1943 год
Для флота США большая часть 1943 года была потрачена на консолидацию и накопление сил в точках, где согласно стратегическим расчетам должно было начаться американское контрнаступление. А пока эсминцы были одной из важнейших составляющих сил флота, продолжавших морскую войну против японского судоходства, надводных сил и субмарин. «Флетчеры» оказались хорошо вооружены для преодоления подводной угрозы, и в течение 1943г. эсминцы Fletcher (DD-445), O'Bannon (DD-450), Saufley (DD-465), Taylor (DD-468), Wadsworth (DD-516), Radford (DD-446) и Boyd (DD-544) потопили по одной японской субмарине (соответственно 1-18, RO-34, RO-101, RO-107,1-182,1-40,1-39).
В первые пять месяцев 1943 года темп ввода в строй эсминцев типа «Флетчер» был гораздо выше, чем в 1942г., и Тихоокеанский флот пополнился сорока новыми кораблями. Еще девять вступило в строй в июне, включая единственный эсминец этого типа, предназначенный к службе в Атлантике. Это был Capps (DD-550), который под командованием лейтенант-коммандера Триппенси сопровождал конвой в Скапа-Флоу, Шотландия в сентябре. Там эсминец присоединился к британскому Флоту метрополии (Home Fleet). Вместе с АВ
Ranger (С V-4) ЭМ Capps воевал в арктических морях до конца 1943г., причем в ноябре он принимал участие в проводке конвоя RA-54A в СССР. Эсминец появился на Тихом океане только в январе 1944г.
В это время американцы продолжали наступление на Соломоновых островах. В ходе него был намечен обстрел аэродромов в Мунде и Вила. Первый поручили эсминцам «Ударных сил Кактуса», второй - соединению контр-адмирала Меррилла из трех легких крейсеров и эсминцев Conway (DD-507), Cony (DD-508) и Waller (DD-466). По Мунде было выпущено 1.600 снарядов, но без особого успеха. У Вила получилось удачнее. 6 марта в 00.57 Waller радаром обнаружил вражеские корабли, а уже в 01.02 с расстояния 6 километров произвел пятиторпедный залп и открыл артогонь. Его поддержали крейсера. В 01.15 после многочисленных попаданий взорвался японский эсминец Murasame, а в 01.30 та же судьба постигла ЭМ Minegumo. Американцы, практически не пострадавшие, спокойно проследовали дальше и в течение 16 минут интенсивно обстреливали аэродром Вила.
Японский флот всякий раз, когда условия, казалось, были благоприятными, продолжал искать возможность для решающего сражения на море. Между серединой апреля и началом июля американские эсминцы не имели потерь. Но первое сражение в заливе Кула принесло значительные жертвы с обеих сторон.
Бой в заливе Кула.
Как прелюдия к этому бою, 30.06.1943г. американские войска высадились на о. Нью-Джорджия. В числе сил прикрытия находилась оперативная группа TF 36.1 контр-адмирала Эйнсворта, состоящая из трех легких крейсеров и эсминцев: Nicholas (DD-449), Strong (DD-467), O'Bannon (DD-450) и Chevalier (DD-451). Часть задачи группы состояла в бомбардировке Вила-Стенмор и японских оборонительных позиций в гаванях Эногай и Байроко.
Обстрел с моря начался в 00.26 5 июля. Приблизительно через пятнадцать минут после начала высадки войск были обнаружены неопознанные суда. То, что они могли быть только вражескими эсминцами, подтвердилось, когда сигнальщики эсминца Strong обнаружили след торпеды. Корабль не имел времени для маневра, и в результате взрыв разорвал американский эсминец. Японцы провели торпедную атаку при помощи радара с расстояния 20 километров! Выполняя спасательные работы, Chevalier таранил нос эсминца Strong - неудача, которая, впрочем, помогла сохранить жизни экипажу погибавшего корабля. Моряки (241 человек) перебирались на палубу Chevalier, используя сети и канаты, натянутые между двумя кораблями. Едва спасательную операцию, происходившую в спокойном море приблизительно в четырех километрах от берега, заметили японцы, быстро начался обстрел с береговых батарей. O'Bannon и Chevalier ответили орудийным огнем. Но через несколько минут коммандеру Маклину пришлось отказаться от спасательных работ. Попадания снарядов в Strong добавились к повреждениям от торпеды, и он затонул в 01.22, унеся с собой на дно 46 человек.
