Развитие Британских эскадренных миноносцев в 1893-1918 гг.
X. Ле Масон (сокр. пер. с фран.)
В начале 1938 г. в Англии находилось в постройке 40 эскадренных миноносцев. Если исключить период Первой Мировой войны, то подобная цифра была достигнута только в 1894 г. В ту эпоху этот класс кораблей только еще зарождался, но британское Адмиралтейство, не ожидая предварительных испытаний первых заложенных кораблей, в течение одного только месяца дало заказ на постройку 42 миноносцев. Это была смелая инициатива, так как создавался совершенно новый тип корабля. Ответственным за это решение был адмирал Фишер. Будущий "обновитель" британского флота, тогда еще молодой контр-адмирал, занимал с 1 февраля 1892 г. пост третьего лорда и контролера Адмиралтейства. По этой должности на него возлагалась "постройка, вооружение, снабжение и ремонт" кораблей британского флота. Через несколько недель по занятии Фишером этой должности знаменитый конструктор Ярроу представил ему чертежи "сверхминоносца", боевые элементы которого должны были затмить новые французские миноносцы. Ярроу, возвратившийся из путешествия по Франции, где он посетил большинство французских верфей, несомненно узнал у Августа Нормана о постройке мореходных миноносцев, рассчитанных на 30-узловую скорость. С другой стороны, сэр Уильям Уайт, который был тогда главным инженером управления кораблестроения, разработал проект, применительно к типу германских контрминоносцев, т.е. увеличенных миноносцев, используемых в качестве лидеров флотилий. Эти два предложения сразу же были приняты Адмиралтейством, так как рост французских минных флотилий тревожил британское спокойствие. На вопрос Ярроу, как будут названы новые корабли в отличие от существующих миноносцев, Фишер, не колеблясь, ответил: "Мы назовем их "истребителями" (англ, "destroyers"), так как их задача - уничтожать французские миноносцы".
Первые начинания (1893-1895 гг.)
К этому времени миноносец существовал уже в течение 20 лет. Торникрофт - конструктор, соперничавший с Ярроу,— в 1873 г. построил первый корабль этого класса для норвежского флота водоизмещением 7,5 т и скоростью 14,97 узла. Этот новый класс боевых кораблей был восторженно принят Россией, которая уже в 1877 г. сделала заказ на постройку 100 малых миноносцев. Сначала Франция, а затем и Англия последовали ее примеру, правда, с большими колебаниями. Британское Адмиралтейство только в 1878 г. заказало свой первый миноносец "Лайтнинг". Затем около 1885 г. "молодая французская школа" начала энергично настаивать на развитии этого класса корабля, считая, что он является показателем несостоятельности броненосных кораблей.
К моменту, когда Фишер решил принять "истребитель" как новый тип корабля, в строю и в постройке во всем мире находилось уже 1260 миноносцев. Первое место занимала Франция, имевшая 220 небольших кораблей этого класса. В 1892 г. миноносец "№ 149", построенный Норманом, развил при испытаниях в море скорость 24,519 узла. В 1893 г. мореходные миноносцы "Лансье" и "Шевалье", построенные тем же конструктором, развили при тех же условиях скорость 25,59 и 27,22 узла соответственно. Затем шла Англия, имевшая 186, Россия - 152, Германия — 143 и, наконец, Италия - 129 миноносцев. Однако, в отличие от других, морских держав, стремившихся к регулярному увеличению своих минных флотилий, британское Адмиралтейство никогда не выказывало подобных стремлений. Несмотря на успех, одержанный заводами Ярроу и Торникрофта, конструкции которых приобрели мировую известность, наравне с заводами Нормана во Франции и Шихау в Германии, в Англии в течение двух - трех лет не давалось новый, заказов на постройку миноносцев.
Очень скоро Адмиралтейство пришло к выводу, что слабая артиллерия миноносцев, состоящая из одного или двух 37-мм или 47-мм орудий, не позволяет эскадре рассчитывать на свои собственные минные флотилии для уничтожения минных флотилий противника. По примеру других флотов, которые к тому же обращались за содействием к британским же заводам, Адмиралтейство пыталось осуществить тип корабля, отвечавший двум назначениям: одновременно быть миноносцем и сторожевым кораблем. Это были так называемые минные крейсера, минные авизо, минные канонерские лодки - типы кораблей, относящиеся к 1890 г., которых англичане именовали "ловцы миноносцев" ("torpedo-catchers"). С появлением истребителей или эскадренных миноносцев ("destroyers") это название исчезло.
В период с 1885 по 1892 г. в Англии было испытано много различных типов минных канонерок, но ни один из этих кораблей водоизмещением в 550-1070 т со 102-мм или 120-мм орудиями, не смог дать требовавшейся от них скорости 19-20 узлов. Все испытания и маневры, в которых участвовали 33 корабля данного класса, бывшие в строю к 1892 г., решительно доказали их полную неспособность выполнять поставленные задачи как в силу недостаточной мощности машин (не более 5 л.с. на тонну), малой надежности механизмов, так и вследствие того, что даже на самой небольшой волне их скорость снижалась так же сильно, как и у 100-тонных миноносцев.
Задача заключалась в постройке кораблей, вооруженных артиллерией, способной уничтожать миноносцы противника и со скоростью большей, чем 26 или 27 узлов, которую уже имели некоторые новые миноносцы потенциального противника. Изучение этого в.опроса привело к выводу о необходимости иметь контрминоносец водоизмещением около 250 тис механизмами мощностью примерно в 4000 л.с. Осуществление же данного проекта представляло большие затруднения, так как до этого времени английские конструкторы имели лишь опыт постройки миноносцев, самый большой из которых не превышал 130 т, с мощностью механизмов примерно в 1800 л.с. Таким образом, перед инженерами стояла задача добиться значительного облегчения конструкции корабля, одновременно повысив полезное действие механизмов. Это влекло за собой увеличение числа оборотов (в среднем до 400) и скорости движения поршня, исключительно больших для того времени, что не позволяло рассчитывать на большую выносливость механизмов, столь необходимую для боевого корабля.
Вначале, и главным образом из-за нежелания перегрузки, их не рассматривали как корабли, имеющие задачу одновременно быть и "истребителями" и "торпедоносцами". Наоборот, считали, что они будут выполнять, в зависимости от обстоятельств, ту или иную задачу, имея для этого соответствующее вооружение. Во время испытаний и при дальнейшем использовании кораблей данного класса пришли к заключению, что одновременная установка артиллериями и торпедных аппаратов нисколько не уменьшает их скорости и маневренных качеств. Тогда же было признано назначение "торпедоносца-истребителя", который соединял бы в себе обе задачи.
Адмиралтейство решило предоставить пятнадцати кораблестроительным фирмам, между которыми был размещен первый заказ на 42 корабля, широкие возможности в изменении выданного им первоначального проекта. Это мероприятие повлекло большое разнообразие конструкций, главным образом котельных установок: шесть истребителей имели котлы локомотивного типа, остальные - водотрубные котлы разных конструкций. Крайне различны были и силуэты кораблей. Это разнообразие спецификаций дало прекрасный опыт для будущего.
Первыми истребителями стали "Хэвок" и "Хорнет". заказанные Ярроу. а также "Дэринг" и "Декой". заказанные Торникрофту. К их постройке приступили в начале 1893 г. Ярроу. согласно своим правилам, добился наивозможного облегчения конструкции: "Хэвок" имел в нормальном грузу 240 т. а "Корнет" даже 223 т. т.к. его водотрубные котлы весили только 43 т. а котлы локомотивного типа - 54 т. Торникрофт, конкурируя с Ярроу, спроектировал корабли в 270 т нормального водоизмещения. Корпуса их, будучи более упрощенной конструкции (на 4% тяжелее, чем у других конструкторов), одновременно отличались закругленной формой кормы (что сделалось в дальнейшем классической формой для эсминцев), а также наличием двойного руля.
