2-я флотилия в Нарвике
Д. А. Томас (Пер. с англ.)
Первая крупная акция с участием эскадренных миноносцев имела место в ледяных водах северного норвежского фьорда, когда 2-я флотилия эсминцев столкнулась с мощным соединением германских эскадренных миноносцев. Это случилось в самом конце периода неестественного затишья — т.н. "странной войны". Он внезапно оборвался вторжением Германии в Норвегию и Данию 9 апреля 1940 г.
На протяжении нескольких месяцев до этого, отмеченного красными буквами в анналах нацистского варварства, дня Германия регулярно использовала территориальные воды Норвегии. Суда-прорыватели блокады, подводные лодки и другие боевые корабли, прикрытые защитным зонтиком своей береговой авиации, не выходили из этих узких пределов, ускользая от наших патрульных кораблей.
Но более важным было то, что прибрежные воды Норвегии регулярно использовались для транспортировки ценной железной руды, необходимой для промышленности Германии. В то время, как Германия прилагала все усилия для того, чтобы держать открытым этот торговый путь, ее подводные лодки с жестоким беспристрастием и рвением продолжали топить в Атлантике норвежские суда. Именно этот путь доставки железной руды и намеревалось блокировать Адмиралтейство. Наша цель заключалась в вытеснении этих перевозок в открытое море, вынуждая, таким образом, корабли противника вступить в бой с нашими патрульными кораблями.
С этой целью в стратегически важных местах мы установили минные заграждения, проинформировав об этом мировое сообщество. Для постановки трех обширных минных полей в бушующее Северное море были направлены минные заградители в сопровождении сильных отрядов надводных кораблей. Выполнение этой задачи было завершено в ранние часы 8 апреля 1940 г.
Но вторжение Германии на территорию Норвегии и Дании уже началось. То, что противник что-то затевает стало ясно Адмиралтейству, когда поступило донесение с разведывательного самолета о замеченном передвижении германских кораблей по направлению ко входу в Скагеррак. В состав обнаруженного отряда входил один линейный крейсер, два легких крейсера и большой войсковой транспорт. Их сопровождало 14 эсминцев. Сначала намерения немцев были не вполне ясны. Адмиралтейство даже не допускало возможности того, что флот неприятеля направляется к берегам Норвегии. Вероятнее всего, считали там, флот возьмет курс на восток, а затем на юг в один из германских портов на Балтике.
Несмотря на сомнения в отношении намерений противника, Адмиралтейство приняло ряд решений имевших большие последствия. Флот метрополии был расположен таким образом, чтобы в случае попытки прорыва противника в открытое море, британцы находились бы в более выгодной позиции для боевого столкновения. Таким образом, перспектива крупного морского сражения в Северном море существовала уже на сравнительно раннем этапе операции. Но, к сожалению, планируя военные действия на море, необходимо принимать во внимание и другие факторы. И прежде всего, желание противника, или нечто ему подобное, вступить в бой. А это желание явно отсутствовало на протяжении всей войны как со стороны германского, так и со стороны итальянского флотов. Капризы погоды и моря в большинстве случаев также расстраивали попытки схватиться с врагом.
Глядя на карту малого масштаба, трудно представить океанский простор и бесконечно маленькую точку в этом просторе, которой является корабль. Сегодня, благодаря радиолокатору, необъятность водного пространства уменьшилась, но в 1940 году, при видимости всего лишь десять или одиннадцать миль с мостика эсминца в ясный день, обнаружение корабля или эскадры в дождливый, хмурый день являлось проблемой, разрешение которой зависело, в основном, от счастливого стечения обстоятельств.
Пытаясь навязать противнику бой, Адмиралтейство все шире расставляло свою сеть. 7 апреля в 20:30 два линкора - "Родней" и "Вэлиант",- линейный крейсер "Рипалс"', два крейсера и десять эсминцев вышли из Скапа-Флоу. Через полтора часа 2-я эскадра крейсеров в составе двух крейсеров и четырех эсминцев, вышла из Розайта. 1-я эскадра крейсеров, находившаяся также в Розайте, получила приказ как можно скорее присоединиться в море к флоту. Из устья Клайда в Скапа-Флоу отправились легкий крейсер "Орора" и шесть эсминцев.