После 06.00 TG 36.1 отправилась на дозаправку, но сразу же была отозвана, когда поступило сообщение о приближении «токийского экспресса» из Бугенвилля. Адмирал Эйнсуорт со своим соединением на 29-узловой скорости возвратился в залив Кула для его перехвата. То, что он обнаружил в темную безлунную ночь, под моросящим дождем, было десятью японскими эсминцами.
Опасаясь, что поврежденный нос эсминца Chevalier помешает в бою, Эйнсуорт приказал ему уходить в Тулаги с оставшейся в живых частью экипажа Strong. Взамен он приказал эсминцам Jenkins (DD-447) и Radford (DD-446) на полной скорости догнать его группу и пошел проливом Слот навстречу врагу.
Хотя семь из десяти вражеских эсминцев действовали прежде всего как войсковые транспорты, они все-таки были вооружены смертельными 24-дюймовыми торпедами «Long-Lance», а флагманский корабль, ЭМ Niizuki, имел радар. Часть японских транспортов повернула в Вила-Стенмор, чтобы там разгрузиться. Корабли Эйнсворта, следовавшие в колонне, встретились с группой поддержки. 6 июля в 01.57 американцы открыли огонь. Японцы были застигнуты врасплох, но быстро ответили торпедными залпами эсминцев Suzukaze и Tanikaze.
Невообразимый беспорядок ночного боя показал, что командиры американских эсминцев на этой стадии войны не были уверены, использовать ли в первую очередь орудийный огонь или торпеды. Произошла заминка и хотя огонь крейсеров вывел . из боя вражеский эсминец Niizuki, три торпеды поразили Helena (CL-50). Эсминец Nagatsuki также был поврежден артогнем и выбросился на берег в пяти милях от Вила. Все четыре «флетчера» произвели торпедные залпы, но, как обычно, безрезультатно.
Еще раз подтвердилась плохая репутация американских торпед, и командиры кораблей все еще не сознавали, что даже прямые попадания во врага не всегда приносят нужный результат. Эсминцы Nicholas и Radford, назначенные спасать оставшихся в живых с затонувшего Helena, обнаружили стоящий у Вила вражеский ЭМ Amagiri, также пытавшийся спасти уцелевших с затонувшего Niizuki. Обе стороны обменялись торпедными залпами, но попаданий не было.
Открыв орудийный огонь, более эффективный у американцев, чем торпедные атаки, «флетчеры» легко повредили Amagiri, который ушел на высокой скорости. Вся операция была типичной для скоростных «токийских экспрессов»: стремительный бросок по проливу Слот, высадка войск и выгрузка снабжения, обмен ударами с любыми американскими силами по мере необходимости и быстрый отход.
Nicholas и Radford спасли 745 членов экипажа Helena. Японцы потеряли в этом сражении эсминцы Niizuki и Nagatsuki (последний добит вечером 6 июля американской авиацией). Некоторые повреждения получили другие японские эсминцы, но это была недостаточная компенсация за потерю американского крейсера.
12 июля контр-адмирал Эйнсуорт приготовился к перехвату другого японского конвоя к Вила-Стенмор. С пятью «флетчерами» 21-й эскадры эсминцев (DESRON 21): Nicholas, O'Bannon, Taylor, Jenkins и Radford, плюс ЭМ Gwin (DD-433) типа «Benson», три крейсера и четыре более старых эсминца из DESRON 12, Эйнсуорт противостоял японскому легкому крейсеру и пяти эсминцам в бою у Коломбангара.
В 23.00 командующий приказал объявить боевую тревогу. План Эйнсворта опирался на использование радара в ночных условиях. Однако японцы имели детекторы радиолокационного излучения, и элемент неожиданности был утрачен. В колонне, с «флетчерами» во главе, американские корабли пересекали вход в залив Кула. В 01.03 сигнальщики с Nicholas обнаружили японские корабли, также в колонне. Японцы произвели торпедную атаку в 01.06, опередив на минуту американцев.
