1945 год
Залив Лингаен.
Последний бой надводных кораблей на Филиппинах произошел 7.01.1945г., когда американцы проводили высадку в заливе Лингаен. Два «флетчера» Charles Ausburne (DD-570) и Braine (DD-630), наряду с двумя другими эсминцами входившие в отряд TU 78.1.11, после наступления сумерек установили радарный контакт и осветили прожекторами вражеский эсминец Hinoki. Последнее сражение не оправдало ожиданий, так как японец сразу же потерял ход после скоординированных залпов американских кораблей. Попытка ответного торпедного удара была безуспешной, и тридцать минут спустя после открытия огня Hinoki взорвался и затонул.
4 января одному из «флетчеров» пришлось выполнять неприятную задачу. Эскортный авианосец Ommaney Bay (CVE-79) был так тяжело поврежден «камикадзе», что ЭМ Burns (DD-588) пришлось добить его торпедами.
В начале января авианосцы нанесли удары по Формозе, Лусону и Индокитаю, что заставило японцев с тревогой ждать следующей атаки. Ждать пришлось недолго. Японцы ожидали вторжение в Манильском заливе, но 9 января американские десантные силы появились в заливе Лингаен.
Эсминцы Newcomb (DD-586), Richard P.Leary (DD-664) и Bennion (DD-662) были среди «флетчеров», атакованных «камикадзе» во время операций в заливе Лингаен. Как не раз уже бывало в таких случаях, корабли или сотрясались от близких взрывов, когда их зенитный огонь отклонял вражеский самолет, или получали повреждения различной тяжести, когда самоубийцы прорывались. Полное разрушение больших кораблей случалось относительно редко, и намного более тяжелым следствием самоубийственных ударов японцев следует считать гибель и ранения американских моряков.
В ночь на 1 февраля эсминцы O'Bannon (DD-450), Bell (DD-587) и Jenkins (DD-447) совместно с эскортным миноносцем USS ULVERT M.MOOR (DE-442) потопили японскую подводную лодку RO-115. Американские войска все еще сражались по пути в Манилу, в то время как на море флот боролся с минной опасностью. В ходе борьбы за Батаан и Коррехидор эсминцы La Valletta (DD-448) и Radford (DD-446) стали жертвами мин, и оба были тяжело повреждены. Эсминцы Fletcher (DD-445) и Hopewell (DD-681) в день Святого Валентина пострадали от огня береговых батарей с о. Коррехидор.
При захвате о.Коррехидор особенно отличились «флетчеры» Wickes (DD-578), Young (DD-580) и Picking (DD-685). Все же, несмотря на мощную артиллерийскую поддержку (эсминцы иногда находились не далее одного километра от берега), на то, чтобы сломить оборону защитников острова, потребовалось тринадцать дней.
Иводзима и Окинава.
Для атаки на остров Иводзима, захват которого обеспечил бы аэродромы «на полпути» к Токио, Пятый флот развернул две оперативные группировки вице-адмиралов Тернера и Митшера с двадцатью и семидесятые эсминцами соответственно. Десантные силы Тернера насчитывали в общем 495 судов, в то время как в авианосной группировке Митшера было 118 кораблей. Нападение на Иво предварялось воздушными ударами армейской и морской авиации и бомбардировкой корабельной артиллерией. 19 февраля вторжение началось.
