа York - шесть орудий того же калибра. Скорость хода, толщина брони и калибр артиллерии приблизительно одинаковы. Разница в числе орудий. Отнеся водоизмещение к числу башен, получаем, что на каждую башню York приходится 2800 тонн водоизмещения. Принимая то же значение для трех башен типа Kent, видим, что четвертая его башня потребовала всего 1600 тонн. Такая же разница существует и между японскими крейсерами Kinugasa водоизмещением 7100 тонн при шести 20,3-см и Nachi в 10000 тонн при десяти 20,3-см орудиях.» Убедительно, не так ли?
Однако англичане к решению уменьшить водоизмещение своих крейсеров тоже пришли не вдруг. Ему предшествовала многомесячная работа проектировщиков Адмиралтейства, пытавшихся улучшить проектные характеристики «вашингтонских» кораблей, оставаясь в рамках договорных ограничений. Весь этот «сизифов труд» выливался в безрезультатный бег по замкнутому кругу в поисках выхода из тупика, изначально созданного самими Вашингтонскими договоренностями. Именно в них искусственно закладывалось противоречие между максимально допустимым водоизмещением в 10000 тонн и 203-мм главным артиллерийским калибром. Восемь таких орудий в сочетании с энергетической установкой, обеспечивавшей скорость хода не менее 32 узлов, начисто «съедали» водоизмещение, практически ничего не оставляя для сколько-нибудь значительного бронирования. Еще автор оригинального проекта английского договорного крейсера (типа County) DNC д'Эйнкурт прекрасно понимал всю нежелательность применения на корабле такого размера такой слабой защиты, но только таким способом можно было достичь заложенных первоначальным заданием проектных характеристик. Усилить бронезащиту позволило бы только увеличение водоизмещения. Но оно устанавливалось Вашингтонским договором, инициированным самими же англичанами, и, значит, сделать это можно было, только сокрыв истинное значение водоизмещения строившихся крейсеров, то есть в нарушение договора. Этим грешили все участники соглашения, но только не англичане, связанные к тому же куцым морским бюджетом и политикой повальной экономии на флоте, а рост водоизмещения крейсеров вел к еще большему их удорожанию. Выход из тупика был найден в 30-х годах отказом от восьмидюймового калибра главной артиллерии и переориентацией на постройку легких крейсеров для британского флота. Но тогда, в середине 20-х годов, вопрос об уменьшении калибра не ставился и в попытке дать флоту корабль с более сбалансированной защитой, а также, в немалой степени, в угоду правительству и общественности страны, требовавших сокращения средств на кораблестроительные программы, Адмиралтейство вынужденно пошло на снижение водоизмещения. В пределах отведенного заданием тоннажа (8000-8500 тонн) крейсер по своим боевым и тактическим характеристикам не мог даже сравниться с более крупными договорными единицами зарубежных флотов. Так политика экономии бюджетных средств за счет урезания расходов на флот открыла дорогу проектированию корабля уменьшенных размеров, имеющего достаточно ограниченную боевую ценность.
Работы по проектированию крейсеров обоих классов велись параллельно. Вариант корабля с сокращенным количеством башен ГК и оснащенным бортовой авиацией, самолетным ангаром и катапультой рассматривался еще на ранней стадии проектирования крейсеров типа County (в 1923 году, проект «Y»), так что наработки в этом плане уже имелись. Задача облегчалась еще и тем, что и оригинальный проект 1923 года и первый модифицированный проект 1925 года выполнялся этим же коллективом проектировщиков. К тому же, требование сохранения скоростных характеристик и тот факт, что главные механизмы и вооружение новых кораблей оставались такими же, избавляло от необходимости существенной переработки проекта крейсера-прототипа.
Поэтому первые проработки проекта крейсера «класса В» были внесены на рассмотрение Совета Адмиралтейства уже в начале 1926 года. По окончании проектирования и пересмотра некоторых проектных решений проект был утвержден Советом в том же году почти одновременно с проектом крейсера третьей серии County. Автором обоих проектов являлся DNC сэр Уильям Берри.