Пока разворачивались эти события миннозаградительная операция шла полным ходом. Два из трех минных заграждений должны были быть выставлены между Бергеном и Тронхеймом, а третье - у входа в Вест-фьорд, для защиты подходов к жизненно важной гавани Нарвика.
Одним из эсминцев эскорта этого третьего, самого северного соединения, был корабль его величества "Глоууорм" (командир - лейтенант-коммандер Руп). Эсминец шел к району постановки сквозь бушующие волны, глухо бившиеся о бак, когда один из матросов был смыт за борт огромной волной. И этот печальный обыденный случай вылился в один из самых славных эпизодов саги о военных походах эсминцев в этой войне.
"Глоууорм" тотчас же просигналил "человек за бортом!" и, оставив свое место в строю, стал вести поиск. Пока шел поиск, остальные корабли ушли вперед и вскоре потерялись из виду. Продемонстрировав великолепные навыки управления кораблем, командиру вскоре удалось найти потерянного матроса. После поднятия спасенного, который был отдан на попечение судового врача, "Глоууорм" лег на прежний курс и рассекая вздымавшиеся волны, попытался присоединится к ушедшим кораблям.
В такую штормовую погоду он испытывал сильную качку, и на следующее утро (8 апреля - ред.) все еще шел по следу своих товарищей. Волны, падавшие на палубу, каскадами скатывались с нее, а ветер швырял пелену брызг на мостик и пост управления огнем. Рупу пришлось снизить ход до 90 оборотов - около 10 узлов. Но впереди ждали гораздо большие неприятности.
На рассвете на "Глоууорме" все посты были заняты в соответствии с утренним боевым расписанием. Командир находился на мостике, с надеждой вглядываясь в даль в поисках британских кораблей. Вместо них он увидел германский эсминец. "Лево на борт! Полный вперед!"- прозвучала команда, и "Глоууорм" был приведен в боевую готовность. Почти сразу же из тумана по носу появился другой эсминец противника. Оба корабля открыли огонь. "Глоууорм" полным ходом шел на сближение, его четыре 120-мм орудия яростно извергали огонь.
Незадолго до 8 часов утра "Глоууорм" кратко радировал адмиралу, находившемуся на "Ринауне", о том, что он вступил в бой с двумя эсминцами неприятеля примерно в 150 милях юго-западнее Вест-фьорда. Через час с небольшим он передал другой радиосигнал, который внезапно оборвался без какого-либо намека на гибель корабля. Больше "Глоууорм" уже никогда никто не видел, и о его судьбе ничего не было известно вплоть до окончания войны и возвращения на родину оставшихся в живых членов команды, ставших военнопленными.
Через несколько минут после начала боя "Глоууорм" добился прямого попадания в один из германских кораблей, сейчас известно, что это был "Бернд фон Арним". Противник отвернул к северу, прекратив стрельбу, и поставил дымовую завесу. Затем события приняли зловещий оборот. Опасность неожиданно возникла впереди в виде башенных очертаний тяжелого крейсера "Хиппер".
Руп немедленно послал сообщение об обнаружении неприятеля и лег на обратный курс, пытаясь уйти от своего массивного противника. Он, должно быть, осознавал ужас своего положения. "Хиппер" мог обогнать эсминец в штормовом море и поражать "Глоууорм" из своих 203-мм орудий, в то время как орудия "Глоууорма" не могли эффективно ответить.
Как только машинная команда отрегулировала механизмы на постановку дымовой завесы от британского эсминца повалил дым, но едва "Глоууорм" вышел из дымовой завесы, он обнаружил тяжелый крейсер прямо перед собой. Был переложен руль, и дан торпедный залп. Торпеды ушли, но не смогли найти свою цель. Тем временем вокруг эсминца неистовствовал град 203-мм снарядов, с яростью которых сливалась ярость волн. Вскоре один из снарядов достиг цели, разрушив радиорубку и внезапно оборвав отправку радиограммы.
