Эскадренные миноносцы группы "V/W"
Когда в начале 1916 г. на свет появился проект лидера типа "'V". никто не мог предположить, что этот корабль определит линию развития класса эсминцев британского флота на довольно длительный срок. Все последовавшие за ним в течении 20 лет корабли стали развитием этого удачно найденного типа: от серии к серии незначительно росло водоизмещение, размеры и мощность машин, но даже в построенных в середине тридцатых годов кораблях типа "I" легко узнавались черты родоначальника. Эсминцы типа "V" по праву считались лучшими в своем классе: ни один из флотов мира не располагал в годы Первой Мировой войны подобными кораблями. И хотя по отдельным показателям "V" могли уступать своим зарубежным современникам, кажущееся превосходство последних достигалось как правило ценой снижения мореходности, дальности плавания, ухудшения обитаемости и т.д. По сбалансированности основных элементов британские корабли оставляли позади себя американские "четырехтрубники", русские "новики" и германские "большие эсминцы", не говоря уже о японских, французских и итальянских эскадренных миноносцах.
Принято считать все корабли типа "V" однотипными, однако это не совсем верно, т.к. эсминцы строились несколькими сериями на протяжении ряда лет и их ТТЭ заметно различались между собой.
Первыми стали пять кораблей, заказанные весной 1916 г. в качестве лидеров, которые должны были действовать совместно с эсминцами типа "R". Эти корабли стали основоположниками четырехорудийной ветви группы "V/W" (не путать непосредственно с типом "V").
Вторая серия: 25 кораблей типа "V'-ординарный, заказаны летом 1916 г. Они отличались от первой серии лишь отсутствием помещений для штаба командующего флотилии. Два корабля строились Торникрофтом по индивидуальному проекту и имели более мощную ЭУ. Часть "серии была оборудована для минных постановок.
Третья серия: 23 корабля типа ''W", заказаны в конце 1916 г. Повторение предыдущего типа, но с усиленным торпедным вооружением. Два корабля постройки Торникрофта - опять по индивидуальному проекту. Часть серии так же имела оборудование для минных постановок.
Четвертая серия: семь кораблей типа "W'-модифицированный адмиралтейский, заказаны в январе 1918 г. При внешней схожести с предшественниками, они имели ряд принципиальных отличий в области артиллерийского вооружения - на кораблях этой серии произошел переход от 102-мм к 120-мм орудиям ГК.
Пятая серия: два корабля типа ''W-модифицированный постройки Торникрофта, заказаны в январе 1918 г. Состав вооружения что и на кораблях предыдущей серии, но за счет перепланировки котельных отделений отличный силуэт. Большая мощность ЭУ и скорость. Лучшая мореходность и более "сухой" мостик.
Шестая серия: семь кораблей типа "W-модифицированный адмиралтейский, заказаны в апреле 1918 г. Внутреннее расположение такое же, как на предыдущей серии, но меньшая мощность машин (как на кораблях четвертой серии).
Вторую, относительно малочисленную группу кораблей семейства составляли лидеры двух типов: "Скотт" (адмиралтейский проект - восемь кораблей) и "Шекспир" (проект Торникрофта - пять кораблей). Были гораздо крупнее остальных кораблей семейства и сильнее вооружены (пять 120-мм орудий). Между собой различались незначительно.
Тип "V-полулидер"
"VALENTINE", "VALOROUS", "VAMPIRE" (RAN)
Однотипные корабли "Valhalla" и "Valkyrie" сданы на слом в 1932 и 1936 гг. соответственно.
Краткое описание:
Работы над проектом начаты в начале 1916 г. Первоначально классифицировался как лидер и предназначался для совместной службы с новыми эсминцами типа ''R". При работе над проектом перед Главным конструктором британского флота стояла задача создать корабль, который будучи меньше и дешевле существующих лидеров не уступал бы последним в вооружении, обладал лучшей мореходностью и имел энергоустановку, включающую в свой состав ТЗА.