Одна японская торпеда попала в новозеландский крейсер Leander, но и японский крейсер Jintsu получил свое. Тяжело поврежденный снарядами, он также получил два торпедных попадания с ЭМ Taylor перед тем как разломиться пополам. Nicholas начал преследование вражеских кораблей, сопровождаемый O'Bannon, Taylor и Jenkins, но неудачно, так как никого не обнаружил. Тем временем в 01.56 вторая торпедная атака японцев (с расстояния 20 км) приводит крейсера Honolulu (CL-48) и St Luis (CL-49) к выходу из боя и к потере эсминца Gwin.
Но так как «токийский экспресс» не доставил свой груз, стратегически сражение выиграла союзническая сторона. Однако высветились ошибки американцев в преследовании быстроходных японских эсминцев-транспортов. В этих случаях вражеские эсминцы обычно отходили для перезарядки торпедных аппаратов, затем возвращались обратно на высокой скорости и атаковали американскую колонну. Несмотря на радар, визуальная идентификация «свой-чужой» была необходимой перед открытием огня, и это оставалось проблемой в течение ночных действий. В описываемом случае только свет звезд мог показать истинную принадлежность эсминцев.
Борьба продолжается.
Вскоре японцы окончательно убедились, что их части, остающиеся на Соломоновых островах, не могут поддерживаться без дальнейших существенных потерь в судах и живой силе. Адмирал Кога, возглавивший Объединенный Флот после гибели адмирала Ямамото, решил изменить систему снабжения. Для этих операций он предложил использовать в крупных масштабах самоходные баржи, которые, хотя и перевозили меньшее количество людей, чем военные корабли, могли бы продвигаться вдоль берега, укрываясь у скалистых островков и в маленьких заливах, что позволяло избегать обнаружения американцами.
Радарное обнаружение было затруднено при таких обстоятельствах, и многие баржи достигали цели, хотя флот США ввел патрули эсминцев для перехвата этих отрядов. Последовали многочисленные мелкие столкновения в ходе снабжения японских частей на Коломбангара, Велья-Лавелья и Мунда. Каждая такая стычка приводила к истощению японского флота, поскольку баржи требовали обязательного эскорта. 17 августа эсминцы Nicholas, O'Bannon, Taylor и Chevalier перехватили конвой из семнадцати барж и других судов, сопровождаемых четырьмя эсминцами.
Когда американцы открыли огонь японцы бросились в бегство. В результате были повреждены вражеские ЭМ Isokaze и Hamakaze и потоплены две баржи.
В дополнение к постоянному патрулированию против японских надводных сил, американские эсминцы продолжали бороться с вражескими субмаринами, хотя они представляли относительно малую угрозу из-за одиночного характера их вылазок. Японцы не применяли немецкую тактику «волчьих стай» против союзнических конвоев и военных кораблей. Численность их подлодок постепенно падала по мере усиления американской воздушной и морской блокады. Одна лодка типа RO была потоплена ЭМ Saufley (DD-465) 15 сентября. В компании со старым гладкопалубным эсминцем-минзагом Montgomery (DM-17), Saufley этим утром сопровождал конвой. Обнаруженный след торпеды, прошедшей мимо одного из транспортов, решил судьбу RO-101. Эсминец бросился в атаку и в течение двух часов сбрасывал на подлодку глубинные бомбы, вынуждая ее всплыть на поверхность. После всплытия лодки Saufley открыл по ней огонь из всех орудий. В воздух полетели обломки от прямых попаданий в подлодку. В это время к месту событий прибыла летающая лодка «Каталина» из 23-й патрульной эскадрильи (PATRON 23) и сбросила две противолодочные бомбы. RO-101 затонула. Осталось неизвестным, кому принадлежал смертельный удар. В конце концов, команде Saufley и экипажу «Каталины» было засчитано совместное потопление подлодки.
В конце 1943г. кампания на Соломоновых островах заканчивалась, но действия в опасных водах южной части Тихого океана еще продолжались. В течение первой недели октября «флетчеры» совместно с крейсерами обстреляли и повредили несколько вражеских барж и эсминцев. К тому времени приблизительно шестьдесят барж считалось потопленными. Однако командование Императорским Флотом решило рискнуть, выслав заключительный большой «токийский экспресс» из Рабаула. Но надеяться, что они смогут избежать встречи с американцами, было чересчур оптимистично.
Сражение у Велья-Лавелья.
