1942 год
Дебют у Гуадалканала.
В то время как ЭМ Nicholas (DD-449) проходил испытания, США начали операцию Watchtower, вступив в тяжелые бои на Соломоновых островах. Операция имела целью защиту острова Гуадалканал от вторжения японцев и в конечном счете предусматривала прорыв кольца, образованного вражескими базами в Рабауле, о.Новая Британия, в Кавиенге, о.Новая Ирландия и на большинстве Соломоновых островов.
Nicholas, первым из эсминцев типа «Флетчер», был направлен в район боевых действий. 27 сентября он прибыл в Эспириту-Санто (Новые Гебриды) и тремя днями позднее приступил к эскортированию конвоев. 13.10.1942г. эсминец снова вышел на Гуадалканал в охранении войскового конвоя. И тут ему очень повезло. Когда 15 октября их обнаружили японцы, ЭМ Nicholas (вместе с большей частью конвоя) приказали возвратиться обратно, а ЭМ Meredith (DD-434) - типа «Benson» - продолжил путь. В тот же день он был потоплен японскими пикировщиками...
Два следующих корабля, O'Bannon (DD-450) и Fletcher (DD-445) (давший имя всему типу кораблей), вошли в строй 26 и 30 июня 1942г. соответственно. Оба были также направлены в Южные моря. Fletcher прибыл в Нумеа (Новая Каледония) 5 октября в охранении линкора Washington (BB-56), флагмана TF 64 контр-адмирала Ли.
Хотя «флетчеры» значительно увеличили американскую ударную мощь, большинство эсминцев, действовавших в Южных морях начиная с августа, было устаревших типов. Кроме того, имевшиеся крейсерские силы также не были современными, а большинство линкоров ремонтировалось после Пирл-Харбора. Союзническая авиация не обладала большим числом самолетов и зависела от снабжения морем. Поэтому понятна уверенность японцев, что захваченные ими острова удастся удержать с относительной легкостью.
Эсминцы типа «Флетчер» впервые вступили в бой в ноябре 1942г. в сражении у о.Гуадалканал. И сразу же Fletcher и O'Bannon столкнулись с японскими линкорами, включая Hiei. Эта ночная битва была первой, закончившейся потерей вражеского линкора.
Пораженный артогнем крейсеров и эсминцев, а также бомбами пикирующих бомбардировщиков Корпуса морской пехоты, Hiei был окончательно затоплен 13.11.1942г. Американские потери - крейсера ПВО Juneau (CL-52) и Atlanta (CL-51) - уменьшили масштаб победы, но независимо от этого она стала заметным этапом в войне на Тихом океане. Что касается участия «флетчеров» в этом бою, то можно отметить, что ни один из них не был поврежден. Это во многом объясняется тем, что Hiei не мог вести ответный огонь из-за очень незначительной дистанции до целей (например, O'Bannon стрелял с расстояния менее одного километра).
Также без повреждений, в основном благодаря наличию радара, Fletcher вышел из следующего боя у мыса Тассафаронга, где американцы потеряли четыре тяжелых крейсера. К тому же именно этому эсминцу удалось спасти большую часть экипажа погибшего Northampton (CA-26).
Вскоре после вступления в стой эсминцы Radford (DD-446), Jenkins (DD-447), Strong (DD-467) и Saufley (DD-465) также были отправлены в район Соломоновых островов.
Их задачей стало эскортирование транспортов и патрулирование опасных водных путей в поиске вражеских субмарин. В этот период японцы для снабжения истощенного гарнизона расширили использование легких судов, перемещающихся исключительно ночью.
Когда японцы начали создавать воздушную базу на мысе Мунда (о. Нью-Джорджия), оперативное соединение TF 67 контр-адмирала Эйнсворта сформировало группу TG 67.2 для удара по этому району. В ночь на 5 января 1943 года три крейсера и эсминцы Fletcher и O'Bannon обрушили на Мунду шквал огня и стали, длившийся пятьдесят минут. 19 января для непосредственной поддержки армии на Гуадалканале был образован специальный отряд кэптена Бриско - «Ударные силы Кактуса», состоящий из четырех эсминцев типа «Флетчер»: Nicholas (DD-449), O'Bannon (DD-450), Radford (DD-446) и De Haven (DD-469). В тот же день они обстреляли Гуадалканал, выпустив 600 снарядов, а 24 января совместно с легкими крейсерами Nashville (CL-43) и Helena (CL-50) обрушили более 3.500 снарядов на аэродром Вила (о.Коломбангара).
