Эскадренные миноносцы группы "V/W"

 

Когда в начале 1916 г. на свет появился проект лидера типа "'V". никто не мог предположить, что этот корабль определит линию развития класса эсминцев британского флота на довольно длительный срок. Все последовавшие за ним в течении 20 лет корабли ста­ли развитием этого удачно найденного типа: от се­рии к серии незначительно росло водоизмещение, размеры и мощность машин, но даже в построен­ных в середине тридцатых годов кораблях типа "I" легко узнавались черты родоначальника. Эсминцы типа "V" по праву считались лучшими в своем клас­се: ни один из флотов мира не располагал в годы Первой Мировой войны подобными кораблями. И хотя по отдельным показателям "V" могли уступать своим зарубежным современникам, кажущееся превос­ходство последних достигалось как правило ценой сни­жения мореходности, дальности плавания, ухудше­ния обитаемости и т.д. По сбалансированности ос­новных элементов британские корабли оставляли позади себя американские "четырехтрубники", рус­ские "новики" и германские "большие эсминцы", не говоря уже о японских, французских и итальянс­ких эскадренных миноносцах.

Принято считать все корабли типа "V" однотип­ными, однако это не совсем верно, т.к. эсминцы стро­ились несколькими сериями на протяжении ряда лет и их ТТЭ заметно различались между собой.

Первыми стали пять кораблей, заказанные весной 1916 г. в качестве лидеров, которые должны были действовать совместно с эсминцами типа "R". Эти ко­рабли стали основоположниками четырехорудийной ветви группы "V/W" (не путать непосредственно с типом "V").

Вторая серия: 25 кораблей типа "V'-ординарный, заказаны летом 1916 г. Они отличались от первой серии лишь отсутствием помещений для штаба коман­дующего флотилии. Два корабля строились Торникрофтом по индивидуальному проекту и имели более мощную ЭУ. Часть "серии была оборудована для мин­ных постановок.

Третья серия: 23 корабля типа ''W", заказаны в конце 1916 г. Повторение предыдущего типа, но с усиленным торпедным вооружением. Два корабля по­стройки Торникрофта - опять по индивидуальному проекту. Часть серии так же имела оборудование для минных постановок.

Четвертая серия: семь кораблей типа "W'-модифицированный адмиралтейский, заказаны в январе 1918 г. При внешней схожести с предшественниками, они имели ряд принципиальных отличий в области артиллерийского вооружения - на кораблях этой серии произошел переход от 102-мм к 120-мм ору­диям ГК.

Пятая серия: два корабля типа ''W-модифицированный постройки Торникрофта, заказаны в январе 1918 г. Состав вооружения что и на кораблях преды­дущей серии, но за счет перепланировки котельных от­делений отличный силуэт. Большая мощность ЭУ и ско­рость. Лучшая мореходность и более "сухой" мостик.

Шестая серия: семь кораблей типа "W-модифицированный адмиралтейский, заказаны в апреле 1918 г. Внутреннее расположение такое же, как на предыду­щей серии, но меньшая мощность машин (как на ко­раблях четвертой серии).

Вторую, относительно малочисленную группу ко­раблей семейства составляли лидеры двух типов: "Скотт" (адмиралтейский проект - восемь кораблей) и "Шекспир" (проект Торникрофта - пять кораблей). Были гораздо крупнее остальных кораблей семейства и сильнее вооружены (пять 120-мм орудий). Между собой различались незначительно.

 

Тип "V-полулидер"

 

"VALENTINE", "VALOROUS", "VAMPIRE" (RAN)

Однотипные корабли "Valhalla" и "Valkyrie" сданы на слом в 1932 и 1936 гг. соответственно.

Краткое описание:

Работы над проектом начаты в начале 1916 г. Первоначально классифицировался как лидер и пред­назначался для совместной службы с новыми эсмин­цами типа ''R". При работе над проектом перед Глав­ным конструктором британского флота стояла задача создать корабль, который будучи меньше и дешевле существующих лидеров не уступал бы последним в вооружении, обладал лучшей мореходностью и имел энергоустановку, включающую в свой состав ТЗА.

