Эсминцы Дуврского патруля
по книгам Р. Бэкона и А. Томази
Установившийся порядок для дуврских эсминцев заключался в том. что они 17 дней подряд находились под парами либо в море, либо в гавани; затем три дня уделялось на чистку котлов, а раз в четыре месяца они отправлялись на 20 дней в док для окраски подводной части и исправления дефектов. В течение 17 дней, если даже корабль стоял в гавани, весь личный состав находился на месте, в готовности в любой момент выйти в море либо для усиления дозора, либо для преследования какой-нибудь подводной лодки, обнаруженной в Канале.
Обычно эскадренные миноносцы находились сутки в море и сутки в гавани. За время пребывания в море командиры почти неизменно были наверху на мостике. В гавани миноносцы должны были принимать нефть и затем стоять с прогретыми машинами. Таким образом, исправлять можно было только мелкие машинные дефекты.
В темные периоды месяца, т.е. в первую и последнюю четверти луны, большая часть эсминцев отдыхающего дивизиона на ночь становилась на якорь на рейде Дауне. Исключение делалось только тогда, когда состояние погоды совершенно исключало возможность неприятельских набегов. Эта стоянка отнюдь не доставляла радости. При сколько-нибудь сильном ветре любого направления, исключая сектора от WSW через N до NNO, волна заходила на якорное место, а так как миноносцы стояли обычно не по ветру, а по течению, то раскачивало их очень сильно. Ночной отдых в таких условиях был скорее номинальным.
Надо удивляться, как корабли выдерживали такую нагрузку, особенно учитывая, что эскадренные миноносцы типа "Трайбл" прослужили уже по 10-12 лет. "Тридцатиузловые" истребители вообще отслужили свои сроки и должны были пойти на слом еще до войны. Однако, к концу 1917 г. эти корабли были еще пригодны для службы в Канале.
Их личный состав механической службы и портовые инженеры заслужили большое уважение, т.к. почти не было случаев, чтобы эти миноносцы не могли выполнять своих обязанностей из-за неисправностей в механической части. Ни офицеры, ни команда никогда не болели. За это время ни один из командиров не вышел из строя, однако, когда приближалось время становиться на трехдневную чистку котлов, по их истомленному виду можно было оценить, на сколько они нуждаются в отдыхе.
Нередко случалось, что стоящим ночью в гавани эскадренным миноносцам отдавалось приказание выйти на поддержку дозоров. Выполнялось это по одному из двух сигналов: по первому - миноносцы должны были выходить, по способности, к указанному месту, идя самым полным ходом; по второму - выходить из гавани, собираться и следовать совместно. Если нападению подвергались торговые суда или невооруженный дозор, командующий патрулем адмирал Бэкон отправлял миноносцы самым полным ходом, не думая об их взаимной поддержке, так как ночью один миноносец мог привести в замешательство несколько германских рейдеров. Во всех случаях он мог отвлечь противника от атаки невооруженных судов, а поддержка ему должна была прибыть последовательно, с короткими интервалами. Если набег имел целью только артиллерийскую перестрелку, дело менялось: надо было сражаться с германским дивизионом, и тогда миноносцы отправлялись совместно. Конечно, в первом случае миноносцы могли быть уничтожены поочередно, но на этот риск англичане шли, чтобы поднять дух невооруженного дозора, который знал, что помощь ему не запоздает.
До осени 1916 г. миноносцы противника не отваживались появляться ночью в проливе. Однако, англичане каждую ночь принимали предохранительные меры, чтобы обеспечить наиболее жизненные центры. В случае нападения адмирал должен, конечно, находиться на корабле. Исключения составляют мелкие операции, когда достаточно давать соответствующие указания по операции старшему начальнику на флотилии. Однако, в случае нападения противника на пролив, флагману надо было находиться на берегу, в центре системы телефонной связи и в непосредственном контакте с сигнальной станцией. На таком большом пространстве и в условиях кратковременного набега бесполезно пытаться управлять действиями с корабля, но, даже находясь на корабле, адмирал вероятно был бы по крайней мере в 10 милях от места непосредственной атаки.
