Линейный крейсер "Индефатигебл"

("Неутомимый") В составе флота находился с 24 февраля 1911 г. по 31 мая 1916 г.

 

Линейный крейсер "Индефатигейбл" зало­жили 23 февраля 1909 г. на казенной судостро­ительной верфи в Девонпорте. Энергетическую установку изготовила частная судостроитель­ная верфь "Джон Браун и К°" в Клайдебэнке.

Крейсер спустили на воду 28 октября 1909 г. и закончили постройкой в феврале 1911 г. Ста­пельный период постройки корабля длился 8 месяцев, достройка на плаву заняла 16 месяцев. Всего постройка продолжалась 24 месяца. Ис­пытания начались в октябре 1910 г.

Согласно Conway [1] и Campbell [2], дей­ствительное нормальное водоизмещение "Индефатигейбла" составляло 18470 т при осадке носом 7,65 м и кормой 8,15 м, водоизмещение с учетом полного запаса нефти 20078 т.

Согласно окончательной смете, стоимость постройки "Индефатигейбла" составляла 1 430091 фунтов стерлингов (14 300000 рублей золотом). Кроме того, изготовление орудий обо­шлось 98500 фунтов стерлингов (9 850000 руб­лей золотом). Общая стоимость составляла 1 528591 фунтов стерлингов (15 286 000 рублей золотом) или 82,8 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

Согласно Burt [3], штатное расписание экипажа "Индефатигейбла" в 1913 г. насчитывало 790 человек, согласно Brayer [4], 800, в Ютлан­дском бою 1021.

17 мая 1911 г. для определения метацентрической высоты "Индефатигейбла" провели кренование при двух режимах загрузки. Сна­чала провели измерение в полном грузу (1000 т угля, но без нефтяного топлива). При сред­ней осадке 8,0 м метацентрическая высота со­ставляла 1,07 м. Остойчивость была максималь­ной при 43° крена и нулевой при 74° (у "Фон-дер-Танна" соответственно 30° и 70°). Затем про­вели измерения при полном водоизмещении (1000 т угля плюс 840 т нефти). При средней осадке 9,14 м метацентрическая высота состав­ляла 1,46 м.

24 февраля 1911 г. "Индефатигейбл" во­шел в состав военно-морского флота и был за­числен в 1-ю эскадру крейсеров флота Метро­полии, в которую также входили "Лайон" (флаг­ман), "Принсесс Роял", "Индефатигейбл", "Индомитейбл" и "Инвинсибл", и находился в ее со­ставе до декабря 1913 г.

24 июня 1911 г. линейный крейсер принял участие в параде на Спитхедском рейде по слу­чаю коронации короля Георга V. В ноябре 1912 г., в результате активных выступлений общественности, Адмиралтейство приняло решение о свер­тывании присутствия в Средиземном море эс­кадры британских линейных кораблей и для за­мены линкоров решило сформировать там эс­кадру из четырех линейных крейсеров ("Инде­фатигейбл", "Индомитейбл", "Инвинсибл" и "Инфлексибл"). С января 1913 г. эта эскадра получила наименование 2-й эскадры линейных крейсеров.

"Инфлексибл" (как флагманский корабль) перевели в Средиземное море в ноябре 1912 г., "Индомитейбл", "Инвинсибл" присоединились к ней в августе 1913 г. В декабре 1913 г. пере­вели в Средиземное море и "Индефатигейбл", где он наконец-то вошел во 2-ю эскадру линей­ных крейсеров. В начале августа 1914 г. "Инде­фатигейбл" принял участие в преследовании "Гебена" и "Бреслау".

2 августа 1914 г. "Индефатигейбл" совме­стно с "Индомитейблом" послали на подходы к Адриатическому морю в помощь 1-й эскадре броненосных крейсеров ("Дифенс" (флагман), "Уорриор", "Блэк Принс" и "Дьюк-оф-Эдинбург") для поиска "Гебена" и "Бреслау", заме­ченных у островов Галатеи.

4 августа 1914 г. "Индефатигейбл" совместно с "Индомитейблом" следовали за "Гебеном" и "Бреслау", и, хотя раньше на испыта­ниях он показал скорость большую, чем у ко­раблей противника, немецкие крейсера все же смогли уйти от них. Во время погони гребные винты "Индефатигейбла" делали 272-278 об/мин., и за полтора часа до потери контакта с немец­кими крейсерами у него на борту еще имелось 2560 т угля. Очень сомнительно, чтобы он смог достичь скорости 23 узла. Контакт с немецки­ми кораблями англичане потеряли 4 августа, незадолго до вступления Великобритании в пер­вую мировую войну.

С 6 августа 1914 г. все Средиземное море стало зоной ответственности французского во­енно-морского командования. С 11 августа бри­танское военно-морское присутствие в Среди­земном море уменьшилось до уровня командо­вания вице-адмирала. 14 августа 1914 г. бри­танский вице-адмирал Карден спустил свой флаг на броненосном крейсере "Дифенс" и принял на себя командование англо-французской эскад­рой в районе Дарданелл. 20 сентября он под­нял свой флаг на "Индефатигейбле". 2-ю эскадру линейных крейсеров в Средиземном море рас­формировали и во время реорганизации Гранд-Флита вновь образовали в водах Метрополии.

