Эсминцы в годы тяжелых испытаний
Читатель помнит, в каком сложном положении мы оставили Англию, ее вооруженные силы, в т.ч. и флот в конце 1940 г. Британия и ее союзники были выдворены из континентальной Европы, над самой метрополией нависла угроза вторжения. Впрочем даже без него положение страны было достаточно тяжелым. Морские коммуникации находились под постоянным воздействием подводных, надводных и воздушных рейдеров, промышленность не могла выполнить всех военных заказов, валютные резервы, на которые осуществлялись закупки вооружения в США снизились до критической отметки. Принятие американским Конгрессом в марте 1941 г. закона о ленд-лизе лишь частично решало проблему - полученные за океаном грузы нужно было еще перевезти через Атлантику...
Обеспечение этой морской коммуникации на протяжении двух мировых войн являлось главной задачей флота Его Величества. Однако во второй войне противник был гораздо сильнее за счет новой, более совершенной техники, тактики, и выгодно расположенных баз. Главную ударную силу германского флота составляли подводные лодки. Именно они стали главным противником британских эсминцев в океане.
Несмотря на то, что с передачей 50 старых американских эскадренных миноносцев ситуация с эскортными кораблями несколько улучшилась ее нельзя назвать полностью удовлетворительной. В 1939-1940 гг. было потеряно 42 эсминца, в то время, как промышленные поставки составили 36 кораблей (в т.ч. 19 эскортных типа "Хант"). В 1941 г. уровень потерь несколько снизился (24 единицы), а поступления составили 15 эскадренных и 25 эскортных миноносцев. Лишь в 1942 г. в строй флота в большом количестве стали вступать "боевые" эсминцы (35 единиц), в дополнении к которым флот получил 37 "Хаитов". Потери в этот год также резко возросли и составили 53 корабля. Более двух третей потерь 1941-1942 гг. приходилось на Средиземноморский ТВД, что обусловило постоянную подпитку британских сил на этом театре за счет флотилий Флота метрополии.
К началу 1941 г. в отечественных родах находилось десять флотилий эсминцев, имевших весьма отличающийся уровень укомплектованности и боеспособности. 1-я и 15-я флотилии базировались на порты Ла-Манша и состояли, в основном, из кораблей типа "Хант". В силу конструктивных особенностей последних, они не могли ни использоваться на удаленных океанских путях, ни в составе флота. 16-я и 21-я флотилии (эскадренные миноносцы типа "V/W"), а также подразделения "Розайтские эскортных сил", укомплектованные "Хаитами" и старыми эсминцами, переоборудованными по программе "WAIR", использовались для конвоирования судов вдоль восточного побережья Англии. 20-ю флотилию составляли сохранившиеся минные заградители типа "I". Из четырех флотилий, входивших в состав флота Метрополии, две (3 и 12-я) состояли из кораблей типов "А" и "Е", и лишь 6, 4, и 5-я флотилии, укомплектованные эскадренными миноносцами типов "J"/"K" и "Трайбл", были вполне пригодны для боя с кораблями противника. Однако уже к июлю 1941 г. две последние убыли на Средиземное море.
Необходимость использовать в составе флота эсминцы межвоенной постройки заметно снижала количество единиц, привлекаемых к защите коммуникаций. Фактически, в состав специально созданных для охраны конвоев в октябре 1940 г. эскортных групп в течение 1941 г. - начала 1942 г. входило около 40 "гладкопалубников", 18-20 "V"/"W" и лишь 10 "межвоенников". С учетом периодически привлекавшихся "Хаитов" и эсминцев союзных, подконтрольных Англии, флотов, общее число кораблей указанного класса, принимавших участие в действиях в океане, не превышало цифры 85, а с учетом ремонтных работ - 50-55. Много это или мало, можно легко оценить, исходя из следующих цифр: в январе 1942 г. Атлантику в обе стороны пересекло 20 торговых и 8 войсковых конвоев, еще порядка 2-3 конвоев прошло по коммуникации Англия-Гибралтар—Фритаун.
