Развитие Британских эскадренных миноносцев в 1893-1918 гг.

X. Ле Масон (сокр. пер. с фран.)

 

В начале 1938 г. в Англии на­ходилось в постройке 40 эскадрен­ных миноносцев. Если исключить период Первой Мировой войны, то подобная цифра была достигнута только в 1894 г. В ту эпоху этот класс кораблей только еще зарож­дался, но британское Адмиралтейст­во, не ожидая предварительных испытаний первых заложенных кораб­лей, в течение одного только меся­ца дало заказ на постройку 42 мино­носцев. Это была смелая инициати­ва, так как создавался совершенно новый тип корабля. Ответственным за это решение был адмирал Фи­шер. Будущий "обновитель" британ­ского флота, тогда еще молодой контр-адмирал, занимал с 1 февраля 1892 г. пост третьего лорда и конт­ролера Адмиралтейства. По этой должности на него возлагалась "по­стройка, вооружение, снабжение и ремонт" кораблей британского фло­та. Через несколько недель по заня­тии Фишером этой должности зна­менитый конструктор Ярроу пред­ставил ему чертежи "сверхминонос­ца", боевые элементы которого дол­жны были затмить новые француз­ские миноносцы. Ярроу, возвратив­шийся из путешествия по Франции, где он посетил большинство фран­цузских верфей, несомненно узнал у Августа Нормана о постройке море­ходных миноносцев, рассчитанных на 30-узловую скорость. С другой стороны, сэр Уильям Уайт, который был тогда главным инженером управ­ления кораблестроения, разработал проект, применительно к типу гер­манских контрминоносцев, т.е. уве­личенных миноносцев, используемых в качестве лидеров флотилий. Эти два предложения сразу же были при­няты Адмиралтейством, так как рост французских минных флотилий тре­вожил британское спокойствие. На вопрос Ярроу, как будут названы но­вые корабли в отличие от существую­щих миноносцев, Фишер, не колеб­лясь, ответил: "Мы назовем их "ист­ребителями" (англ, "destroyers"), так как их задача - уничтожать француз­ские миноносцы".

 

Первые начинания (1893-1895 гг.)

 

К этому времени миноносец су­ществовал уже в течение 20 лет. Торникрофт - конструктор, сопер­ничавший с Ярроу,— в 1873 г. по­строил первый корабль этого класса для норвежского флота водоизмеще­нием 7,5 т и скоростью 14,97 узла. Этот новый класс боевых кораблей был восторженно принят Россией, которая уже в 1877 г. сделала заказ на постройку 100 малых миноносцев. Сначала Франция, а затем и Англия последовали ее примеру, правда, с большими колебаниями. Британское Адмиралтейство только в 1878 г. за­казало свой первый миноносец "Лайтнинг". Затем около 1885 г. "моло­дая французская школа" начала энергично настаивать на развитии этого класса корабля, считая, что он является показателем несостоятель­ности броненосных кораблей.

К моменту, когда Фишер ре­шил принять "истребитель" как но­вый тип корабля, в строю и в по­стройке во всем мире находилось уже 1260 миноносцев. Первое место занимала Франция, имевшая 220 не­больших кораблей этого класса. В 1892 г. миноносец "№ 149", постро­енный Норманом, развил при испыта­ниях в море скорость 24,519 узла. В 1893 г. мореходные миноносцы "Лансье" и "Шевалье", построен­ные тем же конструктором, развили при тех же условиях скорость 25,59 и 27,22 узла соответственно. Затем шла Англия, имевшая 186, Россия - 152, Германия — 143 и, наконец, Италия - 129 миноносцев. Однако, в отличие от других, морских де­ржав, стремившихся к регулярному увеличению своих минных флоти­лий, британское Адмиралтейство никогда не выказывало подобных стремлений. Несмотря на успех, одержанный заводами Ярроу и Торникрофта, конструкции которых приобрели мировую известность, наравне с заводами Нормана во Франции и Шихау в Германии, в Англии в течение двух - трех лет не давалось новый, заказов на по­стройку миноносцев.

Очень скоро Адмиралтейство пришло к выводу, что слабая артил­лерия миноносцев, состоящая из од­ного или двух 37-мм или 47-мм ору­дий, не позволяет эскадре рассчи­тывать на свои собственные минные флотилии для уничтожения минных флотилий противника. По примеру других флотов, которые к тому же обращались за содействием к британ­ским же заводам, Адмиралтейство пы­талось осуществить тип корабля, от­вечавший двум назначениям: одновре­менно быть миноносцем и стороже­вым кораблем. Это были так называе­мые минные крейсера, минные авизо, минные канонерские лодки - типы ко­раблей, относящиеся к 1890 г., кото­рых англичане именовали "ловцы ми­ноносцев" ("torpedo-catchers"). С по­явлением истребителей или эскадрен­ных миноносцев ("destroyers") это на­звание исчезло.

В период с 1885 по 1892 г. в Англии было испытано много раз­личных типов минных канонерок, но ни один из этих кораблей водо­измещением в 550-1070 т со 102-мм или 120-мм орудиями, не смог дать требовавшейся от них скорости 19-20 узлов. Все испытания и манев­ры, в которых участвовали 33 ко­рабля данного класса, бывшие в строю к 1892 г., решительно доказа­ли их полную неспособность выпол­нять поставленные задачи как в си­лу недостаточной мощности машин (не более 5 л.с. на тонну), малой надежности механизмов, так и вследствие того, что даже на самой небольшой волне их скорость сни­жалась так же сильно, как и у 100-тонных миноносцев.

Задача заключалась в по­стройке кораблей, вооруженных ар­тиллерией, способной уничтожать миноносцы противника и со скоро­стью большей, чем 26 или 27 узлов, которую уже имели некоторые новые миноносцы потенциального против­ника. Изучение этого в.опроса приве­ло к выводу о необходимости иметь контрминоносец водоизмещением около 250 тис механизмами мощно­стью примерно в 4000 л.с. Осущест­вление же данного проекта представляло большие затруднения, так как до этого времени английские конструкторы имели лишь опыт по­стройки миноносцев, самый большой из которых не превышал 130 т, с мощностью механизмов примерно в 1800 л.с. Таким образом, перед ин­женерами стояла задача добиться значительного облегчения конструк­ции корабля, одновременно повысив полезное действие механизмов. Это влекло за собой увеличение числа оборотов (в среднем до 400) и ско­рости движения поршня, исключи­тельно больших для того времени, что не позволяло рассчитывать на большую выносливость механизмов, столь необходимую для боевого корабля.

Вначале, и главным образом из-за нежелания перегрузки, их не рас­сматривали как корабли, имеющие задачу одновременно быть и "истре­бителями" и "торпедоносцами". На­оборот, считали, что они будут вы­полнять, в зависимости от обстоя­тельств, ту или иную задачу, имея для этого соответствующее вооруже­ние. Во время испытаний и при даль­нейшем использовании кораблей дан­ного класса пришли к заключению, что одновременная установка артил­лериями и торпедных аппаратов нис­колько не уменьшает их скорости и маневренных качеств. Тогда же было признано назначение "торпедоносца-истребителя", который соединял бы в себе обе задачи.

Адмиралтейство решило предо­ставить пятнадцати кораблестрои­тельным фирмам, между которыми был размещен первый заказ на 42 ко­рабля, широкие возможности в из­менении выданного им первоначаль­ного проекта. Это мероприятие по­влекло большое разнообразие конст­рукций, главным образом котельных установок: шесть истребителей име­ли котлы локомотивного типа, ос­тальные - водотрубные котлы раз­ных конструкций. Крайне различны были и силуэты кораблей. Это раз­нообразие спецификаций дало пре­красный опыт для будущего.

