Краткая оценка проекта
Появление проекта крейсера с восьмидюймовой артиллерией «класса В» было обусловлено одним из поворотов британской кораблестроительной политики, направленной на удешевление программ развития флота. Поэтому крейсера типа York, являясь чисто британским явлением, стоят несколько особняком в большом семействе тяжелых крейсеров, строившихся, в основном, в соответствии с максимальными параметрами «вашингтонского» стандарта, а то и с превышением их. В этом и заключается сложность оценки экспериментальных крейсеров. Тем не менее, попытаемся разобрать составные части проекта крейсера «класса В» в сравнении с:
— кораблями-прототипами. В этом качестве выберем крейсера типа County третьей (Norfolk) и первой серий (Cumberland).Последний прошел основательную модернизацию в 1935-1936 годах и, входя вместе с крейсером Exeter в состав поисковой группы Хэрвуда, при иначе сложившихся обстоятельствах мог стать участником боя у Ла-Платы;
— кораблями-противниками — германским «карманным» линкором Admiral Graf Spee и японскими тяжелыми крейсерами типа Myoko;
— и, наконец, с аналогами в иностранных флотах, которыми, бесспорно, могут быть только японские крейсера типов Furutaka и Aoba. Хотя появление этих кораблей было обусловлено совершенно иными причинами, но, как и «йорки», не вполне соответствуя «вашингтонскому» стандарту, они также являлись тяжелыми крейсерами уменьшенного водоизмещения (по поводу определений будет кстати вспомнить промелькнувшее где-то в нашей литературе весьма любопытное определение крейсеров типа York как «полутяжелых» -!?).
С прототипами, думается, все ясно. Об основных различиях одновременно проектируемых крейсеров третьей серии County и «класса В» достаточно подробно говорилось в разделах монографии, посвященных проектированию и техническому описанию «йорков» (см. также таблицу 1). Если «вашингтонские картонки» строились как бы вокруг своих восьмидюймовых орудий, начисто «съедавших» все запасы ограниченного договором водоизмещения, и они являлись, по существу, безбронными, то на экспериментальных крейсерах, хоть и ценой уменьшения количества стволов главной артиллерии, но был положен предел подавляющему преобладанию крейсерских качеств над боевыми и появилось поясное бронирование и была усилена горизонтальная защита. Другое дело, что бортовое бронирование осталось на уровне такового у легких крейсеров периода Первой мировой войны и состояло из куцего броневого пояса, прикрывавшего только машинно-котельные отделения. Недостаточность принятых мер по обеспечению этим кораблям оптимальных защитных характеристик была очевидной уже в середине 30-х, когда модернизировали часть тяжелых крейсеров типа County и строили легкие, типа Town, имевшие намного более совершенную систему защиты. Однако даже во время ремонтно-модернизационных работ, проводившихся на крейсере Exeter в 1940-1941 годах, ничего существенного в этом отношении сделано не было. Совсем иначе решался этот вопрос во время модернизации County, в число которых вошел и Cumberland. Они получили более солидное, чем «йорки», бортовое бронирование (внешний пояс толщиной 76-114 мм) и усиленное местное. В частности, до 101 мм было усилено бронирование вентиляторов котельных отделений, а ведь именно через слабозашищенную вентшахту крейсера Exeter и проник японский восьмидюймовый снаряд, наделавший столько бед в его котельных в бою 27 февраля 1942 года. Вместе с тем, горизонтальное бронирование модернизированных крейсеров осталось прежним и крайне незначительным (35-мм бронеплиты в районе МКО и 38-мм над рулевой машиной). В этой связи интересно представить себе участие в деле у Ла-Платы крейсера Cumberland. Чуть менее быстроходный и маневренный, он представлял бы собой значительно большую по размерам цель. Учитывая характер повреждений крейсера Exeter в реальном бою и то, что многочисленные попадания в него пришлись, в основном, в носовую часть, не пробив горизонтальной брони корабля и не причинив вреда его жизненно важным частям, можно лишь констатировать очевидный факт, что в подобных же условиях наличие двух дополнительных 203-мм стволов «вашингтонца» были бы прекрасным подспорьем в бою с германским рейдером и, возможно, имели бы решающее значение для итогов боя. Однако при другом раскладе попаданий в британский тяжелый крейсер более тонкая горизонтальная бронезащита крейсера Cumberland представляется совершенно незначительной преградой для 11-дюймовых бронебойных снарядов противника.