Вечером 6 октября японские силы (шесть эсминцев и три эсминца-транспорта) были обнаружены подходящими с юга. Когда они вошли в Слот, для усиления патрулирующего у Велья-Лавелья DESRON 4 кэптена Уокера в составе трех эсминцев - Selfridge (DD-357), Chevalier (DD-451) и O'Bannon (DD-450) - контр-адмирал Уилкинсон выслал три эсминца коммандера Ларсона: Ralph Talbot (DD-390), Taylor (DD-468) и La Vallette (DD-448). Однако стороны заметили друг друга еще до подхода подкрепления, и вопрос заключался в том, вступит ли Уокер в бой при соотношении сил один к двум?
Кэптен Уокер решил не дожидаться остальных, а сразу атаковать торпедами. С дистанции 6.300м и при скорости 33 узла, американцы произвели торпедный залп, после чего немедленно открыли орудийный огонь. ЭМ Yugumo был поражен торпедой и несколькими снарядами и охваченный огнем вышел из линии.
Тем временем американские эсминцы выбрали себе индивидуальные цели и вели ожесточенный огонь, пока дымовая завеса не закрыла противника. Затем командиру ЭМ Chevalier донесли (ошибочно) о японских торпедных катерах, приближавшихся на высокой скорости. В 22.05 при плохой видимости Chevalier начал крутой разворот влево, уклоняясь от новой «угрозы», и в этот момент получил торпедное попадание в носовую часть с левого борта. Вскоре DD-451 ощутил новый удар, когда в него врезался двигавшийся следом эсминец O'Bannon. ЭМ Selfridge также был торпедирован.
На ЭМ Chevalier от детонации взорвались погреба левого борта, в результате чего был оторвана носовая часть до самого мостика. O'Bannon после столкновения дал «полный назад», однако Chevalier остался с пробоиной в кормовом машинном отделении. Принимая воду, DD-451 начал крениться. Чтобы облегчить корабль, командир приказал выстрелить оставшиеся торпеды в поврежденный Yugumo, который взорвался и затонул. В 22.36 командир тонущего эсминца Chevalier отдал команду: «Оставить корабль!». Большая часть экипажа была поднята шлюпками ЭМ O'Bannon (погиб 51 человек). Этому в значительной мере способствовало то, что японские эсминцы прекратили огонь, отойдя на север. Убедившись, что поврежденный корабль спасти невозможно, ЭМ La Vallette добил его торпедным выстрелом.
Имея соотношение потерь «один к одному», американские силы возвратились в базу. Эсминец Selfridge требовал серьезного ремонта, да и нос O'Bannon, поврежденный в результате столкновения с Chevalier, тоже.
В то время, как японский флот оставался силой, с которой нужно считаться, сама Япония к концу 1943 года теряла на Тихом океане одну территорию за другой. Их последняя точка опоры на Алеутах, о.Кыска, была оставлена в июле, а на Новой Гвинее в сентябре-октябре были потеряны стратегически важные авиабазы в Лаэ, Саламауэ и Финшхафене. На Соломоновых островах 1 ноября американцы высадились на о.Бугенвиль, самом большом из них. Это привело к сражению в бухте Императрицы Августы на следующий день.
К этому времени число находившихся в строю эсминцев типа «Флетчер» достигло 121. Пик военного времени - ввод в действие двенадцати эсминцев - был достигнут в сентябре, хотя к этой цифре приблизились в ноябре и декабре, сдав по одиннадцать единиц. Блестящие усилия американских верфей компенсировали все предыдущие потери эсминцев, большинство из которых произошло в кампании на Соломоновых островах.
Операция SHOESTRING 2.
Местом для вторжения на о.Бугенвиль был избран мыс Торокина, замыкающий с севера полумесяц бухты Императрицы Августы. Октябрьские воздушные атаки на Рабаул значительно уменьшили вражескую воздушную мощь, так что высадка имела высокие шансы на успех. 27 октября в ходе предварительных действий американские силы без особых трудностей, под прикрытием эсминцев Philip (DD-498) и Cony (DD-508), захватили острова Трежери (Treasury). В ходе этой операции был поврежден ЭМ Cony. Японский пикировщик Aichi D3A «вэл» прорвался через зенитный огонь и сбросил две бомбы, попавшие в машинное отделение. В результате восемь человек погибло, а Cony был отбуксирован в Тулаги для ремонта.
