А. Дашьян. Модернизации эскадренных миноносцев постройки 1917-1935 гг. в годы Второй Мировой войны
Длительное неприятие все возрастающего значения авиации, столь характерные для большинства флотов мира между двумя войнами, привели к тому, что средства ПВО британских эсминцев на протяжение межвоенного периода не претерпели существенных изменений и остались на уровне окончания Первой Мировой войны. Когда же опасность с воздуха была, наконец, осознана, оказалось, что строившиеся на протяжении двух десятилетий корабли имеют слишком незначительный запас водоизмещения для установки более эффективного и, естественно, более тяжелого зенитного вооружения. Выходом в сложившейся ситуации становился демонтаж части штатного вооружения.
Дополнительная нагрузка отнюдь не ограничивалась средствами ПВО - у эсминца имелся еще один, пожалуй, даже более серьезный враг - подводная лодка. И хотя большинство эскадренных миноносцев оснащалось противолодочным оружием, обеспечивающем "5-бомбовый залп" (при этом 3 ГБ сбрасывались с кормового бомбосбрасывателя и 2 ГБ выстреливались бортовыми бомбометами), развернувшаяся "Битва за Атлантику" выявила недостаточность средств ПЛО. Постепенное вытеснение штатного оружия противолодочным и зенитным продолжалось на кораблях постройки 20—30-х годов на протяжении всей войны, и к ее окончанию на многих эсминцах оставалось лишь по два орудия ГК, один ТА, а все освободившееся пространство на палубе и надстройках занимали многочисленные зенитные автоматы, бомбометы и запас глубинных бомб. Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений модернизаций.
Усиление зенитного вооружения
Как уже упоминалось, все ранние английские эсминцы отличала слабость средств ПВО. И, если стоявшие на кораблях первых серий 40-мм автоматы "пом-пом" и пулеметы винтовочного калибра могли бороться с тихоходными бипланами Первой Мировой войны, то появившиеся к середине тридцатых годов цельнометаллические скоростные бомбардировщики предъявили качественно новые требования к зенитному вооружению. Начиная с типа "D" на вооружение английских эсминцев вместо упомянутых артсистем поступил счетверенный 12,7-мм пулемет фирмы "Виккерс". Работы по его проектированию начались еще в начале двадцатых годов, но по ряду причин довести эту установку до работоспособного состояния удалось лишь десятилетие спустя, и к моменту принятия на вооружение "виккерс" успел морально устареть.
Уже первые месяцы войны обнажили перед англичанами всю остроту проблемы. После того, как в конце 1939 г. корабли Флота метрополии несколько раз попадали под бомбовые удары вражеской авиации с больших высот, было сделано несколько поспешное заключение о необходимости довооружения эсминцев именно артсистемами крупного, для зенитной артиллерии, калибра - 76-мм. Стрельба из орудий ГК по высотным целям оказалась малоэффективной из-за незначительного угла возвышения (30-40 градусов) - за тот незначительный промежуток времени, пока самолеты находились в зоне обстрела, расчет орудия успевал произвести не более двух-трех выстрелов. К тому же, отсутствие даже примитивной системы управления зенитным огнем сводило к нулю шанс нанести противнику какой бы то ни было урон. По-видимому, британское Адмиралтейство считало, что действующие отдельно от главных сил флотилии эскадренных миноносцев смогут отражать налеты высотных "бомбовозов" сосредоточенным огнем 3-дюймовок. Только расчетом на групповые действия можно объяснить установку орудия, способного вести исключительно заградительный огонь, а также решение поставить его вместо одного из торпедных аппаратов (иного места на кораблях межвоенной постройки просто не было). Так начался процесс "замещения" штатного вооружения, продолжавшийся на протяжении всей войны.
Для установки на эсминцах использовали 76-мм пушки двух типов: 3-дюймовое/45 моделей Mk.I-III и 12-фнт/40 Mk.V в палубных установках HA.II-V. Обе артсистемы имели единые типы боеприпасов и близкие баллистические характеристики. Первая была незначительно тяжелее и сообщала несколько большую начальную скорость 5,7-кг снаряду.
