А. Дашьян. Корабли постройки межвоенного периода
До середины двадцатых годов в Англии не было заложено ни одного нового эсминца. Лишь бюджет 1924-25 годов предусматривал постройку двух эскадренных миноносцев, которые должны были стать образцами для последующих серийных кораблей этого класса. Заказ на их изготовление выиграли ведущие в области создания быстроходных кораблей фирмы Торникрофт и Ярроу. После завершения в 1926 году строительства "Эмезона" и "Эмбэскейда", созданных на основе проекта "Модифицированный W", в течение продолжительного времени проходили сравнительные испытания. Предпочтение было отдано торникрофтовскому ''Эмезону", послужившему основой для проектирования большого числа т.н. "межвоенных" эсминцев типов "А" - "1". Разработка проектов вновь строящихся эсминцев в то время проходила следующие стадии:
1. Морской штаб разрабатывал тактико-технические требования к эсминцу с учетом предложений командующих флотов.
2. Главный конструктор на основании представленных Морским штабом требований создавал эскизный проект, подлежащий утверждению на Совете Адмиралтейства.
3. После утверждения эскизного проекта разрабатывались рабочие чертежи и спецификации, которые также должны были утверждаться Советом Адмиралтейства. После этого в проект не допускалось внесения существенных исправлений. За межвоенный период было известно всего несколько случаев отступлений от этой практики.
Всего для ВМФ Великобритании по программам 1927-1935 гг. ежегодно строилось одна флотилия из 9 единиц, что, в результате, составило 9 серий практически однотипных кораблей, незначительно отличавшихся между собой размерами, ЭУ и составом вооружения.
Программа 1927 года, тип "А" - 9 кораблей. Основным отличием эсминцев этой программы от прототипов стал переход на новые полуавтоматические 120-мм (4,7-дюймовые) орудия Mk.IX в артустановках Mk.XIV и четырехтрубные торпедные аппараты Q.R.Mk.HI. В состав вооружения дополнительно введен "Двухскоростной трал для эсминцев", из-за чего пришлось отказаться от установки "Асдика" и существенно сократить запас ГБ. На одном из кораблей - "Эйкероне" - в опытном порядке были установлены экономичные высоконапорные котлы. Лидер флотилии был крупнее остальных эсминцев и нес на одно орудие больше.
Программа 1928 года, тип "В" - 9 кораблей. Повторение типа "А", за исключением замены трального вооружения противолодочным. В отличие от серии предыдущего год.., лидер имел те же размеры, что и остальные эсминцы.
Программа 1929 года, тип "С" - 5 кораблей (лидер и 4 эсминца). Несколько большие размеры .и мощность машин. Увеличен запас топлива. Зенитное вооружение усилено 76-мм полуавтоматической, пушкой. Тральное оборудование. Вместо устаревшего "прицела-директора для эсминцев (DDS)" внедрен полноценный ПУАС, иди как его именовали в Англии "директор для эсминцев (DCT)", связанный с индикатором управления огнем Адмиралтейского типа Mk.I.
Программа 1930 года, тип "D" - 9 кораблей. Повторение типа "С", тральное вооружение заменено усиленным противолодочным. Внедрены новые 12,7-мм (полудюймовые) пулеметы Mk.I.
Программа 1931 года, тип "Е" - 9 кораблей. Новые обводы корпуса, три котельных отделения вместо двух (при том же числе котлов), артустановки ГК Mk.XVII с углом возвышения орудий 40°, торпедные аппараты Q.R.Mk.VI. Из состава вооружения исключено 76-мм зенитное орудие. Несли одновременно как противолодочное, так и тральное оборудование. Два корабля оснащены оборудованием для постановки мин. Начиная с этого типа, лидер вновь превосходил по размерам эсминцы флотилии.
Программа 1932 года, тип "F" - 9 кораблей. Аналогичны кораблям программы 1931 года.
Программа 1933 года, тип "G" - 9 кораблей. Чуть меньшая версия типа "Е" - за счет некоторых изменений в ЭУ. Новые торпедные аппараты Q.R.Mk.VIII, на "Глоууорме" - прототип пятитрубного торпедного аппарата Mk.I.
Программа 1934 года, тип "Н" - 9 кораблей. Повторение предыдущей серии, за исключением перехода на артустановки ГК Mk.XVIII. На "Хируорде" проходила испытания новая спаренная 120-мм артустановка Mk.XIX. Два эсминца серии имели мостик со скошенной лобовой частью.
Программа 1935 года, тип "I" - 9 кораблей. Повторение кораблей программы 1934 года, но оснащены пятитрубными торпедными аппаратами Mk.I. Четыре корабля оборудованы для постановки мин.
Эсминцы типа "I" стали последними кораблями, ведущими свою родословную от типа "V" и построенными по программам Адмиралтейства. Начиная с программы 1936 года, британский флот перешел к строительству гораздо более крупных эсминцев типа "Трайбл", превосходивших своих предшественников по водоизмещению почти в полтора раза (1850 т против 1350 т).
Помимо "программных", британский флот пополнился еще десятью кораблями, относящимися к "межвоенному" типу. В 1929 году правительство Канады заказало Торникрофту два эсминца по несколько переработанному адмиралтейскому проекту. С началом войны у Бразилии и Турции были приобретены еще восемь кораблей, строившихся по незначительно измененному проекту типа "Н" (6 единиц для Бразилии) и "I" (2 единицы для Турции).
Всего за полтора десятилетия с 1926 по 1942 годы британский флот получил 87 таких кораблей. Для двадцатых годов они представлялись почти идеальным типом, однако к середине следующего десятилетия на фоне зарубежных, современников последние "межвоенные" эсминцы ("Н'' и "Г'') выглядели более, чем скромно: были меньше по размерам и. уступали в артиллерийской мощи большинству новейших кораблей своего класса – как зарубежной, так и английской (на экспорт) постройки. Причина длительного нежелания Адмиралтейства пойти на увеличение размеров подкреплялась экономическими соображениями, т.к. англичане относилось к этому классу кораблей как к "расходному" в бою материалу, поэтому одним из главных требований к ним была минимальная стоимость, позволяющая построить наибольшее число единиц. Строительство небольших и, в силу этого относительно недорогих эсминцев "межвоенного" типа позволяло Адмиралтейству при наименьших затратах обеспечивать пополнение флота новыми боевыми единицами в условиях урезанного Парламентом бюджета.
С сегодняшней точки зрения, эти корабли обладали недостаточным зенитным и противолодочным вооружением. Подобная оценка отчасти верна по отношению к зенитному вооружению эсминцев "межвоенного" типа, т.к. Адмиралтейство накануне войны исходило из ошибочной предпосылки, что зональное ПВО эскадры будут осуществлять крупные боевые корабли (конвойная служба эскадренных миноносцев в данный период вовсе не рассматривалась). В отношении же ПЛО (запас глубинных бомб от 6 до 20 штук) подобная оценка неверна - ведь и на эсминцах, построенных Великобританией уже в ходе войны по так называемой "чрезвычайной программе", запас глубинных бомб не превышал 30 штук, причем новые эсминцы обладали тем же "пятибомбовым залпом" (три ГБ с бомбосбрасывателя, и по одной с двух бомбометов). Другое дело, что подавляющее число "межвоенных" эсминцев в 1941-43 гг. были переориентированы для несения конвойной службы в Атлантике, в условиях которой кораблям эскорта приходилось выходить в атаки на подводные лодки противника не один и не два раза, для чего требовался запас не менее 70 глубинных бомб.