Таблица 1. Тактико-технические элементы сравниваемых тяжелых крейсеров.
Norfolk |
Cumberland |
York/Exeter |
Furutaka/Aoba Myoko |
Admiral Graf Spee |
Страна Великобрит. |
Великобрит. |
Великобрит. |
Япония Япония |
Германия |
Год спуска на 1928 воду/модернизации |
1926/1936 |
1928/1929 |
1925/1926 1927 |
1934 |
Водоизмещение, т стандартное 9925 полное 13425 |
9470/10800 13424/13968 |
8250/8390 10350/10490 |
8100/8760 10980 9540*/9990* 13300* |
12100 16200 |
Скорость, уз. 32.25 |
31.5 |
32.3/32.0 |
34.5 35.5 |
28.0 |
Дальность 12500/12 плавания, м.м./при скорости хода, .уз. |
13700/12 |
10000/12 |
6000-7000/14 6000-7000/14 |
20000/14 |
Бронирование, мм борт 25 палуба 38-51 башни ГК 25 |
25/76-114 38 25 |
76(51?) 51 25 |
76 102 35+48 35+(35-38) 25 25 |
60-100 40+18 170 |
Вооружение ГК 8x203 средняя арт. 4x102 зенитная арт. 4x40 ТА 8x533 Самолетов 1 |
8x203 4x102/8x102 4x40 8x533 1/3 |
6x203 4x102 2x40 6x533 1/2 |
6x200 10x203 4x76/4x120 6x120 6x105 12x610 12x610 1 2 |
6x280 8x150 8x37 8x533 2 |
* - на испытаниях (67% запасов);
** - без пулеметов.
Еще более ясная картина полного превосходства складывается при сравнении крейсеров типа York с кораблями-противниками. Благодаря какой-то «счастливой» звезде крейсеру Exeter довелось помериться силами с сильнейшими представителями класса тяжелых крейсеров, а в последнем своем бою даже в одиночку выступить сразу против четырех таких «супертяжей». Крейсера типа Myoko, в нарушение договора построенные с превышавшим стандарт водоизмещением, получили более совершенное бронирование (в частности, 102-мм броневой пояс прикрывал борт на всем протяжении между погребами концевых башен), десять 203-мм орудий, а также мощнейшее торпедное и авиационное вооружение, и не без оснований считались сильнейшими в своем классе. И без того значительное превосходство этих японских тяжелых крейсеров над британским усугублялось еще и качественными параметрами их главной артиллерии, более дальнобойной и с более мощным боеприпасом (см. таблицу 2). И уж совсем некорректно сравнивать «йорки», да и все британские тяжелые крейсера, с германскими кораблями типа Deutschland, имевшими, согласно Версальскому договору, стандартное водоизмещение 10000 т, но проектировавшихся в качестве эрзац-линкоров. Эти корабли, которые немцы классифицировали как «броненосцы», а англичане в насмешку окрестили «карманными линкорами», из-за явного преобладания в их характеристиках крейсерских качеств менее всего уместно считать линейными кораблями (и их в действительности в конце 1939 года перевели в разряд тяжелых крейсеров). Кроме того, они предназначались для действий на коммуникациях и, имея огромную дальность плавания, достаточную скорость хода, чтобы уйти от любого линкора постройки до 1933 года, и намного больший, чем у крейсеров, калибр главной артиллерии, превосходили по огневой мощи и бронезащите все тяжелые крейсера, ставя под сомнение само существование этого класса, призванного защищать эти самые коммуникации. Так что события 13 декабря 1939 года, произошедшие вблизи побережья Уругвая, нельзя расценивать иначе, как огромную удачу трех британских крейсеров и, вместе с тем, большую победу Королевского флота Великобритании.
Таблица 2. Характеристики главной артиллерии сравниваемых крейсеров.