Выбор места для установки зенитной пушки оказался не совсем удачным - стоявшая непосредственно за орудием грот-мачта не позволяла вести огонь в сторону кормы. Для увеличения секторов обстрела 76-мм пушки на всех эсминцах и лидерах грот-мачта демонтировалась, растяжки антенны при этом переносились на прожекторную площадку (в модернизационных таблицах данная модернизация обозначена шифром А21).
Несмотря на острую необходимость довооружения, приступить к началу модернизационных работ удалось только весной 1940 г., т.е. в то время, когда британский флот уже столкнулся с качественно новой тактикой воздушных атак противника в ходе Норвежской операции и Французской кампании. Хотя 76-мм пушки могли оказывать разве что психическое воздействие на экипажи пикирующих и низких горизонтальных бомбардировщиков, их установка, за не имением лучшего, продолжалась. Работы по перевооружению велись "ударными" темпами, и к концу лета 1940 года подобными артсистемами было оснащено более 100 кораблей, лишившихся при этом половины своего торпедного залпа (лишь часть старых лидеров сохранили оба торпедных аппарата, т.к. 76-мм пушка изначально входила в состав их вооружения).
Признанная неудачной, начиная с 1942 года эта артустановка начала исчезать из состава вооружения эсминцев. Освободившееся место использовалось в зависимости от принадлежности корабля: либо для размещения увеличенного запаса глубинных бомб (на эскортных эсминцах, шифр D21), либо на штатную позицию возвращался торпедный аппарат (на некоторых эсминцах из состава Средиземноморского флота, шифр (А21).
Большие потери в ходе операции "Динамо" и "Бегства из Франции" требовали принятия экстренных мер по усилению зенитного вооружения. В первую очередь это касалось автоматического пушек ближнего боя, которые зарекомендовали себя наиболее эффективным средством борьбы с вражескими "юнкерсами". Для начала, необходимо было увеличить число огневых точек, ведь большинство эсминцев "V/W" первых серий имели всего по одному автомату. С этой целью площадку над вентиляционными дефлекторами машинного отделения, на которой располагался единственный 40-мм "пом-пом", расширили до бортов корпуса, после чего на ней появилось место для второго автомата (шифр AR1).
Одновременно с увеличением числа стволов на типах "V/W", похожие работы были проведены на ранних "межвоенных" кораблях (типы "W-модифицированный", "А" и "В"). Хотя на них стояло уже два 40-мм автомата, их расположение вызывало критику из-за ограниченных секторов обстрела! С целью исправить этот недостаток платформу расширили до бортов корпуса (как на "V/W"). Мешавшую этому шлюпку убрали. Вторую дымовую трубу, ограничивающую обстрел в секторе 150-175 градусов для "пом-пома" левого борта (соответственно 185-210 для правого), срезали по высоте примерно на два метра (за исключением кораблей типа "W модифицированный", у которых вторая труба изначально была короче первой. Впоследствии данное мероприятие распространилось на все корабли межвоенной постройки (шифр AQ2, для типа "W модифицированный" I шифр AR2).
Впервые средства ПВО начали вытеснять артиллерию ГК на старых адмиралтейских и торникрофтовский лидерах типов "Скотт" и "Шекспир". Лишившись перед войной своих неудачно расположенных "пом-помов", эти корабли оказались еще в большей степени беззащитны от пикирующих бомбардировщиков, чем остальные эсминцы английского флота. Восстановить автоматы на своих прежних местах по краям кормовой надстройки не представлялось возможным, т.к. их занимали недавно установленные БМ, поэтому пришлось пожертвовать 120-мм орудием ГК "Q" между дымовыми трубами. Освободившаяся платформа была расширена до бортов корпуса, и на ней смонтированы два 40-мм автомата Mk.II "пом-пом" (шифр AQ1). Как и в случае с "межвоенными эсминцами", заднюю дымовую трубу пришлось срезать.
