Заключение

 

Военная судьба британских линейных крейсеров первого поколения оказалась раз­личной, хотя и не совсем удачной. Они только один раз встретились один на один с корабля­ми противника, вооруженными тяжелыми ору­диями, что закончилось быстрым потоплени­ем "Инвинсибла".

Толщина брони их главного броневого по­яса была вполне достаточной, чтобы предох­ранить жизненно важные части от попадания германских 280-мм снарядов. Таким образом, их слабыми сторонами являлись: недостаток ско­рости по сравнению с остальными британски­ми линейными крейсерами, наличие только шестиорудийного бортового залпа с небольшой дальностью стрельбы снарядами с радиусом оживала головки в два калибра. Невысокая эф­фективность таких снарядов, не очень большая точность и дальность стрельбы в бою у Фолк­лендских островов явились характерными осо­бенностями для 1914 г.

Истинные характеристики крейсеров этого типа не были обнародованы до лета 1906 г. В заявлении адмирала Фишера о программе 1905 г. не приводилось никаких подробностей, не было даже намека, что эти три корабля будут чем-то большим, чем обычный тип британс­кого броненосного крейсера, вооруженного 234-мм орудиями. Сообщалось только, что из четырех броненосных кораблей программы 1905 г. три должны были быть "броненосными крей­серами" со временем постройки 30 месяцев.

К тому же, с подачи адмирала Фишера, в военно-морских кругах ходили ложные слухи, утверждавшие, что этот проект всего лишь раз­витие крейсеров типа "Минотавр", а посколь­ку постройка кораблей также велась в обста­новке большой секретности, то правдивые све­дения об этих кораблях появились гораздо позже начала их строительства. Широко распростра­нилась версия, хотя это, возможно, и не соответствует действительности, что немцы спроек­тировали и построили тяжелый крейсер "Блю­хер" в качестве ответа на британские броненос­ные (эскадренные) крейсера, вооружив его две­надцатью 210-мм орудиями, уверенные в том, что корабли типа "Инвинсибл" будут вооружены всего восемью 234-мм орудиями. Когда факти­ческие данные британских крейсеров стали из­вестны общественности, немцам было уже по­здно менять свой проект.

После опубликования официальных све­дений об их бронировании крейсера не полу­чили положительных откликов в прессе. Неко­торым морским специалистам этот проект по­казался плохо сбалансированным. Известный военно-морской ежегодник "Брассей" выразил их мнение: "Корабли такого громадного размера и стоимости не подходят для выполнения многих функций крейсеров. Но все заключает­ся в том. что адмирал, имеющий в составе сво­его флота крейсера типа "Инвинсибл" с 305-мм артиллерией главного калибра, без сомнения, решит поставить их в боевую линию, где их срав­нительно слабая броневая защита принесет вред, а высокая скорость не будет иметь ценности."

Позднее линейные крейсера типа "Инвин­сибл" оценили как плохо задуманные и слабо проработанные проекты. Это было, однако, слишком резкое осуждение для людей, которые выполняли указания адмирала Фишера. Они спроектировали логическую последовательность предшествующих типов броненосных крейсеров, введя многочисленные усовершенствования для увеличения скорости, мощности и дальности дей­ствия артиллерийского огня, но принесли в жер­тву его броневую защиту.

Если в тот период и имелась обоснован­ная критика проекта, то это стоимость кораб­лей, поскольку они стоили на 50% дороже бро­неносных крейсеров типа "Минотавр".

Основательность бронирования крейсеров уже тогда подвергалась сомнению, но британ­ский флот остро нуждался в том, чтобы новей­шие броненосные (эскадренные) крейсера мог­ли действовать совместно с флотом. Установив на "Инвинсибле" башни с 305-мм орудиями, вме­сто 234-мм и 254-мм, упущение исправили, по­скольку теперь их неизбежно могли считать эк­вивалентными линейному кораблю. Введение в 1911 г. по новой классификации кораблей тер­мина "линейный крейсер" было доказательством этого и понятие "крупный боевой корабль" те­перь распространялось как на линейные кораб­ли, так и линейные крейсера.

"Дредноут" спроектировали с таким пре­имуществом орудийного огня, броневой защиты и скорости, что все существовавшие старые линейные корабли стали слабее его. Линейные крейсера типа "Инвинсибл" заложили в начале 1906 г., в то время когда "Дредноут" еще стро­или, и в результате они стали слабо брониро­ванными линкорами типа"Дредноут". Односто­ронне приспособленные для боя на дальней ди­станции, в бою на близком расстоянии с про­тивником равной мощи, они оказывались в не­выгодном положении.

Если сравнить характерные черты "Дред­ноута" и "Инвинсибла", возникает одна непре­ложная истина, в которой ясно виден компро­мисс в конструкции обоих этих кораблей. Ус­тупая современному им "Дредноуту" в водоиз­мещении (17250 т против 18110 т), они несли на два орудия главного калибра меньше, но раз­вивали скорость 25 уз. против 21. Придав "Инвинсиблу" скорость в 25 уз., на 4 уз. больше, чем "Дредноуту", пришлось дополнительно уве­личить мощность энергетической установки на 18000 л.с. (увеличение на 78,3%), удлинив его корпус на 10,4 м, уменьшить толщину главно­го броневого пояса с 279 мм до 152 мм и сокра­тить главную артиллерию на одну башню, оба корабля тем не менее имели приблизительно одно водоизмещение. Цена этих достоинств лег­ко выявляется при сравнении броневой защи­ты — там, где у "Дредноута" стояла 279-мм броня, у "Инвинсибла" только 152-мм, что было значительно меньше, чем у немецких линейных крейсеров.

К несчастью, как часто случается, в буду­щем надежды на усовершенствования большей частью не сбылись. Они не были способны противостоять концентрированному артиллерий­скому огню тяжелых орудий на коротких дис­танциях, поскольку не обладали качествами, присущими линейным кораблям.