Тип орудия |
Vickers MkVIII |
3 Nendo Shiki Go1 |
3 Nendo Shiki Go2 |
Krupp 28cm SKL/34 |
Страна |
Великобритания |
Япония |
Япония |
Германия |
Год принятия на вооружение |
1927 |
1924 |
1931 |
1934 |
Калибр, мм |
203 |
200 |
203,2 |
283 |
Калибр, дюймов |
8 |
7.9 |
8 |
11.4 |
Длина ствола, кал. |
50 |
50 |
50 |
52.35(c затвором) |
Длина орудия, м |
10.50 |
10.0 |
10.31 |
14.815 |
Масса орудия, т |
16.84 (+0.38 замок) |
17.90 (с замком) |
19.0 (с замком) |
46.85 |
Масса снаряда, кг |
117.5 |
110.0 |
125,85 |
300 |
Масса заряда, кг |
30.3 |
32.63 |
33.8 |
107 |
Живучесть ствола, выстр. |
350 |
300 |
320 |
340 |
Скорострельн. в мин проектная/реальная |
12/3-4 |
5/2-3 |
4/2-3 |
2-3 |
Дальность стр., м/ при угле возвыш., град |
26670/45 |
20000/25 |
29400/40 |
36475/40 |
Угол возвыш./сниж. орудий, град |
+70/- 5 |
+25/- 5 |
+40/- 5 |
+40/- 10 |
Тип башни/ кол. стволов |
Mkl, Mkll, Mkll*/II |
Mod.A/I* Mod.C/II** |
Mod.D/II |
DrhLC-28/III |
Вес баш. установки, т |
205-220,3 |
57,5(A), 157(C) |
159(168) |
600(700) (с орудиями) |
* - Furutaka в 1926-1936 гг.
** - Aoba в 1927-1938 гг.
И переходя, наконец, к сопоставлению «йорков» с зарубежными аналогами, следует учитывать тот факт, что избранные для этого японские крейсера проектировались еще до подписания вашингтонских договоренностей, создаваясь в качестве противовеса уже строившимся крейсерам союзников по Антанте, и, в частности, английским типа Hawkins, что и обусловило их вооружение 200-мм орудиями, близкими по калибру к появившемуся вскоре максимальному договорному стандарту главной артиллерии. Стремясь создать предельно легкие корабли с максимальной огневой мощью и предельно возможной защитой, японские проектировщики «переборщили с начинкой», вследствие чего они оказались значительно перегруженными, но... Рассмотрим их конструктивные особенности.
Два крейсера типа Furutaka и столько же крейсеров «улучшенного проекта», типа Aoba, вошли в строй в 1926-27 годах, имея такое же по количеству, как и крейсера типа York, главное вооружение - по шесть 200-мм орудий. Их бронирование, как и у «йорков», не обеспечивало защиты от прямых попаданий восьмидюймовых снарядов, считаясь достаточным только от действия шестидюймовых снарядов на дистанциях не менее 12 км. Однако японские корабли получили более протяженный бронепояс (80 м), который, при одинаковой толщине бронеплит (76 мм), прикрывал не только район МКО, но и, частично, погреба кормовых башен. Кроме него, ниже ватерлинии, борт защищался булями, чуть перекрывающими пояс по длине. Большинство справочников, информируя о горизонтальном бронировании японских крейсеров этих типов, указывают лишь толщину бронепалубы (35 мм - 1.4 дюйма), забывая, что она дополнялась двухслойной 48-мм (28.6+19 мм) верхней палубой. Однако эти достоинства стали причиной и многочисленных недостатков проекта. Естественно, что при оснащении кораблей восьмидюймовой главной артиллерией, 76-мм поясом и, фактически, двумя бронепалубами, уложиться в проектное стандартное водоизмещение в 7100 т не удалось, возникла почти 1000-тонная перегрузка, повлекшая за собой увеличение осадки, снижение высоты бронепояса выше ватерлинии, уменьшение максимальной скорости (хотя она и теперь превышала скорость «йорков») и дальности плавания. А на крейсерах типа Aoba из-за возросшего в результате кодификационных изменений «верхнего» веса, кроме того, возникли еще и проблемы с остойчивостью. К тому же, японские 200-мм орудия типа «1Go», размещенные на «фурутаках» в одноствольных полубашнях модели «А», а на «аобах» - в двухорудийных башнях модели «С», во многом уступали английским MkVIII (эти недостатки японцы смогли частично устранить только в 1936-1940 годах установкой более мощных 203-мм орудий «2Go» с заменой башен, но и тогда их скорострельность оставалась недостаточной из-за несовершенной системы подачи. Тогда же была устранена смешанная система отопления котлов углем и нефтью и корабли переведены на нефтяное отопление). Как видим, более поздние «йорки» выглядели немногим более удачными, чем первые японские тяжелые крейсера, а кое в чем даже уступали им.
