HMS York

 

Официальный заказ на постройку первого крейсера с восьмидюймовой артиллерией «класса В» (с 1930 года - тяжелый крейсер) был выдан Адмиралтейством изве­стной английской кораблестроительной фирме Palmers Shipbuilding & Iron Co., Ltd в Ярроу и Хебберне-он-Тайн в самом начале 1927 года. Закладка корабля состоялась 16 мая (апреля) того же года на верфи в Хебберне. Ста­пельный период затянулся на 14 месяцев и, наконец, 17 июля 1928 года крейсер был спущен на воду. Перед спус­ком, как водится, состоялась церемония крещения, во время которой крестная мать корабля, герцогиня Йорк­ская, разбивая бутылку шампанского о форштевень крей­сера, торжественно произнесла традиционное: «Нарекаю тебя «Йорком»!»

Практически это корабельное название появилось од­новременно с рождением Королевского флота Великоб­ритании. Royal Navy - так назвал свой флот английский король Чарльз II после реставрации Стюартов в Англии в 1660 году и тогда же один из новых линейных кораб­лей был назван в честь Лорда-Адмирала (Lord High Admiral - Лорд Высший Адмирал, командующий фло­том) Джеймса, герцога Йоркского (Джеймс Стюарт (14.10.1633 — 5.9. 1701) - второй сын английского короля Чарльза I , брат и наследник короля Чарльза II, герцог Йорк с 1634 года, в 1685 — 88 годах английский король Джекоб II, последний из династии Стюартов. Вернувшись в 1660 году в Англию из изгнания, командовал английским флотом в войнах с Голландией. Морские сражения той эпохи не знали чет­ких построений противоборствующих флотов. Корабли противников сбивались в общую кучу, единое руководство флотом ста­новилось невозможным и бой зачастую сводился к сумме поединков между отдельными кораблями. Поэтому принц Джеймс придавал огромное значение сохранению в бою строя кордебаталии, уделяя особое внимание развитию и неукоснительному вы­полнению командирами кораблей положений «Боевых инструкций Королевского флота» (предтечи военно-морского устава), яв­лявшихся официальным предписанием использовать линейную тактику. Для реализации потенциальных возможностей нового строя требовалось упорядочить корабельный состав флота, ввести некий стандарт, который исключил бы возможность появле­ния в боевом строю заведомо слабых кораблей. И Лорд-Адмирал проводит через парламент решение о постройке первых специ­ально спроектированных линейных кораблей, тем самым закладывая основы будущей стандартизации в кораблестроении.

Проявив себя неплохим теоретиком и администратором, герцог Йорк, тем не менее, не блистал ни флотоводческими таланта­ми, ни мудростью монарха. В 1665 году в бою у Лоустофта он хотя и нанес тяжелое поражение почти равному по силам голлан­дскому флоту адмирала ван Опдам, но не сумел организовать преследование отходящего противника и был смещен с поста ко­мандующего. Вновь стал Лордом-Адмиралом в начале Третьей англо-голландской войны (1672-1674) - и английский флот по­стигли сокрушительные разгромы, учиненные адмиралом де Рюйтером в бухте Солебей (1672) и в сражении при Текселе (1673). В 1685 году наследовал своему бездетному брату, приняв тронное имя Джекоба II. Его политика, направленная на восстанов­ление абсолютной монархии и укрепление позиций католической церкви, привела к консолидации всех оппозиционных сил в стране, пригласивших занять английский престол королевского зятя, штатгальтера Голландии Вильгельма, принца Оранского. После высадки последнего в Англии, в декабре 1688 года Джекоб бежал во Францию. В 1689 парламент объявил его лишенным короны и возвел на престол принца Оранского. После нескольких неудачных попыток вернуть английский престол Джекоб провел оста­ток жизни в изгнании.). Наш крейсер стал девятым кораблем Королевского флота Великобритании, носившим это имя, и получил тактический номер (pennant number) 90.

На продолжительность достроечных работ в боль­шой степени повлияли многочисленные изменения и до­полнения, вносимые в первоначальный проект. Тем не менее, весной 1930 года крейсер с успехом прошел необ­ходимые заводские испытания и затем прибыл для про­ведения государственных приемочных испытаний на военно-морскую базу в Четеме. Здесь же, в Четеме, York был введен в состав флота 1 мая 1930 года, получив на­значение во 2-ю эскадру крейсеров Атлантического фло­та (Atlantic Fleet), базировавшуюся на Инвергордон (Се­верная Шотландия). Таким образом, постройка крейсе­ра «класса В» длилась столько же, сколько строился пол­ноценный «вашингтонский» крейсер, а стоимость его была почти на четверть меньше - 1600000 ф. ст.

16 мая крейсер вышел из Четема и по пути к месту службы посетил ряд портов восточного побережья Анг­лии и Шотландии. До конца года York в составе 2-й эскадры принял участие в осенних маневрах Атлантичес­кого флота, проходивших по обыкновению в северных водах метрополии, а также в итоговых ночных и дневных артиллерийских стрельбах.

Кампания 1931 года началась большими весенними маневрами флота, проходившими с 14 по 18 марта, по окончании которых крейсер прошел профилактический ремонт и освидетельствование. На крейсере была про­ведена доукомплектация - установлено авиационное оборудование и гидросамолет Fairey IIIF. Летом 2-я крейсерская эскадра, к которой присоединился и всту­пивший в строй в конце июля крейсер Exeter, находясь в отдельном плавании, посещала, главным образом, северные английские порты.

14 сентября должны были начаться традиционные осенние маневры Атлантического флота. Однако по сиг­налу с тяжелого крейсера Norfolk экипажи четырех лин­коров, двух линейных и двух тяжелых крейсеров из со­става большого флотского соединения, стоявшего на рейде Инвергордона, отказались выйти в море. Так на­чался знаменитый «Инвергордонский мятеж» - выступ­ление моряков Атлантического флота, вызванное попыт­кой правительства снизить жалование. Всемирный эко­номический кризис, разразившийся в 1929 - 1932 годах, болезненно отразился на и без того куцем морском бюд­жете Великобритании. В 1931 году ассигнования на флот снизились до 51679560 ф. ст., но как оказалось позднее, и это не стало пределом: в следующем году была зафиксирована рекордно низкая сумма годового морского бюджета - 50476300 ф. ст. Попутно проводилось сокра­щение количественного состава флота. Например, в 1931 году в составе Королевского флота числилось 95000 мо­ряков, годом позднее - уже 91410. Однако вознамерив­шись снизить морякам жалование (причем снизить суще­ственно - сразу на четверть, особенно это касалось при­шедших служить на флот добровольно и сверхсрочнос­лужащих), правительство Р. Мак-Доналда неожиданно натолкнулось на сопротивление, вылившееся в забастов­ки на боевых кораблях и личного состава военно-морс­ких баз. Наиболее организованным стало выступление моряков в Инвергордоне. Как и везде, здесь забастовка также протекала спокойно, без эксцессов и конфликтов, и прекратилась уже на следу­ющий день, 15 сентября, пос­ле того, как главное требова­ние бастующих - сохранение заработка на прежнем уровне - было удовлетворено. Отли­чавшийся высокой дисцип­линированностью экипаж крейсера York участия в вы­ступлении не принял, остав­шись пассивными наблюда­телями происходящего.

В январе-марте 1932 года York совместно с частью ко­раблей 2-й эскадры совершил поход в Вест-Индию. По воз­вращении принял участие в весенних маневрах Флота Метрополии (Home Fleet — так с марта 1932 года начал именоваться бывший Атлантический флот), после чего прошел очередной профилактический ремонт и участво­вал в параде флота в проливе Веймут. Остаток года и половина следующего прошли в учебных походах, смот­рах и представительских визитах, совершенных совмес­тно с остальными кораблями 2-й эскадры - тяжелыми крейсерами Norfolk, Dorsetshire и Exeter.

