HMS York
Официальный заказ на постройку первого крейсера с восьмидюймовой артиллерией «класса В» (с 1930 года - тяжелый крейсер) был выдан Адмиралтейством известной английской кораблестроительной фирме Palmers Shipbuilding & Iron Co., Ltd в Ярроу и Хебберне-он-Тайн в самом начале 1927 года. Закладка корабля состоялась 16 мая (апреля) того же года на верфи в Хебберне. Стапельный период затянулся на 14 месяцев и, наконец, 17 июля 1928 года крейсер был спущен на воду. Перед спуском, как водится, состоялась церемония крещения, во время которой крестная мать корабля, герцогиня Йоркская, разбивая бутылку шампанского о форштевень крейсера, торжественно произнесла традиционное: «Нарекаю тебя «Йорком»!»
Практически это корабельное название появилось одновременно с рождением Королевского флота Великобритании. Royal Navy - так назвал свой флот английский король Чарльз II после реставрации Стюартов в Англии в 1660 году и тогда же один из новых линейных кораблей был назван в честь Лорда-Адмирала (Lord High Admiral - Лорд Высший Адмирал, командующий флотом) Джеймса, герцога Йоркского (Джеймс Стюарт (14.10.1633 — 5.9. 1701) - второй сын английского короля Чарльза I , брат и наследник короля Чарльза II, герцог Йорк с 1634 года, в 1685 — 88 годах английский король Джекоб II, последний из династии Стюартов. Вернувшись в 1660 году в Англию из изгнания, командовал английским флотом в войнах с Голландией. Морские сражения той эпохи не знали четких построений противоборствующих флотов. Корабли противников сбивались в общую кучу, единое руководство флотом становилось невозможным и бой зачастую сводился к сумме поединков между отдельными кораблями. Поэтому принц Джеймс придавал огромное значение сохранению в бою строя кордебаталии, уделяя особое внимание развитию и неукоснительному выполнению командирами кораблей положений «Боевых инструкций Королевского флота» (предтечи военно-морского устава), являвшихся официальным предписанием использовать линейную тактику. Для реализации потенциальных возможностей нового строя требовалось упорядочить корабельный состав флота, ввести некий стандарт, который исключил бы возможность появления в боевом строю заведомо слабых кораблей. И Лорд-Адмирал проводит через парламент решение о постройке первых специально спроектированных линейных кораблей, тем самым закладывая основы будущей стандартизации в кораблестроении.
Проявив себя неплохим теоретиком и администратором, герцог Йорк, тем не менее, не блистал ни флотоводческими талантами, ни мудростью монарха. В 1665 году в бою у Лоустофта он хотя и нанес тяжелое поражение почти равному по силам голландскому флоту адмирала ван Опдам, но не сумел организовать преследование отходящего противника и был смещен с поста командующего. Вновь стал Лордом-Адмиралом в начале Третьей англо-голландской войны (1672-1674) - и английский флот постигли сокрушительные разгромы, учиненные адмиралом де Рюйтером в бухте Солебей (1672) и в сражении при Текселе (1673). В 1685 году наследовал своему бездетному брату, приняв тронное имя Джекоба II. Его политика, направленная на восстановление абсолютной монархии и укрепление позиций католической церкви, привела к консолидации всех оппозиционных сил в стране, пригласивших занять английский престол королевского зятя, штатгальтера Голландии Вильгельма, принца Оранского. После высадки последнего в Англии, в декабре 1688 года Джекоб бежал во Францию. В 1689 парламент объявил его лишенным короны и возвел на престол принца Оранского. После нескольких неудачных попыток вернуть английский престол Джекоб провел остаток жизни в изгнании.). Наш крейсер стал девятым кораблем Королевского флота Великобритании, носившим это имя, и получил тактический номер (pennant number) 90.
На продолжительность достроечных работ в большой степени повлияли многочисленные изменения и дополнения, вносимые в первоначальный проект. Тем не менее, весной 1930 года крейсер с успехом прошел необходимые заводские испытания и затем прибыл для проведения государственных приемочных испытаний на военно-морскую базу в Четеме. Здесь же, в Четеме, York был введен в состав флота 1 мая 1930 года, получив назначение во 2-ю эскадру крейсеров Атлантического флота (Atlantic Fleet), базировавшуюся на Инвергордон (Северная Шотландия). Таким образом, постройка крейсера «класса В» длилась столько же, сколько строился полноценный «вашингтонский» крейсер, а стоимость его была почти на четверть меньше - 1600000 ф. ст.
16 мая крейсер вышел из Четема и по пути к месту службы посетил ряд портов восточного побережья Англии и Шотландии. До конца года York в составе 2-й эскадры принял участие в осенних маневрах Атлантического флота, проходивших по обыкновению в северных водах метрополии, а также в итоговых ночных и дневных артиллерийских стрельбах.
Кампания 1931 года началась большими весенними маневрами флота, проходившими с 14 по 18 марта, по окончании которых крейсер прошел профилактический ремонт и освидетельствование. На крейсере была проведена доукомплектация - установлено авиационное оборудование и гидросамолет Fairey IIIF. Летом 2-я крейсерская эскадра, к которой присоединился и вступивший в строй в конце июля крейсер Exeter, находясь в отдельном плавании, посещала, главным образом, северные английские порты.
14 сентября должны были начаться традиционные осенние маневры Атлантического флота. Однако по сигналу с тяжелого крейсера Norfolk экипажи четырех линкоров, двух линейных и двух тяжелых крейсеров из состава большого флотского соединения, стоявшего на рейде Инвергордона, отказались выйти в море. Так начался знаменитый «Инвергордонский мятеж» - выступление моряков Атлантического флота, вызванное попыткой правительства снизить жалование. Всемирный экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1932 годах, болезненно отразился на и без того куцем морском бюджете Великобритании. В 1931 году ассигнования на флот снизились до 51679560 ф. ст., но как оказалось позднее, и это не стало пределом: в следующем году была зафиксирована рекордно низкая сумма годового морского бюджета - 50476300 ф. ст. Попутно проводилось сокращение количественного состава флота. Например, в 1931 году в составе Королевского флота числилось 95000 моряков, годом позднее - уже 91410. Однако вознамерившись снизить морякам жалование (причем снизить существенно - сразу на четверть, особенно это касалось пришедших служить на флот добровольно и сверхсрочнослужащих), правительство Р. Мак-Доналда неожиданно натолкнулось на сопротивление, вылившееся в забастовки на боевых кораблях и личного состава военно-морских баз. Наиболее организованным стало выступление моряков в Инвергордоне. Как и везде, здесь забастовка также протекала спокойно, без эксцессов и конфликтов, и прекратилась уже на следующий день, 15 сентября, после того, как главное требование бастующих - сохранение заработка на прежнем уровне - было удовлетворено. Отличавшийся высокой дисциплинированностью экипаж крейсера York участия в выступлении не принял, оставшись пассивными наблюдателями происходящего.
В январе-марте 1932 года York совместно с частью кораблей 2-й эскадры совершил поход в Вест-Индию. По возвращении принял участие в весенних маневрах Флота Метрополии (Home Fleet — так с марта 1932 года начал именоваться бывший Атлантический флот), после чего прошел очередной профилактический ремонт и участвовал в параде флота в проливе Веймут. Остаток года и половина следующего прошли в учебных походах, смотрах и представительских визитах, совершенных совместно с остальными кораблями 2-й эскадры - тяжелыми крейсерами Norfolk, Dorsetshire и Exeter.