В качестве отправной точки при проектировании был выбран отличавшийся очень удачными обводами корпуса эсминец "Тэлисмэн" фирмы Торникрофт. Его корпус не претерпел существенных изменений. Лишь из-за использования более тяжелой ЭУ. аналогичной стоящей на кораблях типа "R" пришлось незначитель­но увеличить ширину миделя. Хотя корпус делился на небольшое число водонепроницаемых отсеков, живу­честь обеспечивалась разделением двух наибольших по объему помещений (котельного № 1 и машинного отделений) небольшим котельным отделением № 2.

Схема расположения вооружения была позаим­ствована у лидера "Паркер" (который был первым бри­танским эскадренным миноносцем, на котором применили линейно-возвышенную схему размещения артил­лерии главного калибра - одно из двух носовых ору­дий стояло на шельтердеке и могло стрелять поверх другого), но в отличие от него на типе "V" пошли дальше, разместив не только носовые, но и кормовые орудия одно поверх другого. Подобная схема стала классической на два десятка лет.

Состав вооружения нового лидера первоначально мало отличался от принятого на предшествующих ко­раблях данного класса и состоял из четырех 102-мм орудий, двух 2-фунтовых (40-мм) автоматов и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Однако уже на ста­дии проектирования в него начали вноситься измене­ния и к моменту окончания постройки лидеры несли новые 102-мм орудия Mk.V на станках СР.П. обеспе­чивавших угол возвышения 30" (вместо 25° у преды­дущей модели), 76-мм зенитную пушку, способную стрелять осветительными снарядами. Впервые в соста­ве вооружения появились приборы управления огнем артиллерии главного калибра. На одном из кораблей серии - "Вэмпайр" - вместо стандартных двухтруб­ных стояли новые трехтрубные торпедные аппараты. В них дополнительная третья труба лежала поверх двух других, образуя в плане своеобразный треугольник.

 

Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "V"-полулидер

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D68

VAMPIRE (RAN)

Дж. С. Уайт

10.10.16

21.05.17

22.09.17

 

L49

VALENTINE

Кэмел Лэрд

07.08.16

24.03.17

27.06.17

С 06.39 на модерн. "WAIR"

L00

VALOROUS

Денни

25.05.16

08.05.17

21.08.17

с 11.38 по 10.06.39 прошел модерн. "WAIR"

 

Тип "V-ординарный"

 

Адмиралтейский проект: "VIMY" (до 1928 г. "Vancouver"), "VANESSA", "VANITY", "VANQUISHER", "VANOC", "VORTIGERN", "VELOX", "VENDETTA" (RAN), "VENETIA", "VERSATILE", "VESPER", "VIDETTE", "VIVACIOUS", "VIVIEN", "VEGA", "VIMIERA", "VERDUN"

Однотипные "Velement" и "Verulam" погибли на минах в 1919 г., "Vittoria" потоплен советской подводной лодкой "Пантера" в 1919 г. "Venturous", "Vectis" и "Violent" сданы на слом в 1936 г.

Проект Торникрофта: "VICEROY", "VISCOUNT"

 

Краткое описание:

Первоначально по проекту предусматривалась по­стройка лишь пять кораблей. После того, как в нача­ле лета 1916 г. из Германии начали просачиваться слухи о строительстве новых эсминцев, превосходящих составлявшие основу британского флота корабли типов "М" и "R". Адмиралтейство спешно разместило заказ еще на 25 эсминцев типа "V". В отличие от лидеров, на них отсутствовали помещения для штаба, а состав вооружения дополнялся тральным оборудованием.

Как и лидеры, эсминцы типа "V" строились по адмиралтейскому проекту, за исключением двух, зака­занных фирме Торникрофт, которая традиционно стро­ила свои корабли по индивидуальным проектам, обес­печивая им более высокую скорость. Так было и на этот раз. Пара Торникрофта изначально проектирова­лась быстроходнее на один узел, для чего мощность машин была повышена с 27 до 30 тыс. л.с. Из-за большего веса ЭУ корпус пришлось сделать несколь­ко шире и выше, что вкупе с более массивными трубами равной высоты (на адмиралтейских кораблях вторая дымо­вая труба была гораздо ниже первой) придавало этим эс­минцам своеобразный, легко узнаваемый силуэт.