"Хэвок" был спущен на воду в октябре того же года, а 28 октября начались его испытания, на которых корабль показал среднюю скорость 26,783 узла. Через несколько недель на других кораблях была достигнута скорость 27,628 и 28,232 узла. Эти испытания доказали преимущество водотрубных котлов перед котлами локомотивного типа, установленными на "Хэвоке". Впрочем, Адмиралтейство предвидело этот результат и предъявило конструктору этого эсминца требование достичь скорости в 26 узлов вместо 27.
Вполне понятным было возмущение Ярроу. когда он вскоре после удачных испытаний первого своего эсминца узнал, что чертежи машинных установок "Хэвока" имеются у большинства конструкторов, которые получили заказы на постройку первых кораблей этого типа. В газетах были помещены соответствующие объявления, обещавшие солидное вознаграждение тому, кто поможет найти виновного. Вскоре Ярроу узнал, что здесь замешано Адмиралтейство, и этот поступок был сурово осужден общественным мнением. Спор закончился публичной декларацией, сделанной секретарем Адмиралтейства, признавшего первенство фирмы Ярроу в составлении проекта истребителя. а также прекрасный результат, достигнутый фирмой при выполнении первого порученного ей заказа.
Характерной особенностью новых кораблей была их очень удлиненная форма. Так. "Хэвок" имел длину 54,9 м, ширину 5,64 м при средней осадке около 1.8 м. Высота надводного борта в носовой части не достигала 2.5 м, в корме едва доходила до 2 м. Носовая часть без выступов была покрыта карапасной палубой до штурманской рубки. Верх последней поддерживал платформу 76-мм носового орудия, которое находилось в расстоянии всего лишь 7-8 м от форштевня. С обеих сторон рубки имелся выступ, служивший волноломом и. защищавший два из трех имеющихся на корабле 57-мм орудий, которые вместе с двумя торпедными аппаратами (однотрубный в носу и двухтрубный в диаметральной плоскости) составляли стандартное вооружение эсминцев. Впоследствии носовой аппарат был демонтирован, поскольку при первых пробных торпедных стрельбах на больших скоростях корабли нередко таранили выпущенную торпеду, и заменен двумя дополнительными 57-мм орудиями.
Все вышеназванные корабли были разделены на отсеки семью поперечными переборками без дверей и не имели никакой другой защиты, кроме некоторого утолщения (12.5 мм) обшивки рубки и угля, размещенного в бортовых угольных ямах с обеих сторон котлов (в среднем 60 т). На полном ходу расход топлива был очень большим (в некоторых случаях до 1.4 кг на л.с. в час), и вместимость угольных ям могла обеспечить всего лишь несколько часов 26-узлового хода. На 20-узловом ходу дальность плавания составляла порядка 1000 миль, на 10-узловом ходу - около 3000 миль, как это было доказано в дальнейшем продолжительными переходами, совершенными британскими истребителями. Они могли легко поддерживать 23-24-узловой ход, но принимали при этом много воды. При скорости свыше 23 узлов отмечалась большая вибрация. Очень тяжелые условия жизни на этих кораблях полностью оправдывали повышенные оклады содержания, получаемые их экипажами.
Во время испытаний "Дэринга" впервые было обнаружено редкое явление кавитации, что привело к необходимости значительного изменения чертежей винтов истребителей. Подобное явление кавитации имело место в то же время и во Франции при испытаниях миноносца "№ 153", развившего скорость 27,64 узла. Во время ночных атак эскадренные миноносцы почти всегда демаскировали себя факелами, вырывавшимися из их труб, как только они увеличивали скорость. Потребовалось много лет, чтобы устранить этот недостаток.
В марте 1895 г. в строю находилось 18 истребителей. Адмиралтейство решило подвергнуть их испытанию и проверить, насколько они отвечают своему назначению. Была создана "экспериментальная торпедная дивизия", в составе крейсеров "Гермайони" и "Фокс", двенадцати истребителей, двенадцати миноносцев и четырех транспортов под командованием контр-адмирала Артура Вильсона, являвшегося одним из наиболее крупных специалистов торпедного дела. Первая фаза упражнений показала большие трудности в удержании своего места в строю этими небольшими кораблями во время плавания в составе флотилии и при маневрировании группами при свежем ветре и водяной пыли, которые делали совершенно невозможной передачу или прием сигналов. С другой стороны, не менее трудной была передача приказаний с мостика в машинное отделение.
После артиллерийских и торпедных стрельб, проведенных в течение недели, флотилия разделилась на два отряда. На одной стороне были миноносцы, имевшие своей задачей защиту побережья Ирландии, на другой стороне истребители, которые должны были блокировать противника в базах и мешать миноносцам атаковывать крейсера. Хотя официальный рапорт не давал окончательного заключения, но флот и общественное мнение пришли к выводу, что маневры наглядно показали неспособность миноносцев состязаться с истребителями, и что следует предусмотреть постройку последних в значительно большем количестве, но улучшенного типа и большего водоизмещения. Когда адмирал Вильсон в июле 1897 г. сменил Фишера на посту контролера Адмиралтейства, он начал проводить расширенные программы строительства истребителей (52 корабля) с увеличенным водоизмещением и скоростью. Во время пребывания его в этой должности были произведены первые испытания "33-узловых" истребителей.
Рост и затруднения (1896-1904 гг.)
Необходимость постройки более быстроходных эскадренных миноносцев, чем 42 корабля типа "Хэвок", долгое время числившихся в списках флота под названием "двадцатисемиузловых", была вызвана успешными испытаниями новых французских миноносцев "открытого моря". В сентябре 1895 г. один из них - "Форбан",- построенный на заводе Нормана, развил и сохранял в течение часа скорость в 31,029 узла, которую англичане квалифицировали как "исключительную". Самым быстроходным британским истребителем в 1895 г. был "Боксер", который развил скорость в 29,17 узла. В августе того же года фирма Ярроу достигла на миноносце "Сокол", построенном для России, скорость 30,285 узла. Интересно отметить, что для облегчения корпуса "Форбана" при его постройке применялся алюминий и алюминиевые сплавы, сталь и никель. В корпус корабля длиной в 44 м и водоизмещением в 145 т французский конструктор вместил две машины тройного расширения, которые при 305 оборотах развивали мощность 3875 л.с. с расходом топлива в 0,694 кг на л.с. в час, что было значительно ниже по сравнению с соответствующими английскими цифрами.
Таким образом, с 1896 г. британское Адмиралтейство также приступило к увеличению водоизмещения и мощности машин заказываемых им истребителей. Это были так называемые "тридцатиузловые" эсминцы, построенные в период с 1897 по 1901 г. Первый из них имел водоизмещение 275-280 т при мощности машин в 5700 л.с., затем были построены корабли по 300 т с мощностью в 6000 л.с. и, наконец, в 325-335 т с мощностью в 6500 л.с. В этот период Ярроу в Англии и Норман во Франции применили ряд приспособлений, значительно уменьшавших вибрацию машин, особенно ощущавшуюся на больших ходах и возникавшую вследствие сил инерции, развивавшихся в движущихся частях. Эти вибрации были причиной многочисленных неполадок во время испытаний первых истребителей и вызвали необходимость усилить прочность подводной части корпуса в ущерб стремлению облегчить общий вес корабля. Не без сожаления британский флот согласился на увеличение водоизмещения эсминцев, учитывая здоровое стремление уменьшить силуэт корабля, чтобы сделать его менее заметным.