Летом 1933 года прежний состав 2-й эскадры расформировали, ее корабли получили назначения, в основном, в дальние заморские станции. York и Exeter были определены в 8-ю эскадру крейсеров из состава Американо-Вест-индской военно-морской станции (America & West-Indies Station), базировавшейся на Бермуды. В октябре York прибыл на верфь, где в течение месяца на нем наряду с текущим ремонтом провели и незначительные по объему модернизационные работы по корпусу и вооружению. Крейсеру предстояли дальние океанские плавания и для улучшения мореходности был удлинен бак корабля. Постоянно дававшую сбои из-за технических неполадок экспериментальную складывающуюся катапульту заменили другой, скользящего типа. На небольших платформах по бокам носовой надстройки вместо прежних одноствольных «пом-помов» установили недавно принятые на вооружение четырехствольные пулеметные установки Vickers MkIII/MkI. Кроме того, произошли изменения в составе приборов управления зенитным огнем. По окончании ремонтно-модернизационных работ и проведения послеремонтных испытаний York в конце года прибыл на Бермуды и вошел в состав 8-й эскадры крейсеров, флагманским кораблем которой являлся тяжелый крейсер Norfolk.
Главным назначением Американо-Вест-Индской станции являлась представительская деятельность и «показ флага» во время частых визитов в различные порты стран региона. Командование станции и командиры кораблей должны были устанавливать и поддерживать дружеские связи с влиятельными лицами этих стран, а ее корабли -демонстрировать мощь Великобритании и поддерживать престиж «владычицы морей». В мирный период Американо-Вест-Индская станция являлась важнейшим инструментом британской политики в этом регионе. В связи с дипломатической направленностью деятельности станции, в ее состав направлялись корабли новейшей постройки, с образцовым несением службы дисциплинированным экипажем и тщательно подобранными для этой миссии офицерами. В этом смысле показательно, что в 8-ю эскадру были направлены оба крейсера типа York.
Для экипажа крейсера началась напряженная служба, заполненная дальними походами и дипломатическими мероприятиями настолько плотно, что за время более чем девятилетнего пребывания в составе 8-й эскадры York ни разу не ходил в метрополию и, возможно, лишь однажды кратковременно оставлял этот регион в связи с обострением ситуации в Средиземноморье в 1935-1936 годах (так называемый «Абиссинский кризис»), хотя на этот счет точных данных нет. Незначительные по объему ремонты крейсер проходил на региональных верфях, как это было, например, в марте 1938 года, когда York прошел такой ремонт на верфи военно-морской базы флота США в Вашингтоне. Это свидетельствует о прекрасном техническом состоянии корабля, не имевшего за столь длительный период значительных поломок или неполадок в механизмах или вооружении, а также объясняет факт, почему крейсера этого типа вступили в войну практически немодернизированными и с устаревшим вооружением. За время службы в составе 8-й эскадры крейсеру York неоднократно приходилось исполнять функции отсутствовавших флагманских кораблей эскадры: например, во время круиза тяжелого крейсера Norfolk по портам Атлантического побережья Латинской Америки в 1934 году или в связи с походом тяжелого крейсера Berwick в метрополию в 1939 году.
С началом войны 8-я крейсерская эскадра в составе двух тяжелых крейсеров (Berwick, York) и двух легких (Orion и австралийский Perth) в подчинении командующего Американо-Вест-Индской станцией вице-адмирала С. Мейрика базировалась на Галифакс, Новая Шотландия. Её оперативной зоной являлся обширный район Северной Атлантики и Карибский бассейн, а первой боевой задачей стала проводка океанских конвоев на маршруте между Галифаксом и Британией. Первые трансатлантические конвои были сформированы уже к середине сентября, и быстрота с которой принимались меры к организованной защите судоходства, объясняется наличием тщательно проработанных довоенных планов. 15 сентября из Кингстона на Ямайке вышел конвой KJF.1. На следующий день отправился конвой из 18 судов НХ.1 из Галифакса, его противолодочный эскорт составили канадские эсминцы St.Laurent и Saguenay. 17 сентября конвой HXF.1 эскортировал эсминец Fraser. Океанское охранение всех этих конвоев осуществляли тяжелые крейсера Berwick и York. При этом следует заметить, что эсминцы канадских ВМС, ввиду малого количества этих кораблей и, в связи с этим, необходимости их постоянного присутствия в канадских водах, сопровождали конвои лишь первые 300-400 миль пути и уходили, оставляя суда на попечении крейсеров океанского эскорта.
В начале октября 1939 года из этих же двух тяжелых крейсеров была сформирована Force F, одна из восьми поисковых групп, созданных с целью перехвата рассеявшихся с началом войны по всем океанам немецких судов, вышедших в плавание еще до 1 сентября и теперь пытавшихся прорваться через морскую блокаду в Германию. Однако главным назначением этих групп являлся поиск германских кораблей-рейдеров, еще до начала войны направленных в Атлантику для борьбы с судоходством союзников. На атлантических коммуникациях тогда находились два «карманных» линкора - Admiral Graf Spee и Deutschland. Корабли Force F в качестве поисковой группы почти не использовались, поскольку в тот момент, когда действовавший в Северной Атлантике Deutschland обнаружил свое присутствие потоплением двух судов и задержанием в качестве приза третьего (5 и 14 октября были потоплены, соответственно, английский и норвежский пароходы Stonegate (5044 брт) и Lorentz W. Hahsen (1918 брт), а на захваченном 9 октября американском City of Flint (4963 брт) поднят германский флаг и он с немецким экипажем ушел в Германию), британские крейсера вновь были задействованы для охранения конвоев, следовавших из Галифакса. К тому же рейд Deutschland не задался с самого начала и, ограничившись столь незначительными результатами, «карманный» линкор уже 15 ноября вернулся на базу. Второй рейдер, Admiral Graf Spee, был взорван собственным экипажем после боя в устье реки Ла-Плата, героем которого стал крейсер Exeter. Таким образом, поисковая операция, направленная против германских надводных рейдеров, несмотря на задействованные в ней значительные силы британского и французского флотов, имела лишь половинчатый успех. Эффективность совместных действий, предпринятых Royal Navy и Marine Nationale, несомненно, была бы значительно выше при более широком использовании для поиска и нанесения удара палубной авиации. Однако неверие британских «линкорных» адмиралов в боевые возможности самолетов было типичным явлением для начального периода войны.
Конец 1939 года и первые месяцы 1940 года прошли для крейсера в однообразии конвойной службы в Северной Атлантике. Некоторое оживление внесло участие в операции по перехвату шести немецких торговых судов, прорывавшихся в Германию из испанского порта Виго. Операция проводилась силами Флота Метрополии (Home Fleet), Северного патруля (Northern Patrol), командования Западных Подходов (Western Approaches Command), французского Западного флота и Американо-Вест-Индской эскадры. Общее руководство операцией осуществлял командующий силами Западных Подходов адмирал Д. Нэсмит. В результате действий союзных флотов лишь одно судно смогло прорваться в Киль, одно погибло на скалах Норвегии, а четыре были захвачены. Крейсер York отличился на последнем этапе операции, перехватив 3 марта в Датском проливе пароход Arucas (3359 брт), который затем был препровожден в ближайший британский порт.