Однако французы настаивали на том, что­бы один из британских линейных крейсеров на­ходился в Средиземном море в непрерывной го­товности для перехвата "Гебена", если он по­пытается выйти из Дарданелл. С этой целью "Индефатигейбл" и "Индомитейбл" включили в со­юзную эскадру в этом районе, имеющую в сво­ем составе два французских додредноута "Ве­рите" и "Сюфрен". Однако в декабре 1914 г., когда стало ясно, что прорыва немецкого ли­нейного крейсера не будет, "Индомитейбл" смог вернуться в Метрополию.

Когда 1 ноября 1914 г. началась война с Турцией, британский штаб приказал Кардену обстрелять форты при входе в Дарданеллы с дистанции, на которой орудия фортов не были бы опасны кораблям. 3 ноября 1914 г. "Индефатигейбл" совместно с "Индомитейбл" и фран­цузскими додредноутами "Верите" и "Сюфрен" принял участие в обстреле мыса Хеллес и в не­продолжительном обстреле внешних фортов Дарданелл Кум-Кале и Седд-Эль-Бахр.

Один из двух его последних снарядов, вы­пущенных по старинному турецкому форту Седд-Эль-Бахр, пробил крышу главного поро­хового погреба, прошел через земляное покры­тие толщиной 2 м, кирпичную кладку толщи­ной 1 м и взорвал находящиеся там 10,5 т чер­ного пороха и 360 снарядов калибра 240 мм и 280 мм. Орудия форта оказались завалены об­ломками и вышли из строя, 85 человек прислуги было убито и 23 ранено. Такого успеха со­юзники не достигали за всю долгую осаду Дар­данелл в 1915 г. Но с оперативной точки зре­ния этот обстрел был ошибкой. Он заставил турок усилить свои укрепления, и это в конеч­ном счете повредило союзникам.

До января 1915 г. "Индефатигейбл" являлся флагманским кораблем вице-адмирала Карде­на. 24 января в этом качестве его сменил "Инфлексибл", и "Индефатигейбл" ушел в ремонт на Мальту. После непродолжительного ремонта 14 февраля 1915 г. он покинул Мальту и во второй половине февраля вошел в состав 2-й эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита.

20 февраля 1915 г. в составе Гранд-Флита Адмиралтейство образовало флот линейных крейсеров в составе трех эскадр во главе с флаг­манским "Лайоном". В 1-ю эскадру входили "Принсес Роял" (флагман), "Куин Мери" и "Тай­гер", во 2-ю "Австралия" (флагман), "Индефа­тигейбл" и "Нью Зиланд", в 3-ю "Инвинсибл" (флагман), "Индомитейбл" и "Инфлексибл".

В 1914-15 гг. на палубе "Индефатигейбла" установили 102-мм зенитное орудие, на задней надстройке одну 47-мм зенитную пушку. На ниж­нюю платформу фок-мачты добавили два 610-мм сигнальных прожектора. Одну пару 610-мм сигнальных прожекторов переставили на цен­тральную надстройку, другие сигнальные про­жектора прикрыли стальными щитами. На всех 102-мм орудиях смонтировали противоосколочные щиты. Грот-мачта разделила большую кор­мовую надстройку на две половины.

С февраля 1916 г. и до своей гибели в Ют­ландском бою "Индефатигейбл" в составе 2-й эскадры линейных крейсеров базировался на Розайт. В апреле- мае 1916 г. "Индефатигейбл" временно стал флагманским кораблем 2-й эс­кадры линейных крейсеров Гранд-Флита, пока "Австралия" находилась в ремонте после стол­кновения с "Нью Зиландом".

Последним боем "Индефатигейбла" стал Ютландский 31 мая/1 июня 1916 г., в котором во время артиллерийской дуэли с немецким ли­нейным крейсером "Фон-дер-Танн" продолжи­тельностью 14-15 минут в результате попада­ний снарядов он взорвался и затонул, унося с собою на дно, согласно Eurt [3], 1019 человек. Спаслись только двое. Brayer [4] говорите 1017 погибших и четырех спасенных.

Источник [10]: "Бой начался в 90 милях от Ханстхольма в северной части Датского полу­острова и велся на площади шириной 30 миль, отдалленной почти одинаково, как от англий­ских берегов, так и Гельголанда."

Источник [11]: "...флот Открытого моря был вовлечен в бой 31 мая 1916 г. на запад от Ютландской банки, вблизи Датского берега."

15 ч. 30 м. На "Лайоне" обнаружили пять германских линейных крейсеров, идущих на се­веро-запад со скоростью 25 узлов. Незадолго до этого опознали противника и немцы. Имев­ший задачу навести британские линейные крей­сера на главные германские силы, вице-адми­рал Хиппер решил дать бой на отходе.

