Британские эсминцы в первый год войны
М. Морозов
К началу Второй Мировой войны Великобритания обладала наиболее многочисленным в мире миноносным флотом. Он состоял из 16 флотилий, в состав которых входило в общей сложности 192 эскадренных миноносца. Из названных 61 единица была спущена на воду в течение последних 5 лет, а возраст еще 50 кораблей не превышал десятилетний. Соответствовал ли миноносный флот предъявляемым к нему требованиям?
Предвоенные оценки британского Адмиралтейства отвечали на этот вопрос утвердительно как с качественной, так и с количественной точек зрения. В случае начала новой мировой войны противниками Англии должны были стать державы "оси", но с учетом флотов союзных стран Британия продолжала бы "править морями". И, действительно, объединенный англо-французский флот был сильнее итальянского, англо-американский - японского, и лишь противостояние с Германией должно было решаться силами непосредственно британского Флота метрополии. Рассуждая подобным образом, британские адмиралы считали, что наличного потенциала даже больше, чем достаточно.
Дислокация флотилий эсминцев полностью отвечало идее коалиционной войны. Из девяти флотилий, укомплектованных кораблями возрастом моложе 8 лет (начиная с серии "D"), четыре входили в состав находившегося в отечественных водах Флота метрополии, четыре в состав Средиземноморского, и одна находилась на Дальнем Востоке.
Кроме действий в составе мощных надводных эскадр Адмиралтейство выделяло значительные силы эсминцев для защиты торговых коммуникаций: как прибрежных (эту задачу должны были решать флотилии эсминцев, находящиеся в распоряжении военно-морских округов), так и океанских. Еще до войны было сформировано т.н. "Командование Западных подходов", основными задачами которого должны были стать встреча и сопровождение конвоев в пределах 200-мильной зоны от берегов "туманного Альбиона".
О том, что перед войной Адмиралтейство серьезно задумывалось над применением миноносного флота для защиты торгового судоходства, свидетельствует хотя бы тот факт, что в марте 1939 г. состоялась закладка крупной серии эскортных миноносцев (типа "Хант"), а часть эсминцев типа "V/W" была поставлена на модернизацию по программе "WAIR". При их создании особое внимание было уделено противовоздушному вооружению. В то же время подводная угроза после успеха, связанного с изобретением гидролокатора "Асдик", явно недооценивалась.
Как второй крупный недостаток класса эсминцев, оценивая его в качестве элемента корабельного состава флота Великобритании, необходимо отметить сравнительную малочисленность кораблей, находившихся в постройке на начало войны. Даже после открытия военных действий не произошло массовых "мобилизационных" заказов на эсминцы (в сентябре - октябре 1939 г. заказано лишь 16 кораблей), что, в конечном итоге, не позволило на протяжении первого периода войны восполнить понесенные потери и вызвало своеобразный "кризис эсминцев" к середине 1940 г. Положение оказалось настолько острым, что У. Черчилль был вынужден пойти на знаменитый размен: 50 старых американских эсминцев постройки 1917-1919 гг. на 99-летную передачу во временное пользование США всех морских и воздушных баз в британских владениях Западного полушария!
Тем не менее начало войны вовсе не предвещало тех суровых испытаний, которые обрушились на Англию уже в течение первого ее года. С первых часов военных действий рассеянные по всему миру флотилии британских эсминцев начали свою незаметную, но очень важную деятельность.
Весть о том, что Италия и Япония не поддержали своего "старшего брата" по "оси" была воспринята британским Адмиралтейством с удовлетворением. Данное обстоятельство дало возможность сосредоточить намного более превосходящие силы против главного врага. В течение первых трех месяцев все флотилии Средиземноморского флота убыли с данного театра: 1-я и 4-я в Северное море, 2-я - в Атлантику, а 3-я — в состав командования Западных подходов. Прибывшая на Средиземное море с Дальнего Востока 21-я флотилия не долго задержалась на новом месте. В начале декабря три ее корабля направились в Скапа-Флоу в составе эскорта линкора "Бархэм". 12 декабря на выходе из Ирландского моря произошла трагедия - эсминец "Дачесс" попал под форштевень линейного корабля. Протараненный эскадренный миноносец перевернулся, взорвался и затонул со всем экипажем.