В следующем месяце крейсер получил назначение в 1-ю крейсерскую эскадру из состава Флота Метрополии, готовившуюся к проведению операции по переброске войск в Норвегию. В предвидении немецкого вторжения в эту страну и для окончательного блокирования контрабандного пути через её нейтральные воды Адмиралтейством была разработана операция по постановке минных заграждений в норвежских территориальных водах (операция Wilfred). Поскольку ожидалось, что противник попытается захватить порты Норвегии с целью нейтрализации минных постановок, дополнительным оперативным планом R4 предусматривалась высадка десанта в Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике немедленно после обнаружения намерений противника вторгнуться на норвежскую территорию. В связи с этим для транспортировки и прикрытия десанта были выделены две корабельные группы. Одна из них - тяжелые крейсера 1 -и эскадры вице-адмирала Дж. Ч. Д. Каннингхэма (флагманский Devonshire, Berwick и York) и легкий крейсер Glasgow - 7 апреля в Розайте спешно приняла на борт десантные подразделения, предназначенные для захвата Ставангера и Бергена. Вторая десантная группа сосредоточилась на Клайде и состояла из транспортов с войсками и кораблей охранения. Обе корабельные группы должны были действовать в соответствии с оперативным планом R4 только в случае получения не вызывающей сомнения информации о намерении противника нарушить границы Норвегии.
Таким образом, инициатива с самого начала была предоставлена противнику, который не преминул ей воспользоваться и молниеносно реализовал свои планы оккупации Норвегии и Дании. Ключевые порты Норвегии были захвачены немецкими войсками в ночь с 8 на 9 апреля в ходе операции «Учения на Везере» (Weserubung). Сведения о необычной активности германского флота начали поступать еще 6 апреля, что и вызвало спешную погрузку десанта на корабли в Розайте и на Клайде. Но уже на следующий день в Адмиралтействе, растерявшемся от потока сообщений с кораблей и из норвежских портов, решили, что в сложившийся ситуации проведение операции по плану R4 уже не имеет смысла. Вместо этого был отдан приказ всем кораблям идти на соединение с командующим Флотом Метрополии адмиралом Ч. Форбсом, который вечером 7 апреля с частью своих сил вышел из Скапа-Флоу к норвежским берегам в надежде перехватить силы вторжения противника. Приказ о выгрузке десанта с кораблей 1 -и эскадры крейсеров и о её немедленном выходе в море был отдан начальником штаба флота поздно вечером 7 апреля и передан вице-адмиралу Каннингхэму рано утром 8 апреля по телефону через командующего военно-морским округом Розайта. Тем самым изменение раннее намеченных планов лишило англичан возможности немедленной доставки войск в подвергшиеся нападению норвежские порты.
Во второй половине дня 8 апреля, сразу после окончания выгрузки десанта с кораблей, Каннингхэм вышел в море со своими четырьмя крейсерами и шестью эсминцами. Вечером тяжелые крейсера Каннингхэма получили приказ командующего флотом вести патрулирование в северном направлении вдоль норвежского побережья, а 2-я крейсерская эскадра вице-адмирала Эдвард-Коллинза должна была находиться в готовности к нанесению удара по противнику, если последний будет обнаружен ночью. Таким образом адмирал Форбс, для которого сложившаяся оперативная обстановка оставалась неясной, рассчитывал перехватить действовавший у берегов Норвегии флот противника, в случае, если он попытается возвратиться в Германию, либо обнаружить германские корабли, которые, как он считал, подходили с юга.
К утру 9 апреля под командованием Форбса собрались значительные силы: 1-я, 2-я и 18-я крейсерские эскадры, а также соединение французских кораблей контрадмирала Даррьена. Находясь на расстоянии 100 миль от Бергена, Форбс решил атаковать этот порт и даже выделил для этой цели четыре легких крейсера и семь эсминцев. Однако атака на Берген была сорвана мощным ударом бомбардировщиков Люфтваффе, в нанесении которого участвовали 47 Ju88 из эскадры KG.30 и 41 He 111 из KG.26. В ходе налета эсминец Gurkha был потоплен, а линкор Rodney и крейсера Devonshire, Southampton и Glasgow легко повреждены. Крейсеру York удалось счастливо избежать попаданий.
10 апреля севернее Шетландских островов к силам Форбса присоединились авианосец Furious и линкор Warspite, после чего командующий отправил легкие крейсера и часть эсминцев на дозаправку в Скапа-Флоу. Затем британское соединение в составе трех линкоров (Rodney, Warspite, Valiant), авианосца Furious, трех тяжелых крейсеров 1-й эскадры (Devonshire, Berwick и York) и 18 эсминцев направилось на северо-восток для нанесения силами палубной авиации удара по Тронхейму. После выполнения этой задачи крейсер York совместно с другими кораблями соединения вступил в охранение конвоя HN-25 из 37 торговых судов, которые по счастливой случайности были выведены из Бергена по инициативе одного из капитанов перед самым приходом туда немцев. Все суда конвоя благополучно достигли Англии, ускользнув из-под носа противника. Среди прочих грузов конвой перевез золотой запас норвежских банков, заблаговременно погруженный на суда. Вместе с судами конвоя в английские базы вернулись и корабли Флота Метрополии.
Так закончилась начальная фаза норвежской кампании, очень удачная для Германии, сумевшей в кратчайшие сроки захватить основные порты Норвегии и, главное, аэродромы, с которых уже 9 апреля наносились удары по кораблям союзников. На этом этапе противостояния стала ясно, что ключевой позицией, позволяющей немцам удержать Нарвик и другие порты, является Тронхейм. С целью овладения этим портом 14-16 апреля союзники высадили десанты в небольших портах к северу (Намсус) и к югу (Ондальснес и Мольде) от Тронхейма. На корабли Флота Метрополии легла обязанность нести охранение направлявшихся в Норвегию конвоев с войсками и снаряжением. Переброской войск занималась также часть крейсеров флота. Особенно активно такие перевозки осуществлялись в районе Ондальснеса. 23 апреля из Розайта в Ондальснес крейсерами Galatea, Glasgow и Sheffield в охранении шести эсминцев был переправлен первый эшелон войск 15-й пехотной бригады (2200 человек). В следующей подобной акции принимал участие в качестве войскового транспорта и тяжелый крейсер York. 24 апреля совместно с легкими крейсерами Manchester и Birmingham в охранении трех эсминцев он перевез в Ондальснес остальных 1600 человек 15-й бригады и 300 тонн снабжения. Кроме того, крейсера флота (и в том числе York) осуществляли ближнюю блокаду порта Нарвик, обеспечивали огневую поддержку своим войскам, действовавшим в районе Нарвика, Намсуса и Ондальснеса, препятствовали использованию противником шхерных фарватеров у норвежского побережья, вели патрулирование в проливах Скагеррак и Каттегат с целью ослабить противодействие надводных кораблей противника подводным лодкам союзников.
Говоря о действиях подлодок союзников, не следует забывать об активной деятельности германских субмарин, не нанесших сокрушительного удара британскому флоту в ходе норвежской операции, главным образом, из-за дефекта собственных торпед, снабженных несовершенными магнитными взрывателями. Крейсер York дважды счастливо избежал участи многих потопленных германскими подводниками кораблей. Первый раз это произошло 11 апреля западнее Тронхейма, когда крейсер был обнаружен в 21.15 командиром подводной лодки U48 капитан-лейтенантом Гербертом Шульце, впоследствии кавалером Рыцарского креста. Позиция подводной лодки и расстояние до цели гарантировали успех, последовал трехторпедный залп... В отсеках ясно слышали три взрыва, однако все торпеды взорвались преждевременно, на безопасном для крейсера расстоянии. Не больше повезло и командиру U23 капитан-лейтенанту Гейнцу Бедуну, дважды выходившему в торпедную атаку на тяжелый крейсер 25 апреля.