Летом 1933 года прежний состав 2-й эскадры расфор­мировали, ее корабли получили назначения, в основном, в дальние заморские станции. York и Exeter были опре­делены в 8-ю эскадру крейсеров из состава Американо-Вест-индской военно-морской станции (America & West-Indies Station), базировавшейся на Бермуды. В октябре York прибыл на верфь, где в течение месяца на нем на­ряду с текущим ремонтом провели и незначительные по объему модернизационные работы по корпусу и воору­жению. Крейсеру предстояли дальние океанские плава­ния и для улучшения мореходности был удлинен бак корабля. Постоянно дававшую сбои из-за технических неполадок экспериментальную складывающуюся ката­пульту заменили другой, скользящего типа. На неболь­ших платформах по бокам носовой надстройки вместо прежних одноствольных «пом-помов» установили недав­но принятые на вооружение четырехствольные пулемет­ные установки Vickers MkIII/MkI. Кроме того, произош­ли изменения в составе приборов управления зенитным огнем. По окончании ремонтно-модернизационных ра­бот и проведения послеремонтных испытаний York в конце года прибыл на Бермуды и вошел в состав 8-й эс­кадры крейсеров, флагманским кораблем которой являл­ся тяжелый крейсер Norfolk.

Главным назначением Американо-Вест-Индской стан­ции являлась представительская деятельность и «показ флага» во время частых визитов в различные порты стран региона. Командование станции и командиры кораблей должны были устанавливать и поддерживать дружеские связи с влиятельными лицами этих стран, а ее корабли -демонстрировать мощь Великобритании и поддерживать престиж «владычицы морей». В мирный период Америка­но-Вест-Индская станция являлась важнейшим инстру­ментом британской политики в этом регионе. В связи с дипломатической направленностью деятельности стан­ции, в ее состав направлялись корабли новейшей построй­ки, с образцовым несением службы дисциплинированным экипажем и тщательно подобранными для этой миссии офицерами. В этом смысле показательно, что в 8-ю эскад­ру были направлены оба крейсера типа York.

Для экипажа крейсера началась напряженная служ­ба, заполненная дальними походами и дипломатически­ми мероприятиями настолько плотно, что за время более чем девятилетнего пребывания в составе 8-й эскадры York ни разу не ходил в метрополию и, возможно, лишь однажды кратковременно оставлял этот регион в связи с обострением ситуации в Средиземноморье в 1935-1936 годах (так называемый «Абиссинский кризис»), хотя на этот счет точных данных нет. Незначительные по объему ремонты крейсер проходил на региональных верфях, как это было, например, в марте 1938 года, когда York прошел такой ремонт на верфи военно-морской базы флота США в Вашингтоне. Это свидетельствует о пре­красном техническом состоянии корабля, не имевшего за столь длительный период значительных поломок или неполадок в механизмах или вооружении, а также объяс­няет факт, почему крейсера этого типа вступили в войну практически немодернизированными и с устаревшим вооружением. За время службы в составе 8-й эскадры крейсеру York неоднократно приходилось исполнять функции отсутствовавших флагманских кораблей эс­кадры: например, во время круиза тяжелого крейсера Norfolk по портам Атлантического побережья Латинс­кой Америки в 1934 году или в связи с походом тяжело­го крейсера Berwick в метрополию в 1939 году.

С началом войны 8-я крейсерская эскадра в составе двух тяжелых крейсеров (Berwick, York) и двух легких (Orion и австралийский Perth) в подчинении командую­щего Американо-Вест-Индской станцией вице-адмирала С. Мейрика базировалась на Галифакс, Новая Шотлан­дия. Её оперативной зоной являлся обширный район Северной Атлантики и Карибский бассейн, а первой бо­евой задачей стала проводка океанских конвоев на мар­шруте между Галифаксом и Британией. Первые трансат­лантические конвои были сформированы уже к середи­не сентября, и быстрота с которой принимались меры к организованной защите судоходства, объясняется нали­чием тщательно проработанных довоенных планов. 15 сентября из Кингстона на Ямайке вышел конвой KJF.1. На следующий день отправился конвой из 18 судов НХ.1 из Галифакса, его противолодочный эскорт составили канадские эсминцы St.Laurent и Saguenay. 17 сентября конвой HXF.1 эскортировал эсминец Fraser. Океанское охранение всех этих конвоев осуществляли тяжелые крей­сера Berwick и York. При этом следует заметить, что эс­минцы канадских ВМС, ввиду малого количества этих кораблей и, в связи с этим, необходимости их постоянно­го присутствия в канадских водах, сопровождали конвои лишь первые 300-400 миль пути и уходили, оставляя суда на попечении крейсеров океанского эскорта.

В начале октября 1939 года из этих же двух тяжелых крейсеров была сформирована Force F, одна из восьми поисковых групп, созданных с целью перехвата рассеяв­шихся с началом войны по всем океанам немецких судов, вышедших в плавание еще до 1 сентября и теперь пытав­шихся прорваться через морскую блокаду в Германию. Однако главным назначением этих групп являлся поиск германских кораблей-рейдеров, еще до начала войны направленных в Атлантику для борьбы с судоходством союзников. На атлантических коммуникациях тогда на­ходились два «карманных» линкора - Admiral Graf Spee и Deutschland. Корабли Force F в качестве поисковой группы почти не использовались, поскольку в тот мо­мент, когда действовавший в Северной Атлантике Deutschland обнаружил свое присутствие потоплением двух судов и задержанием в качестве приза третьего (5 и 14 октября были потоплены, соответственно, английский и норвежский пароходы Stonegate (5044 брт) и Lorentz W. Hahsen (1918 брт), а на захваченном 9 октября американском City of Flint (4963 брт) поднят германский флаг и он с немецким экипажем ушел в Германию), британские крейсера вновь были задействованы для ох­ранения конвоев, следовавших из Галифакса. К тому же рейд Deutschland не задался с самого начала и, ограни­чившись столь незначительными результатами, «кар­манный» линкор уже 15 ноября вернулся на базу. Вто­рой рейдер, Admiral Graf Spee, был взорван собственным экипажем после боя в устье реки Ла-Плата, героем кото­рого стал крейсер Exeter. Таким образом, поисковая опе­рация, направленная против германских надводных рей­деров, несмотря на задействованные в ней значительные силы британского и французского флотов, имела лишь половинчатый успех. Эффективность совместных дей­ствий, предпринятых Royal Navy и Marine Nationale, несомненно, была бы значительно выше при более ши­роком использовании для поиска и нанесения удара па­лубной авиации. Однако неверие британских «линкорных» адмиралов в боевые возможности самолетов было типичным явлением для начального периода войны.

Конец 1939 года и первые месяцы 1940 года прошли для крейсера в однообразии конвойной службы в Север­ной Атлантике. Некоторое оживление внесло участие в операции по перехвату шести немецких торговых судов, прорывавшихся в Германию из испанского порта Виго. Операция проводилась силами Флота Метрополии (Home Fleet), Северного патруля (Northern Patrol), коман­дования Западных Подходов (Western Approaches Command), французского Западного флота и Америка­но-Вест-Индской эскадры. Общее руководство операци­ей осуществлял командующий силами Западных Подхо­дов адмирал Д. Нэсмит. В результате действий союзных флотов лишь одно судно смогло прорваться в Киль, одно погибло на скалах Норвегии, а четыре были захвачены. Крейсер York отличился на последнем этапе операции, перехватив 3 марта в Датском проливе пароход Arucas (3359 брт), который затем был препровожден в ближай­ший британский порт.