Возможность заметно усилить ПВО открылась с принятием на вооружение швейцарского 20-мм автомата "эрликон" - весьма эффективного оружия ближнего боя. Он имел в три раза большую скорострельность, чем двухфунтовый "пом-пом", и снаряд, обладающий гораздо большим разрушительным действием по сравнении с 12,7-мм пулей четырехствольного "виккерса". К сожалению, лицензионное производство "эрликонов"" в Англии еще только разворачивалось, и они поступали на флот в очень ограниченном количестве, совершенно недостаточном для оснащения сразу всех нуждающихся кораблей. Поэтому первоначально эсминцы получали только по два "эрликона", которые ставились на крылья мостика на месте снятых малокалиберных пулеметов (шифр AMI). Лишь к середине. 1942 года количество автоматов, поступающих от промышленности достигло уровня, позволяющего начать замену устаревших артсистем (шифры AQ3 и AR3). После этого на большинстве эсминцев общее число "эрликонов" достигло четырех, а на нескольких кораблях - шести. Дополнительная пара в этом случае располагалась по краям прожекторной площадки (шифр AS1) или в передней части кормовой надстройки (шифр AZ1).
"Эрликон" был не единственной малокалиберной артсистемой, появившейся в годы войны на английских эсминцах. В 1942 году на вооружение поступил гораздо более эффективный 40-мм "Бофорс", однако установка этого орудия на относительно небольших кораблях типов "V"-"I" осложнялась из-за очень большой массы и габаритов. Для него уже не подходили легкие площадки, на которых ранее размещались "эрликоны" с их ручным управлением - "бофорс" имел силовой привод и весил почти столько же, сколько орудие главного калибра. Без проведения серьезных работ по модернизации, размещение на старых эсминцах столь тяжелой и сложной артсистемы было невозможно. К середине войны большинство кораблей "V"—"I" служило в Атлантике, где их главным противником являлась не авиация, а подводные лодки, поэтому данными автоматами вооружались лишь корабли серии "J" и более поздних типов.
Усиление противолодочного вооружения
Уже первые боевые столкновения с вражескими субмаринами в Атлантике выявили, что противолодочное вооружение эсминцев совершенно не соответствовало задачам ПЛО - на многих отсутствовал гидролокатор, а запаса глубинных бомб хватало на проведение двух-трех залпов по три ГБ в каждом. Лишь последние корабли, в частности типов "D"—"I", могли обеспечить "5-бомбовый залп".
Первый шаг, направленный на усиление ПЛО эсминцев, последовал в середине 1940 года. На них появились "асдики" и бортовые бомбометы, а запас ГБ возрос до 30-40 штук (шифр S21). Расплачиваться за возросший "верхний вес" пришлось ликвидацией трального вооружения, которым была оснащена большая часть указанных кораблей. Впрочем, эта потеря оказалась незначительной, т.к. на просторах Атлантики минная опасность отсутствовала.
Опыт, боевых действий в Атлантике в 1940-41 годах показал, что "5-бомбовый залп" не обеспечивает достаточно высокой вероятности поражения вражеской подводной лодки из-за малой разрушительной силы существующих ГБ. Задачу можно было разрешить либо повысив эффективность средств обнаружения и создав гораздо более мощные бомбы, либо "в лоб", увеличив число ГБ в залпе. На разработку новых систем противолодочного оружия требовалось немалое время, поэтому на первых порах развитие средств ПЛО пошло по второму пути. При этом размещение на кораблях дополнительного "верхнего веса" без ущерба для остойчивости уже не представлялось возможным, и, вслед за торпедным аппаратом, пришлось пожертвовать частью артиллерии главного калибра, отказавшись от орудия на позиции "Y", которое заменили на второй бомбосбрасыватель и пару бортовых бомбометов. Высвободившийся артпогреб приспособили для возросшего запаса ГБ (шифр SY1). После описанного переоборудования у эсминцев появилась возможность производить т.н. "10-бомбовый залп" (6 ГБ сбрасывалось с двух БС, остальные четыре выстреливались из БМ), обеспечивающий гораздо большую вероятность поражения лодок противника по сравнению с "5-бомбовым". На эсминцах, переоборудованных по программе "LRE", число БМ было доведено до 8 (4 на борт), что обеспечивало "14-бомбовый залп" (шифр SY2).
Опыт, приобретенный зимой 1940-41 годов в условиях штормовой Атлантики, выявил неудобство в обслуживании бомбометов: при их перезарядке расчету приходилось работать с громоздкими "трехсотфунтовыми" глубинными бомбами Mk.VII (вес ВВ - 136 кг, фактический вес — 400 фнт, или 182 кг) на ограниченном пространстве, открытом действию волн и ветра. При сильном волнении моря производить перезарядку становилось попросту небезопасно.
