1944 год
30-31.01.1944г. новозеландские и американские войска провели разведку боем на о.Грин-Айленд. «Флетчеры» Anthony (DD-515) и Pringle (DD-477) были среди эсминцев, осуществлявших патрулирование, обстрелы берега и противолодочные операции. 31.01.1944г. эсминцы Guest (DD-472) и Hudson (DD-475) потопили японскую субмарину 1-171, после обнаружения ее ЭМ Fullam (DD-474).
«Флетчеры» были широко представлены в следующей большой операции, захвате Маршалловых островов. Операция Flintlock началась 31.01.1944г. десантированием двух мощных американских оперативных групп на Кваджалейн. Этот и другие атоллы подверглись почти что распылению в ходе предварительной артподготовки, в которой принимали участие семь линкоров с орудиями калибра 14" и 16". В ходе этой операции 4 февраля эсминец Charrette (DD-581) и эскортный миноносец Fair (DE-35) потопили японскую ПЛ 1-175.
Обезвреженный Трук.
Видя, как быстро колесо войны повернулось против них, японцы поспешили заблаговременно оставить военно-морскую базу на Труке, не дожидаясь состоявшейся 16 февраля атаки авианосцев вице-адмирала Митшера. Из тридцати шести эсминцев, входивших в TF 58, двадцать три было типа «Флетчер». Одновременно TG 50.9 под непосредственным руководством вице-адмирала Спрюэнса (командующего Пятым флотом), включавшая ЛК New Jersey (BB-62) и Iowa (ВВ-61), KPT Minneapolis (CA-36) и New Orleans (С А-32), а также «флетчеры» Izard (DD-589), Charrette (DD-581), Bradford (DD-545) и Burns (DD-588), крейсировала вокруг островов с целью перехвата кораблей противника. Когда на линии огня оказался ЭМ Maikaze, Izard был первым. Bums присоединился к нему, и японец нашел свою судьбу на дне океана.
После набега на Трук, Митшер направился к Марианским островам, в то время как 17 февраля на атолл Эниветок (Западные Маршалловы острова) был высажен десант.
Эсминец Hoel (DD-533), как и еще девять «флетчеров», действовал у Эниветока, вначале спасая сбитых американских летчиков, а позже обстреливая вражеские позиции на Пэрри-Айленде. В компании с эсминцами Trathen (DD-530) и Haggard (DD-555) он несколько дней артогнем поддерживал морскую пехоту. В это время эсминцы McCord (DD-534), Hall (DD-583) и Johnston (DD-533) вместе с тремя линкорами и тремя крейсерами обстреливали Пэрри-Айленд. Эниветок был в американских руках к 23 февраля.
Набег на Марианы.
Для отвлечения внимания японцев адмирал Спрюэнс 21.02.1944г. нанес удар по Марианским островам. Его авианосцы притягивали вражеские самолеты подобно магниту, и восемь «флетчеров» TG 58.2 сражались с ними, не покладая рук. Флагманский эсминец DESRON 50 Bronson (DD-534) сбил первый самолет из нападавших той ночью, подав хороший пример другим «жестянкам», которые впервые действовали совместно. Маленькие группы японских бомбардировщиков, к тому же появлявшиеся с перерывами, облегчали задачу зенитчиков. Пока авианосцы атаковали Сайпан, их охранение 22 февраля уничтожило не менее восьми самолетов.
После этого набега начался период интенсивной охоты на подлодки, и «флетчеры» участвовали в уничтожении 7 апреля 1-2 (DD-465 Saufley), 30 апреля RO-45 (DD-538 Stephen Potter), 16 мая I-176(DD-554 Franksn DD-555 Haggard).
На Северном театре была намечена первая атака на японские укрепления на Курильских островах. В марте 1944г. эсминцы Picking (DD-685), Wickes (DD-578), Sproston (DD-577), Young (DD-580), W.D.Porter (DD-579), Isherwood (DD-520), Kimberley (DD-521) и Luce (DD-522) вышли из Атту на Алеутах. Погода соответствовала репутации одного из самых плохих операционных районов в мире, и корабли попали в шестибалльный шторм. Из-за неблагоприятных погодных условий весь отряд вынужден был возвратиться в базу.