В качестве отправной точки при проектировании был выбран отличавшийся очень удачными обводами корпуса эсминец "Тэлисмэн" фирмы Торникрофт. Его корпус не претерпел существенных изменений. Лишь из-за использования более тяжелой ЭУ. аналогичной стоящей на кораблях типа "R" пришлось незначительно увеличить ширину миделя. Хотя корпус делился на небольшое число водонепроницаемых отсеков, живучесть обеспечивалась разделением двух наибольших по объему помещений (котельного № 1 и машинного отделений) небольшим котельным отделением № 2.
Схема расположения вооружения была позаимствована у лидера "Паркер" (который был первым британским эскадренным миноносцем, на котором применили линейно-возвышенную схему размещения артиллерии главного калибра - одно из двух носовых орудий стояло на шельтердеке и могло стрелять поверх другого), но в отличие от него на типе "V" пошли дальше, разместив не только носовые, но и кормовые орудия одно поверх другого. Подобная схема стала классической на два десятка лет.
Состав вооружения нового лидера первоначально мало отличался от принятого на предшествующих кораблях данного класса и состоял из четырех 102-мм орудий, двух 2-фунтовых (40-мм) автоматов и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Однако уже на стадии проектирования в него начали вноситься изменения и к моменту окончания постройки лидеры несли новые 102-мм орудия Mk.V на станках СР.П. обеспечивавших угол возвышения 30" (вместо 25° у предыдущей модели), 76-мм зенитную пушку, способную стрелять осветительными снарядами. Впервые в составе вооружения появились приборы управления огнем артиллерии главного калибра. На одном из кораблей серии - "Вэмпайр" - вместо стандартных двухтрубных стояли новые трехтрубные торпедные аппараты. В них дополнительная третья труба лежала поверх двух других, образуя в плане своеобразный треугольник.
Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "V"-полулидер
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D68 |
VAMPIRE (RAN) |
Дж. С. Уайт |
10.10.16 |
21.05.17 |
22.09.17 |
|
L49 |
VALENTINE |
Кэмел Лэрд |
07.08.16 |
24.03.17 |
27.06.17 |
С 06.39 на модерн. "WAIR" |
L00 |
VALOROUS |
Денни |
25.05.16 |
08.05.17 |
21.08.17 |
с 11.38 по 10.06.39 прошел модерн. "WAIR" |
Тип "V-ординарный"
Адмиралтейский проект: "VIMY" (до 1928 г. "Vancouver"), "VANESSA", "VANITY", "VANQUISHER", "VANOC", "VORTIGERN", "VELOX", "VENDETTA" (RAN), "VENETIA", "VERSATILE", "VESPER", "VIDETTE", "VIVACIOUS", "VIVIEN", "VEGA", "VIMIERA", "VERDUN"
Однотипные "Velement" и "Verulam" погибли на минах в 1919 г., "Vittoria" потоплен советской подводной лодкой "Пантера" в 1919 г. "Venturous", "Vectis" и "Violent" сданы на слом в 1936 г.
Проект Торникрофта: "VICEROY", "VISCOUNT"
Краткое описание:
Первоначально по проекту предусматривалась постройка лишь пять кораблей. После того, как в начале лета 1916 г. из Германии начали просачиваться слухи о строительстве новых эсминцев, превосходящих составлявшие основу британского флота корабли типов "М" и "R". Адмиралтейство спешно разместило заказ еще на 25 эсминцев типа "V". В отличие от лидеров, на них отсутствовали помещения для штаба, а состав вооружения дополнялся тральным оборудованием.
Как и лидеры, эсминцы типа "V" строились по адмиралтейскому проекту, за исключением двух, заказанных фирме Торникрофт, которая традиционно строила свои корабли по индивидуальным проектам, обеспечивая им более высокую скорость. Так было и на этот раз. Пара Торникрофта изначально проектировалась быстроходнее на один узел, для чего мощность машин была повышена с 27 до 30 тыс. л.с. Из-за большего веса ЭУ корпус пришлось сделать несколько шире и выше, что вкупе с более массивными трубами равной высоты (на адмиралтейских кораблях вторая дымовая труба была гораздо ниже первой) придавало этим эсминцам своеобразный, легко узнаваемый силуэт.
Одновременно с заказом эсминцев, произошла переклассификация пяти кораблей первой серии из лидеров флотилий в дивизионные или полулидеры, т.к. в это время у Торникрофта начиналась постройка гораздо более мощных кораблей этого класса типа "Шекспир".
Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "V-ординарный"
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D33 |
VIMY |
Бирдмор |
15.03.17 |
28.12.17 |
09.03.18 |
В 01.41 модерн. "LRE" |
D29 |
VANESSA |
то же |
16.05.17 |
16.03.18 |
27.04.18 |
В 06.41 модерн. "LRE" |
D28 |
VANITY |
то же |
28.07.17 |
03.05.18 |
21.06.18 |
С 10.39 на модерн. "WAIR" |
D54 |
VANQUISHER |
Дж. Браун |
27.09.16 |
18.08.17 |
10.17 |
В 09.42 модерн. "LRE" |
Н33 |
VANOC |
то же |
20.09.16 |
14.06.17 |
15.08.17 |
В 04.43 модерн. "LRE" |
D37 |
VORTIGERN |
Дж. С. Уайт |
17.01.17 |
15.10.17 |
25.01.18 |
- |
D34 |
VELOX |
Доксфорд |
01.01.17 |
17.11.17 |
01.04.18 |
В 12.43 модерн. "LRE" |
D52 |
VEGA |
то же |
11.12.16 |
01.09.17 |
12.17 |
С 05.39 на модерн. "WAIR" |
D69 |
VENDETTA (RAN) |
Файрфилд |
11.16 |
03.09.17 |
10.17 |
~ |
D53 |
VENETIA |
то же |
02.02.17 |
29.10.17 |
19.12.17 |
- |
D32 |
VERSATILE |
Хоторн Лесли |
31.01.17 |
30.10.17 |
11.02.18 |
В 01. 43 модерн. "LRE" |
D93 |
VERDUN |
то же |
13.01.17 |
21.08.17 |
03.11.17 |
С 09.39 на модерн. "WAIR" |
D55 |
VESPER |
Стивен |
27.12.16 |
15.12.17 |
20.02.18 |
В 12.42 модерн. "LRE" |
D48 |
VIDETTE |
то же |
01.02.17 |
28.02.18 |
27.04.18 |
В 09.42 модерн. "LRE" |
D36 |
VIVACIOUS |
Ярроу |
07.16 |
03.11.17 |
12.17 |
- |
D33 |
VIVIEN |
то же |
07.16 |
16.02.18 |
28.05.18 |
С 12.38 на модерн. "WAIR" |
D23 |
VIMIERA |
Суан Хантер |
10.16 |
22.06.17 |
19.10.17 |
С 06.39 на модерн. "WAIR" |
D91 |
VICEROY |
Торникрофт |
12.16 |
17.11.17 |
.01.18 |
С 05.40 на модерн. "WAIR" |
D92 |
VISCOUNT |
то же |
20.12.16 |
29.12.17 |
04.03.18 |
В 06.41 модерн. "LRE" |
Тип "W"
Адмиралтейский проект: "VOYAGER" (RAN), "WAKEFUL", "WATCHMAN", "WALKER", "WESTCOTT", "WALPOLE", "WARWICK", "WESSEX", "WATERHEN" (RAN), "WINDSOR", "WHIRLWIND", "WRESTLER", "WINCHELSEA", "WHITLEY", "WINCHESTER", "WESTMINSTER", "WRYNECK", "WOLFHOUND"
Однотипный "Walrus" сдан на слом в 1938 г. после посадки на мель.
Проект Торникрофта: "WOLSEY", "WOOLSTON"
Краткое описание:
В конце 1916 г. последовал заказ еще на 23 корабля по типу "V". Поскольку их имена начинались с буквы "W" (за исключением одного), эти эсминцы получили известность как тип "W". Первоначально предполагалось, что они станут точным повторением предыдущего типа, однако уже в феврале 1917 г. последовало решение оснастить их новыми трехтрубными торпедными аппаратами, аналогичными проходящим испытания "Вэмпайре". Тогда же в проекте появилась более мощная радиостанция, для работы которой пришлось увеличить высоту мачт.
Весной 1917 г. выяснилось, что разведывательная информация, касающаяся усиления вооружения германских эсминцев не соответствует действительности. В связи с этим потребность в большом числе столь мощных кораблей, какими являлись "V" и "W" отпала и в Адмиралтействе приняли решение скорректировать в сторону уменьшения программу строительства типа "W". В апреле 1917 г. еще не начатые постройкой два "W" фирмы Ярроу были перезаказаны на такое же число меньших по размерам и стоимости эсминцев типа "S".