Как и предусматривалось заданием, из соображений экономии 1600 тонн водоизмещения пожертвовали двумя восьмидюймовыми орудиями, в результате чего корабль, естественно, получился слабее 10000-тонных крейсеров по боевой мощи. Он полностью сохранял архитектуру прототипа, но в отличие от него имел меньшие размерения и корпус с полубачной конструкцией вместо гладкопалубного. Уменьшенное водоизмещение позволяло сохранить запас топлива на уровне около 2000 тонн, что при неизменной мощности машин обеспечивало дальность плавания 10000 морских миль 11-14 узловым ходом. Кроме того, ожидался некоторый прирост максимальной скорости (на 0,25 уз).
Что же касается основной поставленной перед проектировщиками задачи - усиления броневой защиты - запаса водоизмещения хватило лишь на установку броневого пояса, прикрывавшего машинно-котельные отделения, и некоторое утолщение бронепалубы. В остальном бронирование нового корабля повторяло систему защиты County.
По проекту крейсер оснащался двумя гидросамолетами. С целью экономии веса от устройства авиационных ангаров отказались, поэтому бортовые гидросамолеты должны были размещаться на катапультах. Для их обслуживания предусматривалась установка самолетных кранов.
И, наконец, ожидаемая экономия от постройки крейсеров «класса В» должна была составить полмиллиона фунтов стерлингов.
Корабль нового типа не являлся «вашингтонским», поскольку имел меньшее водоизмещение и был слабее вооружен, чем типичные представители этого класса, строившиеся тогда повсеместно по максимальным договорным стандартам. Однако возникшие первоначально трудности с классификацией нового типа крейсеров разрешились еще до вступления первого из них в строй: согласно классификации Лондонской конференции 1930 года этот тип также был отнесен к классу тяжелых крейсеров.
Одобрив экспериментальный проект крейсера, Адмиралтейство, тем не менее, отнеслось к его воплощению с большой осторожностью. Согласно первоначальной программе строительства флота на 1926-27 годы к постройке назначались еще четыре единицы типа County, но в результате принятия компромиссного варианта кораблестроительной программы последнюю серию County составили всего два крейсера - Norfolk и Dorsetshire, a вместо второй пары 10000-тонных крейсеров было решено построить «в порядке эксперимента» только один крейсер «класса В» с уменьшенным водоизмещением. Прототип получил название York.
Последний тяжелый крейсер Британской империи
Крейсер York, по мнению кораблестроителей и моряков, должен был получиться очень удачным благодаря хорошо проработанному и сбалансированному проекту. Кроме того, в процессе постройки выявилась немалая «экономия» веса, поэтому его конструкция являлась перспективной для внедрения различного рода усовершенствований и нововведений.
После закладки головного корабля серии, которую согласно кораблестроительной программе 1925 года должны были составить семь единиц. Адмиралтейство планировало второй корабль этого типа начать постройкой 15 марта 1928 года на верфи в Девонпорте, третий и четвертый заложить в 1929 году, и еще две единицы были включены в программу 1929-1930 годов. Однако из-за ограниченности морского бюджета и охватившего вскоре страны Запада экономического кризиса постройка крейсеров «класса В» из года в год откладывалась, оппоненты добивались сокращения их количества в пятилетней программе, а в Адмиралтействе тем временем зрели новые стратегические планы.
Одновременно с проектированием крейсеров уменьшенного водоизмещения технические службы Адмиралтейства занялись разработкой эрзац-линкоров и в начале 1927 года представили спецификации и проектные эскизы линкора со сниженным до 28000 тонн водоизмещением и главным калибром артиллерии 356 мм. Однако строить в широких масштабах такие «малотоннажные» линкоры и крейсера, не заручившись предварительно международным соглашением об ограничении их размеров, было бы непростительной ошибкой. Адмиралтейство не могло пойти на это, опасаясь, что корабли других стран окажутся крупнее и сильнее английских. В этом плане Великобритания рассчитывала уменьшить финансовое бремя своих кораблестроительных программ введением на ближайшей разоруженческой конференции количественных ограничений для крейсеров с восьмидюймовой артиллерией, подобно тому, как это было сделано в 1922 году в Вашингтоне в отношении линкоров, а затем добиться еще более низких пределов водоизмещения для обоих классов кораблей.