Несмотря на двукратную доставку подкреплений и постоянную огневую поддержку флота, действия союзников в районах Намсуса и Ондальснеса не имели успеха, в основном, из-за господства германской авиации. В результате неоднократных воздушных налетов, были разрушены портовые сооружения обоих пунктов, снабжение войск стало невозможным и положение их оказалось критическим. К концу апреля в Лондоне, наконец, осознали, что операция по захвату Тронхейма провалилась и 28 апреля командующий Флотом Метрополии получил приказ Адмиралтейства на эвакуацию почти 12-тысячного десантного контингента. Принимая во внимание опасность со стороны авиации противника в светлое время суток, акцию планировалось провести в течение трех ближайших ночей, с 30 апреля по 3 мая 1940 года. Днем раньше, 29 апреля, корабли флота эвакуировали из Мольде короля Норвегии Хаакона VII, наследного принца, правительство и государственный золотой запас Норвегии. В последующие две ночи, с 30 апреля на 1 мая и с 1 на 2 мая, корабельными соединениями вице-адмиралов Эдвард-Коллинза и Лейтона были эвакуированы из Ондальснеса около 6000 человек. Теперь такую же операцию предстояло провести в Намсусе.
Для эвакуации насчитывающего приблизительно 5400 человек франко-британского экспедиционного корпуса в Намсусе еще 29 апреля из Скапа-Флоу вышло соединение кораблей, состоявшее из тяжелых крейсеров Devonshire и York, французского легкого крейсера Montcalm (контр-адмирал Даррьен) и 9 эсминцев под общим командованием вице-адмирала Каннингхэма. На следующий день в 11.30 западнее Оркнейских и Шетландских островов к ним присоединился конвой из трех французских вспомогательных крейсеров El Djezair, El Kantara и El Mansour 1-й вспомогательной крейсерской дивизии контр-адмирала Кадара, после чего соединение взяло курс на Намсус. На переходе, в светлое время суток, корабли неоднократно подвергались атакам немецких бомбардировщиков. Тем не менее, 1 мая соединение благополучно пришло к Намсусу. Утром 2 мая к крейсировавшим в тумане у входа в фиорд кораблям Каннингхэма присоединился шедший самостоятельно из Скапа-Флоу британский крейсер ПВО Carlisle под командованием контр-адмирала Вивиэна. Днем с флагманского крейсера Devonshire на корабли соединения была передана шифрограмма Каннингхэма с планом действий в ночной эвакуации. Войска предполагалось погрузить на корабли в течение ночи, хотя командующий силами в Намсусе заявил, что за такой короткий срок осуществить погрузку всех войск невозможно. Для ускорения эвакуации максимально большего количества людей вице-адмирал решил использовать в качестве транспортов не только вспомогательные крейсера, но и некоторые боевые корабли. В случае, если туман, затруднявший вхождение в фиорд, не рассеется, операция откладывалась на сутки. Тогда вспомогательные крейсера, имевшие ограниченный запас топлива, пришлось бы отправить обратно в Скапа-Флоу, а эвакуацию войск проводить на крейсерах и эсминцах.
Однако к вечеру туман рассеялся и по сигналу с флагманского крейсера эсминец Afridi (командир кэптен Вайэн) повел в фиорд колонну вспомогательных крейсеров, тяжелый крейсер York и эсминец Nubian. В фиорде к ним присоединились еще три эсминца. Погрузка войск проводилась следующим образом: два вспомогательных крейсера встали лагом к стенке, а эсминцы и другие малые корабли и катера перебрасывали людей на третий вспомогательный крейсер и тяжелый крейсер York. В это время Devonshire и Montcalm в охранении четырех эсминцев патрулировали у входа в фиорд. Противоздушное прикрытие операции осуществлял крейсер ПВО Carlisle.
Посадка войск была закончена к 3.00 3 мая. После выхода кораблей из фиорда был сформирован конвой из вспомогательных крейсеров и соединение легло на обратный курс. Уже с 8.15 утра временами рассеивавшийся туман позволял авиации противника наносить бомбовые удары по отходящему конвою. В результате продолжавшихся до вечера 3 мая атак пикирующих бомбардировщиков Ju87 Stuka из группы I/St.G.l были потоплены французский эсминец Bison, на котором находилось небольшое количество эвакуируемых, и участвовавший в спасении его экипажа эсминец Afridi, а легкий крейсер Montcalm получил повреждения. Корабли соединения прибыли в Скапа-Флоу 4 и 5 мая. Этой акцией крейсер York закончил свое участие в норвежской кампании. Можно смело утверждать, что это был самый активный период боевой службы тяжелого крейсера.
После эвакуации десанта из Намсуса York, совместно с легкими крейсерами Manchester и Sheffield находился в Розайте, пребывая в резерве командующего Флотом метрополии. Однако период относительного спокойствия длился недолго. Уже 10 мая 1940 года немецкие войска нанесли удар по Бельгии, Франции и Голландии. Британский флот, в том числе и находившиеся в Розайте крейсера, начал проведение операции по прикрытию эвакуации из бельгийских и голландских портов.
Сразу же после разгрома Франции началась подготовка к отражению ожидаемого вторжения гитлеровских войск на Британские острова. При планировании действий флота Адмиралтейство рассматривало только проблему предотвращения вторжения в Англию с моря, оставляя решение других проблемных вопросов прочим видам вооруженных сил. Наиболее десантоопасным считался участок побережья от залива Уош до Ньюхейвена. В целях предотвращения высадки противника в Метрополии были сосредоточены значительные морские силы, насчитывавшие 5 линкоров, авианосец, 11 крейсеров, 80 эсминцев и 35 подводных лодок. Основу ударных сил флота составляли четыре флотилии эсминцев, которые должны были действовать при поддержке крейсеров. Все эти силы следовало разместить вблизи десантоопасной зоны - в устье Темзы или рядом с ним. Поэтому, несмотря на опасность налетов германской авиации, корабли Флота Метрополии базировались на порты Юго-Восточной Англии. В их числе находился и тяжелый крейсер York, на котором в этот период были произведены некоторые незначительные изменения вроде установки легких противоосколочных щитов на 102-мм орудия для защиты их расчетов.
В сентябре (по другим данным в августе) 1940 года, когда угроза германского вторжения в Британию перестала быть реальной, крейсер York был направлен в Гибралтар и вошел в состав Соединения Н (Force H) вице-адмирала Дж. Соммервилла. Эта группировка флота была создана в конце июня с целью компенсировать отсутствие французских кораблей, прекративших боевые действия в составе союзных военно-морских сил после падения Франции. Соединение Н предназначалось для действий в западной части Средиземноморского ТВД и обеспечения переходов английских конвоев, следовавших через Сьерра-Леоне и Гибралтар. Однако York задержался здесь ненадолго и вскоре был отправлен в Александрию, в состав Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet) адмирала Э. Б. Каннингхэма.