Минные заградители:
В декабре 1916 г. Адмиралтейство решило оборудовать четыре строящихся эсминца типа "V" для использования в качестве быстроходных минных заградителей. Ценой снятия части штатного вооружения (тральное оборудование, орудие ГК № 4, второй ТА) эти корабли могли принимать на борт до 60 мин. Проект переоборудования предусматривал возможность быстрого превращения минзагов обратно в эсминцы -для этого снятое штатное вооружение хранилось в порту приписки и в случае необходимости монтировалось на свое место в течение 24 часов. Проект оказался настолько удачным, что подобным образом было переоборудовано еще восемь кораблей типа "V" и пять типа "W".
К концу 30-х годов типы "V" и "W" успели морально и физически устареть, часть была сдана на слом, а большинство оставшихся состояло в резерве.
Предвоенные модернизации:
После завершения Первой Мировой войны корабли первых двух серий ("V-полулидер" и "V-ординарный") были довооружены до уровня "W": двухтрубные ТА уступили свое место трехтрубным, и лишь часть бывших минзагов сохранила один из своих двухтрубных ТА. В тоже время все эсминцы типов "V" и "W" сменили 76-мм пушку на 40-мм автомат. "Valentine", "Valorous", "Vivien", "Vega", "Vimiera", "Whitley", "Winchester", "Westminster", "Wolsey" и "Woolston" поставлены на модернизацию по программе "WAIR", причем "Valentine" a "Whitley" успели закончить модернизацию до 3 сентября 1939 г.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное — 1090 т (тип "У"-адм.), 1100 т (тип "W"), 1120 т (тип "V"-торн.), полное — 1480 т (тип "V-полулидер"), 1490 т (типы "V"-адм. и "W"), 1512 т (тип "V"-торн.)
Размеры: 91,4(пп)/94,2(вл)/95,1(нб) х 9,0(9,4 тип "V"-торн.)х 3,3/3,5 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Пирсоне (на кораблях постройки Палмерз, Суан Хантери "V"постройки Доксфорд), ТЗА Браун-Кёртис
(на остальных), 3 адмиралтейских котла (3 типа Уайт-Фостер на кораблях постройки Дж.С. Уайт), (Р = 17,5 кг/см2)
Мощность: 27.000 л.с. (30.000 л.с. тип "V"-торн.)
Скорость: при неполной нагрузке: 34,0 узл. (35,0 узл. тип "У"-торн.), в полном грузу: 31,0 узл. (32,0 узл тип "V"-торн.)
Запас топлива (полный): 367 т (374 т тип "V" -торн.).
Дальность плавания (при скорости): 2600 миль (15 узл.)
Экипаж: 134 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 — 102-мм/45 орудий ML Vв установках СР.II
1х1 — 40-мм зенитный автомат ("пом-пом ")
5x1 — 7,7-мм пулеметов
Торпедное:
2x3 — 533-мм торпедных аппарата (1x3 и 1x2 на "Velox", "Vanoc", "Versatile", "Vimy" и "Vortigern")
Противолодочное: ASDIC, 2 БМ и 1 БС (на некоторых кораблях, в частности на минных заградителях противолодочное вооружение отсутствует, либо ограничивается одним бомбосбрасывателем)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (на некоторых кораблях)
Минное: 60 мин (только на "Velox", "Vanoc", "Versatile ", "Vimy" и "Vortigern")
Система управления огнем:
Трехметровый дальномер MQ.I
Система центральной наводки — "Директор легкого типа "(LTD)