26 октября 1916 г. от британской воздушной разведки было получено донесение, что в Остенде замечено усиленное движение поездов и барж. В каналах наблюдались вооруженные баржи, а в гавани новые миноносцы. Увеличение числа миноносцев в Остенде, в связи с обнаружением вооруженных барж на каналах и ненормальным оживлением на железной дороге, заставило предполагать возможность наступления, и притом не на пункты в Канале, а на участок бельгийского побережья, занятый союзниками. Еще до того в Остенде были направлены германские миноносцы, которые попытались ранним утром напасть на британский дозор. Эта попытка им не удалась.
Дауне, однако, всегда был слабым местом англичан. Поэтому Бэкон считал, что ночь с 26 на 27 октября требовала особого обеспечения двух пунктов: бельгийского побережья и Даунса.
В его распоряжении находились: один дивизион из восьми миноносцев, присланный из Гарвича для действий в районе барража у бельгийского побережья, шесть "трайблов", восемь "тридцатиузловых", четыре сторожевых судна типа "Р" и два малых миноносца. Расположение их было в следующем порядке: один полудивизион гарвичских эсминцев - на рейде Дауне; второй гарвичский полудивизион и четыре "тридцатиузловых" миноносца - в Дюнкерке; один монитор и французский миноносец - у Ла Панна для прикрытия берега к востоку; корабли типа "Трайбл", за исключением "Зулу". находившегося в дозоре у Бичи-Хэд, в Дувре, под парами и в 10-минутной готовности.
"Трайблы" и "тридцатиузловые" миноносцы, с сторожевыми судами несли свою дозорную службу и сопровождали суда в проливе. За последнее время, когда к западу были обнаружены подводные лодки, Бэкон был вынужден усилить дозоры, охранявшие судоходство в дневное время, и удвоить число конвоиров. Таким образом, все корабли типа "Трайбл" были ежедневно задействованы, а ночью отдыхали в Дувре.
По ночной диспозиции дозора "тридцатиузловый" истребитель "Флирт" находился в восточной части Ла-Манша вместе с дрифтерами и должен был помогать им в случае, если бы подводная лодка была замечена или попала в якорные сети. Бэкон не пытался обеспечить пролив от набега противника, да и невозможно было это сделать с наличными силами, если предоставлять офицерам и командам необходимое время для сна и отдыха. Чтобы прикрыть 20-мильную линию подхода и иметь превосходство над противником в любой точке, где он мог появиться, надо было иметь сил гораздо больше, чем те, которые противник мог бросить в операцию. Очевидно, что этих сил у англичан не было.
Четыре дивизиона дрифтеров несли дозор у линии сетевых заграждений между Гудвинами и буем Рюйтинген. В роли радиостанций при них находились вооруженная яхта "Омбра" и траулер "Х.Э. Струд".
Всегда очень трудно воспроизвести все действительные события ночной атаки, но, насколько можно судить, противник выслал два дивизиона миноносцев, по шесть в каждом. Они обошли восточную оконечность сетевого барража, который тогда доходил только до Рюйтингена, и разделились: одна часть направилась к Гри-Нэ. а другая к Дувру. Последняя группа была обнаружена миноносцем "Флирт", который сначала принял их в темноте за свои миноносцы, возвращавшиеся из Дюнкерка в Дувр. Он не сообразил, что подобного характера передвижения миноносцев в районе дозорных линий Канала редко имели место, а если и бывали, то в таких случаях дозоры всегда предупреждались.
Затем на "Флирте" услышали орудийные выстрелы. Миноносец пошел в направлении вспышек этих выстрелов. В Дувре стрельба также была услышана. Бэкон приказал отдыхавшим кораблям типа "Трайбл" выходить, миноносцам на рейде Дауне сняться с якоря и быть в готовности к отражению атаки на торговые суда, а также предупредил коммодора в Дюнкерке. Однако, дюнкеркского дивизиона Бэкон не трогал до тех пор. пока не убедился, что целью нападения является не французское побережье и что действия противника в Канале не были простой диверсией.
