Линейный крейсер "Куин Мери"

(В составе флота находился с сентября 1912 г. по 31 мая 1916 г. Погиб в Ютландском бою.)

 

Программа 1910 финансового года предус­матривала постройку четырех линейных кораб­лей и одного броненосного (эскадренного) крей­сера, позднее, 14 марта 1911 г., получившего на­звание "Куин Мери". Согласно Brayer [4], по морской программе 1914 г. первоначально зап­ланировали еще один крейсер типа "Куин Мери" — "Тайгер". Но из-за различных конструктив­ных изменений и усовершенствований при по­стройке каждый из них оказался одиночкой.

Хотя "Куин Мери" часто воспринимают как один из линейных крейсеров типа "Лайон", его, заказанного по программе 1910 г., нельзя считать однотипным, поскольку в своей конст­рукции содержал много внутренних, на первый взгляд незаметных усовершенствований, позднее примененных в конструкции следующего за ним "Тайгера". Фактически он отличался от "Лайона" так же, как линейные корабли типа "Кинг Джордж V" отличались от типа "Орион". Немцы выяснили многие интересные подробности кон­струкции этого корабля, но это никак не отра­зилось на их собственных проектах.

Заложенный на 10 месяцев позже "Принсес Роял", "Куин Мери" являлся во всех отно­шениях более усовершенствованным кораблем. Это прежде всего относилось к более мощному снаряду артиллерии главного калибра весом 636 кг и различному устройству 102-мм броневого пояса.

Ширину корпуса увеличили на 0,15 м, во­доизмещение на 650 т; расположение 102-мм орудий слегка изменили, обеспечив им некото­рую броневую защиту; несколько усилили гори­зонтальное бронирование с иным расположе­нием брони; вернулись к прежнему расположе­нию жилых помещений офицеров в кормовой оконечности, старшин и матросов в носовой и средней части корабля. Тем не менее, несмотря на круглые дымовые трубы и расположение про­тивоминной артиллерии калибра 102-мм на од­ной палубе, они внешне казались похожими. "Куин Мери" являлся крейсерским вариантом линейных кораблей типа "Кинг Джордж V".

Согласно Campbell [2] и Brayer [4], проек­тное нормальное водоизмещение линейного крейсера "Куин Мери" составляло 27100 т и было на 750 т больше, чем у "Лайона". Соглас­но Conway [1] и Campbell [2], действительное нормальное водоизмещение составляло 26770 т при средней осадке 8,42 м, водоизмещение в полном грузу (без нефтяного топлива) 30480 т, полное (с нефтяным топливом) 31650 т при средней осадке 9,65 м. Согласно Burt [3], соответ­ственно 26780 т при средней осадке 8,53 м и 31486 т при средней осадке 9,73 м.

Длина "Куин Мери": согласно Campbell [2], между перпендикулярами 201,3 м, по ватерли­нии 212,9 м и полная 214,6 м, что на 1,2 м было больше, чем у "Лайона". Burt [3] приводит 201,2 м; 212,7 м и 214,4 м. Ширина "Куин Мери" была немного шире "Лайона" и составляла 27,15 м, что на 2,75 м шире, чем у "Индефатигейбла". От­ношение L/B=7,9, как и у "Лайона".

Высота надводного борта при проектном нормальном водоизмещении составляла в но­совой оконечности 9,14 м, на миделе 7,62 м и в корме 5,79 м, почти столько же, как у "Лайо­на". Увеличение осадки на 1 см соответствова­ло увеличению водоизмещения на 39 т.

Калибр и тип орудия главной артиллерии были такими же, что и на "Лайоне", за исклю­чением того, что 343-мм орудия стреляли сна­рядами весом 636 кг (568 кг у "Лайона") со ско­ростью 762 м/с у дульного среза. Установки ору­дий образца ВП* обеспечивали угол возвыше­ния до +20°, что допускало ведение стрельбы на дистанцию 22000 м (118 каб.). Боекомплект ос­тавался таким же, как у линейных крейсеров типа "Лайон" — 880 снарядов в период войны.