Интересно напомнить, что по этому поводу в своей книге "Торпеда в мирное и военное время", опубликованной в 1898 г., Фрэд Джейн, автор знаменитого морского ежегодника "Jane's Fighting Ships", писал следующее: "Я должен сказать, что год или два тому назад было сделано предложение, имевшее целью создать еще более трудные условия для отражения атак эсминцев. Речь идет об окраске эсминцев, путем нанесения пятен неодинаковых размеров и различных цветов - белых, синих, зеленых, серых и красных с тем, чтобы днем было бы очень трудно обнаружить эти миноносцы на известной дистанции, а после обнаружения - затруднить стрельбу по ним. Но вряд ли эта мысль была использована; по-видимому считалось, что миноносцы будут проводить свои атаки главным образом ночью, а ночью "все кошки серы!" Во всяком случае, очевидно, что маскировка кораблей, которая была применена во время Мировой войны 1914-1918 гг., имеет более отдаленное начало, чем это принято обычно думать. Фрэд Джейн воспроизводит в своей книге силуэт миноносца 1896 г., "замаскированного" указанным выше способом, что не оставляет никаких сомнений по данному поводу.
Масса машинных установок на "тридцатиузловых" эсминцах в процентном отношении от водоизмещения была весьма велика. Так, например, на кораблях от 275 до 375 т она составляла от 171 до 195 т, в зависимости от конструкции и типа. В связи с этим надо было опять идти на новые жертвы в отношении веса корпуса. На британских эсминцах этого времени вес корпуса составлял 23-25% от водоизмещения, вместо 32,7% на "Дюрандале" - первом французском истребителе, заказанном заводу Нормана в 1896 г. "Дюрандаль" стал прототипом 61 контрминоносца, построенного в период 1896-1907 гг. Во время испытаний он имел водоизмещение 308 т, мощность машин 4800 л.с. Первые французские корабли этого класса развивали на испытаниях ход от 27 до 29 узлов (сам "Дюрандаль" развивал 27,41 узла) и 25 узлов в полном грузу. Вначале на них было предусмотрено два вида вооружения: в случае использования их как миноносцев - 3 торпедных трубы (6 торпед) и два 47-мм орудия; в случае использования в качестве контрминоносцев - 1 торпедная труба (3 торпеды), одно 65-мм и четыре 47-мм орудия.
Британские корабли были построены из стали большей прочности, но их наружная обшивка, толщиной в 6 мм, была на столько тонкой, что позволяла одному морскому критику, писать в 1896 г. о миноносце "Боксер", что "днем через обшивку борта можно было прекрасно различать предметы", и что "корпус корабля производил впечатление каркаса, на который была хорошо натянута мокрая парусина". Адмиралтейство также испытывало облегченные торпедные аппараты из алюминия, но от этого из-за быстрого окисления металла скоро отказались.
Несмотря на большие усилия, скорость в 30 узлов была лишь незначительно превзойдена. Нередко требовались повторные попытки, чтобы ее достичь. Можно упомянуть о двух конструкторах, которые должны были провести соответственно 66 и 71 испытание построенных ими "тридцатиузловых" эсминцев, прежде чем те были приняты. Несколько раз пришлось изменять кормовые обводы, менять котлы, заменять трубы и даже увеличивать их число, что вызывало необходимость удлинения корпуса. Этими эсминцами являлись: "Брейзен" и "Рекрут", "Чарджер" и "Электра". (Относительно "Чарджера" у автора по-видимому ошибка, поскольку этот корабль постройки Ярроу являлся не "тридцати-", а "двадцатисемиузловым" истребителем. Остальные три названных корабля были построены фирмой Дж. Браун (бывший Томсон) по заказу 1895/6 г. (Прим.. ред.)) О многочисленных неисправностях машин, обнаружении трещин в цилиндрах, нагревании подшипников и прочих неполадках уже не приходится и говорить. Справедливость требует отметить, что были корабли, которые сдавали свои официальные испытания всего лишь после двух предварительных проб. Впрочем, то же самое происходило и с "двадцатисемиузловыми" эсминцами, из которых многие были приняты Адмиралтейством только через пять - шесть лет от момента их закладки.
И все это при том. что почти всегда корабли выходили на приемные испытания без артиллерии, без торпедных аппаратов и с количеством угля, необходимым лишь для пробега на мерной миле, чтобы выжать хоть несколько десятых узла сверхконтрактной скорости. "Приготовьте оба "В"..." — говорилось тогда ("beer end blacklead") - "пиво для кочегаров и грузчиков угля и графит для того, чтобы покрыть им корпус корабля и сделать его более гладким и скользким".
Тем не менее, ставилась задача — достигнуть скорости в 32 или даже 33 узла. В соответствии с этим намерением Адмиралтейство заказало несколько эскадренных миноносцев для опытов, согласившись на дальнейшее увеличение водоизмещения, чтобы установить более мощные машины. В декабре 1897 г. на заводе Лэрда был спущен на воду "Экспресс", водоизмещением в 515 т. с мощностью машин в 9250 л.с. Машины выступали над палубой, что придавало кораблю, у которого нос не был особенно приподнят, весьма своеобразный вид. После 27 предварительных и 10 официальных испытаний (с октября 1898 г. по август 1901 г.) пришлось убедиться в том, что проектные 32 узла не будут достигнуты, и лишь в декабре 1902 г. Адмиралтейство приняло этот корабль со скоростью в 31 узел. То же самое произошло и с торникрофтовским "Альбатросом." (430 т, 7500 л.с.) - после испытаний, которые продолжались с 13 октября 1898 г. по 5 апреля 1900 г., было получено только 31,5 узла вместо намеченных 32 узлов; с истребителем "Арэб", спущенным на воду в Клайдбэнке в феврале 1901 г. (470 т, 8600 л.с.), который дал всего лишь 30,89 узла (8792 л.с.).
Изобретение турбины, которая сразу же выявила свои высокие качества при испытаниях небольшого экспериментального миноносца "Турбиния", построенного Парсонсом в 1897 г., значительно продвинуло вперед вопрос о постройке эскадренных миноносцев. 24 июня 1898 г. Адмиралтейство заказало кораблестроительной фирме Хоторн Лесли свой первый турбинный истребитель "Вайпер", в то время как Армстронг приступил к постройке эсминца "Кобра". И та и другая фирма практически повторили "тридцатиузловые" истребители, но с новым типом водотрубного котла Ярроу (с ускоренной циркуляцией). Предполагалось, что при мощности 6500 л.с. эти корабли дадут 31,5 узла. Испытание "Вайпера" превратилось в триумф: в течение нескольких недель было произведено четыре предварительных и два официальных испытания, в результате которых в условиях свежей погоды была достигнута скорость 34,67 узла; на мерной миле скорость оказалась еще выше: сначала 35,5 узла, затем 36,58 узла и, наконец, 37,113 узла - цифра, которую долго не удалось превзойти.
