Эскадренные миноносцы группы "К/S" ("стандартный 1000-тонный эсминец")
Корабли группы "K/S". известные как "стандартные 1000-тонные эсминцы", были основой британских миноносных сил в годы Первой Мировой войны. Они служили в составе Гранд-Флита, входили в состав Дуврского патруля и "сил Гарвича", участвовали в охране Отрантского барража, сопровождали конвои.
Всего в период с 1912 по 1924 г. британский флот пополнился 262 эсминцами, являвшимися последовательным развитием удачного типа "К", строившегося в Англии по программе 1911-1912 гг. На последующих типах в проект вносились отдельные усовершенствования, учитывающие опыт эксплуатации и боевой службы ранее построенных эсминцев. Так уже на следующем после ''К" типе "'L" два корабля в опытном порядке оснащались более экономичной энергетической установкой (ЭУ), в состав которой был включен турбозубчатый агрегат, а на кораблях типа "М", строящихся по программе 1913-14 гг. заметно поднята скорость хода (с 29 до 34 узлов). На части строящихся в рамках "чрезвычайной военной программы" эсминцах типа "М" с целью повышения экономичности турбины крейсерского хода оснащены редуктором. Начиная с типа "R". ТЗА занимает прочное место в составе ЭУ британских эсминцев, окончательно вытеснив турбину с прямой передачей. На следующем типе "Модифицированный R" с целью улучшения мореходности была произведена перепланировка внутренних помещений, что позволило сдвинуть на несколько метров в корму ходовой мостик и облегчить носовую оконечность.
Почти все корабли семейства "K/S" были сданы на слом в двадцатых - тридцатых годах и к началу Второй Мировой войны в составе флота оставалось лишь 12 единиц: один типа "R" и одиннадцать типа "S".
Эскадренные миноносцы типа "R"
"SKATE"
Краткое описание:
Корабли типа "R" стали первыми серийными британскими эсминцами, в состав ЭУ которых включен ТЗА.
Решение о том, что все вновь строящиеся эсминцы должны иметь ТЗА было принято Адмиралтейством в июле 1915 г. Тогда же был выдан заказ на первые 26 кораблей нового типа "R". За исключением новой ЭУ, они почти во всем повторяли более ранний тип "М''. строившийся в Англии с начала войны огромной серией, насчитывающей более 100 единиц. Эсминцы этого типа имели нормальное водоизмещение около 1000 т (от 883 до 1055 т в зависимости от строителя), скорость полного хода 34-35 узлов, вооружение, состоявшее из трех 102-мм орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Не уступая, а кое в чем и превосходя германские эсминцы, корабли типа "М" все же не в полной мере отвечали требованиям Адмиралтейства: низкая экономичность применявшейся на них энергетической установки, в которой турбина напрямую передавала мощность на винт, не позволяла решить проблему увеличения дальности хода без существенного роста водоизмещения. Попытки разрешить данную задачу предпринимались в Англии еще перед началом Первой Мировой войны, когда на некоторых эсминцах испытывались турбины крейсерского хода, а один из кораблей даже предполагалось оснастить быстроходным дизелем. Удача пришла на двух эсминцах типа "L" ("Леонидас" и "Люцифер"), оснащенных ЭУ, в состав которой был включен понижающий число оборотов турбины редуктор. Опыт их годичной успешной эксплуатации в условиях военного времени и привел к уже упомянутому решению оснащать все вновь строящиеся корабли ЭУ с ТЗА.
Прочие изменения по сравнению с типом "М" были весьма незначительны и не выходили за рамки обычных внутритиповых отличий, характерных для британских эсминцев того времени. Для улучшения мореходности немного приподняли полубак в районе форштевня и сдвинули на 9 футов (примерно 2,7 м) в сторону кормы мостик. Это повлекло за собой перемену позиции зенитного "пом-пома" со среза полубака на бывшую прожекторную площадку между торпедными аппаратами.
Сравнительные испытания головного корабля серии "Ромола" с эсминцем "Норман", относящегося к предыдущему типу "М" подтвердили экономичность типа "R": при 18 узловом ходе он тратил на 15%, а при 25 узлах - на 28% меньше топлива, чем его оппонент, оснащенный турбинами с прямой передачей. С учетом же несколько увеличенного на типе "R'' запаса нефти, это преимущество становилось еще более ощутимым: дальность хода при указанной скорости возрастала на 17,8% и 40% соответственно. Более высокая экономичность типа "R" послужила толчком к началу проектирования соответствующего им лидера, трансформировавшегося впоследствии в знаменитые эсминцы типа "V".