Более тяжелые снаряды повысили точность стрельбы артиллерии главного калибра, но, не­смотря на огромную дальнобойность 343-мм орудий образца Mk.V, дальность действия при­целов в 1914 г. ограничивалась углом возвыше­ния + 15°21”. Это положение исправили на лин­корах и линейных крейсерах Гранд-Флита в на­чале 1916 г., когда к моменту Ютландского боя в каждой башне на визирах орудий установили призматические устройства "супервозвышение 6°". На "Куин Мери" эти устройства установи­ли перед самым Ютландским боем.

Пост управления стрельбой центральной наводки установили на марсе фок-мачты в де­кабре 1915 г. Переоборудование корабля вклю­чало установку дополнительных раскосов до по­ловины полой трубчатой мачты, снижение вы­соты стеньг, увеличение высоты поста управле­ния стрельбой центральной наводки на площад­ке марса фок-мачты. Однако в период Ютланд­ского боя "Куин Мери" еще имел противотор­педные сети.

Вспомогательная артиллерия, в отличие от "Лайона", состояла из 14 102-мм скорострельных орудий образца BL.Mk.VII с длиной канала ствола 50 калибров (5010 мм) в установках образца Р.VI. Шесть орудий ус­тановили в бронированной ба­тарее передней надстройки на уровне палубы полубака, вме­сто восьми небронированных установок на двух палубных уровнях на "Лайоне", и восемь в кормовой надстройке.

В октябре 1914 г. на крейсере установили одну 76-мм зенитную пушку образца Mk.I и одну 76-мм зенитную пушку Готчкисса. Боекомплект зенитных пушек был таким же, как у линейных крейсеров типа "Лайон", так же, как и торпед­ное вооружение. Установлен­ные при постройке четыре 47-мм салютные пушки Готчкисса сняли в начале 1915 г. На "Куин Мери" с самого начала установили дальномер на пере­дней боевой рубке, что на двух предыдущих кораблях серии сделали позднее.

Бронирование "Куин Мери" осталось, в основном, таким же, как у "Лайона", но все же имелись некоторые от­личия. Так 102-мм броневой пояс в носовой части корпуса продлевался дальше к барбету башни "А", а следующий за ним к миделю 127-мм броне­вой пояс начинался в 2,1 м за передним краем башни "В". В то же время в кормовой части 102-мм броневой пояс не захо­дил вдоль главной палубы так далеко, как проходил нижний (был на 3 м короче, чем на "Лайоне"), поэтому в кормо­вой части 102-мм поперечная броневая переборка образовы­вала как бы две ступени.

Кожухи дымовых труб и противоосколочную переборку башни "Q" уменьшили до 19 мм, против 13-32 мм на "Лай­оне". Переднюю батарею 102-мм орудий прикрыли спереди 51-мм щитами, с боков 76-мм броней и 25,4-мм крышей. С задней стороны этих орудий проходил 76-мм противоосколочный экран. Однако на кор­мовой батарее 102-мм орудий такого бронирования не было.

Подкрепление под передней боевой руб­кой прикрыли 51-мм броневыми плитами, что позволило уменьшить настил пола до 76-64 мм. Задняя боевая рубка торпедной стрельбы име­ла толщину стенок 152 мм, крыши 76 мм и на­стила пола 102 мм по сравнению с аналогичной рубкой на "Лайоне", имеющей одинаковое кру­говое бронирование 25,4-мм плитами.

Толщину верхней палубы увеличили до 51 мм между барбетами башен "А" и "В" и глав­ной палубы до 25,4 мм над 102-мм нижним бро­невым поясом.

Энергетическая установка, то есть количе­ство и расположение котлов в котельных отде­лениях и турбин в машинных отделениях "Куин Мери" было такое же, как у "Лайона". Но про­ектную мощность на валах увеличили на 5000 л.с., и она составляла 75000 л.с. или 2.38 л.с./т полного водоизмещения, против 70000 л.с. и 2.27 л.с./т у "Лайона" (увеличение на 6,7%). Это дол­жно было обеспечивать скорость 27,5 уз. Одна­ко в среднем его скорость оказалась почти оди­наковой с остальными линейными крейсерами третьего поколения.