Эскадренные миноносцы заказа 1916 года. Тип "W
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D31 |
VOYAGER (RAN) |
Стивен |
17.05.17 |
08.05.18 |
08.06.18 |
- |
Н88 |
WAKEFUL |
Дж. Браун |
17.01.17 |
06.10.17 |
16.11.17 |
- |
D26 |
WATCHMAN |
то же |
17.01.17 |
02.12.17 |
26.01.18 |
В 04.43 модерн. "LRE" |
D27 |
WALKER |
Денни |
26.03.17 |
29.11.17 |
12.02.18 |
В 01. 43 модерн. "LRE" |
D47 |
WESTCOTT |
то же |
30.03.17 |
14.02.18 |
12.04.18 |
В .4? модерн. LRE" |
D41 |
WALPOLE |
Доксфорд |
05.17 |
12.02.18 |
07.08.18 |
- |
L23 |
WHITLEY |
то же |
06.17 |
13.04.18 |
14.10.18 |
С 03.38 по 10.38 прошел модерн. "WAIR" |
D25 |
WARWICK |
Хоторн Лесли |
10.03.17 |
28.12.17 |
18.03.18 |
В 01. 43 модерн. "LRE" |
D43 |
WESSEX |
то же |
23.05.17 |
12.03.18 |
11.05.18 |
- |
D22 |
WATERHEN (RAN) |
Палмер |
07.17 |
26.03.18 |
19.07.18 |
|
D21 |
WRYNECK |
то же |
07.17 |
13.05.18 |
11.11.18 |
с 09.39 на модерн. "WAIR" |
D42 |
WINDSOR |
Скотт |
04.17 |
21.06.18 |
28.08.18 |
- |
D45 |
WESTMINSTER |
то же |
04.17 |
24.02.18 |
18.04.18 |
с 04.39 на модерн. "WAIR" |
D30 |
WHIRLWIND |
Суан Хантер |
05.17 |
15.12.17 |
05.03.18 |
- |
D35 |
WRESTLER |
то же |
07.17 |
25.02.18 |
15.05.18 |
В 01.43 модерн. "LRE" |
D46 |
WINCHELSEA |
Дж. С. Уайт |
24.05.17 |
15.12.17 |
17.03.18 |
В 01. 42 модерн. "LRE" |
L55 |
WINCHESTER |
то же |
12.06.17 |
01.02.18 |
29.04.18 |
С 04.39 на модерн. "WAIR" |
D56 |
WOLFHOUND |
Файрфилд |
04.17 |
14.03.18 |
27.04.18 |
С ?.39 на модерн. "WAIR" |
D98 |
WOLSEY |
Торникрофт |
28.03.17 |
16.03.18 |
14.05.18 |
С 09.38 на модерн. "WAIR" |
L49 |
WOOLSTON |
то же |
25.04.17 |
27.01.18 |
26.06.18 |
С 05.39 на модерн. "WAIR" |
Тип "W-модифицированный"
Адмиралтейский проект, I серия: "VANSITTART", "WANDERER", "WREN", "VENOMOUS", "VERITY". "WHITEHALL", "VOLUNTEER"
Всего выдан заказ на 14 кораблей этого типа, но построено лишь семь.
Проект Торникрофта: "WISHART", "WITCH"
Адмиралтейский проект, II серия: "VETERAN", "WHITSHED", "WILD SWAN", "WITHERINGTON", "WIVERN", "WOLVERINE", "WORCESTER"
Всего выдан заказ на 38 кораблей этого типа, но построено лишь семь.
Краткое описание:
Развитие типа "W". Строились двумя сериями, заметно различающимися внешне, но имевшими практически одинаковые ТТЭ. 16 эсминцев первой серии были заказаны в январе 1918, еще 38 второй - в апреле того же года.
Эсминцы январского заказа первоначально должны были стать повторением типа "W", в проект которого вносились лишь незначительные изменения технологического порядка. В феврале 1918 г. последовало решение усилить вооружение, перейдя на 120-мм калибр артиллерии ГК, что повлекло за собой существенную переработку всего проекта. Из-за больших размеров новых орудий пришлось несколько приподнять ходовой мостик для улучшения обзора. Вкупе с возросшим на 20 т водоизмещением это привело к некоторому ухудшению мореходности новых эсминцев, оказавшихся перегруженными в носовой оконечности и хуже своих предшественников всходивших на волну.