В следующем месяце крейсер получил назначение в 1-ю крейсерскую эскадру из состава Флота Метрополии, готовившуюся к проведению операции по переброске войск в Норвегию. В предвидении немецкого вторжения в эту страну и для окончательного блокирования контра­бандного пути через её нейтральные воды Адмиралтей­ством была разработана операция по постановке минных заграждений в норвежских территориальных водах (опе­рация Wilfred). Поскольку ожидалось, что противник попытается захватить порты Норвегии с целью нейтра­лизации минных постановок, дополнительным оператив­ным планом R4 предусматривалась высадка десанта в Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике немедленно после обнаружения намерений противника вторгнуться на норвежскую территорию. В связи с этим для транспортировки и прикрытия десанта были выделены две корабельные группы. Одна из них - тяжелые крейсера 1 -и эскад­ры вице-адмирала Дж. Ч. Д. Каннингхэма (флагманский Devonshire, Berwick и York) и легкий крейсер Glasgow - 7 апреля в Розайте спешно приняла на борт десантные подразделения, предназначенные для захва­та Ставангера и Бергена. Вторая десантная группа сосредоточилась на Клайде и состо­яла из транспортов с войсками и кораблей охранения. Обе корабельные группы должны были дей­ствовать в соответствии с оперативным планом R4 толь­ко в случае получения не вызывающей сомнения информа­ции о намерении противника нарушить границы Норвегии.

Таким образом, инициатива с самого начала была предоставлена противнику, который не преминул ей вос­пользоваться и молниеносно реализовал свои планы ок­купации Норвегии и Дании. Ключевые порты Норвегии были захвачены немецкими войсками в ночь с 8 на 9 ап­реля в ходе операции «Учения на Везере» (Weserubung). Сведения о необычной активности германского флота начали поступать еще 6 апреля, что и вызвало спешную погрузку десанта на корабли в Розайте и на Клайде. Но уже на следующий день в Адмиралтействе, растерявшем­ся от потока сообщений с кораблей и из норвежских пор­тов, решили, что в сложившийся ситуации проведение операции по плану R4 уже не имеет смысла. Вместо это­го был отдан приказ всем кораблям идти на соединение с командующим Флотом Метрополии адмиралом Ч. Форбсом, который вечером 7 апреля с частью своих сил вышел из Скапа-Флоу к норвежским берегам в надежде перехватить силы вторжения противника. Приказ о выг­рузке десанта с кораблей 1 -и эскадры крейсеров и о её не­медленном выходе в море был отдан начальником шта­ба флота поздно вечером 7 апреля и передан вице-адми­ралу Каннингхэму рано утром 8 апреля по телефону че­рез командующего военно-морским округом Розайта. Тем самым изменение раннее намеченных планов лиши­ло англичан возможности немедленной доставки войск в подвергшиеся нападению норвежские порты.

Во второй половине дня 8 апреля, сразу после окон­чания выгрузки десанта с кораблей, Каннингхэм вышел в море со своими четырьмя крейсерами и шестью эсмин­цами. Вечером тяжелые крейсера Каннингхэма получи­ли приказ командующего флотом вести патрулирование в северном направлении вдоль норвежского побережья, а 2-я крейсерская эскадра вице-адмирала Эдвард-Кол­линза должна была находиться в готовности к нанесению удара по противнику, если последний будет обнаружен ночью. Таким образом адмирал Форбс, для которого сложившаяся оперативная обстановка оставалась неяс­ной, рассчитывал перехватить действовавший у берегов Норвегии флот противника, в случае, если он попытает­ся возвратиться в Германию, либо обнаружить герман­ские корабли, которые, как он считал, подходили с юга.

К утру 9 апреля под командованием Форбса собра­лись значительные силы: 1-я, 2-я и 18-я крейсерские эс­кадры, а также соединение французских кораблей контр­адмирала Даррьена. Находясь на расстоянии 100 миль от Бергена, Форбс решил атаковать этот порт и даже выде­лил для этой цели четыре легких крейсера и семь эсмин­цев. Однако атака на Берген была сорвана мощным ударом бомбардировщиков Люфтваффе, в нанесении кото­рого участвовали 47 Ju88 из эскадры KG.30 и 41 He 111 из KG.26. В ходе налета эсминец Gurkha был потоплен, а линкор Rodney и крейсера Devonshire, Southampton и Glasgow легко повреждены. Крейсеру York удалось сча­стливо избежать попаданий.

10 апреля севернее Шетландских островов к силам Форбса присоединились авианосец Furious и линкор Warspite, после чего командующий отправил легкие крей­сера и часть эсминцев на дозаправку в Скапа-Флоу. За­тем британское соединение в составе трех линкоров (Rodney, Warspite, Valiant), авианосца Furious, трех тя­желых крейсеров 1-й эскадры (Devonshire, Berwick и York) и 18 эсминцев направилось на северо-восток для нанесения силами палубной авиации удара по Тронхей­му. После выполнения этой задачи крейсер York совме­стно с другими кораблями соединения вступил в охране­ние конвоя HN-25 из 37 торговых судов, которые по счастливой случайности были выведены из Бергена по инициативе одного из капитанов перед самым приходом туда немцев. Все суда конвоя благополучно достигли Англии, ускользнув из-под носа противника. Среди про­чих грузов конвой перевез золотой запас норвежских банков, заблаговременно погруженный на суда. Вместе с судами конвоя в английские базы вернулись и корабли Флота Метрополии.

Так закончилась начальная фаза норвежской кампа­нии, очень удачная для Германии, сумевшей в кратчай­шие сроки захватить основные порты Норвегии и, глав­ное, аэродромы, с которых уже 9 апреля наносились уда­ры по кораблям союзников. На этом этапе противостоя­ния стала ясно, что ключевой позицией, позволяющей немцам удержать Нарвик и другие порты, является Трон­хейм. С целью овладения этим портом 14-16 апреля со­юзники высадили десанты в небольших портах к северу (Намсус) и к югу (Ондальснес и Мольде) от Тронхейма. На корабли Флота Метрополии легла обязанность нести охранение направлявшихся в Норвегию конвоев с войс­ками и снаряжением. Переброской войск занималась также часть крейсеров флота. Особенно активно такие перевозки осуществлялись в районе Ондальснеса. 23 ап­реля из Розайта в Ондальснес крейсерами Galatea, Glasgow и Sheffield в охранении шести эсминцев был пе­реправлен первый эшелон войск 15-й пехотной бригады (2200 человек). В следующей подобной акции принимал участие в качестве войскового транспорта и тяжелый крейсер York. 24 апреля совместно с легкими крейсера­ми Manchester и Birmingham в охранении трех эсминцев он перевез в Ондальснес остальных 1600 человек 15-й бригады и 300 тонн снабжения. Кроме того, крейсера флота (и в том числе York) осуществляли ближнюю бло­каду порта Нарвик, обеспечивали огневую поддержку своим войскам, действовавшим в районе Нарвика, Намсуса и Ондальснеса, препятствовали использованию противником шхерных фарватеров у норвежского побе­режья, вели патрулирование в проливах Скагеррак и Каттегат с целью ослабить противодействие надводных кораблей противника подводным лодкам союзников.

Говоря о действиях подлодок союзников, не следует забывать об активной деятельности германских субма­рин, не нанесших сокрушительного удара британскому флоту в ходе норвежской операции, главным образом, из-за дефекта собственных торпед, снабженных несовершен­ными магнитными взрывателями. Крейсер York дважды счастливо избежал участи многих потопленных герман­скими подводниками кораблей. Первый раз это произош­ло 11 апреля западнее Тронхейма, когда крейсер был обнаружен в 21.15 командиром подводной лодки U48 капитан-лейтенантом Гербертом Шульце, впоследствии кавалером Рыцарского креста. Позиция подводной лод­ки и расстояние до цели гарантировали успех, последо­вал трехторпедный залп... В отсеках ясно слышали три взрыва, однако все торпеды взорвались преждевременно, на безопасном для крейсера расстоянии. Не больше по­везло и командиру U23 капитан-лейтенанту Гейнцу Бедуну, дважды выходившему в торпедную атаку на тяже­лый крейсер 25 апреля.

