Британские эсминцы в Ютландском сражении
X. Фрост (сокр. пер. с англ.)
Если бы командующие флотами Джеллико и Шеер провели месяц в совместном обсуждении того, каким образом заставить германские линейные корабли так пройти сквозь строй британских эскадренных миноносцев, чтобы предоставить последним наилучшие условия для атаки, то и тогда они не придумали бы лучше того, что в действительности имело место в ночь 31 мая 1916 г. Во всей военно-морской истории, наверное, нельзя найти более благоприятной обстановки, которую судьба, буквально, навязывала британским командующим флотилиями и командирам миноносцев в эту знаменательную ночь. Вы только подумайте о возможности в упор выпускать торпеды по кораблям кильватерной колонны из 24 больших боевых единиц, идущих почти что без крейсерского заслона или охранения эскадренных миноносцев.
Британские эскадренные миноносцы первоначально были расположены пятью группами в направлении с запада на восток. В 22:15 эти группы имели следующих состав: "Кэстор" с 11-й флотилией (15 эскадренных миноносцев);(1) 4-я флотилия (12 эскадренных миноносцев): "Чэмпион" с 13-й флотилией (9 эскадренных миноносцев); 9-я и 10-я флотилии (5 эскадренных миноносцев) и 12-я флотилия (15 эскадренных миноносцев) - внушительная сила из 2 легких крейсеров и 56 эскадренных миноносцев. В числе последних имелось четыре больших эскадренных миноносца, называемых англичанами лидерами флотилий. Эскадренные миноносцы сопровождал броненосный крейсер "Блэк Принс".
Атака британской 4-й флотилии эсминцев
Незадолго до 23:30 4-я флотилия обнаружила корабли противника на своем правом траверзе. Флотилия шла растянутой кильватерной колонной, впереди 1-я полуфлотилия, состоящая из "Типперэри", "Спитфайр", "Спарроухок", "Гарленд" и "Контест". за нею 2-я полуфлотилия: "Броук", "Акейтес", "Эмбэскейд", "Ардент", "Форчэн", "Порпойз" и "Юнити".(2) В торпедных аппаратах всех этих эскадренных миноносцев имелось по 4 торпеды в полной готовности к выстрелу, всего 48 торпед (3). Кроме того, на каждом эскадренном миноносце имелось по одной запасной торпеде. Курс флотилии - 167°, ход - 18 узлов.
Обнаруженные корабли были: "Вестфален", "Нассау", "Рейнланд" и "Позен". Германские корабли имели по шесть 150-мм орудий на каждом борту для отражения атак эскадренных миноносцев. Эти корабли шли в голове длинной кильватерной колонны из 24-х линейных кораблей. На левом траверзе головной дивизии линкоров находились легкие крейсера "Росток". "Штуттгарт". "Эльбинг". "Гамбург". эскадренный миноносец "S 32" и 1-я полуфлотилия. Далеко по левому крамболу шли "Штеттин" и "Мюнхен" из 4-й разведывательной группы. "Франкфурт" и "Пиллау" из 2-й разведывательной группы находились примерно в 4 милях на левом траверзе "Вестфалена". Ход - 16 узлов, курс, приблизительно. 133°.
Следовательно, противники сходились под углом, близким к 34°.
На британских миноносцах сильно сомневались относительно принадлежности неизвестных кораблей. Так было, например, на мостике "Типперэри". Командир этого эсминца до 23:26 думал, что вошел в контакт с 11-й флотилией. В 23:30. когда расстояние от "Типперэри" до неизвестных кораблей сократилось почти до полумили, командир эсминца, наконец, дал опознавательный сигнал. "Вестфален" обрушился на малый корабль ураганным огнем своих 150-мм орудий. "Нассау" и "Рейнланд" быстро вступили в бой, открыв огонь из 150-мм артиллерии и шрапнелью из 88-мм пушек.
Первый залп попал в мостик "Типперэри" и, очевидно, убил всех, находившихся на нем. Второй снес главный паротрубопровод, вследствие чего вся кормовая часть корабля окуталась клубами пара. Носовые нефтяные ямы вспыхнули и загорелись бешеным пламенем. В результате этих залпов погибли почти все люди в носовой с средней части корабля. Однако, в кормовую часть попало всего три снаряда. Кормовая артиллерия эсминца была почти не повреждена.
Младший лейтенант, командир этого кормового плутонга, пишет: "Я открыл огонь из кормовых орудий, как только противник открыл огонь по нам. Не могло быть и речи о правильной наводке. Съежившись за парусиновым обвесом поста управления и чувствуя себя в большей безопасности за этим легким прикрытием, отделявшем меня от орудий противника, хотя оно не задержало бы даже пули на излете, я приказал открыть огонь. Не думаю, чтобы мой приказ был услышан, тем не менее огонь был немедленно открыт".