24 июня набег на Курилы был повторен. Эсминец Charles J.Badger (DD-657) присоединился к ветеранам первого неудавшегося удара, и на сей раз погода благоприятствовала успешному двадцатиминутному артобстрелу аэродрома на о. Парамушир.
В Южных морях в начале года рейды 42,43,44,45, 89 и 94 дивизионов эсминцев, к тому времени состоящих полностью из кораблей типа «Флетчер», были быстрым ответом на просьбы армейских командиров об огневой поддержке. На Соломоновых островах (в частности на о.Бугенвиль) уничтожались последние очаги сопротивления японцев. Поэтому эти корабли стали известны как «Бугенвильскийфлот».
Довелось «флетчеру» служить и флагманским кораблем. В феврале 1944г. контр-адмирал Уилкинсон (T.S. «Ping» Wilkinson) во время операции по захвату островов Грин-Айленд (Green Island) поднял свой флаг на эсминце Halford (DD-480).
Потопление 7 апреля ЭМ Saufley (DD-465) японской субмарины 1-2 было одним из последних действий эсминцев на Соломоновых островах; война окончательно ушла дальше. Острова Адмиралтейства были следующими в списке целей, но использовались там в основном другие типы эсминцев. «Флетчеры» действовали как часть сил прикрытия 7-го флота. Это были эсминцы Beale (DD-471), Bache (DD-470), Daly (DD-519) и Hutchins (DD-476), а также присоединившиеся позже Ammen (DD-527) и Mullany (DD-528). После захвата островов Манус и Лос-Негрос эти корабли выполняли обстрелы целей на о. Новая Гвинея.
Марианское избиение.
В течение марианской кампании в июне 1944г. миноносные силы выполняли свои обычные разнородные задачи, совершенно незамечаемые общественностью, так как собственно вторжение и подавляющее превосходство авианосной авиации США захватили большинство газетных заголовков. У истощенного Императорского Флота было немного шансов справиться с силами, сосредоточенными для захват Сайпана в количестве 535 судов. Но потеря Марианских островов открывала Америке путь к Филиппинам и островам метрополии. В попытке предотвратить такое развитие событий адмирал Тойода ввел в действие план «A-GO», приведший к сражению в Филиппинском море.
Действия эсминцев начались с патрулирования Burns (DD-588) и Cowell (DD-547) в радиолокационном дозоре для оповещения о возможных налетах вражеской авиации. Braine (DD-630) был среди эсминцев, внесших вклад в артогонь, похоронившим защитников о.Сайпан. Эсминец Norman Scott (DD-690) храбро маневрировал на самом виду у японцев, отвлекая внимание вражеских береговых батареи от десантных транспортов. Ценой этой демонстрации была жизнь капитана и 21 члена экипажа плюс шестьдесят три раненых, когда японские артиллеристы с Сайпана накрыли цель и добились многократных попаданий в эсминец.
Императорский Флот придавал большое значение субмаринам, способным причинить серьезный ущерб силам вторжения, но японские подлодки быстро превратились из охотников в жертвы. Девять из них были потоплены в июне, причем шесть - эсминцами. Из «флетчеров» отличились: Taylor (DD-468) 11 июня потопил RO-111, Melvin (DD-680) 13 июня - RO-36, Wadleigh (DD-687) совместно с Melvin 16 июня - RO-114, Newcombe (DD-586) 22 июня -1-185. Кроме того, эсминец David W.Taylor (DD-551) и эскортный эсминец Riddle (DE-185) 4 июля совместно уничтожили 1-10.
После ужасающего разгрома японской авианосной авиации в «Великой Марианской охоте на индюков» 19 июня остатки Императорского Флота отступили из этого района, преследуемые самолетами американских авианосцев.
Филиппины.
По плану на 1944 год, возвращение Нидерландской Восточной Индии и Филиппин было следующим пунктом в американском расписании, и первой вехой на этом пути был остров Моротаи. D-день был назначен на 15 сентября, и в соединение TF 75 контр-адмирала Берки включено было восемь «флетчеров» и два австралийских эсминца. Борьба была не слишком жестокая, и к 3 октября все было кончено.
