А. Дашьян. Корабли постройки межвоенного периода

 

До середины двадцатых годов в Англии не было за­ложено ни одного нового эсминца. Лишь бюджет 1924-25 годов предусматривал постройку двух эскад­ренных миноносцев, которые должны были стать образ­цами для последующих серийных кораблей этого класса. Заказ на их изготовление выиграли ведущие в области создания быстроходных кораблей фирмы Торникрофт и Ярроу. После завершения в 1926 году строительства "Эмезона" и "Эмбэскейда", созданных на основе про­екта "Модифицированный W", в течение продолжитель­ного времени проходили сравнительные испытания. Предпочтение было отдано торникрофтовскому ''Эмезону", послужившему основой для проектирования большо­го числа т.н. "межвоенных" эсминцев типов "А" - "1". Разработка проектов вновь строящихся эсминцев в то время проходила следующие стадии:

1. Морской штаб разрабатывал тактико-технические требова­ния к эсминцу с учетом предложений командующих флотов.

2. Главный конструктор на основании представленных Морским штабом требований создавал эскизный проект, подлежащий утверждению на Совете Адмиралтейства.

3. После утверждения эскизного проекта разрабатывались рабочие чертежи и спецификации, которые также должны были утверждаться Советом Адмиралтейства. После этого в проект не допускалось внесения существенных исправле­ний. За межвоенный период было известно всего несколь­ко случаев отступлений от этой практики.

Всего для ВМФ Великобритании по программам 1927-1935 гг. ежегодно строилось одна флотилия из 9 единиц, что, в результате, составило 9 серий практиче­ски однотипных кораблей, незначительно отличавшихся между собой размерами, ЭУ и составом вооружения.

Программа 1927 года, тип "А" - 9 кораблей. Ос­новным отличием эсминцев этой программы от прототи­пов стал переход на новые полуавтоматические 120-мм (4,7-дюймовые) орудия Mk.IX в артустановках Mk.XIV и четырехтрубные торпедные аппараты Q.R.Mk.HI. В состав вооружения дополнительно введен "Двухскоростной трал для эсминцев", из-за чего пришлось отка­заться от установки "Асдика" и существенно сократить запас ГБ. На одном из кораблей - "Эйкероне" - в опытном порядке были установлены экономичные высо­конапорные котлы. Лидер флотилии был крупнее ос­тальных эсминцев и нес на одно орудие больше.

Программа 1928 года, тип "В" - 9 кораблей. По­вторение типа "А", за исключением замены трального вооружения противолодочным. В отличие от серии предыдущего год.., лидер имел те же размеры, что и ос­тальные эсминцы.

Программа 1929 года, тип "С" - 5 кораблей (лидер и 4 эсминца). Несколько большие размеры .и мощность машин. Увеличен запас топлива. Зенитное вооружение усилено 76-мм полуавтоматической, пушкой. Тральное оборудование. Вместо устаревшего "прицела-директора для эсминцев (DDS)" внедрен полноценный ПУАС, иди как его именовали в Англии "директор для эсминцев (DCT)", связанный с индикатором управления огнем Адмиралтейского типа Mk.I.

Программа 1930 года, тип "D" - 9 кораблей. По­вторение типа "С", тральное вооружение заменено уси­ленным противолодочным. Внедрены новые 12,7-мм (по­лудюймовые) пулеметы Mk.I.

Программа 1931 года, тип "Е" - 9 кораблей. Новые обводы корпуса, три котельных отделения вместо двух (при том же числе котлов), артустановки ГК Mk.XVII с уг­лом возвышения орудий 40°, торпедные аппараты Q.R.Mk.VI. Из состава вооружения исключено 76-мм зе­нитное орудие. Несли одновременно как противолодочное, так и тральное оборудование. Два корабля оснащены обо­рудованием для постановки мин. Начиная с этого типа, лидер вновь превосходил по размерам эсминцы флотилии.

Программа 1932 года, тип "F" - 9 кораблей. Ана­логичны кораблям программы 1931 года.

Программа 1933 года, тип "G" - 9 кораблей. Чуть меньшая версия типа "Е" - за счет некоторых измене­ний в ЭУ. Новые торпедные аппараты Q.R.Mk.VIII, на "Глоууорме" - прототип пятитрубного торпедного ап­парата Mk.I.

Программа 1934 года, тип "Н" - 9 кораблей. По­вторение предыдущей серии, за исключением перехода на артустановки ГК Mk.XVIII. На "Хируорде" проходи­ла испытания новая спаренная 120-мм артустановка Mk.XIX. Два эсминца серии имели мостик со скошен­ной лобовой частью.

Программа 1935 года, тип "I" - 9 кораблей. Повто­рение кораблей программы 1934 года, но оснащены пятитрубными торпедными аппаратами Mk.I. Четыре ко­рабля оборудованы для постановки мин.

Эсминцы типа "I" стали последними кораблями, ве­дущими свою родословную от типа "V" и построенными по программам Адмиралтейства. Начиная с программы 1936 года, британский флот перешел к строительству гораздо более крупных эсминцев типа "Трайбл", пре­восходивших своих предшественников по водоизмеще­нию почти в полтора раза (1850 т против 1350 т).

Помимо "программных", британский флот попол­нился еще десятью кораблями, относящимися к "межвоенному" типу. В 1929 году правительство Ка­нады заказало Торникрофту два эсминца по несколько переработанному адмиралтейскому проекту. С началом войны у Бразилии и Турции были приобретены еще во­семь кораблей, строившихся по незначительно изменен­ному проекту типа "Н" (6 единиц для Бразилии) и "I" (2 единицы для Турции).

Всего за полтора десятилетия с 1926 по 1942 годы британский флот получил 87 таких кораблей. Для двад­цатых годов они представлялись почти идеальным типом, однако к середине следующего десятилетия на фоне за­рубежных, современников последние "межвоенные" эс­минцы ("Н'' и "Г'') выглядели более, чем скромно: были меньше по размерам и. уступали в артиллерийской мощи большинству новейших кораблей своего класса – как зарубежной, так и английской (на экспорт) постройки. Причина длительного нежелания Адмиралтейства пой­ти на увеличение размеров подкреплялась экономиче­скими соображениями, т.к. англичане относилось к этому классу кораблей как к "расходному" в бою ма­териалу, поэтому одним из главных требований к ним была минимальная стоимость, позволяющая постро­ить наибольшее число единиц. Строительство неболь­ших и, в силу этого относительно недорогих эсминцев "межвоенного" типа позволяло Адмиралтейству при наименьших затратах обеспечивать пополнение флота новыми боевыми единицами в условиях урезанного Парламентом бюджета.

С сегодняшней точки зрения, эти корабли облада­ли недостаточным зенитным и противолодочным воору­жением. Подобная оценка отчасти верна по отношению к зенитному вооружению эсминцев "межвоенного" ти­па, т.к. Адмиралтейство накануне войны исходило из ошибочной предпосылки, что зональное ПВО эскадры будут осуществлять крупные боевые корабли (конвой­ная служба эскадренных миноносцев в данный период вовсе не рассматривалась). В отношении же ПЛО (за­пас глубинных бомб от 6 до 20 штук) подобная оценка неверна - ведь и на эсминцах, построенных Великобри­танией уже в ходе войны по так называемой "чрезвы­чайной программе", запас глубинных бомб не превышал 30 штук, причем новые эсминцы обладали тем же "пятибомбовым залпом" (три ГБ с бомбосбрасывателя, и по одной с двух бомбометов). Другое дело, что подав­ляющее число "межвоенных" эсминцев в 1941-43 гг. были переориентированы для несения конвойной служ­бы в Атлантике, в условиях которой кораблям эскорта приходилось выходить в атаки на подводные лодки про­тивника не один и не два раза, для чего требовался за­пас не менее 70 глубинных бомб.