Кроме неудобства в обслуживании существовавшие глубинные бомбы имели еще одно спорное достоинство — оснащенные гидростатическим взрывателем, они взрывались вне зависимости от того, есть рядом противник или нет. Первоначально считалось, что и близкого разрыва будет достаточно для уничтожения подводной лодки. Реально же, после серии взрывов слои воды сильно перемешивались с образованием области "тени", в которой гидролокатор терял эффективность, и какое-то время не представлялось возможным установить, насколько успешно прошла атака. Из-за гидростатического взрывателя сбрасывать бомбы было можно лишь с кормы, причем бомбящий корабль должен был иметь ход, чтобы успеть отойти на безопасное расстояние. Эффективность подобной атаки существенно снижалась из-за специфической особенности работы "асдика". Сканирующий подводное пространство акустический сигнал имел ограниченный угол снижения, и когда до цели оставалось 600-900 м (в зависимости от глубины), лодка попадала в "мертвую зону", т.е. попросту оказывалась "под лучом" гидролокатора. Хотя, благодаря этому можно было приблизительно определить глубину погружения субмарины, опытный подводник мог за те несколько минут, в течение которых его корабль оставался "невидимым" успеть изменить курс или глубину и ускользнуть из под удара.
Уменьшить время вынужденной "слепоты" можно было при выстреливании ГБ прямо по курсу корабля, однако обычные бомбы с гидростатическим взрывателем для этого не годились, т.к. в случае их применения атакующий корабль рисковал оказаться в момент взрыва прямо над ними. Лишь после проведения ряда экспериментов в 1941 году в Англии создали весьма удачный реактивный бомбомет "Хеджехог" Mk.I, выстреливающий в залпе 24 бомбы с контактным взрывателем примерно на двести метров прямо по курсу. Скорость погружения бомб, имеющих обтекаемую форму, превышала аналогичный показатель стандартной ГБ Mk.VII более, чем в два раза. Хотя вес взрывчатого вещества в каждой из бомб составлял всего 32 фунта (14,5 кг), считалось что при прямом попадании этого вполне достаточно для того, чтобы проломить корпус вражеской подводной лодки, не опасаясь при этом за безопасность собственного корабля.
В конце 1941 года "Хеджехог" прошел морские испытания на эсминце "Весткот" и с января 1942 года начал поступать на вооружение английских эскортных кораблей. Поскольку на несущих конвойную службу эскадренных миноносцах в носовой оконечности не имелось свободного места, в очередной раз пришлось пожертвовать частью артиллерии ГК. Вместо орудия на позиции "А" или "В" ставился реактивный бомбомет, а высвободившийся артпогреб оборудовался для хранения 132 ГБ (шифры SA1 и SB1 соответственно).
Первое время новое оружие доставляло немало хлопот и не отличалось эффективностью, но по мере того, как накопленный опыт позволил разработать новую тактику его применения, с помощью "Хеджехога" на дно отправился не один десяток "U-ботов".
С 1943 года на вооружение эсминцев начала поступать новая модель "Хеджехога" - Mk.II, состоящая из двух разнесенных побортно пусковых установок, каждая из которых имела по 12 направляющих. С ее внедрением появилась возможность сохранять оба носовых орудия ГК, что было невозможно ранее (шифр SA2). Недостатком "расщепленной" модели было то, что в отличие от Mk.I она не была стабилизирована, что снижало точность стрельбы.
В 1942 году в Англии начались работы по проектированию более мощного РБУ "Сквид". Хотя число бомб в залпе по сравнению с "Хеджехогом" уменьшилось до трех, это компенсировалось их большим весом (177 кг, ВВ - 94 кг, дальность стрельбы - около 250 м, скорость погружения в два раза больше, чем у "Хеджехога" - 13 м/с.), а также введением в состав приборов управлением стрельбой второго "асдика" (тип "147"), определяющего глубину цели.