Японцы теперь боролись с отчаянием, рожденным надвигающимися поражением и доселе немыслимым вторжением на родные острова. Каждый американский солдат, убитый или раненый, отдалял день, когда война неизбежно придет на японскую землю. У Иводзимы отчаянные удары наносили «камикадзе» и подводные лодки. Но если первым удалось потопить эскортный авианосец Bismarck Sea (CVE-95) и вывести из строя до конца войны Saratoga (CV-3), то из шести подлодок успеха, да и то частичного, добилась только RO-43. Субмарина торпедировала ЭМ Renshaw (DD-499) 21 февраля, но «флетчер» сумел на буксире вернуться в залив Лейте. Полностью DD-499 был отремонтирован к октябрю 1945г. За это японцы заплатили тремя потопленными 26 февраля подлодками (RO-43, 1-368 и 1-370). В марте-апреле «флетчеры» потопили еще четыре подлодки: Haggard (DD-555) - RO-41, Morrison (DD-560) -1-8, Hudson (DD-475) - RO-49, Mertz(DD-691) и Monssen (DD-798) - RO-56. У эсминца Hudson это был уже второй успех, после потопления 1-371 31.01.1944г.
Снова эсминцы выполняли множество задач, пока десантные суда высаживали войска на засыпанные вулканическим песком берега Иводзимы. Японские минные поля были грозной опасностью для патрулирующих эсминцев, и некоторые корабли получили повреждения. Другие поражались артогнем из вражеских орудий, укрытых в крутых склонах береговых скал. Сопротивление защитников Иводзимы задержало до 1 апреля начало операции Iceberg - вторжения на Окинаву.
19 марта авианосец Franklin (С V-13) был тяжело поврежден «камикадзе» у Японского архипелага. Авианосец потерял 724 человека убитыми и 265 ранеными. «Флетчеры» оказали серьезную помощь в спасении экипажа и помогли отбуксировать поврежденный корабль в Нью-Йорк для ремонта. Эсминец Miller (DD-535) за этот эпизод удостоился Благодарности в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation).
1.04.1945г. 1.450 кораблей и судов под командованием адмирала Нимица начали нападение на последний японский оплот. Самая могущественная армада, когда-либо увиденная на Тихом океане, включала почти 150 эсминцев и эскортных миноносцев, и именно они приняли на себя главный ответный удар врага. Обычно военно-морские силы находятся в относительной безопасности после захвата берегового плацдарма, но здесь вражеские воздушные атаки вернули эсминцы обратно на передовую.
Потери эсминцев у Окинавы, когда в исходе войны уже нельзя было сомневаться, были ужасными и непропорционально высокими. У «флетчеров» они начались с ЭМ Halligan (DD-584), который подорвался на мине 26 марта. На нем сдетонировали носовые погреба, взрыв которых уничтожил носовую часть эсминца до передней трубы. Погибла половина экипажа, причем из 21 офицера спаслось только двое. Оставшуюся на плаву часть «флетчера» дрейфом выбросило на берег о.Токасики, где ее разрушили артогнем. 6 апреля японцы начали операцию TEN-GO - массированные воздушные атаки сил вторжения с помощью летчиков-самоубийц. Первыми под удар примерно сорока самолетов попали эсминцы артиллерийской поддержки. ЭМ Newcomb (DD-586) последовательно получил попадания четырех «камикадзе», а пятый, сбившись с курса, угодил в бросившийся на помощь ЭМ Leutze (DD-481). У последнего заклинило руль и он начал садиться кормой. Эсминец Newcomb, полностью лишившийся хода, представлял собой факел 30-метровой высоты. Как ни странно, оба корабля удалось отбуксировать в безопасное место у о.Керама Ретто. Правда, восстанавливать их не стали и после войны они пошли на слом. Да и потери были невелики - всего 47 убитых на двух эсминцах.
