1942 год

Дебют у Гуадалканала.

 

В то время как ЭМ Nicholas (DD-449) проходил испытания, США начали операцию Watchtower, вступив в тяжелые бои на Соломо­новых островах. Операция имела целью защиту острова Гуадалканал от вторжения японцев и в конечном счете предусматривала прорыв кольца, образованного вражескими базами в Рабауле, о.Но­вая Британия, в Кавиенге, о.Новая Ирландия и на большинстве Соломоновых островов.

Nicholas, первым из эсминцев типа «Флетчер», был направлен в район боевых действий. 27 сентября он прибыл в Эспириту-Санто (Новые Гебриды) и тремя днями позднее приступил к эскорти­рованию конвоев. 13.10.1942г. эсминец снова вышел на Гуадалканал в охранении войскового конвоя. И тут ему очень повезло. Ког­да 15 октября их обнаружили японцы, ЭМ Nicholas (вместе с боль­шей частью конвоя) приказали возвратиться обратно, а ЭМ Meredith (DD-434) - типа «Benson» - продолжил путь. В тот же день он был потоплен японскими пикировщиками...

Два следующих корабля, O'Bannon (DD-450) и Fletcher (DD-445) (давший имя всему типу кораблей), вошли в строй 26 и 30 июня 1942г. соответственно. Оба были также направлены в Юж­ные моря. Fletcher прибыл в Нумеа (Новая Каледония) 5 октября в охранении линкора Washington (BB-56), флагмана TF 64 контр-адмирала Ли.

Хотя «флетчеры» значительно увеличили американскую удар­ную мощь, большинство эсминцев, действовавших в Южных мо­рях начиная с августа, было устаревших типов. Кроме того, имев­шиеся крейсерские силы также не были современными, а боль­шинство линкоров ремонтировалось после Пирл-Харбора. Союз­ническая авиация не обладала большим числом самолетов и зави­села от снабжения морем. Поэтому понятна уверенность япон­цев, что захваченные ими острова удастся удержать с относитель­ной легкостью.

Эсминцы типа «Флетчер» впервые вступили в бой в ноябре 1942г. в сражении у о.Гуадалканал. И сразу же Fletcher и O'Bannon столкнулись с японскими линкорами, включая Hiei. Эта ночная битва была первой, закончившейся потерей вражеского линкора.

Пораженный артогнем крейсеров и эсминцев, а также бомбами пикирующих бомбардировщиков Корпуса мор­ской пехоты, Hiei был окончательно затоплен 13.11.1942г. Американские потери - крейсера ПВО Juneau (CL-52) и Atlanta (CL-51) - уменьшили масштаб победы, но незави­симо от этого она стала заметным этапом в войне на Тихом океане. Что касается участия «флетчеров» в этом бою, то можно отметить, что ни один из них не был поврежден. Это во многом объясняется тем, что Hiei не мог вести ответный огонь из-за очень незначительной дистанции до целей (например, O'Bannon стрелял с расстояния менее одного километра).

Также без повреждений, в основном благодаря нали­чию радара, Fletcher вышел из следующего боя у мыса Тассафаронга, где американцы потеряли четыре тяжелых крей­сера. К тому же именно этому эсминцу удалось спасти большую часть экипажа погибшего Northampton (CA-26).

Вскоре после вступления в стой эсминцы Radford (DD-446), Jenkins (DD-447), Strong (DD-467) и Saufley (DD-465) также были отправлены в район Соломоновых островов.

Их задачей стало эскортирование транс­портов и патрулирование опасных вод­ных путей в поиске вражеских субма­рин. В этот период японцы для снабже­ния истощенного гарнизона расшири­ли использование легких судов, переме­щающихся исключительно ночью.

Когда японцы начали создавать воз­душную базу на мысе Мунда (о. Нью-Джорджия), оперативное соединение TF 67 контр-адмирала Эйнсворта сформиро­вало группу TG 67.2 для удара по этому району. В ночь на 5 января 1943 года три крейсера и эсминцы Fletcher и O'Bannon обрушили на Мунду шквал огня и стали, длившийся пятьдесят минут. 19 января для непосредственной поддержки армии на Гуадалканале был образован специальный отряд кэптена Бриско - «Ударные силы Кактуса», состоящий из четырех эсминцев типа «Флетчер»: Nicholas (DD-449), O'Bannon (DD-450), Radford (DD-446) и De Haven (DD-469). В тот же день они обстреляли Гуадалканал, выпустив 600 снаря­дов, а 24 января совместно с легкими крейсерами Nashville (CL-43) и Helena (CL-50) обрушили более 3.500 снарядов на аэродром Вила (о.Коломбангара).