Одновременно с заказом эсминцев, произошла пере­классификация пяти кораблей первой серии из лидеров флотилий в дивизионные или полулидеры, т.к. в это время у Торникрофта начиналась постройка гораздо более мощ­ных кораблей этого класса типа "Шекспир".

 

Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "V-ординарный"

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D33

VIMY

Бирдмор

15.03.17

28.12.17

09.03.18

В 01.41 модерн. "LRE"

D29

VANESSA

то же

16.05.17

16.03.18

27.04.18

В 06.41 модерн. "LRE"

D28

VANITY

то же

28.07.17

03.05.18

21.06.18

С 10.39 на модерн. "WAIR"

D54

VANQUISHER

Дж. Браун

27.09.16

18.08.17

10.17

В 09.42 модерн. "LRE"

Н33

VANOC

то же

20.09.16

14.06.17

15.08.17

В 04.43 модерн. "LRE"

D37

VORTIGERN

Дж. С. Уайт

17.01.17

15.10.17

25.01.18

-

D34

VELOX

Доксфорд

01.01.17

17.11.17

01.04.18

В 12.43 модерн. "LRE"

D52

VEGA

то же

11.12.16

01.09.17

12.17

С 05.39 на модерн. "WAIR"

D69

VENDETTA (RAN)

Файрфилд

11.16

03.09.17

10.17

~

D53

VENETIA

то же

02.02.17

29.10.17

19.12.17

-

D32

VERSATILE

Хоторн Лесли

31.01.17

30.10.17

11.02.18

В 01. 43 модерн. "LRE"

D93

VERDUN

то же

13.01.17

21.08.17

03.11.17

С 09.39 на модерн. "WAIR"

D55

VESPER

Стивен

27.12.16

15.12.17

20.02.18

В 12.42 модерн. "LRE"

D48

VIDETTE

то же

01.02.17

28.02.18

27.04.18

В 09.42 модерн. "LRE"

D36

VIVACIOUS

Ярроу

07.16

03.11.17

12.17

-

D33

VIVIEN

то же

07.16

16.02.18

28.05.18

С 12.38 на модерн. "WAIR"

D23

VIMIERA

Суан Хантер

10.16

22.06.17

19.10.17

С 06.39 на модерн. "WAIR"

D91

VICEROY

Торникрофт

12.16

17.11.17

.01.18

С 05.40 на модерн. "WAIR"

D92

VISCOUNT

то же

20.12.16

29.12.17

04.03.18

В 06.41 модерн. "LRE"

 

Тип "W"

 

Адмиралтейский проект: "VOYAGER" (RAN), "WAKEFUL", "WATCHMAN", "WALKER", "WESTCOTT", "WALPOLE", "WARWICK", "WESSEX", "WATERHEN" (RAN), "WINDSOR", "WHIRLWIND", "WRESTLER", "WINCHELSEA", "WHITLEY", "WINCHESTER", "WESTMINSTER", "WRYNECK", "WOLFHOUND"

Однотипный "Walrus" сдан на слом в 1938 г. после посадки на мель.

Проект Торникрофта: "WOLSEY", "WOOLSTON"

 

Краткое описание:

В конце 1916 г. последовал заказ еще на 23 ко­рабля по типу "V". Поскольку их имена начинались с буквы "W" (за исключением одного), эти эсминцы по­лучили известность как тип "W". Первоначально пред­полагалось, что они станут точным повторением предыдущего типа, однако уже в феврале 1917 г. последо­вало решение оснастить их новыми трехтрубными тор­педными аппаратами, аналогичными проходящим испытания "Вэмпайре". Тогда же в проекте появи­лась более мощная радиостанция, для работы которой пришлось увеличить высоту мачт.