Тяжесть носовой оконечности новых кораблей была очевидна еще на стадии проектирования, поэтому традиционно строивший свои эсминцы по индивидуальным проектам Торникрофт предусмотрел ряд мер призванных устранить этот недостаток. За счет перепланировки котельных отделений на "Уишарте" и "Уитче" вторую дымовую трубу удалось отодвинуть в сторону кормы, освободив место для мостика, который благодаря этому отстоял от форштевня заметно дальше чем у эсминцев адмиралтейского проекта. Это существенно разгружало носовую оконечность торникрофтовских кораблей. В результате пострадала живучесть из-за смежного расположения двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков, затопление которых в случае пробоины в районе общей переборки могло привести к потере остойчивости. Правда вероятность подобного повреждения выглядела маловероятной, и возможность улучшения мореходности перевешивала.
Из 16 кораблей январского заказа перепланировка КО проводилась лишь на двух эсминцах Торникрофта, т.к. на остальных 14 уже начались подготовительные работы и чтобы не задерживать сроки готовности этих кораблей их решили достроить по неизменному проекту. По этой причине внешне эсминцы январского заказа практически не отличались от своих предшественников типов "V/W.
Идеи Торникрофта полностью воплотились в проекте "адмиралтейских" кораблей заказанных в апреле 1918 г. Внешне они отличались от первой серии смещенным в корму мостиком и измененными дымовыми трубами, первая из которых имела большее сечение, чем вторая. Объяснялось это тем, что начиная с кораблей этой серии дымоходы котлов № 1 и № 2 выводились в общую трубу, а котел № 3 - имел индивидуальную, гораздо меньшего диаметра (в отличие от всех предыдущих кораблей данного типа, у которых в общую трубу выводились дымоходы котлов № 2 и № 3, что обуславливало большее сечение именно второй трубы).
К моменту окончания Первой Мировой войны часть заказанных кораблей еще даже не была заложена, а из числа заложенных ни один не был спущен на воду. В течение 1918-19 гг. заказ на большинство эсминцев типа "Модифицированный W" аннулировали, к достройке были назначены лишь те, что находились в большей степени готовности - девять первой серии и семь второй серии. Предвоенные модернизации:
К началу Второй Мировой войны корабли типа "Модифицированный W" практически не претерпели каких-либо изменений по сравнению с первоначальным проектом. Часть кораблей была оснащена тральным или противолодочным оборудованием.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное — 1120 т (1140 т тип "Мод. W-торн. "), полное — 1508 т (1532 т тип Мод. W-торн. ")
Размеры: 91,4(пп)/94,2(вл)/95,1(нб) х 9,0 (9,4 тип "Мод. W-торн. ") х 3,3/3,5 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Парсонс (на кораблях постройки Суан Хантер), ТЗА Браун-Кёртис (на остальных), 3 адмиралтейских котла (3 типа Уайт-Фостер на кораблях постройки Дж. С. Уайт), (Р = 17.5 кг/см2)
Мощность: 27.000 л.с. (30.000 л.с. тип "Мод. W-торн. ")
Скорость: неполной нагрузке: 34,0 узл. (35,0 узл. тип "Мод. W-торн. "), в полном грузу: 31,0 узл. (32,0 узл. тип "Мод. W-торн. ")
Запас топлива (полный): 367 т (374 т тип "Мод. W-торн. ")
Дальность плавания (при скорости): 3210 миль (15 узл.)
Экипаж: 134 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4х1 — 120-мм/45 орудий Mk. I в установках СР.IV
2х1 — 40-мм зенитный автомат ("пом-пом ")
4х1 — 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 — 7,7-мм пулеметов "Максим"
Торпедное:
2х3 — 533-мм торпедных аппарата.