Прототипы программы 1924-25 годов
"AMAZON", "AMBUSCADE"
Краткое описание:
Первые эсминцы британского флота, спроектированные с учетом опыта Первой Мировой войны. Строились в экспериментальных целях для опробования ряда новшеств, в частности в области энергетики. На основании результатов испытаний этих кораблей планировалось уточнить элементы будущих серийных эсминцев британского флота.
Заказ на строительство прототипов выиграли Торникрофт и Ярроу, признанные мировые лидеры в области строительства эсминцев. Строителям была предоставлена полная свобода в проектировании. Оговаривалось лишь обязательное выполнение ряда условий по составу вооружения, скорости хода, мореходности и обитаемости. При том же вооружении, что и на кораблях типа "Модифицированный W", новые эсминцы должны были превосходить их в скорости на два - три узла (37 против 34-35), иметь большую величину надводного борта (2,6 против 1,9 м) и более просторный цельнометаллический мостик.
Энергетическая установка новых кораблей носила экспериментальный характер (гораздо сложнее и мощнее, чем на предшествующих типах), и, в силу этого, была существенно дороже. Важным нововведением стало выделение в самостоятельные турбин крейсерского и заднего хода. Если ТЗА эсминцев практически не различались между собой, то котельные установки "Эмезона" и "Эмбэскейда" имели ряд индивидуальных отличий. Ярроу в своем проекте пошел на повышение давления пара до 21 кг/см2 (по сравнению с 17,5 кг/см2 у типа "W"), в то время как Торникрофт, оставив давление на уровне предшествующего типа, применил перегрев пара.
В ходе проектирования в очередной раз проявились ставшие уже традиционными индивидуальные особенности каждой из фирм в подходе к созданию быстроходных кораблей. Прототипы оказались удачными и были достаточно близки по своим элементам, однако Ярроу смог решить поставленную задачу, уложившись в меньшее водоизмещение, и, благодаря этому, обошелся ЭУ меньшей мощности. В то же время "Эмезон" Торникрофта при большем на 200 тонн водоизмещении оказался дешевле соперника примерно на 9000 фунтов стерлингов. К тому же за счет больших размеров он несколько выигрывал в мореходности. На шестичасовых испытаниях оба корабля превысили контрактную скорость.
Победителем в соревновании был признан корабль Торникрофта, послуживший образцом для эсминцев, строившихся по программе 1927 года. Прототипы же еще долго использовались в роли опытных, т.к., в силу своей исключительности, они мало подходили для повседневной службы.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1173 т ("Ambuscade"), 1352 т ("Amazon"), полное - 1585 т ("Ambuscade"), 1812 т ("Amazon") Размеры:
93,6(пп)/97,2(вл)/98,1(нб)х9,5х2,7/3,0 м ("Ambuscade"), 95,0(пп)/97,2(вл)/98,5(нб)x9,6х2,9/3,4 м ("Amazon") Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Браун-Кертис с крейсерскими ТЗА Парсонса, 3 котла Ярроу (Р = 21 кг/см2 на "Ambuscade"), (Р = 18 кг/см2, с пароперегревом на "Amazon") Мощность: 42.000 л.с. ("Amazon"), 35.500 л.с. ("Ambuscade")
Скорость: при неполной нагрузке - 37 узл., в полном грузу - 32 узл.
Запас топлива (полный): 433 т ("Amazon"), 385 т ("Ambuscade")
Дальность плавания (при скорости): 3400 миль (15 узл.) ("Amazon"), 3310 миль (15 узл.) ("Ambuscade")
Экипаж : 138 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.I в установках CP.Mk.VI
2x1 - 40-мм зенитных автомата ("двухфунтовых пом-пома")
Торпедное:
2x3 - 533-мм торпедных аппарата
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (15-20 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ.I
Прибор управления арт. огнем (ПУАО) - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)
Лидер программы 1927 года. Тип "А"
"CODRINGTON"
Краткое описание:
Первые проработки проекта лидера флотилии типа "А" относятся к лету 1926 года. Отправной точкой для них послужили построенные еще в годы Первой Мировой войны корабли типов "Шекспир" и "Скотт". После обобщения рекомендаций Морского штаба, был подготовлен предварительный проект корабля полным водоизмещением 2450 т, длиной между перпендикулярами 114,3 м, скоростью 37 узлов при мощности 52.000 л.с. Вооружение должно было состоять из пяти 120-мм орудий Mk.I, таких же, что и на старых лидерах и прототипах программы 1924/25 годов. В остальном лидер должен был соответствовать эсминцам программы 1927 года. Чрезмерные с точки зрения лордов Адмиралтейства размеры, водоизмещение и стоимость проекта послужили причиной отказа от его дальнейшей разработки. Вместо этого в мае 1927 года на рассмотрение Совета Адмиралтейства был представлен эскизный проект гораздо более скромного корабля, длина которого сократилась на 13,1 м, уменьшилось водоизмещение, мощность и состав энергетической установки (число котлов сократилось с четырех до трех). Состав вооружения остался прежним, лишь вместо орудий модели Mk.I предусматривались полуавтоматические Mk.IX (некоторое время в спецификации фигурировали Mk.VII, одно из которых должно было иметь угол возвышения 60°). После внесения незначительных изменений эскизный проект утвердили, и уже в ноябре 1927 года были готовы рабочие чертежи.
Законченный в начале 1930 года, "Кодрингтон" развил 37,74 узл., однако незадолго до окончания оговоренного контрактом шестичасового пробега в ТЗА появился шум, и испытания были прекращены. На повторных испытаниях скорость составила 35,14 узл. После года службы ТЗА прошел модернизацию, в ходе которой в турбинах высокого давления была удалена одна ступень.
Существенным недостатком "Кодрингтона" стала худшая по сравнению со стандартными эсминцами типа "А" маневренность. Диаметр циркуляции на полном ходу у лидера превосходил аналогичный показатель эсминца примерно на 350 метров.
Предвоенные модернизации:
Незадолго до начала Второй Мировой войны устаревшие торпеды модели Mk.V заменили на Mk.IX.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1540 т, полное - 2012 т
Размеры: 101 ,2(пп) / 104,5(нб)х10,3х3,4/ 3,7 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Парсонса , 3 Адмиралтейских котла (Р = 21,0 кг /см2, Т = 315° С)
Мощность: 40.000 л. с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35 узл., в полном грузу - 32 узл.
