Эсминцы у Дюнкерка
Д. А. Томас (Пер. с англ.)
10 мая 1940 г. Германия предприняла давно спланированное наступление на Бельгию, Голландию и Францию. Этого ждали с самого начала войны, и Адмиралтейство разработало планы, в соответствие с которым оно должно было встретить во всеоружии любые непредвиденные обстоятельства в зоне Английского канала или Северного моря. В Лондоне правильно предвидели быстрое опустошение Голландии, и не было ничего невозможного в том, что подобным образом пострадает и Бельгия. При данных обстоятельствах считали жизненно важным не допустить, чтобы в руки противника попали ценные суда, находившиеся в портах этих стран. Запасы - в особенности, запасы нефти - необходимо было уничтожить, эмигрантов необходимо было эвакуировать. Враг не должен был также воспользоваться портовыми сооружениями.
Выполнение этих задач было возложено на Дуврский военно-морской округ и, в частности, на его командующего вице-адмирала сэра Бертрама Рамсея. За три дня до нападения немцев - 7 мая - Рамсей отдал приказ эсминцам приготовиться к отплытию в голландские порты. Приготовления были закончены в день нападения противника. Так начался один из самых славных эпизодов в истории военно-морского флота.
12 мая лидер эсминцев "Кодрингтон" (кэптен Дж. Кризи, он же командир 1-й флотилии эскадренных миноносцев) взял на борт голландскую наследную принцессу с семьей в Эймёйдене. Именно здесь крейсера "Гэлетиа" и "Аретьюза" забрали золотой запас Голландии и благополучно доставили его в Англию.
На следующее утро кэптен Т. Хэлси на "Мэлколме" прибыл в Хукван-Холланд для оказания помощи в организации эвакуации важных персон. В полдень королева Вильгельмина и ее свита взошли на борт "Хируорда" и благополучно добрались до Хариджа. В тот же вечер из этого порта эсминец "Уиндзор" эвакуировал членов голландского правительства, миссий союзников и многих других. В Амстердаме был погружен бесценный алмазный запас.
Из Флиссингена благополучно выбрались 16 торговых судов. Во многих портах были уничтожены тысячи тонн нефти, бензина и других запасов. Самый большой караван судов пришел в Англию из Антверпена. На протяжении примерно двух дней в порты Британии были препровождены 26 кораблей союзников, 50 буксиров, 600 барж и множество других судов.
Все это время германские ВВС предпринимали единичные атаки на военные корабли, т.к. их главные усилия были нацелены на большие и малые города. В течение пяти дней капитулировали все силы голландцев, за исключением лишь некоторых очагов сопротивления, продержавшихся на несколько дней дольше.
Тем временем стали нести потери и наши эсминцы. Первые пришлись на эсминцы типов "V" и "W". Отметьте частое упоминание этих старых кораблей. В эти бедственные дни в Ла-Манше и Северном море они провели огромное количество времени в море, участвовали во многих боях, изыскивая любую возможность, чтобы оказать помощь находившимся в тяжелом положении союзным войскам и нанести урон врагу.
Первым погиб "Вэлентайн". " Вёрсатайл", "Вестминстер", "Уайверн" и "Винчестер" получили повреждения и понесли человеческие потери в результате прямых бомбовых попаданий или близких разрывов. "Уитшед" сумел остаться невредимым во время эвакуации 1500 беженцев из Остенде 19 мая, но однотипный корабль "Уитли" был жестоко атакован бомбардировщиками у Ньюпора и затонул. Только четверо из его экипажа были убиты, остальных подобрал бесстрашный "Вимьера", о котором мы услышим еще неоднократно.
К 22 мал ситуация на континенте стала критической. Вопрос об отходе войск через Дюнкерк, Кале и Булонь был уже решен. Прорвав линию фронта союзников во Франции, к Ла-Маншу направились десять германских танковых дивизий. Пытаясь отсечь британские экспедиционные силы они текли на запад и на север, образуя повернутый влево крюк неправильной формы. Непосредственная опасность грозила прежде всего Булони, и в неразберихе, обычно сопутствующей поражению и отступлению, были предприняты огромные усилия погрузить на корабли войска, которые быстро окружались полчищами бронетехники неприятеля.