При 1200 оборотах турбины (две высокого и две низкого давления на четырех валах, имевших каждый по два винта) развили без всяких затруднении мощность в 10.000 л.с. Что же касается "Кобры", то Адмиралтейство решило принять его сразу же после первых испытаний, во время которых он показал скорость в 34,8 узла. Однако, доверие к этим кораблям вскоре было подвергнуто суровому испытанию. Во время маневров "Вайпер" выскочил на камни, причем его корпус разрушился с неожиданной быстротой. Спустя несколько недель, 18 сентября 1901 г., "Кобра", идя из устья Тайна в Чатам для установки вооружения, переломился по середине корпуса и в считанные минуты затонул, увлекая за собой 67 человек экипажа. Общественное мнение было возмущено, и турбина, которую несправедливо считали причиной обеих катастроф, едва не была осуждена. Неопровержимые факты являлись суровым подтверждением опасений, которые высказывались уже некоторое время в отношении недостаточности продольной прочности некоторых эскадренных миноносцев. Многие истребители с успехом выдержали испытания во время длительных переходов и в свежую погоду (в 1897 г. эсминец "Вираго" впервые был послан в Тихий океан). Но незадолго до гибели "Кобры" другой истребитель - "Сиил" - также начал разламываться по середине и лишь с большим трудом дошел до порта.
В Адмиралтействе немедленно была образована комиссия для разрешения этого важного вопроса, и однотипный с "Сиилом" миноносец "Вулф" был выделен для ряда опытов. Опыты производились в сухом доке и имели целью испытать сопротивление и гибкость корпуса и определить противодействие системы, составлявшей продольное крепление корабля. Для этой цели корпус корабля, опирающийся на свои оконечности как бы на гребни волн, подвергался различным резким и продолжительным усилиям. Результаты испытаний не позволили вынести заключение о существенной недостаточности прочности корпусов находящихся в строю эсминцев, но дали много данных для расчетов при новых постройках. Хотя турбина и открыла возможность достижения значительных скоростей, это вовсе не означало, что высокую скорость можно было сохранить в условиях плавания в свежую погоду. Последнее зависело от образований корпуса и мореходных качеств корабля. И вот пришлось убедиться, что ни один из 113 "двадцатисемиузловых" или "тридцатиузловых" эсминцев, построенных в течение восьми лет, в обычных условиях службы не развивал более 21 или 23—24 узлов, и что эта скорость еще более падала даже и не в очень свежую погоду.
Элементы новой серий эскадренных миноносцев типа "Ривер", заложенных в 1902 г., вытекали из желания Адмиралтейства дать им хорошие мореходные качества. Для достижения этих качеств пришлось отказаться от жестких требований малой видимости силуэтов и больших скоростей, которые определяли конструкцию первых истребителей. Корабли типа "Ривер", имея корпуса более прочного и тяжелого набора, чем у своих предшественников, получили водоизмещение от 634 до 590 т, при мощности машин в 7500 л.с. и проектной скорости в 25,5 узла, но, несмотря на значительное увеличение водоизмещения, вооружение осталось без изменений и состояло из одного 76-мм, пяти 57-мм орудий и двух торпедных аппаратов. В результате опыта русско-японской войны пять 57-мм орудий были заменены тремя 76-мм облегченного образца.
Новые эсминцы имели полубак высотой 4,2 м (на 1,5 м больше, чем у наиболее защищенных "тридцатиузловых"), ходовой мостик, расположенный над носовым орудием, просторные кубрики и угольные ямы емкостью 132 т. На испытаниях, производившихся в нормальном грузу, что также являлось нововведением, корабли типа "Ривер" при мощности 8000 л.с. обычно давали скорость, превышавшую 26 узлов. Они были весьма мореходны и держали скорость 23-24 узла в таких условиях погоды, которая заставила бы укрыться в базы "тридцатиузловые" эсминцы.
Между 1902 и 1904 гг. было заказано 34 эскадренных миноносца данного типа. Еще 14 кораблей было предусмотрено бюджетом 1904/05 г., но некоторые фирмы, предвосхищая заказ, на который они рассчитывали, уже приступили к их постройке. Назначение лорда Фишера на должность первого лорда Адмиралтейства вызвало изменение взглядов на конструкцию эсминцев. Адмиралтейство решило принять на свой счет постройку эскадренного миноносца "Ротер", спущенного на воду в январе 1904 г., но отказалось от других кораблей, на которых работы были выполнены в меньшем объеме. В конечном итоге, два эсминца ("Стаур" и "Тест") были все же закончены постройкой фирмой Лэрд в надежде продать их за рубеж. В 1909 г. Адмиралтейство решило купило их с тем, чтобы заменить два погибших незадолго до того корабля типа "Ривер".
Тенденции к увеличению водоизмещения (1904-1908 гг.)
Период, когда первым лордом Адмиралтейства был Фишер, отмечен в истории британского флота значительными переменами как в отношении строительства линейных кораблей, так и в отношении строительства эсминцев. Новый британский морской министр имел на их счет свою особую точку зрения. Фишер вступил в должность в тот момент, когда общественное мнение резко критиковало эскадренные миноносцы типа "Ривер" и упрекало Адмиралтейство в том, что оно вновь вернулось к постройке торпедных канонерок, т. е. к типу кораблей, забракованному 10 лет тому назад.
Из первых боевых столкновений на море в русско-японскую войну делались довольно поспешные выводы о высоких качествах японских эсминцев, построенных Торникрофтом и Ярроу и являвшихся слегка улучшенной копией "тридцатиузловых" истребителей британского флота. Указывалось также на тот факт, что новые германские и французские контрминоносцы развивали по меньшей мере 30 узлов. Французский контрминоносец "Арбалет", построенный на заводе Нормана (305 т), развил на испытаниях в 1903 г. скорость 31,37 узла при мощности 7200 л.с. С другой стороны, испытания двух новых турбинных истребителей - "Идея" (типа "Ривер") и "Велокс"- вновь подняли интерес к этому типу двигателя. Это были два весьма разных корабля: первый из них проектировался на 26 узлов, второй, относившийся к разряду "тридцатиузловых", достиг скорости 33,64 узла.
На "Велоксе" была применена особая комбинация турбин и машин, позволявшая использовать преимущество турбин на больших скоростях. Этот корабль построенный фирмой Хоторн Лесли, был куплен британским Адмиралтейством в 1902 г. Он имел четыре вала, с двумя винтами на каждом, и четыре турбины: две высокого давления и две низкого. Две турбины заднего хода были на тех же валах, как и турбины низкого давления, в то время как две поршневых машины для экономичного хода (11 узлов) были соединены с валами турбин высокого давления и могли работать или самостоятельно, или вместе с турбинами высокого давления.
6 декабря 1904 г. Фишер решил назначить комиссию для уточнения элементов кораблей нового типа, к постройке которых он хотел приступить: линейного корабля "Дредноут", линейного крейсера "Инвинсибл" и трех типов эскадренных миноносцев - двух для "открытого моря'' и одного "прибрежного действия''. 22 декабря были назначены члены комиссии, а 6 января 1905 г. она начала работу под председательством самого Фишера. Рядом с начальником кораблестроительного управления сэром Филипом Уаттом, начальником машиностроительного управления сэром Дерспоном. адмиралом Винслоу. главным инспектором флотилии эсминцев и подводных лодок (новая должность), заседали конструкторы Торникрофт и Граси, Фроуд - крупный специалист, работавший над вопросами постройки подводных частей корпусов кораблей, ученые - лорд Кельвин и профессор Байлс. руководивший испытаниями миноносца "Вулф''. Активное участие в работах принимали четыре молодых кэптена, намечавшиеся к повышению в более высокие ранги, в том числе Джеллико. будущий командующий Гранд-Флитом, и Бэкон, командовавший в годы Первой Мировой войны знаменитым "Дуврским патрулем".