В начале 1943 года "Сквид" подготовили к испытаниям. В качестве опытового корабля выбрали "Эмбэскейд", команда которого имела опыт обслуживания и применения РБУ (эсминец был оборудован в 1942 году "Хеджехогом"). Из-за большей массы новой установки, корабль, для сохранения остойчивости на приемлемом уровне, пришлось кардинально облегчить. С него были сняты оставшийся ТА, 76-мм пушка, пилон с ВЧП, уменьшено число БМ и запас ГБ. "Сквид" был помещен в позиции "А", на месте демонтированного "Хеджехога" (шифр SA3).
Испытания проводились в мае - июле 1943 года, после чего "Сквид" начал поступать на вооружение фрегатов английского флота. Для "межвоенных" эсминцев он оказался слишком тяжелым, и единственным обладателем нового РБУ стал "Эскапейд" (с "Эмбэскейда" "Сквид" пришлось снять, потому, что даже после "облегчения" его остойчивость вызывала опасения).
В 1942 году на вооружение эсминцев поступила еще одна система ПЛО, не получившая, однако, столь широкого распространения, как "Хеджехог". Речь идет о сверхмощной ГБ Mk.X (вес ВВ -908 кг). Когда стало ясно, что разрушительная сила состоящих на вооружении ГБ слишком мала, возникла идея создать такую бомбу, взрыв которой даже на значительном удалении от ПЛ наносил бы ей смертельные повреждения. При создании Mk.X использовался корпус и зарядная часть устаревших торпед Mk.IV, большое количество которых имелось в арсеналах ВМФ Англии. Для превращения торпеды в ГБ требовался минимум переделок, и вскоре новое оружие начало поступать на корабли, несущие службу на Атлантике. Хранились Mk.X там же, где и торпеды - в торпедных аппаратах. Во избежание повреждений самого корабля-носителя, в инструкции по применению новой ГБ требовалось производить сбрасывание на скорости не менее 18 узлов.
Хотя сверхмощные Mk.X поступили на вооружение многих кораблей, известно лишь несколько случаев их боевого применения. Скорее всего, объяснение столь редкого использования Mk.X можно найти в том страхе, который эти монстры внушали командам эсминцев. Даже при сбрасывании ГБ на рекомендованной Адмиралтейством скорости корабль встряхивало весьма ощутимо, после чего налицо был целый "букет" неисправностей и повреждений разной степени тяжести: от битой посуды в буфете до повреждения фундамента котлов. По этой причине бомбу-торпеду старались оставлять "про запас", прибегая к ее помощи лишь в исключительных случаях.
Усиление противокатерного вооружения
Если в Атлантике главным противником английских эсминцев являлись подводные лодки, в Средиземном море - авиация, то в Канале и у восточного побережья Англии они столкнулись с совершенно иным врагом - германскими торпедными катерами. Из-за малых размеров и высокой скорости хода они оказались весьма неудобным противником. В темное время суток обнаружить "шнелльбот" было возможно только с очень небольшой дистанции, и лишь немедленное открытие огня могло сорвать атаку противника. Орудия главного калибра в этом случае оказывались малоэффективными из-за низкой скорострельности и большой инертности артустановки, не позволявшей "угнаться" за быстро перемещающейся целью. Для решения подобной задачи гораздо больше подходил двухфунтовый "пом-пом", 40-мм снаряды которого обладали достаточной разрушительной силой. Начиная с 1942 года многие эсминцы, действовавшие у восточного побережья Англии, начали оснащаться специальным противокатерным "пом-помом" с ручным управлением, установленным на полубаке практически над самым форштевнем. Выбор столь необычного места объясняется чрезвычайно обширным сектором обстрела — свыше 340 градусов (шифр ТА1).
Начиная с 1943 года, на вооружении эсминцев появляется еще одна, на этот раз чисто противокатерная артсистема - 57-мм (шестифунтовый) полуавтомат, морской вариант сухопутной пушки "Гочкиса", разработанной в свое время по заданию Военного Министерства для нужд береговой обороны. В 1941 году она отлично зарекомендовала себя при обороне Мальты во время набега итальянских торпедных катеров, В следующем году качающуюся часть орудия смонтировали на специально спроектированную установку, позволяющую использовать шестифунтовку на небольших кораблях без специального подкрепления корпуса. В 1943 году одноорудийные 57-мм "гочкисы" появились на некоторых эсминцах, использовавшихся для сопровождения прибрежных конвоев в водах Метрополии и на Средиземном море. Две пушки располагались по краям орудийной платформы шельтердека, где на месте снятого орудия ГК стоял РБУ "Хеджехог" Mk.I (шифр ТВ1).