Именно здесь в результате налета орд германских горизонтальных и пикирующих бомбардировщиков с безоблачного летнего неба получили повреждения эсминцы "Кит", "Уайлд Суон", "Вайми" и "Венеция". "Уитшед", "Веномес" и "Вимьера", выработавшие свой срок эксплуатации эсминцы-ветераны, помогали эвакуировать из Булони войска и беженцев. Здесь они опробовали способ ведения боевых действий, весьма необычный для эсминцев. Враг был настолько близко, что когда они проходили рядом открыл пулеметный и минометный огонь.
Первым в порт вошел "Уитшед", за ним на близком расстоянии следовал "Вимьера". Во время погрузки войск (каждый взял на борт по 1000 человек) они находились под постоянным огнем противника. Пока шла погрузка, моряки упорно отстреливались из скорострельных пушек, стараясь подавить огонь противника и не подпускать немцев. Когда они отошли, через то же тяжелое испытание прошли "Веномес", "Венеция" и "Уайлд Суон", но и они сумели произвести погрузку, после чего поспешили из порта.
В тот же день поздно вечером другой эсминец, "Уиндзор", вошел в порт и забрал еще 600 человек, терпеливо ожидавших эвакуации. После того, как была эвакуирована основная масса войск и эсминцы ушли, командир "Вимьеры", лейтенант-коммандер Р.Б.Н. Хикс, вызвался добровольно вернуться в порт с наступлением темноты и попытаться спасти хотя бы часть тех солдат, которые, как известно, все еще оставались там. Адмирал Рамсей с неохотой согласился отпустить Хикса, т.к. город быстро занимали германские войска, но тем более он был не склонен обрекать оставшихся на берегу солдат - ирландских и уэльских гвардейцев - на камеры для военнопленных. Поэтому он дал согласие.
"Вимьера" вошел в темную гавань Булони. Экипаж занял места по боевому расписанию. В порту было тихо. Противник овладел городом практически полностью. Бесшумно и осторожно Хикс подвел эсминец к причальной стенке и сумел, не потревожив неприятеля, закрепить канаты. Едва он успел отшвартоваться, как сотни людей устремились на борт, подобно снежной лавине. Солдаты и беженцы быстро заполнили корабль. Эсминец, битком набитый 1400 эвакуируемыми, отошел, и Хикс, осторожно лавируя, увел старый корабль через все еще тихую гавань. Он молился о том, чтобы немцы не открыли огонь. Капитан с трудом управлял переполненным эсминцем, слишком велик был лишний вес. Уже при отклонении руля на 5°, крен корабля превышал 10°. Выровнять его можно было только переложением руля на другой борт.
"Вимьера" благополучно выскользнул незамеченным из гавани и рано утром следующего дня вошел в Дувр. Общее число эвакуированных из Булони, вместе с прибывшими на борту этого корабля, достигло 4600 человека.
Этот же неутомимый эсминец, отлично действовал и у Кале. С потерей Булони наши войска отошли в направлении Кале, что еще более сократило периметр сухопутного фронта. Бои за этот французский курортный город стали новой страницей эпической поэмы не сдающихся врагу стрелковых полков британской армии. Им был отдан приказ стоять до конца. Самопожертвование стрелков должно было облегчить тяжелое положение десятков тысяч других британских и французских солдат, попавших сейчас в окружение у Дюнкерка, давал возможность, таким образом, продлить эвакуацию еще на какое-то время.
У Кале мы потеряли эсминец "Уэссекс", его бомбили и уничтожили несколько самолетов противника. К гибнущему кораблю поспешил вездесущий "Вимьера", который подобрал всех членов экипажа, за исключением 14 человек. Несколько сотен нестроевых военнослужащих были эвакуированы "Грэфтоном", "Грейхаундом" и польским эсминцем "Бужа", в то время как "Вулфхаунд" и "Верити", перевозившие боеприпасы, вооружение и снаряжение, разгружали свой опасный груз, а затем принимали раненых бойцов.