Во время пробега на мерной миле в Полперро 2 июня 1913 г. "Куин Мери" развил фор­сированную мощность турбин 83000 л.с. (увели­чение на 10,7%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 289 об/мин, обеспечило ко­раблю скорость 28,17 уз.

Средняя дымовая труба в плане была круг­лая, а не овальная, как на "Лайоне". Нормаль­ный запас топлива равнялся 1000 т угля и 1130 т нефти, максимальный 3700 т угля и 1170 т нефти. Объявленная максимальная дальность плавания составляла 3415 миль при скорости 17,4 уз., 1645 миль при 24,9 уз. (согласно Brayer [4], 2420 миль при 23,9 уз.) при сжигании толь­ко угля и увеличивалась соответственно до 4970 и 2390 миль, когда нефть сжигалась в топках котлов в распыленном состоянии в качестве до­бавки к углю.

Расчетная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении определялась как 1,44 м (для "Лайона" 1,48 м), при полном водо­измещении без нефтяного топлива 1,49 м, с не­фтяным топливом 1,74 м. Фактические значения были несколько больше и составляли 1,52 м; 1,55 м и 1,81 м.

По окончании постройки "Куин Мери" имел полую фок-мачту перед дымовыми труба­ми, но позднее ее заменили треногой фок-мач­той с опорами, не достигающими верхней пло­щадки марса. Обычный запас водоизмещения величиной в 100 т использовали на комплекто­вание боекомплекта 343-мм снарядов весом 636 кг, усиление бронирования заднего боевого по­ста управления торпедной стрельбой и установ­ку третьего насоса гидравлической системы для вертикального наведения орудий главного ка­либра и горизонтального поворота башен.

На "Лайоне" и "Принсес Роял" сохрани­лось не удовлетворяющее всех расположение жилых помещений офицеров в носовой части ко­рабля, а старшин и матросов в кормовой. Это повелось на крупных боевых кораблях, начиная с "Дредноута" и "Инвинсибла", по инициативе адмирала Фишера с целью размещения офицер­ских жилых помещений вблизи их боевых по­стов на мостике и передней боевой рубки из-за большой длины кораблей.

Однако такое расположение жилых поме­щений оказалось очень непопулярным как сре­ди офицеров, так и матросов и вызывало много различных критических замечаний. Одно из них исходило от адмирала Шофилда, прослуживше­го на "Инвинсибле" более двух лет: "Командир корабля располагался на мостике в довольно стесненных условиях. Кают-компанию размести­ли по правому борту в средней части рядом с кают-компанией младших офицеров в задней надстройке, и матросы по пути на ют могли заг­лянуть в нее мимоходом в поисках чего-либо, что часто и делали."

Кроме неприязни экипажа, эта новая схе­ма расположения жилых помещений оказалась непрактичной. Приспособленные под жилье по­мещения матросов разбросали по всему кораб­лю в зависимости от расположения башен, ды­моходов, котлов и турбин.

Начиная с дредноутов типа "Кинг Джордж V" и линейного крейсера "Куин Мери", распо­ложение жилых помещений возвратили к тради­ционному размещению кают офицеров в корме, а рядового и старшинского состава в носовой оконечности. На кораблях снова появились кор­мовые балконы.

Крейсер оборудовали шестнадцатью уста­новленными попарно прожекторами с диамет­ром зеркала 610 мм. Две пары находились на крыльях среднего мостика, две на крыльях ниж­него, четыре остальные на защищенных козырь­ками от дульного пламени кронштейнах перед задней дымовой трубой.

"Куин Мери" заложили 6 марта 1911 г. на частной судостроительной верфи "Пальмерс Шипбильдинг и Инжиниринг, К°" в Гринок, Ньюкастл. Энергетическую установку изготав­ливала судостроительная верфь Джон Браун в Клайдебэнке. Крейсер спустили на воду 20 мар­та 1912 г. и закончили постройкой в августе 1913 г. Стапельный период составлял 12 с половиной месяцев, достройка на плаву заняла 17 месяцев. Всего постройка продолжалась 29 месяцев. Крейсер был готов к испытаниям в марте 1913 г., а испытания начались в мае.