Одновременно были выпушены з упор две торпеды с правого борта. Через несколько минут германские .линейные корабли погасили прожекторы и прекратили огонь. ''Типперэри,'' вышел из строя вправо, постепенно теряя ход. и около 23:35 окончательно застопорил его. Эсминец был выведен из строя я находился на краю гибели.
Тем временем германские линейные корабли открыли огонь по остальным британским эскадренным миноносцам. Их прожекторы так ярко освещали эти эсминцы, что номера последних были отчетливо видны. Легкие крейсера "Росток". "Эльбинг". "Гамбург" и эскадренный миноносец "S 32" также открыли огонь, по-видимому, не включая прожекторов. Прожекторы "Штуттгарта" освещали цели для других кораблей.
"Спитфайр" тотчас же открыл огонь из своих 102-мм орудий, пытаясь хотя бы немного отвлечь внимание противника от "Типперэри". Корабль несколько отвернул для наводки кормового торпедного аппарата. Хотя он и находился под довольно сильным обстрелом, однако, получил всего два или три попадания. Он выпустил две торпеды с правого борта и отметил одно попадание в цель. Затем командир эсминца отвернул, чтобы зарядить аппарат запасной торпедой. В эту минуту в эсминец попал снаряд. "Когда снаряд попал в среднюю часть вашего корабля,— сказал офицер с другого корабля,— вы точно скрылись в одном огромном языке пламени". Минная балка была повреждена и почти все торпедисты были ранены.
"Спарроухок" выстрелил одну торпеду в третий германский корабль, и отвернул, не получив попаданий и, видимо, даже не будучи замечен противником. "Гарленд" выпустил торпеду по трехтрубному крейсеру и открыл огонь из своих орудий. Командир этого эсминца произвел несколько быстрых маневров для избежания столкновения с другими эскадренными миноносцами и смело направился к "Типперэри", чтобы оказать ему посильную помощь. "Контест" выпустил одну торпеду по трехтрубному крейсеру (тому самому, о котором так упорно упоминают донесения всех эскадренных миноносцев) и повернул в западном направлении.
"Броук". лидирующий 2-ю полуфлотилию, обнаружен не был. Он выпустил одну торпеду с правого борта и повернул на SW. "Акейтес", "Эмбэскейд". "Ардент". "Форчэн". "Порпойз" и "Юнити" отвернули, не произведя торпедной атаки. Таким образом, все эти эскадренные миноносцы потеряли изумительный случай для эффективной торпедной атаки. Отсутствие определенной задачи бросается в глаза. Отсутствие инициативы со стороны командиров кораблей свидетельствует о крупных недочетах в их практической и теоретической подготовке. "Юнити" стрелял из своих орудий по двум кораблям, которые считал германскими эскадренными миноносцами.
Тем временем "Вестфален". "Нассау" и "Рейнланд" круто отвернули на курс 246°, не прекращая, однако, сильного артогня. Остальные пять кораблей 1-й линейной эскадры также легли на тот же курс. Огонь линкора "Вестфален" отличался особой меткостью и скоростью. В течение пяти минут он выпустил девяносто два 150-мм снаряда и сорок пять 88-мм шрапнелей.
Весьма любопытно, что несмотря на стрельбу торпедами почти в упор ни одна из восьми выпущенных торпед не попала в цель. Зато артиллерийский огонь британских эсминцев был вполне эффективен. "Вестфален" получил одно попадание снаряда, его командир и 7 человек команды были ранены. Два попадания повредили прожекторы на "Нассау" и убили одного офицера и 10 матросов. В результате двух попаданий "Рейнланд" потерял 10 человек убитыми и 20 ранеными.
Положение германских крейсеров между своими линейными кораблями и британскими эскадренными миноносцами было весьма опасно. Если бы они оставались на своих местах, то по всей вероятности их торпедировали бы; если бы они повернули в сторону, они рисковали бы столкнуться со своими же линейными кораблями. Возможно, что безопаснее всего для них было бы повернуть на эскадренные миноносцы. "Росток" отвернул почти одновременно с "Нассау" и "Рейнландом"', на траверзе которых он находился, и тем избежал столкновения. "Эльбинг" шел позади траверза "Позена". По-видимому, "Позен" отвернул только после того, как повернул "Рейнланд", так что когда отвернул "Эльбинг". то оказалось, что "Позен" все еще идет на него. Тогда крейсер попытался срезать нос линейного корабля. Последний старался ослабить удар при столкновении, но не мог вполне избежать его. Его таран врезался в правую раковину "Эльбинга". Толчок был очень слаб, но оба машинных отделения крейсера сразу же заполнились водой. Он получил крен в 18°, выкатился из строя и встал, не будучи в состоянии ни двигаться, ни вести бой. Таким образом, судьба косвенным образом возместила англичанам потерю "Типперэри" .