Ну а какой же след оставили экспериментальные крейсера в Королевском флоте Великобритании, во что вылился эксперимент? Их проект, особенно это относится к модифицированному проекту крейсера Exeter, имел ряд характерных отличительных черт конструктивного и даже архитектурного плана, неоднократно повторенных во всех либо в части последующих проектов британских крейсеров. Так, на крейсере Exeter обычная прежде многоуровневая главная надстройка платформенного типа впервые в британском крейсеростроении была заменена башенноподобной, с закрытым контуром, предназначенной для сосредоточения средств кораблевождения, связи и управления огнем. Помещения командира, каюты старших офицеров и их служебные помещения также находились в нижнем ярусе надстройки. Впоследствии башенноподобная конструкция главной надстройки стала стандартной для всех крейсеров, а затем и эсминцев Королевского флота. То же относится и к внедренным на крейсере архитектурным новациям, вроде переноса грот-мачты на кормовую надстройку или отсутствию наклона мачт и труб корабля. В этом отношении исключение составили только легкие крейсера типа Town и первая серия крейсеров ПВО (тип Dido). Показателен проект «йорков» и по одной из основных статей - стоимости, из-за чего, собственно, и «разгорелся сыр-бор» в 1925-1926 годах. Строительство одного крейсера типа York обошлось приблизительно в 1.6 млн. ф.ст. - примерно на 400 тыс. фунтов дешевле, чем крейсер типа County. Примечательно, что отказываясь от дальнейшей постройки тяжелых крейсеров и переходя к постройке легких с целью облегчения финансового бремени на бюджет страны, англичане так и не достигли желаемой цели, вернее, существенное снижение стоимости кораблей было достигнуто только однажды - при строительстве легких крейсеров опять же уменьшенного водоизмещения (типа Arethusa - 1.29 млн.ф.за единицу). Все же остальные строившиеся после «йорков» легкие крейсера демонстрируют неуклонный рост стоимости постройки: типа Leander -1.48-1.6 млн., типа Amphion (Perth) - ок. 1.5 млн., все восемь единиц типа Town — 17 млн., а один из двух последних предвоенных легких крейсеров, Belfast — 2.141 млн. ф.ст.
Кроме того, по замыслу лондонских политиков, крейсера типа York должны были стать этапными кораблями не только в британском крейсеростроении. Постройкой этих кораблей англичане рассчитывали ввести новый международный стандарт по классу крейсеров с восьмидюймовой артиллерией (тяжелых крейсеров). Однако время повального увлечения этими избыточно тяжеловооруженными, но чересчур дорогими кораблями прошло и британская инициатива не нашла поддержки среди ведущих морских держав, часть которых предпочла достраивать свой лимитированный тоннаж самых тяжелых единиц крейсерского класса по максимальным параметрам, что же касается США и Японии, продолжавших наращивать количество тяжелых крейсеров и после отмены ограничений, то они просто не видели необходимости уменьшения водоизмещения своих кораблей. В то же время нельзя сказать, что появление крейсеров типа York не вызвало отклика. Известно, например, что в начале 30-х годов в Нидерландах, явно с оглядкой на британский эксперимент, широко и серьезно обсуждался вопрос постройки «уменьшенного вашингтонского крейсера» водоизмещением 8000 т с шестью восьмидюймовыми орудиями. Другое дело, что из-за не меньшей, а то и значительно большей, чем в Великобритании, экономии на, морском бюджете, вместо тяжелого крейсера голландцами был построен уже знакомый нам легкий крейсер De Ruyter. И кто знает, как сложилась бы судьба союзной эскадры в бою в Яванском море, будь у союзников на шесть восьмидюймовок больше (18 против 20!), вместо имевшихся на De Ruyter семи 150-мм орудий, вследствие больших дистанций стрельбы не достававших до противника.
Завершая этот раздел монографии, хочу заметить, что рассуждения о полезности-бесполезности, необходимости или напрасности постройки крейсеров этого типа, да и вообще любых других кораблей, на мой взгляд, занятие бессмысленное. Участвуя в боевых действиях или даже занимаясь рутиной патрулирования или эскортной службы, корабль уже оправдывает свое существование, а также труд и средства, вложенные в его создание.