Запас топлива (полный): 430 т
Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)
Маневренность: диаметр циркуляции около 900 м
Экипаж: 185 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.1
ПУАО - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)
Эскадренные миноносцы программы 1927 года. Тип "А"
"ACASTA", "ACHATES", "ACHERON", "ACTIVE", "ANTELOPE", "ANTHONY", "ARDENT", "ARROW"
Краткое описание:
После постройки двух прототипов в 1926 году Адмиралтейство приступило к определению предварительных требований к серийным эсминцам, которые должны были строиться по программе 1927 года. В качестве отправной точки для проектирования принимался "Эмезон". Первоначально предметом дискуссий стала дальность плавания новых кораблей, т.к. Морской штаб настаивал на необходимости обеспечить эсминцам при скорости 16 узлов радиус действия в 2000 миль, имел неприкосновенный запас топлива на 24 часа хода при 2/3 мощности. Против столь радикального предложения выступил главный кораблестроитель Уильям Берри, отметивший, что для достижения подобной дальности потребуется увеличить запас топлива на 200 т, а полное водоизмещение превысит 2200 т. Для конца двадцатых годов подобное водоизмещение для эсминца казалось чрезмерным, поэтому представителям Морского штаба пришлось проявить большую скромность в своих пожеланиях, ограничившись 1500 милями при 16 узлах и резерве на 12 часов полного хода. Однако теперь в дополнение к требованиям по дальности они настаивали на изменении состава вооружения, заменив старые трехтрубные торпедные аппараты четырехтрубными, и придания одному из 120-мм орудий угла возвышения 60°. В августе 1926 года началась работа по подготовке эскизного проекта, законченного лишь в мае следующего года. За это время в проект была внесена масса изменений, зачастую исключающих друг друга. В октябре 1926 года по предложению штаба рассматривалась возможность усиления вооружения новыми пятитрубными торпедными аппаратами, работы по созданию которых только еще разворачивались. Тогда же в состав вооружения были включены новые полуавтоматические 120-мм/45 орудия Mk.IX в палубных установках Mk.XIV, заменившие орудия того же калибра Mk.I с поршневым затвором. Кроме того, помимо противолодочного ("Асдик", 2 БМ и 4 БС, 8 ГБ) добавилось еще и тральное оборудование - т.н. "двухскоростной трал для эсминцев" (TSDS).( "Двухскоростной трал для эсминцев" представлял из себя параван-трал, позволявший эсминцу осуществлять движение со скоростью 20 узлов, в два раза быстрее, чем. с предыдущим, типом трала.) Уже на стадии подготовки рабочих чертежей от двух бортовых бомбометов и "Асдика" пришлось отказаться из опасения перегрузки и чрезвычайной загроможденности квартердека.
Архитектура и основные размеры корпуса не претерпели существенных изменений относительно "Эмезона", лишь из-за возросшего веса вооружения (135 т против 91 т) пришлось увеличить ширину корпуса на 23 см с целью сохранения на неизменном уровне величины метацентрической высоты. Кроме того, для уменьшения заливаемости мостика и ходовой рубки его сдвинули в сторону кормы на несколько метров. В окончательном виде новый эсминец должен был развивать в полном грузу (около 1800 т) скорость 31,75 узла, хотя на ранних стадиях проектирования ожидалось достижение 33 узл.
В начале мая 1927 года эскизный проект был одобрен Советом Адмиралтейства. Носившую экспериментальный характер энергетическую установку прототипа существенно упростили, отказавшись от самостоятельных турбин крейсерского хода, вместо которых в корпусе турбин высокого давления предусмотрели ступени аналогичного назначения. Хотя в результате этого снизилась экономичность и общая мощность энергоустановки, одновременно возросла эксплуатационная надежность. За счет более простой машины цена новых эсминцев оказалась на 15-20% ниже, чем у "Эмезона".
В июне 1927 года Уильям Берри принял решение оборудовать в опытном порядке один или два корабля программы 1927 года высоконапорными котлами. На выбранном для этой цели "Эйкероне" применили энергоустановку, потребляющую пар, перегретый до температуры 40°С при повышенном до 35 кг/см2 давлении. ЭУ имела сложную тепловую схему, т.к. помимо турбин высокого и низкого давления (как на остальных кораблях серии) включала в свой состав две турбины среднего давления, имевшими ступени крейсерского хода.
На испытаниях машина "Эйкерона" показала себя весьма экономичной (часовой расход топлива на одну л.с. составил всего 276 грамм нефти против 368 грамм у однотипного "Эрроу"), однако из-за сложности в обслуживании и низкой эксплуатационной надежности Адмиралтейство отказалось от внедрения подобной ЭУ на серийных эсминцах.
Скорость эсминцев на шестичасовых испытаниях варьировалась от 35 узл ("Акейтес") до 36,31 узл. ("Энтони").
Предвоенные модернизации:
До начала Второй Мировой войны состав вооружения эсминцев типа "А" не претерпел сколько-нибудь существенного изменения - лишь в 1939 г. взамен устаревших торпед модели Mk.V они получили более совершенные Mk.IX или Mk.IX.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1350 т, полное - от 1747 до 1796 т
Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл)/98,5(нб)х9,8х3,4/3,7 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Парсонса (Браун-Кертис на "Acasta" и "Achates"), 3 котла Ярроу (Р = 19,2 кг/см2, Т = 315°С) на "Anthony" и "Ardent", 3 котла Торникрофта (Р = 35 кг/см2, Т = 40°С) на "Acheron", 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С) на остальных
Мощность: 34.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,25 узл., в полном грузу - 31,75 узл.
Запас топлива (полный): 388 т
Дальность плавания (при скорости): 4800 миль (15 узл.)
Маневренность: диаметр циркуляции около 550 м
Экипаж : 138 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
Торпедное:
2x4 — 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.1 ПУАО — "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)
Эскадренные миноносцы и лидер программы 1928 года. Тип "В"
"KEITH" (лидер), "BASILISK", "BEAGLE", "BLANCHE", "BOADICEA", "BOREAS", "BRAZEN", "BRILLIANT", "BULLDOG"
Краткое описание:
Первоначально планировалось, что эсминцы программы 1928 года станут повторением предыдущего типа "А", в состав вооружения которого будут внесены изменения в соответствии с рекомендациями Морского штаба. Предполагалось заменить четырехтрубные торпедные аппараты на новые пятитрубные, рассчитанные под гораздо более мощные торпеды, а в дополнение к тральному оборудованию разместить еще и аппаратуру для постановки дымовой завесы и значительно усилить противолодочное вооружение. Во избежание значительного роста водоизмещения и стоимости по сравнению с типом "А" в случае претворения в жизнь этого плана предполагалось по рекомендации Морского штаба снять одно из кормовых 120-мм орудий. Однако, практически ни одно из этих нововведений не было внедрено: работы над новыми торпедными аппаратами продвигались гораздо медленнее, чем ожидалось первоначально, поэтому на кораблях "флотилии 1928 года" возвратились к четырехтрубным аппаратам, но более поздней модификации - QR.III. Их меньший вес позволил восстановить четвертое орудие главного калибра, однако от размещения на борту одновременно и противолодочного, и трального вооружения по весовым соображениям пришлось отказаться. Так как корабли программы 1927 года несли двухскоростные тралы, на типе В преимущество было отдано противолодочному оружию. Рабочие чертежи, включающие все перечисленные изменения, Совет Адмиралтейства утвердил в ноябре 1928 года.
На одном из кораблей типа - "Бульдоге" - после окончания постройки некоторое время проходила испытания в морских условиях новая артиллерийская установка Mk.XIII под 120-мм орудие Mk.IX, позволявшая вести огонь с углом возвышения 60°. Установка оказалась неудачной из-за низкой надежности и вскоре была снята и заменена на стандартную.