С начала Второй мировой войны и до вступления в войну Италии Средиземноморский флот служил резервом Флота Метрополии, восполнявшего здесь свои потребности в кораблях и людях для норвежской кампании и во время угрозы вторжения в Англию летом 1940 года. Со вступлением 10 июня Италии в войну на стороне Германии и после падения Франции положение коренным образом изменилось. С нейтрализацией французского флота Средиземноморский флот Британии, лишенный поддержки кораблей союзной Франции и разбросанный на всем многомильном пространстве Средиземного моря между Гибралтаром, Мальтой и Суэцким каналом, оказался намного слабее флота Италии. Превосходство в кораблях итальянской Супермарины действительно являлось значительным: итальянцы имели на линкор, 15 крейсеров, 35 эсминцев и около 100 подводных лодок больше, чем их противник. В связи с этим, начиная с августа 1940 года, Адмиралтейство послало Каннингхэму подкрепления во всех классах кораблей, которые благополучно пересекли Средиземное море из Гибралтара. На первом отрезке пути их сопровождали корабли Соединения Н, а в центральном бассейне встречал Средиземноморский флот. С одним из таких конвоев и прибыл в Александрию крейсер York, вошедший в состав 3-й эскадры крейсеров и почти сразу же включившийся в выполнение главной задачи флота - доставке снабжения на Мальту.
Мальта занимала ключевую позицию в системе британской обороны в Средиземноморье. Находившийся в руках англичан остров сидел «костью в горле» у итальянцев. Базировавшиеся на Мальте самолеты Королевских ВВС и корабли Средиземноморского флота могли атаковать итальянские конвои на их пути в Ливию и прикрывать собственные, идущие в Александрию. И, наоборот, при нейтрализации Мальты, а тем более при ее захвате, итальянский флот и авиация могли бы наносить такой значительной урон английским конвоям, что Средиземное море стало бы практически закрытым для судоходства союзников. Вот почему Каннингхэм упорно противился всем приказам Адмиралтейства об эвакуации Мальты и в Лондоне, наконец, дали «добро» адмиралу на выполнение трудной задачи по удержанию острова.
Первой акцией по доставке подкреплений на Мальту, в которой принимал участие крейсер York, стала проходившая с 28 сентября по 3 октября конвойная операция MB.5. Вышедшие из Александрии главные силы Средиземноморского флота (линкоры Warspite и Valiant, авианосец Illustrious, тяжелый крейсер York и легкие Orion и Sydney, 11 эсминцев из 2-й и 14-й флотилий) эскортировали легкие крейсера Gloucester и Liverpool, на борту которых находились 1200 человек подкрепления для гарнизона острова. После обнаружения конвоя итальянской воздушной разведкой на его перехват из Таранто и Мессины вышли значительные силы итальянского флота - 5 линкоров, 7 тяжелых и 4 легких крейсера и 23 эсминца. В полдень 29 сентября по британскому соединению нанесла удары итальянская бомбардировочная авиация, однако атака 28 бомбардировщиков Sparviero SM.79 оказалась безрезультатной. Внушительные силы Супермарины также ограничились демонстрацией и, не решившись атаковать английские корабли, вернулись на свои базы 30 сентября. В тот же день Gloucester и Liverpool высадили войска на Мальте и на следующий день присоединились к кораблям Каннингхэма. На обратном пути в Александрию легкие крейсера произвели вылазку в Эгейское море и обстреляли 2 октября порт на острове Стампалия.
Следующая конвойная операция (MB.6) проводилась 8-14 октября. Для прикрытия следовавших на Мальту под эскортом крейсеров ПВО Calcutta, Coventry и эсминцев четырех пароходов состоялся выход всех сил Средиземноморского флота в составе линкоров Warspite, Valiant, Malaya и Ramillies, авианосцев Eagle и Illustrious, крейсеров York, Gloucester, Liverpool (3-я эскадра), Ajax, Orion, Sydney (7-я эскадра) и 16 эсминцев. Конвой достиг Мальты беспрепятственно. Воздушная разведка противника обнаружила корабли Каннингхэма лишь на обратном пути, но поскольку главные силы Супермарины находились в Ионическом море, на перехват англичан смогли выйти только легкие корабли. Известно, какой погром учинил в ночном бою в штормовом море шедший в боевом охранении сил флота легкий крейсер Ajax трем итальянским миноносцам 1-й флотилии капитан-лейтенанта А. Банфи (потоплены два миноносца) и четырем эсминцам 11-й флотилии капитана II ранга К. Марготтини (два эсминца повреждены, в том числе флагманский Artigliere тяжело). Последняя точка в этой ночной трагедии была поставлена на следующее утро в 30 милях от места боя. Вскоре после 8.00 12 октября (по другим данным 13-го) шедший в составе крейсерской завесы тяжелый крейсер York наткнулся на итальянский эсминец Camicia Nera, буксировавший тяжело поврежденный Artigliere. Обнаружив приближающиеся с юга два неприятельских крейсера в сопровождении четырех эсминцев, на Camicia Nera обрубили буксир и, не рискуя вступить в бой, полным ходом направились на север. Подойдя к неподвижному Artigliere, англичане обнаружили, что на нем уже спущен итальянский флаг (это собственноручно сделал один из немногих уцелевших офицеров корабля, принявший командование эсминцем старший механик капитан-лейтенант М. Джанниттини), а экипаж готовится покинуть корабль. После того, как от эсминца отвалили последние плавсредства, крейсер York открыл огонь из 102-мм орудий по оставленному кораблю. Спустя пять минут нежелавший надолго задерживаться здесь командир крейсера кэптен Реджинальд Портал (captain Reginald Portal) приказал торпедистам добить эсминец двумя торпедами. Обе попали в горящий корабль, который вскоре перевернулся и затонул. Ну а финальным аккордом операции MB.6 стал налет «суордфишей» авианосцев Eagle и Illustrious на Лерос 13-14 октября. Радость англичан по поводу удачно проведенной операции была несколько омрачена повреждением крейсера Liverpool, который вечером 14 октября был торпедирован итальянским торпедоносцем.
Однако поставки снабжения осажденной Мальте не являлись единственной задачей Средиземноморского флота. Завоеванию безусловного господства в восточной части Средиземного моря по-прежнему препятствовало значительное количественное превосходство Супермарины в кораблях всех классов. Поскольку итальянцы избегали решительного морского сражения, Каннингхэм задумал ударом по базам противника сократить этот разрыв. Но до тех пор, пока в его распоряжении находился только устаревший авианосец Eagle с небольшим количеством самолетов на борту, проведение каких-либо масштабных действий подобного рода было невозможным. С прибытием в сентябре 1940 года в Александрию нового эскадренного авианосца Illustrious, относительно большая авиагруппа которого (35-40 самолетов) существенно усилила ударную мощь флота, давнее намерение адмирала могло быть реализовано. В октябре контр-адмирал Э. Л. Листер предложил нанести авиационный удар по главной базе Супермарины в Таранто. Налет должен был быть произведен в ночное время силами авиагрупп обоих авианосцев. План операции Каннингхэм утвердил в середине октября; она получила название Judgement (приговор, наказание, кара) и была назначена на 21 октября - день 135-й годовщины битвы при Трафальгаре, великой победы английского флота под командованием Нельсона над испано-французским флотом Наполеона. Однако из-за вспыхнувшего за пару дней до начала операции в ангаре Illustrious пожара, в результате которого авианосец получил повреждения и потерял часть своих самолетов, она была перенесена на ночь с 11 на 12 ноября. Следующим неприятным сюрпризом для Каннингхэма стал выход из строя системы заправки авиатопливом на авианосце Eagle. На устранение этой неисправности требовалось время, которого у Каннингхэма уже не было: в конце октября Италия вторглась на территорию Греции, используя в качестве плацдарма захваченную еще в апреле 1939 года Албанию. Англичане отреагировали молниеносно: уже 2 ноября состоялась высадка британских экспедиционных войск в Пирее и на Крите. Стратегическое значение этого района очевидно: в случае захвата итальянцами Греции и, особенно, острова Крит, они обеспечивали себе контроль над Северо-Восточным Средиземноморьем и могли угрожать английским базам в Египте и Палестине. Таким образом, необходимость нанесения удара по базам итальянского флота все настоятельнее диктовалась сложившейся обстановкой. Было решено проведение операции Judgement не откладывать, неисправный авианосец Eagle оставить в базе, а часть его авиагруппы перевести на заканчивающий подготовку к операции Illustrious.