 

Прототипы программы 1924-25 годов

 

"AMAZON", "AMBUSCADE"

Краткое описание:

Первые эсминцы британского флота, спроектиро­ванные с учетом опыта Первой Мировой войны. Строились в экспериментальных целях для опробова­ния ряда новшеств, в частности в области энергети­ки. На основании результатов испытаний этих ко­раблей планировалось уточнить элементы будущих серийных эсминцев британского флота.

Заказ на строительство прототипов выиграли Торникрофт и Ярроу, признанные мировые лидеры в области строительства эсминцев. Строителям была предоставлена полная свобода в проектировании. Оговаривалось лишь обязательное выполнение ряда условий по составу вооружения, скорости хода, море­ходности и обитаемости. При том же вооружении, что и на кораблях типа "Модифицированный W", но­вые эсминцы должны были превосходить их в скоро­сти на два - три узла (37 против 34-35), иметь боль­шую величину надводного борта (2,6 против 1,9 м) и более просторный цельнометаллический мостик.

Энергетическая установка новых кораблей носи­ла экспериментальный характер (гораздо сложнее и мощнее, чем на предшествующих типах), и, в силу этого, была существенно дороже. Важным нововведе­нием стало выделение в самостоятельные турбин крейсерского и заднего хода. Если ТЗА эсминцев практически не различались между собой, то котель­ные установки "Эмезона" и "Эмбэскейда" имели ряд индивидуальных отличий. Ярроу в своем проекте по­шел на повышение давления пара до 21 кг/см2 (по сравнению с 17,5 кг/см2 у типа "W"), в то время как Торникрофт, оставив давление на уровне предшеству­ющего типа, применил перегрев пара.

В ходе проектирования в очередной раз прояви­лись ставшие уже традиционными индивидуальные особенности каждой из фирм в подходе к созданию быстроходных кораблей. Прототипы оказались удач­ными и были достаточно близки по своим элементам, однако Ярроу смог решить поставленную задачу, уло­жившись в меньшее водоизмещение, и, благодаря этому, обошелся ЭУ меньшей мощности. В то же вре­мя "Эмезон" Торникрофта при большем на 200 тонн водоизмещении оказался дешевле соперника пример­но на 9000 фунтов стерлингов. К тому же за счет больших размеров он несколько выигрывал в море­ходности. На шестичасовых испытаниях оба корабля превысили контрактную скорость.

Победителем в соревновании был признан ко­рабль Торникрофта, послуживший образцом для эс­минцев, строившихся по программе 1927 года. Про­тотипы же еще долго использовались в роли опыт­ных, т.к., в силу своей исключительности, они мало подходили для повседневной службы.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1173 т ("Ambuscade"), 1352 т ("Amazon"), полное - 1585 т ("Ambuscade"), 1812 т ("Amazon") Размеры:

93,6(пп)/97,2(вл)/98,1(нб)х9,5х2,7/3,0 м ("Ambuscade"), 95,0(пп)/97,2(вл)/98,5(нб)x9,6х2,9/3,4 м ("Amazon") Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кертис с крейсерскими ТЗА Парсонса, 3 котла Ярроу (Р = 21 кг/см2 на "Ambuscade"), (Р = 18 кг/см2, с пароперегревом на "Amazon") Мощность: 42.000 л.с. ("Amazon"), 35.500 л.с. ("Ambuscade")

Скорость: при неполной нагрузке - 37 узл., в полном грузу - 32 узл.

Запас топлива (полный): 433 т ("Amazon"), 385 т ("Ambuscade")

Дальность плавания (при скорости): 3400 миль (15 узл.) ("Amazon"), 3310 миль (15 узл.) ("Ambuscade")

Экипаж : 138 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.I в установках CP.Mk.VI

2x1 - 40-мм зенитных автомата ("двухфунтовых пом-пома")

Торпедное:

2x3 - 533-мм торпедных аппарата

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (15-20 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления огнем: Трехметровый дальномер MQ.I

Прибор управления арт. огнем (ПУАО) - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)

 

Лидер программы 1927 года. Тип "А"

 

"CODRINGTON"

Краткое описание:

Первые проработки проекта лидера флотилии типа "А" относятся к лету 1926 года. Отправной точкой для них послужили построенные еще в годы Первой Мировой войны корабли типов "Шекспир" и "Скотт". После обобщения рекомендаций Морско­го штаба, был подготовлен предварительный проект корабля полным водоизмещением 2450 т, длиной между перпендикулярами 114,3 м, скоростью 37 уз­лов при мощности 52.000 л.с. Вооружение должно было состоять из пяти 120-мм орудий Mk.I, таких же, что и на старых лидерах и прототипах програм­мы 1924/25 годов. В остальном лидер должен был соответствовать эсминцам программы 1927 года. Чрезмерные с точки зрения лордов Адмиралтейства размеры, водоизмещение и стоимость проекта послу­жили причиной отказа от его дальнейшей разработ­ки. Вместо этого в мае 1927 года на рассмотрение Совета Адмиралтейства был представлен эскизный проект гораздо более скромного корабля, длина ко­торого сократилась на 13,1 м, уменьшилось водоиз­мещение, мощность и состав энергетической уста­новки (число котлов сократилось с четырех до трех). Состав вооружения остался прежним, лишь вместо орудий модели Mk.I предусматривались по­луавтоматические Mk.IX (некоторое время в специ­фикации фигурировали Mk.VII, одно из которых должно было иметь угол возвышения 60°). После внесения незначительных изменений эскизный про­ект утвердили, и уже в ноябре 1927 года были гото­вы рабочие чертежи.

Законченный в начале 1930 года, "Кодрингтон" развил 37,74 узл., однако незадолго до окончания оговоренного контрактом шестичасового пробега в ТЗА появился шум, и испытания были прекращены. На повторных испытаниях скорость составила 35,14 узл. После года службы ТЗА прошел модерни­зацию, в ходе которой в турбинах высокого давления была удалена одна ступень.

Существенным недостатком "Кодрингтона" стала худшая по сравнению со стандартными эсминцами типа "А" маневренность. Диаметр циркуляции на полном хо­ду у лидера превосходил аналогичный показатель эс­минца примерно на 350 метров.

Предвоенные модернизации:

Незадолго до начала Второй Мировой войны уста­ревшие торпеды модели Mk.V заменили на Mk.IX.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1540 т, полное - 2012 т

Размеры: 101 ,2(пп) / 104,5(нб)х10,3х3,4/ 3,7 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Парсонса , 3 Адмиралтейских котла (Р = 21,0 кг /см2, Т = 315° С)

Мощность: 40.000 л. с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35 узл., в полном грузу - 32 узл.