Руп, надеясь на спасение, снова направил корабль в дымовую завесу. Но с двумя вражескими эсминцами на левом траверзе и мощным "Хиппером" с правого борта, "Глоууорм" был обречен. Его гибель была делом нескольких минут.
"Хиппер" прошел сквозь дымовую завесу и, выйдя из нее, обнаружил бесстрашный маленький эсминец в нескольких сотнях метров, идущий на полной скорости прямо на него. На борту "Глоууорма" раздалась команда "Приготовиться к тарану!" Нос обреченного эсминца врезался в среднюю часть бронированного борта "Хиппера" среди вспышек и рева снарядов. Носовая часть "Глоууорма" смялась, согнулась и сплющилась подобно оловянной фольге. Совершенно изуродованный, охваченный сильным пламенем, с верхней палубой, превратившейся в бойню, с телами доблестных офицеров и матросов, погибших на своих боевых постах, эсминец пал жертвой своего гигантского противника. Через несколько минут огонь добрался до погребов боезапаса, и эсминец взорвался. Он затонул среди рева осколков.
Несмотря на большое волнение и зиявшую как железнодорожный тоннель пробоину в борту, "Хипперу" удалось спасти 31 оставшегося в живых из 149 членов экипажа.
Среди погибших был и лейтенант-коммандер Руп, которому, по наблюдениям некоторых членов экипажа, почти удалось добраться до палубы крейсера, прежде чем он, обессиливший, сорвался в море. Больше его так и не видели. Позднее он был награжден за свой героизм крестом Виктории. Когда страна узнала истинную историю этого боя, свои награды за храбрость получили еще один офицер и трое матросов "Глоууорма".
Поврежденный "Хиппер" с трудом дошел до Тронхейма и был поставлен на временный ремонт. Прибыв в германский порт, крейсер провел в бездействии многие недели, пока не были устранены обширные повреждения, и он снова стал годен к плаванию.
Таким образом, самопожертвование "Глоууорма" не было напрасным. Он сам отплатил за свою гибель, и по большому счету."
Пока в Северном море происходили эти события, "Ринаун" и соединение под командованием вице-адмирала Уитворта все еще крейсировало у подходов к Нарвику и находились слишком далеко, чтобы оказать помощь "Глоууорму". На рассвете 9 апреля линейный крейсер попал в настолько тяжелые штормовые условия, что волны даже перекатывались через его носовую башню. Дискомфорт усиливали сильный ветер со снежными зарядами.
Внезапно, в условиях малой видимости смутно вырисовались очертания двух вражеских кораблей. Это были линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау", шедшие по направлению от Вест-фьорда после успешного выполнения задачи по сопровождению группы вторжения в Нарвик. "Ринаун" тотчас пошел на сближение и с расстояния 9 миль открыл огонь. "Гнейзенау" получил попадание в главный пост управления огнем, что заставило его замолчать. Он отвернул к северу, пытаясь выйти из боя. Чтобы прикрыть своего получившего повреждения напарника, "Шарнхорст", находившийся рядом, поставил плотную дымовую завесу.
Несмотря на это, "Ринаун" еще дважды попал в уходивший на большой скорости неприятельский корабль. Из-за сильных волн, бивших в борт корабля, англичанину пришлось сбавить ход, и дистанция стала постепенно увеличиваться. Наконец, когда расстояние составило 15 миль, огонь был прекращен. Германским кораблям удалось благополучно уйти, благодаря своему превосходству в скорости и штормовой погоде.
"Ринаун" также получил два попадания. Один снаряд попал в борт у ватерлинии, но не взорвался. Другой прошил фок-мачту, сорвав при этом главную радиоантенну.