Первыми истребителями стали "Хэвок" и "Хорнет". заказанные Ярроу. а также "Дэринг" и "Декой". заказанные Торникрофту. К их по­стройке приступили в начале 1893 г. Ярроу. согласно своим правилам, добился наивозможного облегчения конструкции: "Хэвок" имел в нор­мальном грузу 240 т. а "Корнет" даже 223 т. т.к. его водотрубные кот­лы весили только 43 т. а котлы ло­комотивного типа - 54 т. Торникрофт, конкурируя с Ярроу, спроек­тировал корабли в 270 т нормаль­ного водоизмещения. Корпуса их, будучи более упрощенной конструкции (на 4% тяжелее, чем у других кон­структоров), одновременно отлича­лись закругленной формой кормы (что сделалось в дальнейшем клас­сической формой для эсминцев), а также наличием двойного руля.

"Хэвок" был спущен на воду в октябре того же года, а 28 октября начались его испытания, на которых корабль показал среднюю скорость 26,783 узла. Через несколько недель на других кораблях была достигнута скорость 27,628 и 28,232 узла. Эти испытания доказали преимущество водотрубных котлов перед котлами локомотивного типа, установленны­ми на "Хэвоке". Впрочем, Адмирал­тейство предвидело этот результат и предъявило конструктору этого эсминца требование достичь скорос­ти в 26 узлов вместо 27.

Вполне понятным было возму­щение Ярроу. когда он вскоре после удачных испытаний первого своего эсминца узнал, что чертежи машин­ных установок "Хэвока" имеются у большинства конструкторов, которые получили заказы на постройку пер­вых кораблей этого типа. В газетах были помещены соответствующие объявления, обещавшие солидное вознаграждение тому, кто поможет найти виновного. Вскоре Ярроу уз­нал, что здесь замешано Адмиралтей­ство, и этот поступок был сурово осужден общественным мнением. Спор закончился публичной декла­рацией, сделанной секретарем Адми­ралтейства, признавшего первенство фирмы Ярроу в составлении проек­та истребителя. а также прекрасный результат, достигнутый фирмой при выполнении первого порученного ей заказа.

Характерной особенностью но­вых кораблей была их очень удли­ненная форма. Так. "Хэвок" имел длину 54,9 м, ширину 5,64 м при средней осадке около 1.8 м. Высота надводного борта в носовой части не достигала 2.5 м, в корме едва дохо­дила до 2 м. Носовая часть без выс­тупов была покрыта карапасной па­лубой до штурманской рубки. Верх последней поддерживал платформу 76-мм носового орудия, которое на­ходилось в расстоянии всего лишь 7-8 м от форштевня. С обеих сто­рон рубки имелся выступ, служив­ший волноломом и. защищавший два из трех имеющихся на корабле 57-мм орудий, которые вместе с двумя тор­педными аппаратами (однотрубный в носу и двухтрубный в диаметраль­ной плоскости) составляли стандар­тное вооружение эсминцев. Впослед­ствии носовой аппарат был демон­тирован, поскольку при первых проб­ных торпедных стрельбах на больших скоростях корабли нередко тарани­ли выпущенную торпеду, и заме­нен двумя дополнительными 57-мм орудиями.

Все вышеназванные корабли были разделены на отсеки семью по­перечными переборками без дверей и не имели никакой другой защиты, кроме некоторого утолщения (12.5 мм) обшивки рубки и угля, раз­мещенного в бортовых угольных ямах с обеих сторон котлов (в среднем 60 т). На полном ходу расход топ­лива был очень большим (в некото­рых случаях до 1.4 кг на л.с. в час), и вместимость угольных ям могла обеспечить всего лишь несколько часов 26-узлового хода. На 20-узловом ходу дальность плавания со­ставляла порядка 1000 миль, на 10-узловом ходу - около 3000 миль, как это было доказано в дальней­шем продолжительными перехода­ми, совершенными британскими ис­требителями. Они могли легко под­держивать 23-24-узловой ход, но принимали при этом много воды. При скорости свыше 23 узлов отме­чалась большая вибрация. Очень тя­желые условия жизни на этих ко­раблях полностью оправдывали по­вышенные оклады содержания, по­лучаемые их экипажами.

Во время испытаний "Дэринга" впервые было обнаружено ре­дкое явление кавитации, что приве­ло к необходимости значительного изменения чертежей винтов истре­бителей. Подобное явление кавита­ции имело место в то же время и во Франции при испытаниях минонос­ца "№ 153", развившего скорость 27,64 узла. Во время ночных атак эскадренные миноносцы почти всег­да демаскировали себя факелами, вырывавшимися из их труб, как только они увеличивали скорость. Потребовалось много лет, чтобы ус­транить этот недостаток.

В марте 1895 г. в строю нахо­дилось 18 истребителей. Адмирал­тейство решило подвергнуть их ис­пытанию и проверить, насколько они отвечают своему назначению. Была создана "экспериментальная торпедная дивизия", в составе крей­серов "Гермайони" и "Фокс", две­надцати истребителей, двенадцати миноносцев и четырех транспортов под командованием контр-адмирала Артура Вильсона, являвшегося од­ним из наиболее крупных специали­стов торпедного дела. Первая фаза упражнений показала большие трудности в удержании своего мес­та в строю этими небольшими ко­раблями во время плавания в соста­ве флотилии и при маневрировании группами при свежем ветре и водяной пыли, которые делали совершенно не­возможной передачу или прием сигна­лов. С другой стороны, не менее труд­ной была передача приказаний с мос­тика в машинное отделение.

После артиллерийских и тор­педных стрельб, проведенных в те­чение недели, флотилия раздели­лась на два отряда. На одной сторо­не были миноносцы, имевшие своей задачей защиту побережья Ирлан­дии, на другой стороне истребите­ли, которые должны были блокиро­вать противника в базах и мешать миноносцам атаковывать крейсера. Хотя официальный рапорт не давал окончательного заключения, но флот и общественное мнение при­шли к выводу, что маневры нагляд­но показали неспособность мино­носцев состязаться с истребителя­ми, и что следует предусмотреть по­стройку последних в значительно большем количестве, но улучшенно­го типа и большего водоизмещения. Когда адмирал Вильсон в июле 1897 г. сменил Фишера на посту контролера Адмиралтейства, он на­чал проводить расширенные про­граммы строительства истребителей (52 корабля) с увеличенным водоиз­мещением и скоростью. Во время пребывания его в этой должности были произведены первые испыта­ния "33-узловых" истребителей.

 

Рост и затруднения (1896-1904 гг.)

 

Необходимость постройки бо­лее быстроходных эскадренных ми­ноносцев, чем 42 корабля типа "Хэвок", долгое время числившихся в списках флота под названием "двадцатисемиузловых", была вызвана успешными испытаниями новых французских миноносцев "открыто­го моря". В сентябре 1895 г. один из них - "Форбан",- построенный на заводе Нормана, развил и сохра­нял в течение часа скорость в 31,029 узла, которую англичане квалифицировали как "исключи­тельную". Самым быстроходным британским истребителем в 1895 г. был "Боксер", который развил ско­рость в 29,17 узла. В августе того же года фирма Ярроу достигла на миноносце "Сокол", построенном для России, скорость 30,285 узла. Интересно отметить, что для облег­чения корпуса "Форбана" при его постройке применялся алюминий и алюминиевые сплавы, сталь и ни­кель. В корпус корабля длиной в 44 м и водоизмещением в 145 т французский конструктор вместил две машины тройного расширения, которые при 305 оборотах развива­ли мощность 3875 л.с. с расходом топлива в 0,694 кг на л.с. в час, что было значительно ниже по сравне­нию с соответствующими англий­скими цифрами.

Таким образом, с 1896 г. бри­танское Адмиралтейство также при­ступило к увеличению водоизмеще­ния и мощности машин заказывае­мых им истребителей. Это были так называемые "тридцатиузловые" эс­минцы, построенные в период с 1897 по 1901 г. Первый из них имел во­доизмещение 275-280 т при мощно­сти машин в 5700 л.с., затем были построены корабли по 300 т с мощ­ностью в 6000 л.с. и, наконец, в 325-335 т с мощностью в 6500 л.с. В этот период Ярроу в Англии и Норман во Франции применили ряд приспособлений, значительно умень­шавших вибрацию машин, особенно ощущавшуюся на больших ходах и возникавшую вследствие сил инер­ции, развивавшихся в движущихся частях. Эти вибрации были причи­ной многочисленных неполадок во время испытаний первых истребите­лей и вызвали необходимость уси­лить прочность подводной части корпуса в ущерб стремлению облег­чить общий вес корабля. Не без со­жаления британский флот согласил­ся на увеличение водоизмещения эс­минцев, учитывая здоровое стремле­ние уменьшить силуэт корабля, что­бы сделать его менее заметным.