Запас топлива (полный): 430 т

Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)

Маневренность: диаметр циркуляции около 900 м

Экипаж: 185 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.1

ПУАО - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)

 

Эскадренные миноносцы программы 1927 года. Тип "А"

 

"ACASTA", "ACHATES", "ACHERON", "ACTIVE", "ANTELOPE", "ANTHONY", "ARDENT", "ARROW"

Краткое описание:

После постройки двух прототипов в 1926 году Адмиралтейство приступило к определению предва­рительных требований к серийным эсминцам, кото­рые должны были строиться по программе 1927 го­да. В качестве отправной точки для проектирования принимался "Эмезон". Первоначально предметом дискуссий стала дальность плавания новых кораб­лей, т.к. Морской штаб настаивал на необходимо­сти обеспечить эсминцам при скорости 16 узлов ра­диус действия в 2000 миль, имел неприкосновенный запас топлива на 24 часа хода при 2/3 мощности. Против столь радикального предложения выступил главный кораблестроитель Уильям Берри, отметив­ший, что для достижения подобной дальности по­требуется увеличить запас топлива на 200 т, а пол­ное водоизмещение превысит 2200 т. Для конца двадцатых годов подобное водоизмещение для эс­минца казалось чрезмерным, поэтому представите­лям Морского штаба пришлось проявить большую скромность в своих пожеланиях, ограничившись 1500 милями при 16 узлах и резерве на 12 часов полного хода. Однако теперь в дополнение к требо­ваниям по дальности они настаивали на изменении состава вооружения, заменив старые трехтрубные торпедные аппараты четырехтрубными, и придания одному из 120-мм орудий угла возвышения 60°. В августе 1926 года началась работа по подготовке эскизного проекта, законченного лишь в мае следу­ющего года. За это время в проект была внесена масса изменений, зачастую исключающих друг дру­га. В октябре 1926 года по предложению штаба рас­сматривалась возможность усиления вооружения новыми пятитрубными торпедными аппаратами, ра­боты по созданию которых только еще разворачива­лись. Тогда же в состав вооружения были включе­ны новые полуавтоматические 120-мм/45 орудия Mk.IX в палубных установках Mk.XIV, заменившие орудия того же калибра Mk.I с поршневым затвором. Кроме того, помимо противолодочного ("Асдик", 2 БМ и 4 БС, 8 ГБ) добавилось еще и тральное обо­рудование - т.н. "двухскоростной трал для эсмин­цев" (TSDS).( "Двухскоростной трал для эсминцев" представлял из себя параван-трал, позволявший эсминцу осуществ­лять движение со скоростью 20 узлов, в два раза быс­трее, чем. с предыдущим, типом трала.) Уже на стадии подготовки рабочих чертежей от двух бортовых бомбометов и "Асдика" пришлось отказаться из опасения перегрузки и чрез­вычайной загроможденности квартердека.

Архитектура и основные размеры корпуса не пре­терпели существенных изменений относительно "Эмезона", лишь из-за возросшего веса вооружения (135 т против 91 т) пришлось увеличить ширину корпуса на 23 см с целью сохранения на неизменном уровне ве­личины метацентрической высоты. Кроме того, для уменьшения заливаемости мостика и ходовой рубки его сдвинули в сторону кормы на несколько метров. В окончательном виде новый эсминец должен был раз­вивать в полном грузу (около 1800 т) скорость 31,75 узла, хотя на ранних стадиях проектирования ожидалось достижение 33 узл.

В начале мая 1927 года эскизный проект был одобрен Советом Адмиралтейства. Носившую экспе­риментальный характер энергетическую установку прототипа существенно упростили, отказавшись от самостоятельных турбин крейсерского хода, вместо которых в корпусе турбин высокого давления пре­дусмотрели ступени аналогичного назначения. Хотя в результате этого снизилась экономичность и общая мощность энергоустановки, одновременно возросла эксплуатационная надежность. За счет более про­стой машины цена новых эсминцев оказалась на 15-20% ниже, чем у "Эмезона".

В июне 1927 года Уильям Берри принял решение оборудовать в опытном порядке один или два корабля программы 1927 года высоконапорными котлами. На выбранном для этой цели "Эйкероне" применили энергоустановку, потребляющую пар, перегретый до температуры 40°С при повышенном до 35 кг/см2 давлении. ЭУ имела сложную тепловую схему, т.к. по­мимо турбин высокого и низкого давления (как на остальных кораблях серии) включала в свой состав две турбины среднего давления, имевшими ступени крейсерского хода.

На испытаниях машина "Эйкерона" показала себя весьма экономичной (часовой расход топлива на одну л.с. составил всего 276 грамм нефти против 368 грамм у однотипного "Эрроу"), однако из-за сложности в об­служивании и низкой эксплуатационной надежности Адмиралтейство отказалось от внедрения подобной ЭУ на серийных эсминцах.

Скорость эсминцев на шестичасовых испытаниях варьировалась от 35 узл ("Акейтес") до 36,31 узл. ("Энтони").

Предвоенные модернизации:

До начала Второй Мировой войны состав вооруже­ния эсминцев типа "А" не претерпел сколько-нибудь су­щественного изменения - лишь в 1939 г. взамен уста­ревших торпед модели Mk.V они получили более совер­шенные Mk.IX или Mk.IX.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1350 т, полное - от 1747 до 1796 т

Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл)/98,5(нб)х9,8х3,4/3,7 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Парсонса (Браун-Кертис на "Acasta" и "Achates"), 3 котла Ярроу (Р = 19,2 кг/см2, Т = 315°С) на "Anthony" и "Ardent", 3 котла Торникрофта (Р = 35 кг/см2, Т = 40°С) на "Acheron", 3 Адмиралтей­ских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С) на остальных

Мощность: 34.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,25 узл., в пол­ном грузу - 31,75 узл.

Запас топлива (полный): 388 т

Дальность плавания (при скорости): 4800 миль (15 узл.)

Маневренность: диаметр циркуляции около 550 м

Экипаж : 138 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

Торпедное:

2x4 — 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.1 ПУАО — "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)

 

Эскадренные миноносцы и лидер программы 1928 года. Тип "В"

 

"KEITH" (лидер), "BASILISK", "BEAGLE", "BLANCHE", "BOADICEA", "BOREAS", "BRAZEN", "BRILLIANT", "BULLDOG"

Краткое описание:

Первоначально планировалось, что эсминцы программы 1928 года станут повторением предыду­щего типа "А", в состав вооружения которого будут внесены изменения в соответствии с рекомендация­ми Морского штаба. Предполагалось заменить четырехтрубные торпедные аппараты на новые пятитрубные, рассчитанные под гораздо более мощные торпеды, а в дополнение к тральному оборудованию разме­стить еще и аппаратуру для постановки дымовой завесы и значительно усилить противолодочное воо­ружение. Во избежание значительного роста водоиз­мещения и стоимости по сравнению с типом "А" в слу­чае претворения в жизнь этого плана предполагалось по рекомендации Морского штаба снять одно из кор­мовых 120-мм орудий. Однако, практически ни одно из этих нововведений не было внедрено: работы над новыми торпедными аппаратами продвигались гораз­до медленнее, чем ожидалось первоначально, поэто­му на кораблях "флотилии 1928 года" возвратились к четырехтрубным аппаратам, но более поздней мо­дификации - QR.III. Их меньший вес позволил вос­становить четвертое орудие главного калибра, однако от размещения на борту одновременно и противоло­дочного, и трального вооружения по весовым сообра­жениям пришлось отказаться. Так как корабли про­граммы 1927 года несли двухскоростные тралы, на типе В преимущество было отдано противолодоч­ному оружию. Рабочие чертежи, включающие все перечисленные изменения, Совет Адмиралтейства утвердил в ноябре 1928 года.

На одном из кораблей типа - "Бульдоге" - по­сле окончания постройки некоторое время проходила испытания в морских условиях новая артиллерийская установка Mk.XIII под 120-мм орудие Mk.IX, позво­лявшая вести огонь с углом возвышения 60°. Установ­ка оказалась неудачной из-за низкой надежности и вскоре была снята и заменена на стандартную.

В отличие от кораблей программы 1927 г., лидер которой - "Кодрингтон" - заметно превосходил раз­мерами и вооружением соответствующие ему эсмин­цы, "Кит", лидер программы 1928 года, практически не отличался от соответствующих ему эсминцев и был дешевле своего предшественника на 30.000 фунтов стерлингов. Расплачиваться пришлось числом орудий ГК - если предшествующие типы лидеров имели по пять орудий, то "Кит" по проекту располагал всего тремя. Это вызвало сопротивление со стороны флот­ских артиллеристов, т.к. лидер оказался даже слабее эсминцев своей флотилии (первоначально и они долж­ны были иметь по три орудия, но к моменту подписа­ния рабочих чертежей уже восстановили нормальное число орудий ГК). Лишь летом 1929 года, уже после выдачи заказа на строительство, этот недостаток был устранен и четвертое орудие заняло свое обычное ме­сто. В результате, на лидере не оказалось достаточно места для размещения всего штаба флотилии и при­шлось один из эсминцев серии - "Бланч" - оборудо­вать как дивизионный лидер.