Комиссией были предложены следующие основные тактико-технические элементы для трех типов эсминцев:
1) Водоизмещение 2200 т (в полном грузу), мощность механизмов в 30.000 л.с. и скорость хода 36 узлов - для эсминца типа "Свифт". являющегося прототипом современных лидеров флотилий и оставшегося единственным представителем этого типа.
2) Водоизмещение 850 т и скорость хода 33 узла в полном грузу - для эсминцев "открытого моря". Их немедленно должно было быть построено пять. Это были первые 5 эскадренных миноносцев из так называемой серии "племен" (англ. - "Tribal"). В дальнейшем их число предполагалось довести до 12.
3) Водоизмещение 250 т и скорость хода 26 узлов в полном грузу ~ для эсминцев "прибрежного типа". Их должно было быть построено 36. тремя группами по 12 в каждой группе.
Кроме значительного увеличения водоизмещения для первых двух рекомендованных типов эсминцев, большим новшеством явилось принятие для всех их турбин и котлов с нефтяным отоплением.
Котлы с нефтяным отоплением впервые были испробованы в британском флоте еще в 1865 г.. но прошло 35 лет. в течение которых на них не обращалось никакого внимания. Казалось даже, что Адмиралтейство совершенно не интересовалось опытами, производившимися на заводах Доксфорда. где уже в 1886 г. был построен "Эль Райо" - миноносец длиной 41 м. со скоростью 21 узел, имевший исключительно нефтяное отопление. Этот корабль, в конце концов, был 'продан одной из республик Центральной Америки. Лишь в 1899 г. в британском флоте были произведены опыты с этим видом топлива в одном из котлов эсминца "Харт", который был специально оборудован форсунками Хольдена. В 1900 г. Ярроу продал Голландии миноносцы "Гидра" и "Сцилла". ходившие на мазуте.
Предположено было оборудовать таким же образом три "тридцатиузловых" истребителя, заканчивающихся постройкой: "Грейхаунд". "Рейс Хоре" и "Роубак". Сделанные заводами предложения не были признаны удовлетворительными, и Адмиралтейство отказалось от своего проекта. Тем не менее в 1901 г. британский флот серьезно занялся разрешением этой проблемы, и в сентябре 1902 г. на эскадренном миноносце "Сёрли" были произведены первые исследовательские испытания по применению угля и мазута. В 1904 г. истребитель "Спайтфул". переоборудованный под нефтяное отопление, был передан, как опытный корабль, во вновь учрежденную базу Хэслар, где должны были производился опыты по выработке методов использования этого топлива на боевых кораблях. Как можно заключить из изложенного выше, опыты в этой области были очень скромные, и поэтому решение перейти на всех эсминцах новой программы исключительна на жидкое топливо являлось весьма смелым шагом.
Эсминец "Свифт", являясь большим достижением того времени, был, однако, задуман слишком рано. Когда его испытания, проходившие не без трудностей, были, наконец, закончены, и он вступил в строй (1908 г.), то сразу же пришлось столкнуться с серьезными затруднениями в вопросе боевого использования этого корабля. Во время приемки "Свифта" удовлетворились скоростью в 35,1 узла вместо запроектированных 36 узлов, хотя в дальнейшем он давал и большую скорость. Его вооружение состояло из четырех 102-мм орудий и двух однотрубных торпедных аппаратов. Во время войны два 102-мм орудия были заменены одним 152-мм, но, по-видимому, эту замену нельзя признать удачной. Многие причисляли этот тип эсминцев к серии восьми легких крейсеров-скаутов постройки 1904 г. (тип "Эттентив" в 2900 т и 25 узлов). Отсюда фамильярное прозвище "бойскаут'', которое "Свифт" получил на флоте.
Заводы, взявшие заказ на постройку двенадцати "трайблов", как обычно, получили большую свободу при осуществлении проектов, из-за чего эсминцы отличались друг от друга как своими силуэтами, так и отдельными тактико-техническими элементами. Самым лучшим в отношении скорости, был "Тартар", построенный Торникрофтом. Он поддерживал в течение шести часов скорость в 35.36 узла при мощности 15.000 л.с. При пробеге на мерной миле он дал 37,40 узла, причем временами скорость его достигала 40.2 узла. Главнейшими недостатками "трайблов" были большой расход топлива и слабое вооружение. Вначале на этих кораблях предполагалось установить три 76-мм орудия и два однотрубных 457-мм торпедных аппарата, но в окончательном виде некоторые из этих миноносцев были вооружены пятью 76-мм орудиями, а последние эсминцы - двумя 102-мм орудиями облегченного типа. Эти эсминцы были весьма мореходными, сохраняя свою скорость в свежую погоду. Во время войны они хорошо держали ход 30-31 узел и оказали большие услуги Дуврской флотилии, составляя долгое время ее основное ядро. Из двенадцати кораблей этого типа три погибли, три других были настолько повреждены, что их пришлось почти полностью переделать, два - "Зулу" и "Ньюбьен" — при подрыве на минах потеряли один носовую, другой кормовую часть, и после соединения этих двух частей получился эсминец под названием "Зубьен".
Что касается эсминцев "прибрежного действия", известных под названием "oily wads" - пропитанные маслом,- первый из которых вступил в строй в декабре 1906 г.. то они скоро были отнесены к категории обыкновенных миноносцев, потеряли свои прежние названия насекомых и превратились в номерные корабли. Большинство из них дали на испытаниях скорость 27,5 узла. Пар. расширяясь, постепенно поступал в три турбины: высокого, среднего и низкого давления, из которых каждая приводила в действие вал. вращающийся со скоростью 1200 оборотов. Эти эсминцы обладали хорошими маневренными качествами, при крейсерской скорости 13 узлов имели район действия в 800 миль. Их вооружение состояло из двух 76-мм орудий и трех однотрубных 457-мм торпедных аппаратов. Постройка этих миноносцев многими рассматривалась как ошибка, но она легко могла быть объяснена тем. что в 1905 г. эсминцы более 500 т водоизмещения вообще представляли собою исключение, и на самом деле, имея водоизмещение в 250 т, эсминцы "прибрежного действия" в отношении скорости не уступали "двадцатисеми-" и "тридцатиузловым". которые составляли в то время основу британских флотилий. А разве в русско-японской войне с обеих сторон не участвовали в основном контрминоносцы от 250 до 350 тонн со средней скоростью в 26-27 узлов?
:; Период 1904-1906 гг.. который должен быть отмечен рядом значительных изменений в британском флоте как в отношении материальной части, так и личного состава. , отразился также на организации флотилии и на роли эсминцев. До этого времени в строю находилось только небольшое число флотилий, в составе от трех до восьми кораблей каждая. Несколько эсминцев находилось в Средиземном море и на Дальнем Востоке, где они приняли участие в первых боевых столкновениях (миноносец "Фейм'' под командой будущего адмирала флота сэра Роджера Кийса и миноносец "Вайтинс" захватили 17 июня 1900 г. четыре китайских контрминоносца (Корабли постройки германской фирмы Шихау. Позднее поделены между странами-участницами подавления боксерского восстания. В британском флота трофейный миноносец получил название ''Таку". (Прим. ред.)) во время взятия фортов Таку). Это была так называемая эпоха "spitand polish", когда, за исключением периода маневров, бывших редкими и непродолжительными, команды кораблей занимались больше мытьем палуб, покраской корпуса и верхних надстроек, чем боевой подготовкой.