Возможность объявить о своих предложениях англичане получили в марте 1927 года, когда президент Соединенных Штатов Келвин Кулидж пригласил страны-участницы Вашингтонского договора на очередную конференцию по разоружению. Конференция проходила летом в Женеве при неполном кворуме: присутствовали делегации только трех стран - Италия и Франция отказались от участия в совещании. Цели японской делегации также оказались весьма туманны - официальный Токио настаивал на равенстве японского флота флотам Британии и США.
Но главные баталии разгорелись между английской н американской сторонами. После окончания Первой мировой войны Соединенные Штаты рассматривались Великобританией как наиболее вероятный противник в возможном конфликте. Вашингтонская морская конференция 1922 года способствовала улучшению отношений между этими странами, но не прекратила военно-морское соперничество между ними. Отношения между двумя державами в середине 20-х годов омрачались не только манипуляциями с линейными кораблями, когда в результате модернизации линкор превращался в практически новый корабль, обладавший совершенно другими тактико-техническими характеристиками, кардинально отличавшимися от первоначальных. Соединенные Штаты считали себя обманутыми на конференции в Вашингтоне, имея в виду уступку англичанам в вопросе о требуемых империи крейсерских силах. Начиная с 1926 года в правительственных и военно-морских кругах США началась кампания за распространение количественных ограничений на все классы боевых кораблей. При этом особое значение для Вашингтона приобретал вопрос о паритете с Британией по классу крейсеров, чего англичане, естественно, допустить никак не могли. Именно нежелание делегаций обеих стран поступиться своими требованиями и прислушаться к предложениям противной стороны и завело Женевскую конференцию в тупик. Предложение Великобритании ограничить водоизмещение линкоров (28500 тоннами при максимальном калибре главной артиллерии 343 мм) и авианосцев (до 25000 тонн) было встречено довольно холодно, особенно со стороны Соединенных Штатов. Английская сторона также считала целесообразным подразделить крейсера на две категории: тяжелые, водоизмещением 7500-10000 тонн с калибром главной артиллерии до 203 мм; и легкие, с артиллерией не более 152 мм и водоизмещением до 7500 тонн. По тяжелым крейсерам англичане соглашались установить соотношение между британским, американским и японским флотами как 5:3:3, а легкие предлагали вообще не ограничивать. Однако все эти предложения натыкались на требование США паритета с Британией по крейсерам, что было неприемлемо для последней. В результате на конференции не было достигнуто вообще никаких ограничительных договоренностей.
Не добившись желаемых результатов в Женеве, англичане, тем не менее, не теряли надежду достичь их в будущем. И козырной картой в достижении этих целей должны были стать крейсера типа York. Великобритания заручилась этим козырем еще до Женевы, заложив головной корабль в самом преддверии конференции в мае (апреле - здесь и далее в скобках приведены данные, которые разнятся в различных источниках) 1927 года. Но в Женеве эта карта не сыграла, поскольку вопрос о снижении договорного водоизмещения «восьмидюймовых» крейсеров серьезно не рассматривался, в основном, из-за неприемлемой позиции Соединенных Штатов. Но, как было сказано выше, англичане не теряли присутствия духа и даже решились продлить свой «козырный ряд» (Британский технический еженедельник The Engineer в номере от 6 января 1928 года по этому поводу сообщал: «После закладки 13 кораблей самого тяжелого типа правительство решило приостановить строительство таких крейсеров в надежде, что это будет способствовать новому международному соглашению по ограничению морских вооружений. Крейсер «класса В» York начат постройкой в 1927 году... , второй корабль этого типа будет заложен 15 марта в Девонпорте».). В связи с этим в начале 1928 года было принято решение о постройке второго крейсера этого типа. Причем выданное Третьим морским лордом Р.Р.Ч. Бэкхаузом (3-rd Sea Lord of the Navy Sir Roger Roland Charles Backhouse) Отделу военного кораблестроения Адмиралтейства задание на модификацию существующего проекта крейсера «класса В» свидетельствовало, что время экспериментов для Королевского флота еще не прошло.