Противолодочное: ASDIC, 2 БМБ и 1 БС (на некоторых кораблях противолодочное вооружение отсутствует, либо ограничивается одним бомбосбрасывателем)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (на некоторых)
Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ. I
Система центральной наводки — "Прицел-директор для эсминцев "(DDS)
Эскадренные миноносцы заказа 1918 года. Тип "W-модифицированный"
Адмиралтейские, 1 серия
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D64 |
VANSITTART |
Бирдмор" |
01.07.18 |
17.04.19 |
05.11.19 |
В 01.43 модерн. "LRE" |
D74 |
WANDERER |
Файрфилд |
07.08.18 |
01.05.19 |
18.09.19 |
В 01.43 модерн. "LRE" |
D88 |
WREN |
Ярроу |
06.18 |
11.11.19 |
01.23 |
- |
D75 |
VENOMOUS |
Дж. Браун |
31.05.18 |
21.12.18 |
06.19 |
В 01.42 модерн. "LRE" |
D63 |
VERITY |
то же |
17.05.18 |
19.03.19 |
17.09.19 |
В 04.43 модерн. "LRE" |
D94 |
WHITEHALL |
Суан Хантер |
06.18 |
11.09.19 |
09.07.24 |
- |
D71 |
VOLUNTEER |
Денни |
16.04.18 |
17.04.19 |
07.11.19 |
В 08.42 модерн. "LRE" |
Постройки Торникрофта
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR". "LRE" |
D67 |
WISHART |
Торникрофт |
18.05.18 |
18.07.19 |
06.20 |
- |
D89 |
WITCH |
то же |
13.06.18 |
11.11.19 |
03.24 |
- |
Адмиралтейские, 2 серия
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D72 |
VETERAN |
Дж. Браун |
30.08.18 |
26.04.19 |
13.11.19 |
- |
D77 |
WHITSHED |
Суан Хантер |
03.06.18 |
31.01.19 |
11.07.19 |
- |
D62 |
WILD SWAN |
то же |
07.18 |
17.05.19 |
04.11.19 |
- |
D76 |
WITHERINGTON Дж. С. Уайт |
27.09.18 |
16.01.19 |
10.10.19 |
- |
|
D66 |
WIVERN |
то же |
19.08.18 |
16.04.19 |
23.12.19 |
- |
D78 |
WOLVERINE |
то же |
08.10.18 |
17.07.19 |
20.07.20 |
- |
D96 |
WORCESTER |
то же |
20.12.18 |
24.10.19 |
20.09.22 |
— |
"Whitehall" достроен на казенной верфи в Чатаме. "Wren" достроен на казенной верфи в Пемброке. " Worcester" достроен на казенной верфи в Портсмуте. " Witch" достроен на казенной верфи в Девенпорте.
Лидеры
Проект Торникрофта (тип "Shakespeare"): "BROKE" (до 1925 г. "Rooke"), "KEPPEL", "WALLACE"
Однотипные "Shakespeare" и "Spenser" сданы на слом в 1936 г.
Адмиралтейский проект (тип "Scott"): "CAMPBELL", "DOUGLAS", "MACKAY", "MALCOLM", "MONTROSE", "STUART" (RAN)
Однотипный "Bruce" разоружен в 1938 г. и использовался в качестве корабля-цели, "Scott" погиб в 1918 г.
Краткое описание:
В начале 1916 г. адмирал Джеллико обратился в Адмиралтейство с предложением строить в будущем лидеры более крупные и мореходные, чем тип "Лайтфут", составлявший в то время большую часть кораблей данного класса в британском флоте. Главный конструктор начал разработку проекта, а фирме Кэммел Лэрд был выдан предварительный заказ на постройку головного корабля типа "Скотт". В то же время на рассмотрение Главного конструктора фирмой Торникрофт было представлено несколько разработанных в инициативном порядке проектов лидера. Один из них, предусматривающий вооружение в составе шести 102-мм орудий, мощность машин от 36 до 40 тыс. л.с. и дальность хода в 5000 миль при 15-узловом ходе заинтересовал Адмиралтейство. Сыграл свою роль не только авторитет Торникрофта в области создания быстроходных кораблей, но и то, что работы над адмиралтейским проектом шли медленнее, чем ожидалось. Эскизный проект и спецификация были утверждены Комитетом лишь в конце июля. Что бы адмиралтейские корабли были как можно ближе по своим элементам, последнему было предложено несколько переработать проект, в частности изменить состав вооружения на пять 127-мм орудий (как в адмиралтейском проекте), увеличить количество помещений для штаба и еще ряд мелких изменений. Одновременно Торникрофту выдали предварительный заказ на строительство двух первых кораблей: "Шекспир" и "Спенсер". Вскоре 127-мм орудия в проекте заменили на армейские 120-мм, которые