Интересно напомнить, что по этому поводу в своей книге "Торпе­да в мирное и военное время", опуб­ликованной в 1898 г., Фрэд Джейн, автор знаменитого морского ежегод­ника "Jane's Fighting Ships", писал следующее: "Я должен сказать, что год или два тому назад было сдела­но предложение, имевшее целью со­здать еще более трудные условия для отражения атак эсминцев. Речь идет об окраске эсминцев, путем на­несения пятен неодинаковых разме­ров и различных цветов - белых, синих, зеленых, серых и красных с тем, чтобы днем было бы очень трудно обнаружить эти миноносцы на известной дистанции, а после об­наружения - затруднить стрельбу по ним. Но вряд ли эта мысль была использована; по-видимому счита­лось, что миноносцы будут прово­дить свои атаки главным образом ночью, а ночью "все кошки серы!" Во всяком случае, очевидно, что ма­скировка кораблей, которая была применена во время Мировой вой­ны 1914-1918 гг., имеет более отда­ленное начало, чем это принято обычно думать. Фрэд Джейн восп­роизводит в своей книге силуэт ми­ноносца 1896 г., "замаскированно­го" указанным выше способом, что не оставляет никаких сомнений по данному поводу.

Масса машинных установок на "тридцатиузловых" эсминцах в про­центном отношении от водоизмеще­ния была весьма велика. Так, напри­мер, на кораблях от 275 до 375 т она составляла от 171 до 195 т, в зависи­мости от конструкции и типа. В свя­зи с этим надо было опять идти на новые жертвы в отношении веса кор­пуса. На британских эсминцах этого времени вес корпуса составлял 23-25% от водоизмещения, вместо 32,7% на "Дюрандале" - первом французском истребителе, заказан­ном заводу Нормана в 1896 г. "Дюрандаль" стал прототипом 61 контр­миноносца, построенного в период 1896-1907 гг. Во время испытаний он имел водоизмещение 308 т, мощ­ность машин 4800 л.с. Первые французские корабли этого класса развивали на испытаниях ход от 27 до 29 узлов (сам "Дюрандаль" развивал 27,41 узла) и 25 узлов в полном грузу. Вначале на них было предусмотрено два вида вооруже­ния: в случае использования их как миноносцев - 3 торпедных трубы (6 торпед) и два 47-мм орудия; в случае использования в качестве контрминоносцев - 1 торпедная труба (3 торпеды), одно 65-мм и че­тыре 47-мм орудия.

Британские корабли были по­строены из стали большей прочно­сти, но их наружная обшивка, тол­щиной в 6 мм, была на столько тон­кой, что позволяла одному морскому критику, писать в 1896 г. о минонос­це "Боксер", что "днем через обшив­ку борта можно было прекрасно раз­личать предметы", и что "корпус ко­рабля производил впечатление карка­са, на который была хорошо натяну­та мокрая парусина". Адмиралтейст­во также испытывало облегченные торпедные аппараты из алюминия, но от этого из-за быстрого окисления металла скоро отказались.

Несмотря на большие усилия, скорость в 30 узлов была лишь не­значительно превзойдена. Нередко требовались повторные попытки, чтобы ее достичь. Можно упомя­нуть о двух конструкторах, которые должны были провести соответст­венно 66 и 71 испытание построен­ных ими "тридцатиузловых" эсмин­цев, прежде чем те были приняты. Несколько раз пришлось изменять кормовые обводы, менять котлы, за­менять трубы и даже увеличивать их число, что вызывало необходи­мость удлинения корпуса. Этими эс­минцами являлись: "Брейзен" и "Рекрут", "Чарджер" и "Элект­ра". (Относительно "Чарджера" у автора по-видимому ошибка, поскольку этот корабль постройки Ярроу являлся не "тридцати-", а "двадцатисемиузловым" истребителем. Остальные три названных корабля были постро­ены фирмой Дж. Браун (бывший Томсон) по заказу 1895/6 г. (Прим.. ред.)) О многочисленных неисправ­ностях машин, обнаружении тре­щин в цилиндрах, нагревании под­шипников и прочих неполадках уже не приходится и говорить. Справедливость требует отметить, что были корабли, которые сдава­ли свои официальные испытания всего лишь после двух предвари­тельных проб. Впрочем, то же са­мое происходило и с "двадцатисемиузловыми" эсминцами, из которых многие были приняты Адмиралтей­ством только через пять - шесть лет от момента их закладки.

И все это при том. что почти всегда корабли выходили на прием­ные испытания без артиллерии, без торпедных аппаратов и с количест­вом угля, необходимым лишь для пробега на мерной миле, чтобы вы­жать хоть несколько десятых узла сверхконтрактной скорости. "При­готовьте оба "В"..." — говорилось тогда ("beer end blacklead") - "пиво для кочегаров и грузчиков угля и графит для того, чтобы покрыть им корпус корабля и сделать его более гладким и скользким".

Тем не менее, ставилась задача — достигнуть скорости в 32 или да­же 33 узла. В соответствии с этим намерением Адмиралтейство заказа­ло несколько эскадренных минонос­цев для опытов, согласившись на дальнейшее увеличение водоизме­щения, чтобы установить более мощные машины. В декабре 1897 г. на заводе Лэрда был спущен на во­ду "Экспресс", водоизмещением в 515 т. с мощностью машин в 9250 л.с. Машины выступали над палубой, что придавало кораблю, у которого нос не был особенно при­поднят, весьма своеобразный вид. После 27 предварительных и 10 официальных испытаний (с ок­тября 1898 г. по август 1901 г.) при­шлось убедиться в том, что проект­ные 32 узла не будут достигнуты, и лишь в декабре 1902 г. Адмиралтей­ство приняло этот корабль со скоро­стью в 31 узел. То же самое про­изошло и с торникрофтовским "Альбатросом." (430 т, 7500 л.с.) - после испытаний, которые продол­жались с 13 октября 1898 г. по 5 апреля 1900 г., было получено только 31,5 узла вместо намечен­ных 32 узлов; с истребителем "Арэб", спущенным на воду в Клайдбэнке в феврале 1901 г. (470 т, 8600 л.с.), который дал всего лишь 30,89 узла (8792 л.с.).

Изобретение турбины, которая сразу же выявила свои высокие ка­чества при испытаниях небольшого экспериментального миноносца "Турбиния", построенного Парсонсом в 1897 г., значительно продви­нуло вперед вопрос о постройке эс­кадренных миноносцев. 24 июня 1898 г. Адмиралтейство заказало кораблестроительной фирме Хоторн Лесли свой первый турбинный ист­ребитель "Вайпер", в то время как Армстронг приступил к постройке эсминца "Кобра". И та и другая фирма практически повторили "тридцатиузловые" истребители, но с новым типом водотрубного котла Ярроу (с ускоренной циркуляцией). Предполагалось, что при мощности 6500 л.с. эти корабли дадут 31,5 узла. Испытание "Вайпера" превратилось в триумф: в течение нескольких недель было произведено четыре предвари­тельных и два официальных испыта­ния, в результате которых в условиях свежей погоды была достигнута ско­рость 34,67 узла; на мерной миле ско­рость оказалась еще выше: сначала 35,5 узла, затем 36,58 узла и, нако­нец, 37,113 узла - цифра, которую долго не удалось превзойти.