В отличие от кораблей программы 1927 г., лидер которой - "Кодрингтон" - заметно превосходил размерами и вооружением соответствующие ему эсминцы, "Кит", лидер программы 1928 года, практически не отличался от соответствующих ему эсминцев и был дешевле своего предшественника на 30.000 фунтов стерлингов. Расплачиваться пришлось числом орудий ГК - если предшествующие типы лидеров имели по пять орудий, то "Кит" по проекту располагал всего тремя. Это вызвало сопротивление со стороны флотских артиллеристов, т.к. лидер оказался даже слабее эсминцев своей флотилии (первоначально и они должны были иметь по три орудия, но к моменту подписания рабочих чертежей уже восстановили нормальное число орудий ГК). Лишь летом 1929 года, уже после выдачи заказа на строительство, этот недостаток был устранен и четвертое орудие заняло свое обычное место. В результате, на лидере не оказалось достаточно места для размещения всего штаба флотилии и пришлось один из эсминцев серии - "Бланч" - оборудовать как дивизионный лидер.
На шестичасовых испытаниях скорость кораблей типа "В" составляла от 34,32 узл. ("Кит") до 35,95 узл. ("Бэзилиск").
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1360 т (ЭМ), 1400 т (лидер), от 1770 до 1815 т (ЭМ), 1821 т (лидер)
Размеры: 95,1(пп)/97,5(вл)/98,5 (лидер - 98,6) (нб)х 9,8x3,4/3,7 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Ларсонса (Браун-Кертис на "Basilisk" и "Beagle"), 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С).
Мощность: 34.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке -35,25 узл., в полном грузу - 31,75 узл.
Запас топлива (полный): 390 т
Дальность плавания (при скорости): 4800 миль (15 узл.)
Маневренность: диаметр циркуляции около 550 м Экипаж : 138 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: отсутствует
"Bulldog" оснащен оборудованием для постановки дымовой завесы
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.I ПУАО - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)
Эскадренные миноносцы для ВМС Канады заказа 1929 года. Тип "АС"
"SAGUENAY", "SKEENA"
Краткое описание:
Заказаны в январе 1929 года для канадских ВМС. Проект разработан на базе адмиралтейского типа "А", но с рядом изменений, продиктованных спецификой возможной службы как в северных широтах, так и в субтропиках. Корпус был усилен для возможности плавания в битом льде и стал шире на 76 мм, что позволило без риска потери остойчивости нести на верхней палубе и надстройках 50-60 т льда. Надстройка получила более закрытую форму в сравнении со стандартными эсминцами британского флота.
В плане ЭУ канадские эсминцы отличались от типа "А" тем, что для увеличения дальности хода имели самостоятельные турбины крейсерского хода (вместо крейсерских ступеней) и увеличенный на 50 т запас топлива.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1337 т, полное - 1805 т
Размеры: 94,2(пп)/97,5(вл)/97,9(нб)х9,9)х3,4/3,7 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С)
Мощность: 32000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,0 узл., в полном грузу - 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 440 т
Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)
Экипаж : 138 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата
1x1 - 7,7-мм пулемет
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления артогнем: Трехметровый дальномер MQ.I
ПУАО - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)
Эскадренные миноносцы и лидер программы 1929 года. Тип "С":
"KEMPENFELT" (лидер), "RESTIGOUCHE" (бывш. "Comet"), "OTTAWA" (бывш. "Crusader"), "ERASER" (бывш. "Crescent"), "St. LAURENT" (бывш. "Cygnet")
Краткое описание:
Заказу кораблей программы 1929 года предшествовало длительное обсуждение их проекта. В целом, корабли типов "А" и "В" удовлетворяли требованиям как Морского штаба, так и командующих флотами, но высказываемые ими пожелания по улучшению отдельных черт этих кораблей зачастую шли вразрез друг с другом. Так, крупные разногласия вызывал вопрос усиления зенитного вооружения: если представители штаба настаивали на введении в состав вооружения 76-мм зенитной пушки, то командующий флотом считал достаточным придать одному из орудий ГК угол возвышения в 40°. Многочисленные споры вызывало вспомогательное оборудование и количество боезапаса, при этом все заинтересованные стороны сходились на том, что корабли новой программы должны иметь увеличенную по сравнению с типами "А" и "В" дальность плавания и новые приборы управления артиллерийским огнем.
После согласования необходимых изменений эскизный проект был утвержден Советом Адмиралтейства в июне 1929 года. Увеличение дальности плавания обеспечивалось большим на 20% запасом топлива. Во избежание потери скорости из-за несколько возросших размеров и водоизмещения мощность машин была доведена до 36.000 л.с.
Появление на типе "С" нового ПУАО ("директор для эсминцев" Mk.I) привело к увеличению размеров надстройки, отличавшейся своеобразной "расщепленностью", т.к. штурманская рубка, служащая основанием ПУАО, отстояла от ходового мостика на некотором расстоянии (это достаточно хорошо заметно на боковых фотографиях эсминцев данного типа).
Начиная с кораблей программы 1929 года, обновился состав зенитного вооружения. Уже на стадии рабочего проектирования "двухфунтовые" автоматы заменила 76-мм пушка, а вместо легких пулеметов предполагалось установить новейшие счетверенные 12,7-мм пулеметы "Виккерс" Mk.I. К сожалению, к моменту окончания строительства кораблей они все еще не были доведены и, чтобы не затягивать готовность эсминцев, пришлось обратиться к опробованным "пом-помам", которые, в результате, остались в составе вооружения, но перекочевали с позиции между дымовыми трубами (где теперь стояла 76-мм пушка) на палубу полубака.
В остальном тип "С" мало отличался от своих предшественников. Так как на предыдущем типе "В" преимущество было отдано противолодочному вооружению, корабли заказа 1929 года получили в ущерб ПЛО тральное оборудование, аналогично типу "А". Единственным отличием стало то, что несколько большие размеры кораблей типа "С" позволили сохранить в составе вооружения "Асдик".
Лидер "Кемпенфелт" продолжил зародившуюся в 1928 году на типе "В" тенденцию к стандартизации лидера и эсминцев одной программы. Он отличался лишь несколько увеличенной кормовой надстройкой с дополнительными помещениями для штаба командира флотилией. Противолодочное и тральное вооружение не устанавливалось с целью снижения' нагрузки. Эскизный проект был одобрен в мае 1929 года, а в ноябре были утверждены рабочие чертежи и спецификация. Незадолго до окончания постройки "Кемпенфелт" выбрали для испытаний нового 130-мм/50 (5,1-дюймового) орудия. В марте 1932 года оно в стандартной палубной установке Mk.XIV было поставлено в позиции "В" и в течение некоторого времени проходило испытания в морских условиях, после чего было заменено на штатное 120-мм орудие.
Планировалось заказать 9 единиц этого типа (8 эсминцев и лидер), причем один дивизион должен был строиться по проектам частных фирм (как это практиковалось ранее, например, с типом "V"). Разразившийся в 1929 году экономический кризис нарушил планы Адмиралтейства - из-за недостатка средств в конце января 1930 года от строительства "частного" дивизиона отказались, и в программе 1929 года насчитывалось всего 5 кораблей. По той же причине два из четырех эсминцев строились на государственных верфях, что предопределило задержку их готовности - сказался недостаток опыта, т.к. до этого момента эсминцы строились только на частных верфях.