"Флирт" скоро заметил плававших в воде людей и остановился, чтобы подобрать их, освещая это место прожектором. Старший помощник и с ним несколько человек отправились на шлюпке подбирать находившихся в воде, причем выяснилось, что это была часть экипажа с дрифтера. Свет прожектора выдал место "Флирта", и он немедленно был атакован и потоплен двумя неприятельскими миноносцами. За исключением находившихся в шлюпке и подбиравших команду дрифтера, не спаслось ни одной души, и, как это ни странно, ни одного обломка от погибшего корабля не было найдено.
Неприятельские миноносцы потопили шесть дрифтеров, повредили три других и один траулер. Было убито 45 офицеров и матросов. 4 получили ранения, а 1 офицер и 9 матросов попали в плен. С подходом к месту боя эсминцев типа "Трайбл" из Дувра германские миноносцы удалились. В то же время другой дивизион противника прошел к Гри-Нэ и проник на транспортный фарватер Фолкстон - Булонь, где потопил артиллерийским огнем шедший порожняком транспорт "Куин".
Германские рейды 1917 г.
Наблюдая днем с воздуха за движением британских эсминцев, немцы всегда могли выбрать такие курсы, чтобы во время ночного рейда избежать соприкосновения с дозорами. Поэтому адмирал Бэкон никогда не высылал ночные дозоры раньше наступления полной темноты, и, на случай обнаружения их подводными лодками, места их менялись каждый безлунный период. Главным образом, благодаря этим предосторожностям, эсминцам "Броук" и "Свифт" удалось 20 апреля 1917 г. перехватить германские эскадренные миноносцы, уходившие после набега, т.к. до тех пор Бэкон никогда не высылал дневных дозоров на путь отступления, которым, по его предположениям, противник должен был воспользоваться ночью. В ходе этого набега был обстрелян и получил попадания вооруженный траулер "Sabreur": один человек был ранен. Довольно много снарядов немцы выпустили вслепую по побережью графства Кент.
В 00:50. возвращаясь домой, германские эскадренные миноносцы шли курсом, примерно, OSO и сошлись вплотную со "Свифтом" и "Броуком". Британские эсминцы двигались строем кильватера, когда заметили по левому борту германский дивизион, шедший контркурсом. "Свифт" положил лево-на-борт и дал самый полный ход, "Броук" последовал за ним, оба выстрелили по одной торпеде в "G 85". Одна торпеда попала в цель. Была ли это торпеда "Броука", или взорвалась торпеда "Свифта" - трудно сказать.
"Свифт" открыл огонь из носового 152-мм орудия. В результате, его командир и все находившиеся на мостике были ослеплены. Потеряв на несколько секунд неприятеля из виду, эсминец проскочил за кормой концевого в строю германских кораблей - "G 42".- а затем повернул влево и вышел на правую раковину германскому дивизиону, продолжая вести по противнику беглый огонь, но не причинил ни одному из них таких повреждений, которые вызвали бы потерю скорости. Сам, получив большую пробоину в носу, он принял много воды, и скорость его начала безнадежно падать.
В то же время "Броук." обнаружил справа по носу миноносец "G 42" и. положил лево руля, таранил его позади последней трубы. Оба корабля в этот момент шли на скорости порядка 30 узлов. Сцепившись после удара, они начали быстро разворачиваться влево, вероятно почти на 16 румбов. Затем командир "Броука" увидел другой миноносец по правому борту. Это был "G 55", уже получивший попадание торпеды. Не учтя, что "Броук" развернулся на 16 румбов влево, и решив, что это еще не поврежденный миноносец, следовавший за тем. который был таранен, он выпустил вторую торпеду и вторично попал в "G 85".
Это привело к тому, что командир "Броука" донес о потоплении трех миноносцев: одного - атакованного торпедой с левого борта; второго - протараненного и третьего - атакованного торпедой с правого борта. В действительности же он выпустил торпеды и с левого и с правого борта по одному и тому же миноносцу.