В 1905 г. все флотилии эсминцев, миноносцев и подводных лодок были непосредственно подчинены адмиралу, который отвечал за их боевую подготовку. В Ширнессе и Дувре были оборудованы новые базы для эсминцев. Все эсминцы резерва имели постоянную команду (в размере 1/5. от штатов военного времени), которая могла быть полностью укомплектована в течение нескольких часов, что обеспечивало приведение этих эсминцев в полную готовность в кратчайший срок. В дальнейшем постоянную команду пришлось увеличить до 3/5, и даже до 4/5 штата.
Вскоре после маневров 1904 г. командующий "отечественным флотом" сэр Артур Вильсон мог написать, что операции доказали "большую ценность эсминцев с точки зрения использования их для разведки и охраны флота". Впервые была также определена возможность их использования против подводных лодок. Лодку забрасывали ручными гранатами, явившимися прототипом будущих глубинных бомб, использованных во время Мировой войны. Тогда же были изобретены индикаторные сети и буксируемые на глубине мины. Вильсон предложил даже прикомандировать к "Вернону" (специальному кораблю для производства опытов по минно-торпедному делу) один или два эсминца и несколько подводных лодок с целью найти и разработать средства ПЛО. Его совету тогда не последовали, о чем он в 1915 г. высказал большое сожаление.
Предвоенный период (1908-1914 гг.)
Начиная с 1908 г., Адмиралтейство производило ежегодно постройку серий от 16 до 20 эсминцев, которые и составили к 1914 г. новые британские флотилии. Эсминцы представляли собой турбинные корабли не менее 800 т водоизмещения, скорость которых из года в год хотя и медленно, но неуклонно возрастала. Но все же первая серия из 16 эскадренных миноносцев типа "Бэзилиск" может быть отмечена в отношении конструкции как шаг назад. Реагируя на некоторые трудности, встретившиеся при окончательной разработке конструкций "трайблов", а также из опасений недостатка мазута в военное время, Адмиралтейство снова вернулось к применению угля в качестве топлива. Эти угольные эсминцы получили более прочную и тяжелую конструкцию, полубак и высокий надводный борт, но мощность механизмов их была всего лишь 12.000 л.с., а скорость только 27 узлов. Вместе с тем недостаток скорости не был компенсирован более мощным вооружением. По заводскому проекту эсминцы типа "Бэзилиск" при водоизмещении от 820 до 935 т должны были иметь только пять 76-мм орудиями облегченного типа и два 533-мм торпедными аппаратами. Этот калибр торпед, использованный в первый раз на эсминцах, был затем принят в британском флоте для всех новых кораблей.
Замена двух 76-мм орудий одним 102-мм не успокоила критиков. В журнале "Engineer" за сентябрь 1908 г. была помещена статья, в которой указывалось, что эти корабли являются скорее типом минных авизо (замечание, которое было сделано в свое время в отношении эсминцев типа "Ривер"), чем эскадренными миноносцами, и чтобы выполнять свою роль, корабли типа "Бэзилиск" не имеют ни скорости, ни вооружения, соответствующих их водоизмещению. Им противопоставлялись их современники - германские эсминцы водоизмещением от 600 до 650 т со скоростью 30-32 узла или заказанные Бразилией эсминцы типа "Алагоас", являвшиеся улучшенным типом эсминца "Ривер". Эти эсминцы при водоизмещения в 650 т имели скорость в 27-28 узлов и были вооружены: двумя 102-мм, четырьмя 47-мм орудиями и двумя однотрубными торпедными аппаратами. Будучи построенными на заводах Ярроу, они отличались чрезвычайной простотой конструкции, которую удалось достигнуть в отношении их механизмов. Они имели только два котла с чрезвычайно большой для того времени мощностью по 4000 л.с. каждый. Кроме того на этих эсминцах были значительно сокращены длина паропровода и количество вспомогательных механизмов.
Под влиянием этой критики Адмиралтейство, осуществляя последующую судостроительную программу, при заказе эсминца типа "Эйкорн" вновь перешло к постройке кораблей с нефтяным отоплением и хорошей остойчивостью, добиваясь увеличения скорости хода и вооружения. Это был период создания под председательством Фишера "морской королевской комиссии по вопросам бензина и нефти", работы которой закончились в июле 1914 г. заключением соглашения с англоперсидской нефтяной компанией. По этому соглашению Адмиралтейство, имевшее в своих руках значительную часть капиталов этого общества, могло рассчитывать в период мирного времени на регулярное пополнение своих запасов, а в период военного времени - на всю продукцию. Эсминцы типа "Эйкорн" имели водоизмещение в 780 т, скорость 28-29 узлов и были вооружены двумя 102-мм, двумя 76-мм орудиями и двумя однотрубными 533-мм торпедными аппаратами.
Несмотря на очень высокие качества кораблей этой серии, маневры 1911 г. показали необходимость иметь корабли еще большего водоизмещения и с еще лучшими мореходными качествами. С заказом двадцати эсминцев в 920-935 т, предусмотренных бюджетом 1911/12 г., англичане почти подошли к типу 1000-тонного эсминца военного времени, имевшего мощность механизмов 24.000 л.с., три 102-мм орудия, расположенных в диаметральной плоскости, и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Следует обратить внимание на наличие четырех торпедных аппаратов, что соответствовало новой тенденции - залповой стрельбе на большие, расстояния, тем более что к этому времени начали производиться опыты с подогревательными аппаратами для торпед 533-мм калибра, обладавших скоростью в 48 узлов на 2000 м и 28 узлов на 7000 м. Перед этим производились только одиночные стрельбы на более близкие дистанции. Ограниченное количество торпедных аппаратов на британских эсминцах особого значения не имело, так как благодаря их удачному расположению, а также натренированности личного состава перезарядка торпедных аппаратов производилась с исключительной быстротой (максимальное время, достигнутое на состязаниях в 1908 г., 1 мин. 20 сек.).
В противоположность тому, как оно поступало раньше, Адмиралтейство построило большинство эсминцев из серий "Бэзилиск" (1908/9 г.), "Эйкорн" (1909/10 г.), "Эйкерон" (1910/11 г.), "Акаста" (1911/12 г.) и "Лэйфори" (1912/13 г.) по своим собственным проектам. Тем не менее оно предоставило некоторым заводам возможность разработать ряд новых конструкций, осуществив наиболее удачные из них на кораблях последующих серий. Так, например, в 1910 г. на трех эсминцах типа "Эйкорн" были испытаны турбины Браун-Кёртиса, тогда как до этого времени все британские эскадренные миноносцы имели турбины Парсонса. Год спустя Ярроу получил согласие адмирала Джеллико, бывшего тогда третьим лордом Адмиралтейства, на постройку трех эсминцев по своим новым проектам, гарантируя, что эти корабли без ущерба для их мореходных качеств, разовьют скорость по крайней мере 32 узла вместо 29, предусмотренных для однотипных адмиралтейских кораблей. Один из них - "Лёрчер" - дал даже 35,345 узла. На эскадренных миноносцах "Арчер" и "Эттек" Ярроу впервые установил приспособление для перегревания пара, а то время как Парсонс на кораблях той же серии "Бэджер" и "Бивер" испытал первые турбины с зубчатой передачей (турбины высокого давления и крейсерские). На эсминце "Харда" должен был быть установлен дизель для крейсерского хода (установка эта окончательно не была осуществлена); на эсминце "Гарленд" мы видим новое применение турбин Парсонса с зубчатой передачей, в то время как "Ардент" и "Форчэн" имели уже элементы эсминцев следующей серии - "L". В конце 1912 г. Адмиралтейство решило перераспределить серии эсминцев по алфавитной системе: в серию "А" входили "двадцатиузловые", буквы "В", "С" и "D" были оставлены для "тридцатиузловых", в серию "Е" вошли эсминцы типа "Ривер", в "F" - эсминцы типа "Трайбл", и "G" - эсминцы типа "Бэзилиск", в "Н" - эсминцы типа "Эйкорн" и т.д. Так же было решено, что, начиная с серии "L", эсминцы получат -название, начинающееся с буквы данной серии.