Последний из эсминцев Рамсея покинул Кале в ночь на 27 мая. Еще вечером предыдущего дня поступил приказ - "с величайшей энергией" обеспечить выполнение операции "Динамо". Целью операции являлось спасение в течение двух дней примерно 45.000 военнослужащих британских экспедиционных войск, попавших в окружение внутри дюнкеркского периметра. В дальнейшем, не исключалось возможность свертывания эвакуации из-за действий противника. На самом деле операция продлилась на несколько дней дольше, и общее число спасенных превысило вышеназванную цифру в семь раз.
Беспрецедентная эвакуация британских и французских войск из гавани Дюнкерка и прилегающего побережья всегда справедливо ассоциируются с бесчисленными отважными малыми судами, совершавшими чудеса под почти непрерывными налетами с воздуха. Но многими не замечается, что основной вклад в успех операции был, сделан, скорее, трудягами эсминцами. Эсминцы благополучно доставили на родину около трети спасенных. Как уже говорилось, в эвакуации принимало участие около 900 судов всех видов и размеров. Их величина варьировалась от крейсера ПВО, который недолго участвовал в операции, и нескольких плавучих казарм до крошечных моторных плавсредств. Корабли, более крупные, нежели эсминцы, использовать было слишком рискованно. Возможность потерять их в результате бомбардировки с воздуха была весьма велика. Корабли меньших размеров могли более легко ходить по мелководью и песчаным отмелям, которыми изобиловал дюнкеркский береговой плацдарм. Большая скорость хода эсминцев являлась ценным качеством в операции, требующей максимума результативности при минимуме времени.
По кодовому сигналу о начале операции "Динамо", в Дувре началось сосредоточение около сорока эсминцев из состава всех флотилий. Первоначально предполагалось использовать их для патрулирования зоны берегового плацдарма, контролируя ход эвакуации с моря, в то время как более малые суда прокладывали бы свой опасный путь к гавань и побережью, чтобы взять на борт ценный человеческий груз.
Но подобная организация не отвечала требованиям многих тысяч людей, ожидавших спасения из рук неприятеля, и очень скоро мы увидим, как эсминцы сами идут в гавань и лавируют настолько близко к берегу, насколько это возможно.
Ночью 27 мая они были посланы прямо в гавань в первый раз, в надежде, что это ускорит операцию. "Уэйкфул" и "Гэллант" прошли вдоль дюнкеркского мола, тогда как целая армада эсминцев собирала с побережья войска и затем отходила, освобождая дорогу другим: это были "Грэфтон", "Грейхаунд", "Импалсив", "Вулфхаунд", "Вайми", "Булей", "Монтроуз", "Маккей", "Сейбр", " Кодрингтон", "Джевлин", "Джэгуар", "Гринейд", "Вивэшиес", "Энтони" и "Вустер". Все они прошли через ад сражения и эвакуации, которым являлся Дюнкерк.
Некоторые эсминцы сделали в первый день по два рейса, эвакуировав в общей сложности 11.000 человек, что и было зарегистрировано в дневном отчете. К 29 мая большая часть эсминцев уже принимала участие в эвакуации, но этот день, также как предыдущий, принесли неисчислимые беды. Ожесточенное сражение шло на земле, на море и в воздухе. Вся мощь германских ударных сил была направлена на уничтожение попавших в дюнкеркский "мешок" армий союзников. Так же решительно были настроены и все три вида британских вооруженных сил, спасая попавшие в окружение войска. Истребители и бомбардировщики противника беспощадно сбивались истребителями королевских ВВС. Несмотря на успехи наших летчиков, очень многие самолеты неприятеля прорывались и поливали пулями и бомбами побережье и спасавшие войска корабли.
Терпеливо ждущие, долгое время переносящие страдания войска подвергались страшному испытанию. Толпящиеся на берегу в очереди на погрузку солдаты защищались только с помощью своих 7,69-мм винтовок. Пикирующие и горизонтальные бомбардировщики атаковали спасательные суда, снующие взад и вперед со своим грузом изнуренных и голодных солдат, а позади них окутанный клубами черного дыма горел город.
Вскоре появились первые потери среди эсминцев. "Маккей" сел на мель на подступах к Дюнкерку; через считанные минуты находившийся неподалеку "Монтроуз" столкнулся в тумане с буксирным судном. Оба эсминца сумели благополучно добраться до британского порта. Но худшее было впереди. И когда оно случилось, потери оказались страшными.