Прелюдией к нанесению удара по Таранто стала конвойная операция MB.8, в ходе которой требовалось провести четыре конвоя. Два из них, MW.3 и AN.6 следовали, соответственно, из Александрии и Порт-Саида на Мальту и в бухту Суда (Крит), два остальных являлись обратными конвоями, сформированными из порожних судов, возвращавшихся с Мальты и из Греции. Кроме того, предстояло встретить двигавшиеся из Гибралтара боевые корабли, посланные в подкрепление флоту Каннингхэма.
Операция началась 4 ноября выходом двух судов конвоя AN.6 с орудиями и боеприпасами для оборудования базы в бухте Суда. На следующий день его догнал мальтийский конвой MW.3. Вместе они следовали до точки в 40 милях к югу от мыса Матапан, откуда, разделившись, отправились каждый к месту назначения. Адмирал Каннингхэм с главными силами флота вышел из Александрии в 13.00 6 ноября и к полудню 8 ноября оказался на полпути между Мальтой и Критом, заняв позицию для прикрытия обоих конвоев и перехвата итальянских кораблей в случае их появления. Тяжелый крейсер York совместно с крейсерами 3-й и 7-й эскадрой находился в охранении авианосца Illustrious (с командующим «тарантской группой» контр-адмиралом Листером на борту). После благополучного прибытия конвоев, флот направился на запад и пришел в точку рандеву с силами гибралтарского Соединения Н вице-адмирала Соммервила в 180 милях южнее Сардинии и в 100 милях к юго-востоку от Мальты. Соммервил с авианосцем Ark Royal, легким крейсеров Sheffield и шестью эсминцами, в рамках проведения операции Coat, сопровождал направлявшиеся в Александрию корабли Соединения F (Force F - линкор Barham, тяжелый крейсер Berwick, легкий крейсер Glasgow и четыре эсминца). Оба английских соединения были обнаружены итальянской авиацией в полдень 8 ноября, вследствие чего александрийский флот в течение двух последующих дней неоднократно подвергался безуспешным атакам бомбардировщиков SM.79. Встреча с кораблями Соединения F состоялась около 10.00 утра 10 ноября, после чего крейсера отделились для доставки не Мальту находившихся на борту войск, а флот двинулся в обратный путь. С этого момента противник не имел представления о месте нахождения английских кораблей благодаря действиям «фульмаров» авианосца Illustrious, сбивших восемь итальянских самолетов-разведчиков. В 18.00 11 ноября флот находился на позиции 19"35" в.д. 39°33" с.ш., приблизительно в 220 милях от Таранто. Здесь авианосец Illustrious в сопровождении тяжелых крейсеров Berwick, York, легких Gloucester, Glasgow и четырех эсминцев отделился от главных сил, начав действовать по плану операции Judgement.
Через два часа авианосец и сопровождающий его эскорт достигли расчетной точки запуска самолетов в 40 милях к западу от мыса Кабо (остров Кефалония) и в 170 милях от Таранто. Здесь в 20.35 и в 21.30 с палубы авианосца двумя волнами (12 и 9 машин) стартовали бомбардировщики-торпедоносцы Swordfish. В результате ночного авианалета на итальянскую базу ценой потери двух самолетов были выведены из строя три линкора, легко повреждены тяжелый крейсер и эсминец. Итальянский флот «одним махом» лишился своего превосходства в самом тяжелом классе кораблей, а англичане на некоторое время завоевали полное господство на всей акватории Средиземного моря. Кроме того, моральный дух итальянских моряков, и прежде не очень высокий из-за постоянных неудач в стычках с английскими кораблями, теперь опустился до уровня депрессии.
14 ноября флот вернулся в Александрию, но не получил времени для отдыха. Ожидали отправки новые конвои в Грецию и на Крит. В тот же день на борт крейсеров Berwick, York, Glasgow и Sydney спешно погрузились около 3400 солдат для доставки в Пирей. По возвращении - новый рейс в Пирей с 4000 солдат на борту. На этот раз вместе с тяжелым крейсером York ходили легкие крейсера Gloucester, Orion, Ajax, Sydney. Корабли вернулись в Александрию 20 ноября без инцидентов.
24 ноября Средиземноморский флот и гибралтарское соединение начали проведение комплексной операции Collar, планом которой предусматривалась проводка двух встречных конвоев из Гибралтара и Александрии, прикрытие конвоев в бухту Суда и на Мальту в сочетании с попутными ударами палубной авиации по Триполи и острову Родос. Крейсер York, вместе с крейсерами 3-й эскадры Glasgow и Gloucester входивший в состав Соединения Е (Force E), прикрывал конвой судов со снабжением для Мальты. В ночь с 27 на 28 ноября в торпедную атаку на корабли соединения попытались выйти итальянские подводные лодки Dessie и Tembien, но попытка не увенчалась успехом. Крейсера вернулись на базу 29 ноября.
С 16 декабря крейсер York в составе сил Средиземноморского флота был задействован в операции по проведению очередного конвоя на Мальту (MW.5) и охранении порожних судов до встречи с гибралтарским соединением (операция МС.2). Предусмотренные оперативными планами действия сопровождались крейсерскими операциями в Эгейском море и ударами палубной авиации по аэродромам итальянских ВВС на острове Родос и Стампалия. York находи/Гея в охранении авианосца Illustrious, в то время как линкоры Warspite и Valiant в ночь с 18 на 19 декабря произвели обстрел албанского порта Валона, а легкие крейсера вице-адмирала Придхэм-Уиппла совершили вылазку в пролив Отранто. После присоединения двух порожних судов у Мальты флот отконвоировал их к месту встречи с кораблями Соммервила (к югу от Сардинии). 21 декабря самолеты Illustrious атаковали два итальянских конвоя, в результате чего были потоплены два транспорта суммарным водоизмещением 7437 тонн. На маршруте флот подвергался неоднократным атакам итальянских подводных лодок Dessie, Bandiera и Serpente, оперировавших в районе Мальты. 22 декабря последней (командир - лейтенант Дотта) удалось торпедировать эсминец Hyperion, который пришлось затопить. Операция завершилась возвращением кораблей в Александрию 24 декабря.
Конец 1940 года ознаменовался коренным изменением обстановки в Восточном Средиземноморье. События в Таранто привлекли внимание Германии, руководство которой испытывало все большее разочарование от неудач итальянского союзника в Киренаике и Греции, а также из-за отсутствия решимости у своего партнера по Оси. Части германского Африканского Корпуса начали прибывать уже в декабре 1940 года. Вместе с ними появились и первые подразделения Люфтваффе. Первым прибыл X авиакорпус, на вооружении которого находились бомбардировщики Ju87 и Ju88. Корпус только закончил отработку действий против кораблей, причем, по опыту Норвежской кампании, упор делался на атаки авианосцев. Уровень подготовки экипажей авиакорпуса вскоре смогли оценить и англичане.