В 1935-36 годах на "Крусейдере" проходила испытания счетверенная 40-мм зенитная установка с силовым приводом.
Усеченная серия 1929 года не укладывалась в принятую организацию миноносных сил и после нескольких лет службы в британском ВМФ все корабли были переданы канадскому флоту: "Сигнет" и "Кресент" в 1937, а "Крусейдер" и "Комет" - в 1938 году. Лидер поднял канадский флаг уже после начала войны.
Предвоенные модернизации:
В 1936-38 годах на всех кораблях типа "С" 76-мм зенитная пушка была демонтирована, а на ее место перенесли "пом-помы" с палубы полубака.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1375 т (ЭМ), 1390 т (лидер), полное - от 1865 до 1914 т (ЭМ), 1901 т (лидер)
Размеры: 96,9(пп)/99,4(вл) / 100,3(нб)х10,1x3,4/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С) на ЭМ, 3 котла Ярроу (Р = 21,7 кг/см2) на лидере
Мощность: 36.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 32 узл.
Запас топлива (полный): 473 т
Дальность плавания (при скорости): 5500 миль (15 узл.)
Маневренность: диаметр циркуляции около 580 м
Экипаж : 145 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: "Асдик", 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (только на эсминцах)
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Эскадренные миноносцы и лидер программы 1930 года. Тип "D"
"DUNCAN" (лидер), "DARING", "DIANA", "DIAMOND", "DEFENDER", "DAINTY", "DECOY", "DELIGHT", "DUCHESS"
Краткое описание:
В мае 1930 года Первый морской лорд адмирал Филд принял решение о том, что корабли программы 1930 года станут повторением типа "С", но с противолодочным вооружением вместо трального. От возникшей в конце 1929 года идеи усилить артиллерийское вооружение эсминцев за счет перехода на 130-мм орудия (впоследствии проходившего испытания на лидере типа "С" - "Кемпенфелт") отказались. Помимо того, что снаряд из-за большего веса был неудобен при заряжании, Адмиралтейство не хотело провоцировать на увеличение калибра артиллерии эсминцев флотов других стран (в то время лишь во Франции оснащали свои эсминцы орудиями калибром свыше 120 мм). Немаловажным аргументом против перехода на более крупный калибр являлось неизменно связанное с этим уменьшение боекомплекта, в то время как у уже существующих эсминцев со 120-мм орудиями он представлялся недостаточным (по 190 выстрелов на ствол, чего, по мнению Адмиралтейства, хватало всего на 35 минут боя).
Рабочие чертежи и спецификация эсминцев типа "D" были утверждены Советом Адмиралтейства в начале октября 1930 года. По сравнению с первоначальным проектом в состав вооружения ввели 76-мм зенитную пушку, а "пом-помы", наконец, заменили так долго разрабатывавшимися 12,7-мм счетверенными пулеметами "Виккерса". В отличие от типа "С", на которых "пом-помы" стояли на палубе полубака, на новых кораблях для размещения "Виккерсов" выбрали увеличенные крылья мостика, опирающиеся на массивные стальные трубы диаметром 60 см. На типе "D" надстройка избавилась от экзотической "расщепленности", приобретя более привычную форму.
Из-за неготовности достаточного количества 12,7-мм пулеметов "Виккерс", часть кораблей ("Дэринг", "Дайана", "Дайамонд" и "Дефендер") пришлось оснастить старыми двухфунтовыми "пом-помами".
В начале февраля 1931 года Совет Адмиралтейства принял решение о строительстве лидера флотилии на казенной верфи в Портсмуте. Присвоив кораблю имя "Данкэн", Адмиралтейство положило начало традиции давать лидерам название с той же буквы, что и остальным кораблям типа. Эсминцы "Дэринг" и "Декой" оборудовали как дивизионные лидеры.
На испытаниях корабли превысили контрактную скорость, "Дэринг" достиг на шестичасовых испытаниях 37,85 узл.
Предвоенные модернизации:
В 1936 году на всех кораблях типа "D" 76-мм зенитная пушка была демонтирована.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1375 т (ЭМ), 1400 т (лидер), полное - 1890 т (ЭМ), 1942 т (лидер)
Размеры: 96,9(пп) /99,4(вл) / 100,3(нб)х10,1x3,4/3,8 м
Энергоустановка:
Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С)
Мощность: 36.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 32 узл.
Запас топлива (полный): 473 т
Дальность плавания (при скорости): 5870 миль (15 узл.), 1250 миль (полный ход)
Маневренность: диаметр циркуляции около 580 м
Экипаж : 145 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV
2x1 - 40-мм зенитных автомата на "Daring", "Diana", "Diamond" и "Defender"
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I на "Duncan', "Dainty", "Decoy", "Delight" и "Duchess"
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет. "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Эскадренные миноносцы программы 1931 года. Тип "Е"
"ENCOUNTER", "ELECTRA", "ESCORT", "ECHO", "ECLIPSE", "ESK", "ESCAPADE", "EXPRESS"
Краткое описание:
При обсуждении проекта эсминцев программы 1931 года, Совет Адмиралтейства высказал пожелание оснастить эти корабли в дополнение к штатному вооружению выбранного в качестве образца типа "С" еще и оборудованием для минных постановок. Первоначально планировалось оборудовать подобным образом все эсминцы флотилии, однако, в связи с отсутствием опыта эксплуатации нового привода постановки мин, в апреле 1931 года последовало решение ограничиться лишь двумя заградителями. Остальные шесть кораблей должны были стать повторением типов "С" и "D" с тральным оборудованием (TSDS). В июне был утвержден эскизный проект стандартного эсминца, а месяц спустя - эсминца-минзага. В последнем случае предполагалась возможность нести 60 мин модели Mk.XIV при снятии для уменьшения нагрузки двух орудий главного калибра, обоих торпедных аппаратов и трального оборудования. В остальном корабли типа "Е" должны были мало отличаться от своих предшественников, если не считать незначительного увеличения из-за возросшего запаса боеприпасов полного водоизмещения до 1915 т, что уменьшило скорость хода в полном грузу на четверть узла.
Главные изменения, предопределившие существенное отличие типа "Е" от предшествующих типов, начали вноситься уже на стадии разработки рабочих чертежей. Нововведением стало деление второго котельного отделения водонепроницаемой переборкой на два меньших по объему. Это положительно сказалось на живучести. Таким образом, котельных отделений стало три - по числу котлов.
Улучшение обводов корпуса, достигнутое после многократных протяжек модели в опытовом бассейне в Хэсларе, позволило скомпенсировать ожидаемое падение скорости из-за возросшего водоизмещения.
Последующие изменения проекта касались состава вооружения. В конце 1931 года, после проведенного в Адмиралтействе исследования возможных сценариев будущей войны был сделан вывод о необходимости отойти от предшествующей практики строительства чисто тральных и противолодочных флотилий эсминцев. Ограничение Лондонской морской конференцией суммарного тоннажа британских эсминцев 150 тыс. тонн не позволяло иметь в этом случае достаточного числа кораблей с противолодочным вооружением. В связи с этим, было решено, начиная с проектируемого типа "Е", оснащать все вновь строящиеся эсминцы как тральным, так и противолодочным вооружением.