В самые ранние часы 29 мая в 40 милях к северо-западу от Ле Пан произошла трагедия, которая иллюстрирует все опасности плавания в темноте, когда канониры держат нетерпеливые пальцы на спусковом крючке, чтобы внезапное нападение противника не застигло их врасплох.
Эсминец "Уэйкфул" погрузил на борт 600 солдат и шел к Дувру, когда в него угодила торпеда. Сила взрыва была такова, что корабль переломился, как спичка. Он развалился на две части. В течение 15 секунд эсминец пошел ко дну. Он затонул за тот короткий промежуток времени, который отнял у нас чтение этого абзаца. Список погибших был страшным.
Через полчаса на месте трагедии появились моторные дрифтеры "Камфет" и "Нотилес" , они подобрали горстку переживших потрясение, но оставшихся в живых членов экипажа. Среди них находился и коммандер Р. Л. Фишер, погибло же около сотни членов команды.
Затем на месте происшествия появились эсминец "Грэфтон" с 800 эвакуированными на борту и тральщик "Лидд", которые начали оказывать помощь дрифтерам в поисках спасшихся. Им удалось спасти еще несколько солдат, но, все же не менее 500 человек погибли всего лишь в результате попадания одной торпеды.
Вскоре беда разразилась снова. Все еще занимаясь поиском оставшихся в живых - было 02:50 -"Грэфтон" подвергся торпедному удару. Последовал взрыв в кормовой части. Успешно действовала германская подводная лодка "U 62" Последствия атаки были сокрушительными. Взрыв повредил рулевое устройство находившегося рядом с эсминцем дрифтера "Камфет", и пока он кружился вокруг поврежденного эсминца, на борту последнего он был принят за германский торпедный катер и подвергся ожесточенному обстрелу.
Увидев судно, по которому велся огонь, тральщик "Лидд" также начал стрелять, а затем таранил цель, раскроив ее на две части. Ошибку все еще не замечали, и трагедия достигла своего апогея, когда оставшиеся в живых с дрифтера, которым удалось взобраться на борт тральщика были приняты за врагов и расстреляны воинственными стрелками.
Трагедия подошла в своему финалу. Вскоре эвакуируемые солдаты с " Грэфтона" были сняты, поскольку корма корабля была разрушена взрывом, и он мог пойти ко дну в любой момент. Снимал солдат эсминец "Айвенго". Многие из этих несчастных людей, непривычные к рискованным прыжкам с одного корабль на другой, падали между раскачивающимися корпусами и были раздавлены насмерть. Ни минуты передышки с самого начала эвакуации не имел лейтенант медицинской службы на борту "Грэфтона". За свои преданность долгу он был награжден впоследствии "крестом за отличную службу". Следует заметить, что только накануне он добровольно заменил кадрового офицера медицинской службы "Грэфтона", отсутствовавшего из-за болезни.
В тот же день, 29 мая, поздно утром, беда разразилась вновь, когда германские ВВС нанесли удары по кораблям в порту Дюнкерка. Пробиваясь к гавани "Джэгуар", " Гэллант" и "Гринейд", попали под сильный бомбовый удар. На "Гэлланте" был убит один матрос, но еще больше корабль пострадал, когда позднее подорвался на мине. Он получил серьезные повреждения; из 160 членов его экипажа 55 были убиты и еще 27 ранены. Ему удалось благополучно добраться до Дувра, только для того, чтобы позднее подорваться на другой мине в Средиземном море.
"Джэгуару" удалось отразить атаки неприятеля во время погрузки на борт большого количества войск, но уход из гавани не принес ему передышки. На обратном пути эсминцу пришлось пробиваться с боем через Ла-Манш. Бомбы взрывались рядом, осколками были убиты и ранены несколько человек. Из-за повреждений в машинном отделении управление кораблем было потеряно в течение часа, и он беспомощно дрейфовал. На помощь поспешил "Экспресс". Он взял на борт убитых, раненых и несколько сотен солдат, а затем пошел в Дюнкерк, чтобы заполнить эвакуируемыми оставшееся на борту место. Тем временем "Джэгуар" залатал повреждения и с трудом дошел до Дувра.