Значительные силы привлекались к проводке торговых судов вдоль восточного побережья Англии и в проливе Ла-Манш. Здесь главными противниками эсминцев были вражеские торпедные катера и немногочисленные, с лета 1941 г., самолеты Люфтваффе. Однако ни важность, ни объемы перевозок вдоль британских берегов не шли ни в какое сравнение с грузовым потоком, шедшим через океан.
Приводимый в настоящем выпуске "Ретроспективы" текст Д. Томаса прекрасно иллюстрирует то положение, что 1941-1942 года в Атлантике были периодом чередующихся частных побед и поражений. В марте 1941 г. англичанам удалось до-
биться серьезного успеха, уничтожив несколько подводных лодок, возглавлявшихся опытными командирами, чем был нанесен определенный моральный ущерб гитлеровскому подводному флоту. Когда выяснилось, что данные потери явились не следствием применения англичанами какого-то кардинально нового, эффективного средства, удары по судоходству возобновились с новой силой. Больших успехов мешала добиться немцам малочисленность их подводных сил (на 1.07.1941 г. в строю 161 ПЛ, из которых лишь 46 в боеготовом состоянии), нежели английская противолодочная оборона. В 1942 г. количество лодок выросло (соответственно 303 и 125 ПЛ на 1.04.1942 г.), и точно так же стремительно начали расти потери союзников. Если во второй половине 1941 г. средние ежемесячные потери торгового тоннажа в Атлантике составляли 28 судов тоннажем 120 тыс. т, то во второй половине 1942 г., уже после окончания "сладких месяцев" начала года, когда у берегов США было уничтожено огромное число неохраняемых пароходов, аналогичные цифровые показатели составили 96 судов тоннажем 530 тыс. т! Англичане пока еще мало что могли противопоставить этому натиску. Правильнее охарактеризовать 1941— 1942 гг, в Атлантике с точки зрения союзников, как медленное накопление качественного и количественного превосходства над врагом, которое стало причиной сокрушительного поражения "волчьих стай" в следующем, 1943 году.
Совершенно особой страницей в конвойной деятельности британских эскадренных миноносец стали Северные ("русские") конвои. Их коренное отличие вытекало из состава группировки противостоящих сил противника, которая на. этом ТВД помимо подводных лодок (которые, однако, продолжали оставаться главным врагом конвоев), включала в себя мощную авиацию и надводные корабли. Возможность нападения тяжелых кораблей приводила к тому, что проводка каждого каравана превращалась в целую операцию Флота метрополии, в которой эскадренным миноносцам приходилось играть далеко не последнюю роль. Достаточно сказать, что за 1941-1942 гг. британские эсминцы совершили 254 выхода в составе непосредственного эскорта, групп ближнего и дальнего прикрытия идущих и возвращавшихся в Советский Союз конвоев. На их счету пять боев с надводными кораблями противника, уничтожение минного заградителя, эсминца, трех подводных лодок противника и нескольких десятков самолетов. Собственные потери в ходе этих операций составили 4 корабля: "Матабеле" и "Сомали", потопленные подводными лодками, "Акейтес" - второй британский эсминец, пущенный на дно германским тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер", и "Панджаби", протараненный линкором "Кинг Джордж V". В проводке 37 союзных конвоев на Севере в течение 1941-1942 гг., в ходе которых в порты СССР прибыло 233 грузовых судна, есть значительный вклад эскадренных миноносцев флота Его Величества.
Участие эскадренных миноносцев в действиях британского флота по нарушению коммуникаций противника носили гораздо более скромный характер, тем не менее и они в данный период имели ряд примечательных успехов, на которых хотелось бы остановиться подробнее.