Рабочие чертежи и спецификация типа "Е" были представлены Совету Адмиралтейства в феврале 1932 года. Уже после их утверждения разгорелся спор в отношении состава зенитного вооружения новых эсминцев. Первоначально запланированная к установке между дымовыми трубами 76-мм пушка НА.II по предложению Контролера Адмиралтейства вице-адмирала Роджера Бэкхауса исключалась из спецификации, а на ее место с мостика переносились 12,7-мм счетверенные пулеметы. Благодаря подобному решению, появилась возможность перенести на срез полубака шлюпку и катер с верхней палубы, освободив последнюю для приема мин (хотя в качестве минзагов были выбраны лишь два эсминца, не исключалась возможность в будущем оснащения подобным образом и остальных кораблей типа "Е"). Против подобного ослабления средств ПВО выступал адмирал Филд, по настоянию которого 76-мм пушка и появилась в составе вооружения эсминцев программ 1929 и 1930 годов. По мнению же Бэкхауса, ценность подобной артсистемы при отсутствии соответствующих приборов управления зенитным огнем была весьма незначительна, т.к. в этом случае возможно ведение лишь заградительного огня, для чего одной пушки явно недостаточно. С точки зрения Бэкхауса, защиту соединения боевых кораблей от налетов вражеской авиации должны были взять на себя крупные корабли, а также палубная авиация.
В конечном счете, Адмиралтейство приняло "соломоново решение" - от 76-мм зенитной пушки отказались, одновременно постановив переработать проект с целью увеличения угла возвышения орудий главного калибра с 30° до 40°.
Новая палубная артустановка Mk.XVII обеспечивала больший угол возвышения за счет весьма оригинального приема. Вокруг установки в палубе имелся кольцевой колодец диаметром чуть более двух метров и глубиной примерно 35 см. При стрельбе по надводным целям это углубление закрывалось специальными металлическими щитами. При больших углах возвышения щиты снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной балансировкой, устраняя риск удара зарядного лотка о палубу. Подобная конструкция впоследствии вызвала ряд критических замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась на трех типах эсминцев, вплоть до появления на типе "Н" более совершенных установок Mk.XVIII.
Хотя, начиная с кораблей программы 1931 года, лидер вновь приобрел увеличенные по сравнению с эсминцами размеры, Адмиралтейство сохранило практику оборудовать часть последних в качестве дивизионных лидеров. Тип "Е" уникален тем, что вместо двух подобным образом оборудовали сразу три корабля: "Эхо", "Эскапейд" и "Эск".
Заказ на постройку эсминцев программы был выдан в ноябре 1932 года со сроком сдачи через 24 месяца. На испытаниях все превысили контрактную скорость в среднем на узел. Наилучший результат был у "Эклипса". При мощности 36.093 л.с. он в течение шести часов держал среднюю скорость в 37,56 узл.
Эскадренные миноносцы программы 1932 года. Тип "F"
"FIREDRAKE", "FEARLESS", "FORTUNE", "FOXHOUND", "FAME", "FURY", "FORESTER", "FORESIGHT"
Краткое описание:
Корабли типа "F" по решению Совета Адмиралтейства стали повторением типа "Е" без каких-либо изменений в проекте. Заказ на их строительство был выдан одновременно с эсминцами программы 1931 года. В качестве дивизионных лидеров оборудованы "Фирлесс" и "Форчэн". Наилучших результатов на испытаниях достигли "Фирлесс" и "Форсайт", превысившие 37-узловый рубеж.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1405 т, полное — 1940 т (тип "Е"), 1901 т (тип "F)"
Размеры: 97,0(пп)/99,4(вл)/ 100,3(нб)х10,1x3,5/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса (Браун-Кертис на "Fortune" и "Foxhound"), 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).
Мощность: 36.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл , в полном грузу — 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 470 т ("Esk" - 480 т)
Дальность плавания (при скорости): 6350 миль (15 узл.), 4290 миль (20 узл.), 1285 миль (полный ход)
Экипаж : 145 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.l
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VI (VII на типе "F")
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS
Минное: 60 мин Mk.XIV (только "Esk" и "Express") "Encounter", "Electro.", "Escort", "Eclipse", "Fame", "Fury", "Forester" и "Foresight" оснащены оборудованием для постановки дымовой завесы
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.l
Лидер программы 1931 года. Тип "Е"
"EXMOUTH"
Краткое описание:
После постройки трех флотилий (программ 1928, 1929 и 1930 годов), у которых лидеры были тех же размеров, что и эсминцы, лорды адмиралтейства на собрании в октябре 1930 года пришли к решению отойти от сложившейся практики. Все новые лидеры должны были превосходить соответствующие им эсминцы и обладать несколько большей скоростью хода. В апреле следующего года Совет Адмиралтейства определил, что лидер программы 1931 года станет улучшенным типом "Кодрингтон,", проект которого будет переработан в сторону увеличения запаса топлива и большей на пол-узла скоростью хода. По требованию вице-адмирала Бэкхауса, дополнительно к основному разрабатывался альтернативный проект с тремя котельными отделениями. Одновременно разрабатывался проект с двумя машинными отделениями, однако очень скоро выяснилось, что в этом случае из-за большей длины корпуса ухудшалась маневренность, на 15 тыс. фунтов стерлингов возрастала стоимость и увеличивался экипаж, поэтому от подобного варианта отказались.
Эскизные проекты были представлены на рассмотрение Совету Адмиралтейства в июне 1931 года. Стандартное водоизмещение варианта с двумя котельными отделениями составляло 1470 т, с тремя - 1495 т, длина возросла по сравнению с оригиналом на 1,8 м, мощность машин 38.000 л.с., вооружение аналогично принятому на "Кодрингтоне", с добавлением двух 76-мм зенитных пушек. Минное или тральное вооружение не предусматривалось.
Контролер выбрал второй вариант, настоятельно рекомендуя в будущем строить эсминцы и лидеры только с подразделением котельной группы на три независимых отсека. Критике подвергся состав вооружения - предлагалось ограничиться одним 76-мм орудием вместо двух, добавив тральное оборудование. Замечания представителей штаба касались в первую очередь большой длины - память об отвратительной маневренности "Кодрингтона" по сравнению с эсминцами типа "А" была еще свежа.
После учета большинства замечаний эскизный проект утвердили. Рабочие чертежи должны были быть готовы к ноябрю, когда планировалось выдать наряд на постройку портсмутской казенной верфи.
В ходе подготовки рабочих чертежей в проект лидера были внесены те же изменения, что и в проект эсминца. 76-мм зенитная пушка исчезла из спецификации, а установки главного калибра Mk.XIV с углом возвышения 30° заменили на модель Mk.XVII, обеспечивающую возвышение 40°. Тральное оборудование исключили из состава вооружения уже в ходе постройки.
Подготовительные работы на верфи начались 1 ноября 1932 года, спустя ровно год и три месяца корпус сошел на воду. Хотя в ходе постройки выяснилось превышение спецификационного веса корпуса на 10 т, машина оказалась легче на 26 т, что привело к уменьшению стандартного водоизмещения с 1515 т до 1495. На испытаниях в сентябре 1934 года лидер не смог развить контрактную скорость, недобрав почти узел, хотя мощность на 490 л.с. превысила заявленную в спецификации.