При 1200 оборотах турбины (две высокого и две низкого давле­ния на четырех валах, имевших каждый по два винта) развили без всяких затруднении мощность в 10.000 л.с. Что же касается "Коб­ры", то Адмиралтейство решило принять его сразу же после первых испытаний, во время которых он по­казал скорость в 34,8 узла. Однако, доверие к этим кораблям вскоре бы­ло подвергнуто суровому испыта­нию. Во время маневров "Вайпер" выскочил на камни, причем его кор­пус разрушился с неожиданной бы­стротой. Спустя несколько недель, 18 сентября 1901 г., "Кобра", идя из устья Тайна в Чатам для установки вооружения, переломился по середи­не корпуса и в считанные минуты за­тонул, увлекая за собой 67 человек экипажа. Общественное мнение было возмущено, и турбина, которую не­справедливо считали причиной обеих катастроф, едва не была осуждена. Неопровержимые факты являлись су­ровым подтверждением опасений, ко­торые высказывались уже некоторое время в отношении недостаточности продольной прочности некоторых эс­кадренных миноносцев. Многие ист­ребители с успехом выдержали испы­тания во время длительных перехо­дов и в свежую погоду (в 1897 г. эс­минец "Вираго" впервые был по­слан в Тихий океан). Но незадолго до гибели "Кобры" другой истреби­тель - "Сиил" - также начал разла­мываться по середине и лишь с большим трудом дошел до порта.

В Адмиралтействе немедленно была образована комиссия для раз­решения этого важного вопроса, и однотипный с "Сиилом" миноносец "Вулф" был выделен для ряда опы­тов. Опыты производились в сухом доке и имели целью испытать сопро­тивление и гибкость корпуса и оп­ределить противодействие системы, составлявшей продольное крепле­ние корабля. Для этой цели корпус корабля, опирающийся на свои око­нечности как бы на гребни волн, подвергался различным резким и про­должительным усилиям. Результаты испытаний не позволили вынести за­ключение о существенной недостаточ­ности прочности корпусов находящих­ся в строю эсминцев, но дали много данных для расчетов при новых по­стройках. Хотя турбина и открыла возможность достижения значитель­ных скоростей, это вовсе не означало, что высокую скорость можно было со­хранить в условиях плавания в све­жую погоду. Последнее зависело от образований корпуса и мореходных качеств корабля. И вот пришлось убедиться, что ни один из 113 "двадцатисемиузловых" или "тридцатиузловых" эсминцев, построен­ных в течение восьми лет, в обыч­ных условиях службы не развивал более 21 или 23—24 узлов, и что эта скорость еще более падала даже и не в очень свежую погоду.

Элементы новой серий эскад­ренных миноносцев типа "Ривер", заложенных в 1902 г., вытекали из желания Адмиралтейства дать им хорошие мореходные качества. Для достижения этих качеств пришлось отказаться от жестких требований малой видимости силуэтов и боль­ших скоростей, которые определяли конструкцию первых истребителей. Корабли типа "Ривер", имея корпу­са более прочного и тяжелого набо­ра, чем у своих предшественников, получили водоизмещение от 634 до 590 т, при мощности машин в 7500 л.с. и проектной скорости в 25,5 узла, но, несмотря на значи­тельное увеличение водоизмеще­ния, вооружение осталось без изме­нений и состояло из одного 76-мм, пяти 57-мм орудий и двух торпед­ных аппаратов. В результате опыта русско-японской войны пять 57-мм орудий были заменены тремя 76-мм облегченного образца.

Новые эсминцы имели полубак высотой 4,2 м (на 1,5 м больше, чем у наиболее защищенных "тридцатиузловых"), ходовой мостик, располо­женный над носовым орудием, про­сторные кубрики и угольные ямы ем­костью 132 т. На испытаниях, произ­водившихся в нормальном грузу, что также являлось нововведением, ко­рабли типа "Ривер" при мощности 8000 л.с. обычно давали скорость, превышавшую 26 узлов. Они были весьма мореходны и держали скоро­сть 23-24 узла в таких условиях по­годы, которая заставила бы укрыться в базы "тридцатиузловые" эсминцы.

Между 1902 и 1904 гг. было за­казано 34 эскадренных миноносца данного типа. Еще 14 кораблей бы­ло предусмотрено бюджетом 1904/05 г., но некоторые фирмы, предвосхищая заказ, на который они рассчитывали, уже приступили к их постройке. Назначение лорда Фишера на должность первого лор­да Адмиралтейства вызвало измене­ние взглядов на конструкцию эс­минцев. Адмиралтейство решило принять на свой счет постройку эс­кадренного миноносца "Ротер", спу­щенного на воду в январе 1904 г., но отказалось от других кораблей, на которых работы были выполнены в меньшем объеме. В конечном итоге, два эсминца ("Стаур" и "Тест") бы­ли все же закончены постройкой фирмой Лэрд в надежде продать их за рубеж. В 1909 г. Адмиралтейство решило купило их с тем, чтобы за­менить два погибших незадолго до того корабля типа "Ривер".

 

Тенденции к увеличению водоизмещения (1904-1908 гг.)

 

Период, когда первым лордом Адмиралтейства был Фишер, отме­чен в истории британского флота значительными переменами как в отношении строительства линей­ных кораблей, так и в отношении строительства эсминцев. Новый британский морской министр имел на их счет свою особую точку зре­ния. Фишер вступил в должность в тот момент, когда общественное мнение резко критиковало эскад­ренные миноносцы типа "Ривер" и упрекало Адмиралтейство в том, что оно вновь вернулось к построй­ке торпедных канонерок, т. е. к ти­пу кораблей, забракованному 10 лет тому назад.

Из первых боевых столкнове­ний на море в русско-японскую вой­ну делались довольно поспешные выводы о высоких качествах япон­ских эсминцев, построенных Торникрофтом и Ярроу и являвшихся слегка улучшенной копией "тридцатиузловых" истребителей британ­ского флота. Указывалось также на тот факт, что новые германские и французские контрминоносцы раз­вивали по меньшей мере 30 узлов. Французский контрминоносец "Ар­балет", построенный на заводе Нормана (305 т), развил на испыта­ниях в 1903 г. скорость 31,37 узла при мощности 7200 л.с. С другой стороны, испытания двух новых турбинных истребителей - "Идея" (типа "Ривер") и "Велокс"- вновь подняли интерес к этому типу дви­гателя. Это были два весьма разных корабля: первый из них проектиро­вался на 26 узлов, второй, относив­шийся к разряду "тридцатиузловых", достиг скорости 33,64 узла.

На "Велоксе" была применена особая комбинация турбин и ма­шин, позволявшая использовать преимущество турбин на больших скоростях. Этот корабль построен­ный фирмой Хоторн Лесли, был куплен британским Адмиралтейст­вом в 1902 г. Он имел четыре вала, с двумя винтами на каждом, и четы­ре турбины: две высокого давления и две низкого. Две турбины заднего хода были на тех же валах, как и турбины низкого давления, в то вре­мя как две поршневых машины для экономичного хода (11 узлов) были соединены с валами турбин высоко­го давления и могли работать или самостоятельно, или вместе с тур­бинами высокого давления.

6 декабря 1904 г. Фишер решил назначить комиссию для уточнения элементов кораблей нового типа, к постройке которых он хотел присту­пить: линейного корабля "Дредно­ут", линейного крейсера "Инвинсибл" и трех типов эскадренных миноносцев - двух для "открытого моря'' и одного "прибрежного дей­ствия''. 22 декабря были назначены члены комиссии, а 6 января 1905 г. она начала работу под председатель­ством самого Фишера. Рядом с на­чальником кораблестроительного уп­равления сэром Филипом Уаттом, начальником машиностроительного управления сэром Дерспоном. адми­ралом Винслоу. главным инспекто­ром флотилии эсминцев и подводных лодок (новая должность), заседали конструкторы Торникрофт и Граси, Фроуд - крупный специалист, рабо­тавший над вопросами постройки подводных частей корпусов кораб­лей, ученые - лорд Кельвин и про­фессор Байлс. руководивший испы­таниями миноносца "Вулф''. Актив­ное участие в работах принимали четыре молодых кэптена, намечавши­еся к повышению в более высокие ранги, в том числе Джеллико. буду­щий командующий Гранд-Флитом, и Бэкон, командовавший в годы Пер­вой Мировой войны знаменитым "Дуврским патрулем".