На шестичасовых испытаниях скорость кораблей типа "В" составляла от 34,32 узл. ("Кит") до 35,95 узл. ("Бэзилиск").

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1360 т (ЭМ), 1400 т (лидер), от 1770 до 1815 т (ЭМ), 1821 т (лидер)

Размеры: 95,1(пп)/97,5(вл)/98,5 (лидер - 98,6) (нб)х 9,8x3,4/3,7 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Ларсонса (Браун-Кертис на "Basilisk" и "Beagle"), 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С).

Мощность: 34.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке -35,25 узл., в полном грузу - 31,75 узл.

Запас топлива (полный): 390 т

Дальность плавания (при скорости): 4800 миль (15 узл.)

Маневренность: диаметр циркуляции около 550 м Экипаж : 138 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: отсутствует

"Bulldog" оснащен оборудованием для постановки ды­мовой завесы

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MQ.I ПУАО - "Прицел-дирек­тор для эсминцев" (DDS)

 

Эскадренные миноносцы для ВМС Канады заказа 1929 года. Тип "АС"

 

"SAGUENAY", "SKEENA"

Краткое описание:

Заказаны в январе 1929 года для канадских ВМС. Проект разработан на базе адмиралтейского типа "А", но с рядом изменений, продиктованных спецификой возможной службы как в северных ши­ротах, так и в субтропиках. Корпус был усилен для возможности плавания в битом льде и стал шире на 76 мм, что позволило без риска потери остойчивости нести на верхней палубе и надстройках 50-60 т льда. Надстройка получила более закрытую форму в сравнении со стандартными эсминцами британ­ского флота.

В плане ЭУ канадские эсминцы отличались от типа "А" тем, что для увеличения дальности хода имели самостоятельные турбины крейсерского хода (вместо крейсерских ступеней) и увеличенный на 50 т запас топлива.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1337 т, полное - 1805 т

Размеры: 94,2(пп)/97,5(вл)/97,9(нб)х9,9)х3,4/3,7 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С)

Мощность: 32000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,0 узл., в полном грузу - 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 440 т

Дальность плавания (при скорости): 5000 миль (15 узл.)

Экипаж : 138 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата

1x1 - 7,7-мм пулемет

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления артогнем: Трехметровый дальномер MQ.I

ПУАО - "Прицел-директор для эсминцев" (DDS)

 

Эскадренные миноносцы и лидер программы 1929 года. Тип "С":

 

"KEMPENFELT" (лидер), "RESTIGOUCHE" (бывш. "Comet"), "OTTAWA" (бывш. "Crusader"), "ERASER" (бывш. "Crescent"), "St. LAURENT" (бывш. "Cygnet")

Краткое описание:

Заказу кораблей программы 1929 года предшество­вало длительное обсуждение их проекта. В целом, ко­рабли типов "А" и "В" удовлетворяли требованиям как Морского штаба, так и командующих флотами, но вы­сказываемые ими пожелания по улучшению отдельных черт этих кораблей зачастую шли вразрез друг с дру­гом. Так, крупные разногласия вызывал вопрос усиле­ния зенитного вооружения: если представители штаба настаивали на введении в состав вооружения 76-мм зе­нитной пушки, то командующий флотом считал доста­точным придать одному из орудий ГК угол возвышения в 40°. Многочисленные споры вызывало вспомогатель­ное оборудование и количество боезапаса, при этом все заинтересованные стороны сходились на том, что ко­рабли новой программы должны иметь увеличенную по сравнению с типами "А" и "В" дальность плавания и новые приборы управления артиллерийским огнем.

После согласования необходимых изменений эс­кизный проект был утвержден Советом Адмиралтейст­ва в июне 1929 года. Увеличение дальности плавания обеспечивалось большим на 20% запасом топлива. Во избежание потери скорости из-за несколько возросших размеров и водоизмещения мощность машин была дове­дена до 36.000 л.с.

Появление на типе "С" нового ПУАО ("директор для эсминцев" Mk.I) привело к увеличению размеров надстройки, отличавшейся своеобразной "расщепленно­стью", т.к. штурманская рубка, служащая основанием ПУАО, отстояла от ходового мостика на некотором рас­стоянии (это достаточно хорошо заметно на боковых фотографиях эсминцев данного типа).

Начиная с кораблей программы 1929 года, обно­вился состав зенитного вооружения. Уже на стадии рабочего проектирования "двухфунтовые" автоматы заменила 76-мм пушка, а вместо легких пулеметов предполагалось установить новейшие счетверенные 12,7-мм пулеметы "Виккерс" Mk.I. К сожалению, к моменту окончания строительства кораблей они все еще не были доведены и, чтобы не затягивать готов­ность эсминцев, пришлось обратиться к опробован­ным "пом-помам", которые, в результате, остались в составе вооружения, но перекочевали с позиции меж­ду дымовыми трубами (где теперь стояла 76-мм пуш­ка) на палубу полубака.

В остальном тип "С" мало отличался от своих предшественников. Так как на предыдущем типе "В" преимущество было отдано противолодочному вооруже­нию, корабли заказа 1929 года получили в ущерб ПЛО тральное оборудование, аналогично типу "А". Единст­венным отличием стало то, что несколько большие раз­меры кораблей типа "С" позволили сохранить в соста­ве вооружения "Асдик".

Лидер "Кемпенфелт" продолжил зародившуюся в 1928 году на типе "В" тенденцию к стандартизации ли­дера и эсминцев одной программы. Он отличался лишь несколько увеличенной кормовой надстройкой с допол­нительными помещениями для штаба командира флотилией. Противолодочное и тральное вооружение не уста­навливалось с целью снижения' нагрузки. Эскизный проект был одобрен в мае 1929 года, а в ноябре были утверждены рабочие чертежи и спецификация. Неза­долго до окончания постройки "Кемпенфелт" выбрали для испытаний нового 130-мм/50 (5,1-дюймового) ору­дия. В марте 1932 года оно в стандартной палубной ус­тановке Mk.XIV было поставлено в позиции "В" и в те­чение некоторого времени проходило испытания в мор­ских условиях, после чего было заменено на штатное 120-мм орудие.

Планировалось заказать 9 единиц этого типа (8 эс­минцев и лидер), причем один дивизион должен был строиться по проектам частных фирм (как это практи­ковалось ранее, например, с типом "V"). Разразивший­ся в 1929 году экономический кризис нарушил планы Адмиралтейства - из-за недостатка средств в конце ян­варя 1930 года от строительства "частного" дивизиона отказались, и в программе 1929 года насчитывалось всего 5 кораблей. По той же причине два из четырех эсминцев строились на государственных верфях, что предопределило задержку их готовности - сказался недостаток опыта, т.к. до этого момента эсминцы строились только на частных верфях.

В 1935-36 годах на "Крусейдере" проходила ис­пытания счетверенная 40-мм зенитная установка с си­ловым приводом.

Усеченная серия 1929 года не укладывалась в при­нятую организацию миноносных сил и после несколь­ких лет службы в британском ВМФ все корабли были переданы канадскому флоту: "Сигнет" и "Кресент" в 1937, а "Крусейдер" и "Комет" - в 1938 году. Лидер поднял канадский флаг уже после начала войны.