Весной 1917 г. выяснилось, что разведывательная информация, касающаяся усиления вооружения гер­манских эсминцев не соответствует действительности. В связи с этим потребность в большом числе столь мощных кораблей, какими являлись "V" и "W" отпала и в Адмиралтействе приняли решение скорректиро­вать в сторону уменьшения программу строительства типа "W". В апреле 1917 г. еще не начатые построй­кой два "W" фирмы Ярроу были перезаказаны на та­кое же число меньших по размерам и стоимости эс­минцев типа "S".

Минные заградители:

В декабре 1916 г. Адмиралтейство решило обору­довать четыре строящихся эсминца типа "V" для ис­пользования в качестве быстроходных минных загра­дителей. Ценой снятия части штатного вооружения (тральное оборудование, орудие ГК № 4, второй ТА) эти корабли могли принимать на борт до 60 мин. Про­ект переоборудования предусматривал возможность быстрого превращения минзагов обратно в эсминцы -для этого снятое штатное вооружение хранилось в порту приписки и в случае необходимости монтирова­лось на свое место в течение 24 часов. Проект оказал­ся настолько удачным, что подобным образом было переоборудовано еще восемь кораблей типа "V" и пять типа "W".

К концу 30-х годов типы "V" и "W" успели мо­рально и физически устареть, часть была сдана на слом, а большинство оставшихся состояло в резерве.

Предвоенные модернизации:

После завершения Первой Мировой войны ко­рабли первых двух серий ("V-полулидер" и "V-ординарный") были довооружены до уровня "W": двух­трубные ТА уступили свое место трехтрубным, и лишь часть бывших минзагов сохранила один из своих двух­трубных ТА. В тоже время все эсминцы типов "V" и "W" сменили 76-мм пушку на 40-мм автомат. "Valentine", "Valorous", "Vivien", "Vega", "Vimiera", "Whitley", "Winchester", "Westminster", "Wolsey" и "Woolston" поставлены на модернизацию по програм­ме "WAIR", причем "Valentine" a "Whitley" успели закончить модернизацию до 3 сентября 1939 г.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное — 1090 т (тип "У"-адм.), 1100 т (тип "W"), 1120 т (тип "V"-торн.), полное — 1480 т (тип "V-полулидер"), 1490 т (типы "V"-адм. и "W"), 1512 т (тип "V"-торн.)

Размеры: 91,4(пп)/94,2(вл)/95,1(нб) х 9,0(9,4 тип "V"-торн.)х 3,3/3,5 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Пирсоне (на кораблях постройки Палмерз, Суан Хантери "V"постройки Доксфорд), ТЗА Браун-Кёртис

(на остальных), 3 адмиралтейских котла (3 типа Уайт-Фостер на кораблях постройки Дж.С. Уайт), (Р = 17,5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с. (30.000 л.с. тип "V"-торн.)

Скорость: при неполной нагрузке: 34,0 узл. (35,0 узл. тип "У"-торн.), в полном грузу: 31,0 узл. (32,0 узл тип "V"-торн.)

Запас топлива (полный): 367 т (374 т тип "V" -торн.).

Дальность плавания (при скорости): 2600 миль (15 узл.)

Экипаж: 134 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 — 102-мм/45 орудий ML Vв установках СР.II

1х1 — 40-мм зенитный автомат ("пом-пом ")

5x1 — 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

2x3 — 533-мм торпедных аппарата (1x3 и 1x2 на "Velox", "Vanoc", "Versatile", "Vimy" и "Vortigern")

Противолодочное: ASDIC, 2 БМ и 1 БС (на некоторых кораблях, в частности на минных заградителях противолодочное вооружение отсутствует, либо ограничивается одним бомбосбрасывателем)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (на некоторых кораблях)

Минное: 60 мин (только на "Velox", "Vanoc", "Versatile ", "Vimy" и "Vortigern")

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ.I

Система центральной наводки — "Директор легкого типа "(LTD)

 

Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "W

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D31

VOYAGER (RAN)