Остров Пелелиу обещал быть более стойким в обороне, и потому предварительные бомбардировки стали самыми массированными из всех состоявшихся до сих пор. Их проводили шесть старых линкоров и четыре тяжелых крейсера в охранении многочисленных эсминцев. Так, например, «флетчеры» Wadleigh (DD-687) и Bennett (DD-473) принимали участие в тралении, уничтожая всплывающие мины. Заняв 15 сентября позицию в радиолокационном дозоре, ЭМ Wadleigh на следующий день подорвался на мине. Тяжело поврежденный, он был взят на буксир ЭМ Bennett. Эсминец Heywood L.Edwards (DD-663) ночью 24/25 сентября уничтожил несколько вражеских барж.
Ранее, в том же месяце, эсминцы Laws (DD-558), Pritchett (DD-561) и Longshaw (DD-559) отправились на перехват японского конвоя, следующего вдоль берега о. Минданао. Транспорты, предварительно рассеянные воздушными атаками, все были потоплены орудийным огнем эсминцев.
Случались н досадные неудачи. Так, 12 сентября у островов Палау ЭМ Fullam (DD-474) таранил быстроходный транспорт Noa (APD-24). Последний затонул через шесть часов, а эсминец получил тяжелые повреждения.
23 сентября оперативная группа контр-адмирала Блэнди без сопротивления заняла атолл Улити, ставший до конца войны крупнейшей передовой базой флота. Стоит отметить, что высадку обеспечивали легкий крейсер Denver (CL-58) и два «флетчера», Ross (DD-563) и Bryant (DD-665).
Военно-морской флот достиг таких успехов в течение последних нескольких месяцев, что адмирал Кинг решил ускорить вторжение на Филиппины и начать высадку на о.Лейте в октябре вместо декабря 1944г. Операция King Two проводилась кораблями Третьего флота адмирала Хэлси (пятьдесят восемь эсминцев, из них сорок три «флетчера») и Седьмого флота адмирала Кинкейда (включавшего восемьдесят шесть эсминцев, из них больше половины «флетчеров»), составивших самую большую армаду вторжения, когда-либо виденную на Тихом океане.
В это время японцы еще смогли собрать флот значительных размеров, включая могущественные линкоры Yamato и Musashi. Но в операции SHO-GO в противостоянии американской армаде имелись небольшие шансы на какой-либо успех. В заливе Лейте японцы атаковали сразу с двух сторон, что вынудило американские эсминцы сражаться против линкоров, с потерей двух «флетчеров», одного эскортного миноносца и одного эскортного авианосца. Враг заплатил огромную цену за эти успехи, так как Императорский флот был практически уничтожен.
Прикрываемая флотом, армия США высадилась на берегах Лейте 20 октября. Сопротивление было слабым, и в конце дня Макартур смог произнести свои знаменитые слова: «Я вернулся», знаменующие начало освобождения Филиппин.
Для японцев сражение началось ужасно, когда американские субмарины потопили два тяжелых крейсера на пути к Филиппинам. Но 24 октября вражеский самолет сбросил бомбу на легкий авианосец Princeton (CVL-23) из ТО 38.3 контр-адмирала Шермана. Авианосец был тяжело поврежден, и эсминцы Catling (DD-671), Invin (DD-794), Cassin Young (DD-793) и Morrison (DD-560) сблизились с ним для проведения спасательных работ и предупреждения дальнейших нападений на пораженный корабль. Пожар вышел из-под контроля, и многочисленные взрывы раскачивали авианосец. Находясь под левым бортом авианосца, ЭМ Morrison принял около 400 человек его экипажа, но затем оказался зажат между выступающими за борт второй и третьей дымовыми трубами и потерял фок-мачту, носовой пост УАО и обе дымовые трубы, прежде чем сумел освободиться. Как оказалось, эсминцу еще очень повезло. На его место для продолжения спасательных работ встал легкий крейсер Birmingham (CL-62), а уже в 15.23 в корме Princeton прогремел сильнейший взрыв. При этом больше всего пострадал крейсер, на котором погибло 229 человек и ранено более 400. Больше ничего нельзя было сделать для спасения авианосца, и эсминец Irwin и крейсер ПВО Reno (CL-96) добили его торпедами. Morrison и Irwin затем сопровождали Birmingham для ремонта сначала на атолл Улити, а затем в Сан-Франциско. Irwin, кроме того, спас 646 человек с Princeton, а за весь этот эпизод получил Благодарность в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation).