На следующий день Бугенвилль бомбардировался кораблями TF 39 контр-адмирала «Типа» Меррилла -четыре легких крейсера и восемь эсминцев из DESRON 23 кэптена Арли Берка. Затем операция продолжилась артобстрелом острова Шортленд, где взлетная полоса была выведена из строя.
Удары авиации начались с утра 1 ноября. Двенадцать транспортов, сопровождаемые одиннадцатью эсминцами, доставили к месту высадки морских пехотинцев. Соотношение «эсминец - транспорт» было почти один к одному. Еще шесть месяцев назад флот США не смог бы себе позволить такую роскошь. К тому же эскортирующие корабли были более мощными эсминцами типа Fletcher из DESRON 45 (коммандер Ральф Эрл). В D-день (день высадки десанта) огонь с берега был довольно слабым и сопровождался редкими воздушными атаками. В результате успехи японцев были минимальны. ЭМ Wadsworth (DD-516) получил сильное сотрясение от близкого разрыва бомбы, что привело к гибели двух моряков. Разгрузившись, транспорты ушли на полной скорости, так как их капитаны понимали, что вражеская реакция последует очень скоро. Они были совершенно правы.
Бухта Императрицы Августы.
Адмирал Кога собрал значительные надводные силы для атаки американцев, высадившихся на Бугенвилле. Он хорошо понимал, что потеря самого большого из Соломоновых островов приведет к потере всего архипелага и даст возможность США создать базу для дальнейших наступательных операций. Контр-адмирал Омори вышел из Рабаула с двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами и шестью эсминцами, сопровождая пять эсминцев-транспортов с войсками, чьей задачей было усиление частей, противостоящих высадившейся морской пехоте. Однако после обнаружения американской подводной лодки вблизи пролива Сент-Джордж транспорты вернулись назад.
Оперативное соединение контр-адмирала Меррилла быстро перестроилось для перехвата вражеских сил. В него входили DESDIV 45 кэптена Арли Берка в составе эсминцев: Charles Ausburne (DD-570), Claxton (DD-5 71), Dyson (DD-572), Stanly (DD-478) и DESDIV 46 коммандера Остина в составе: Spence (DD-512), Converse (DD-509), Thatcher (DD-514), Foote (DD-511) - всего восемь эсминцев типа Fletcher - и четыре легких крейсера CruDiv 12. К удивлению американцев, предупрежденных о подходе транспортов, им встретились военные корабли.
В 01.30 американский самолет-разведчик сбросил бомбу рядом с KPT Haguro, получившим повреждения надстройки и борта в средней части корпуса. Минутой позднее японский гидросамолет сообщил о кораблях Меррилла, «следовавших в трех колоннах». В свою очередь, обнаруженное американскими радарами, японское соединение было также идентифицировано. Меррилл повернул свои корабли на север с намерением блокировать бухту Императрицы Августы и организовать нападение на оба фланга врага, выслав эсминцы для атаки с южной стороны. Выпущенные американцами 25 торпед не достигли целей, но орудийный огонь крейсеров обрушился на КРЛ Sendai. Затем два японских эсминца, Samidare и Shiratsuyu, столкнулись, а немного позже KPT Mioko врезался в другой эсминец, Hatsukaze. Осветительные снаряды освещали сцену беспорядка, расчерчиваемую взрывами.
ЭМ Charles Ausburne был обстрелян Sendai, поврежденным, но все еще способным к сопротивлению. Перенесший затем торпедную атаку Spence и Converse, японский корабль был в конце концов потоплен эсминцами Берка.
Сложные маневры на высокой скорости привели к дальнейшим столкновениям этой ночью. Spence на 30-узловой скорости зацепил Thatcher, но оба «флетчера» отделались вмятинами на бортах. Вместе с Converse они атаковали два вражеских эсминца, выпустив девятнадцать торпед - и снова ни одного попадания! А одна японская «стальная рыба» нашла цель. Потерявший место в строю Foote пытался вернуться, когда торпеда ударила его в корму. Результатом взрыва было потеря хода и управления. Корабль пришлось отбуксировать в базу - залив Пурвис у о.Флорида (Purvis Bay, Florida Island). Повреждения оказались столь серьезными, что дело дошло до капитального ремонта и модернизации в Сан-Педро, Калифорния. В район боевых действий ЭМ Foote вернулся лишь через год -13.11.1944г.