В 1944 году на вооружение поступила более совершенная спаренная 57-мм установка Mk.I., которой вооружили несколько старых эсминцев, несущих службу в Канале (шифр ТА2). Размещенная на месте демонтированного орудия ГК "A", Mk.I могла выпустить в минуту восемьдесят 2,7-кг снарядов. Хотя новая установка весила почти столько же, сколько 102 или 120-мм орудие ГК, силовой привод обеспечивал ей высокую угловую скорость наведения, необходимую для борьбы с быстроходными целями.
Электронное вооружение
Англия довольно далеко продвинулась в данном направлении. Уже в 1939 году на крупных кораблях флота Его Величества начали появляться первые работоспособные образцы РЛС типа "79" с рабочей длиной волны около 7 метров. Из-за больших размеров и веса приемной антенны (прямо пропорциональных длине используемой волны) станции этого типа не представлялось возможным размещать на кораблях небольшого водоизмещения, весьма чувствительно реагировавших на любой дополнительный "верхний вес".
К счастью, быстрый прогресс в области создания новых источников излучения, работающих в диапазоне более коротких волн, позволил снизить размеры приемных антенн, и уже в 1940 году появились гораздо более компактные РЛС. Одной из первых таких станций стала "ASV" с рабочей длиной волны 1,4 метра, начиная со второй половины 1940 года применявшаяся в береговом командовании британских ВВС как стационарный радар обнаружения воздушных целей (РЛС ОВЦ). Небольшие размеры и вес этой станции допускали возможность использовать ее на эсминцах. В сентябре 1940 года некоторое число "ASV" было передано ВМФ для адаптации к корабельным условиям, получив обозначением "тип 286". В начале следующего года первая модель, тип "286М" начала поступать на вооружение эсминцев из состава командования Западных подходов. Антенна станции помещалась на топе фок-мачты, у основания которой пристроили небольшую рубку для обслуживающего персонала (шифр RL1). Очень скоро удалось убедиться в эффективности нового средства обнаружения - с помощью радара 17 марта 1941 г. эсминцем "Вэнок" была обнаружена и уничтожена лодка "U 100" знаменитого подводного аса Шепке.
Несмотря на этот успех, тип "286М" нельзя назвать вполне удачным. Жестко закрепленная на мачте антенна не имела вращения, поэтому на экране РЛС просматривался сектор всего в 120 градусов (по 60 на каждый борт). Лишь в типе "286Р" антенна стала вращающейся, что обеспечило круговой обзор. В течение 1941 года появилось еще несколько версий типа "286" ("286MY", "286QP" и "290"), но ни одна из них не была до конца удачной, и лишь с созданием в самом конце года РЛС типа "291" флот, наконец, получил действительно эффективный радиолокатор, оказавшийся настолько удачным, что находился на вооружении до середины пятидесятых годов (шифры RL2 и RL3).
Параллельно с совершенствованием радаров, действующих в метровом диапазоне волн, в Англии с осени 1940 года велись активные исследования в области создания РЛС, работающих в диапазоне еще более коротких дециметровых волн. В марте 1941 г. они увенчались полным успехом, когда с помощью прообраза РЛС типа "271" удалось обнаружить перископ движущейся в подводном положении лодки. -В серийном радаре данного типа, поступившем с сентября того же года на вооружение эсминцев, действующих в Атлантике, длину волны снизили до 10 см, увеличив мощность излучателя. Это позволило применить вместо диполя (как на РЛС типа "286"/"291") рефлектор, вследствие чего, антенна стала более компактной, приобретя форму "головки сыра". Единственным серьезным недостатком новой РЛС было то, что из-за сильного рассеивания энергии передатчик и антенну необходимо было помещать возможно ближе друг к другу- С этой целью их объединили под общим радиопрозрачным кожухом, формой напоминающим фонарь маяка, предопределившим прозвище этих РЛС на флоте - "фонарь". Солидный общий вес этого сооружения не позволял размещать его на достаточной высоте из соображений остойчивости, что снижало дальность обнаружения цели. Кроме того, на большинстве эсминцев единственным местом, достаточно удаленным от поверхности воды, но в то же время еще позволяющим разместить "фонарь" был мостик, занятый приборами управления артиллерийским огнем ГК. Так как тип "271" в первую очередь предназначался для обнаружения в ночное время подводных лодок, следующих в надводном положении, он поступал на вооружение эсминцев из состава эскортных групп, которые могли пожертвовать системой управления артогнем, играющей второстепенную роль в борьбе с подводным врагом (шифр RN1).