Первым же погибшим в войне эсминцем стал "Бланч". Этот корабль 13 ноября пал жертвой минной постановки, совершенной его германскими "коллегами" - эсминцами "Людеман", "Гальстер" и "Кюнне" - у устья Темзы. Спустя 8 дней за ним последовал "Джипси", погибший по той же причине. В дополнение к этим успехам в ночь на 7 декабря вражеские эскадренные миноносцы торпедировали новейший эсминец "Джерси". Наконец, 19 января нового, 1940 г. на германских минах погиб лидер 1-й флотилии "Грэнвил". Англичанам удалось несколько "выровнять счет" лишь в феврале, когда предположительно на минах, выставленных эсминцами-заградителями 20-й флотилии, погибли германские "Маас" и "Шульц"'(Подробнее о гибели эсминцев "Л. Маас" и "М. Шульц" см. Германские эсминцы в бою. Ч. /./ Антология войны на море". Вып. 2- М., 1995. С. 53-57. 20-я флотилии британских эсминцев образована в начале декабря 1939 г. из двух эскадренных миноносцев серии "Е" и четырех серии "Г, оснащенных для приема и постановки мин.).
В остальном служба эсминцев, находившихся в составе Флота метрополии, до апреля 1940 г. протекала достаточно спокойно. Кроме выходов в составе Флота метрополии на них возлагались обязанности сопровождения конвоев Метил - Берген (с начала ноября 1939 г.), а также блокадное патрулирование у побережья южной Норвегии. В ходе выполнения последней задачи за указанный период было перехвачено четыре германских судна общим тоннажем 12.957 брт, однако большую известность получило задержание в районе Эгерсунда в ночь на
17 февраля 1940 г. германского вспомогательного судна ВМФ "Альтмарк". Хотя судно и не было захвачено, т.к. находилось в норвежских территориальных водах, абордажная партия эсминца "Коссак" сняла с "Альтмарка" 303 британских матроса, взятых немцами с потопленных судов в ходе рейда "карманного линкора" "Адмирал граф Шпее". Британские морские пехотинцы, действовавшие в соответствии с устными инструкциями командира 4-й флотилии эсминцев кэптена Филипа Вайена, убили в ходе перестрелки восьмерых немецких моряков. Факт грубого нарушения англичанами нейтралитета Норвегии дал Гитлеру формальный повод для оккупации этой страны, чего, впрочем, вряд ли удалось бы избежать и при ином стечении обстоятельств. Другим немаловажным успехом эсминцев в этих водах стало потопление четырех вражеских субмарин ("U35", "U 53", "U63", "U 44") при защите следовавших в Норвегию конвоев. Сами же англичане потеряли от действий лодок противника только два корабля ("Эксмут" 21 января и "Дэринг" 18 февраля).
Куда более ожесточенная борьба с подводными лодками развернулась тем временем на просторах Атлантики. С начала боевых действий Адмиралтейство развернуло в районе западнее Ирландии две противолодочные группы во главе с авианосцами "Арк Ройал" и "Корейджес". В то время британский флот еще не был готов к подобным действиям ни в тактическом, ни в техническом отношении. 14 сентября подлодке "U 39" удалось внезапно выйти в атаку на "Арк Ройал", и лишь техническое несовершенство неконтактных взрывателей германских торпед - торпеды взорвались на безопасном расстоянии — спасло этот, ставший впоследствии знаменитым корабль, от гибели. Эсминцы сопровождения "Фолкнор", "Фоксхаунд" и "Файрдрейк" успешно контратаковали и потопили лодку. Она стала первой из 781 германской субмарины, потопленной в ходе Второй Мировой войны. "Месть" немцев последовала уже через три дня - "U 29" потопила "Корейджес", после чего действия авианосных противолодочных групп в Атлантике были свернуты. Группы же, куда входили только эсминцы, обеспеченные действиями самолетов Берегового командования, добились неплохих успехов. В течение сентября и октября они потопили еще три лодки ("U 27", "U 42", "U 45"}, причем особо отличились корабли 3-й флотилии. Эти успехи заставили немецкое командование вывести свои субмарины за пределы досягаемости базовой авиации. Несмотря на это, эсминцам в январе и феврале 1940 г. удалось потопить еще две лодки ("U 55" и "U 41"), не понеся потерь со своей стороны.