Лидер программы 1932 года. Тип "F"
"FAULKNOR"
Краткое описание:
Лидер программы 1932 года по решению Совета Адмиралтейства повторял проект корабля предыдущего типа без каких-либо изменений. Заказ на строительство был выдан фирме Ярроу в ноябре 1932 года. За счет более высокой культуры производства "Фолкнор", в отличие от построенного на казенной верфи "Эксмута", превысил контрактную скорость на узел. Стандартное водоизмещение "Фолкнера" было меньше спецификационного на 44 т.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1495 т ("Exmouth"), 1475 т ("Faulknor"), полное - 2049 т ("Exmouth"), 2009 т ("Faulknor")
Размеры: 101,0(пп) / 103,6(вл) / 104,5(нб)х10,3х3,5/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С)
Мощность: 38.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 490 т
Дальность плавания (при скорости): 6500 миль (15 узл.), 1500 миль (полный ход)
Экипаж : 175 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VI (на "Faulknor" - VII)
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: отсутствует.
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Эскадренные миноносцы программы 1933 года. Тип "G"
"GALLANT', "GARLAND", "GIPSY", "GLOWWORM", "GRAFTON", "GRENADE", "GREYHOUND", "GRIFFIN"
Краткое описание:
Обсуждение тактико-технических требований к эсминцам очередной программы (1933 года) происходило в июне 1933 года. Эти корабли должны были стать повторением предшественников типа "Е", в проект которых по рекомендации Морского штаба вносились некоторые изменения в сторону уменьшения водоизмещение и усиления торпедного вооружения.
Опыт повседневной службы эсминцев ранних программ показал, по мнению штаба, возможность отказаться от специальных турбин крейсерского хода (вернее ступеней крейсерского хода в общем корпусе). При незначительном сокращении дальности плавания это позволяло повысить надежность и упростить ТЗА, а также сократить длину машинного отделения.
По опыту учений на Средиземном море в мае 1933 года Морским штабом был сделан вывод о необходимости усиления торпедного вооружения новых эсминцев за счет перехода на пятитрубные торпедные аппараты. От очередной попытки внедрить на британских эсминцах 130-мм орудие, после некоторого размышления, отказались, т.к. уже имелся неудачный опыт эксплуатации подобной артсистемы на лидере "Кемпенфелт". Основным недостатком считалась низкая боевая скорострельность, обусловленная большим весом снаряда (почти 32 кг).
Эскизный проект типа "G", составленный с учетом рекомендаций Морского штаба, был подготовлен летом 1933 года. Размерения корпуса, за счет более короткого машинного отделения и отказа от переборки между первым и вторым котельными отделениями, оказались аналогичными типу "А". Уменьшение размеров и водоизмещения позволило снизить мощность ЭУ с 36 до 34 тыс. л.с. В остальном внутреннее расположение и состав вооружения повторяли тип "Е". Из-за отсутствия практического опыта использования пятитрубных торпедных аппаратов решено было ограничиться оснащением ими только одного корабля серии.
Рабочие чертежи и спецификация были утверждены Советом Адмиралтейства в ноябре 1933 года, контракты на постройку заключены в марте следующего года. Представители фирмы Файрфилд предлагали оснастить один из своих эсминцев ("Джипси") экспериментальными котлами Джонсона, имевшими меньшие размеры и вес по сравнению с существующими адмиралтейскими и обеспечивавшими более высокие параметры пара (Т = 339°С). При всей заманчивости. Адмиралтейство отказалось от предложения Файрфилда, т.к. отсутствовал опыт применения подобных котлов на кораблях британского флота.
Внешне эсминцы типа "G" отличались от своих предшественников наличием треногих мачт. Ранее подобная конструкция была опробована на двух эсминцах типа "Е" ("Зек" и "Экспресс") и показала свое преимущество перед обычными однодревковыми мачтами.
На испытаниях корабли развили от 34,69 ("Гарленд") до 35,68 узл. ("Грейхаунд").
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
стандартное - 1350 т, полное -1854 т ("Glowworm" - 1859 т)
Размеры: 5,1 (пп) /97,5(вл) /98,5(нб)х 10,1x3,4/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С)
Мощность: 34.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке -35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 470 т
Дальность плавания (при скорости): 5530 миль (15 узл.), 2950 миль (20 узл.), 1270 миль (полный ход)
Экипаж : 145 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VIII (на "Glowworm" - два 533-мм пятитрубный торпедных аппарата PR.1)
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Лидер программы 1933 года. Тип "G"
"GRENVILLE"
Краткое описание:
Как и в случае с эсминцами программы 1933 года, лидер этой программы должен был стать повторением своих предшественников программ 1931-32 годов, но на 1,8 м короче за счет отказа от крейсерских турбин и меньшей длины МО. Рабочие чертежи и спецификацию Совет Адмиралтейства утвердил в ноябре 1933 года, в том же месяце состоялся конкурс на постройку, выигранный Ярроу.
Строитель сразу предложил оснастить корабль оригинальными котлами с бортовым расположением топок, впервые примененными на построенном у того же Ярроу в 1932 году югославском лидере "Дубровник". Эти котлы с подогревом воздуха и перегревом пара располагались параллельно диаметральной плоскости корабля, давая выигрыш в длине машинного отделения порядка двух с половиной метров. Совет Адмиралтейства утвердил изменения проекта в июле 1934 года.
На испытаниях "Грэнвил" развил скорость 36,5 узл.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1465 т, полное - 2033 т
Размеры: 97,2(пп)/99,6(вл) / 100,5(нб)х10,5х3,5/3,9 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Пирсоне, 3 котла Ярроу с боковыми топками (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).
Мощность: 38.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 470 т
Дальность плавания (при скорости): 5500 миль (15 узл.), 1500 миль (полный ход)
Экипаж : 175 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Торпедное:
2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VIII
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО — "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Эскадренные миноносцы программы 1934 года. Тип "Н"
"HASTY", "HAVOCK", "HEREWARD", "HERO", "HOSTILE", "HOTSPUR", "HUNTER", "HYPERION"
Краткое описание:
Корабли программы 1934 года по решению Совета Адмиралтейства должны были стать повторением типа "G". Рабочие чертежи и спецификацию утвердили 12 июня 1934 года. В конце того же месяца по предложению Контролера артустановки Mk.XVII с естественной балансировкой 120-мм орудия заменили новыми Mk.XVIII. В них угол возвышения 40° достигался не с помощью кольцевого колодца вокруг основания, а за счет сдвига оси цапф пушки к затвору, что обеспечивало большее пространство для отката при максимальном угле возвышения. Недостатком концепции "затвор у цапф" был больший вес системы, т.к. из-за нарушения естественной балансировки и перевешивания дульной части приходилось догружать казенную часть орудия.
Контракты на постройку эсминцев были заключены в декабре 1934 года. Два корабля, заказанных фирме Парсонс, получили новые мостики с характерной скошенной лобовой частью, которая стала отличительной чертой всех последующих британских эсминцах вплоть до типа "Бэттл". В качестве дивизионных лидеров были оборудованы "Хироу" и "Хотспёр". Два эсминца типа "Н" в ходе постройки по решению Адмиралтейства были использованы для апробирования различных новшеств.