"Ардент" стал первым британским эсминцем, на котором была испытана продольная конструкция, а два корабля заказа 1912/13 г. -"Леонидас'' и "Люцифер" - были первыми эсминцами, получившими полную установку турбин с зубчатой передачей. Однако Адмиралтейство шло с большой осторожностью по линии усовершенствования всякого рода механизмов на новых кораблях. Действительно, перегрев пара был применен лишь после войны, несмотря на то. что проведенные в 1913 г. первые испытания показали, что его применение дает существенную экономию топлива и увеличивает примерно на 20% дальность плавания эсминцев. Во всяком случае, успехи в машиностроении, достигнутые в период с 1908 г. по 1913 г. были очень значительными, т.к. в 1913 г. можно было уже оснастить 1600-тонные эсминцы машинными установками в 35-40 тыс. л.с. на трех валах, обеспечивающими скорость 34 узла. Необходимость постройки большого числа легких крейсеров заставила Адмиралтейство сократить программу постройки эсминцев. По бюджету 1913/14 г. вместо предусмотренных вначале 16 эсминцев были утверждены к постройке лишь 13. По бюджету 1914/ 15 г. было предусмотрено только десять, в то время как Германия продолжала закладывать ежегодно по дюжине эсминцев.
Период войны (1914-1918 гг.)
В момент объявления войны в списках британского флота числилось 243 эсминца и среди них десять "двадцатисемиузловых". Из этих десяти эсминцев "Лайтнинг" в 1915 г. погиб на мине, остальные до момента перемирия находились в строю, причем большинство их входило в состав патрульных флотилий.
В 1914 г. все британские эсминцы были сведены во флотилии по 16 или 20 кораблей в каждой. Командир флотилии - так называемый "кэптен (Д)" - держал свой брейд-вымпел на легком крейсере: каждая флотилия имела свою плавучую базу; низшим тактическим соединением являлся дивизион из четырех единиц. Помимо эсминцев имелось еще около сотни миноносцев, причем почти '/3 их имели уже двенадцатилетний "возраст", затем пять лидеров флотилий, из которых четыре были еще в постройке и пятый "Свифт". Использование этих кораблей определилось в 1913 г.. когда был признано, что "кэптен (Д)" должен располагать "лидером", обладающим скоростью по крайней мере такой же, как и миноносцы флотилии. Тогда же было признано необходимым ежегодно строить по два лидера водоизмещением в 1600 т. со скоростью в 34 узла и вооруженных четырьмя 102-мм орудиями и четырьмя торпедными аппаратами.
С началом войны Адмиралтейство было поставлено перед необходимостью увеличения минных флотилий. Известно, что адмирал Джеллико в бытность его командующим Гранд-Флитом часто жаловался на численный недостаток эсминцев в британском флоте по сравнению с противником, несмотря на то, что в течение этого периода Адмиралтейством было заказано 35 лидеров и 334 эсминца серий "М" и "W". Договоры на постройку четырех лидеров и 40 эсминцев, работы на которых только начались удалось реализовать лишь после заключения мира. Таким образом, британский флот в течение войны не располагал нужным ему количеством эсминцев.
За исключением двух кораблей, заказанных в самом начале войны и принадлежащих к типу "L", британские эсминцы, построенные течение военного периода, могут быть разбиты на две основных группы. Первая группа включала корабли следующих серий: типа "М" - 90 эсминцев, заказанных с сент. 1914 г. по май 1915 г.; "R" - 62 эсминца, заказанных с мая 1915 г. по март 1916 г.; "S" - 69 эсминцев, заказанных с апреля по июнь 1917 г. Причем все они имели нормальное водоизмещение порядка 1000 т и скорость 34 узла в отличие от 29-30-узловой скорости эсминцев серии "К" и "L" постройки довоенного времени. Их вооружение состояло из трех 102-мм орудий, расположенных в диаметральной плоскости, одного 37-мм зенитного автомата и двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов. Лидеры флотилий "Лайтфут". "Эбдиэл" и "Паркер" представляли собой корабли увеличенного водоизмещения (1600 т) с дополнительным 102-мм орудием и зенитным автоматом.
Корабли второй группы имели два носовых и два кормовых орудия со щитами, расположенных одно над другим. Их названия начинались с букв "V" и "W". Решение об усилении наступательных элементов британских эсминцев было принято в связи с предположением, что Германия намерена строить эсминцы с четырьмя 105-мм орудиями и с большим водоизмещением, нежели предыдущие серии. Германия в течение первых месяцев войны довела артиллерию своих эсминцев до трех 88-мм орудий, причем и этот калибр постепенно заменялся калибром 105 мм.
В одинаковой степени была осознана необходимость иметь корабли более мореходные и лучше державшие скорость во время совместных походов с Гранд-Флитом. Эсминцам типов "V" и "W", нормальное водоизмещение которых достигало 1330 т, а скорость 34 узла, соответствовали в качестве лидеров корабли в 1800 т со скоростью в 36 узлов, вооруженные пятью 120-мм орудиями (типы "Шекспир" и "Кеппел"). Британский флот пополнился также некоторым количеством эсминцев, которые строились в Англии по заказу иностранных держав. Эсминцы типа "Медея", в количестве четырех, заказанные Грецией, принадлежали к типу "М"; четыре других эсминца типа "Тёрбьюлент", заказанные Турцией (По другим данным, строились фирмой Хоторн Лэсли не по турецкому заказу, а в инициативном порядке, возможно, с целью последующей продажи Турции. (Прим. ред.)), были несколько сильнее (1000 т и пять 102-мм орудий), форма их корпуса, очень удачно выполненная, была заимствована для эсминцев "V" и "W". Были также реквизированы четыре лидера типа "Броук", предназначенные для Чили. Это были корабли со скоростью 30 узлов и водоизмещением 1700 т, со смешанным отоплением. Их вооружение состояло из шести 102-мм орудий, из которых четыре стреляли по носу. Наконец, Адмиралтейство купило у Португалии истребитель "Арно" (600 т), построенный итальянской фирмой Ансальдо. Не считая военных трофеев, это был единственный военный корабль заграничной постройки, находившийся в списках британского флота.
11 ноября 1918 г., к моменту перемирия, несмотря на потери, 3 лидеров, 64 эсминцев и 11 миноносцев, британские флотилии насчитывали 21 лидер, 412 эсминцев и 94 миноносца, что в целом составляло 527 единиц.
Интересно отметить различия, существовавшие между эсминцами типов "М", "R" и "S", несмотря на то, что общие их данные были весьма близки друг к другу. Эти различия являлись следствием учета и использования опыта каждого дня войны. Так, например, эсминцы типа "М" последней постройки получили усиленный форштевень, что позволило им таранить подводные лодки без опасных повреждений для своего корпуса. Один из них ("Милн") успешно использовал свой таран, потопив 9 мая 1917 г. германскую подводную лодку "UC 26" при выходе из устья Темзы. Эсминцы типа "R", помимо значительно большей скорости, отличаются еще от эсминцев типа "М" более жестким набором, более высоким полубаком, что обеспечивало лучшую защиту мостика от брызг и волн. С этой же целью кормовая 102-мм пушка была установлена на банкете (Однако реальным "водоразделом" между поздними "М" и типом "R", определенным Адмиралтейством в середине 1915 г. для находившихся в постройке эскадренных миноносцев, стало число гребных валов: три вала -тип "М", два вала - тип "R". (Прим. ред.)).