В декабре последовал заказ на следующие 10 эсминцев типа "R" (в т.ч. и на "Скейте"), а еще три месяца спустя на последние 15. Корабли вступали в строй в течении года (с осени 1916 г. по осень 1917 г.) и успели принять активное участие на заключительном этапе войны. Потери составили 8 единиц. После войны один продали Сиаму, а остальные в 1926-37 гг. - на слом.
Предвоенные модернизации:
В середине 30-х гг. "Скейт" прошел переоборудование в минный заградитель. Кормовое 102-мм орудие и второй торпедный аппарат были заменены минными рельсами, рассчитанными на прием 40 мин. Именно в качестве минзага последний сохранившийся представитель типа "R" вступил во Вторую Мировую войну.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное — 900 т, полное — 1222 т
Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/-м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2)
Мощность: 27.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.
Запас топлива (полный): 296 т
Дальность плавания (при скорости): 3440 миль (15 узл.)
Экипаж: 90 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
2x1 — 102-мм/45 орудий Mk.IV в установках Р.IX
1x1 — 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")
5х1 — 7,7-мм пулеметов
Торпедное:
1x2 — 533-мм торпедный аппарат
Противолодочное: отсутствует
Минное: 40 мин
Система управления огнем:
Трехметровый дальномер MQ.I
Система центральной наводки — "Директор легкого типа" (LTD)
Эскадренные миноносцы типа "R"
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
Н39 |
SKATE |
Дж. Браун |
12.01.16 |
11.01.17 |
.02.17 |
— |
Эскадренные миноносцы типа "S"
"SABRE", "SALADIN", "SARDONYX", "SCIMITAR", "SCOUT", "SHIKARI", "STRONGHOLD". STURDY", "TENEDOS", "THANET", "THRACIAN"
Краткое описание:
В марте 1916 г. Адмиралтейство, развивая тип "стандартного 1000-тонного эсминца", выдало заказ на строительство 26 кораблей типа "Модифицированный R". Их главным отличием от типа "R" стала перепланировка котельных отделений, позволившая вывести дымоходы двух котлов в общую дымовую трубу, за счет чего число труб сократилось с трех до двух. В результате мостик удалось сдвинуть в сторону кормы, удалив его от форштевня. На этом настаивали офицеры, несшие службу на эсминцах, отмечая важность иметь "сухой" мостик в любых погодных условиях. Ценой более комфортабельных условий стало снижение живучести, вызванное смежным размещением двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков.
Другим важным новшеством, внедренном на типе "Модифицированный R" стало 102-мм орудие ГК Mk.V в новой палубной установке с углом возвышения 30° против прежних 20°, что дало прирост дальности стрельбы более, чем на одну милю (2000 ярдов).
К типу "Модифицированный R" вернулись в начале 1917 г., когда после годичного перерыва, вызванного строительством в 1916 г. двух серий эсминцев группы "V/W", в Адмиралтействе определялись технические требования к эсминцам программы 1917 г. Контролер Адмиралтейства предложил вернуться к типу "Модифицированный R", аргументируя свою точку зрения тем, что при всех достоинствах типа "V", эти корабли имеют меньшую на два узла скорость дороже и для их постройки требуется больше времени.
Возврат к кораблям меньшего водоизмещения был поддержан рядом чинов Адмиралтейства, и после внесения в проект некоторых изменений в апреле 1917 г. последовала выдача заказа на 24, а два месяца спустя еще на 33 корабля, получивших обозначение тип "S". По адмиралтейскому проекту строилось 45 единиц (впоследствии заказ на две был аннулирован). Фирмы Торникрофт и Ярроу, проекты которых традиционно отличались от адмиралтейского, получили заказ на пять и семь единиц соответственно.
В основном тип "S" повторял свой прототип. Отличия в первую очередь касались носовой оконечности: с целью повышения мореходности палуба полубака заметно поднималась по направлению к форштевню, сопрягаясь с обшивкой борта не под прямым углом, а образуя плавный, скругленный в сечении шпангоутов переход. Благодаря этому форма полубака несколько напоминала т.н. "тэртлдек" (черепахообразная или карапасная палуба), применявшийся на первых истребителях.