Эсминец Spence также был поврежден орудийным огнем, и морская вода попала в одну из нефтяных цистерн. В результате и этот эсминец был вынужден уменьшить скорость и начал выходить из боя. ЭМ Thatcher сопровождал его. К сожалению, примерно в 04.25 эти два эсминца попали в зону интенсивного огня кораблей Берка.
Чувствуя себя крайне некомфортно среди снарядных всплесков, коммандер Остин на Spence вызвал по УКВ-связи (Talk Between Ships - TBS radio) Берка, чтобы себя идентифицировать. Последовал один из классических ответов Тихоокеанской войны: «Я должен извиниться за следующие четыре залпа - они уже на пути к вам». Несмотря на все это, Spence не имел никаких помех для нанесения удара по японскому эсминцу Hatsukaze, уже поврежденному тараном Myoko. С расстояния 3.500м пятидюймовки «флетчера» превратили вражеский корабль в пылающий костер, и только недостаток боеприпасов помешал Spence закончить работу. Эсминцы Берка сделали это за него.
Получивший попадание в корму, эсминец Foote был взят на буксир ЭМ Claxton, a Ausburne и Thatcher находились в охранении. Союзные истребители не смогли обеспечить прикрытие от японских воздушных атак, и около 08.00 над американцами появилось примерно 100 самолетов с японских авианосцев. Соединение Меррилла шло в своеобразном ордере ПВО, двигаясь по кругу в направлении часовой стрелки. Бой представлял собой «организованный ад, в котором было невозможно говорить, слышать и даже думать». Американские эсминцы вели зенитный огонь из всех орудий. Скоро сцена представляла собой коктейль из падающих самолетов, парашютов и взрывов. Но все, что враг достиг, была пара попаданий в крейсер Montpelier (CL-57) ценой потери примерно 20 самолетов.
Этим боем не закончились сражения начала ноября. Ночью 17/18 ноября американский конвой с подкреплениями, направляющийся на Новую Гвинею, был атакован маленькой группой японских торпедоносцев. Защиту конвоя осуществляло TG 31.6, возглавляемое Renshaw (DD-499). В состав эскорта входили еще пять «флетчеров»: Waller (DD-466), Saufley (DD-465), Sigourney (DD-643), Pringle (DD-477) и Conway (DD-507).
Лунная ночь позволила вовремя объявить боевую тревогу на эсминцах. Нападение началось освещением конвоя с помощью сигнальных ракет и светящихся авиабомб. Следующими появились бомбардировщики «бетти». Один врезался в море сам по себе, а затем Conway сбил второй. Один из транспортов получил попадание, и Sigournty, в компании с гладкопалубником Talbot (APD-7), спас оставшихся в живых. Тем временем, остальные эсминцы вели мощный зенитный огонь для отражения налета. Сражение продолжалось в течение двух часов, когда комендоры Sigourney сбили еще один «бетти». Американские ночные истребители отсутствовали, так что эсминцы должны были справляться без воздушного прикрытия. Позже были разработаны рекомендации для артиллерии ПВО, так что в дальнейшем хорошо подготовленные корабли могли быстро адаптироваться к любой ситуации.
Прозвище Арли Берка.
В конце 1943 года DESRON 23 кэптена Арли Берка находился в водах, окружающих Соломоновы острова, поддерживая американскую блокаду. В его составе насчитывалось пять «флетчеров»: Charles Ausburne (DD-570), Claxton (DD-571), Dyson (DD-572), Spence (DD-512) и Converse (DD-509). 24 ноября корабли заправлялись топливом в заливе Кула, когда пришли известия о попытке вражеской эвакуации морем персонала аэродрома с о. Бука. Берк получил приказ прибыть к месту событий на полной скорости. Если бы он смог достичь района о.Бугенвиль вовремя, то вражеские транспорты понесли бы тяжелые потери. В машинных отделениях «флетчеров» чумазые команды выжимали из турбин все, что могли. В ходе операции адмиралу Хэлси сообщили, что дивизион Берка в пути и развивает 3 Г узел. Ответ Хэлси вошел в морской эпос. Он начинался так: «Тридцатиодноузловому Берку пресечь линию эвакуации Бука - Бугенвилль. Если враг будет обнаружен, Вы знаете, что делать». Прозвище «Тридцатиодноузловый Берк» (31-knot Burke) прилипло. Оно получило известность во всем флоте и осталось на всю войну.