"Экспрессу" посчастливилось выбраться из Дюнкерка невредимым. С 4 до 6 часов пополудни, во время 1-й полувахты, он подвергался почти непрерывным атакам. Как только "Экспресс" вошел в гавань Дюнкерка, он направился к причалу, где уже стоял "Гринейд". Причал был битком набит солдатами однако жестокий налет пикирующих бомбардировщиков заставил эсминец держаться на расстоянии от швартовочной стенки. Слава Богу, что он успел сделать это.
В результате первой атаки бомбы упали рядом с "Гринейдом". Град бомб был настолько густым, что командир "Экспресса" решил покинуть район боя и доставить 500 своих эвакуируемых в Дувр. Продолжая вести огонь по противнику эсминец задним ходом вышел из гавани и стал пробиваться к родным берегам.
Тем временем другая волна пикирующих бомбардировщиков атаковала "Гринейд", и снова бомбы разорвались вблизи корабля. Пять минут спустя последовала третья атака, на этот раз она достигла цели. "Гринейд" загорелся, огонь быстро распространился по кораблю. Находившиеся на эсминце солдаты спешно покидали его. Чтобы очистить фарватер объятый пламенем корабль отбуксировали в сторону. Спустя некоторое время он взорвался и затонул.
Другие эсминцы усиленно отбивались от полчищ самолетов, неиствовавших над Ла-Маншем. "' Сэладин", крошечный эсминец-ветеран, отбил не менее десяти атак и дохромал до Дувра, непобежденный и все еще полный боевого задора. "Верити" испытал на себе непрерывную 35-минутную бомбардировку, но ему удалось спрятаться за тонущим "Гринейдом", и, задевая днищем затонувшие остовы кораблей, благополучно уйти. "Интрепид" и "Грейхаунд", действуя недалеко от Ле Пан, в 10 милях восточнее Дюнкерка, получили повреждения, но благополучно доставили свой груз к месту назначения.
К концу дня 29 мая было подсчитано, что наши эсминцы перевезли 15.000 человек из приблизительно 50.000 общего количества эвакуированных, - прекрасный результат, полученный вопреки столь сильному противодействию противника.
Потери, понесенные в этот день укрепили адмирала Рамсея в том, что было бы слишком рискованно ставить на карту крупные эсминцы. Он вынужден был вывести из боя семь из них: "Айкэрес", "Айвенго"', " Импалсив", " Харвестер", "Хэвант" и "Джевлин". В результате адмирал остался лишь с 15 пригодными к использованию кораблями. Но не прошло и нескольких часов, как в приказ были внесены поправки, и шесть из семи были снова брошены в бой и до конца принимали участие в операции "Динамо".
С каждым проходящим днем, наполненным жестокими боями, увеличивалось количество людей, эвакуированных эсминцами: 30 мая -18.500, 31 мая - 23.700. В последний майский день два рейса сделал "Уайтхолл", доставив домой не менее 2250 человек. "Бэзилиск" совершил три рейса в оба конца и спас 1500 человек.
После дня отчаянного сражения и больших потерь было решено, что 1 июня станет последним днем, когда эсминцы будут заниматься эвакуацией в дневное время. К этому моменту район, занимаемый войсками союзников сократился до узкой полосы берега от Дюнкерка до Ле Пан, длиной 15 и глубиной около 7,5 километров.
Во время последней дневной эвакуации, начиная с 05:00 германские ВВС предприняли ряд интенсивных атак. Мы потеряли три эсминца: "Бэзилиск"', "Кит" и "Хэвант", несколько других получили серьезные повреждения. "Бэзилиск" находился недалеко от Ле Пан, когда в его кормовую часть попала бомба. Восемь членов экипажа были убиты и еще четверо ранены. Некоторое время ему еще удавалось отбиваться и он вышел из зоны непосредственной опасности, но, в конце, корабль ушел под воду кормой и навсегда исчез.
Повреждения, полученные в результате прямого попадания бомбы в лидер "Кит", были настолько серьезны, что команде пришлось покинуть его, потеряв 35 членов экипажа. Среди хаоса бомб пошел ко дну и "Хэвант".