Предвоенные модернизации:

В 1936-38 годах на всех кораблях типа "С" 76-мм зенитная пушка была демонтирована, а на ее место пе­ренесли "пом-помы" с палубы полубака.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1375 т (ЭМ), 1390 т (ли­дер), полное - от 1865 до 1914 т (ЭМ), 1901 т (лидер)

Размеры: 96,9(пп)/99,4(вл) / 100,3(нб)х10,1x3,4/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С) на ЭМ, 3 котла Ярроу (Р = 21,7 кг/см2) на лидере

Мощность: 36.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в пол­ном грузу - 32 узл.

Запас топлива (полный): 473 т

Дальность плавания (при скорости): 5500 миль (15 узл.)

Маневренность: диаметр циркуляции около 580 м

Экипаж : 145 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: "Асдик", 3 БС (одногнездных) (6 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (только на эсминцах)

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Эскадренные миноносцы и лидер программы 1930 года. Тип "D"

 

"DUNCAN" (лидер), "DARING", "DIANA", "DIAMOND", "DEFENDER", "DAINTY", "DECOY", "DELIGHT", "DUCHESS"

Краткое описание:

В мае 1930 года Первый морской лорд адмирал Филд принял решение о том, что корабли программы 1930 года станут повторением типа "С", но с противолодочным воо­ружением вместо трального. От возникшей в конце 1929 года идеи усилить артиллерийское вооружение эсминцев за счет перехода на 130-мм орудия (впоследствии прохо­дившего испытания на лидере типа "С" - "Кемпенфелт") отказались. Помимо того, что снаряд из-за большего веса был неудобен при заряжании, Адмиралтейство не хотело провоцировать на увеличение калибра артиллерии эсминцев флотов других стран (в то время лишь во Франции ос­нащали свои эсминцы орудиями калибром свыше 120 мм). Немаловажным аргументом против перехода на более крупный калибр являлось неизменно связанное с этим уменьшение боекомплекта, в то время как у уже сущест­вующих эсминцев со 120-мм орудиями он представлялся недостаточным (по 190 выстрелов на ствол, чего, по мне­нию Адмиралтейства, хватало всего на 35 минут боя).

Рабочие чертежи и спецификация эсминцев типа "D" были утверждены Советом Адмиралтейства в начале ок­тября 1930 года. По сравнению с первоначальным проек­том в состав вооружения ввели 76-мм зенитную пушку, а "пом-помы", наконец, заменили так долго разрабатывав­шимися 12,7-мм счетверенными пулеметами "Виккерса". В отличие от типа "С", на которых "пом-помы" стояли на палубе полубака, на новых кораблях для размещения "Виккерсов" выбрали увеличенные крылья мостика, опира­ющиеся на массивные стальные трубы диаметром 60 см. На типе "D" надстройка избавилась от экзотической "рас­щепленности", приобретя более привычную форму.

Из-за неготовности достаточного количества 12,7-мм пулеметов "Виккерс", часть кораблей ("Дэринг", "Дайана", "Дайамонд" и "Дефендер") пришлось оснастить старыми двухфунтовыми "пом-помами".

В начале февраля 1931 года Совет Адмиралтейст­ва принял решение о строительстве лидера флотилии на казенной верфи в Портсмуте. Присвоив кораблю имя "Данкэн", Адмиралтейство положило начало традиции давать лидерам название с той же буквы, что и осталь­ным кораблям типа. Эсминцы "Дэринг" и "Декой" обо­рудовали как дивизионные лидеры.

На испытаниях корабли превысили контрактную скорость, "Дэринг" достиг на шестичасовых испытани­ях 37,85 узл.

Предвоенные модернизации:

В 1936 году на всех кораблях типа "D" 76-мм зе­нитная пушка была демонтирована.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1375 т (ЭМ), 1400 т (лидер), полное - 1890 т (ЭМ), 1942 т (лидер)

Размеры: 96,9(пп) /99,4(вл) / 100,3(нб)х10,1x3,4/3,8 м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 315°С)

Мощность: 36.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 32 узл.

Запас топлива (полный): 473 т

Дальность плавания (при скорости): 5870 миль (15 узл.), 1250 миль (полный ход)

Маневренность: диаметр циркуляции около 580 м

Экипаж : 145 чел. (ЭМ), 175 чел. (лидер)

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XIV

2x1 - 40-мм зенитных автомата на "Daring", "Diana", "Diamond" и "Defender"

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I на "Duncan', "Dainty", "Decoy", "Delight" и "Duchess"

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет. "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.III

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Эскадренные миноносцы программы 1931 года. Тип "Е"

 

"ENCOUNTER", "ELECTRA", "ESCORT", "ECHO", "ECLIPSE", "ESK", "ESCAPADE", "EXPRESS"

Краткое описание:

При обсуждении проекта эсминцев программы 1931 года, Совет Адмиралтейства высказал пожелание ос­настить эти корабли в дополнение к штатному вооруже­нию выбранного в качестве образца типа "С" еще и обору­дованием для минных постановок. Первоначально плани­ровалось оборудовать подобным образом все эсминцы фло­тилии, однако, в связи с отсутствием опыта эксплуатации нового привода постановки мин, в апреле 1931 года после­довало решение ограничиться лишь двумя заградителями. Остальные шесть кораблей должны были стать повторени­ем типов "С" и "D" с тральным оборудованием (TSDS). В июне был утвержден эскизный проект стандартного эсмин­ца, а месяц спустя - эсминца-минзага. В последнем случае предполагалась возможность нести 60 мин модели Mk.XIV при снятии для уменьшения нагрузки двух орудий главно­го калибра, обоих торпедных аппаратов и трального обору­дования. В остальном корабли типа "Е" должны были ма­ло отличаться от своих предшественников, если не считать незначительного увеличения из-за возросшего запаса бое­припасов полного водоизмещения до 1915 т, что уменьши­ло скорость хода в полном грузу на четверть узла.

Главные изменения, предопределившие сущест­венное отличие типа "Е" от предшествующих типов, начали вноситься уже на стадии разработки рабочих чертежей. Нововведением стало деление второго ко­тельного отделения водонепроницаемой переборкой на два меньших по объему. Это положительно сказа­лось на живучести. Таким образом, котельных отделе­ний стало три - по числу котлов.

Улучшение обводов корпуса, достигнутое после многократных протяжек модели в опытовом бассейне в Хэсларе, позволило скомпенсировать ожидаемое паде­ние скорости из-за возросшего водоизмещения.

Последующие изменения проекта касались состава вооружения. В конце 1931 года, после проведенного в Адмиралтействе исследования возможных сценариев будущей войны был сделан вывод о необходимости отойти от предшествующей практики строительства чи­сто тральных и противолодочных флотилий эсминцев. Ограничение Лондонской морской конференцией сум­марного тоннажа британских эсминцев 150 тыс. тонн не позволяло иметь в этом случае достаточного числа кораблей с противолодочным вооружением. В связи с этим, было решено, начиная с проектируемого типа "Е", оснащать все вновь строящиеся эсминцы как тральным, так и противолодочным вооружением.