Несмотря на двукратную доставку подкреплений и постоянную огневую поддержку флота, действия союз­ников в районах Намсуса и Ондальснеса не имели успе­ха, в основном, из-за господства германской авиации. В результате неоднократных воздушных налетов, были разрушены портовые сооружения обоих пунктов, снаб­жение войск стало невозможным и положение их оказа­лось критическим. К концу апреля в Лондоне, наконец, осознали, что операция по захвату Тронхейма провали­лась и 28 апреля командующий Флотом Метрополии получил приказ Адмиралтейства на эвакуацию почти 12-тысячного десантного контингента. Принимая во внимание опасность со стороны авиации противника в светлое время суток, акцию планировалось провести в течение трех ближайших ночей, с 30 апреля по 3 мая 1940 года. Днем раньше, 29 апреля, корабли флота эвакуировали из Мольде короля Норвегии Хаакона VII, наследного прин­ца, правительство и государственный золотой запас Норвегии. В последующие две ночи, с 30 апреля на 1 мая и с 1 на 2 мая, корабельными соединениями вице-адми­ралов Эдвард-Коллинза и Лейтона были эвакуированы из Ондальснеса около 6000 человек. Теперь такую же операцию предстояло провести в Намсусе.

Для эвакуации насчитывающего приблизительно 5400 человек франко-британского экспедиционного кор­пуса в Намсусе еще 29 апреля из Скапа-Флоу вышло со­единение кораблей, состоявшее из тяжелых крейсеров Devonshire и York, французского легкого крейсера Montcalm (контр-адмирал Даррьен) и 9 эсминцев под общим командованием вице-адмирала Каннингхэма. На следующий день в 11.30 западнее Оркнейских и Шетлан­дских островов к ним присоединился конвой из трех французских вспомогательных крейсеров El Djezair, El Kantara и El Mansour 1-й вспомогательной крейсерской дивизии контр-адмирала Кадара, после чего соединение взяло курс на Намсус. На переходе, в светлое время су­ток, корабли неоднократно подвергались атакам немец­ких бомбардировщиков. Тем не менее, 1 мая соединение благополучно пришло к Намсусу. Утром 2 мая к крейси­ровавшим в тумане у входа в фиорд кораблям Каннинг­хэма присоединился шедший самостоятельно из Скапа-Флоу британский крейсер ПВО Carlisle под командова­нием контр-адмирала Вивиэна. Днем с флагманского крейсера Devonshire на корабли соединения была пере­дана шифрограмма Каннингхэма с планом действий в ночной эвакуации. Войска предполагалось погрузить на корабли в течение ночи, хотя командующий силами в Намсусе заявил, что за такой короткий срок осуществить погрузку всех войск невозможно. Для ускорения эвакуа­ции максимально большего количества людей вице-ад­мирал решил использовать в качестве транспортов не только вспомогательные крейсера, но и некоторые бое­вые корабли. В случае, если туман, затруднявший вхож­дение в фиорд, не рассеется, операция откладывалась на сутки. Тогда вспомогательные крейсера, имевшие огра­ниченный запас топлива, пришлось бы отправить обрат­но в Скапа-Флоу, а эвакуацию войск проводить на крей­серах и эсминцах.

Однако к вечеру туман рассеялся и по сигналу с флаг­манского крейсера эсминец Afridi (командир кэптен Вайэн) повел в фиорд колонну вспомогательных крейсеров, тяжелый крейсер York и эсминец Nubian. В фиорде к ним присоединились еще три эсминца. Погрузка войск про­водилась следующим образом: два вспомогательных крейсера встали лагом к стенке, а эсминцы и другие ма­лые корабли и катера перебрасывали людей на третий вспомогательный крейсер и тяжелый крейсер York. В это время Devonshire и Montcalm в охранении четырех эсмин­цев патрулировали у входа в фиорд. Противоздушное прикрытие операции осуществлял крейсер ПВО Carlisle.

Посадка войск была закончена к 3.00 3 мая. После вы­хода кораблей из фиорда был сформирован конвой из вспомогательных крейсеров и соединение легло на обрат­ный курс. Уже с 8.15 утра временами рассеивавшийся туман позволял авиации противника наносить бомбовые удары по отходящему конвою. В результате продолжав­шихся до вечера 3 мая атак пикирующих бомбардиров­щиков Ju87 Stuka из группы I/St.G.l были потоплены французский эсминец Bison, на котором находилось не­большое количество эвакуируемых, и участвовавший в спасении его экипажа эсминец Afridi, а легкий крейсер Montcalm получил повреждения. Корабли соединения прибыли в Скапа-Флоу 4 и 5 мая. Этой акцией крейсер York закончил свое участие в норвежской кампании. Можно смело утверждать, что это был самый активный период боевой службы тяжелого крейсера.

После эвакуации десанта из Намсуса York, совмес­тно с легкими крейсерами Manchester и Sheffield нахо­дился в Розайте, пребывая в резерве командующего Флотом метрополии. Однако период относительного спокойствия длился недолго. Уже 10 мая 1940 года не­мецкие войска нанесли удар по Бельгии, Франции и Голландии. Британский флот, в том числе и находивши­еся в Розайте крейсера, начал проведение операции по прикрытию эвакуации из бельгийских и голландских портов.

Сразу же после разгрома Франции началась подго­товка к отражению ожидаемого вторжения гитлеровских войск на Британские острова. При планировании дей­ствий флота Адмиралтейство рассматривало только про­блему предотвращения вторжения в Англию с моря, ос­тавляя решение других проблемных вопросов прочим видам вооруженных сил. Наиболее десантоопасным счи­тался участок побережья от залива Уош до Ньюхейвена. В целях предотвращения высадки противника в Метро­полии были сосредоточены значительные морские силы, насчитывавшие 5 линкоров, авианосец, 11 крейсеров, 80 эсминцев и 35 подводных лодок. Основу ударных сил флота составляли четыре флотилии эсминцев, которые должны были действовать при поддержке крейсеров. Все эти силы следовало разместить вблизи десантоопасной зоны - в устье Темзы или рядом с ним. Поэтому, несмот­ря на опасность налетов германской авиации, корабли Флота Метрополии базировались на порты Юго-Восточ­ной Англии. В их числе находился и тяжелый крейсер York, на котором в этот период были произведены неко­торые незначительные изменения вроде установки легких противоосколочных щитов на 102-мм орудия для защи­ты их расчетов.

В сентябре (по другим данным в августе) 1940 года, когда угроза германского вторжения в Британию пере­стала быть реальной, крейсер York был направлен в Гибралтар и вошел в состав Соединения Н (Force H) вице-адмирала Дж. Соммервилла. Эта группировка фло­та была создана в конце июня с целью компенсировать отсутствие французских кораблей, прекративших боевые действия в составе союзных военно-морских сил после падения Франции. Соединение Н предназначалось для действий в западной части Средиземноморского ТВД и обеспечения переходов английских конвоев, следовав­ших через Сьерра-Леоне и Гибралтар. Однако York за­держался здесь ненадолго и вскоре был отправлен в Александрию, в состав Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet) адмирала Э. Б. Каннингхэма.