Стивен

17.05.17

08.05.18

08.06.18

-

Н88

WAKEFUL

Дж. Браун

17.01.17

06.10.17

16.11.17

-

D26

WATCHMAN

то же

17.01.17

02.12.17

26.01.18

В 04.43 модерн. "LRE"

D27

WALKER

Денни

26.03.17

29.11.17

12.02.18

В 01. 43 модерн. "LRE"

D47

WESTCOTT

то же

30.03.17

14.02.18

12.04.18

В .4? модерн. LRE"

D41

WALPOLE

Доксфорд

05.17

12.02.18

07.08.18

-

L23

WHITLEY

то же

06.17

13.04.18

14.10.18

С 03.38 по 10.38 прошел модерн. "WAIR"

D25

WARWICK

Хоторн Лесли

10.03.17

28.12.17

18.03.18

В 01. 43 модерн. "LRE"

D43

WESSEX

то же

23.05.17

12.03.18

11.05.18

-

D22

WATERHEN (RAN)

Палмер

07.17

26.03.18

19.07.18

 

D21

WRYNECK

то же

07.17

13.05.18

11.11.18

с 09.39 на модерн. "WAIR"

D42

WINDSOR

Скотт

04.17

21.06.18

28.08.18

-

D45

WESTMINSTER

то же

04.17

24.02.18

18.04.18

с 04.39 на модерн. "WAIR"

D30

WHIRLWIND

Суан Хантер

05.17

15.12.17

05.03.18

-

D35

WRESTLER

то же

07.17

25.02.18

15.05.18

В 01.43 модерн. "LRE"

D46

WINCHELSEA

Дж. С. Уайт

24.05.17

15.12.17

17.03.18

В 01. 42 модерн. "LRE"

L55

WINCHESTER

то же

12.06.17

01.02.18

29.04.18

С 04.39 на модерн. "WAIR"

D56

WOLFHOUND

Файрфилд

04.17

14.03.18

27.04.18

С ?.39 на модерн. "WAIR"

D98

WOLSEY

Торникрофт

28.03.17

16.03.18

14.05.18

С 09.38 на модерн. "WAIR"

L49

WOOLSTON

то же

25.04.17

27.01.18

26.06.18

С 05.39 на модерн. "WAIR"

 

Тип "W-модифицированный"

 

Адмиралтейский проект, I серия: "VANSITTART", "WANDERER", "WREN", "VENOMOUS", "VERITY". "WHITEHALL", "VOLUNTEER"

Всего выдан заказ на 14 кораблей этого типа, но построено лишь семь.

Проект Торникрофта: "WISHART", "WITCH"

Адмиралтейский проект, II серия: "VETERAN", "WHITSHED", "WILD SWAN", "WITHERINGTON", "WIVERN", "WOLVERINE", "WORCESTER"

Всего выдан заказ на 38 кораблей этого типа, но построено лишь семь.

 

Краткое описание:

Развитие типа "W". Строились двумя сериями, заметно различающимися внешне, но имевшими прак­тически одинаковые ТТЭ. 16 эсминцев первой серии были заказаны в январе 1918, еще 38 второй - в апреле того же года.

Эсминцы январского заказа первоначально долж­ны были стать повторением типа "W", в проект кото­рого вносились лишь незначительные изменения тех­нологического порядка. В феврале 1918 г. последова­ло решение усилить вооружение, перейдя на 120-мм калибр артиллерии ГК, что повлекло за собой суще­ственную переработку всего проекта. Из-за больших размеров новых орудий пришлось несколько припод­нять ходовой мостик для улучшения обзора. Вкупе с возросшим на 20 т водоизмещением это привело к некоторому ухудшению мореходности новых эсмин­цев, оказавшихся перегруженными в носовой оконеч­ности и хуже своих предшественников всходивших на волну.