"Вустер" едва избежал опасности, вернувшись из особенно тяжелого рейса. Тридцать самолетов с ярко измалеванными черными свастиками, избрали его своей целью и с мастерством и смелостью произвели непрерывный ряд атак. "Вустер" был до отказа забит изможденными солдатами (1000 человек) и, естественно, был менее маневренным, чем обычно. Скученность мешала действиям и подносчиков боеприпасов и орудийным расчетам, тем не менее, они мастерски наносили ответные удары. Одна из бомб попала в цель. Потери на переполненном корабле были ужасны. Шестеро членов экипажа были убиты и тридцать три ранены. Потери среди солдат составили шестьдесят человек убитыми и еще двести ранеными.
Каким-то образом "Вустер" выбрался из переделки и дошел со своим живым грузом до Дувра.
Несмотря на жестокий и кровавый дневной бой, общее число спасенных достигло 60.000. В течение следующих двух ночей накал действий не ослабевал и количество вывезенных войск превысило все ожидания. Перед рассветом 4 июня "девятидневное чудо" подходило к финалу. Последними двумя кораблями, которые должны были выйти из Дюнкерка, были эсминцы "Экспресс" и "Шикари". Незадолго до 04:00 "Экспресс" отвалил от причала изуродованной бомбами и горящей гавани Дюнкерка, взяв на борт работавших на стенке матросов и 611 солдат.
Как только он отошел, в порт проследовал "Шикари", который конвоировал три брандера, нагруженных бетоном. Один из них подорвался на мине и затонул, а два других были затоплены в главном канале, но не очень удачно. Эсминец снял с брандеров сокращенные составы команд, а затем, перед отправлением в Англию, забрал с берега французского генерала с 383 французскими солдатами.
Так, официально, завершилась "операция Динамо".
Выше всяких похвал были команды эсминцев, задействованных в этой операции. Они доставили домой более 103.000 солдат, почти треть от общего количества спасенных из Дюнкерка и его окрестностей. Их потери свидетельствуют об огромных усилиях, затраченных ими в боях, несмотря на беспрецедентные бомбардировки с воздуха. Воздадим по заслугам командам доблестных кораблей, таких как "Сейбр" и "Вэнкуишер", каждый из которых сделал по девять рейсов в страшный ад Дюнкерка.
Но история на этом не закончилась. Не попавшие в окружение германских танковых дивизий остатки британских экспедиционных войск отходили с боями, представляя единый фронт для противника. Но ничто не могло остановить лавинообразную массу бронетехники и войск неприятеля. 51-я шотландская дивизия попала в окружение в районе Сен-Валериан-Ко. Стремясь оказать помощь британским войскам, эсминцы открыли огонь по береговым батареям, расположенным на высоких отвесных скалах. Во время выполнения этой задачи они получили некоторые повреждения и понесли людские потери. 3 июня, в конце послеобеденной вахты, фугасный снаряд, выстреленный одним из многочисленных орудий, установленных на утесах Сен-Валери, попал в "Эмбэскейд". Через час в бой с теми же орудиями при попытке взять на борт 60 солдат вступил "Бодицея". Позднее также был обстрелян канадский эсминец "Рестигуш", снимавший с берега нескольких солдат. "Кодрингтон", лидировавший свою флотилию эсминцев, снимал людей с берега, несмотря на сильный пулеметный огонь находившихся рядом немцев.
В действиях у этой части побережья Франции принимали участие эсминцы "Броук", "Сэладин", "Харвестер", "Хейвелок", "Бигль", "Вулверин", "Хайлендер", "Вэнок" и "Беркли". Все они, в то или другое время, испытали на себе тяжесть воздушных атак, которые прекращались лишь тогда, когда корабли обволакивал туман или когда дождь и густая облачность помогали им спрятаться от острых глаз немецких летчиков.
В течение следующих нескольких дней, остатки британских сил отступали с боями на запад - в Шербур, Брест и Сен-Назер, куда стягивались большие транспортные суда, чтобы забрать еще 156.000 человек.
Для оказания им поддержки здесь находились и эсминцы, которым однажды пришлось спасать оставшихся в живых с лайнера "Ланкастрия", затонувшего около 4 часов пополудни 17 июня у Сен-Назера. Во время этой, одной из величайших морских трагедий, которые когда-либо знал мир, погибли 3000 солдат из 5000, находившихся на борту.