С начала Второй мировой войны и до вступления в войну Италии Средиземноморский флот служил резер­вом Флота Метрополии, восполнявшего здесь свои по­требности в кораблях и людях для норвежской кампании и во время угрозы вторжения в Англию летом 1940 года. Со вступлением 10 июня Италии в войну на стороне Германии и после падения Франции положение корен­ным образом изменилось. С нейтрализацией французс­кого флота Средиземноморский флот Британии, лишен­ный поддержки кораблей союзной Франции и разбросан­ный на всем многомильном пространстве Средиземного моря между Гибралтаром, Мальтой и Суэцким каналом, оказался намного слабее флота Италии. Превосходство в кораблях итальянской Супермарины действительно являлось значительным: итальянцы имели на линкор, 15 крейсеров, 35 эсминцев и около 100 подводных лодок больше, чем их противник. В связи с этим, начиная с ав­густа 1940 года, Адмиралтейство послало Каннингхэму подкрепления во всех классах кораблей, которые благо­получно пересекли Средиземное море из Гибралтара. На первом отрезке пути их сопровождали корабли Со­единения Н, а в центральном бассейне встречал Среди­земноморский флот. С одним из таких конвоев и при­был в Александрию крейсер York, вошедший в состав 3-й эскадры крейсеров и почти сразу же включившийся в выполнение главной задачи флота - доставке снабже­ния на Мальту.

Мальта занимала ключевую позицию в системе бри­танской обороны в Средиземноморье. Находившийся в руках англичан остров сидел «костью в горле» у италь­янцев. Базировавшиеся на Мальте самолеты Королевс­ких ВВС и корабли Средиземноморского флота могли атаковать итальянские конвои на их пути в Ливию и прикрывать собственные, идущие в Александрию. И, наоборот, при нейтрализации Мальты, а тем более при ее захвате, итальянский флот и авиация могли бы нано­сить такой значительной урон английским конвоям, что Средиземное море стало бы практически закрытым для судоходства союзников. Вот почему Каннингхэм упорно противился всем приказам Адмиралтейства об эвакуации Мальты и в Лондоне, наконец, дали «добро» адмиралу на выполнение трудной задачи по удержанию острова.

Первой акцией по доставке подкреплений на Маль­ту, в которой принимал участие крейсер York, стала про­ходившая с 28 сентября по 3 октября конвойная опера­ция MB.5. Вышедшие из Александрии главные силы Сре­диземноморского флота (линкоры Warspite и Valiant, авианосец Illustrious, тяжелый крейсер York и легкие Orion и Sydney, 11 эсминцев из 2-й и 14-й флотилий) эс­кортировали легкие крейсера Gloucester и Liverpool, на борту которых находились 1200 человек подкрепления для гарнизона острова. После обнаружения конвоя ита­льянской воздушной разведкой на его перехват из Таран­то и Мессины вышли значительные силы итальянского флота - 5 линкоров, 7 тяжелых и 4 легких крейсера и 23 эсминца. В полдень 29 сентября по британскому соеди­нению нанесла удары итальянская бомбардировочная авиация, однако атака 28 бомбардировщиков Sparviero SM.79 оказалась безрезультатной. Внушительные силы Супермарины также ограничились демонстрацией и, не решившись атаковать английские корабли, вернулись на свои базы 30 сентября. В тот же день Gloucester и Liverpool высадили войска на Мальте и на следующий день присоединились к кораблям Каннингхэма. На об­ратном пути в Александрию легкие крейсера произвели вылазку в Эгейское море и обстреляли 2 октября порт на острове Стампалия.

Следующая конвойная операция (MB.6) проводилась 8-14 октября. Для прикрытия следовавших на Мальту под эскортом крейсеров ПВО Calcutta, Coventry и эсмин­цев четырех пароходов состоялся выход всех сил Среди­земноморского флота в составе линкоров Warspite, Valiant, Malaya и Ramillies, авианосцев Eagle и Illustrious, крейсеров York, Gloucester, Liverpool (3-я эскадра), Ajax, Orion, Sydney (7-я эскадра) и 16 эсминцев. Конвой достиг Мальты беспрепятственно. Воздушная разведка против­ника обнаружила корабли Каннингхэма лишь на обрат­ном пути, но поскольку главные силы Супермарины на­ходились в Ионическом море, на перехват англичан смог­ли выйти только легкие корабли. Известно, какой погром учинил в ночном бою в штормовом море шедший в бое­вом охранении сил флота легкий крейсер Ajax трем ита­льянским миноносцам 1-й флотилии капитан-лейтенан­та А. Банфи (потоплены два миноносца) и четырем эс­минцам 11-й флотилии капитана II ранга К. Марготтини (два эсминца повреждены, в том числе флагманский Artigliere тяжело). Последняя точка в этой ночной траге­дии была поставлена на следующее утро в 30 милях от места боя. Вскоре после 8.00 12 октября (по другим дан­ным 13-го) шедший в составе крейсерской завесы тяжелый крейсер York наткнулся на итальянский эсминец Camicia Nera, буксировавший тяжело поврежденный Artigliere. Обнаружив приближающиеся с юга два непри­ятельских крейсера в сопровождении четырех эсминцев, на Camicia Nera обрубили буксир и, не рискуя вступить в бой, полным ходом направились на север. Подойдя к неподвижному Artigliere, англичане обнаружили, что на нем уже спущен итальянский флаг (это собственноручно сделал один из немногих уцелевших офицеров корабля, принявший командование эсминцем старший механик капитан-лейтенант М. Джанниттини), а экипаж готовит­ся покинуть корабль. После того, как от эсминца отва­лили последние плавсредства, крейсер York открыл огонь из 102-мм орудий по оставленному кораблю. Спустя пять минут нежелавший надолго задерживаться здесь коман­дир крейсера кэптен Реджинальд Портал (captain Reginald Portal) приказал торпедистам добить эсминец двумя торпедами. Обе попали в горящий корабль, кото­рый вскоре перевернулся и затонул. Ну а финальным аккордом операции MB.6 стал налет «суордфишей» авиа­носцев Eagle и Illustrious на Лерос 13-14 октября. Радость англичан по поводу удачно проведенной операции была несколько омрачена повреждением крейсера Liverpool, который вечером 14 октября был торпедирован итальян­ским торпедоносцем.

Однако поставки снабжения осажденной Мальте не являлись единственной задачей Средиземноморского флота. Завоеванию безусловного господства в восточной части Средиземного моря по-прежнему препятствовало значительное количественное превосходство Супермарины в кораблях всех классов. Поскольку итальянцы избе­гали решительного морского сражения, Каннингхэм за­думал ударом по базам противника сократить этот раз­рыв. Но до тех пор, пока в его распоряжении находился только устаревший авианосец Eagle с небольшим коли­чеством самолетов на борту, проведение каких-либо мас­штабных действий подобного рода было невозможным. С прибытием в сентябре 1940 года в Александрию нового эскадренного авианосца Illustrious, относительно боль­шая авиагруппа которого (35-40 самолетов) существен­но усилила ударную мощь флота, давнее намерение ад­мирала могло быть реализовано. В октябре контр-адми­рал Э. Л. Листер предложил нанести авиационный удар по главной базе Супермарины в Таранто. Налет должен был быть произведен в ночное время силами авиагрупп обоих авианосцев. План операции Каннингхэм утвердил в середине октября; она получила название Judgement (приговор, наказание, кара) и была назначена на 21 ок­тября - день 135-й годовщины битвы при Трафальгаре, великой победы английского флота под командованием Нельсона над испано-французским флотом Наполеона. Однако из-за вспыхнувшего за пару дней до начала опе­рации в ангаре Illustrious пожара, в результате которого авианосец получил повреждения и потерял часть своих самолетов, она была перенесена на ночь с 11 на 12 нояб­ря. Следующим неприятным сюрпризом для Каннингхэма стал выход из строя системы заправки авиатопливом на авианосце Eagle. На устранение этой неисправности требовалось время, которого у Каннингхэма уже не было: в конце октября Италия вторглась на территорию Гре­ции, используя в качестве плацдарма захваченную еще в апреле 1939 года Албанию. Англичане отреагировали молниеносно: уже 2 ноября состоялась высадка британ­ских экспедиционных войск в Пирее и на Крите. Страте­гическое значение этого района очевидно: в случае зах­вата итальянцами Греции и, особенно, острова Крит, они обеспечивали себе контроль над Северо-Восточным Сре­диземноморьем и могли угрожать английским базам в Египте и Палестине. Таким образом, необходимость на­несения удара по базам итальянского флота все настоя­тельнее диктовалась сложившейся обстановкой. Было решено проведение операции Judgement не откладывать, неисправный авианосец Eagle оставить в базе, а часть его авиагруппы перевести на заканчивающий подготовку к операции Illustrious.