Тяжесть носовой оконечности новых кораблей была очевидна еще на стадии проектирования, поэто­му традиционно строивший свои эсминцы по индиви­дуальным проектам Торникрофт предусмотрел ряд мер призванных устранить этот недостаток. За счет пере­планировки котельных отделений на "Уишарте" и "Уитче" вторую дымовую трубу удалось отодвинуть в сторону кормы, освободив место для мостика, кото­рый благодаря этому отстоял от форштевня заметно дальше чем у эсминцев адмиралтейского проекта. Это существенно разгружало носовую оконечность торникрофтовских кораблей. В результате пострадала живу­честь из-за смежного расположения двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков, затопление которых в случае пробоины в районе общей перебор­ки могло привести к потере остойчивости. Правда ве­роятность подобного повреждения выглядела маловероятной, и возможность улучшения мореходнос­ти перевешивала.

Из 16 кораблей январского заказа перепланиров­ка КО проводилась лишь на двух эсминцах Торник­рофта, т.к. на остальных 14 уже начались подготови­тельные работы и чтобы не задерживать сроки готов­ности этих кораблей их решили достроить по неиз­менному проекту. По этой причине внешне эсминцы январского заказа практически не отличались от сво­их предшественников типов "V/W.

Идеи Торникрофта полностью воплотились в про­екте "адмиралтейских" кораблей заказанных в апреле 1918 г. Внешне они отличались от первой серии сме­щенным в корму мостиком и измененными дымовыми трубами, первая из которых имела большее сечение, чем вторая. Объяснялось это тем, что начиная с ко­раблей этой серии дымоходы котлов № 1 и № 2 выво­дились в общую трубу, а котел № 3 - имел индивиду­альную, гораздо меньшего диаметра (в отличие от всех предыдущих кораблей данного типа, у которых в об­щую трубу выводились дымоходы котлов № 2 и № 3, что обуславливало большее сечение именно второй трубы).

К моменту окончания Первой Мировой войны часть заказанных кораблей еще даже не была заложена, а из числа заложенных ни один не был спущен на воду. В течение 1918-19 гг. заказ на большинство эсминцев типа "Модифицированный W" аннулировали, к дост­ройке были назначены лишь те, что находились в боль­шей степени готовности - девять первой серии и семь второй серии. Предвоенные модернизации:

К началу Второй Мировой войны корабли типа "Модифицированный W" практически не претерпели каких-либо изменений по сравнению с первоначаль­ным проектом. Часть кораблей была оснащена траль­ным или противолодочным оборудованием.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное — 1120 т (1140 т тип "Мод. W-торн. "), полное — 1508 т (1532 т тип Мод. W-торн. ")

Размеры: 91,4(пп)/94,2(вл)/95,1(нб) х 9,0 (9,4 тип "Мод. W-торн. ") х 3,3/3,5 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Парсонс (на кораблях постройки Суан Хантер), ТЗА Браун-Кёртис (на остальных), 3 адмиралтейских котла (3 типа Уайт-Фостер на кораблях постройки Дж. С. Уайт), (Р = 17.5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с. (30.000 л.с. тип "Мод. W-торн. ")

Скорость: неполной нагрузке: 34,0 узл. (35,0 узл. тип "Мод. W-торн. "), в полном грузу: 31,0 узл. (32,0 узл. тип "Мод. W-торн. ")

Запас топлива (полный): 367 т (374 т тип "Мод. W-торн. ")

Дальность плавания (при скорости): 3210 миль (15 узл.)

Экипаж: 134 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4х1 — 120-мм/45 орудий Mk. I в установках СР.IV

2х1 — 40-мм зенитный автомат ("пом-пом ")

4х1 — 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 — 7,7-мм пулеметов "Максим"

Торпедное:

2х3 — 533-мм торпедных аппарата.