29 января оперативное соединение TF 18 контр-адмирала Джиффена, состоящее из шести крейсеров и восьми эсминцев (в т.ч. пяти «флетчеров») следовало в прикрытии войскового конвоя из Нумеа на Гуадалканал. После полудня начались атаки японской авиации, и в 19.45 был торпедирован KPT Chicago (CA-29). Поврежденный крейсер решено было отбуксировать на базу в Эфате под эскортом пяти эсминцев. 30 января в 16.20 сигнальщики ЭМ La Vallette (DD-448) заметили 11 японских торпедоносцев на расстоянии 16 километров. Эсминец открыл интенсивный зенитный огонь, сбив при этом два самолета. Однако оставшиеся сумели добиться четырех попаданий в Chicago (затонувший через полчаса) и одного в La Vallette. Торпеда взорвалась в районе носового машинного отделения. Погибло 22 человека. Эсминец потерял ход, но вскоре сумел двинуться вперед под одной машиной. Все же из-за засоления котельной воды пришлось прибегнуть к помощи буксира для возвращения в Эспириту-Санту. Там корабль прошел предварительный ремонт перед отправкой на Западное побережье для капитального ремонта. На верфи Мар-Айленд он пробыл с 1 апреля по 6 августа 1943 года. Другой «флетчер» из охранения Chicago, Waller (DD-466) сбил один «бетти» и принял участие в спасении 1.049 моряков с крейсера.
Ночью 1/2 февраля эсминцы De Haven (DD-469) и Nicholas (DD-449) из «Ударных сил Кактуса» при сопровождении трех десантных судов типа LCT, возвращавшихся в Тулаги после высадки у мыса Эсперанс, были настигнуты 14 вражескими пикирующими бомбардировщиками. Ошибочно приняв американские суда за силы перехвата эвакуирующегося гарнизона Гуадалканала, японцы атаковали оба эсминца. Американское командование понятия не имело о вражеской эвакуации, и у кораблей не было воздушного прикрытия. Когда шесть «вэлов» выбрали для атаки ЭМ De Haven, у него имелось немного шансов. Пикирующие бомбардировщики нанесли эсминцу смертельный удар тремя бомбами, и он затонул в течение нескольких минут. Погибло 167 человек, спасено - 146. Спас их, разумеется, ЭМ Nicholas, отделавшийся легким повреждением руля и гибелью двух человек от близкого разрыва. Интенсивным зенитным огнем было сбито пять «вэлов».
De Haven был первым потерянным «флетчером» и пятнадцатым (и последним) эсминцем, погибшим в кровавой кампании у Гуадалканала. Всего за время этих боев было потоплено девятнадцать японских и двадцать четыре американских военных корабля.
К 8 февраля 1943 года японская эвакуация с Гуадалканала было завершена, что дало США первую передышку на Тихом океане.
В то время, как «флетчеры» строились прежде всего для службы на Тихом океане, общая военная ситуация требовала наличия новых эсминцев и на других театрах. Первым на Атлантике появился La Vallette (DD-448), введенный в строй 12.08.1942г. В ноябре он вместе с эсминцами Chevalier (DD-451), Strong (DD-467) и Taylor (DD-468) в составе TF 38 (во главе с ЛК Arkansas (BB-33)) поддерживал союзническую высадку в Северной Африке, после чего в начале 1943г. убыл на Тихий океан. Надо заметить, что практически все «флетчеры», построенные на верфях Восточного побережья, начинали боевую службу в патрулировании и эскортировании на Атлантике, и только приобретя минимальный опыт отправлялись на свой главный театр. Интересный эпизод произошел во время такой стажировки эсминца Radford (DD-446). 3.09.1942г. он сопровождал конвой ТА-18 из Нью-Йорка, когда входивший в него ВТР Wakefield (AP-21, ex-Manhattan, 24.289 брт) неожиданно загорелся. Благодаря четким действиям конвоиров были спасены все 1.500 человек, находившихся на транспорте, а сам он был благополучно отбуксирован в Галифакс, хотя пожар на нем продолжался в течение восьми дней!
Другой атлантический эпизод биографий «флетчеров» остается загадкой до сих пор - как он мог произойти? 14.11.1943г. ЭМ William D. Porter (DD-579) конвоировал ЛК Iowa (BB-61), на борту которого находился президент Рузвельт, направлявшийся на Каирскую и Тегеранскую конференции. Около полудня эсминец неожиданно выстрелил торпеду в сторону линкора! Правда, на флагман тут же просигналили о залпе, и линкор смог избежать попадания крутым поворотом. Торпеда взорвалась примерно в трех километрах от корабля.