В начале января 1941 года корабли британского флота проводили операцию по проводке конвоев с войсками, самолетами и продовольствием на Мальту и с вооружением в греческий порт Пирей (операция Excess). Грузовые транспорты в сопровождении кораблей Соединения Н вышли из Гибралтара 6 января. В обеспечении операции были задействованы все наличные силы Средиземноморского флота. Крейсер York совместно с легким крейсером Orion и корветами Peony, Gloxinia, Hyacinth, Salvia конвоировал танкер Brambleleaf из Александрии до бухты Суда на Крите, где с присоединением легких крейсеров Ajax и австралийского Perth было сформировано Соединение D (Force D) под командованием вице-адмирала Придхэм-Уиппла. Корабли направились на юго-запад на соединение с главными силами Средиземноморского флота (Force А). Встреча произошла 9 января в 210 милях юго-восточнее Мальты, после чего флот двинулся навстречу гибралтарскому конвою, который в тот же день был обнаружен итальянской воздушной разведкой в 100 милях к юго-западу от мыса Спартивенто. Попытки итальянских подлодок Bandiera и Santarossa произвести торпедную атаку на корабли конвоя не увенчалась успехом. Безуспешным оказался и налет десяти бомбардировщиков SM.79.
Больше не повезло или, вернее, совсем не повезло в этом отношении кораблям Каннингхэма, которые были атакованы самолетами германского X авиакорпуса. Налеты германской и итальянской авиации начались сразу после встречи гибралтарского конвоя 10 января и вскоре «штукам» из уже знакомой нам по Норвегии бомбардировочной группы I/StGl и II/StG2 удалось «уложить» шесть бомб в авианосец Illustrious и добиться одного попадания во флагманский линкор Warspite. Повреждения авианосца были настолько серьезны, что ему пришлось укрыться на Мальте. Ожесточенные бомбардировки продолжались и на следующий день, 11 января, в результате чего получил попадание легкий крейсер Gloucester, а крейсер Southampton пришлось затопить вечером того же дня. Крейсер York вышел из этих испытаний без повреждений и потерь в экипаже. После выполнения плана операции соединения кораблей флота с измотанными непрестанными бомбардировками экипажами вернулись в Александрию между 14 и 18 января.
Напряженнейшая конвойная служба крейсера York продолжалась еще два с половиной месяца. 25 марта 1941 года крейсер вместе с судами эскортируемого конвоя зашел в бухту Суда на Крите. В тот же день итальянская авиаразведка доложила командованию о присутствии в бухте тяжелого крейсера, двух эсминцев и около 12 грузовых судов. Эти сведения были переданы на остров Лерос, где в бухте Партени базировалась 10-я флотилия MAS (Decima Flottiglia MAS), специальное подразделение итальянского флота, специализировавшееся на проведении диверсионных операций с использованием штурмовых средств. В число таких средств, находящихся на вооружении флотилии (торпедные катера, сверхмалые подводные лодки, человекоуправляемые торпеды и пр.), входили и катера, взрывавшиеся при столкновении с объектом атаки. Основным типом взрывающегося катера 10-й флотилии являлся катер типа МТМ (Motoscafi da Turismo modificato - туристический моторный катер модифицированный) - крохотное суденышко с мощным (300-кг) зарядом взрывчатки в носовой части. Винт и руль катера выполнялись единым моноблоком, который при преодолении препятствий пилот мог приподнять из воды. Сам пилот, снаряженный гидрокостюмом боевого пловца, размещался в кормовой части катера, частично закрытой кокпитом. Подойдя к цели, пилот направлял на нее свой катер, блокировал руль и давал полный ход. На расстоянии 100 ярдов от объекта атаки при помощи специального рычага он освобождал заднюю деревянную стенку кокпита и вместе с ней выбрасывался за борт. Оставшийся беспилотным катер при столкновении с целью подрывался специальными контактными зарядами, разламывался на части и тонул, а при достижении основным зарядом взрывчатки заданной глубины срабатывал гидростатический взрыватель. В качестве носителей взрывающихся катеров в 10-й флотилии использовались старые эсминцы Francesco Crispi и Quintino Sella (типа Sella, 1925 г., 955 т), специально оборудованные палубными слипами и электрическими лебедками. На борту каждого из них могли разместиться по три катера типа МТМ, а время их спуска на воду не превышало 35 секунд. С 23 марта 1941 года находившиеся в готовности эсминцы дислоцировались в одной из бухт острова Стампалия (Астипалея), в группе Додеканезских островов, однако операция откладывалась из-за отсутствия целей или плохой погоды. Днем 25 марта корабли флотилии понесли потери при налете английской бомбардировочной авиации, но по получении приказа о начале операции немедленно снялись с якоря и направились к Криту.
Погода благоприятствовала итальянцам: наступившая ночь выдалась темной и звездной, море было спокойным. Эсминцам удалось незамеченными подойти на девять миль к горлу бухты Суда и в 23.30 спустить катера. Командовавший катерным подразделением старший лейтенант Л. Фаджони повел их в сомкнутом строю ко входу в бухту, которого они достигли в 1.00 26 марта. Бухта, имеющая в длину, по разным данным, от пяти до семи миль, довольно узка, имеет высокие берега, вход в нее прикрывался двумя бонами, охраняемыми дозорными кораблями и береговыми батареями. Проскользнув в узкий проход, катера благополучно преодолели оба боносетевых заграждения и двинулись к месту якорной стоянки. На подходе к ней дорогу катерам преградило еще одно сетевое заграждение, которое было преодолено к 4.45 утра. В ожидании рассвета старший лейтенант Фаджони распределил цели между катерами, выделив два из них, суб-лейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески, для атаки тяжелого крейсера, чей силуэт темнел в центре якорной стоянки. К 5.00 катера Кабрини и Тедески заняли позицию для атаки в 300 ярдах от крейсера York. Итальянцы находились настолько близко к кораблю, что слышали свист боцманских дудок начавшейся побудки, различали движение на палубе крейсера и дым, поднимавшийся из носовой трубы. В 5.30 начало светать. По сигналу Фаджони пилоты дали полный газ и на полном ходу понеслись к крейсеру York. Приблизительно в 90 ярдах от его борта, они покинули катера, оставшись плавать на плотиках. После двух прозвучавших почти одновременно взрывов крейсер получил сильный крен на правый борт и окутался дымом. Но тонул он медленно (очевидно, в результате действий аварийных партий из состава экипажа), так что Фаджони, державшийся позади, собирался также атаковать York, но, все же, решив, что крейсер обречен, избрал в качестве цели ближайший военный корабль, принятый им за крейсер ПВО Coventry.
В результате атаки шести итальянских взрывающихся катеров был потоплен норвежский танкер Pericles (8324 брт) из состава конвоя и выведен из строя тяжелый крейсер York (По другим данным (в основном, итальянским), кроме того, были потоплены еще один. 18000-тонный, танкер и транспорт). Таким образом, действия трех из шести катеров (в том числе и старшего лейтенанта Фаджони) оказались безрезультатными, хотя в целом события ночи 26 марта 1941 года, бесспорно, являются большим успехом итальянского флота. Все пилоты катеров уцелели и попали в плен.
Взрывами катеров на крейсере была повреждена примерно четверть корпуса по его длине, в результате чего произошло затопление обоих котельных и одного машинного отделений, York лишился электроэнергии, не действовали помпы и освещение. Корабль сильно осел носом и во избежание затопления был отбуксирован в глубь бухты и посажен на мель на глубине около восьми метров. Потери экипажа составили двое убитых из состава машинной команды и пятеро раненных.