Пролив Суригао.
Соединение вице-адмирала Нисимура вошло в пролив Суригао, где его уже ждала оперативная группа TG 77.2 контр-адмирала Олдендорфа. 24 октября Олдендорф встретил врага атаками торпедных катеров, а свои основные силы развернул поперек выхода из пролива. В правофланговой группе были «флетчеры» DESRON 24 кэптена Макманеса - Hutchins (DD-476), Bache (DD-470), Daly (DD-519), Beale (DD-471) и Killen (DD-593). В центре в тот день заняли позиции «флетчеры» DESRON 56 кэптена Смута - Newcomb (DD-586), Richard P.Leary (DD-664) и Albert W.Grant (DD-649), Robinson (DD-562), Halford (DD-480) и Bryant (DD-665). Далее к югу находились Heywood L.Edwards (DD-663), Leutze (DD-481) и Bennion (DD-662), а еще южнее - Remey (DD-688), Melvin (DD-680), McGowan (DD-678), McDermut (DD-677) и Monssen (DD-798) из DESRON 54 кэптена Кауарда. К север от острова Хибусон находились Aulick (DD-569), Cony (DD-508) и Sigourney (DD-643), пять крейсеров и шесть линкоров.
Первыми в клещи попали линкор Fuso и 4 эсминца, следовавшие в авангарде. После торпедной атаки дивизиона Кауарда в 03.09-03.36 Fuso был смертельно поврежден (затонул в 04.20), Yamashiro получил одно попадание, Michishio начал погружаться, Yamagumo взорвался и затонул, у Asagumo оказался оторван нос. Затем атаковали «флетчеры» Макманеса. Они добили Michishio, а коммандер Кори с Killen вторично поразил линкор Yamashiro. Засыпанный затем многочисленными снарядами американских линкоров, Yamashiro в конце концов (в 04.19) был добит двумя торпедами с Newcomb.
Оставшиеся японцы продолжали двигаться вперед навстречу снарядам и торпедам американских кораблей. Asagumo был добит огнем легкого крейсера Denver (CL-58), но в беспорядке сражения американский эсминец Albert W.Grant был обстрелян с обеих сторон (22 попадания, 38 убитых, потеряны ход и управление). Самоотверженная храбрость была характерна для американских моряков, боровшихся за спасение своих товарищей и их кораблей. Эсминцы Newcomb и Leary пришли на выручку, и вскоре Albert W.Grant был вне опасности. Он был единственным американским поврежденным кораблем, зато пять японских навсегда остались в проливе Суригао. Так началось последнее в морской истории сражение линкоров, в котором основную роль сыграли... эсминцы!
Но когда эта сокрушительная победа была одержана, выяснилось, что подходы к заливу Лейте остались без прикрытия. Бросившись на север для атаки японского авианосного соединения, адмирал Хэлси невольно совершил ошибку. Он не мог знать, что вражеские авианосцы были приманкой без самолетов на борту.
Бой у острова Самар.
В водах к востоку от о. Самар 25 октября появилось потрепанное, но все еще опасное Центральное соединение вице-адмирала Курита, включавшее четыре линкора (в том числе Yamato), шесть тяжелых и два легких крейсеров и одиннадцать эсминцев. Первым на его пути оказалось TG 77.4.3 (Taffy 3) контр-адмирала Клифтона Спрэга - шесть эскортных авианосцев в охранении «флетчеров» Johnston (DD-557), Hoel (DD-533), Heerman (DD-532) и четырех эскортных миноносцев. Американский самолет обнаружил угрозу непосредственно в тот момент, когда и японцы заметили авианосную группу. Японцы открыли огонь с дистанции около 30 километров, а почти все американские авианосные самолеты были не готовы к бою. Срочные обращения о помощи заполнили эфир, но никаких серьезных сил США поблизости не было.
Выходом, остававшимся Спрэгу, было бегство. Он стал уходить в залив Ленте, подняв большинство своих самолетов в воздух. Японцы затем разделили свои силы, пытаясь окружить эскортные авианосцы, что вызвало небольшую задержку. Все, что могло быть сделано - это послать эсминцы в атаку на вражеские линкоры и крейсеры, как ягнят на заклание. Разворачивалось одно из наиболее драматических сражений в истории американских эсминцев. Как сказал позднее артиллерийский офицер ЭМ Johnston Роберт Хаген. «мы были подобны маленькому Давиду, но без пращи...»