На "Хируорде" проходила испытания новая артустановка Mk.XIX с двумя 120-мм орудиями Mk.XII. Установка помещалась в позиции "В" на надстройке перед мостиком. Так как спаренная Mk.XIX весила в два раза больше, чем стандартная установка Mk.XVIII, "Хируорд" не имел орудийной установки на позиции "А". После успешных испытаний в декабре 1936 года на эсминец установили штатное вооружение. "Хайперион", наряду с двумя стандартными адмиралтейскими котлами, был оснащен одним котлом Джонсона в кормовом котельном отделении.
На испытаниях корабли развили от 34,76 ("Хируорд") до 36,55 узл. ("Хейсти")
Лидер программы 1934 года. Тип "Н"
"HARDY"
Краткое описание:
Повторение "Грэнвила". Отличие заключалось в переходе на новые артустановки Mk.XVIII и треногие мачты. Контракт на постройку был заключен в декабре 1934 года.
На испытаниях "Харди" развил 36,72 узл.
Эскадренные миноносцы программы 1935 года. Тип "I"
"ICARUS", "ILEX", "IMOGEN", "IMPERIAL", "IMPULSIVE", "INTREPID", "ISIS", "IVANHOE"
Краткое описание:
Эсминцы типа "I" стали повторением типа "Н", отличаясь лишь установкой новых пятитрубных торпедных аппаратов. На двух эсминцах - "Айкэресе" и "Имоджене" - один из котлов в экспериментальных целях форсировали до 17.000 л.с. Как и в проекте типов "G" и "Н", предусматривалась возможность оборудовать корабли в качестве минных заградителей. В начале 1939 года один из эсминцев, "Импалсив" прошел подобное дооборудование (на других кораблях работы были проведены уже после начала войны).
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1340 т (тип "Н"), 1370 т (тип "I"), полное - 1859 т (тип "Н"), 1888 т (тип "I")
Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл)/98,5(нб)х10,1x3.4/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С), на "Hyperion" два Адмиралтейских котла и один котел Джонсона
Мощность: 34.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу -31,5 узл.
Запас топлива (полный): 470 т
Дальность плавания (при скорости): 5530 миль (15 узл.), 2950 миль (20 узл.), 1270 миль (полный ход)
Экипаж : 145 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII. (2x1 на "Impulsive")
2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс" (только тип "Н")
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VIII (тип "Н") 2x5 - 533-мм торпедных аппарата PR.I (тип "I") отсутствует (только "Impulsive")
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ на всех, кроме "Impulsive", на последнем - 30 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (отсутствует на "Impulsive")
Минное: 60 мин Mk.XIV (только "Impulsive")
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Лидер программы 1935 года. Тип "I"
"INGLEFIELD"
Краткое описание:
Повторение "Харди", но с пятитрубными торпедными аппаратами. Контракт на постройку заключен в январе 1936 года. На испытаниях развил 36,69 узл.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное - 1455 т ("Hardy"), 1544 т ("Inglefield"), полное - 2053 т ("Hardy"), 2081 т ("Inglefield")
Размеры: 97,2(пп)/99,6(вл) / 100,5(нб)х10,4х3,5/3,9 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 котла Ярроу с боковыми топками (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).
Мощность: 38.000 л.с.
Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.
Запас топлива (полный): 475 т
Дальность плавания (при скорости): 5530 миль
(15 узл.), 1500 миль (полный ход)
Экипаж : 175 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII
2x4 — 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I
4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"
1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс" (только на "Hardy")
Торпедное:
2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VIII ("Hardy")
2x5 - 533 мм торпедных аппарата PR.l ("Inglefield")
Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: отсутствует
Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20
ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I
Эскадренные миноносцы, заказанные Бразилией . Тип "Н"
"HURRICANE" (бывш. "Japarua"), "HARVESTER" (бывш. "Handy", бывш. "Jurua"), "HAVANT" (бывш. "Javary"), "HAVELOCK" (бывш. "Julahy"), "HESPERUS" (бывш. Hearty", бывш. "Juruena"), "HIGHLANDER" (бывш. "Jaguaribe")
Краткое описание:
Заказаны Бразилией в 1938 году по типу построенных для британского флота эсминцев типа "Н". Единственным существенным отличием от оригинала была иная система управления огнем главного калибра, состоящая из совмещенного "директора-дальномера". В связи с началом Второй Мировой войны, все шесть кораблей были перекуплены британским правительством 4 сентября 1939 года и получили новые названия. 27 февраля 1940 года "Хэнди" и "Харти" вновь поменяли свои названия на "Харвестер" и "Хесперэс" соответственно.
Достраивались бывшие бразильские "Н" в большой спешке, практически без обязательной в таком случае доработки проекта до требований британского флота (на кораблях сохранилась не опробованная система управления огнем, "экспортные" торпеды и ряд других менее существенных недоработок). Единственным изменением по сравнению с первоначальный "бразильской" комплектацией стало усиление противолодочного вооружения за счет снятия кормового 120-мм орудия (с позиции "Y") и трального оборудования. Причина "перекоса" в сторону противолодочного вооружения кроется как в неготовности части оригинального вооружения, так и в сомнительных достоинствах новой системы управления артогнем, сильно снижающих ценность новых эсминцев в качестве артиллерийских кораблей (подтверждением этого факта может служить то, что бразильские "Н" оказались одними из первых эсминцев относительно новой постройки, переданными в состав противолодочных групп). К тому же из-за спешки часть эсминцев вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнем: "Хэвант", "Хесперэс", "Хейвелок" и "Хайлендер" участвовали в первых боевых столкновениях оснащенные лишь дальномером. В довершение ко всему "Хесперэс" до середины 1940 года не имел торпедных аппаратов. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплектованными.
Эскадренные миноносцы, заказанные Турцией. Тип "I"
"INCONSTANT" (б. "Muavenet"), "ITHURIEL" (бывш. "Gayret")
Краткое описание:
Четыре эсминца были заказаны Турцией в 1939 году фирмам Виккерс-Армстронг и Денни по типу поостренных для британского флота кораблей типа "I", но с четырехтрубными торпедными аппаратами. Система управления огнем аналогична принятой на бразильских "Н". Британское правительство выкупило два эсминца. Еще два, постройки Денни ("Демирхисар" и "Султанхисар"), поставлены Турецкому флоту в 1942 году.
Турецкие "I" вступили в строй в первоначальной комплектации, единственным отличием стала срезанная по высоте примерно на 1,5 м вторая дымовая труба.
Тактико-технические элементы:
Водоизмещение: стандартное -1340 т (тип "Н"), 1380 т (тип "Г), полное - 1860 т ("Н"), 1880 т ("I").
Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл) /98,5(нб)х 10,1x3,4/3,8 м
Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (P = 21 кг/см2, Т = 327°С)
Мощность: 34.000 л.с. Скорость: при неполной нагрузке -35,5 узл., в полном грузу -31,5 узл.
Запас топлива (полный): 455 т
Дальность плавания (при скорости): 5500 миль (15 узл.), 1250 миль (полный ход)
Экипаж : 145 чел.
Вооружение:
Артиллерийское:
4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII (на типе "Н" только 3x1)
2x4 - 12,7-мм пулемета " Виккерс" Mk.I.
Торпедное:
2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VIII
Противолодочное: тип "Н" - "Асдик", 4 БМ и 2 БС (ПО ГБ) тип "I" - "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)
Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS
Система управления артогнем : ПУАО - "директор/дальномер"