Эсминец "S 32" был сильно поврежден снарядами. Медленным ходом он направился в Лингвиг на датском берегу. Около 23:35 "Вестфален" прекратил огонь и снова лег на прежний курс. Остальные линейные корабли повторили его движение. Таково было первое боевое соприкосновение между 4-й флотилией и Флотом Открытого моря. Потери англичан оказались незначительны, но все же они упустили исключительный случай одержать решительный успех. 4-я флотилия храбро сопротивлялась, но она не атаковала.
Нам предстоит теперь проследить действия рассеянных в разные стороны британских эскадренных миноносцев. "Спитфайр". оторвавшись от противника, несколько минут шел на восток, затем снова повернул на запад. Командир эсминца считал, что команда за это время успела перезарядить один из аппаратов последней запасной торпедой. Миноносец повернул обратно и развил скорость 27 узлов для торпедной атаки неприятельского корабля, освещавшего "Типперэри" своими прожекторами. Командир не знал, что торпеду так и не удалось ввести в аппарат. "Спитфайр" сделал несколько выстрелов по немецким прожекторам. Затем он увидел два больших корабля, пересекавших его курс по носу справа налево. Их приняли за крейсера, на самом же деле это были дредноуты "Вестфален" и "Нассау"', которые ложились на свой первоначальный курс. Было около 23:35.
"Нассау" заметил эскадренный миноносец близко от себя слева по носу. Он положил руль влево, стараясь протаранить миноносец на полном ходу. Корабли столкнулся левыми крамболами. Результат получился весьма примечательный. Нос "Спитфайра" сделал пробоину диаметром в 3.6 м на левом крамболе "Нассау" и в виде "трофея'' отодрал кусок его бортовой обшивки. Одно из 150-мм орудий линейного корабля было сорвано с места.
Один из офицеров "Спитфайра" вспоминает: "Можете себе представить, насколько должен был отразиться такой удар на корпусе эскадренного миноносца. Я помню ужасающий треск, меня швырнуло поперек палубы, и я почувствовал, как "Спитфайр" накренился на правый борт так. как ни одна волна никогда еще не заставляла крениться. Когда мы столкнулись, противник открыл огонь из своих носовых орудий. К счастью, их угол снижения был недостаточен для прямого попадания: но зато взрывной волной буквально все было сметено на ее пути".
В "Спитфайр" попало только два германских снаряда. Они пробили обвесы у мостика. Одним из снарядов командир миноносца был сброшен с мостика на верхнюю палубу на расстояние 7 метров. То. что он остался невредим, столь же необычно, как и факт спасения его корабля. Эсминцу удалось уйти, унося 25 человек убитых и раненых, полубак его был смят на протяжении 18 метров.
Вскоре над "'Спитфайром" нависла угроза нового столкновения. Большой корабль, окутанный огромными клубами дыма, вырывавшимися из его междупалубного пространства, на полном ходу фактически коснулся кормы эскадренного миноносца. Высказываются мнения, что это был "Блэк Принс". Командир эсминца считал, что это был "Мольтке". но в то же время этот корабль находился очень далеко от германской боевой линии, уже выдержав три столкновения с британскими линейными эскадрами. Мы считаем, что этот неизвестный корабль был "Зейдлиц".
Когда "Спарроухок" отвернул от германских кораблей, он потерял из вида шедший впереди "Спитфайр". Заметив "Броук" по курсу SO. он около 23:34 вступил ему в кильватер.
Отойдя вначале немного в сторону, "Гарленд" вернулся на помощь "Типперэри", который был весь объят пламенем. Когда около 23:35 он подходил к поврежденному лидеру полуфлотилии, вдруг появились германские легкие крейсера "Гамбург" и "Штуттгарт", которые открыли огонь. "Гарленд" был оттеснен в восточном направлении. Несмотря на большие потери в личном составе и повреждения, "Типперэри" затонул лишь спустя некоторое время. Бушующее пламя закрывало доступ на полубак. Время от времени взрывались снаряды, уложенные на палубе. К счастью, носовой снарядный погреб оставался целым. Немногие оставшиеся в живых офицеры и матросы бросали за борт все тяжелые предметы, какие только могли найти, и сооружали два плота типа "Карлей", чтобы перейти на них, когда настанет время покинуть корабль.
После того как "Броук" повернул на SO. он снова лег на курс SO. "Спарроухок" и "Контест" шли за ним. Далее следовали корабли 2-й полуфлотилии, вновь образуя, таким образом, колонну из восьми эскадренных миноносцев. (4)
Около 23:40 "Броук" снова вошел в контакт с противником - крейсером "Росток", находившимся теперь в 5 кабельтовых по левому траверзу "Вестфалена". Оба корабля одновременно дали позывные. "Росток" взял "Броук" под меткий обстрел, после чего вскоре "Вестфален" и "Рейнланд" обстреляли "Спарроухок". 1-я линейная эскадра быстро отвернула во избежание попадания торпед.