Прелюдией к нанесению удара по Таранто стала кон­войная операция MB.8, в ходе которой требовалось про­вести четыре конвоя. Два из них, MW.3 и AN.6 следова­ли, соответственно, из Александрии и Порт-Саида на Мальту и в бухту Суда (Крит), два остальных являлись обратными конвоями, сформированными из порожних судов, возвращавшихся с Мальты и из Греции. Кроме того, предстояло встретить двигавшиеся из Гибралтара боевые корабли, посланные в подкрепление флоту Каннингхэма.

Операция началась 4 ноября выходом двух судов кон­воя AN.6 с орудиями и боеприпасами для оборудования базы в бухте Суда. На следующий день его догнал маль­тийский конвой MW.3. Вместе они следовали до точки в 40 милях к югу от мыса Матапан, откуда, разделив­шись, отправились каждый к месту назначения. Адмирал Каннингхэм с главными силами флота вышел из Алек­сандрии в 13.00 6 ноября и к полудню 8 ноября оказался на полпути между Мальтой и Критом, заняв позицию для прикрытия обоих конвоев и перехвата итальянских ко­раблей в случае их появления. Тяжелый крейсер York совместно с крейсерами 3-й и 7-й эскадрой находился в охранении авианосца Illustrious (с командующим «тарантской группой» контр-адмиралом Листером на борту). После благополучного прибытия конвоев, флот напра­вился на запад и пришел в точку рандеву с силами гиб­ралтарского Соединения Н вице-адмирала Соммервила в 180 милях южнее Сардинии и в 100 милях к юго-восто­ку от Мальты. Соммервил с авианосцем Ark Royal, лег­ким крейсеров Sheffield и шестью эсминцами, в рамках проведения операции Coat, сопровождал направлявши­еся в Александрию корабли Соединения F (Force F - лин­кор Barham, тяжелый крейсер Berwick, легкий крейсер Glasgow и четыре эсминца). Оба английских соединения были обнаружены итальянской авиацией в полдень 8 ноября, вследствие чего александрийский флот в течение двух последующих дней неоднократно подвергался безус­пешным атакам бомбардировщиков SM.79. Встреча с кораблями Соединения F состоялась около 10.00 утра 10 ноября, после чего крейсера отделились для доставки не Мальту находившихся на борту войск, а флот двинулся в обратный путь. С этого момента противник не имел представления о месте нахождения английских кораблей благодаря действиям «фульмаров» авианосца Illustrious, сбивших восемь итальянских самолетов-разведчиков. В 18.00 11 ноября флот находился на позиции 19"35" в.д. 39°33" с.ш., приблизительно в 220 милях от Таранто. Здесь авианосец Illustrious в сопровождении тяжелых крейсеров Berwick, York, легких Gloucester, Glasgow и че­тырех эсминцев отделился от главных сил, начав действо­вать по плану операции Judgement.

Через два часа авианосец и сопровождающий его эс­корт достигли расчетной точки запуска самолетов в 40 милях к западу от мыса Кабо (остров Кефалония) и в 170 милях от Таранто. Здесь в 20.35 и в 21.30 с палубы авиа­носца двумя волнами (12 и 9 машин) стартовали бомбардировщики-торпедоносцы Swordfish. В результате ночно­го авианалета на итальянскую базу ценой потери двух самолетов были выведены из строя три линкора, легко повреждены тяжелый крейсер и эсминец. Итальянский флот «одним махом» лишился своего превосходства в самом тяжелом классе кораблей, а англичане на некото­рое время завоевали полное господство на всей аквато­рии Средиземного моря. Кроме того, моральный дух итальянских моряков, и прежде не очень высокий из-за постоянных неудач в стычках с английскими кораблями, теперь опустился до уровня депрессии.

14 ноября флот вернулся в Александрию, но не полу­чил времени для отдыха. Ожидали отправки новые кон­вои в Грецию и на Крит. В тот же день на борт крейсе­ров Berwick, York, Glasgow и Sydney спешно погрузились около 3400 солдат для доставки в Пирей. По возвраще­нии - новый рейс в Пирей с 4000 солдат на борту. На этот раз вместе с тяжелым крейсером York ходили легкие крейсера Gloucester, Orion, Ajax, Sydney. Корабли верну­лись в Александрию 20 ноября без инцидентов.

24 ноября Средиземноморский флот и гибралтарское соединение начали проведение комплексной операции Collar, планом которой предусматривалась проводка двух встречных конвоев из Гибралтара и Александрии, прикрытие конвоев в бухту Суда и на Мальту в сочета­нии с попутными ударами палубной авиации по Трипо­ли и острову Родос. Крейсер York, вместе с крейсерами 3-й эскадры Glasgow и Gloucester входивший в состав Соединения Е (Force E), прикрывал конвой судов со снаб­жением для Мальты. В ночь с 27 на 28 ноября в торпед­ную атаку на корабли соединения попытались выйти итальянские подводные лодки Dessie и Tembien, но попытка не увенчалась успехом. Крейсера вернулись на базу 29 ноября.

С 16 декабря крейсер York в составе сил Средиземно­морского флота был задействован в операции по прове­дению очередного конвоя на Мальту (MW.5) и охране­нии порожних судов до встречи с гибралтарским соеди­нением (операция МС.2). Предусмотренные оперативны­ми планами действия сопровождались крейсерскими операциями в Эгейском море и ударами палубной авиа­ции по аэродромам итальянских ВВС на острове Родос и Стампалия. York находи/Гея в охранении авианосца Illustrious, в то время как линкоры Warspite и Valiant в ночь с 18 на 19 декабря произвели обстрел албанского порта Валона, а легкие крейсера вице-адмирала Придхэм-Уиппла совершили вылазку в пролив Отранто. После присоединения двух порожних судов у Мальты флот от­конвоировал их к месту встречи с кораблями Соммервила (к югу от Сардинии). 21 декабря самолеты Illustrious атаковали два итальянских конвоя, в результате чего были потоплены два транспорта суммарным водоизме­щением 7437 тонн. На маршруте флот подвергался нео­днократным атакам итальянских подводных лодок Dessie, Bandiera и Serpente, оперировавших в районе Мальты. 22 декабря последней (командир - лейтенант Дотта) удалось торпедировать эсминец Hyperion, кото­рый пришлось затопить. Операция завершилась возвра­щением кораблей в Александрию 24 декабря.

Конец 1940 года ознаменовался коренным изменени­ем обстановки в Восточном Средиземноморье. События в Таранто привлекли внимание Германии, руководство которой испытывало все большее разочарование от не­удач итальянского союзника в Киренаике и Греции, а также из-за отсутствия решимости у своего партнера по Оси. Части германского Африканского Корпуса начали прибывать уже в декабре 1940 года. Вместе с ними появи­лись и первые подразделения Люфтваффе. Первым при­был X авиакорпус, на вооружении которого находились бомбардировщики Ju87 и Ju88. Корпус только закончил отработку действий против кораблей, причем, по опыту Норвежской кампании, упор делался на атаки авианос­цев. Уровень подготовки экипажей авиакорпуса вскоре смогли оценить и англичане.