Рабочие чертежи и спецификация типа "Е" были представлены Совету Адмиралтейства в феврале 1932 года. Уже после их утверждения разгорелся спор в отно­шении состава зенитного вооружения новых эсминцев. Первоначально запланированная к установке между ды­мовыми трубами 76-мм пушка НА.II по предложению Контролера Адмиралтейства вице-адмирала Роджера Бэкхауса исключалась из спецификации, а на ее место с мостика переносились 12,7-мм счетверенные пулеметы. Благодаря подобному решению, появилась возможность перенести на срез полубака шлюпку и катер с верхней палубы, освободив последнюю для приема мин (хотя в качестве минзагов были выбраны лишь два эсминца, не исключалась возможность в будущем оснащения подо­бным образом и остальных кораблей типа "Е"). Против подобного ослабления средств ПВО выступал адмирал Филд, по настоянию которого 76-мм пушка и появилась в составе вооружения эсминцев программ 1929 и 1930 го­дов. По мнению же Бэкхауса, ценность подобной артсистемы при отсутствии соответствующих приборов управ­ления зенитным огнем была весьма незначительна, т.к. в этом случае возможно ведение лишь заградительного ог­ня, для чего одной пушки явно недостаточно. С точки зрения Бэкхауса, защиту соединения боевых кораблей от налетов вражеской авиации должны были взять на себя крупные корабли, а также палубная авиация.

В конечном счете, Адмиралтейство приняло "соло­моново решение" - от 76-мм зенитной пушки отказа­лись, одновременно постановив переработать проект с целью увеличения угла возвышения орудий главного калибра с 30° до 40°.

Новая палубная артустановка Mk.XVII обеспечивала больший угол возвышения за счет весьма оригинально­го приема. Вокруг установки в палубе имелся кольце­вой колодец диаметром чуть более двух метров и глуби­ной примерно 35 см. При стрельбе по надводным целям это углубление закрывалось специальными металличе­скими щитами. При больших углах возвышения щиты снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной балансировкой, устраняя риск удара за­рядного лотка о палубу. Подобная конструкция впос­ледствии вызвала ряд критических замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась на трех типах эсминцев, вплоть до появления на типе "Н" бо­лее совершенных установок Mk.XVIII.

Хотя, начиная с кораблей программы 1931 года, лидер вновь приобрел увеличенные по сравнению с эсминцами размеры, Адмиралтейство сохранило прак­тику оборудовать часть последних в качестве дивизион­ных лидеров. Тип "Е" уникален тем, что вместо двух подобным образом оборудовали сразу три корабля: "Эхо", "Эскапейд" и "Эск".

Заказ на постройку эсминцев программы был вы­дан в ноябре 1932 года со сроком сдачи через 24 меся­ца. На испытаниях все превысили контрактную скоро­сть в среднем на узел. Наилучший результат был у "Эклипса". При мощности 36.093 л.с. он в течение ше­сти часов держал среднюю скорость в 37,56 узл.

 

Эскадренные миноносцы программы 1932 года. Тип "F"

 

"FIREDRAKE", "FEARLESS", "FORTUNE", "FOXHOUND", "FAME", "FURY", "FORESTER", "FORESIGHT"

Краткое описание:

Корабли типа "F" по решению Совета Адмирал­тейства стали повторением типа "Е" без каких-либо изменений в проекте. Заказ на их строительство был выдан одновременно с эсминцами программы 1931 года. В качестве дивизионных лидеров оборудо­ваны "Фирлесс" и "Форчэн". Наилучших результа­тов на испытаниях достигли "Фирлесс" и "Фор­сайт", превысившие 37-узловый рубеж.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1405 т, полное — 1940 т (тип "Е"), 1901 т (тип "F)"

Размеры: 97,0(пп)/99,4(вл)/ 100,3(нб)х10,1x3,5/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса (Браун-Кертис на "Fortune" и "Foxhound"), 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).

Мощность: 36.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл , в полном грузу — 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 470 т ("Esk" - 480 т)

Дальность плавания (при скорости): 6350 миль (15 узл.), 4290 миль (20 узл.), 1285 миль (полный ход)

Экипаж : 145 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.l

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VI (VII на типе "F")

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS

Минное: 60 мин Mk.XIV (только "Esk" и "Express") "Encounter", "Electro.", "Escort", "Eclipse", "Fame", "Fury", "Forester" и "Foresight" оснащены оборудова­нием для постановки дымовой завесы

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.l

 

Лидер программы 1931 года. Тип "Е"

 

"EXMOUTH"

Краткое описание:

После постройки трех флотилий (программ 1928, 1929 и 1930 годов), у которых лидеры были тех же размеров, что и эсминцы, лорды адмиралтей­ства на собрании в октябре 1930 года пришли к ре­шению отойти от сложившейся практики. Все новые лидеры должны были превосходить соответствующие им эсминцы и обладать несколько большей скоро­стью хода. В апреле следующего года Совет Адми­ралтейства определил, что лидер программы 1931 го­да станет улучшенным типом "Кодрингтон,", проект которого будет переработан в сторону увеличения запаса топлива и большей на пол-узла скоростью хода. По требованию вице-адмирала Бэкхауса, дополни­тельно к основному разрабатывался альтернативный проект с тремя котельными отделениями. Одновре­менно разрабатывался проект с двумя машинными отделениями, однако очень скоро выяснилось, что в этом случае из-за большей длины корпуса ухудша­лась маневренность, на 15 тыс. фунтов стерлингов возрастала стоимость и увеличивался экипаж, поэто­му от подобного варианта отказались.

Эскизные проекты были представлены на рас­смотрение Совету Адмиралтейства в июне 1931 года. Стандартное водоизмещение варианта с двумя котельными отделениями составляло 1470 т, с тремя - 1495 т, длина возросла по срав­нению с оригиналом на 1,8 м, мощность машин 38.000 л.с., вооружение аналогично принятому на "Кодрингтоне", с добавлением двух 76-мм зенит­ных пушек. Минное или тральное вооружение не предусматривалось.

Контролер выбрал второй вариант, настоя­тельно рекомендуя в будущем строить эсминцы и лидеры только с подразделением котельной груп­пы на три независимых отсека. Критике подвергся состав вооружения - предлагалось ограничиться одним 76-мм орудием вместо двух, добавив траль­ное оборудование. Замечания представителей штаба касались в первую очередь большой длины - память об отвратительной маневренности "Кодрингтона" по сравнению с эсминцами типа "А" была еще свежа.

После учета большинства замечаний эскизный проект утвердили. Рабочие чертежи должны были быть готовы к ноябрю, когда планировалось выдать наряд на постройку портсмутской казенной верфи.

В ходе подготовки рабочих чертежей в проект лидера были внесены те же изменения, что и в проект эсминца. 76-мм зенитная пушка исчезла из спецификации, а установки главного калибра Mk.XIV с углом возвышения 30° заменили на мо­дель Mk.XVII, обеспечивающую возвышение 40°. Тральное оборудование исключили из состава во­оружения уже в ходе постройки.

Подготовительные работы на верфи начались 1 ноября 1932 года, спустя ровно год и три месяца корпус сошел на воду. Хотя в ходе постройки выяс­нилось превышение спецификационного веса корпу­са на 10 т, машина оказалась легче на 26 т, что при­вело к уменьшению стандартного водоизмещения с 1515 т до 1495. На испытаниях в сентябре 1934 го­да лидер не смог развить контрактную скорость, не­добрав почти узел, хотя мощность на 490 л.с. превы­сила заявленную в спецификации.

 

Лидер программы 1932 года. Тип "F"

 

"FAULKNOR"

Краткое описание:

Лидер программы 1932 года по решению Совета Адмиралтейства повторял проект корабля предыду­щего типа без каких-либо изменений. Заказ на стро­ительство был выдан фирме Ярроу в ноябре 1932 го­да. За счет более высокой культуры производства "Фолкнор", в отличие от построенного на казенной верфи "Эксмута", превысил контрактную скорость на узел. Стандартное водоизмещение "Фолкнера" было меньше спецификационного на 44 т.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1495 т ("Exmouth"), 1475 т ("Faulknor"), полное - 2049 т ("Exmouth"), 2009 т ("Faulknor")

Размеры: 101,0(пп) / 103,6(вл) / 104,5(нб)х10,3х3,5/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С)

Мощность: 38.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в пол­ном грузу - 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 490 т

Дальность плавания (при скорости): 6500 миль (15 узл.), 1500 миль (полный ход)

Экипаж : 175 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VI (на "Faulknor" - VII)

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: отсутствует.