6 апреля эсминец Bush (DD-529) находился в радиолокационном дозоре в 50 километрах к северу от Окинавы. С 15.13 до 17.45 он был поражен тремя «камикадзе» и затонул в 18.30. Спаслось 227 человек. Поспешивший ему на помощь ЭМ Colhoun (DD-801) уничтожил пять самоубийц, по также получил три попадания и в 18.00 был оставлен экипажем (34 погибших). Эсминец Cassin Young (DD-793) добил его артогнем. 16 апреля ЭМ Pringle (DD-477) подвергся атаке трех «камикадзе» и сбил одного из них. Однако другому удалось врезаться в эсминец между дымовыми трубами. Гигантский взрыв разломил корабль пополам и через шесть минут на поверхности океана остались только 258 спасшихся моряков. 3 мая в 18.13 эсминец Little (DD-803) был атакован целой эскадрильей самоубийц. Сбив два самолета, он получил четыре попадания и затонул в 18.55. На следующий день ЭМ Luce (DD-522) как корабль наведения истребителей в 07.40 направил боевой воздушный патруль на перехват японских самолетов. Противники сцепились в отчаянной воздушной схватке, однако двум «камикадзе» удалось прорваться к эсминцу и таранить его. В 08.08 все было кончено. Также 4 мая погиб эсминец Morrison (DD-560). Находясь в дозоре вместе с «самнером» Ingraham (DD-694), они с помощью своего воздушного патруля сбили четырех японцев. Однако противников было настолько много, что еще четыре «камикадзе» врезались в Morrison и один - в Ingraham. Первый пошел ко дну, а второй вышел из строя до конца войны. Эсминец Morrison (DD-560) потерял 152 из 331 члена экипажа.
Кстати, в тот же день американцы потеряли и эскортный авианосец Sangamon (CVE-26). Находившийся в его охранении ЭМ Fullam (DD-574) совместно с другими кораблями сбил три из четырех атаковавших «камикадзе», но четвертый таранил полетную палубу авианосца. После грандиозного взрыва началась борьба с пожарами, в которой так отличился ЭМ Hudson (DD-475), что стал известен как «эсминец, который спас авианосец». Но повреждения оказались настолько тяжелыми, что Sangamon решено было не восстанавливать в качестве авианосца, а переоборудовать в торговое судно.
Большинство жертв нападения «камикадзе» находились в радиолокационном дозоре, в основном в составе оперативной группы TF 5 под командованием грозного коммодора Мусбраггера (Moosbrugger). Размещенные в радиусе до 100 километров от Окинавы по курсам подлета самолетов из Японии, эсминцы обнаруживали, прослеживали и сообщали о вражеских воздушных и морских действиях. Отдельные эсминцы действовали как корабли управления истребителями и контролировали боевой воздушный патруль из самолетов флота, морской пехоты и армии.
Исключением из общего списка жертв стал эсминец Longshaw (DD-559). J 8 мая, действуя в качестве корабля огневой поддержки, после четырехсуточного почти непрерывного обстрела берега эсминец в 07.19 выскочил на риф Осэ. Отчаянные попытки снять корабль с мели ни к чему не привели, а в 11.00 заговорила японская береговая артиллерия. Попадания начались почти сразу, и после взрыва носовых погребов экипаж вынужден был оставить эсминец, потеряв 86 убитыми (включая командира) и 97 ранеными.
Дальше снова «камикадзе» находили свои жертвы. 10 июня погиб эсминец William D.Porter (DD-579). Одиночный «вэл» в 08.25 рухнул в море рядом с бортом корабля и взорвался. Взрывная волна разрушила подводную часть корпуса, и вскоре вся кормовая часть эсминца была затоплена. Спасти его не удалось, зато обошлось без человеческих потерь. Корабль затонул в 11.19. 16 июня от двойного удара погиб ЭМ Twiggs (DD-591). В 20.30 он был атакован японским торпедоносцем. Сначала торпеда поразила эсминец в районе миделя, а затем в корму врезался и самолет. Начались взрывы и пожары, и уже через полчаса произошла детонация кормовых артпогребов, уничтожившая корабль. Погибло 126 моряков.
Последним эсминцем, ставшим жертвой самоубийц, был Callaghan (DD-792). И этим «камикадзе» был летчик на... деревянном биплане! 29 июля в 00.41, используя ночную темноту, он сумел попасть точно в цель. Не справившись с возникшими пожарами, экипаж оставил корабль, затонувший в 02.35. Потери составили 47 человек.