Однако британские эскадренные миноносцы выполняли боевые задачи и за пределами Северной Атлантики. С начала октября 1939 г. 3-й дивизион 2-й флотилии ("Харда", "Хостайл", "Хейсти" и "Хируорд") в составе охранения авианосца "Арк Ройал" принимали участие в охоте за "карманным линкором" "Адмирал граф Шпее". Хотя группа "Арк Ройала" и не успела принять участие в уничтожении рейдера (спустя 4 дня после боя 13 декабря 1939 г. с британскими крейсерами у устья Ла-Платы "Шпее" был взорван своей командой), наведенные палубными самолетами эсминцы перехватили два германских судна, в т.ч. 35.581-тонный лайнер "Колумбус". Тем временем другой дивизион флотилии совместно с канадскими эсминцами прочесывал в поисках судов противника воды Америки и Вест-Индии. В конце января 1940 г. флотилия объединилась в Плимуте и в следующем месяце участвовала в охоте на германские суда у побережья Испании. Выполнив задачу, 2-я флотилия влилась в состав Флота метрополии, чтобы уже спустя месяц покрыть себя неувядаемой славой в Норвежской операции.
Норвежская операция стала первым серьезным испытанием для британских эсминцев. Несмотря на то, что 5 из 7 потерянных в ходе нее кораблей погибли в боях с надводными силами противника, выяснилось, что вражеская авиация представляет из себя гораздо большую угрозу, чем было принято считать до этого. Германские пикирующие бомбардировщики, ограниченно применявшиеся в ходе боев в Норвегии, нанесли огромные потери британскому флота в ходе эвакуации из Дюнкерка и других портов Голландии, Бельгии и Франции. Отсутствие малокалиберной скорострельной зенитной артиллерии делало британские эсминцы почти безоружными в борьбе с новым грозным противником. Из 10 потерянных в ходе Французской кампании эсминцев 7 погибли в результате воздушных атак.
Конец мая - начало июня стало временем "первого звонка", свидетельствовавшего о начале острого кризиса британского минного флота. Дело в том, что несмотря на серьезное ослабление миноносных флотилий после боев у берегов Норвегии и Франции, Адмиралтейство было вынуждено в конце мая отправить еще 16 эскадренных миноносцев (2-ю и сводную 14-ю флотилии) для усиления Средиземноморского флота в ожидании начала боевых действий против Италии. Предчувствия не обманули британских адмиралов - 10 июня Италия вступила в войну, но каково же было их потрясение, когда уже спустя 12 дней Франция заключила перемирие с державами "оси". В числе прочих проблем она оставила своему бывшему союзнику и проблему противостояния итальянскому флоту, располагавшему в то время 61 эсминцем и 69 миноносцами!
"Выход из игры" французского флота обусловил создание мощного британского оперативного соединения в Гибралтаре (силы "Н"). В его состав вошла одна из лучших флотилий Флота метрополии - 8-я - и это в то время, когда грозовые тучи сгустились над самой Англией.
Уже в июле 1940 г. начались массированные воздушные атаки на города и порты южной Англии, а также на прибрежное судоходство в Ла-Манше и Па-де-Кале. Потопление в течение этого месяца еще 4 эсминцев (" Брейзен", " Код ринг-то н", "Дилайт", "Рен") привело к отводу миноносных сил из проливов, несмотря даже на ежечасную угрозу вторжения. Ожидание вражеской высадки сковало оставшиеся флотилии в Харидже и Ширнессе, в то время, как их отсутствие серьезно сказывалось на действиях Флота метрополии и охранении атлантических конвоев. Наконец, появление в сентябре флотилии германских эсминцев в Бресте заставило Адмиралтейство перебросить одну из наиболее сильных миноносных флотилий — 5-ю - в порты западной части Ла-Манша. В дальнейшем до конца года, несмотря на целый ряд стычек с эскадренными миноносцами противника, успех 5-й флотилии не сопутствовал. Она не только не смогла предотвратить минные постановки у своих берегов и атаки на конвои, но и потеряла тяжело поврежденным эсминец "Джевлин". 29 ноября в ночной стычке он получил два торпедных попадания с эскадренного миноносца "Лоди", в результате которых потерял носовую и кормовую оконечности.