Согласно нового проекта, «отцом» которого также являлся DNC У.Берри, это был такой же трехтрубный крейсер, как и York, в конструкцию которого, как с целью дальнейшего удешевления, так и «для улучшения внешнего вида», был внесен ряд дальнейших упрощений. Вместе с тем имелись и более значительные новации. В новом проекте были внедрены несколько новых решений, которые впоследствии с успехом использовались на последующих типах британских крейсеров. Например, впервые примененная на крейсере надстройка башенного типа и дальнейшее снижение высоты борта в корме.
Вопреки прогнозу еженедельника The Engineer новый корабль был заложен не в марте, а в августе 1928 года, спустя две недели после спуска на воду крейсера York. Во время достроечных работ в рабочие чертежи крейсера, получившего название Exeter, неоднократно вносились различные изменения и упрощения, находившие применение и на достраивавшемся головном крейсере, что также не способствовало скорейшему завершению работ на обоих кораблях.
Отношение к крейсерам с уменьшенным водоизмещением было неоднозначным как на флоте и близких к нему кругах, так и в прессе. Моряки вполне доверяли мнению популярного во флоте адмирала лорда Четфилда, утверждавшего, что кораблю любого зарубежного военно-морского флота, встретившемуся с крейсером типа York, придется бороться с ним до конца, и ожидали получить крепко скроенные быстроходные крейсера. Оппозиция неустанно твердила о слабости вооружения «йорков» сравнительно с таковым на «истинных вашингтонских» крейсерах (Особенно показательны в этом плане репортажи уже неоднократно цитировавшегося здесь еженедельника The Engineer. Тональность отзывов об этих кораблях с годами менялась в самом широком спектре: от восхищенно-радостных и озабоченно-практичных до откровенно критических. Предлагаемые ниже цитаты также дают представление о кораблестроительной политике Великобритании в конце 20-х-начале 30-х годов и американо-британском военно-морском соперничестве того периода.
The Engineer от 4 января 1929 года: «HMS York... - первый корабль переходного типа в классе крейсеров в конечном итоге может стать тем стандартом, в котором так нуждается британский флот... Поражают огромные успехи, сделанные в области проектирования крейсеров за последние 12 лет, с момента разработки проекта кораблей типа Hawkins...»
The Engineer от 3 января 1930 года: «HMS Exeter, спущенный на воду 18 июля 1929 года, и HMS York, спуск которого состоялся 12 месяцами ранее, представляют собой модификацию заканчивающихся ныне постройкой крейсеров типа County, но более подходят для новых разоруженческих условий, которые, вероятно, вскоре появятся... Хотя эти корабли значительно легче, чем County, тем не менее, они имеют такую же двигательную установку и проектная скорость последних (32,25 уз), несомненно, будет превзойдена...»
The Engineer, январь 1931 года: «HMS York, первый крейсер «класса В», вошел в строй в прошлом, 1930 году, после весьма успешных испытаний. Он стал заметным отклонением от договорных условий и архитектурных канонов 10000-тонных крейсеров, установившихся после Вашингтонской конференции. Водоизмещение уменьшено до 8400 т, количество восьмидюймовых орудий до шести, стоимость корабля снизилась с 2 млн. до 1,6 млн. фунтов стерлингов. Установлена двигательная установка с такой же, как у County, мощностью 80000 л.с., однако ожидаемого в связи с уменьшением размерений и водоизмещения увеличения скорости не произошло. ...Этот проект замечателен во всех отношениях и мы могли бы, даже невзирая на ограничения, построить много больше крейсеров «класса В», которые как нельзя лучше подходят и для службы в составе флота, и для несения патрульной службы на коммуникациях. ...Прекращается строительство тяжелых крейсеров, и после укомплектации крейсера Exeter, которая ныне ведется в Девонпорте, у нас не будет в постройке ни одного корабля водоизмещением свыше 6500 т. Если пятилетняя кораблестроительная программа, принятая парламентом, будет выполнена полностью, через год-два Британская империя будет располагать шестнадцатью 10000-тонными и семью 8400-тонными крейсерами, вооруженными восьмидюймовой артиллерией. Но на сегодняшний день мы имеем только тринадцать 10000-тонных и два 8400-тонных крейсера, вооруженных 116 восьмидюймовыми орудиями. В то же время кораблестроительная программа США предусматривает постройку 18 10000-тонных крейсеров, вооруженных 164 восьмидюймовыми орудиями. Разница по тоннажу тяжелых крейсеров и их огневой мощи в двух флотах весьма заметна и ее очень трудно примирить с принципами «паритета».»