15 ч. 40 м. Хиппер построил свои линей­ные крейсера в строй пеленга и лег на курс 135°, увеличив ход до полного, начал отходить, что впоследствии получило название как "бег на юг".

15 ч. 40 м. Хиппер приказал своим кораб­лям "разделить цели слева". Линейный крейсер "Фон-дер-Танн" был концевым кораблем, и это означало, что он должен был стрелять по "Индефатигеблу" — концевому в боевой линии ан­гличан, который в свою очередь должен был стрелять по "Фон-дер-Танну".

15 ч. 48 м. Обе эскадры одновременно от­крыли огонь, и залпы (по одному орудию в баш­не) загрохотали на всех 11 линейных крейсерах. На дистанциях, изменяющихся от 9000 до 16000 м (50-85 каб.), благодаря благоприятным усло­виям освещения, стрельба немецких кораблей была более быстрой и меткой.

15 ч. 49 м. Старший артиллерийский офи­цер "Фон-дер-Танна" корветтен-капитан Мархольц приказал открыть огонь по "Индефатигейблу". В течение первых 15 минут боя "Фон-дер-Танн" выпустил 52 280-мм снаряда (7,9% бо­екомплекта) и 38 150-мм на дистанции, увели­чивающейся с 12300 м до 14600 м (66-79 каб.), и есть предположение, что он добился в "Индефатигейбл" пяти попаданий 280-мм снарядами (9,6% выпущенных снарядов).

"Индефатигейбл" шел концевым кораблем 1-й и 2-й эскадр линейных крейсеров вице-ад­мирала Битти. В самом начале Ютландского боя крейсер, как полагают, внезапно вышел из строя и приблизился к линии немецких кораблей. Из-за этого он запоздал на 3-4 минуты с открыти­ем огня по "Фон-дер-Танну" и в процессе даль­нейшего артиллерийского боя не добился в него ни одного попадания из выпущенных 40 305-мм снарядов (4,54% боекомплекта).

16 ч. 02 м., через четырнадцать минут после открытия огня, три 280-мм снаряда с "Фон-дер-Танна" попали в "Индефатигейбл" на уровне вер­хней палубы против кормовой башни и возле грот-мачты. Над кораблем поднялось густое об­лако дыма и он вышел из строя вправо (веро­ятно, из-за повреждения рулевого привода) с заметным креном на левый борт. Потом в него попало еще два 280-мм снаряда; один в бая, дру­гой в башню "А", и спустя некоторой проме­жуток времени в его носовой части поднялся столб пламени и громадное облако густого чер­ного дыма, в котором можно было рассмотреть различные крупные предметы, в том числе ле­тевший вверх дном 15-метровый паровой ка­тер. Когда дым рассеялся, "Индефатигейбла" на поверхности моря уже не было. В 16 ч. 05 м., спустя 17 минут после начала боя он был по­топлен "Фон-дер-Танном".

Источник [10]: "Вскоре после 16 час. на "Индефатигейбле" от удачного попадания произо­шел сильный взрыв. Поднялось черное облако дыма высотой в 100 м. Когда через 15 минут это облако рассеялось, корабль уже исчез."

Источник [8]: "Как раз в этот момент лей­тенант Чальмерс с мостика флагманского "Лайона" оглядывал колонну следовавших за ним мателотов. Его сердце преисполнилось гордо­стью при виде того, как мощно вздымают вол­ну корабли, идущие на полном ходу. И вдруг на месте концевого Чальмерс увидел огромное черно-желтое облако дыма. Некоторое время он смотрел на него ничего не понимая, затем до него дошло, что в кильватере идут только пять кораблей. Он даже еще раз пересчитал их, но, увы, замыкающий мателот исчез бесслед­но, и с ним 1017 матросов и офицеров." Из состава экипажа подобрали только четверых.

Как полагают, в самом начале боя "Инде­фатигейбл" имел одно попадание и через неко­торое время был поражен еще двумя снарядами калибра 280 мм, попавшими рядом с барбетом башни "Y". Произошел сильный взрыв, и он на­чал погружаться кормой. В этот момент он был поражен еще двумя снарядами, одним в полу­бак и вторым в башню "А", над которой при по­падании снаряда поднялось пламя разрыва и ко­торая через короткий промежуток времени взор­валась. Хотя причиной потопления корабля был последний взрыв, незадолго до этого был еще один взрыв в пороховом погребе башни "Y", от которого он также мог затонуть. Так ли это было на самом деле, установить трудно, но фактом остается то, что 280-мм снаряды с дистанции 14100-14600 м (76-79 каб.) легко пробили 152-мм главный броневой пояс, 25-мм главную па­лубу и 76-мм стенку барбета башни "А".

Вполне вероятно, что один или два поро­ховых погреба были взорваны снарядами, пробившими непосредственно саму орудийную башню, барбет» и нижнюю (бронированную) палубу над погребами.