Стоимость постройки "Куин Мери" состав­ляла 2 078491 фунт стерлингов (20 785000 руб­лей золотом) или 78,8 фунтов стерлингов за тон­ну нормального водоизмещения.

Экипаж крейсера по проекту насчитывал 999 человек. В Ютландском бою, согласно Campbell [2], экипаж насчитывал 1278 человек, из них 60 офицеров, согласно Brayer [4], 1287.

30 мая 1913 г. на "Куин Мери" провели 24-часовые ходовые испытания. Энергетическая установка развила мощность 56000 л.с. (75% но­минальной). Несмотря на сильный ветер и вол­нение, крейсер развил скорость 27 уз. (на 1 уз. меньше контрактной). Затем провели 8-часовые ходовые испытания, за­кончившиеся вполне ус­пешно.

2 июня 1913 г. на ходовых испытаниях на мерной миле в Полперро "Куин Мери" произвел восемь пробегов. Во вто­ром пробеге крейсер по­казал наименьшую из всех пробегов скорость 27,41 уз., развив мощ­ность турбин 76500 л.с. (увеличение на 2%) при частоте вращения греб­ных валов в среднем 283,5 об/мин. В тот же день крейсер в предпос­леднем седьмом пробеге показал наибольшую скорость 28,465 уз., развив форсированную мощность турбин 83350 л.с. (увеличение на 11,1%) при частоте вращения гребных валов в среднем 290,5 об/мин. В остальных пробегах значения достигнутых скоростей колебались между этими двумя величинами.

20 сентября 1913 г. провели кренование для определения метацентрической высоты при двух режимах загрузки. Сначала провели изме­рение при действительном нормальном водоиз­мещении 26670 т и средней осадке 8,53 м. Метацентрическая высота составляла 1,52 м. Затем провели измерения при полном водоизмещении 31486 т и средней осадке 9,76 м. Метацентрическая высота составляла 1,74 м.

Вступление в строй "Куин Мери" задержа­ли производственные трудности, и окончатель­но его ввели в строй в Портсмуте 4 сентября 1913 г. "Куин Мери" вошел в состав 1-й эскад­ры крейсеров под командованием контр-адми­рала Битти, которая с января 1914 г. стала на­зываться 1-й эскадрой линейных крейсеров и с августа 1914 г. вошла в состав Гранд-Флита.

28 августа 1914 г. "Куин Мери" в составе 1-й эскадры линейных крейсеров принял учас­тие в бою в Гельголандской бухте против гер­манских легких крейсеров и миноносцев. Во время боя у Доггер-банки он находился на те­кущем ремонте в доке Портсмута, но уже вско­ре после боя он снова вошел в состав 1-й эскад­ры линейных крейсеров.

Во время Ютландского боя 31 мая 1916 г. "Куин Мери" погиб в результате взрыва погре­бов боезапаса.

Большую часть времени "Куин Мери" был третьим в линии и обстреливал "Зейдлиц", а в последние минуты "Дерфлингер". Как полагают, за это время "Куин Мери" выпустил по против­нику около 150 343-мм бронебойных снарядов (17% боекомплекта) и достиг четырех попаданий в "Зейдлиц" (2,6% выпущенных снарядов).

В 15 ч. 50 м. "Зейдлиц" открыл огонь по "Куин Мери". В 15 ч. 55 м. первый 343-мм сна­ряд с "Куин Мери" пробил бортовую броню "Зейдлица" впереди фок-мачты и разорвался в отсеке XIII на 25-мм верхней палубе, образовав в ней пробоину 3 х 3 м. На посту энергетики правого борта вышел из действия носовой рас­пределительный пульт. Взрывом сильно повре­дило легкие конструкции, и в результате этого возникло постоянное поступление потока воды по главной палубе около барбета носовой баш­ни, которая стекала оттуда в погреб и в поме­щение управления кораблем.