Остальные изменения касались вооружения, в состав которого вновь вернули 102-мм орудия Mk.IV (но на новых станках CP.III), оснастив их системой центральной наводки. Исходя из опыта действий эсминцев Дуврского патруля тип "S", кроме обычных торпедных аппаратов в диаметральной плоскости, оснастили еще двумя однотрубными 381-мм торпедными аппаратами побортно у среза полубака. Они предназначались для использования на носовых курсовых углах в скоротечных ночных боях, когда внезапное появление противника не оставляло времени на разворот для применения штатных торпедных аппаратов.
Часть эсминцев типа "S" успела принять участие в Первой Мировой войне. Опыт их действий в Северном море и Ла-Манше выявил худшую, чем у типа "R" мореходность, вызванную формой полубака и расположением 381-мм торпедных труб. С целью хоть как то устранить этот недостаток, боковые аппараты были сняты с большинства эсминцев, а полубак продлен в сторону кормы.
После окончания войны эсминцы этого типа вместе с представителями группы "V/W" составляли основу флотилий действующего флота. Тип не понес потерь в ходе войны, но в начале двадцатых годов было потеряно четыре единицы в результате столкновении, подрывов на минах и посадок на мель. Пять кораблей в 1919 г. были переданы Австралии, еще два в 1928 г. - Канаде. Начиная с начала тридцатых годов эсминцы типа "S" начали интенсивно сдавать на слом, и к началу Второй Мировой войны в составе британского флота осталось всего одиннадцать единиц. Предвоенные модернизации:
В 1924 г. "Шикари" был переоборудован в судно управления кораблем-целью "Агамемнон". Эсминец не имел вооружения. Место его вооружения заняла аппаратура телеуправления. "Сейбр" в 1937 г. разоружили для использования в качестве корабля-цели. Оба указанных эсминца с началом боевых действий были вновь довооружены до штатного состояния.
В 1938-39 гг. эсминцы "Стронгхолд", "Стёрди" и "Трациан" были переоборудованы в быстроходные минные заградители по типу "Скейпга". С них сняли кормовые орудия ГК и торпедные аппараты, что позволило разместить 40 мин.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное — 905 т, полное — 1220 т.
Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/3,3 м.
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2).
Мощность: 27.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.
Запас топлива (полный): 301 т.
Дальность плавания (при скорости): 2750 миль (15 узл.)
Экипаж: 90 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
3х1 — 102-мм/45 орудий Mk.IV в установках СР.III (на "Stronghold", "Sturdy"и "Thracian" 2х1)
1х1 — 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")
5x1 — 7,7-мм пулеметов
Торпедное:
2*2 —533-мм торпедных аппарата (на "Stronghold", "Sturdy" и "Thracian" отсутствуют)
Противолодочное: ASDIC. 2 БМ и 1 БС (на большинстве, в т.ч. на минзагах противолодочное вооружение отсутствует).
Минное: 40 мин (только на "Stronghold", "Sturdy "и "Thracian").
Система управления огнем:
Трехметровый дальномер MQ.I
Система центральной наводки — "Директор легкого типа " (L TD)
Эскадренные миноносцы типа "S"
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR". ''LRE" |
Н18 |
SABRE |
Стивен |
10.09.17 |
23.09.18 |
09.11.18 |
- |
Н54 |
SALADIN |
то же |
10.09.17 |
17.02.19 |
11.04.19 |
- |
Н26 |
SARDONYX |
то же |
25.03.18 |
27.05.19 |
12.07.19 |
— |
Н21 |
SCIMITAR |
Дж. Браун |
30.05.17 |
27.02.18 |
29.04.18 |
- |
Н51 |
SCOUT |
то же |
25.10.17 |
27.04.18 |
15.06.18 |
- |
D85 |
SHIKARI |
Доксфорд |
15.01.18 |
14.07.19 |
.03.24 |
- |
Н50 |
STRONGHOLD |
Скотт |
.03.18 |
06.05.19 |
02.07.19 |
- |
Н28 |
STURDY |
то же |
.03.18 |
25.06.19 |
15.10.19 |
- |
Н04 |
TENEDOS |
Хоторн Лесли |
06.12.17 |
21.10.18 |
11.06.19 |
- |
Н29 |
THANET |
то же |
13.12.17 |
05.11.18 |
30.08.19 |
- |
D86 |
THRACIAN |
то же |
10.01.18 |
05.03.20 |
21.04.20 |
— |
"Shikari" и "Sardonyx" достроены казенной верфи в Чатаме, "Sabre" и "Saladin" достроены фирмой Файрфилд. "Thracian" достроен на казенной верфи в Ширнессе.