Комиссией были предложены следующие основные тактико-тех­нические элементы для трех типов эсминцев:

1) Водоизмещение 2200 т (в полном грузу), мощность механизмов в 30.000 л.с. и скорость хода 36 уз­лов - для эсминца типа "Свифт". являющегося прототипом современ­ных лидеров флотилий и оставшего­ся единственным представителем этого типа.

2) Водоизмещение 850 т и скорость хода 33 узла в полном грузу - для эсминцев "открытого моря". Их не­медленно должно было быть постро­ено пять. Это были первые 5 эскад­ренных миноносцев из так называе­мой серии "племен" (англ. - "Tribal"). В дальнейшем их число предполага­лось довести до 12.

3) Водоизмещение 250 т и скорость хода 26 узлов в полном грузу ~ для эсминцев "прибрежного типа". Их должно было быть построено 36. тре­мя группами по 12 в каждой группе.

Кроме значительного увеличе­ния водоизмещения для первых двух рекомендованных типов эсминцев, большим новшеством явилось при­нятие для всех их турбин и котлов с нефтяным отоплением.

Котлы с нефтяным отоплением впервые были испробованы в британском флоте еще в 1865 г.. но про­шло 35 лет. в течение которых на них не обращалось никакого внима­ния. Казалось даже, что Адмиралтей­ство совершенно не интересовалось опытами, производившимися на за­водах Доксфорда. где уже в 1886 г. был построен "Эль Райо" - мино­носец длиной 41 м. со скоростью 21 узел, имевший исключительно не­фтяное отопление. Этот корабль, в конце концов, был 'продан одной из республик Центральной Америки. Лишь в 1899 г. в британском флоте были произведены опыты с этим ви­дом топлива в одном из котлов эс­минца "Харт", который был специ­ально оборудован форсунками Хольдена. В 1900 г. Ярроу продал Гол­ландии миноносцы "Гидра" и "Сцилла". ходившие на мазуте.

Предположено было оборудо­вать таким же образом три "тридцатиузловых" истребителя, за­канчивающихся постройкой: "Грейхаунд". "Рейс Хоре" и "Роубак". Сделанные заводами предложения не были признаны удовлетворительны­ми, и Адмиралтейство отказалось от своего проекта. Тем не менее в 1901 г. британский флот серьезно занял­ся разрешением этой проблемы, и в сентябре 1902 г. на эскадренном миноносце "Сёрли" были произведе­ны первые исследовательские испы­тания по применению угля и мазу­та. В 1904 г. истребитель "Спайтфул". переоборудованный под нефтя­ное отопление, был передан, как опытный корабль, во вновь учреж­денную базу Хэслар, где должны были производился опыты по выра­ботке методов использования этого топлива на боевых кораблях. Как можно заключить из изложенного выше, опыты в этой области были очень скромные, и поэтому реше­ние перейти на всех эсминцах новой программы исключительна на жидкое топливо являлось весьма смелым шагом.

Эсминец "Свифт", являясь большим достижением того времени, был, однако, задуман слишком рано. Когда его испытания, проходившие не без трудностей, были, наконец, закончены, и он вступил в строй (1908 г.), то сразу же пришлось столкнуться с серьезными затрудне­ниями в вопросе боевого использо­вания этого корабля. Во время при­емки "Свифта" удовлетворились скоростью в 35,1 узла вместо запро­ектированных 36 узлов, хотя в даль­нейшем он давал и большую ско­рость. Его вооружение состояло из четырех 102-мм орудий и двух од­нотрубных торпедных аппаратов. Во время войны два 102-мм орудия были заменены одним 152-мм, но, по-ви­димому, эту замену нельзя признать удачной. Многие причисляли этот тип эсминцев к серии восьми легких крейсеров-скаутов постройки 1904 г. (тип "Эттентив" в 2900 т и 25 уз­лов). Отсюда фамильярное прозви­ще "бойскаут'', которое "Свифт" получил на флоте.

Заводы, взявшие заказ на пост­ройку двенадцати "трайблов", как обычно, получили большую свободу при осуществлении проектов, из-за чего эсминцы отличались друг от дру­га как своими силуэтами, так и от­дельными тактико-техническими эле­ментами. Самым лучшим в отноше­нии скорости, был "Тартар", пост­роенный Торникрофтом. Он поддер­живал в течение шести часов ско­рость в 35.36 узла при мощности 15.000 л.с. При пробеге на мерной миле он дал 37,40 узла, причем вре­менами скорость его достигала 40.2 узла. Главнейшими недостатка­ми "трайблов" были большой расход топлива и слабое вооружение. Вна­чале на этих кораблях предполага­лось установить три 76-мм орудия и два однотрубных 457-мм торпедных аппарата, но в окончательном виде некоторые из этих миноносцев были вооружены пятью 76-мм орудиями, а последние эсминцы - двумя 102-мм орудиями облегченного типа. Эти эсминцы были весьма мореходными, сохраняя свою скорость в свежую погоду. Во время войны они хорошо держали ход 30-31 узел и оказали большие услуги Дуврской флотилии, составляя долгое время ее основное ядро. Из двенадцати кораблей этого типа три погибли, три других были настолько повреждены, что их при­шлось почти полностью переделать, два - "Зулу" и "Ньюбьен" — при подрыве на минах потеряли один носовую, другой кормовую часть, и после соединения этих двух частей получился эсминец под названием "Зубьен".

Что касается эсминцев "при­брежного действия", известных под названием "oily wads" - пропитан­ные маслом,- первый из которых вступил в строй в декабре 1906 г.. то они скоро были отнесены к кате­гории обыкновенных миноносцев, потеряли свои прежние названия насекомых и превратились в номер­ные корабли. Большинство из них дали на испытаниях скорость 27,5 узла. Пар. расширяясь, посте­пенно поступал в три турбины: вы­сокого, среднего и низкого давления, из которых каждая приводила в дей­ствие вал. вращающийся со скорос­тью 1200 оборотов. Эти эсминцы об­ладали хорошими маневренными ка­чествами, при крейсерской скорос­ти 13 узлов имели район действия в 800 миль. Их вооружение состояло из двух 76-мм орудий и трех одно­трубных 457-мм торпедных аппара­тов. Постройка этих миноносцев многими рассматривалась как ошиб­ка, но она легко могла быть объяс­нена тем. что в 1905 г. эсминцы бо­лее 500 т водоизмещения вообще представляли собою исключение, и на самом деле, имея водоизмещение в 250 т, эсминцы "прибрежного дей­ствия" в отношении скорости не ус­тупали "двадцатисеми-" и "тридцатиузловым". которые составляли в то время основу британских флоти­лий. А разве в русско-японской вой­не с обеих сторон не участвовали в основном контрминоносцы от 250 до 350 тонн со средней скоростью в 26-27 узлов?

:; Период 1904-1906 гг.. который должен быть отмечен рядом значи­тельных изменений в британском флоте как в отношении материаль­ной части, так и личного состава. , отразился также на организации флотилии и на роли эсминцев. До этого времени в строю находилось только небольшое число флотилий, в составе от трех до восьми кораб­лей каждая. Несколько эсминцев находилось в Средиземном море и на Дальнем Востоке, где они приняли участие в первых боевых столкнове­ниях (миноносец "Фейм'' под командой будущего адмирала флота сэра Роджера Кийса и миноносец "Вайтинс" захватили 17 июня 1900 г. четыре китайских контрми­ноносца (Корабли постройки германской фирмы Шихау. Позднее поделены между странами-участницами подавления боксерского восстания. В британском флота трофейный миноносец получил название ''Таку". (Прим. ред.)) во время взятия фортов Таку). Это была так называемая эпо­ха "spitand polish", когда, за исклю­чением периода маневров, бывших редкими и непродолжительными, ко­манды кораблей занимались больше мытьем палуб, покраской корпуса и верхних надстроек, чем боевой под­готовкой.