В этот же день, 9-го числа, главные силы британского флота под началом командующего Флотом метрополии адмирала Форбса, находились в районе близ Бергена. Адмирал предложил послать в гавань отряд в составе четырех крейсеров и семи эсминцев и атаковать противника, который, по-видимому, там находился. Адмиралтейство отменило операцию, посчитав ее слишком опасной, т.к. располагало сведениями о сосредоточении там сильной группировки авиации и береговой артиллерии противника.
Правильность этой информации подтвердилась, когда спустя несколько часов британский флот подвергся нападению с воздуха. Флот стал объектом сильных и продолжительных атак летчиков, которые доводили их до конца с большой смелостью и решительностью. К счастью, бронированный "Родней" отделался легкими повреждениями, когда на него обрушилась огромная 500-кг бомба.
Во время этого налета был потерян эсминец "Гурка" (командир — коммандер Баззард). Всего шесть недель тому назад он преследовал и уничтожил в ходе быстротечного боя к югу от Фарерских островов германскую подводную лодку "U 53" . Теперь он сам стал объектом охоты и, как уничтоженная им субмарина, тоже пытался спастись от опасности исходившей сверху. Вместе с крейсером "Орора" он отбивался от наседавших самолетов, когда вдруг содрогнулся от попадания тяжелой бомбы, обрушившейся на его хрупкую конструкцию. Взрыв имел такую силу, что корабль зашатался, но едва упали осколки, как аварийная команда приступила к ремонту.
В течение четырех с половиной часов она прилагала неимоверные усилия, чтобы свести повреждения к минимуму и спасти корабль. Однако серьезные разрушения и большое волнение моря сделали эту борьбу неравной. "Гурка" уступил бушующим волнам и, в конце концов, затонул. Вместе с ним пошли ко дну 15 членов его команды.
Ситуацию на побережье Норвегии трудно было оценить однозначно. Было ясно только одно: немцам удалось добиться некоторых первоначальных успехов. Требовался быстрый контрудар со стороны англичан, чтобы остановить дальнейшее развитие вражеского успеха. Нарвик казался самым подходящим местом для контрудара, благодаря своему изолированному положению, из-за чего немцам трудно было бы оказать здесь сопротивление. Однако ситуация в этом пункте была очень неясной. Адмиралтейству было неизвестно, что город был оккупирован уже 9 апреля утром, когда десять германских эсминцев, под командованием коммодора Бонте, вошли в гавань. Германские войска неожиданно появились и из трюмов с виду мирных торговых судов, отшвартовавшихся у пирса раньше.
Флотилия германских эсминцев должна была выйти из Нарвика в тот же вечер, но отход задержали, чтобы пополнить запасы горючего. Из-за этого ориентировочное время отплытия было задержано на 24 часа. Данная задержка вынесла им приговор.
Утром 9 апреля британская 2-я флотилия эсминцев находилась недалеко от Лофотенских островов, вереница которых протянулась с юго-запада к северо-востоку, образуя северную границу Вест-фьорда.
Командующий флотом приказал командиру флотилии кэптену Уорбёртону-Ли войти в Вест-фьорд и воспрепятствовать высадке противника. Он не знал, что немцы уже овладели городом. Тем временем Адмиралтейство получило дополнительную информацию и вслед за приказом командующего флотом последовало сообщение о том, что корабль противника вошел в воды фьорда и высадил в Нарвике войска. Адмиралтейство приказало командиру флотилии следовать в порт и уничтожить или захватить вражеский корабль. Текст заканчивался предложением командиру флотилии, самостоятельно решить вопрос, стоит ли высаживать десант и освобождать город.
2-я флотилия состояла из лидера "Харди" и 1350-тонных эсминцев "Хэвок", "Хантер", "Хостайл" и "Хотспёр". Каждый из них имел на вооружении четыре 120-мм орудия и восемь торпедных аппаратов. Выполняя приказ Адмиралтейства, флотилия вошла в Вест-фьорд. По прибытии на норвежскую лоцманскую станцию Траной кэптен послал на берег двух офицеров, чтобы узнать о присутствии противника все, что можно. Информация, которой располагали норвежцы, не дала повода к успокоению. По крайней мере, шесть больших германских эсминцев - крупнее британских - и подводная лодка вошли в гавань раньше англичан. Еще менее успокаивало то, что гавань заминирована противником. Но как ни обескураживала информация норвежцев, на самом деле и она оказалась ошибочной. Флотилии Уорбёртона-Ли противостояло не менее десяти эсминцев новейшей конструкции.