Быстрота DESRON 23 принесла плоды. Следуя в двух колоннах, эскадра установила первый радарный контакт в 01.41 - ЭМ Dyson обнаружил цель в 20 километрах. Затем на радарных экранах появились еще две отметки. Всего вблизи обнаружилось пять вражеских кораблей.
Первый торпедный залп Берка в 01.56 смел с поверхности моря ЭМ Onami и тяжело повредил ЭМ Makinami (затонувший в 02.53). Была достигнута полная внезапность. Опасаясь дальнейших потерь, оставшиеся вражеские эсминцы обратились в бегство, преследуемые «флетчерами». Корабли Берка фактически развивали 33 узла в течение длительного периода преследования, а их превосходные экипажи позволили легко выполнить приказ об отвороте на полной скорости для уклонения от неизбежной торпедной контратаки. Были слышны три мощных взрыва, но это были только японские торпеды, взрывающиеся в конце дальности хода. Артиллерийская дуэль продолжалась, и в ней проиграл японский ЭМ Yugiri, затонувший в 03.28. Так закончился пятнадцатый и последний морской бой у Соломоновых островов, послуживший американцам своеобразным подарком к Дню Благодарения (Thanksgiving Day).
Результат боя 3:0 в пользу США был рекордным достижением, и с того времени эскадра Берка получила известность как «Маленькие бобры» (Little Beavers). Уверенные, что они были атакованы намного большими силами, включая крейсеры, японцы стали жертвами того, что в Военно-морском колледже назвали «эталонными действиями эсминцев».
Теперь основная задача американцев состояла в том, чтобы продолжать удары в центральной части Тихого океана. Им предстояло захватывать острова, достаточно большие для создания авиабаз. 21 ноября первой целью стали острова Гильберта с ключевыми пунктами - островами Макин и Тарава. После предварительной бомбардировки берега были высажены морские пехотинцы. Во время противолодочных операций эсминец Ringgold (DD-500) атаковал по ошибке Nautilus (SS-168), к счастью причинив американской подлодке лишь незначительный ущерб (один снаряд попал в рубку, но не взорвался).
Артиллерийская поддержка для подавления вражеских батарей на Тараве проводилась эсминцами Dashiell (DD-659) и Ringgold (DD-500). 22 ноября Radford (DD-446) потопил 1-19, ставшей его второй подтвержденной жертвой.
На Рождество 1943 года союзники без сопротивления высадились на мысе Глостер (Gloucester) на о.Новая Британия, успешно прорвав барьер Бисмарка. Однако затем последовало отчаянное контрнаступление японцев с воздуха. Эсминец Brownson (DD-518) в 14.42 получил два бомбовых попадания с «вэлов», которые разорвали его в районе второй дымовой трубы. Эсминец затонул в 14.50 26 декабря. Его систершип Daly (DD-519) спас 168 человек. При взрыве глубинных бомб на тонущем корабле Daly даже временно потерял ход, однако все закончилось благополучно.
140 «флетчеров», находящихся в строю к Рождеству 1943 года, были на переднем крае во всех тихоокеанских морских операциях. 25 декабря они прикрывали авианосцы контр-адмирала Шермана во время воздушной атаки Кавиенга. Эскорт состоял из «флетчеров» Bradford (DD-545), Brown (DD-546), Bell (DD-587), Cowell (DD-547), Charrette (DD-581) и Conner (DD-582). Последовавший затем артобстрел Кавиенга на о.Новая Ирландия был выполнен «маленькими бобрами» Берка. В течение одного часа корабли выпустили 6.681 снарядов, превратив в руины район гавани. Корабли Берка затем провели успешную зачистку моря у Кавиенга, потопив пару вспомогательных судов и взяв семьдесят три японца в плен.
Блокада Рабаула с моря была полной и проводилась «флетчерами» DESRONS 45 и 22. Позже корабли оставили «увядать виноградную лозу», передав авиации всю полноту действий. Оставшиеся защитники не могли эвакуироваться или получать снабжение морским путем или по воздуху, хотя этот уголок о.Новая Британия оставался японским до конца войны.