В начале января 1941 года корабли британского фло­та проводили операцию по проводке конвоев с войска­ми, самолетами и продовольствием на Мальту и с воо­ружением в греческий порт Пирей (операция Excess). Грузовые транспорты в сопровождении кораблей Соеди­нения Н вышли из Гибралтара 6 января. В обеспечении операции были задействованы все наличные силы Сре­диземноморского флота. Крейсер York совместно с лег­ким крейсером Orion и корветами Peony, Gloxinia, Hyacinth, Salvia конвоировал танкер Brambleleaf из Александрии до бухты Суда на Крите, где с присоедине­нием легких крейсеров Ajax и австралийского Perth было сформировано Соединение D (Force D) под командова­нием вице-адмирала Придхэм-Уиппла. Корабли напра­вились на юго-запад на соединение с главными силами Средиземноморского флота (Force А). Встреча произош­ла 9 января в 210 милях юго-восточнее Мальты, после чего флот двинулся навстречу гибралтарскому конвою, который в тот же день был обнаружен итальянской воз­душной разведкой в 100 милях к юго-западу от мыса Спартивенто. Попытки итальянских подлодок Bandiera и Santarossa произвести торпедную атаку на корабли конвоя не увенчалась успехом. Безуспешным оказался и налет десяти бомбардировщиков SM.79.

Больше не повезло или, вернее, совсем не повезло в этом отношении кораблям Каннингхэма, которые были атакованы самолетами германского X авиакор­пуса. Налеты германской и итальянской авиации на­чались сразу после встречи гибралтарского конвоя 10 января и вскоре «штукам» из уже знакомой нам по Норвегии бомбардировочной группы I/StGl и II/StG2 удалось «уложить» шесть бомб в авианосец Illustrious и добиться одного попадания во флагманский линкор Warspite. Повреждения авианосца были настолько се­рьезны, что ему пришлось укрыться на Мальте. Ожес­точенные бомбардировки продолжались и на следую­щий день, 11 января, в результате чего получил попа­дание легкий крейсер Gloucester, а крейсер Southampton пришлось затопить вечером того же дня. Крейсер York вышел из этих испытаний без поврежде­ний и потерь в экипаже. После выполнения плана опе­рации соединения кораблей флота с измотанными не­престанными бомбардировками экипажами вернулись в Александрию между 14 и 18 января.

Напряженнейшая конвойная служба крейсера York продолжалась еще два с половиной месяца. 25 марта 1941 года крейсер вместе с судами эскортируемого конвоя зашел в бухту Суда на Крите. В тот же день итальянская авиаразведка доложила командованию о присутствии в бухте тяжелого крейсера, двух эсминцев и около 12 гру­зовых судов. Эти сведения были переданы на остров Лерос, где в бухте Партени базировалась 10-я флотилия MAS (Decima Flottiglia MAS), специальное подразделе­ние итальянского флота, специализировавшееся на про­ведении диверсионных операций с использованием штурмовых средств. В число таких средств, находящих­ся на вооружении флотилии (торпедные катера, сверхма­лые подводные лодки, человекоуправляемые торпеды и пр.), входили и катера, взрывавшиеся при столкновении с объектом атаки. Основным типом взрывающегося ка­тера 10-й флотилии являлся катер типа МТМ (Motoscafi da Turismo modificato - туристический моторный катер модифицированный) - крохотное суденышко с мощным (300-кг) зарядом взрывчатки в носовой части. Винт и руль катера выполнялись единым моноблоком, который при преодолении препятствий пилот мог приподнять из воды. Сам пилот, снаряженный гидрокостюмом боевого плов­ца, размещался в кормовой части катера, частично зак­рытой кокпитом. Подойдя к цели, пилот направлял на нее свой катер, блокировал руль и давал полный ход. На расстоянии 100 ярдов от объекта атаки при помощи спе­циального рычага он освобождал заднюю деревянную стенку кокпита и вместе с ней выбрасывался за борт. Оставшийся беспилотным катер при столкновении с це­лью подрывался специальными контактными зарядами, разламывался на части и тонул, а при достижении основ­ным зарядом взрывчатки заданной глубины срабатывал гидростатический взрыватель. В качестве носителей взрывающихся катеров в 10-й флотилии использовались старые эсминцы Francesco Crispi и Quintino Sella (типа Sella, 1925 г., 955 т), специально оборудованные палубны­ми слипами и электрическими лебедками. На борту каж­дого из них могли разместиться по три катера типа МТМ, а время их спуска на воду не превышало 35 секунд. С 23 марта 1941 года находившиеся в готовности эсминцы дислоцировались в одной из бухт острова Стампалия (Астипалея), в группе Додеканезских островов, однако операция откладывалась из-за отсутствия целей или плохой погоды. Днем 25 марта корабли флотилии понесли потери при налете английской бомбардировочной авиа­ции, но по получении приказа о начале операции немед­ленно снялись с якоря и направились к Криту.

Погода благоприятствовала итальянцам: наступив­шая ночь выдалась темной и звездной, море было спо­койным. Эсминцам удалось незамеченными подойти на девять миль к горлу бухты Суда и в 23.30 спустить ка­тера. Командовавший катерным подразделением стар­ший лейтенант Л. Фаджони повел их в сомкнутом строю ко входу в бухту, которого они достигли в 1.00 26 мар­та. Бухта, имеющая в длину, по разным данным, от пяти до семи миль, довольно узка, имеет высокие берега, вход в нее прикрывался двумя бонами, охраняемыми дозор­ными кораблями и береговыми батареями. Проскольз­нув в узкий проход, катера благополучно преодолели оба боносетевых заграждения и двинулись к месту якорной стоянки. На подходе к ней дорогу катерам пре­градило еще одно сетевое заграждение, которое было преодолено к 4.45 утра. В ожидании рассвета старший лейтенант Фаджони распределил цели между катерами, выделив два из них, суб-лейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески, для атаки тяжелого крейсера, чей силуэт темнел в центре якорной стоянки. К 5.00 катера Кабрини и Тедески заняли пози­цию для атаки в 300 ярдах от крейсера York. Итальян­цы находились настолько близко к кораблю, что слы­шали свист боцманских дудок начавшейся побудки, различали движение на палубе крейсера и дым, подни­мавшийся из носовой трубы. В 5.30 начало светать. По сигналу Фаджони пилоты дали полный газ и на полном ходу понеслись к крейсеру York. Приблизительно в 90 ярдах от его борта, они покинули катера, оставшись плавать на плотиках. После двух прозвучавших почти одновременно взрывов крейсер получил сильный крен на правый борт и окутался дымом. Но тонул он медлен­но (очевидно, в результате действий аварийных партий из состава экипажа), так что Фаджони, державшийся по­зади, собирался также атаковать York, но, все же, ре­шив, что крейсер обречен, избрал в качестве цели бли­жайший военный корабль, принятый им за крейсер ПВО Coventry.

В результате атаки шести итальянских взрывающих­ся катеров был потоплен норвежский танкер Pericles (8324 брт) из состава конвоя и выведен из строя тяжелый крей­сер York (По другим данным (в основном, итальянским), кроме того, были потоплены еще один. 18000-тонный, танкер и транспорт). Таким образом, действия трех из шести кате­ров (в том числе и старшего лейтенанта Фаджони) ока­зались безрезультатными, хотя в целом события ночи 26 марта 1941 года, бесспорно, являются большим успехом итальянского флота. Все пилоты катеров уцелели и по­пали в плен.

Взрывами катеров на крейсере была повреждена при­мерно четверть корпуса по его длине, в результате чего произошло затопление обоих котельных и одного ма­шинного отделений, York лишился электроэнергии, не действовали помпы и освещение. Корабль сильно осел носом и во избежание затопления был отбуксирован в глубь бухты и посажен на мель на глубине около восьми метров. Потери экипажа составили двое убитых из соста­ва машинной команды и пятеро раненных.