В 15 ч. 57 м. второй 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 13200 - 13600 м (71-74 каб.) попал в 230-мм бортовую броню "Зейдлица" на­против барбета левой бортовой башни и разор­вался в проделанной им пробоине. Обломки брони и осколки снаряда пробили 30-мм стенку барбета, проникли в перегрузочное помещение башни и зажгли в рабочем отделении башни два главных полузаряда и два дополнительных за­рядных картуза. Заряды состояли из двух час­тей: главный полузаряд в тяжелой медной гиль­зе и дополнительный, который помещался в двойном шелковом картузе в латунном пенале, из которого его вынимали непосредственно пе­ред заряжанием.

Механизм наведения орудия, поворота башни и подъемники вышли из строя. Большин­ство башенного расчета погибло в потоке пла­мени и газов, но погреб башни был вовремя за­топлен. Башня вышла из действия на все время боя, но такого сильного взрыва, как 24 января 1915 г., не произошло. Переделки, произведен­ные на германских кораблях после боя у Дог­гер-банки, предотвратили катастрофу.

Третий 343-мм снаряд с "Куин Мери" ра­зорвался под водой рядом с бортом в средней части "Зейдлица", вызвав расхождение швов на­ружной обшивки корпуса на длине 11 м.

В 16 ч. 17 м. четвертый 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 16400 м (88 каб.) уда­рил в 200-мм бортовую броню корпуса и затем в стык между 200-и 230-мм плитами порога пор­та 150-мм орудия позади переборки. Снаряд взорвался в лунке и вызвал большие поврежде­ния. Осколки снаряда пробили многие перебор­ки корабля. 150-мм орудие N6 левого борта вышло из строя.

Согласно Burt [3], вскоре после начала боя "Куин Мери" попал одним снарядом в "Зейдлиц" и вывел из строя одну из его башен. Позднее он вступил в бой с "Дерфлингером", ив 16 ч. 17 м. в него попали два снаряда с "Куин Мери".

Затем на несколько минут "Дерфлингер" и "Зейдлиц" с дистанции 13900 м (75 каб.) сосре­доточили огонь по "Куин Мери". Во время ар­тиллерийского боя с "Зейдлицем" и "Дерфлин­гером" между 16 ч. 24 м. и 16 ч. 26 м. на дистан­ции 13200-14400 м (71-78 каб.) три или более снаряда попали в носовую часть "Куин Мери" вблизи башен "А" и "В". Последовала ослепи­тельная вспышка взрыва — это взорвались за­рядные погреба башен "А" и "В", разрушив но­совую оконечность почти до фок-мачты. Затем произошло попадание еще одного залпа с "Дерфлингера" в середину крейсера около башни "Q". Произошел новый большой взрыв, и он, ка­залось, распространялся к носовой части.

Когда поврежденный корпус "Куин Мери" стал крениться на левый борт, следующий взрыв отправил поврежденный корабль на дно, и про­изошло это в 16 ч. 26 м., всего через 38 минут после начала боя. По свидетельству командира "Лайона" Эрнела Четфилда, именно в этот мо­мент Битти процедил свою знаменитую фразу: "Кажется, сегодня что-то не так с нашими про­клятыми кораблями."

С "Куин Мери" подобрали девять человек, согласно Campbell [2], 1266 человек экипажа по­гибли. Brayer [4] говорит о 1275 погибших. Те­перь трудно установить точную причину гибе­ли корабля, поскольку на дистанции не менее чем 13100 м (71 каб.) его броня была уязвима для снарядов, падающих под углом 12°. К тому же характер повреждений находящегося рядом "Лайона" показал, что плохое качество британ­ского кордита и отсутствие водонепроницаемых дверей делало все эти корабли при повреждени­ях в башне, барбете или перегрузочной камере склонными к возникновению пожара, приводя­щего к взрыву погребов боеприпасов.

Источник [10]: "... на английском линейном крейсере "Куин Мери" произошел сильный взрыв. Среди черного, пронизанного красным пламенем дыма, свалились мачты, и корабль за­тонул раньше, чем успел рассеяться дым."