Но, казалось, для корабля еще не все было потеряно. Первое время после повреждения крейсер даже выполнял функции брандвахты якорной стоянки в бухте Суда, а вся оперативная информация района проходила через его командира, кэптена Р. Портала (Известно даже, что один из пилотов, докладывая Порталу о результате разведывательного полета, приносил последнему свои соболезнования в связи с затоплением командирского винного погреба). Кроме того, сидя на грунте, крейсер служил в качестве зенитной батареи в системе ПВО бухты. Адмирал Каннингхэм сожалел о потере тяжелого крейсера и, очевидно, имел твердое намерение спасти корабль. Англичане действительно предприняли максимум усилий, чтобы поднять крейсер со дна и отбуксировать его в Александрию. Из Англии даже прилетела специальная команда спасателей. Когда 21 апреля из Тобрука на Крит прибыла 1-я флотилия лихтеров (4 единицы типа «А»), два из них тут же стали у борта сидевшего на мели крейсера, включившись в спасательные работы. Однако уже через день положение корабля ухудшилось. На дне работали два водолаза из команды спасателей, когда начался воздушный налет. Германские бомбардировщики Ju88 пробомбили находившиеся в бухте цели с горизонтального полета. Были потоплены два судна, многие получили повреждения, вновь подожжен танкер Pericles, а невдалеке от крейсера York взорвалась крупная авиабомба. Один из стоявших у его борта лихтеров, А-15, был буквально подброшен взрывом, повредившим подшипники его левого мотора. Этим же взрывом убило обоих работавших под водой водолазов, а крейсер получил еще большие повреждения. В течение следующих недель постоянные налеты германской авиации превратили York в настоящую развалину. Спасатели не успевали устранять все новые повреждения. Это, очевидно, и решило судьбу корабля. Уже в середине апреля, в связи с подготовкой британского флота к эвакуации войск из Греции (операция Demon), начали понемногу раздергивать экипаж крейсера. Так, в распоряжение контр-адмирала Г. Т. Бейли-Громэна, представителя флота в Средневосточном командовании, отвечавшего за организацию службы тыла флота в Греции в течение всей эвакуации, из экипажа тяжелого крейсера York были направлены 12 офицеров, 24 унтер-офицера, 72 матроса и 6 сигнальщиков. Эти люди, обученные пользоваться погрузочно-высадочными средствами и знавшие, как действовать на участках погрузки войск, в срочном порядке требовались контр-адмиралу для доставки эвакуируемых воинских подразделений с материковых дорог к побережью и переброски их на корабли. Возможно, успех операции Demon, в результате проведения которой в кратчайшие сроки из Греции на Крит и в Египет благополучно эвакуировались 58000 человек, в немалой степени зависел и от действий моряков с крейсера York. Однако последняя точка в истории службы тяжелого крейсера была поставлена только через месяц: 22 мая, в ходе операции по захвату Крита (операция Merkur) германская авиация осуществила массированный налет на бухту Суда. Одному из пилотов Ju88A из бомбардировочной группы III/LG1, обер-лейтенанту Хорсту Беегеру, удалось достичь четырех попаданий в неподвижный крейсер. Авиабомбы попали в носовую и кормовую башни ГК, в носовую надстройку и кормовую оконечность. В результате корабль потерял грот-мачту, а кормовые надстройка и башенная установка были разрушены. Судя по тому, что данные о потерях в личном составе экипажа крейсера после этой бомбардировки отсутствуют, можно предположить, что York был оставлен еще до 22 мая.
Воздушные удары по бухте Суда наносились вплоть до самого занятия ее войсками стран Оси. Захватив бухту, гитлеровцы обнаружили здесь останки пяти потопленных транспортов, танкера, большого количества мелких судов, старого греческого эсминца Leon (типа Aetos, 1911, 980 т) и тяжелого крейсера York, разрушение которого перед эвакуацией с острова довершили английские подрывники. Первыми на крейсере побывали итальянцы, нашедшие там, по их заявлениям, много документов, в том числе и секретных (Последнее сомнительно. Бесспорно, бывает, что в бою или, наскочив на мину, военный корабль может затонуть так и в таком месте, что сохраняется возможность достать с него коды и шифры, которые будут использованы для чтения целого ряда оперативных радиограмм, а то и для облегчения дешифровалыцикам разгадывания других кодов и шифров. Однако крейсер York не был поврежден или потоплен в результате скоротечного боя и не был спешно оставлен экипажем. Наоборот, с момента повреждения крейсера итальянскими катерами и до занятия бухты Суда оккупантами прошло больше двух месяцев, и даже после налета германской авиации 22 мая, после которого крейсер «добивали» британские подрывники, оставалось еще около недели. Таким образом, у англичан было достаточно времени, чтобы вывезти или уничтожить находившуюся на крейсере секретную документацию). Затем крейсер стал излюбленным местом экскурсий и прогулок солдат оккупационных войск. Итальянцы и немцы с удовольствием позировали на фоне руин, в которые превратился боевой корабль, благодаря чему мы имеем большое количество фотографий того периода. По окончании войны полузатопленный крейсер еще в течении семи лет ржавел на мели в бухте Суда, пока, наконец, в 1952 году корабль не был поднят и отбуксирован для разделки на металл на итальянскую верфь в Бриндизи.
После войны обстоятельства вывода из строя крейсера York стали предметом жарких дискуссий между обеими приложившими к этому руку сторонами. Немцы утверждали, что корабль был потоплен в результате воздушного налета 22 мая, за что обер-лейтенант Беегер и получил Рыцарский крест. Основываясь на немецких данных, советский исследователь И. М. Короткий писал, что гибельными для корабля оказались попадания в него торпеды (читай - итальянских взрывающихся катеров -авт.) и одной авиабомбы, попавшей в район башни ГК. В свою очередь, итальянцы полностью отрицали эффективность германского бомбового удара по крейсеру. Из книги князя В. Боргезе следует, что «имевшиеся повреждения на палубе и частично во внутренних помещениях корабля являются не результатом взрывов авиационных бомб, а зарядов, подорванных наспех самими англичанами, прежде чем оставить Суду», то есть York потоплен в ходе атаки итальянских взрывающихся катеров в ночь с 25 на 26 марта 1941 года.
Спор не разрешен и по сей день. Не умаляя вклада каждой из сторон, следует заметить, что в истории Второй мировой войны найдется немало примеров, когда корабли, имевшие не меньшие, а то и большие повреждения, чем York, все же возвращались в строй. Достаточно вспомнить английские линкоры Queen Elisabeth и Valiant, подорванные в декабре 1941 года в Александрии боевыми пловцами той же 10-й флотилии MAS, или два из четырех американских линкоров, потопленных в Перл-Харборе, а затем восстановленных, чтобы понять, что разрушения, полученные крейсером от действия итальянских катеров или германской авиации, отнюдь на означали его окончательной гибели. При определенных обстоятельствах York также могли восстановить, что, похоже, и собирался сделать адмирал Каннигхэм. Таким образом, решающим фактором в судьбе крейсера стала сложившаяся военная ситуация, а именно - быстрый захват Крита германскими войсками. Следующий, десятый, корабль, носящий название York, появился в составе Королевского флота Великобритании в середине 80-х годов. Им стал один из четырех ракетных эсминцев типа Manchester / проект 42 Batch 3 / D98 / Swan, Hunter & Wigham Richardson / 18.01.1980 / 21.06.1982/9.08.1985/3880 т ст/141,12xl4,9x5,8m/31.5 уз /1x114 мм Mk8, 2x1-20 мм Oerlicon, 2x6 - 20 мм Vulcan Phalanx, 1x2 ПУ ЗУР Sea Dart (40 ракет), 2x3 - 324 мм ТА, вертолет Lynx), который находится на службе и в настоящее время.