Основываясь на норвежской информации, командир флотилии сообщил Адмиралтейству: "Намереваюсь атаковать на рассвете во время прилива". В ответном сообщении Адмиралтейство предупредило о возможном захвате противником двух норвежских кораблей береговой обороны.' Адмиралтейство добавило, что решение о целесообразности атаки должен принять он, командир, знакомый с положением дел на месте. Каким бы оно ни было, Адмиралтейство полностью его поддержит.
Кэптен Уорбёртон-Ли дал ответ в ранние часы 10 апреля. Его слова были лаконичны: "Иду в бой. Атакую на рассвете".
Около 03:00 флотилия построилась в строй пеленга, с тем, чтобы все корабли могли вести эффективный огонь по курсу. Было очень холодно - Вест-фьорд находится в ста милях северней Северного полярного круга - налетал шквальный ветер со снегом, а темнота усугубляла опасность навигации в узких незнакомых водах. Незадолго до рассвета, в 04:15 флотилия находилась на небольшом удалении от гавани Нарвика, с экипажами занявшими посты согласно боевого расписания, заряженными и готовыми к бою орудиями и торпедными аппаратами.
"Харди" в вел два эсминца — "Хэвок" и "Хантер" — в большую гавань, оставив во фьорде "Хостайл" и "Хотспёр" на случай, если понадобится нанести удар по береговым батареям противника, которые, возможно, обнаружат себя, или отразить атаку вражеских кораблей, если те попытаются овладеть входом в гавань.
Акватория порта представляла собой картину огромного скопления судов. Здесь находилось около двух дюжин кораблей всех стран, девять из которых были германскими. У причалов стояли и пять германских эсминцев, в т.ч. один под флагом коммодора Бонте.
Сначала англичане обнаружили только два эсминца противника. "Харди" и "Хэвок" тотчас же определили их своими целями и, открыв огонь, подошли на очень малую дистанцию. "Харда" дал торпедный залп по флагману -"Антону Шмитту". Атака была успешной. Торпеды поразили цель. Последовал гигантский взрыв. Вверх взметнулся огромный столб воды и обломков. Флагман переломился и затонул на мелководье. В список погибших на его борту вошло и имя немецкого коммодора.
Атака была совершенно неожиданной. Противник даже не успел занять боевые посты. Подход англичан не был замечен. Оглушающий рев 120-мм орудий - вот первое, что дало противнику понять, что он подвергся нападению. И прежде, чем германские эсминцы смогли эффективно отметить, они были столь жестоко обработаны точно наведенными британскими орудиями, что их попытки имели лишь спорадический и неэффективный характер. Атака продолжалась среди грохота орудий и воя снарядов; тускло освещенное место действия расцвечивалось яркими вспышками, когда "Харди", "Хэвок" и "Хантер" тренировали свои орудийные расчеты на находившемся в гавани плотном скоплении эсминцев и торговых судов.
Вскоре второй германский эскадренный миноносец - "Вильгельм Хайдкамп" - испытал на себе разрушительное воздействие британской атаки. 120-мм орудия поразили цель. Затем эсминец получил попадание торпеды и через пробоину внутрь корабля хлынули морские волны. Он также пошел ко дну прежде, чем успел нанести действенный ответный удар. Таким образом, в считанные минуты были застигнуты врасплох и погибли два больших и сильно вооруженных германских корабля.