Командир "Бэоука" приказал выпустить вторую торпеду с правого борта. Он скомандовал полный ход и лево руля на 20°. Во время перекладки руля корабль получил попадание, которое совершенно разрушило нижний мостик и произвело сильное повреждения в носовых кочегарках. Руль заклинило. Торпеду так и не выпустили. Германские залпы продолжали засыпать корабль. Эсминец получил семь попаданий. Они вызвали очень тяжелые потери. Корабль почти лег на курс Ost. Внезапно другой эскадренный появился прямо по носу. Избежать столкновения было невозможно. "Броцк" на полном ходу врезался в "Спарроухок" - под прямым углом у самого мостика. Его нос наполовину вошел в корпус товарища, при этом снеся свой собственный полубак. К счастью, германские корабли вскоре изменили свой курс, и эскадренные миноносцы вышли из-под обстрела. Прожекторы погасли, залпы прекратились. Это временно спасло покалеченные корабли, которые бились друг о друга.
За "Спарроухоком" шел "Контест". По-видимому, именно в этот момент он выпустил торпеду в "большой трехтрубный корабль", очевидно, "Росток", а затем на полном ходу протаранил "Спарроухок", срезав его корму на 1,5 м и заклинив его руль влево.(5) Нос "Контеста" согнулся под прямым углом, тем не менее миноносец сохранил 20-узловой ход. "Акейтес" едва избежал столкновения с "Вроуком" и продолжил идти вперед в надежде примкнуть к 1-й полуфлотилии, которая, по расчетам, должна была находиться где-то впереди.
"Эмбэскейд" выпустил две торпеды и затем повернул на восток вслед за "Акейтесом". В 23:42 он донес по радио своему командиру на "Типперэри": "Выпустил две торпеды и слышал взрыв". На "Типперэри" так и не прочли этого оптимистического донесения... "Ардент". "Форчэн" и "Порпойз" последовали за "Броуком". по-видимому, не вступая в бой и не выпуская торпед.
Мы видели, что за время этого второго соприкосновения 4-й флотилии с противником было выпущено всего только три или четыре торпеды. Пожалуй, это был самый благоприятный случай, выпавший на долю флотилии. В первый раз еще можно было найти оправдание для колебании и растерянности, но во второй раз все восемь эскадренных миноносцев должны были довести атаку до решительного конца. Как бы то ни было, даже незначительное, число выпушенных ими торпед возымело некоторое действие. Одна торпеда попала в "Росток,". когда он пытался пройти между "Вестфаленом" и "Рейнландом". Он также получил попадания двух 102-мм снарядов. Торпеда, шедшая по поверхности воды, попала в корабль против кочегарки № 4. Паротрубопровод был перерезан, осветительная сеть повреждена, рулевая машина выведена из строя. Только своевременный отворот линейных кораблей спас "Росток" от столкновения. Наконец, две кочегарки были залиты водой, и главные машины застопорились. Приняв через пробоины 930 т воды, корабль получил крен в 5° на левый борт. Тяжело поврежденный "Росток" медленно следовал за флотом с вынужденными частыми остановками. (6)
Наступило короткое затишье. Коммандер Хатчинсон на "Акейтесе" собрал "Эмбэскейд". "Ардент". "Форчэн" и "Порпойз" в указанном порядке. Около полуночи "Гарленд" занял место за кормой "Порпойза". Таким образом, составилось внушительное соединение из шести эскадренных миноносцев, большинство которых еще располагало полным запасом торпед. Хатчинсон снова взял курс 167°. Предоставим ему подготовиться к новому неизбежному соприкосновению и третьему благоприятному случаю для 4-й флотилии.
В 00:10 с "Вестфалена" заметили на очень бликом расстоянии слева по борту эскадренный миноносец. Он дал позывные. Ответа не было. "Вестфален" в третий раз открыл свои прожекторы, начал стрельбу и отвернул почти на 90°. "Рейнланд", "Позен", "Ольденбург" и "Гельголанд" также вступили в бой. который обратился в одно из самых жарких столкновений этой ночи. Главная сила удара обрушилась, по-видимому, на арьергард британской колонны. "Форчэн" очутился почти на траверзе "Вестфалена". "Акейтес" донес, что уходит на восток от преследования неприятельских крейсеров, вероятно, "Гамбурга" и "Штуттгарта". Он не получил на одного попадания и не выпустил ни одной торпеды, хотя к этому представлялся, может быть, лучший случай за всю ночь. Его нахождение в носовых секторах "Вестфалена" являлось идеальным для торпедной атаки, независимо от возможных маневров противника.
"Эмбэскейд". хотя и находившийся далеко не в такой выгодной позиции, выпустил метко направленную торпеду и отвернул. "Ардент" сначала повернул на противника и выпустил торпеду с выгодной позиции, но затем под огнем "Рейнланда" отвернул на восток.