Доставлять постоянное беспокойство противнику, заставить его распылить свои силы было одним из традиционных британских принципов ведения боевых действий. Ударам подвергались в первую очередь слабозащищенных конвои и береговые объекты. В начале 1941 г., после убытия Х-го авиакорпуса Люфтваффе в бассейн Средиземного моря, наиболее подходящим районом для подобных действий стала Норвегия. В марте 1941 г., с 3-го по 4-ое число эсминцы Флота метрополии приняли активнейшее участие в операции "Клеймор" - набеге на оккупированные немцами Лофотенские острова. Главную роль в операции играли корабли 6-й флотилии эсминцев (кэптен Кэслон) - "Сомали", "Эскимо", "Тартар", "Лид-жен" и "Бедуин". Они обеспечили высадку с двух транспортов 500 британских "коммандос", которые быстро уничтожили на берегу четыре завода по переработке рыбьего жира. Далее настала очередь германских и норвежских торговых судов, находившихся на якорных стоянках. "Тартар" потопил рыболовную базу "Гамбург" (5470 брт) и два других германских парохода, а "Бедуин" -норвежский пароход "Мира", перевозивший немецких солдат. Наибольший же успех выпал на долю "Сомали", перехватившего сторожевой корабль "NN04" ("Кребс"). Сторожевик успел сделать всего три выстрела, когда мощный залп "трайбла" превратил его в развалину и убил 14 из 19 членов экипажа. Оставшиеся немецкие моряки попрыгали за борт, а бывший рыболовный траулер, потеряв управление, вылетел на камни. В его остове британские матросы обнаружили шифровальные блокноты радиосети, использовавшейся немцами для связи кораблей, плававших в прибрежных водах, что позволило читать вражеские радиопереговоры в течение нескольких недель.
Пример, когда приложив минимальные усилия стало возможным проникновение в важные тайны противника оказался, весьма заразительным. В ближайшие месяцы корабли 6-й флотилии стали настоящими "охотниками за секретами": 7 мая в районе Ян-Майена "Сомали" захватил 306-тонный траулер-разведчик погоды "Мюнхен", а 28 июня "Тартэр" перехватил в том же районе аналогичное судно "Лауэнбург". Особенно богатая добыча досталась англичанам на "Мюнхене"'. На траулере, выскочившем на британские эсминцы из тумана, даже не успели уничтожить шифровальную машинку! Кодовые шифроблокноты с "Лауэнбурга" позволили читать немецкие радиограммы плававших у берега кораблей в течение всего июля. Вкупе с материалами, захваченными 9 мая на тяжело поврежденной германской субмарине "U-110", это явилось крупным достижением англичан. Непосредственным итогом чтения вражеских радиопереговоров летом 1941 г. стало уничтожение в Атлантике в июне всей сети судов снабжения, развернутой немцами для обеспечения неудавшегося рейда линкора "Бисмарк , а также нескольких прерывателей блокады - в общей сложности 10 судов! Англичане побоялись дать понять противнику, что его тайны таковыми уже давно не являются и от проведения операций по захвату шифроматериалов а будущем отказались. Два следующих рейда на норвежское побережье имели место практически одновременно, в конце декабря 1941 г. Новое нападение на Лофотенские острова носило кодовое наименование "Энклет". Основу корабельных сил составляла все та же 6-я флотилия в составе "Сомали", "Ашанти", "Бедуина", "Эскимо" а также 4 "Ханта": "Уитленд", "Ламертон", "Краковяк." и "Кужавьяк" (два последних - польские). В дополнение к ним силы высадки включали в себя крейсер "Аретьюза", 2 корвета, 3 тральщика, 2 пехотно-десантных корабля, 2 танкера, 2 вспомогательных судна и 1 буксир. Эта разношерстная армада в ночь на 26-е число подошла к норвежскому берегу, перерезала ведущие на острова кабели связи и основала в деревушке Рене свою временную базу. До вечера 28-го англичане продолжали хозяйничать в этом район, потопив при этом сторожевик "V 5902" ("Гейер") и захватив в плен 30 немцев.