Последние эсминцы типа "R" имеют удлиненный полубак и ходовой мостик, отодвинутый назад настолько, чтобы лучше обеспечить его защиту от волн. Они были также первыми эсминцами, получившими новые полуавтоматические 102-мм орудия, относительно короткие и легкие, имевшие угол возвышения в 30°, дальность стрельбы 12.000 ярдов (вместо 10.000 у их предшественников) и скорострельность 19-20 выстрелов в минуту.
Эсминцы типа "S" являлись усовершенствованным типом "R". Они имели более высокий (выше на 2 фута) форштевень с заметным изгибом. Надводный борт в носовой части увеличивался на метр, по сравнению с эсминцем типа "L" и "М" постройки начала войны. Новые, более просторные мостики позволили установить приборы управления артиллерийским огнем - усовершенствование, которое было распространено на все предшествующие корабли вплоть до серии "L".
Наконец, на основании опыта эсминцев флотилий Гарвича и Дувра, на которых были установлены с обеих сторон мостика по одному однотрубному 356-мм торпедному аппарату, развернутому под углом 90°, для стрельбы по германским эсминцам во время столкновения на короткой дистанциями, эсминцы типа "S" получили также сверх обычных четырех 533-мм торпедных аппаратов еще по два 356-мм и 457-мм аппарата упрощенной конструкции. Мореходные качества эсминцев не пострадали от этой установки. Однако, после перемирия англичане отказались от этих дополнительных аппаратов, сохранив их только на "Троуджене", "Таре" и "Тинпгейджеле".
Что касается эсминцев типа "V" к "W", то дальнейшие усовершенствования в отношении вооружения производились для каждой из этих серий. От четырех 102-мм, одной зенитной 76-мм пушки и четырех торпедных аппаратов англичане постепенно перешли к шести торпедным аппаратам, затем на последних эсминцах был принят 120--мм калибр.
Следует обратить внимание на увеличение числа торпедных аппаратов, что явилось результатом Ютландского сражения, где много эсминцев предвоенной постройки, располагая лишь двумя торпедными аппаратами, чувствовали себя во многих случаях обезоруженными. Опыт показал, что, несмотря на достигнутые в ходе состязательных стрельб обнадеживающие результаты, в условиях боя чрезвычайно трудно перезаряжать торпедные аппараты и использовать запасные торпеды, особенно калибра 533 мм.
Следует отметить также использование некоторых эсминцев в качестве минных заградителей. Эта мысль впервые была осуществлена в начале 1916 г. на лидере "Эбдиэл". Заградительная операция, выполненная последним на следующее утро после Ютландского сражения, хорошо известна (В ранние часы 1.06.16 "Эбдиэл" поставил 80 мин в районе банки Хорнс-Реф, впереди по курсу отходящего германского флота. (Прим. ред.)). Его командир был назначен командиром 20-й флотилии, сформированной в Иммингхэме и предназначенной для минных постановок. Эсминцы, входившие в эту флотилию, использовались в роли минных заградителей не всегда, а только по мере надобности. По получении приказа о постановке мин заграждения на них снималось кормовое 102-мм орудие и кормовой двухтрубный торпедный аппарат, чтобы тем самым компенсировать вес мин, устанавливаемых на палубе в два ряда на параллельных рельсовых путях. Вертикально натянутая парусина маскировала
мины, причем на ней были нарисованы силуэты орудий и торпедных аппаратов на том месте, где они должны были находиться. На переоборудование корабля и приемку мин требовалось 12 часов, причем эсминец принимал 40 мин (20 т), а лидер флотилии - от 60 до 80 мин (30-40 т). Подкатываемые к корме мины сбрасывались через одинаковые временные интервалы при помощи простого опускания рычага. Флотилия, задачей которой являлось заграждение фарватеров, проложенных немцами среди минных полей, окружавших Гельголанд, проводила свои операции всегда ночью, имея в своем составе семь — восемь кораблей. Постановки мин 20-й флотилией были особенно частыми в 1918 г. За 36 выходов в море в период с 19 февраля по 31 августа 1918 г. один только "Телемэчус" поставил 1440 из 15.000 поставленных 20-й флотилией за этот период мин. В течение последних месяцев войны англичане использовали в качестве надводных заградителей почти исключительно эсминцы.
Начиная с серии "R", почти все британские эсминцы имели турбины с зубчатой передачей. Корабли предшествующих серий имели обычно три турбины без зубчатой передачи, и лишь на некоторых из них имелась установка дополнительной крейсерской турбины с зубчатой передачей.
Улучшения, внесенные конструктором Парсонсом в турбины с зубчатой передачей, были распространены на эсминцы серии "R" и следующих серий и позволили передавать на два вала, вращающиеся со скоростью 350 оборотов вместо 750, мощность от 27.000 до 30.000 л.с., необходимую для этих кораблей. Один Ярроу остался верным до конца турбине без зубчатой передачи, которая была установлена им на 21 эсминце типа "М", "R" и "S".
Так же, как и в отношении Торникрофта, Адмиралтейство разрешило Ярроу изменить проекты в соответствии с его предложениями. Корабли, строившиеся у Ярроу. и Торникрофта, достигли наибольших скоростей. Построенный Ярроу эсминец "Тайриэн" поддерживал скорость 39,4 узла в течение четырех часов, имея полное вооружение и '/3 от полного запаса топлива. В июле 1917 г. торникрофтовский эсминец "Тизер" достиг скорости 40,22 узла - рекордной цифры, которая не была еще официально превзойдена в британском флоте. Разумеется, британские эсминцы не были застрахованы от аварий и повреждений механизмов. Износ лопаток и "салат" из лопаток турбин были хроническим злом для некоторых из них. С другой стороны, в своей массе эти эсминцы бесспорно являлись кораблями исключительно прочными и выносливыми и прекрасно справлялись с тяжелой боевой нагрузкой за все 52 месяца войны.
"Эсминцы,- пишет английский историк Ю. Корбетт,- использовались сверх пределов их возможностей, и нет похвал как их экипажам, преодолевшим все трудности и испытания, так и их конструкторам, построившим корпус и механизмы". В качестве примера можно привести эсминец "Бигль", который в феврале 1915 г. в течение 26 дней (из 28) имел котлы под парами с ежедневной съемкой с якоря, или эсминец "Тренчент", который с мая по ноябрь 1918 г. покрыл суммарное расстояние в 52.089 морских миль.
Семнадцать дней пребывания в море или в готовности к съемке с якоря по первому сигналу во время кратковременных пребываний в порту чередовались с тремя днями относительного отдыха, во время которых можно было прекращать пары и производить чистку котлов. Такова была служба эсминцев Дуврской флотилии. Отдыхом являлось лишь пребывание в сухом доке, что составляло в среднем 30 дней за каждые четыре месяца. "Одна свободная ночь из четырех и если случай позволял, то один день отдыха из четырех,- таков был режим для командиров миноносцев",- писал адмирал Бэкон.
Можно было установить, что в течение 52 месяцев войны среднее число ночей, проведенных эсминцами Дуврской флотилии в море, составляло 700; многие корабли значительно превысили цифру 800, что составляло более одной ночи из двух в течение четырех лет подряд. По выносливости, требовавшейся от людей, можно судить о прочности и выносливости материальной части этого класса боевых кораблей.