"Форчэн" был первый эскадренный миноносец, обнаруженным немцами, и подвергся очень сильному сосредоточенному огню. Первый залп с "Вестфалена" разрушил его мостик и сбил фок-мачту. Поражаемый одним снарядом за другим, эсминец загорелся. (7) Он доблестно отбивался от гигантских противников, сам ведя огонь по "Ольденбургу".
"Порпойз" тоже попал под жестокий обстрел. Командир его быстро отвернул, чтобы не столкнуться с "Форчэном". Он упустил случай выстрелить торпедами с крайне выгодной позиции. Снаряд попал в кормовую кочегарку его корабля и вывел из строя два котла. Второй снаряд ударил в мостик и снес все рулевое управление. К счастью, дым и пар, вырывавшийся большими клубами из "Форчэна". прикрыл "Порпойз" от противника. Благодаря этому удалось уйти без дальнейших аварий, но "Порпойз" уже больше не принимал участия в бою. "Гарленд" выпустил торпеду на циркуляции, примерно, с дистанции 4 кабельтовых. Попаданий в миноносец не было.
По-видимому, это была единственная атака, во время которой торпеды 4-й флотилии прорезали строй германской боевой линии. Торпеда с "Ардента" прошла всего 40 метрах от "Рейнланда". "Позен" заметил след двух торпед, выпушенных, по-видимому, с "Эмбэскейда" и "Гарленда", но удачным маневром уклонился от них. 102-мм снаряд попал в "Ольденбург", убив 7 офицеров и 15 матросов. В третьей схватке с 4-й флотилии, германские линейные корабли проявили высокую степень мастерства в отражении ночных торпедных атак.
Далее события развивались в следующим образом: в 07:07—00:11 германские линкоры "Тюринген", "Остфрисланд" и "Фридрих дер Гроссер" потопили британский броненосный крейсер "Блэк Принс"; в 00:20-00:24 шедший головным "Вестфален" тяжело повредил случайно наткнувшийся на него эсминец "Ардент" (позже затонул). В 00:30-00:40 авангард флота Открытого моря прорывается, через оказавшиеся на его пути объединенные силы 9-й, 10-й. 13-й. и 4-й флотилий эсминцев (всего 13 кораблей). Результат столкновения: потоплен эскадренный миноносец "Тёрбьюлент". поврежден "Петард". После этого столкновения немцы в течение часа продолжали движение курсом SO, не встречая сопротивления противника.
Атаки 12-й флотилии
12-я флотилия состояла из двух полуфлотилий. Первой командовал кэптен Стерлинг (8), державший флаг на лидере "Фолкнор''. На его правой раковине шел 1-й дивизион, включавший "Обидьент". "Майнфул"', "Mapвел" и "Онслот". 2-й дивизион в составе "Минэд". "Нарвал". "Нессас" и "Нобл" шел на левой раковине "Фолкнера" на одной линии с 1-м дивизионом. Сзади шел "Марксмэн". ведущий 2-ю полуфлотилию, состоящую из "Оупэл". "Менэс". "Манстер" и "Мэри Роуз".
В 01:43 "Обидьент". под началом коммандера Кэмпбелла. сообщил на "Фолкнор" в рупор: ''Противник на зюйд-вест". В 01:45 "Фолкнор" также обнаружил "справа по носу чужие корабли, идущие на SO". В первых проблесках зари в них опознали линейные корабли типа "Кайзер". Стерлинг лег на параллельный курс и довел ход до 25 узлов. Он приказал 1-му дивизиону произвести атаку. Приказ был немедленно исполнен. Согласно английским донесениям, германские корабли отвернули и скрылись в полумгле рассвета. Тогда Стерлинг отставил атаку, и дивизион снова присоединился к нему.
Германская версия расходится с этим. Германские эскадренные миноносцы в это время возвращались к своей боевой линии. Всего за несколько минут перед тем произошел обмен опознавательными сигналами с эскадренными миноносцами 5-й и 9-й флотилий. Поэтому, когда в 01:47 "Кёниг" обнаружил несколько эскадренных миноносцев с левого борта, он предположил, что это корабли других германских флотилий, идущие, согласно приказанию, на соединение с флотом. Однако, "Кёниг" все же открыл огонь, и неизвестные корабли дали полный ход и скрылись из вида. Никто не упоминает об отвороте германских кораблей, хотя вполне возможно, что "Кёниг" с несколькими ближайшими кораблями именно так и поступил.
Похоже, что коммандер Кэмпбелл в этом случае упустил вполне реальную возможность атаки. "Кёниг" был последним в колонне линейным кораблем новейшей постройки. Вслед за ним шли устаревшие линкоры "Дойчланд". "Поммерн" и "Ганновер". Рядом шел "'Нассау" из 1-й линейной эскадры. За ним следовал линкор "Гессен". в то время как "Шлезиен" и "Шлезвиг-Гольштейн", бывшие на левом траверзе, пытались занять свои места. Позади "Гессена'' шли поврежденные линейные крейсера "Фон-дер-Танн" и "Дерфлингер". Таким образом, начиная с "Кёнига", на расстоянии торпедного выстрела находилось девять крупных кораблей. Все они либо получили повреждения, либо представляли собою корабли устаревшего типа со слабыми оборонительными средствами - идеальный объект для торпедной атаки. В тот момент Стерлинг располагал девятью сосредоточенными для атаки миноносцами, причем остальные пять, надо думать, последовали бы его примеру. Их торпеды, конечно, имели бы эффективное, а может быть даже и решающее действие.