В 1905 г. все флотилии эсмин­цев, миноносцев и подводных лодок были непосредственно подчинены ад­миралу, который отвечал за их бое­вую подготовку. В Ширнессе и Дув­ре были оборудованы новые базы для эсминцев. Все эсминцы резерва име­ли постоянную команду (в размере 1/5. от штатов военного времени), которая могла быть полностью уком­плектована в течение нескольких часов, что обеспечивало приведение этих эсминцев в полную готовность в кратчайший срок. В дальнейшем постоянную команду пришлось уве­личить до 3/5, и даже до 4/5 штата.

Вскоре после маневров 1904 г. командующий "отечественным фло­том" сэр Артур Вильсон мог напи­сать, что операции доказали "боль­шую ценность эсминцев с точки зре­ния использования их для разведки и охраны флота". Впервые была так­же определена возможность их ис­пользования против подводных ло­док. Лодку забрасывали ручными гранатами, явившимися прототипом будущих глубинных бомб, использо­ванных во время Мировой войны. Тогда же были изобретены индика­торные сети и буксируемые на глу­бине мины. Вильсон предложил даже прикомандировать к "Вернону" (специальному кораблю для производства опытов по минно-торпедному делу) один или два эсминца и несколько подводных лодок с це­лью найти и разработать средства ПЛО. Его совету тогда не последо­вали, о чем он в 1915 г. высказал боль­шое сожаление.

 

Предвоенный период (1908-1914 гг.)

 

Начиная с 1908 г., Адмиралтей­ство производило ежегодно по­стройку серий от 16 до 20 эсмин­цев, которые и составили к 1914 г. новые британские флотилии. Эс­минцы представляли собой турбин­ные корабли не менее 800 т водоиз­мещения, скорость которых из года в год хотя и медленно, но неуклон­но возрастала. Но все же первая се­рия из 16 эскадренных миноносцев типа "Бэзилиск" может быть отме­чена в отношении конструкции как шаг назад. Реагируя на некоторые трудности, встретившиеся при окончательной разработке конст­рукций "трайблов", а также из опа­сений недостатка мазута в военное время, Адмиралтейство снова вер­нулось к применению угля в качест­ве топлива. Эти угольные эсминцы получили более прочную и тяжелую конструкцию, полубак и высокий надводный борт, но мощность меха­низмов их была всего лишь 12.000 л.с., а скорость только 27 уз­лов. Вместе с тем недостаток скоро­сти не был компенсирован более мощным вооружением. По заводскому проекту эсминцы типа "Бэзилиск" при водоизмещении от 820 до 935 т должны были иметь только пять 76-мм орудиями облегченного типа и два 533-мм торпедными аппаратами. Этот калибр торпед, использован­ный в первый раз на эсминцах, был затем принят в британском флоте для всех новых кораблей.

Замена двух 76-мм орудий од­ним 102-мм не успокоила критиков. В журнале "Engineer" за сентябрь 1908 г. была помещена статья, в ко­торой указывалось, что эти корабли являются скорее типом минных ави­зо (замечание, которое было сделано в свое время в отношении эсминцев типа "Ривер"), чем эскадренными миноносцами, и чтобы выполнять свою роль, корабли типа "Бэзилиск" не имеют ни скорости, ни вооруже­ния, соответствующих их водоизме­щению. Им противопоставлялись их современники - германские эсминцы водоизмещением от 600 до 650 т со скоростью 30-32 узла или заказан­ные Бразилией эсминцы типа "Алагоас", являвшиеся улучшенным ти­пом эсминца "Ривер". Эти эсминцы при водоизмещения в 650 т имели скорость в 27-28 узлов и были воо­ружены: двумя 102-мм, четырьмя 47-мм орудиями и двумя однотруб­ными торпедными аппаратами. Бу­дучи построенными на заводах Ярроу, они отличались чрезвычайной простотой конструкции, которую удалось достигнуть в отношении их механизмов. Они имели только два котла с чрезвычайно большой для то­го времени мощностью по 4000 л.с. каждый. Кроме того на этих эсмин­цах были значительно сокращены длина паропровода и количество вспомогательных механизмов.

Под влиянием этой критики Адмиралтейство, осуществляя по­следующую судостроительную про­грамму, при заказе эсминца типа "Эйкорн" вновь перешло к построй­ке кораблей с нефтяным отоплени­ем и хорошей остойчивостью, доби­ваясь увеличения скорости хода и вооружения. Это был период созда­ния под председательством Фишера "морской королевской комиссии по вопросам бензина и нефти", работы которой закончились в июле 1914 г. заключением соглашения с англо­персидской нефтяной компанией. По этому соглашению Адмиралтей­ство, имевшее в своих руках значи­тельную часть капиталов этого об­щества, могло рассчитывать в пери­од мирного времени на регулярное пополнение своих запасов, а в пери­од военного времени - на всю про­дукцию. Эсминцы типа "Эйкорн" имели водоизмещение в 780 т, скоро­сть 28-29 узлов и были вооружены двумя 102-мм, двумя 76-мм орудиями и двумя однотрубными 533-мм тор­педными аппаратами.

Несмотря на очень высокие ка­чества кораблей этой серии, манев­ры 1911 г. показали необходимость иметь корабли еще большего водоиз­мещения и с еще лучшими мореход­ными качествами. С заказом двадца­ти эсминцев в 920-935 т, предусмот­ренных бюджетом 1911/12 г., англи­чане почти подошли к типу 1000-тон­ного эсминца военного времени, имевшего мощность механизмов 24.000 л.с., три 102-мм орудия, рас­положенных в диаметральной пло­скости, и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Следует обратить внимание на наличие четырех торпедных аппара­тов, что соответствовало новой тен­денции - залповой стрельбе на большие, расстояния, тем более что к этому времени начали произво­диться опыты с подогревательными аппаратами для торпед 533-мм ка­либра, обладавших скоростью в 48 узлов на 2000 м и 28 узлов на 7000 м. Перед этим производились только одиночные стрельбы на бо­лее близкие дистанции. Ограничен­ное количество торпедных аппара­тов на британских эсминцах особо­го значения не имело, так как бла­годаря их удачному расположению, а также натренированности личного состава перезарядка торпедных ап­паратов производилась с исключи­тельной быстротой (максимальное время, достигнутое на состязаниях в 1908 г., 1 мин. 20 сек.).

В противоположность тому, как оно поступало раньше, Адми­ралтейство построило большинство эсминцев из серий "Бэзилиск" (1908/9 г.), "Эйкорн" (1909/10 г.), "Эйкерон" (1910/11 г.), "Акаста" (1911/12 г.) и "Лэйфори" (1912/13 г.) по своим собственным проектам. Тем не менее оно предоставило некото­рым заводам возможность разрабо­тать ряд новых конструкций, осуще­ствив наиболее удачные из них на кораблях последующих серий. Так, например, в 1910 г. на трех эсминцах типа "Эйкорн" были испытаны тур­бины Браун-Кёртиса, тогда как до этого времени все британские эскад­ренные миноносцы имели турбины Парсонса. Год спустя Ярроу получил согласие адмирала Джеллико, быв­шего тогда третьим лордом Адмирал­тейства, на постройку трех эсминцев по своим новым проектам, гаранти­руя, что эти корабли без ущерба для их мореходных качеств, разовьют скорость по крайней мере 32 узла вместо 29, предусмотренных для однотипных адмиралтейских кораб­лей. Один из них - "Лёрчер" - дал даже 35,345 узла. На эскадренных миноносцах "Арчер" и "Эттек" Яр­роу впервые установил приспособле­ние для перегревания пара, а то вре­мя как Парсонс на кораблях той же серии "Бэджер" и "Бивер" испытал первые турбины с зубчатой переда­чей (турбины высокого давления и крейсерские). На эсминце "Харда" должен был быть установлен дизель для крейсерского хода (установка эта окончательно не была осуществле­на); на эсминце "Гарленд" мы видим новое применение турбин Парсонса с зубчатой передачей, в то время как "Ардент" и "Форчэн" имели уже элементы эсминцев следующей се­рии - "L". В конце 1912 г. Адмирал­тейство решило перераспределить се­рии эсминцев по алфавитной систе­ме: в серию "А" входили "двадцатиузловые", буквы "В", "С" и "D" бы­ли оставлены для "тридцатиузловых", в серию "Е" вошли эсминцы типа "Ривер", в "F" - эсминцы типа "Трайбл", и "G" - эсминцы типа "Бэзилиск", в "Н" - эсминцы типа "Эйкорн" и т.д. Так же было решено, что, начиная с серии "L", эсминцы получат -название, начинающееся с буквы данной серии.