Внимание теперь было направлено на захват протараненного миноносца и пленных. Освободившись от "G 42", который вскоре затонул. "Броук" приблизился к "G 85"; на полубаке последнего несколько человек кричало: "Kamerad!". Однако миноносец все еще продолжал отстреливаться из кормового 105-мм орудия. Третья торпеда потопила его.
По оценке адмирала Бэкона, командиры обоих лидеров применили в этом бою правильную тактику, используя или пытаясь использовать таран и торпеду. Трудность этого маневра в темную ночь, когда глаза ослепляются блеском выстрелов, очень велика, тем более что таранящий может оказаться сам протараненным.
Гораздо менее удачно действовали французы. Еженочно они высылали в дозор восточнее Дюнкерка один свой эсминец и два или три траулера, поддерживавших связь с британским монитором, стоявшим на якоре перед Ла Панном, чтобы противодействовать попыткам высадить десант, которого постоянно опасались. В ночь с 24 на 25 апреля в этом районе находился истребитель "Этандар", вместе с траулерами "Нелли" и "Нотр Дам де Лурд"; три небольших миноносца держались перед северным проходом Дюнкерка, эсминцы "Букле" и "Магон" находились в районе Гравелина. Около 2 часов утра все эти корабли увидели осветительные снаряды, зажигавшиеся над Дюнкерком, и услышали канонаду: это были германские эсминцы, которые, подойдя с северо-востока, маневрировали перед городом, обстреливая его в течение четырех минут, а затем ушли вдоль берега на восток.
"Этандар", подойдя, открыл по ним огонь и пустил сигнальную ракету, но был сразу же поражен сосредоточенным огнем германских миноносцев и торпедами, из которых одна попала в погреб боезапаса. Произошел огромный взрыв, пламя поднялось на 100 м над кораблем, и он исчез со своей командой в 75 человек. Траулер "Нотр Дам де Лурд" получил залп в упор. На нем было выведено из строя 75% команды, сбита грот-мачта, продырявлен корпус и перебит штуртрос; однако, ему удалось дойти до Дюнкерка. Британский монитор "Лорд Клайв" и эскадренный миноносец "Грейхаунд" с места своей якорной стоянки в Ла Панн видели блеск выстрелов, снялись с якоря и выпустили несколько снарядов в германские миноносцы, которые тем не менее скрылись. Остальные корабли союзников не успели принять участия в отражении противника. Сама бомбардировка причинила Дюнкерку незначительный вред - было убито два человека. Артиллерия морского фронта, которая должна была защищать город от атак подобного рода, смогла выпустить по противнику только несколько снарядов, однако небольшая скорострельность этих орудий делала их безопасными для быстроходного противника.
Для дежурств в безлунные майские ночи адмирал Бэкон получил дивизион эсминцев из Гарвича. Это позволило расположить вокруг Дюнкерка силы, достаточные для того, чтобы увеличить шансы не упустить противника и вступить с ним в бой, если он появится. Британские силы находились ближе к открытому морю, в районе Оут Ратель; французы имели западнее Гравелина пять небольших миноносцев, а восточнее Гравелина - четыре эсминца: "Капитен Мель" (флагм.), "Энсен Ру", "Магон" и "Букле". Перед Ла Пан-ном стояли на якоре два монитора и один эсминец.
20 мая в час ночи французские эсминцы находились на западной оконечности своей сторожевой зоны и, будучи в кильватерной колонне, поворачивали, ложась на восточный курс. Их силуэты ясно выделялись на светлом фоне, который создавался от ракет, пускавшихся на сухопутном фронте у Ньюпора. Три первых эсминца уже повернули, когда командир "Букле", бывшего концевым, заметил с правого борта на небольшой дистанции несколько кораблей. Он повернул тотчас на них и приказал открыть огонь, но противник начал стрелять первым. На мостике эсминца разорвался снаряд. Были убиты командир, два офицера и восемь человек команды, а одиннадцать были ранены. Сам эсминец на некоторое время потерял управление. Командир дивизиона, увидев противника, стремительно кинулся на него, открыл огонь и, чтобы перестроить свой дивизион, на мгновение открыл опознавательные. Один из германских эсминцев, заметив их, повторил этот сигнал, а затем его повторили и другие. Тем временем на борту "Букле" командование принял раненый помощник командира. Обманутый огнями, которые зажгли германские корабли, он подумал, что вообще произошло недоразумение и, занимая свое место в строю, дал радио: "Мы все французы". Между тем немцы, выпустив несколько торпед, которых французские эсминцы избежали маневрированием, исчезли в северо-восточном направлении.