Но, казалось, для корабля еще не все было потеряно. Первое время после повреждения крейсер даже выполнял функции брандвахты якорной стоянки в бухте Суда, а вся оперативная информация района проходила через его ко­мандира, кэптена Р. Портала (Известно даже, что один из пилотов, докладывая Порталу о результате разведывательного полета, приносил последнему свои соболезнования в связи с затоплением командирского винного погреба). Кроме того, сидя на грун­те, крейсер служил в качестве зенитной батареи в систе­ме ПВО бухты. Адмирал Каннингхэм сожалел о потере тяжелого крейсера и, очевидно, имел твердое намерение спасти корабль. Англичане действительно предприняли максимум усилий, чтобы поднять крейсер со дна и отбук­сировать его в Александрию. Из Англии даже прилете­ла специальная команда спасателей. Когда 21 апреля из Тобрука на Крит прибыла 1-я флотилия лихтеров (4 еди­ницы типа «А»), два из них тут же стали у борта сидевшего на мели крейсера, включившись в спасательные ра­боты. Однако уже через день положение корабля ухудши­лось. На дне работали два водолаза из команды спаса­телей, когда начался воздушный налет. Германские бом­бардировщики Ju88 пробомбили находившиеся в бухте цели с горизонтального полета. Были потоплены два судна, многие получили повреждения, вновь подожжен танкер Pericles, а невдалеке от крейсера York взорвалась крупная авиабомба. Один из стоявших у его борта лих­теров, А-15, был буквально подброшен взрывом, повре­дившим подшипники его левого мотора. Этим же взры­вом убило обоих работавших под водой водолазов, а крейсер получил еще большие повреждения. В течение следующих недель постоянные налеты германской авиа­ции превратили York в настоящую развалину. Спасате­ли не успевали устранять все новые повреждения. Это, очевидно, и решило судьбу корабля. Уже в середине ап­реля, в связи с подготовкой британского флота к эвакуа­ции войск из Греции (операция Demon), начали понем­ногу раздергивать экипаж крейсера. Так, в распоряжение контр-адмирала Г. Т. Бейли-Громэна, представителя флота в Средневосточном командовании, отвечавшего за организацию службы тыла флота в Греции в течение всей эвакуации, из экипажа тяжелого крейсера York были направлены 12 офице­ров, 24 унтер-офицера, 72 матроса и 6 сигнальщиков. Эти люди, обученные пользо­ваться погрузочно-высадочными средствами и знавшие, как действовать на участках погрузки войск, в срочном порядке требовались контр-адмиралу для доставки эва­куируемых воинских подразделений с материковых до­рог к побережью и переброски их на корабли. Возмож­но, успех операции Demon, в результате проведения ко­торой в кратчайшие сроки из Греции на Крит и в Египет благополучно эвакуировались 58000 человек, в немалой степени зависел и от действий моряков с крейсера York. Однако последняя точка в истории службы тяжелого крейсера была поставлена только через месяц: 22 мая, в ходе операции по захвату Крита (операция Merkur) германская авиация осуществила массированный налет на бухту Суда. Одному из пилотов Ju88A из бомбардировочной группы III/LG1, обер-лейтенанту Хорсту Беегеру, удалось достичь четырех попаданий в неподвижный крейсер. Авиабомбы попали в носовую и кормовую башни ГК, в носовую над­стройку и кормовую оконечность. В результате корабль потерял грот-мачту, а кормовые надстройка и башенная установка были разрушены. Судя по тому, что данные о потерях в личном составе экипажа крейсера после этой бомбардировки отсутствуют, можно предположить, что York был оставлен еще до 22 мая.

Воздушные удары по бухте Суда наносились вплоть до самого занятия ее войсками стран Оси. Захватив бух­ту, гитлеровцы обнаружили здесь останки пяти потоплен­ных транспортов, танкера, большого количества мелких судов, старого греческого эсминца Leon (типа Aetos, 1911, 980 т) и тяжелого крейсера York, разрушение которого перед эвакуацией с острова довершили английские под­рывники. Первыми на крейсере побывали итальянцы, нашедшие там, по их заявлениям, много документов, в том числе и секретных (Последнее сомнительно. Бесспорно, бывает, что в бою или, наскочив на мину, военный корабль может затонуть так и в таком месте, что сохраняется возможность достать с него коды и шифры, которые будут использованы для чтения целого ряда оператив­ных радиограмм, а то и для облегчения дешифровалыцикам разгадывания других кодов и шифров. Однако крейсер York не был поврежден или потоплен в результате скоротечного боя и не был спешно оставлен экипажем. Наоборот, с момента повреждения крей­сера итальянскими катерами и до занятия бухты Суда оккупантами прошло больше двух месяцев, и даже после налета германской авиации 22 мая, после которого крейсер «добивали» британские подрывники, оставалось еще около недели. Таким образом, у анг­личан было достаточно времени, чтобы вывезти или уничтожить находившуюся на крейсере секретную документацию). Затем крейсер стал излюблен­ным местом экскурсий и прогулок солдат оккупационных войск. Итальянцы и немцы с удовольствием позировали на фоне руин, в которые превратился боевой корабль, благодаря чему мы имеем большое количество фотогра­фий того периода. По окончании войны полузатоплен­ный крейсер еще в течении семи лет ржавел на мели в бухте Суда, пока, наконец, в 1952 году корабль не был поднят и отбуксирован для разделки на металл на ита­льянскую верфь в Бриндизи.

После войны обстоятельства вывода из строя крейсе­ра York стали предметом жарких дискуссий между обеими приложившими к этому руку сторонами. Немцы утверждали, что корабль был потоплен в результате воз­душного налета 22 мая, за что обер-лейтенант Беегер и получил Рыцарский крест. Основываясь на немецких данных, советский исследователь И. М. Короткий писал, что гибельными для корабля оказались попадания в него торпеды (читай - итальянских взрывающихся катеров -авт.) и одной авиабомбы, попавшей в район башни ГК. В свою очередь, итальянцы полностью отрицали эффек­тивность германского бомбового удара по крейсеру. Из книги князя В. Боргезе следует, что «имевшиеся повреж­дения на палубе и частично во внутренних помещениях корабля являются не результатом взрывов авиационных бомб, а зарядов, подорванных наспех самими англичана­ми, прежде чем оставить Суду», то есть York потоплен в ходе атаки итальянских взрывающихся катеров в ночь с 25 на 26 марта 1941 года.

Спор не разрешен и по сей день. Не умаляя вклада каждой из сторон, следует заметить, что в истории Вто­рой мировой войны найдется немало примеров, когда корабли, имевшие не меньшие, а то и большие повреж­дения, чем York, все же возвращались в строй. Дос­таточно вспомнить английские линкоры Queen Elisabeth и Valiant, подорванные в декабре 1941 года в Алексан­дрии боевыми пловцами той же 10-й флотилии MAS, или два из четырех американских линкоров, потоплен­ных в Перл-Харборе, а затем восстановленных, чтобы понять, что разрушения, полученные крейсером от дей­ствия итальянских катеров или германской авиации, от­нюдь на означали его окончательной гибели. При опре­деленных обстоятельствах York также могли восстано­вить, что, похоже, и собирался сделать адмирал Каннигхэм. Таким образом, решающим фактором в судьбе крейсера стала сложившаяся военная ситуация, а имен­но - быстрый захват Крита германскими войсками. Следующий, десятый, корабль, носящий название York, появился в составе Королевского флота Великоб­ритании в середине 80-х годов. Им стал один из четырех ракетных эсминцев типа Manchester / проект 42 Batch 3 / D98 / Swan, Hunter & Wigham Richardson / 18.01.1980 / 21.06.1982/9.08.1985/3880 т ст/141,12xl4,9x5,8m/31.5 уз /1x114 мм Mk8, 2x1-20 мм Oerlicon, 2x6 - 20 мм Vulcan Phalanx, 1x2 ПУ ЗУР Sea Dart (40 ракет), 2x3 - 324 мм ТА, вертолет Lynx), который находится на службе и в насто­ящее время.