Фон Хаазе [13]: "В 16 ч. 10 м. флагманский "Лютцов" начал склоняться вправо, и против­ник, видимо, также изменил курс, так что мы снова начали сближаться. В 16 ч. 17 м. я снова начал обстреливать второй в неприятельской линии линейный крейсер, думая, что это тот же корабль, с которым мы уже сражались. Но впос­ледствии выяснилось, что это был третий по сче­ту крейсер неприятельской колонны — "Куин Мери", который стал вторым после временного выхода из строя флагманского "Лайона".

В свою очередь "Куин Мери" также выб­рал своей целью "Дерфлингер". "Куин Мери" стрелял медленнее, но его залпы производились всеми орудиями. Таким образом, при каждом его залпе в нас летело восемь 343-мм снарядов, и все они ложились вместе. Но обычно его залпы были перелетными либо недолетными, толь­ко два раза произошло накрытие, и в нас попа­ло по одному снаряду.

Было ясно, что старший артиллерист на "Куин Мери" производит залпы самолично с помощью знаменитого "firing director'a" Перси Скота. Это было видно по тому, что все его орудия стреляли точно одновременно, и паде­ния снарядов были также одновременными. Ве­роятно, старший артиллерист находился на марсе фок-мачты на посту управления огнем центральной наводки, откуда он мог наблюдать за результатами стрельбы, не стесненный ору­дийным дымом.

Кроме нас, "Куин Мери" обстреливал еще и "Зейдлиц". Правда, его орудия калибра 280 мм не могли нанести существенного вреда заб­ронированным частям англичанина, но менее защищенные части последнего жестоко страда­ли. Дистанция все время превышала 13000 м (70 каб.), и мы не могли ввести в действие сред­нюю артиллерию.

С 16 ч. 24 м. каждый залп "Дерфлингера" по "Куин Мери" был накрытием и имел попа­дания (16 ч. 24 м. 20 с. — 13500 м (72,75 каб.); 16 ч. 24 м. 40 с. — 13400 м (72 каб.); 16 ч. 25 м. 00 с. — 13400 м (72 каб.); 16 ч. 25 м. 20 с. — 13200 м (71,5 каб.); 16 ч. 25 м. 45 с. — 13100 м (70,75 каб.), и последний залп достиг цели в 16 ч. 26 м. 10 с. — 13200 м (71,5 каб.), когда уже произошел ужасный взрыв внутри крейсера.

Сначала из носовой части корабля подня­лось яркое красное пламя. Затем последовал взрыв в носовой части, сопровождавшийся го­раздо более сильным взрывом в средней части.

На воздух взлетели темные составные час­ти корпуса, после чего весь корабль был охва­чен сильнейшим взрывом. Мачты рухнули к се­редине корабля, облако дыма скрыло "Куин Мери" и поднималось все выше и выше. Нако­нец на том месте, где он только что находился, застыло густое облако черного дыма высотой 250-300 м, узкое внизу и расширявшееся кверху".

Согласно Вильсону [6]: "В 16 ч. 24 м. или 16 ч. 26 м. в британской колонне произошла вторая катастрофа. На несколько минут "Дерфлингер" и "Зейдлиц" сосредоточили огонь на "Куин Мери" с дистанции 13900 м (75 каб.). По германским данным (Хаазе), "Куин Мери" стре­лял быстро, полными залпами, то есть восемью 343-мм снарядами. Однако полными залпами стреляли лишь в исключительных случаях, так как они вызывали в корпусе чрезмерные напря­жения. Поэтому Хаазе вряд ли прав.

Но залпы "Куин Мери" неизменно давали перелеты или недолеты и в "Дерфлингер", по ко­торому он стрелял, попало только три снаряда. Сосредоточенный огонь двух германских кораблей оказался гибельным для "Куин Мери". Меж­ду 16 ч. 24 м. и 16 ч. 26 м. "Дерфлингер" выпус­тил 6 залпов (24 снаряда калибра 305 мм), на­крывших "Куин Мери". С соседних кораблей было видно, как, по крайней мере, три снаряда главного калибра попали в его носовую часть и из корпуса вырвалось яркое пламя.