Эсминец "Капитен Мель", из-за попадания снаряда в машинное отделение, мог дать ход только 18 узлов. Поэтому командир французского дивизиона отказался от преследования, просигналив артиллерии морского фронта об открытии заградительного огня. Британские эсминцы видели бой, но отделенные от французских кораблей минным полем не могли принять в нем участия.
В ходе этого рейда немцы, очевидно, рассчитывали опять бомбардировать Дюнкерк, но французские корабли им в этом помешали. Германские миноносцы не появлялись больше до октября, и это уже являлось некоторым результатом. Но в этом бою, немного "конфузном", невыгоды союзного командования проявили себя еще лишний раз: было трудно планировать операции в районе, где мины (свои и противника) создавали дополнительные препятствия к тем препятствиям, которые имелись от многочисленных песчаных банок, где нужно было считаться с наличием британских и французских зон, оставляя при этом свободные участки для стрельбы береговой артиллерии. Для отдельных соединений французских сил было невозможно оказывать друг другу поддержку, существовала постоянная боязнь ошибок, тогда как немцы знали, что они могут атаковать все корабли, которые попадутся. Выявилось также, что французские командиры ослеплялись вспышками выстрелов от орудий, установленных перед мостиками (англичане были в тех же условиях), тогда как на германских эсминцах эти вспышки оказывали меньшее влияние. Мешали также и прожектора, и их нужно было расположить другим образом. Слишком медленно производилась наводка торпедных аппаратов, что особенно сказывалось во время скоротечных ночных схваток. Наконец, пришли к заключению, что для ночных боев число эсминцев в одной группе должно быть максимум четыре, причем лучше не доводить соединение до этого состава, чтобы они, постоянно подверженные ночью всякого рода неожиданностям, оставались достаточно маневренными и могли бы использовать в бою все свои боевые средства.
Следующий рейд был произведен в ночь на 19 октября 1917 г., когда германские миноносцы были посланы вновь для набега на Дюнкерк. В это время союзники имели в дозоре британские и французские эсминцы, небольшие миноносцы и катера, однако противник все же смог бомбардировать Дюнкерк, пройдя большим ходом вне района банок. Налет был произведен тремя кораблями. Им удалось, помимо обстрела города, поразить тремя торпедами монитор "Террор", который, несмотря на свой сильно поврежденный двойной корпус, все же смог войти в Дюнкерк, а затем возвратиться в Дувр. В городе и в порту повреждения были незначительны. Артиллерия морского фронта не могла открыть по противнику огонь, т.к. "Террор" находился в секторе ее обстрела. Патрульные суда, стоявшие в дозоре, смогли выпустить по противнику несколько снарядов без видимых результатов. Дозорные эсминцы оказались слишком далеко от района, где прошел противник, чтобы быть в состоянии преследовать его с надеждой на успех. Все преимущества еще раз оказались на стороне нападающего.
Германские рейды 14-15 февраля и 21 марта 1918 г.
В январе 1918 г. союзниками было закончено заграждение Па-де-Кале установкой минного противолодочного заграждения между Гри-Нэ и Фолькстоном. Многочисленные сторожевые суда (около 60), плавучие маяки и мощные прожектора, установленные на берегу, освещали район заграждения и не давали возможности подводным лодкам пройти его без погружения.