Теперь внимание было обращено на транспортные суда противника. К трем атакующим эсминцам присоединились корабли, находившиеся ранее во фьорде. Несколько ослабевший огонь был перенесен на суда снабжения. Вскоре восемь из них превратились в пылающие обломки. В их число входил "Ян Веллем" (11.776 брт), с ценным грузом жидкого топлива на борту. Он горел адским пламенем и распространял чад до небес. Остальными семью кораблями, уничтоженными или оставленными в полузатонувшем состоянии были "Нойнфельс" (8096 брт), "Аахен" (6388 брт), "Альтона" (5892 брт), "Хайн Хойер" (5836 брт), "Бокенхайм" (4902 брт), "М. X. Фас-сер" (4879 брт) и "Фрилингхаус" (4339 брт).
На протяжении всего первого этапа сражения 2-я флотилия оставалась невредимой.
Около 06:00, когда были замечены три германских эсминца, приближавшихся к гавани (с северо-востока - ред.), командир флотилии приказал своим кораблям отойти. Очертания трех вражеских кораблей, вышедших из Херьянгс-фьорда, с трудом различались в тумане. Англичане открыли огонь с дистанции 15 кабельтовых. Внезапно впереди по курсу британской флотилии, отсекая ее путь к отходу, из тумана появились еще два крупных эсминца противника. До этого они стояли на якорях в Балланген-фьорде и теперь подошли явно с намерением выяснить, что же означает вся эта пальба.
На этот раз фортуна отвернулась от британской флотилии. Пять более крупных эсминцев противника противостояли ей; два из них отрезали ей выход в открытое море. Вскоре на корабли флотилии со страшной силой обрушились 127-мм снаряды врага.
Один из снарядов угодил в носовую часть "Харди", смял его носовые орудия и разрушил надстройку. Мостик и рулевая рубка превратились в груду обломков. Кэптен Уорбёртон-Ли получил смертельное ранение. Лейтенант Кросс, командир боевой части связи, был убит. Лейтенант-коммандер Гордон-Смит, штурман флотилии, был тяжело ранен. Убиты или тяжело ранены были все, находившиеся на мостике.
Помощник командира флотилии, лейтенант интендантской службы Г. Стеннинг, оправившись от шока, вызванного взрывом, увидел, что его нога почти оторвана. Однако вместе с тем он понял, что остался единственным офицером, способным принять на себя командование кораблем.
Разрушения в рулевой рубке были ужасны. Рулевой и радист были убиты или тяжело ранены. Корабль потерял управление. У штурвала никого не было. Тем не менее кормовые орудия продолжали вести огонь, перейдя на местное управление. Лейтенант Стеннинг с трудом добрался до разрушенной рулевой рубки и встал за штурвал, пока его не заменил один из матросов.
Вражеский эсминец, находившийся от "Харди" на расстоянии прямого выстрела, продолжал вести разрушительный огонь по головному кораблю флотилии. Наконец, 127-мм снаряд с треском пробил обшивку и взорвался в машинном отделении. Трубопровод лопнул, и "Харди" стал терять ход, его машины бездействовали. Пронзительный визг рвущегося пара смешался с воем снарядов и ревом орудий.
Корабль был обречен. Лейтенант Стеннинг приказал переложить руль так, чтобы выбросится на берег. Иного выхода не было, разве что отправиться прямиком на дно. Все еще находясь под сильным и точным огнем противника, корабль благополучно сел на мель в трех или четырех сотнях метров от скалистого берега. Единственное оставшееся на корме орудие все еще продолжало вести бой. В 05:55, перед тем, как покинуть корабль, кэп-тен Уорбёртон-Ли отдал последний приказ по флотилии. Он гласил: "Продолжать бой с врагом" - кэп-тен был настроен сражаться до конца. Противник понимал, что "Харди" попал в тяжелое положение и безжалостно расстреливал его. Когда экипаж покидал корабль, среди спасавшихся продолжали рваться вражеские снаряды.
Те, кому удалось выбраться с корабля, плыли, а затем шли к берегу несколько сотен метров в ледяной воде. Умирающий командир был привязан к носилкам и отнесен к берегу лейтенант-коммандером Манселлом, мистером Маккрэкеном, командиром артиллерийской боевой части и одним из матросов. Когда добрались до берега, Уорбёртон-Ли был уже мертв.