Однако, этой атаке не суждено было осуществиться. Введенный в заблуждение донесением с "Обидьента" об исчезновении германских кораблей. Стерлинг решил лечь на параллельный курс, обогнать противника, а затем лечь на встречный курс и атаковать его. Он не сообщил своего сложного плана сигналом, что немедленно привело к такому замешательству, что даже само британское Адмиралтейство до сих пор не в силах разобраться в действиях флотилии за этот период времени.
Из-за того, что "Фолкнор" без сигнала увеличил ход, колонна эскадренных миноносцев чрезвычайно растянулась. Многие задние мателоты отстали от флотилии. Это особенно неблагоприятно сказалось на "Минэде". втором в строю 1-го дивизиона. У него было в исправности только два котла и ему поневоле пришлось выйти из строя. Он очутился далеко позади своего дивизиона.
После того как "Фолкнор" довел ход до 25 узлов, Стерлинг приказал 1-му дивизиону войти ему в кильватер. Надо полагать, что 2-й дивизион вступил также в кильватер 1-му, поскольку известно, что "Минэд" перевел свои два двухтрубных торпедных аппарата на правый борт. Кстати сказать, такое торпедное вооружение было чрезвычайно выгодно для атаки. На новых эскадренных миноносцах все торпедные аппараты были установлены в диаметральной плоскости, их можно было переводить на правый или левый борт, что давало возможность одновременного залпа их четырех торпед. Впрочем, такое расположение имело и свои недостатки; ниже мы увидим, что перевод аппаратов с одного борта на другой требует времени, и командир поэтому должен был заранее знать, который борт будет обращен к противнику.
Идя полным ходом на юг, Стерлинг в 01:52 послал важное донесение. Оно гласило: "Главнокомандующему. Срочно. Вне очереди. Вижу линейные корабли противника. Мое положение в десяти милях позади 1-й эскадры линейных кораблей". Это было прекрасное донесение о соприкосновении с противником. Здесь особо заслуживает внимания, что в донесении указывается положение относительно боевой линии, а не какая-нибудь навигационная точка. Впрочем, в действительности, соприкосновение произошло в 26 милях на левой раковине, а не в 10 милях позади боевой линии. Человеку, не знакомому с условиями морского боя, такое расхождение должно показаться чрезмерным, но среди суматохи и напряженности боя. в тесноте штурманской рубки эскадренного миноносца подобного рода ошибки вполне возможны. Будучи занят организацией торпедной атаки. Стерлинг не мог лично уделить внимания отправке сообщения о соприкосновении. По всей вероятности, он поручил это дело кому-нибудь из младших офицеров, приказав ему незамедлительно послать это сообщение в эфир, прежде чем "Фолкнор" попадет под огонь с близкой дистанции.
Как это донесение, так и последующие события представляют собою одну из загадок Ютландского боя. Стерлинг заявляет, что оно было дважды послано. В перечне сигналов в сборнике "Jutland Papers" говорится: "Этот сигнал в неполном виде занесен в вахтенный журнал "Фолкнера", но следов его получения на "Айрон Дьюке"(9) не имеется". Это заявление не указывает на серьезный промах в организации службы связи. Оно не подчеркивает особо, было ли это сообщение получено кем-нибудь из остальных британских кораблей. Можно предположить, что это донесение было получено другими британскими кораблями, но не было передано на "Аарон Дьюк" ни непосредственно, ни через какой-либо другой корабль. Как бы то ни было, это важное сообщение, по-видимому, так и не дошло до Джеллико.
В 02:00 Стерлинг повернул, описав для этого циркуляцию вправо. За ним последовали "Обидьент", "Mapвел" и "Онслот". Почти в ту же минуту были обнаружены германские линейные корабли. В предрассветных сумерках показались четыре корабля типа "Кайзер". Действительно Стерлинг увидал 5-ю дивизию: головной "Маркграф", далее "Кронпринц", "Гроссер Курфюрст" и "Кёниг". "Маркграф" сделал опознавательный сигнал ратьером, но не получил ответа. На мостике корабля долго сомневались, с кем имеют дело. Было уже довольно светло, но ратьер трудно было различить в тумане и накрапывающем дожде. На "Кронпринце" также не считали эти эскадренные миноносцы за противника. Тем не менее, "Гроссер Курфюрст" около 02:03 открыл огонь по трем эскадренным миноносцам и начал поворот на 6 румбов от противника. "Кёниг" и "Дойчланд" также отвернули и открыли огонь по эсминцам сквозь дым передних мателотов. Дым поднявшимся юго-западным ветром относился в сторону противника.