Но именно Johnston вел атаку. Выпустив полный торпедный залп в японские корабли, коммандер Эрнест Эванс и его экипаж попали под ответный огонь. Получив в 07.20 попадания трех 14-дюймовых снарядов (к счастью не взорвавшихся), DD-557 снизил скорость до семнадцати узлов, но продолжал бой. Следовавший позади Hoel восемью минутами позже также выстрелил торпеды и также ощутил глухие удары японских снарядов. Johnston приблизился к вражеским кораблям на расстояние не более 4.500 метров и при этом достиг одного торпедного попадания в КРТ Kumano, потерявшего нос.
Адмирал Спрэг приказал поставить дымовую завесу, чтобы хоть немного прикрыть своих «малышей» от шквала огня и замаскировать авианосцы, первоочередную вражескую цель. Используя дымовую завесу, эсминцы Hoel и Heerman выстрелили свои торпеды, причем последний «флетчер» также был обстрелян одним из японских крейсеров. Как заколдованный, он избежал опасностей в этой атаке на японские корабли и вышел из сражения с минимальными повреждениями.
Гораздо больше вреда японские тяжелые орудия могли нанести эскортным миноносцам. Их командиры знали, что если их корабли попадут под залп главного калибра, они имеют значительно меньшие шансы остаться на плаву, чем 2.100-тонные «флетчеры». К счастью, дождевой шквал дал им некоторую помощь в их неравной борьбе, и в итоге погиб только Samuel B.Roberts (DE-413). Выведенные из равновесия действиями авиации, эсминцев и эскортных миноносцев, силы адмирала Куриты достигли ограниченных успехов. Они повредили флагман Спрэга АВЭ Fanshaw Bay (CVE-70) и еще четыре корабля, но сумели потопить только один авианосец - Gambler Bay (СVE-73).
Эсминец Hoel, чьи носовые орудия и надстройка были превращены в руины, выдержал около сорока попаданий, прежде чем перевернуться и затонуть в 08.55, унося с собой 253 члена экипажа. Из 86 оставшихся в живых почти все были ранены, и пятнадцать человек позже умерли от ран. В 09.45 был оставлен экипажем другой «флетчер», Johnston. Он находился в строю год без двух дней. Командир, Эрнест Э.Эванс, погиб вместе со своим кораблем и 185 членами экипажа. Но его смерть и самопожертвование команды не были забыты. Эванс был посмертно награжден Орденом Почета (Congressional Medal of Honor), a «GQ Johnnie» (General Quarters - получивший такое прозвище потому, что постоянно находился в центре событий) был отмечен Благодарностью в Президентском Приказе (Presidential Unit Citation).
Сражение в заливе Лейте на этом не закончилось. Хотя атаки эсминцев расстроили попытки японцев уничтожить силы десанта, соединение Куриты более или менее сохранило свой состав. Только крейсер Kumano был поврежден торпедой. Но когда позднее американские самолеты потопили еще три тяжелых крейсера (Chikuma, Chokai, Suzuya) адмирал понял, что это не его день. Дальнейший ущерб американскому флоту нанесли только японские самолеты. Первое массовое использование «камикадзе» привело к потоплению эскортного авианосца Saint Lo(CVE-63).
Тем временем, оперативная группа TG 34.5 Третьего флота, состоящая из двух линкоров, трех крейсеров и восьми «флетчеров», Tingey (DD-539), Owen (DD-536), Miller (DD-535), The Sullivans (DD-537), Hickox (DD-673), Hunt (DD-674), Lewis Hancock (DD-675) и Marshall (DD-676), прибыла только после ухода линкоров Куриты. Хотя они потерпели неудачу в перехвате, Owen настиг вражеский эсминец Nowake и потопил его с помощью эсминцев Lewis Hancock и Miller. Так закончилось сражение за залив Лейте. И когда эти потери были добавлены к потере четырех авианосцев в бою у мыса Энганьо, Императорский Флот оказался окончательно обескровлен.
Залив Лейте.