В это время "Зейдлиц" обстреливал его с такой же меткостью. Возможно, в это время в него попало 15-20 снарядов и, во всяком слу­чае, больше пяти. Немедленно вслед за этим залп попал в середину корабля вблизи башни "Q", которая была уже сильно повреждена, а затем над "Куин Мери" через густые облако дыма взвился на высоту 240 м огненный столб красного цвета.

Во время второго взрыва можно было рас­смотреть, как в воздух взлетела масса стальных обломков корпуса, невероятное количество ли­стов бумаги, а с ними летевшая кверху днищем шлюпка. Крыши орудийных башен подбросило в воздух на высоту около 30 м. Из корпуса под­нялся огромный грибообразный столб совер­шенно черного дыма высотой 300-425 м. Задне­му мателоту "Тайгеру" пришлось пройти через страшный град всякого рода обломков и изме­нить курс, чтобы обойти окутанный дымом кор­пус. Когда столб огня и дыма рассеялся, стали видны уходящая под воду корма с вращающи­мися винтами и люди, вылезающие из кормовой башни. Затем "Куин Мери" исчез.

С крейсером погибло 57 офицеров и 1209 человек рядового и старшинского состава. Ан­гличане подобрали двух офицеров и пять мат­росов. Позднее одного офицера и одного мат­роса подобрал немецкий эсминец.

Невозможно точно сказать, что произош­ло и почему "Куин Мери" взорвался, но пола­гают, что в первые полчаса боя в него попало приблизительно четыре 280-мм снаряда с "Зейдлица", включая попадание и в заднюю батарею 102-мм орудий и, может быть, еще одно попа­дание около башни "Y". Возможно, что в бата­рею 102-мм орудий в кормовой надстройке по­пали снаряды, и в ней произошло замеченное с "Зейдлица" возгорание зарядов. За 5 минут до взрыва 305-мм снаряд с "Дерфлингера" попал в лобовую броневую плиту башни "Q" справа от правого орудия. В результате этого попада­ния правое орудие этой башни полностью выш­ло из строя, но левое орудие продолжало стре­лять, поскольку сама башня не получила серь­езных повреждений.

За этим последовали попадания еще двух 305-мм снарядов с "Дерфлингера", один из ко­торых попал в башни "А" или "В" или их бар­беты, а возможно, и в левое орудие башни "Q". После взрыва где-то в башне "А" или "В" корабль вздрогнул, и, как позднее сообщили уце­левшие, величина гидравлического давления приводов наведения орудий башни "Q" значи­тельно понизилась. Вслед за этим взорвались за­рядные погреба башен "А" и "В", носовая часть крейсера оторвалась около полубака, очевидно, полностью разрушенная взрывом.

Пожар кордита в рабочей камере башни "Q" вывел из строя башни "Q" и "Y". Уцелев­шая часть крейсера сильно накренилась на борт, корма поднялась в воздух, винты продолжали вращаться и, когда корпус еще больше накре­нился, в оставшейся на плаву кормовой части раздался еще один взрыв.

Снаряды попали в башни "А" или "В" с ди­станции 13100 м (71 каб.) при угле встречи с броней около 12°. Немецкие 305-мм бронебойные снаряды смогли пробить либо 229-мм ло­бовую плиту башни, либо стенку барбета такой же толщины. В данном случае угол встречи сна­ряда с лобовой плитой башни оказался близок к 90°. Другим более вероятным путем мог быть путь снаряда через 19-мм наружную обшивку борта или 16-мм обшивку между палубой полу­бака и верхней палубой, затем 25,4-мм верхнюю палубу и 76-мм стенку основания барбета. Но возможны и другие варианты. Достаточно пред­положить, что снаряд прошел через один из ору­дийных портов и, не встретив преграды, при встрече с которой он разбился бы на куски, взорвался и вызвал катастрофу.

Вместе с "Куин Мери", согласно Conway [1], погибли 1266 человек. Спаслось три офице­ра и 9 матросов.