"Ардент" стал первым британ­ским эсминцем, на котором была испытана продольная конструкция, а два корабля заказа 1912/13 г. -"Леонидас'' и "Люцифер" - были первыми эсминцами, получившими полную установку турбин с зубча­той передачей. Однако Адмиралтей­ство шло с большой осторожностью по линии усовершенствования вся­кого рода механизмов на новых ко­раблях. Действительно, перегрев пара был применен лишь после вой­ны, несмотря на то. что проведен­ные в 1913 г. первые испытания по­казали, что его применение дает су­щественную экономию топлива и увеличивает примерно на 20% дальность плавания эсминцев. Во всяком случае, успехи в машино­строении, достигнутые в период с 1908 г. по 1913 г. были очень зна­чительными, т.к. в 1913 г. можно было уже оснастить 1600-тонные эсминцы машинными установками в 35-40 тыс. л.с. на трех валах, обеспечивающими скорость 34 узла. Необходимость построй­ки большого числа легких крейсе­ров заставила Адмиралтейство со­кратить программу постройки эс­минцев. По бюджету 1913/14 г. вместо предусмотренных вначале 16 эсминцев были утверждены к по­стройке лишь 13. По бюджету 1914/ 15 г. было предусмотрено только де­сять, в то время как Германия про­должала закладывать ежегодно по дюжине эсминцев.

 

Период войны (1914-1918 гг.)

 

В момент объявления войны в списках британского флота числи­лось 243 эсминца и среди них десять "двадцатисемиузловых". Из этих де­сяти эсминцев "Лайтнинг" в 1915 г. погиб на мине, остальные до момен­та перемирия находились в строю, причем большинство их входило в состав патрульных флотилий.

В 1914 г. все британские эсмин­цы были сведены во флотилии по 16 или 20 кораблей в каждой. Коман­дир флотилии - так называемый "кэптен (Д)" - держал свой брейд-вымпел на легком крейсере: каждая флотилия имела свою плавучую базу; низшим тактическим соединением являлся дивизион из четырех единиц. Помимо эсминцев имелось еще око­ло сотни миноносцев, причем почти '/3 их имели уже двенадцатилетний "возраст", затем пять лидеров фло­тилий, из которых четыре были еще в постройке и пятый "Свифт". Ис­пользование этих кораблей опреде­лилось в 1913 г.. когда был призна­но, что "кэптен (Д)" должен распо­лагать "лидером", обладающим ско­ростью по крайней мере такой же, как и миноносцы флотилии. Тогда же было признано необходимым ежегод­но строить по два лидера водоизмещением в 1600 т. со скоростью в 34 узла и вооруженных четырьмя 102-мм орудиями и четырьмя торпед­ными аппаратами.

С началом войны Адмиралтей­ство было поставлено перед необхо­димостью увеличения минных фло­тилий. Известно, что адмирал Джеллико в бытность его командующим Гранд-Флитом часто жаловался на численный недостаток эсминцев в британском флоте по сравнению с противником, несмотря на то, что в течение этого периода Адмиралтей­ством было заказано 35 лидеров и 334 эсминца серий "М" и "W". До­говоры на постройку четырех лиде­ров и 40 эсминцев, работы на кото­рых только начались удалось реали­зовать лишь после заключения мира. Таким образом, британский флот в течение войны не располагал нуж­ным ему количеством эсминцев.

За исключением двух кораблей, заказанных в самом начале войны и принадлежащих к типу "L", британ­ские эсминцы, построенные течение военного периода, могут быть раз­биты на две основных группы. Пер­вая группа включала корабли следу­ющих серий: типа "М" - 90 эсмин­цев, заказанных с сент. 1914 г. по май 1915 г.; "R" - 62 эсминца, за­казанных с мая 1915 г. по март 1916 г.; "S" - 69 эсминцев, зака­занных с апреля по июнь 1917 г. Причем все они имели нормальное водоизмещение порядка 1000 т и скорость 34 узла в отличие от 29-30-узловой скорости эсминцев се­рии "К" и "L" постройки довоен­ного времени. Их вооружение со­стояло из трех 102-мм орудий, рас­положенных в диаметральной плос­кости, одного 37-мм зенитного авто­мата и двух двухтрубных 533-мм тор­педных аппаратов. Лидеры флотилий "Лайтфут". "Эбдиэл" и "Паркер" представляли собой корабли увеличен­ного водоизмещения (1600 т) с до­полнительным 102-мм орудием и зе­нитным автоматом.

Корабли второй группы имели два носовых и два кормовых орудия со щитами, расположенных одно над другим. Их названия начина­лись с букв "V" и "W". Решение об усилении наступательных элемен­тов британских эсминцев было при­нято в связи с предположением, что Германия намерена строить эс­минцы с четырьмя 105-мм орудиями и с большим водоизмещением, не­жели предыдущие серии. Германия в течение первых месяцев войны до­вела артиллерию своих эсминцев до трех 88-мм орудий, причем и этот калибр постепенно заменялся ка­либром 105 мм.

В одинаковой степени была осознана необходимость иметь ко­рабли более мореходные и лучше державшие скорость во время со­вместных походов с Гранд-Флитом. Эсминцам типов "V" и "W", нор­мальное водоизмещение которых достигало 1330 т, а скорость 34 уз­ла, соответствовали в качестве ли­деров корабли в 1800 т со скоро­стью в 36 узлов, вооруженные пятью 120-мм орудиями (типы "Шекспир" и "Кеппел"). Британ­ский флот пополнился также неко­торым количеством эсминцев, кото­рые строились в Англии по заказу иностранных держав. Эсминцы типа "Медея", в количестве четырех, за­казанные Грецией, принадлежали к типу "М"; четыре других эсминца типа "Тёрбьюлент", заказанные Турцией (По другим данным, строились фирмой Хоторн Лэсли не по турецкому за­казу, а в инициативном порядке, возможно, с целью последующей продажи Турции. (Прим. ред.)), были несколько сильнее (1000 т и пять 102-мм орудий), фор­ма их корпуса, очень удачно выпол­ненная, была заимствована для эс­минцев "V" и "W". Были также ре­квизированы четыре лидера типа "Броук", предназначенные для Чи­ли. Это были корабли со скоростью 30 узлов и водоизмещением 1700 т, со смешанным отоплением. Их во­оружение состояло из шести 102-мм орудий, из которых четыре стреляли по носу. Наконец, Адми­ралтейство купило у Португалии истребитель "Арно" (600 т), построенный итальянской фирмой Ансальдо. Не считая военных тро­феев, это был единственный воен­ный корабль заграничной построй­ки, находившийся в списках британ­ского флота.

11 ноября 1918 г., к моменту перемирия, несмотря на потери, 3 лидеров, 64 эсминцев и 11 мино­носцев, британские флотилии на­считывали 21 лидер, 412 эсминцев и 94 миноносца, что в целом состав­ляло 527 единиц.

Интересно отметить различия, существовавшие между эсминцами типов "М", "R" и "S", несмотря на то, что общие их данные были весь­ма близки друг к другу. Эти разли­чия являлись следствием учета и использования опыта каждого дня войны. Так, например, эсминцы ти­па "М" последней постройки полу­чили усиленный форштевень, что позволило им таранить подводные лодки без опасных повреждений для своего корпуса. Один из них ("Милн") успешно использовал свой таран, потопив 9 мая 1917 г. германскую подводную лодку "UC 26" при выходе из устья Тем­зы. Эсминцы типа "R", помимо зна­чительно большей скорости, отлича­ются еще от эсминцев типа "М" бо­лее жестким набором, более высо­ким полубаком, что обеспечивало лучшую защиту мостика от брызг и волн. С этой же целью кормовая 102-мм пушка была установлена на банкете (Однако реальным "водоразделом" между поздними "М" и типом "R", оп­ределенным Адмиралтейством в середине 1915 г. для находившихся в по­стройке эскадренных миноносцев, стало число гребных валов: три вала -тип "М", два вала - тип "R". (Прим. ред.)).