решили адаптировать к морским условиям. Это было вызвано тем, что первоначально одобренные 127-мм орудия находились в самой начальной стадии проектирования, что могло в будущем задержать готовность лидеров. В октябре 1916 г. в составе вооружения уже готовящихся к закладке кораблей произошло еще одно изменение: планировавшиеся ранее два зенитных 40-мм "пом-пома" заменялись на 76-мм зенитку, способную стрелять осветительными снарядами. Тогда же окончательно решился вопрос об установке на новых кораблях трехтрубных торпедных аппаратов взамен двухтрубных. В декабре 1916 г. последовал заказ еще на два адмиралтейских лидера, в апреле 1917 г. - сразу на пять адмиралтейских и на один торникрофтовский. В августе того же года было принято чрезвычайно важное решение - оснастить строящиеся корабли примитивной системой центральной наводки артиллерии ГК, состоящей из вновь разработанного "прицела-директора для эсминцев" и 9-футового дальномера. Тогда же в состав вооружения были возвращены два 40-мм "пом-пома". Последний заказ на лидеры последовал в апреле 1918 г., уже после того, как первые представители обоих типов вступили в строй. Более удачным оказался проект Торникрофта, поэтому все шесть запланированных кораблей относились к этому типу (первоначально два из них собирались строить по адмиралтейскому проекту). Последовавшее вскоре перемирие между воюющими сторонами помешало планам строительства последней серии. Заказы на постройку четырех еще не заложенных лидеров были аннулированы, лишь через несколько лет два оставшихся корабля были достроены в казенных верфях. Предвоенные модернизации:
Незадолго перед началом войны 40-мм автоматы были сняты со своих мест, не очень удачных в плане углов обстрела."Wallace" к началу войны прошел модернизацию по программе "WAIR".
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное — 1530 т (1480 т на кораблях, проекта Торникрофта), полное — 2130 т (2080 т на кораблях проекта Торникрофт).
Размеры: 97,5(пп)/101,3(нб)(97,0(пп)/97,2(нб) на кораблях проекта Торникрофта) х 9.7 (9,6 на кораблях проекта Торникрофта) х -/4.1 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Парсонс (на "Campbell", "Douglas", "Mackay" и "Malcolm"), ТЗА Браун-Кёртис (на остальных), 4 котла Ярроу (Р = 17.5 кг/см2)
Мощность: 40.000 л.с. (43.000 л.с. "Montrose" и "Stuart") Скорость: при неполной нагрузке: 36,5 узл., в полном грузу: 32 узл. (32,5 узл. на кораблях проекта Торникрофта)
Запас топлива (полный): 500 т (на всех)
Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)
Экипаж: 164 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
5х1 - 120-мм/45 орудий Mk.I в установках СР.IV
1х1 — 76-мм зенитная пушка в установке S.III
1х1 — 7,7-мм пулеметов "Максим"
Торпедное:
2х3 - 533-мм торпедных аппарата.
Противолодочное: 1 БС (на некоторых)
Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ.I
Лидеры постройки Торникрофта
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D84 |
KEPPEL |
Торникрофт |
.10.18 |
23.04.20 |
13.12.24 |
- |
D83 |
BROKE |
то же |
.10.18 |
16.09.20 |
15.04.25 |
- |
L64 |
WALLACE |
то же |
.08.17 |
20.10.18 |
29.01.19 |
С 10.38 по 06.39 прошел модерн. "WAIR" |
"Keppel" достроен на казенной верфи в Портсмуте, "Broke" достроен на казенной верфи в Пемброке.
Адмиралтейские лидеры
Бортовой номер |
Название |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Укомплектован |
Модернизации "WAIR", "LRE" |
D60 |
CAMPBELL |
Кэмел Лэрд |
10.11.17 |
21.09.18 |
21.12.18 |
- |
D90 |
DOUGLAS |
то же |
30.06.17 |
08.06.18 |
30.08.18 |
- |
D70 |
MACKAY |
то же |
05.03.18 |
21.12.18 |
19.05.19 |
- |
D19 |
MALCOLM |
то же |
27.03.18 |
29.05.19 |
14.12.19 |
- |
D01 |
MONTROSE |
Хоторн Лесли |
04.10.17 |
10.06.18 |
14.09.18 |
- |
D00 |
STUART (RAN) |
то же |
18.10.17 |
22.08.18 |
21.12.18 |
|