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Эскадренные миноносцы программы 1933 года. Тип "G"

 

"GALLANT', "GARLAND", "GIPSY", "GLOWWORM", "GRAFTON", "GRENADE", "GREYHOUND", "GRIFFIN"

Краткое описание:

Обсуждение тактико-технических требований к эсминцам очередной программы (1933 года) про­исходило в июне 1933 года. Эти корабли должны были стать повторением предшественников типа "Е", в проект которых по рекомендации Морского штаба вносились некоторые изменения в сторону уменьшения водоизмещение и усиления торпедно­го вооружения.

Опыт повседневной службы эсминцев ранних программ показал, по мнению штаба, возможность отказаться от специальных турбин крейсерского хода (вернее ступеней крейсерского хода в общем корпусе). При незначительном сокращении даль­ности плавания это позволяло повысить надеж­ность и упростить ТЗА, а также сократить длину машинного отделения.

По опыту учений на Среди­земном море в мае 1933 года Мор­ским штабом был сделан вывод о необходимости усиления торпед­ного вооружения новых эсминцев за счет перехода на пятитрубные торпедные аппараты. От очередной попытки внедрить на британских эсминцах 130-мм орудие, после не­которого размышления, отказа­лись, т.к. уже имелся неудачный опыт эксплуатации подобной артсистемы на лидере "Кемпенфелт". Основным недостатком считалась низкая боевая скоро­стрельность, обусловленная боль­шим весом снаряда (почти 32 кг).

Эскизный проект типа "G", составленный с учетом рекомен­даций Морского штаба, был под­готовлен летом 1933 года. Размерения корпуса, за счет более короткого машинного отделения и отказа от переборки между пер­вым и вторым котельными отделе­ниями, оказались аналогичными типу "А". Уменьшение размеров и водоизмещения позволило сни­зить мощность ЭУ с 36 до 34 тыс. л.с. В остальном внутреннее рас­положение и состав вооружения повторяли тип "Е". Из-за отсутст­вия практического опыта использо­вания пятитрубных торпедных ап­паратов решено было ограничиться оснащением ими только одного корабля серии.

Рабочие чертежи и специфи­кация были утверждены Сове­том Адмиралтейства в ноябре 1933 года, контракты на по­стройку заключены в марте сле­дующего года. Представители фирмы Файрфилд предлагали ос­настить один из своих эсминцев ("Джипси") экспериментальными котлами Джонсона, имевшими меньшие размеры и вес по сравне­нию с существующими адмирал­тейскими и обеспечивавшими бо­лее высокие параметры пара (Т = 339°С). При всей заманчиво­сти. Адмиралтейство отказалось от предложения Файрфилда, т.к. отсутствовал опыт применения подобных котлов на кораблях британского флота.

Внешне эсминцы типа "G" отличались от своих предшест­венников наличием треногих мачт. Ранее подобная конструк­ция была опробована на двух эсминцах типа "Е" ("Зек" и "Экспресс") и показала свое пре­имущество перед обычными однодревковыми мачтами.

На испытаниях корабли раз­вили от 34,69 ("Гарленд") до 35,68 узл. ("Грейхаунд").

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение:

стандартное - 1350 т, полное -1854 т ("Glowworm" - 1859 т)

Размеры: 5,1 (пп) /97,5(вл) /98,5(нб)х 10,1x3,4/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адми­ралтейских котла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С)

Мощность: 34.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке -35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 470 т

Дальность плавания (при скоро­сти): 5530 миль (15 узл.), 2950 миль (20 узл.), 1270 миль (полный ход)

Экипаж : 145 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VIII (на "Glowworm" - два 533-мм пятитрубный торпедных аппарата PR.1)

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Лидер программы 1933 года. Тип "G"

 

"GRENVILLE"

Краткое описание:

Как и в случае с эсминцами программы 1933 года, лидер этой программы должен был стать повторением своих предшественников программ 1931-32 годов, но на 1,8 м коро­че за счет отказа от крейсер­ских турбин и меньшей длины МО. Рабочие чертежи и специ­фикацию Совет Адмиралтейства утвердил в ноябре 1933 года, в том же месяце состоялся кон­курс на постройку, выигранный Ярроу.

Строитель сразу предложил оснастить корабль оригинальны­ми котлами с бортовым располо­жением топок, впервые приме­ненными на построенном у того же Ярроу в 1932 году югослав­ском лидере "Дубровник". Эти котлы с подогревом воздуха и перегревом пара располагались параллельно диаметральной пло­скости корабля, давая выигрыш в длине машинного отделения порядка двух с половиной мет­ров. Совет Адмиралтейства ут­вердил изменения проекта в июле 1934 года.

На испытаниях "Грэнвил" раз­вил скорость 36,5 узл.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1465 т, полное - 2033 т

Размеры: 97,2(пп)/99,6(вл) / 100,5(нб)х10,5х3,5/3,9 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Пирсоне, 3 котла Ярроу с боковыми топками (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).

Мощность: 38.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в пол­ном грузу - 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 470 т

Дальность плавания (при скорости): 5500 миль (15 узл.), 1500 миль (полный ход)

Экипаж : 175 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVII

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс"

Торпедное:

2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VIII

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО — "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Эскадренные миноносцы программы 1934 года. Тип "Н"

 

"HASTY", "HAVOCK", "HEREWARD", "HERO", "HOSTILE", "HOTSPUR", "HUNTER", "HYPERION"

Краткое описание:

Корабли программы 1934 года по решению Совета Адмиралтейства должны были стать повторением типа "G". Рабочие чертежи и спецификацию утвердили 12 июня 1934 года. В конце того же месяца по предло­жению Контролера артустановки Mk.XVII с естествен­ной балансировкой 120-мм орудия заменили новыми Mk.XVIII. В них угол возвышения 40° достигался не с помощью кольцевого колодца вокруг основания, а за счет сдвига оси цапф пушки к затвору, что обеспечивало боль­шее пространство для отката при максимальном угле воз­вышения. Недостатком концепции "затвор у цапф" был больший вес системы, т.к. из-за нарушения естественной балансировки и перевешивания дульной части приходи­лось догружать казенную часть орудия.

Контракты на постройку эсминцев были заключены в декабре 1934 года. Два корабля, заказанных фирме Парсонс, получили новые мостики с характерной скошенной лобовой частью, которая стала отличительной чертой всех последующих британских эсминцах вплоть до типа "Бэттл". В качестве дивизионных лидеров были оборудова­ны "Хироу" и "Хотспёр". Два эсминца типа "Н" в ходе постройки по решению Адмиралтейства были использо­ваны для апробирования различных новшеств.

На "Хируорде" проходила испытания новая артустановка Mk.XIX с двумя 120-мм орудиями Mk.XII. Установ­ка помещалась в позиции "В" на надстройке перед мости­ком. Так как спаренная Mk.XIX весила в два раза больше, чем стандартная установка Mk.XVIII, "Хируорд" не имел орудийной установки на позиции "А". После успешных испытаний в декабре 1936 года на эсминец установили штатное вооружение. "Хайперион", наряду с двумя стан­дартными адмиралтейскими котлами, был оснащен одним котлом Джонсона в кормовом котельном отделении.

На испытаниях корабли развили от 34,76 ("Хируорд") до 36,55 узл. ("Хейсти")

 

Лидер программы 1934 года. Тип "Н"

 

"HARDY"

Краткое описание:

Повторение "Грэнвила". Отличие заключалось в переходе на новые артустановки Mk.XVIII и тре­ногие мачты. Контракт на постройку был заключен в декабре 1934 года.