В TF 5 имелось шестьдесят «флетчеров» и семнадцать «самнеров» из общего количества девяносто семь эсминцев, хотя наличие множества позиций дозора приводило к тому, что даже этого числа кораблей временами не хватало. Не каждый эсминец мог быть выделен для дозорных целей, и задача облегчилась только вводом в действие береговых радаров.
22.02.1945г. был сдан флоту ЭМ Wiley (DD-597), последний из 175 эсминцев типа Fletcher. Он так и не принял участия в боевых действиях Второй Мировой войны, но это только подчеркнуло громадный вклад остальных кораблей этого класса. Всего девятнадцать «флетчеров» погибло и шесть получило настолько тяжелые повреждения, что не восстанавливались (total loss). Из последних пять - Leutze (DD-481), Thatcher (DD-514), Evans (DD-552), Haggard (DD-555), Newcomb (DD-586) пострадали от атак «камикадзе», а шестой - Hutchins (DD-476) стал жертвой взрывающегося катера.
Когда огонь прекратился, было более чем символично, что первым эсминцем, вошедшим в Токийский залив, стал «флетчер», а именно ЭМ Wedderbum (DD-684). Также «флетчер» - эсминец Murrey (DD-576) 27 августа стал первым американским кораблем, которому сдались японцы - командир подлодки 1-14 вручил свой меч победителям. В тот же день, когда для предстоящей церемонии капитуляции адмирал Хэлси на линкоре Missouri (BB-63) ввел в бухту Сагами американский флот, в его составе из 92 эсминцев было 47 «флетчеров». Один из них, ЭМ Nicholas, 2 сентября доставил на борт Missouri представителей союзников для подписания акта о капитуляции, а другой, ЭМ Taylor, - военных корреспондентов.
Бывшая главная якорная стоянка японского Императорского флота стала самой новой военно-морской базой США, охраняемой 38 эсминцами, включая двадцать два «флетчера», два «самнера» и три «гиринга». Преобладание «флетчеров» над другими типами эсминцев было более чем очевидным.
Приведем данные, характеризующие боевую деятельность типичного «флетчера». ЭМ Catling (DD-671) с января 1944п прошел 175.000 миль, выстрелил по врагу 77 тонн снарядов, потопил два японских судна и сбил восемь самолетов. Вдобавок он спас более 400 моряков и 37 летчиков со сбитых американских самолетов. Но что отличает его от многих других кораблей - Gatling за всю войну не потерял ни одного члена экипажа! DD-671 за полтора года получил восемь Боевых звезд (battle star). Кстати, рекордсменами по последнему показателю являются эсминцы Nicholas (DD-449) и Saufley (DD-465) - по 16 Боевых звезд, правда, за три года боевых действий.
Благодарность в Президентском Приказе (The Presidential Unit Citation - PUC) стала наградой для офицеров и матросов шести «флетчеров»: Bennion (DD-662), Cowell (DD-547), Evans (DD-552), O'Bannon (DD-450), Stanly (DD-478) и Wadsworth (DD-516). Кроме того Heerman (DD-532), Hoel (DD-533) и Johnston (DD-557) получили PUC в составе Taffy 3 за бой в заливе Самар. DESRON 23 Эрли Берка получил PUC за действия на Соломоновых островах с 1.11.1943г. по 23.02.1944г.
Благодарность в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation) получили команды восемнадцати кораблей.
Своеобразным отличием можно назвать тот факт, что грандиозный морской парад Победы (Presidential fleet review) в гавани Нью-Йорка 27.10.1945г. президент Трумэн принимал на борту «флетчера» - Renshaw (DD-499).
И напоследок упомянем примечательный эпизод - единственный заход «флетчера» в советский порт. В сентябре 1945г. ЭМ Bennet (DD-473) забрал американских метеорологов из Петропавловска-Камчатского.