Последующие улучшения конструкции позволили разнести антенну и передатчик, после чего антенну стало возможно помещать выше, увеличив радиус действия. Радар, получивший обозначение тип "272", имел ту же "фонареобразную" форму, что и его предшественник. Несколько старых эсминцев получили на вооружение новую РЛС, антенну которой поместили на специальном решетчатом пилоне в кормовой части корпуса (шифр RS2).
Помимо РЛС обнаружения воздушных и надводных целей некоторые английские эсминцы (в основном типов "Е", "F") в годы войны оснащались РЛС УО типа "285". Этот 50-см радар (известный на флоте как "рыбья кость"), в первую очередь, предназначался для управления огнем тяжелой зенитной артиллерии, но мог использоваться и для действия по надводным целям. При этом луч радара должен был совпадать с линией прицеливания, единственным местом расположения антенны РЛС мог стать директор-дальномер (ПУАЗО), а данном конкретном случае Mk.H(W) (шифр RN2). Получив широкое распространение на флоте, тип "285", тем не менее, не был распространен на модернизированных эсминцах предвоенной постройки. Это оказалось связанно прежде всего с тем, что основная масса упомянутых кораблей уже на начальном этапе войны была переориентирована на борьбу с подводными лодками, а их приборы управления артогнем заменены на РЛС ОНЦ типа "271".
Кроме РЛС в ходе войны английский флот получил еще одно эффективное средство обнаружения вражеских кораблей и подводных лодок. Речь идет о высокочастотном пеленгаторе "Хафдаф" (HF/DF). Его разработка началась в марте 1940, а в конце следующего года первые образцы уже начали поступать на вооружение эскортах кораблей. "Хафдаф" обеспечивал перехват радиосигналов германских подводных лодок в надводном положении и позволял, а при наличии в составе эскортной группы хотя бы двух кораблей, оснащенных ВЧП, появлялась возможность более менее точно определить местонахождение передающей радиостанции. Первый успех, связанный с применением ВЧП, относится к июню 1942 года, когда канадский эсминец "Рестигуш" с его помощью обнаружил и немедленно атаковал две немецкие подводные лодки.
Изменения в архитектуре кораблей.
Помимо изменений в составе вооружения, в годы войны почти все английские эсминцы получили постоянное размагничивающее устройство, часть штатных плавсредств была заменена плотами. Возрастающий от года к году "верхний вес" вынудил в дополнению к демонтажу оригинального вооружения пойти на размещение в корпусе твердого балласта (как правило, в его роли выступали чугунные чушки), колеблющегося по весу между 10 и 50 т.
На этом перечень корпусных работ для большинства эсминцев исчерпывался. Единственным исключением стали корабли, прошедшие модернизацию по программе "LRE" (см. ниже).
Шифры модернизаций английских эсминцев
Обозначение модернизаций в области зенитного вооружения:
А21 - установка 76-мм зениткой пушки на месте снятого торпедного аппарата № 2 (снятие пушки и возврат на свое место ТА - (-А21).
А22 - установка 12,7-мм счетверенного пулемета "виккерс" на место снятого торпедного аппарата № 2.
A11 - установка 76-мм зенитной пушки на место снятого торпедного аппарата № 1.
AM1 - установка (либо замена ранее стоявших 12,7-мм пулеметов или 40-мм "пом-помов") одноствольных 20 мм автоматов "эрликон" на крыльях мостика.
AQ1 - замена орудия ГК на позиции "Q" между трубами на два 40-мм "пом-пома" (лидеры).
AQ2 - увеличение секторов обстрела 40-мм "пом-помов" за счет расширения их платформы на всю ширину корпуса (эсминцы с типа "W-модиф." II серии по тип "В" включительно).