Подлинный героизм проявил лейтенант Хеппел, офицер минно-торпедной боевой части. Пять раз бросался он в ледяную воду, разделявшую корабль и берег, помогая благополучно добраться до суши тем, кто не умел плавать или был ранен. Все это время вокруг рвались 127-мм снаряды.
Всего из экипажа "Харди" осталось в живых 170 офицеров и матросов. Многие из них были в плохом состоянии. Еще 17 членов экипажа были убиты, а судьба двух осталась неизвестной. Спасшиеся пробились через арктическую непогоду, сумев избежать встречи с ведущими поиск немцами, и впоследствии, о чем будет рассказано далее, были сняты британскими эсминцами. Кэптена Уорбёртон-Ли похоронили лояльные норвежцы.
В то время, как "Харди" шел через испытание огнем и смертью, под сильный обстрел попали и остальные корабли флотилии. "Хантер" (лейтенант-коммандер Л. де Вилье) заплатил даже большую цену, чем лидер. Он был прошит полным залпом 127-мм снарядов, которые со страшной силой разорвали его. В течение 60 секунд он скрылся под водой. Лишь нескольким членам его команды удалось добраться до берега. Они прошли узкую полоску норвежской территории и добрались до нейтральной Швеции, где пробыли в качестве интернированных до конца войны.
"Хотспёр" (коммандер Х.Ф.Х. Леймен) получил серьезные повреждения; из строя вышли внутрикорабельная связь и рулевой устройство. Его крошечный судовой лазарет заполнили раненные и убитые.
"Хостайл" (коммандер Дж.П. Райт) также попал под сильный огонь противника, но был поврежден незначительно и поэтому не остался в долгу. Лишь "Хэвок" (лейтенант-коммандер Р.И. Каридж) каким-то чудом остался невредим.
В ходе перестрелки пострадали также и германские корабли, хотя во время напряженного оборонительного боя было трудно оценить степень их повреждений. Британским эсминцам удалось уйти от преследования, применив дымовую завесу. Они вышли из боя без дополнительных сложностей и полным ходом устремились по главному фьорду, держа курс в открытое море.
Через тридцать минут после прекращения огня они встретили германское торговое судно, которое держало курс на Нарвик в счастливом неведении о происходивших там событиях. С уменьшением дистанции оно было идентифицировано как германское судно перевозки боеприпасов "Рауэнфельс" (8460 брт). Неповрежденный "Хэвок" открыл по нему огонь. 120-мм орудия скоро накрыли цель. С ослепительной вспышкой "Рауэнфельс" взорвался. Столб огня и дыма поднялся вверх на многие сотни футов."
Три эсминца без дополнительных сложностей вышли в открытое море и в назначенное время прибыли в родной порт. Серьезные повреждения, которые получил "Хотспёр", в конце концов, были устранены, и этот храбрый маленький корабль продолжал жить в ожидании будущих сражений. Вместе с "Хэвоком" он впоследствии принимал участие в составе 10-й флотилии эсминцев в бою у мыса Матапан.
Вскоре после того, как стали известны подробности первого сражения у Нарвика, последовали награждения орденами и медалями; среди этих наград была и посмертная для кэптена Уорбёртон-Ли - крест Виктории. Но важнее этих награждений была яркая страница истории, вписанная 2-й флотилией эсминцев в книгу известных морских сражений.
Успешные действия флотилии в районе Нарвика нельзя измерить числом потопленных и поврежденных кораблей. Не говоря о двух потопленных и пяти поврежденных германских эсминцах, девяти потопленных торговых судах, был еще один важный момент, о котором не знали англичане, и он повлек за собой дальнейшие успехи. Ночью того дня, когда произошло сражение, германские эсминцы должны были уйти из Нарвика. Но выход задержался из-за полученных ими повреждений. Он задержался на время, которого оказалось достаточно для того, чтобы в нарвикские фьорды вошла другая флотилия британских эсминцев и уничтожила остальные германские корабли в бою, который стал известен как "второе сражение у Нарвика".