Это заграждение начало привлекать внимание противника, т.к. там погибло несколько подводных лодок. Германскому командованию был неизвестен точный характер заграждения, но оно знало, что там крейсируют многочисленные патрульные суда, и что внезапный удар там возможен. Следствием этого было то, что в ночь с 14 на 15 февраля дивизион из трех германских эсминцев внезапно напал на траулеры, находившиеся в патруле у заграждения (огни издалека указывали на их присутствие), и в несколько минут потопил артогнем девять патрульных судов. Два небольших французских миноносца, дежуривших около Гри-Нэ. заметили неприятельские эсминцы, но не смогли сблизиться для атаки. Их также заметил береговой пост наблюдения у Гри-Нэ, но служба оповещения работала опять-таки плохо. Три дивизиона эсминцев, которые находились в море у заграждения Гудвин Дик, и те, которые держались в готовности к снятию с якоря у Дюнкерка, были предупреждены слишком поздно, чтобы быть в состоянии принять участие в операции.
Вследствие этого события адмирал Кийс - перебросил все свои легкие силы на запад для непосредственной защиты заграждения Па-де-Кале. На рейде Дюнкерка оставались только один британский лидер и один эсминец, которые вместе с французскими эсминцами, составил дивизион, готовый к немедленному выходу, чтобы отрезать противнику путь к своей базе, если он опять произведет нападение. Малые миноносцы охраняли подходы к Дюнкерку и Кале, а французские патрульные суда - проход у Гри-Нэ. Противник догадывался, что район заграждения хорошо охраняется, и не отваживался больше оперировать так далеко от своей базы. Зато он предпринял в следующем месяце новую операцию против Дюнкерка, но на этот раз с силами, значительно большими. 21 марта в 03:50 в Дюнкерк и на местность вблизи Брау-Дюн и Адинкерка одновременно начали падать снаряды. 15 германских эсминцев, разделенных на три группы, находясь от берега на дистанции 27-32 кабельтовых, выпустили по указанным пунктам около 1200 снарядов, причем осветительными снарядами было освещено все небо. На этот раз артиллерия морского фронта ответила мгновенно. "Террор", стоявший на якоре, присоединил свой огонь к огню береговых батарей. После десяти минут бомбардировки противник прекратил стрельбу и пошел на восток, чтобы пройти между Смалль-банкой и Ньюпорской банкой, где стояли на якоре германские миноносцы "А 7" и "А 19" в качестве маячных кораблей для ориентировки.
Англо-французский дивизион, находившийся в Дюнкерке и предназначенный для действия по тревоге, уже с первых выстрелов снялся с якоря и пошел полным ходом курсом NO. Этот дивизион состоял из британского лидера "Бота", эсминца "Моррис" и трех французских эсминцев: "Капитен Мель", "Букле" и "Магон". В 04:35 он был у Ньюпорской банки. В этот момент осветительный снаряд, выпущенный с лидера, открыл в северном направлении пять или шесть уходящих неприятельских эсминцев. Начался бой. Атаковав на два миноносца, стоявшие в качестве маячных кораблей и теперь пытавшихся спастись под прикрытием дымовых завес, "Бота" протаранил "А 19" и разрезал его пополам, а "Капитен Мель" поразил торпедой корму "А 7". Одновременно "А 7" был обстрелян "Букле", который, однако, был вынужден, вследствие аварии рулевого устройства, выйти из линии. После своего таранного удара "Бота" резко повернул налево, потерял из виду следовавший за ним эсминец "Моррис" и- вернулся к колонне своих кораблей встречным курсом с потушенными огнями. "Моррис" и "Капитен Мель", обнаружив большой эсминец, идущий встречным курсом без огней, приняли его за противника и выпустили каждый по торпеде. "Бота" получил попадание в кочегарку и встал без хода.
Германские эсминцы при проходе перед Мидделькерке подверглись безрезультатной атаке британского торпедного катера и благополучно вернулись в базу. "А 7" был добит артиллерией. Поврежденный лидер "Бота" отбуксировали в Дюнкерк.
После этого столкновения немцы показались в этом районе только один раз в ночь на 9 апреля для бомбардировки в течение нескольких минут района Ла Панн. После этого последнего набега действия германских эсминцев прекратились. В результате операции по закупорке Зеебрюгге и Остенде в апреле 1918 г. число эсминцев, базировавшихся на порты фландрского побережья, было сокращено, а в октябре последовала полная эвакуация всей Фландрии.