Для охранения сил вторжения в заливе Лейте, Седьмой флот развернул девятнадцать эсминцев в качестве кораблей радиолокационного дозора. Они являлись составной частью TG 77.1, и их задачей было обеспечение раннего предупреждения о надводных и воздушных атаках японского флота. Наибольшие хлопоты доставили вражеские самолеты, в чем пришлось убедиться с началом воздушных ударов в 09.40 1.11.1944г.
На этой стадии войны японцы оказались неспособными полностью реализовать отчаянную стратегию действий летчиков-самоубийц как способ уничтожения американских кораблей. Но для зенитчиков различие между способами действий противника - обычное воздушное нападение, когда летчики, сбросив торпеды или бомбы, возвращаются на базу, или, с другой стороны, стремление экипажей самолетов погибнуть вместе с врагом - стало слишком очевидным. 1 ноября эсминец Bush (DD-529) в одиночку сражался с японскими бомбардировщиками и истребителями. По крайней мере один истребитель пытался спикировать на корабль, в то время как бомбардировщики проводили стандартные торпедные атаки. Bush сбил один торпедоносец «бетти» и один истребитель «зик» (Zeke). Вскоре после этого эсминец Claxton (DD-571) стал первым «флетчером», пораженным «камикадзе». В ЭМ Ammen (DD-527) также врезался самолет. Новей жертвой в мрачной статистике Второй Мировой войны стал эсминец Abner Read (DD-526). После полудня 1 ноября пылающий «вэл» преднамеренно врезался в заднюю дымовую трубу эсминца. Многочисленные взрывы разорвали его на части и он затонул в 13.42, тридцать шесть минут спустя после попадания, к счастью потеряв только 22 моряка, причем 187 человек спас ЭМ Claxton.
Радиолокационный дозор стал обычной частью деятельности эсминцев Тихоокеанского флота до конца войны. Враг, возможно, не полностью оценил опасность эсминцев раннего предупреждения для его самолетов - но он понимал, что медленно патрулировавшие корабли, изолированные от основных сил флота, были заманчивой целью. Нападения на эсминцы стали намного более частыми.
Тем временем, другие «флетчеры» продолжали охоту на японские субмарины. 13 ноября у о. Яп Nicholas (DD-449) потопил 1-38, вторую лодку на счету эсминца-ветерана. 28 ноября в заливе Ормок ЭМ Waller (DD-466) потопил более экзотичную цель - японский «миджет» («midget»), сверхмалую подлодку. Это произошло при перехвате местного «Токийского экспресса». Конвой шел с севера Филиппин к Лейте и был обнаружен DESDIV 43, состоящим из эсминцев Waller (DD-466), Renshaw (DD-499), Saufley (DD-465) и Pringle (DD-477). Транспорты подверглись атаке, но эсминцы были отвлечены обнаружением подводной лодки. Waller открыл артиллерийский огонь по находящейся на поверхности субмарине, неблагоразумно выбравшей такой способ борьбы. «Миджет» получил многочисленные попадания и затонул.
Ухудшение погоды помогло врагу в снабжении гарнизона Лейте, но эсминцы США сделали эти операции очень дорогостоящими. Высадку десанта в заливе Ормок 7 декабря прикрывали двенадцать эсминцев, которые выполнили предварительную бомбардировку берега.
В декабре природная катастрофа в виде тайфуна обрушилась на Третий флот с ужасающей силой. Громадные волны двадцатиметровой высоты и ураганный ветер, скорость которого превышала 210 км/час, сорвали дозаправку топливом и послали три эсминца на дно, среди них один «флетчер» - Spence (DD-512). Корабль опрокинулся и затонул 18 декабря около 11.00, причем спаслось только 24 человека. Этот тайфун запомнится как самое сильное испытание, которое вынес Тихоокеанский флот.
В конце декабря эсминцы США выполняли многочисленные задачи по поддержке наземных операций по захвату филиппинской столицы Манилы. Вместе с противокорабельными действиями, бомбардировками берега, радиолокационным дозором и спасательными работами, неустанно шла охота за вражескими субмаринами. Как и во многих случаях прежде, присутствие эсминцев как бы создавало границу между жизнью и смертью для сбитых летчиков, и было немного «флетчеров», не имевших на своем счету спасенных экипажей истребителей и бомбардировщиков.