The Engineer от 1 января 1932 года: «Крейсер Exeter - единственный корабль большого водоизмещения, который был укомплектован в течение 1931 года. Несмотря на мелкие отличия, он является репликой вошедшего в строй годом раньше крейсера York. Бесспорно, это весьма нужный корабль, но проект, по которому он строился, начисто лишен воображения и малоинтересен. ...Комплектацией крейсера Exeter мы исчерпали нашу квоту по восьмидюймовым крейсерам до 1936 года. Однако договора договорами, но плохо, если мы ограничимся тиражированием каждого типа крейсеров, независимо, County это, либо York. Разве только обстановка вынудит нас сделать это».). Правительство и Адмиралтейство в ожидании грядущих политических выгод вполне удовлетворялись их меньшей стоимостью. Кроме того, в Адмиралтействе постепенно укреплялись в намерении восстановить тип легкого крейсера периода Первой мировой войны, который, в основном, удержал господство на океанских коммуникациях Британской империи. К тому же, Великобритании, при неизменной величине капиталовложений на реализацию своих кораблестроительных программ, было выгоднее охранять коммуникации большим количеством легких крейсеров, чем выделять для охраны судоходства более крупные, избыточно мощные и дорогостоящие единицы флота. Во всяком случае, термин «крейсера переходного типа», которым часто обозначались «йорки», с 1929 года начал приобретать двоякое значение.
Тем не менее, родословная крейсеров типа York едва не получила своего продолжения. В 1928 году начальник Отдела военного кораблестроения сэр Уильям Берри представил на рассмотрение Совета Адмиралтейства проект 10000-тонного крейсера с восьмидюймовой артиллерией, представлявшего собой четырехбашенный вариант крейсера Exeter с более протяженным полубаком, простиравшимся до башни «X». На новом «вашингтонском» крейсере предполагалось осуществить дальнейшее усиление бронирования, слабостью которого отличались крейсера типа County. И эту попытку нельзя назвать безуспешной. Ценой снижения скорости до 30 узлов погреба боезапаса получили солидную защиту из 133,5-75-мм плит, а бортовой бронепояс, как и на «йорках», прикрывавший машинно-котельные отделения, стал 140-мм. Проект получил одобрение Совета и вскоре был утвержден. Согласно скорректированной кораблестроительной программе 1928-1929 годов предполагалось построить три единицы этого типа, которые должны были составить IV серию крейсеров типа County и войти в строй к маю 1932 года. Однако 23 августа 1929 года (по другим данным, в июле), в связи с ожиданием результатов предстоящей в январе 193 0 года очередной конференции по сокращению морских вооружений, были приостановлены подготовительные работы к закладке головного крейсера серии Surrey (на Портсмутской верфи) и второго корабля этого типа - Northumberland (в Девонпорте). 14 января 1930 года заказ на постройку кораблей IV серии был аннулирован. Лондонская конференция 1930 года, установившая лимиты общего водоизмещения по классу тяжелых крейсеров для каждой страны-участницы конференции, положила конец склокам и спекуляциям вокруг крейсеров с восьмидюймовой артиллерией в британском флоте. Постройкой двух крейсеров типа York Великобритания исчерпала установленный для нее предел общего водоизмещения по тяжелым крейсерам и могла теперь строить только легкие единицы этого класса.