Для англичан то обстоятельство, что германские корабли запоздали открыть огонь, было чрезвычайно благоприятно. Около 02:02 "Фолкнор" выстрелил одну торпеду в "Кронпринца". В 02:03. всего за несколько секунд до открытия противником огня, была выпущена вторая торпеда, направленная в "Гроссер Курфюрст". Эскадренные миноносцы шли на контркурсе 25-узловым ходом. Дистанция была довольно велика, около 10 кабельтовых, и увеличивалась по мере того, как германские корабли отворачивали. К тому же германские корабли отворачивали быстро. Было слишком светло для того, чтобы использовать прожекторы. Сквозь туман и дождь корабли казались смутными силуэтами. Стекла прицелов запотевали. В результате три головных эскадренных миноносца не получили никаких повреждений хотя залпы ложились в нескольких десятках метров от них. Миноносцы отвечали германским кораблям огнем своих 102-мм орудий, но их огонь был столь же мало действителен.
В 02:05 "Обидьент'' выпустил свою первую торпеду в "Кёниг" с дистанции около 10 кабельтовых. Между 02:05 и 02:08 "Марвел" выпустил последовательно четыре торпеды. Между 02:07 и 02:10 "Онслот" выпустил четыре торпеды, из которых две были с установкой на большую скорость и близкую дистанцию, а две - на малую скорость и дальнюю дистанцию. В 02:10 "Обидьент" выпустил свою вторую торпеду по 2-й линейной эскадре. Таким образом, оказывается, что четырем эскадренным миноносцам удалось выпустить 12 торпед со сравнительно небольших дистанций, не потерпев при этом ни малейшего урона.
Было около 02:09. когда "Фолкнор" приблизился к "Шлезиену" и "Шлезвиг-Гольштейну", находившимся в 2 /т кабельтовых на левом траверзе последних кораблей германской боевой линии. Оба корабля открыли беглый огонь по эскадренным миноносцам. Стерлинг принял их за крейсера и думал, что они идут прямо на него. Он лег на курс 358°, дав полный ход. Когда "Фолкнор" исчез в тумане, германские линкоры перенесли огонь на следующие за ним корабли. Около 02:12 в мостик " Онслоу" попал один из снарядов третьего залпа "Шлезвиг-Гольштейна". Мостик был совершенно разрушен, командир эсминца смертельно ранен, а помощник командира убит. Кроме них насчитывалось еще пять жертв.
Во время этой атаки Стерлинг послал две радиограммы. В 02:07 он передал: "Срочно. Атакую". Ни один корабль этого сообщения не получил. В 02:12 он послал следующее донесение полной мощностью: "Срочно. Курс противника SSW". Это сообщение получил один только "Марксмэн". Впрочем, может быть даже и лучше, что оно не получило общего распространения. Дело с том, что хотя курс SSW и мог быть правильным в ту минуту, но все же он вызвал бы совершенно ложное представление, поскольку генеральный курс Флота Открытого моря был 135°.
"Майндфул" все еще шел курсом SO. когда его сигнальщики увидели атакующие миноносцы 1-го дивизиона. Эсминец лихо пошел в атаку, пытаясь выпустить свои торпеды с правого борта. Но когда он обнаружил противника и уже навел на него свои аппараты, на линии его прицела оказался "Онслот". Поэтому в 02:04 "Майндфулу" пришлось круто повернуть, чтобы избежать столкновения. Затем он снова повернул на противника, чтобы атаковать, но в 02:08 его снова оттеснил другой миноносец. Вот и все об атаке 1-го дивизиона.
Тем временем торпеды дошли до германской линии. "Маркграф", по-видимому, не отвернул в момент, когда "Гроссер Курфюрст" открыл огонь. Он скоро заметил следы двух приближающихся торпед и положил руль вправо. Около 02:05 одна из торпед прошла под самым носом корабля, но от второй он уже не успел уклониться. Благодаря исключительно удачной случайности, она прошла прямо под кораблем и не взорвалась. В 02:05 фактически вся германская боевая линия, начиная с "Маркграфа" . стала отворачивать, причем каждый командир действовал по собственной инициативе. В то же самое время в полукабельтове за кормой "Кронпринца" взорвалась третья торпеда. Вероятно, это была та торпеда, которую на многих эскадренных миноносцах считали попавшей в цель. Четвертая торпеда прошла близко по носу "Гроссер Курфюрст". В 02:08 "Гессен" повернул вправо, уклоняясь от пятой торпеды.