Последние эсминцы типа "R" имеют удлиненный полубак и ходо­вой мостик, отодвинутый назад на­столько, чтобы лучше обеспечить его защиту от волн. Они были так­же первыми эсминцами, получив­шими новые полуавтоматические 102-мм орудия, относительно корот­кие и легкие, имевшие угол возвы­шения в 30°, дальность стрельбы 12.000 ярдов (вместо 10.000 у их предшественников) и скорострель­ность 19-20 выстрелов в минуту.

Эсминцы типа "S" являлись усовершенствованным типом "R". Они имели более высокий (выше на 2 фута) форштевень с заметным из­гибом. Надводный борт в носовой части увеличивался на метр, по сравнению с эсминцем типа "L" и "М" постройки начала войны. Но­вые, более просторные мостики по­зволили установить приборы управ­ления артиллерийским огнем - усо­вершенствование, которое было распространено на все предшеству­ющие корабли вплоть до серии "L".

Наконец, на основании опыта эсминцев флотилий Гарвича и Дув­ра, на которых были установлены с обеих сторон мостика по одному од­нотрубному 356-мм торпедному ап­парату, развернутому под углом 90°, для стрельбы по германским эс­минцам во время столкновения на короткой дистанциями, эсминцы ти­па "S" получили также сверх обыч­ных четырех 533-мм торпедных ап­паратов еще по два 356-мм и 457-мм аппарата упрощенной конструкции. Мореходные качест­ва эсминцев не пострадали от этой установки. Однако, после пе­ремирия англичане отказались от этих дополнительных аппаратов, сохранив их только на "Троуджене", "Таре" и "Тинпгейджеле".

Что касается эсминцев типа "V" к "W", то дальнейшие усовер­шенствования в отношении воору­жения производились для каждой из этих серий. От четырех 102-мм, одной зенитной 76-мм пушки и че­тырех торпедных аппаратов англи­чане постепенно перешли к шести торпедным аппаратам, затем на последних эсминцах был принят 120--мм калибр.

Следует обратить внимание на увеличение числа торпедных аппа­ратов, что явилось результатом Ют­ландского сражения, где много эс­минцев предвоенной постройки, располагая лишь двумя торпедными аппаратами, чувствовали себя во многих случаях обезоруженными. Опыт показал, что, несмотря на до­стигнутые в ходе состязательных стрельб обнадеживающие результа­ты, в условиях боя чрезвычайно трудно перезаряжать торпедные ап­параты и использовать запасные торпеды, особенно калибра 533 мм.

Следует отметить также ис­пользование некоторых эсминцев в качестве минных заградителей. Эта мысль впервые была осуществлена в начале 1916 г. на лидере "Эбдиэл". Заградительная операция, вы­полненная последним на следующее утро после Ютландского сражения, хорошо известна (В ранние часы 1.06.16 "Эбдиэл" поставил 80 мин в районе банки Хорнс-Реф, впереди по курсу отходящего германского флота. (Прим. ред.)). Его командир был назначен командиром 20-й фло­тилии, сформированной в Иммингхэме и предназначенной для мин­ных постановок. Эсминцы, входив­шие в эту флотилию, использова­лись в роли минных заградителей не всегда, а только по мере надоб­ности. По получении приказа о по­становке мин заграждения на них снималось кормовое 102-мм орудие и кормовой двухтрубный торпедный аппарат, чтобы тем самым компен­сировать вес мин, устанавливаемых на палубе в два ряда на параллель­ных рельсовых путях. Вертикально натянутая парусина маскировала

мины, причем на ней были нарисо­ваны силуэты орудий и торпедных аппаратов на том месте, где они должны были находиться. На пере­оборудование корабля и приемку мин требовалось 12 часов, причем эсминец принимал 40 мин (20 т), а лидер флотилии - от 60 до 80 мин (30-40 т). Подкатываемые к корме мины сбрасывались через одинако­вые временные интервалы при по­мощи простого опускания рычага. Флотилия, задачей которой явля­лось заграждение фарватеров, про­ложенных немцами среди минных полей, окружавших Гельголанд, проводила свои операции всегда ночью, имея в своем составе семь — восемь кораблей. Постановки мин 20-й флотилией были особенно час­тыми в 1918 г. За 36 выходов в мо­ре в период с 19 февраля по 31 ав­густа 1918 г. один только "Телемэчус" поставил 1440 из 15.000 по­ставленных 20-й флотилией за этот период мин. В течение последних месяцев войны англичане использо­вали в качестве надводных загради­телей почти исключительно эсминцы.

Начиная с серии "R", почти все британские эсминцы имели турби­ны с зубчатой передачей. Корабли предшествующих серий имели обычно три турбины без зубчатой передачи, и лишь на некоторых из них имелась установка дополни­тельной крейсерской турбины с зуб­чатой передачей.

Улучшения, внесенные конст­руктором Парсонсом в турбины с зубчатой передачей, были распрост­ранены на эсминцы серии "R" и следующих серий и позволили пере­давать на два вала, вращающиеся со скоростью 350 оборотов вместо 750, мощность от 27.000 до 30.000 л.с., необходимую для этих кораблей. Один Ярроу остался верным до кон­ца турбине без зубчатой передачи, которая была установлена им на 21 эсминце типа "М", "R" и "S".

Так же, как и в отношении Торникрофта, Адмиралтейство разрешило Ярроу изменить проекты в со­ответствии с его предложениями. Корабли, строившиеся у Ярроу. и Торникрофта, достигли наибольших скоростей. Построенный Ярроу эс­минец "Тайриэн" поддерживал скорость 39,4 узла в течение четырех часов, имея полное вооружение и '/3 от полного запаса топлива. В июле 1917 г. торникрофтовский эс­минец "Тизер" достиг скорости 40,22 узла - рекордной цифры, ко­торая не была еще официально пре­взойдена в британском флоте. Разу­меется, британские эсминцы не бы­ли застрахованы от аварий и по­вреждений механизмов. Износ лопа­ток и "салат" из лопаток турбин бы­ли хроническим злом для некото­рых из них. С другой стороны, в своей массе эти эсминцы бесспорно являлись кораблями исключительно прочными и выносливыми и прекрас­но справлялись с тяжелой боевой нагрузкой за все 52 месяца войны.

"Эсминцы,- пишет английский историк Ю. Корбетт,- использова­лись сверх пределов их возможно­стей, и нет похвал как их экипажам, преодолевшим все трудности и испы­тания, так и их конструкторам, по­строившим корпус и механизмы". В качестве примера можно привести эсминец "Бигль", который в феврале 1915 г. в течение 26 дней (из 28) имел котлы под парами с ежедневной съемкой с якоря, или эсминец "Тренчент", который с мая по но­ябрь 1918 г. покрыл суммарное рас­стояние в 52.089 морских миль.

Семнадцать дней пребывания в море или в готовности к съемке с якоря по первому сигналу во время кратковременных пребываний в пор­ту чередовались с тремя днями отно­сительного отдыха, во время которых можно было прекращать пары и про­изводить чистку котлов. Такова была служба эсминцев Дуврской флоти­лии. Отдыхом являлось лишь пребы­вание в сухом доке, что составляло в среднем 30 дней за каждые четыре месяца. "Одна свободная ночь из че­тырех и если случай позволял, то один день отдыха из четырех,- та­ков был режим для командиров ми­ноносцев",- писал адмирал Бэкон.

Можно было установить, что в течение 52 месяцев войны среднее число ночей, проведенных эсминца­ми Дуврской флотилии в море, со­ставляло 700; многие корабли зна­чительно превысили цифру 800, что составляло более одной ночи из двух в течение четырех лет подряд. По выносливости, требовавшейся от людей, можно судить о прочности и выносливости материальной части этого класса боевых кораблей.