На испытаниях "Харди" развил 36,72 узл.

 

Эскадренные миноносцы программы 1935 года. Тип "I"

 

"ICARUS", "ILEX", "IMOGEN", "IMPERIAL", "IMPULSIVE", "INTREPID", "ISIS", "IVANHOE"

Краткое описание:

Эсминцы типа "I" стали повторением типа "Н", отличаясь лишь установкой новых пятитрубных торпедных аппаратов. На двух эсминцах - "Айкэресе" и "Имоджене" - один из котлов в экспери­ментальных целях форсировали до 17.000 л.с. Как и в проекте типов "G" и "Н", предусматривалась воз­можность оборудовать корабли в качестве минных заградителей. В начале 1939 года один из эсминцев, "Импалсив" прошел подобное дооборудование (на других кораблях работы были проведены уже после начала войны).

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1340 т (тип "Н"), 1370 т (тип "I"), полное - 1859 т (тип "Н"), 1888 т (тип "I")

Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл)/98,5(нб)х10,1x3.4/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Адмиралтейских кот­ла (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С), на "Hyperion" два Адми­ралтейских котла и один котел Джонсона

Мощность: 34.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в пол­ном грузу -31,5 узл.

Запас топлива (полный): 470 т

Дальность плавания (при скорости): 5530 миль (15 узл.), 2950 миль (20 узл.), 1270 миль (полный ход)

Экипаж : 145 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII. (2x1 на "Impulsive")

2x4 - 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс" (только тип "Н")

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппарата QR.VIII (тип "Н") 2x5 - 533-мм торпедных аппарата PR.I (тип "I") отсутствует (только "Impulsive")

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ на всех, кроме "Impulsive", на последнем - 30 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS (отсутствует на "Impulsive")

Минное: 60 мин Mk.XIV (только "Impulsive")

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Лидер программы 1935 года. Тип "I"

 

"INGLEFIELD"

Краткое описание:

Повторение "Харди", но с пятитрубными торпед­ными аппаратами. Контракт на постройку заключен в январе 1936 года. На испытаниях развил 36,69 узл.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 1455 т ("Hardy"), 1544 т ("Inglefield"), полное - 2053 т ("Hardy"), 2081 т ("Inglefield")

Размеры: 97,2(пп)/99,6(вл) / 100,5(нб)х10,4х3,5/3,9 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 котла Ярроу с боковыми топками (Р = 21 кг/см2, Т = 327°С).

Мощность: 38.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке - 35,5 узл., в полном грузу - 31,5 узл.

Запас топлива (полный): 475 т

Дальность плавания (при скорости): 5530 миль

(15 узл.), 1500 миль (полный ход)

Экипаж : 175 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

5x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII

2x4 — 12,7-мм пулемета "Виккерс" Mk.I

4x1 - 7,7-мм пулеметов "Льюис"

1x1 - 7,7-мм пулемет "Виккерс" (только на "Hardy")

Торпедное:

2x4 - 533 мм торпедных аппарата QR.VIII ("Hardy")

2x5 - 533 мм торпедных аппарата PR.l ("Inglefield")

Противолодочное: "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: отсутствует

Система управления артогнем : Трехметровый дальномер MS.20

ПУАО - "директор для эсминцев" (DCT) Mk.I

 

Эскадренные миноносцы, заказанные Бразилией . Тип "Н"

 

"HURRICANE" (бывш. "Japarua"), "HARVESTER" (бывш. "Handy", бывш. "Jurua"), "HAVANT" (бывш. "Javary"), "HAVELOCK" (бывш. "Julahy"), "HESPERUS" (бывш. Hearty", бывш. "Juruena"), "HIGHLANDER" (бывш. "Jaguaribe")

Краткое описание:

Заказаны Бразилией в 1938 году по типу пос­троенных для британского флота эсминцев типа "Н". Единственным существенным отличием от оригинала была иная система управления огнем главного калибра, состоящая из совмещенного "директора-дальномера". В связи с началом Вто­рой Мировой войны, все шесть кораблей были пе­рекуплены британским правительством 4 сентября 1939 года и получили новые названия. 27 февра­ля 1940 года "Хэнди" и "Харти" вновь поменя­ли свои названия на "Харвестер" и "Хесперэс" соответственно.

Достраивались бывшие бразильские "Н" в большой спешке, практически без обязательной в таком случае доработки проекта до требований британского флота (на кораблях сохранилась не опробованная система управления огнем, "экспор­тные" торпеды и ряд других менее существенных недоработок). Единственным изменением по срав­нению с первоначальный "бразильской" комплек­тацией стало усиление противолодочного воору­жения за счет снятия кормового 120-мм орудия (с позиции "Y") и трального оборудования. Причина "перекоса" в сторону противолодочного воору­жения кроется как в неготовности части ориги­нального вооружения, так и в сомнительных до­стоинствах новой системы управления артогнем, сильно снижающих ценность новых эсминцев в качестве артиллерийских кораблей (подтверждением этого факта может служить то, что бразиль­ские "Н" оказались одними из первых эсминцев относительно новой постройки, переданными в состав противолодочных групп). К тому же из-за спешки часть эсминцев вступила в строй с недоукомплектованной системой уп­равлением огнем: "Хэвант", "Хесперэс", "Хейвелок" и "Хайлендер" участвовали в первых боевых столкновениях оснащен­ные лишь дальномером. В довер­шение ко всему "Хесперэс" до середины 1940 года не имел тор­педных аппаратов. Лишь два по­следних корабля вошли в строй пол­ностью укомплектованными.

 

Эскадренные миноносцы, заказанные Турцией. Тип "I"

 

"INCONSTANT" (б. "Muavenet"), "ITHURIEL" (бывш. "Gayret")

Краткое описание:

Четыре эсминца были заказаны Турцией в 1939 году фирмам Виккерс-Армстронг и Денни по типу по­остренных для британского флота кораблей типа "I", но с четырехтрубными торпедными аппаратами. Система управления огнем анало­гична принятой на бразильских "Н". Британское правительство вы­купило два эсминца. Еще два, по­стройки Денни ("Демирхисар" и "Султанхисар"), поставлены Ту­рецкому флоту в 1942 году.

Турецкие "I" вступили в строй в первоначальной комплектации, единственным отличием стала срезанная по высоте примерно на 1,5 м вторая дымовая труба.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное -1340 т (тип "Н"), 1380 т (тип "Г), полное - 1860 т ("Н"), 1880 т ("I").

Размеры: 95,1 (пп)/97,5(вл) /98,5(нб)х 10,1x3,4/3,8 м

Энергоустановка: Двухвальный ТЗА Парсонса, 3 Ад­миралтейских котла (P = 21 кг/см2, Т = 327°С)

Мощность: 34.000 л.с. Скорость: при неполной нагрузке -35,5 узл., в полном грузу -31,5 узл.

Запас топлива (полный): 455 т

Дальность плавания (при скоро­сти): 5500 миль (15 узл.), 1250 миль (полный ход)

Экипаж : 145 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

4x1 - 120-мм/45 орудий Mk.IX в установках Mk.XVIII (на типе "Н" только 3x1)

2x4 - 12,7-мм пулемета " Виккерс" Mk.I.

Торпедное:

2x4 - 533-мм торпедных аппара­та QR.VIII

Противолодочное: тип "Н" - "Асдик", 4 БМ и 2 БС (ПО ГБ) тип "I" - "Асдик", 2 БМ и 1 БС (20 ГБ)

Тральное: "Двухскоростной трал для эсминцев" TSDS

Система управления артогнем : ПУАО - "директор/дальномер"