В 02:10 шестая и седьмая торпеды ударились в борт линейного корабля "Поммерн". Последовал ряд взрывов. Языки пламени взметнулись до верхушек мачт. Корабль переломился пополам и перевернулся. Ни один человек не спасся. Менее чем в одну минуту погибло 844 человека. Это случилось вследствие того, что германский флот взял с собою в поход корабли устаревшего типа, не способные выдержать попадание даже одной торпеды. Если бы английские торпеды попали в один из первоклассных линкоров, то по всей вероятности он смог бы сохранить 16-узловой эскадренный ход.
Линейный корабль "Ганновер". чтобы уклониться от обломков "Поммерна", слегка отвернул вправо. В этот момент, около 02:10. восьмая торпеда прошла у него под кормой. Он продолжал описывать циркуляцию на 8 румбов от противника. Заметив по левому борту несколько эскадренных миноносцев, линкор "Нассау" также отвернул на 8 румбов. Девятая и десятая торпеды прошли одна по носу, другая за его кормой. "Шлезиен". находившийся вне строя на левой раковине "Нассау" открыл огонь по "Онслоту". Как мы уже упоминали выше, его третий залп попал в мостик эсминца. Это произошло около 02:12.
Думая, что Стерлинг проведет атаку на курсе SW, "Минэд" перевел свои торпедные аппараты на правый борт. Когда же "Фолкнор" неожиданно повернул вправо. "Минэд" не повернул за 1-м дивизионом, а продолжал идти вперед, пока не перевел свои торпедные аппараты на левый борт. Тогда он начал циркуляцию, ложась на обратный курс, "Нарвал" последовал за ним. Около 02:10 "Минэд" увидел германские линейные корабли и выпустил в них торпеду с расстояния около 20 кабельтовых. К этому времени отворот германских кораблей сильно увеличил дистанцию. "Минэд" сблизился с "Онслотом" и попал под сильный обстрел. Ему было видно, как "Онслот" получил попадание и отвернул от противника. "Минэд" последовал за ним. "Нарвал" выпустил две торпеды, вторую из них около 02:15. Затем "Минэд" изменил курс вправо, перевел аппараты на тот же борт и пошел на сближение до тех пор, пока снова не увидел германские корабли. Около 02:23 он выпустил две торпеды, с дистанции в 20 каб. Во время этой атаки "Минэд" находился под сильным огнем, на который он отвечал из кормового 102-мм орудия.
"Нарвал" не последовал за "Минэдом". когда тот повернул на юго-восток, а продолжал идти в северном направлении. Впрочем, выход из строя "Майндфула". "Онслота" и "Минэда" создал такой огромный интервал, что "Нарвалу" так и не удалось нагнать 1-й дивизион, который теперь состоял только из "Обидьенда" и "Марвела". Только эти два эскадренных миноносца и сохранили контакт с " Фолкнером".
Ни одна из торпед, выпущенных "Минэдом" и "Нарвалом", не была замечена на германских кораблях, которые снова легли на свой прежний курс. Вахтенный журнал "Минэда" утверждает, что торпеда этого эсминца попала в один из германских линейных кораблей. Возможно, что с "Минэда" видели взрыв на "Поммерне" и спутали время.
"Нессас" и "Нобл", идущие вначале позади "Нарвала", торпед не выпускали. Похоже, что они шли за "Нарвалом" в продолжение всей атаки. Германские линейные корабли к моменту их выхода на позицию для выпуска торпед уже отвернули настолько, что видны были только вспышки их орудий. Возможно также, что сильный заградительный огонь заставлял эти два эсминца держаться на правой раковине "Нарвала". В "Нессас" попал снаряд, который вывел из строя один котел и 15 человек личного состава.
В 02:15 в авангарде германской линии произошел загадочный случай. "V 2". "V 4" и "V 6" из 5-й флотилии находились в одном кабельтове на левом траверзе "Вестфалена" и "Рейнланда": Они шли занять места в голове соединения. Внезапный взрыв срезал нос "V 4". убив 17 и ранив 2 человека. На первый взгляд может показаться, что эту катастрофу вызвала шальная торпеда, выпущенная 12-й флотилией, но Гроос утверждает, что это не так. Поскольку атака англичан была направлена против арьергарда германской боевой линии, представляется невероятным, чтобы торпеды могли дойти до головной ее части.
Лидер дивизиона "Марксмэн", по-видимому, шел курсом SO, пока в 02:20 не встретился с лидером 13-й флотилии - "Чэмпионом". Четыре эскадренных миноносца этого дивизиона никаких атак не производили. Они отделились от "Марксмэна" и последовали за "Нессасом" и "Ноблом" курсом NW. К тому моменту, когда они достигли места возможного соприкосновения, германские корабли уже успели скрыться в западном направлении, в результате произведенного ими изменения курса на 8 румбов. "Майндфул" занял место позади их.
Таким образом, семь эскадренных миноносцев 12-й флотилии не выпустили ни одной торпеды. Атака 12-й флотилии, хорошо проведенная ведущими кораблями, не дала того решительного успеха, который казался вероятным.