29 января оперативное соединение TF 18 контр-адми­рала Джиффена, состоящее из шести крейсеров и восьми эсминцев (в т.ч. пяти «флетчеров») следовало в прикры­тии войскового конвоя из Нумеа на Гуадалканал. После полудня начались атаки японской авиации, и в 19.45 был торпедирован KPT Chicago (CA-29). Поврежденный крей­сер решено было отбуксировать на базу в Эфате под эс­кортом пяти эсминцев. 30 января в 16.20 сигнальщики ЭМ La Vallette (DD-448) заметили 11 японских торпедоносцев на расстоянии 16 километров. Эсминец открыл интенсив­ный зенитный огонь, сбив при этом два самолета. Однако оставшиеся сумели добиться четырех попаданий в Chicago (затонувший через полчаса) и одного в La Vallette. Торпеда взорвалась в районе носового машинного отделения. Погибло 22 человека. Эсминец потерял ход, но вскоре сумел двинуться вперед под одной маши­ной. Все же из-за засоления котельной воды пришлось прибегнуть к помощи буксира для возвращения в Эспириту-Санту. Там корабль прошел предваритель­ный ремонт перед отправкой на Западное побережье для капитального ремонта. На верфи Мар-Айленд он пробыл с 1 апреля по 6 августа 1943 года. Другой «флетчер» из охранения Chicago, Waller (DD-466) сбил один «бетти» и принял участие в спасении 1.049 мо­ряков с крейсера.

Ночью 1/2 февраля эсминцы De Haven (DD-469) и Nicholas (DD-449) из «Ударных сил Кактуса» при сопровож­дении трех десантных судов типа LCT, возвращавшихся в Тулаги после высад­ки у мыса Эсперанс, были настигнуты 14 вражескими пикирующими бомбар­дировщиками. Ошибочно приняв аме­риканские суда за силы перехвата эва­куирующегося гарнизона Гуадалканала, японцы атаковали оба эсминца. Аме­риканское командование понятия не имело о вражеской эвакуации, и у ко­раблей не было воздушного прикрытия. Когда шесть «вэлов» выбрали для атаки ЭМ De Haven, у него имелось немного шансов. Пикирующие бомбардировщи­ки нанесли эсминцу смертельный удар тремя бомбами, и он затонул в течение нескольких минут. Погибло 167 человек, спасено - 146. Спас их, разумеется, ЭМ Nicholas, отделавшийся легким повреждением руля и гибелью двух человек от близкого разрыва. Интенсивным зенитным огнем было сбито пять «вэлов».

De Haven был первым потерянным «флетчером» и пятнадцатым (и последним) эсминцем, погибшим в кро­вавой кампании у Гуадалканала. Всего за время этих боев было потоплено девятнадцать японских и двадцать четыре американских военных корабля.

К 8 февраля 1943 года японская эвакуация с Гуадалка­нала было завершена, что дало США первую передышку на Тихом океане.

В то время, как «флетчеры» строились прежде всего для службы на Тихом океане, общая военная ситуация требовала наличия новых эсминцев и на других театрах. Первым на Атлантике появился La Vallette (DD-448), вве­денный в строй 12.08.1942г. В ноябре он вместе с эсминца­ми Chevalier (DD-451), Strong (DD-467) и Taylor (DD-468) в составе TF 38 (во главе с ЛК Arkansas (BB-33)) поддержи­вал союзническую высадку в Северной Африке, после чего в начале 1943г. убыл на Тихий океан. Надо заметить, что практически все «флетчеры», построенные на верфях Восточного побережья, начинали боевую службу в пат­рулировании и эскортировании на Атлантике, и только приобретя минимальный опыт отправлялись на свой глав­ный театр. Интересный эпизод произошел во время такой стажировки эсминца Radford (DD-446). 3.09.1942г. он со­провождал конвой ТА-18 из Нью-Йорка, когда входивший в него ВТР Wakefield (AP-21, ex-Manhattan, 24.289 брт) нео­жиданно загорелся. Благодаря четким действиям конвои­ров были спасены все 1.500 человек, находившихся на транспорте, а сам он был благополучно отбуксирован в Галифакс, хотя пожар на нем продолжался в течение вось­ми дней!

Другой атлантический эпизод биографий «флетчеров» остается загадкой до сих пор - как он мог произойти? 14.11.1943г. ЭМ William D. Porter (DD-579) конвоировал ЛК Iowa (BB-61), на борту которого находился президент Руз­вельт, направлявшийся на Каирскую и Тегеранскую кон­ференции. Около полудня эсминец неожиданно выстре­лил торпеду в сторону линкора! Правда, на флагман тут же просигналили о залпе, и линкор смог избежать попада­ния крутым поворотом. Торпеда взорвалась примерно в трех километрах от корабля.