AQ3 - замена 40-мм "пом-помов" или 12,7-мм пулеметов "виккерса" в средней части корпуса на одноствольные 20-мм автоматы "эрликон".
AQ4 - установка двух одноствольных 20-мм автоматов на позиции "Q" между трубами на ЭМ типа "D".
AQ5 - замена орудия ГК на позиции "Q" между трубами на два счетверенных пулемета "виккерса".
AR1 - расширение площадки над вентиляционными дефлекторами машинного отделения на всю ширину корпуса и установка на ней двух 40-мм "пом-помов" вместо одного.
AR2 - увеличение секторов обстрела 40-мм "пом-помов" за счет расширения их платформы на всю ширину корпуса.
AR3 - замена 40-мм "пом-помов" на позиции за второй дымовой трубы на 20-мм "эрликоны".
AS1 - установка либо замена на платформе по краям прожекторной площадки ранее стоявших орудий и пулеметов на одноствольные 20-мм "эрликоны".
АХ1 - замена орудия ГК "X" 76-мм зенитной пушкой.
AZ1 - установка двух одноствольных 20-мм "эрликонов" в передней части кормовой надстройки.
Обозначение модернизаций в области противолодочного вооружения:
S21 - оборудование корабля т.н. "5-бомбовым залпом": 2 БМ и 1 БС (25 - 50 ГБ), за счет демонтажа "Двухскоростного трала для эсминцев" TSDS (для кораблей несших его), установка ASDIC на кораблях, ранее не имевших его.
SA1 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.I на месте снятого орудия ГК "А".
SA2 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.II по бокам орудия ГК "А" (в случае замены более ранней модели Mk.I на свое место возвращается орудие ГК).
SA3 - установка РБУ "Сквид" в позиции "А" на месте снятого РБУ "Хеджехог".
SB1 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.I на месте снятого орудия ГК "В".
SY1 - оборудование корабля т.н. "10-бомбовым залпом": 4 БМ и 2 БС ( 50 - 70 ГБ), за счет демонтажа орудия ГК в позиции "Y".
SY2 - оборудование корабля т.н. "14-бомбовым залпом": 8 БМ и 2 БС (ПО - 140 ГБ)
Обозначение модернизаций в области противокатерного вооружения:
ТА1 " установке 40-мм автомата в районе форштевня.
ТА2 - установка спаренной 57-мм артустановки на позиции "А".
ТВ1 - установка двух одноствольных безоткатных 57-мм пушек "гочкис" на позиции "В" (по бокам РБУ).
TY1 - установке 40-мм автомата на корме (орудие ГК "Y" снято).
TY2 - замена 40-мм автомата на корме на 20-мм "эрликон".
Обозначение модернизаций в области радиоэлектроники и средств обнаружения:
RL1 - установка РЛС ОВЦ типа "286" на фок-мачте.
RL2 - установка (или замена более ранней модели) РЛС ОВЦ типа "290" на фок-мачте.
RL3 - установка (или замена более ранней модели) РЛС ОВЦ типа "291" на фок-мачте.
RN1 - установка РЛС ОНЦ типа "271" на носовой надстройке вместо ПУАО.
RN2 - установка РЛС УО типа "285" на ПУАЗО Mk.II(W).
RN3 - установка СЧП (MF/DF) FM7 на лобовой части носовой надстройки (варианты: на мостике перед ПУАО или на небольшой надстройке между дымовыми трубами).
RN4 - трехметровый дальномер MS.20 заменен ПУАЗО Mk.II(W).
RS2 - установка РЛС ОНЦ типа "272" на месте прожекторной площадки.
RZ1 - установка ВЧП (HF/DF) НМЗ на невысоком пилоне в передней части кормовой надстройки.
Прочие изменения в составе вооружения и архитектуре:
LRE - переоборудование по программе "LRE".
D11 - демонтаж ТА № 1 для уменьшения "верхнего веса".
D21 - демонтаж ТА № 2 (или 76-мм пушки в позиции ТА № 2) с целью уменьшения "верхнего веса" или хранения дополнительных ГБ.
DY1 - демонтаж орудия "Y" для увеличения запаса ГБ. DS1 - демонтаж 40-мм автомата на старых эсминцах типа "R" и "S".