Больших успехов добились британские эсминцы в норвежских водах. В ночь на 14 октября 4-й флотилии в составе "Коссака", " Ашанти", "Маори" и "Сикха" удалось перехватить в районе Эгерсунда немецкий конвой. В скоротечном бою эсминцы потопили артиллерийским огнем вспомогательное судно "Нетце", а находившийся под брейд-вымпелом кэптена Вайена "Коссак" торпедировал сетевой заградитель "Генуя".
Кроме кораблей и авиации противника потери во второй половине 1940 г. причиняли также мины (погибли "Эск", "Айвенго", "Венеция", "Эйкерон", тяжело поврежден "Экспресс") и столкновения ("Имоджен" и " Map гари" — так назывался переданный канадскому флоту "Дайана"). В октябре во время сезона штормов погиб эсминец "Стэрди", а "Фейм" и "Ашанти" получили тяжелые повреждения.
Немало забот принесла англичанам возобновившаяся с новой силой битва за Атлантику. Германский подводный флот нашел пути преодоления "торпедного кризиса", сумел усовершенствовать свое оружие и тактику. Эффективному применению "Асдика" немцы противопоставили практику ночных атак из надводного положения, а поскольку большинство британских эскортных кораблей, в т.ч. и эсминцы, не имело радиолокации, то успехи "волчьих стай" стали стремительно расти. Базируясь на порты французского побережья, гитлеровские субмарины существенно увеличили район своей деятельности. Дефицит мореходных эскортных кораблей вынудил англичан использовать значительно больше эсминцев в борьбе на коммуникациях. Успехи в борьбе с подводными лодками были гораздо скромней по сравнению с предыдущим периодом. 30 октября 1940 г. эсминцы "Харвестер" и "Хайлендер" потопили у побережья Ирландии "U 32", а спустя 3 дня недалеко от этого района "Энтилоуп" отправил на дно "U 31". Потери также имели место - еще 5 июля вражеская торпеда потопила "Уэрлуинд".
Единственной операцией в водах Центральной Атлантики во второй половине 1940 г. стало для эсминцев участие 23-25 сентября в операции "Мэнес" - неудачной попытке англичан и деголевцев овладеть сенегальским портом Дакар.( В операции принимали участие 10 эсминцев из состава 12-й (Флот метрополии) и 8-й ("Силы "Н") флотилии.) Французский губернатор даже не захотел принять посланцев, а вместо ответа выслал в море подводные лодки. Руководивший операцией вице-адмирал Джон Каннингхэм (не надо путать с командующим Средиземноморским флотом адмиралом Эндрю Каннингхэмом!) выслал им навстречу эсминцы. Именно по ним в 10:51 23 сентября французы произвели первые выстрелы. В ходе дальнейшей перестрелки эсминец "Форсайт" и лидер "Инглфилд" получили попадания снарядов, выпущенных береговыми батареями. Тем не менее полученные повреждения не помешали обоим кораблям потопить французскую субмарину "Перси", пытавшуюся в надводном положении выйти в атаку на крейсер "Дрэгон".
С рассветом следующих суток бой возобновился. Пока крупные корабли вели обстрел порта и береговых батарей эсминцы продолжали бдительно следить за подводным противником. Вскоре после начала перестрелки эсминец "Форчэн" обнаружил и успешно атаковал подлодку "Ажакс". Субмарина затонула. Лишь на следующий день французским подводникам все же удалось перехитрить бдительность охранения и торпедировать линкор "Резолюшн". Вкупе с другими неудачами это привело к прекращению операции.
В целом, подводя итоги деятельности британских эсминцев в течение первого года войны, необходимо отметить, что, несмотря на все объективные и субъективные трудности этого периода, они проходили достаточно успешно. Несмотря на значительные потери, кораблям именно этого класса принадлежит заслуга отражения первой фазы вражеского подводного наступления в Атлантике, уничтожение значительной части легких сил германского флота в Норвегии и эвакуация многих десятков тысяч британских солдат из Дюнкерка. Проведенные на кораблях модернизации и накопленный боевой опыт стали ценным подспорьем для дальнейшего совершенствования конструкций кораблей этого класса и улучшения методов их тактического использования. Все это позволило с честью вынести тяжелые испытания 1941-1942 гг., а в дальнейшем внести заметный вклад в победу союзных флотов на морских и океанских просторах.