Противолодочное: ASDIC, 2 БМБ и 1 БС (на некоторых ко­раблях противолодочное вооружение отсутствует, либо ограничивается одним бомбосбрасывателем)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (на некоторых)

Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ. I

Система центральной наводки — "Прицел-директор для эсминцев "(DDS)

 

Эскадренные миноносцы заказа 1918 года. Тип "W-модифицированный"

Адмиралтейские, 1 серия

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D64

VANSITTART

Бирдмор"

01.07.18

17.04.19

05.11.19

В 01.43 модерн. "LRE"

D74

WANDERER

Файрфилд

07.08.18

01.05.19

18.09.19

В 01.43 модерн. "LRE"

D88

WREN

Ярроу

06.18

11.11.19

01.23

-

D75

VENOMOUS

Дж. Браун

31.05.18

21.12.18

06.19

В 01.42 модерн. "LRE"

D63

VERITY

то же

17.05.18

19.03.19

17.09.19

В 04.43 модерн. "LRE"

D94

WHITEHALL

Суан Хантер

06.18

11.09.19

09.07.24

-

D71

VOLUNTEER

Денни

16.04.18

17.04.19

07.11.19

В 08.42 модерн. "LRE"

Постройки Торникрофта

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR". "LRE"

D67

WISHART

Торникрофт

18.05.18

18.07.19

06.20

-

D89

WITCH

то же

13.06.18

11.11.19

03.24

-

Адмиралтейские, 2 серия

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D72

VETERAN

Дж. Браун

30.08.18

26.04.19

13.11.19

-

D77

WHITSHED

Суан Хантер

03.06.18

31.01.19

11.07.19

-

D62

WILD SWAN

то же

07.18

17.05.19

04.11.19

-

D76

WITHERINGTON Дж. С. Уайт

27.09.18

16.01.19

10.10.19

-

D66

WIVERN

то же

19.08.18

16.04.19

23.12.19

-

D78

WOLVERINE

то же

08.10.18

17.07.19

20.07.20

-

D96

WORCESTER

то же

20.12.18

24.10.19

20.09.22

"Whitehall" достроен на казенной верфи в Чатаме. "Wren" достроен на казенной верфи в Пемброке. " Worcester" достроен на казенной верфи в Портсмуте. " Witch" достроен на казенной верфи в Девенпорте.

 

Лидеры

 

Проект Торникрофта (тип "Shakespeare"): "BROKE" (до 1925 г. "Rooke"), "KEPPEL", "WALLACE"

Однотипные "Shakespeare" и "Spenser" сданы на слом в 1936 г.

Адмиралтейский проект (тип "Scott"): "CAMPBELL", "DOUGLAS", "MACKAY", "MALCOLM", "MONTROSE", "STUART" (RAN)

Однотипный "Bruce" разоружен в 1938 г. и использо­вался в качестве корабля-цели, "Scott" погиб в 1918 г.

 

Краткое описание:

В начале 1916 г. адмирал Джеллико обратился в Адмиралтейство с предложением строить в будущем лидеры более крупные и мореходные, чем тип "Лайтфут", составлявший в то время большую часть кораб­лей данного класса в британском флоте. Главный кон­структор начал разработку проекта, а фирме Кэммел Лэрд был выдан предварительный заказ на постройку головного корабля типа "Скотт". В то же время на рассмотрение Главного конструктора фирмой Торникрофт было представлено несколько разработанных в инициативном порядке проектов лидера. Один из них, предусматривающий вооружение в составе шести 102-мм орудий, мощность машин от 36 до 40 тыс. л.с. и даль­ность хода в 5000 миль при 15-узловом ходе заинтере­совал Адмиралтейство. Сыграл свою роль не только авторитет Торникрофта в области создания быстро­ходных кораблей, но и то, что работы над адмирал­тейским проектом шли медленнее, чем ожидалось. Эс­кизный проект и спецификация были утверждены Ко­митетом лишь в конце июля. Что бы адмиралтейские корабли были как можно ближе по своим элементам, последнему было предложено не­сколько переработать проект, в частности изменить состав вооружения на пять 127-мм орудий (как в ад­миралтейском проекте), увеличить количество поме­щений для штаба и еще ряд мелких изменений. Одно­временно Торникрофту выдали предварительный заказ на строительство двух первых кораблей: "Шекспир" и "Спенсер". Вскоре 127-мм орудия в проекте заменили на армейские 120-мм, которые решили адаптировать к морским условиям. Это было вызвано тем, что перво­начально одобренные 127-мм орудия находились в са­мой начальной стадии проектирования, что могло в будущем задержать готовность лидеров. В октябре 1916 г. в составе вооружения уже готовящихся к зак­ладке кораблей произошло еще одно изменение: пла­нировавшиеся ранее два зенитных 40-мм "пом-пома" заменялись на 76-мм зенитку, способную стрелять ос­ветительными снарядами. Тогда же окончательно ре­шился вопрос об установке на новых кораблях трех­трубных торпедных аппаратов взамен двухтрубных. В декабре 1916 г. последовал заказ еще на два адмирал­тейских лидера, в апреле 1917 г. - сразу на пять адмиралтейских и на один торникрофтовский. В авгус­те того же года было принято чрезвычайно важное решение - оснастить строящиеся корабли примитив­ной системой центральной наводки артиллерии ГК, состоящей из вновь разработанного "прицела-директо­ра для эсминцев" и 9-футового дальномера. Тогда же в состав вооружения были возвращены два 40-мм "пом-пома". Последний заказ на лидеры последовал в апре­ле 1918 г., уже после того, как первые представители обоих типов вступили в строй. Более удачным оказал­ся проект Торникрофта, поэтому все шесть заплани­рованных кораблей относились к этому типу (перво­начально два из них собирались строить по адмирал­тейскому проекту). Последовавшее вскоре перемирие между воюющими сторонами помешало планам строи­тельства последней серии. Заказы на постройку четы­рех еще не заложенных лидеров были аннулированы, лишь через несколько лет два оставшихся корабля были достроены в казенных верфях. Предвоенные модернизации:

Незадолго перед началом войны 40-мм автоматы были сняты со своих мест, не очень удачных в плане углов обстрела."Wallace" к началу войны прошел мо­дернизацию по программе "WAIR".

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное — 1530 т (1480 т на кораблях, проекта Торникрофта), полное — 2130 т (2080 т на кораблях проекта Торникрофт).

Размеры: 97,5(пп)/101,3(нб)(97,0(пп)/97,2(нб) на кораблях проекта Торникрофта) х 9.7 (9,6 на кораблях проекта Торникрофта) х -/4.1 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Парсонс (на "Campbell", "Douglas", "Mackay" и "Malcolm"), ТЗА Браун-Кёртис (на остальных), 4 котла Ярроу (Р = 17.5 кг/см2)

Мощность: 40.000 л.с. (43.000 л.с. "Montrose" и "Stuart") Скорость: при неполной нагрузке: 36,5 узл., в полном грузу: 32 узл. (32,5 узл. на кораблях проекта Торникрофта)

Запас топлива (полный): 500 т (на всех)

Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)

Экипаж: 164 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

5х1 - 120-мм/45 орудий Mk.I в ус­тановках СР.IV

1х1 — 76-мм зенитная пушка в ус­тановке S.III

1х1 — 7,7-мм пулеметов "Максим"

Торпедное:

2х3 - 533-мм торпедных аппарата.

Противолодочное: 1 БС (на некоторых)

Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ.I

 

Лидеры постройки Торникрофта

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D84

KEPPEL

Торникрофт

.10.18

23.04.20

13.12.24

-

D83

BROKE

то же

.10.18

16.09.20

15.04.25

-

L64

WALLACE

то же

.08.17

20.10.18

29.01.19

С 10.38 по 06.39 прошел модерн. "WAIR"

"Keppel" достроен на казенной верфи в Портсмуте, "Broke" достроен на казенной верфи в Пемброке.

 

Адмиралтейские лидеры

Бортовой номер

Название

Место постройки

Заложен

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

D60

CAMPBELL

Кэмел Лэрд

10.11.17

21.09.18

21.12.18

-

D90

DOUGLAS

то же

30.06.17

08.06.18

30.08.18

-

D70

MACKAY

то же

05.03.18

21.12.18

19.05.19

-

D19

MALCOLM

то же

27.03.18

29.05.19

14.12.19

-

D01

MONTROSE

Хоторн Лесли

04.10.17

10.06.18

14.09.18

-

D00

STUART (RAN)

то же

18.10.17

22.08.18

21.12.18