Более удачно закончился планировавшийся первоначально в качестве отвлекающего рейд в район Ваагс-фьорда (Центральная Норвегия, операция "Арчери"). В нем, кроме крейсера "Кения" и "ханта" "Чиддингфолд" принимала участие свежесформированная 17-я флотилия эсминцев, состоявшая из новейших кораблей типа "О" - "Онслоу", "Оффы" и "Ориби". Утром 27 декабря при поддержке артиллерии крейсера и эсминцев 2 десантных корабля высадили 585 "коммандос" на остров Ваагс, причем в данном случае пришлось преодолевать ожесточенное сопротивление береговых батарей и германского гарнизона. На внутреннем рейде фьорда удалось застигнуть врасплох небольшой германский конвой, состоявший из сторожевика и трех транспортов, который был почти моментально уничтожен "Онслоу" и "Ориби". Спустя час у фьорда показался очередной ничего не подозревавший караван. Он разделил участь предыдущего, хотя и попытался оказать сопротивление. Уже вечером английский десант погрузился на корабли и 28 декабря вернулся в Скапа-Флоу.
Если бы британское Адмиралтейство могло предугадать последствия, к которым приведут эти дерзкие рейды, оно вряд ли стало бы их проводить. На очередном совещании в ставке фюрера по военно-морским вопросам, имевшим место 28- декабря Гитлер сделал вывод, что вторжение противника в Норвегию не за горами. По его приказу уже к весне 1942 г. в базы этой страны были стянуты весь крупный надводный флот и мощная группировка ВВС. Чем это обернулось для Северных конвоев мы уже знаем...
С перебазированием основных ударных соединений Люфтваффе из Западной Европы на восточный фронт и в Норвегию к началу 1942 г. воздушная опасность в небе над Ла-Маншем и Северным морем значительно снизилась. Британское Адмиралтейство поспешило этим воспользоваться. В новом году более крупные по масштабам рейды были осуществлены на побережье Франции: в марте - на Сен-Назер и в августе - на Дьеп. Они подробно описаны в исторической литературе, и мы не будем на них подробно останавливаться. Частым явлением, начиная с весны 1942 г., стали выходы эскадренных миноносцев, в первую очередь "хантов" 1-й и 15-й флотилий на ночное патрулирование к вражескому побережью. В ряде случаев предпринимались операции с целью перехвата пересекавших Ла-Манш ценных судов противника. В них Эсминцы, как правило, взаимодействовали с паровыми канонерскими лодками, торпедными и артиллерийскими катерами. Так, в ночь на 14 марта эсминцы "Бленкатра", "Кэлпи", "Ферми", "Уолпол" и "Уиндзор" безуспешно атаковали прорывавшийся через Ла-Манш в океан германский вспомогательный крейсер "Михель", шедший в охранении 5 миноносцев типа "Ягуар". Очередной рейдер - "Комет" - был атакован в ночь на 14 октября двумя группами эсминцев2 и торпедных катеров. Судно врага затонуло после мощного взрыва, и очевидцы с обоих сторон свидетельствовали, что его причиной стала не торпеда, выпущенная катером, как это официально посчитали англичане, а попадание снаряда с эсминцев в цистерну с авиационным бензином, вызвавшее пожар и моментальный взрыв носового артпогреба. Другим успехом ночного патрулирования стало уничтожение 12 декабря в бою у Дьеппа двух крупных германских прерывателей минных заграждений.
Действия британских эсминцев против боевых кораблей противника, как, впрочем, и подобного рода операции всего британского флота, в рассматриваемый период практически не предпринимались, Причины тому очевидны: сам враг отнюдь не стремился помериться мощью, да и англичане не считали себя достаточно сильными и многочисленными, чтобы искать боя с немцами у побережья или наносить удары по базам. И все же в 1941-1942 гг. имели место два эпизода, когда британские эскадренные миноносцы устремлялись в торпедную атаку на врага. Первый из них имел место в ночь на 27 мая
1941 г., - эсминцы 4-й флотилии (кэптен Вайен) - "Коссэк", "Маори", "Зулу", "Сикх" и польский эсминец "Перун" атаковали немецкий суперлинкор "Бисмарк". В течение всей ночи эскадренные миноносцы под точным огнем противника, понеся потери и повреждения от близких разрывов 380-мм снарядов, самостоятельно атаковали торпедами бронированного исполина, но так и не смогли добиться попаданий. И все же его участь была решена в ходе дневного боя с английскими линкорами. Вторая атака, днем 12 февраля 1942 г. на линкоры "Шарнхорст", "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в ходе броска германской эскадры из Бреста через Ла-Манш в Германию рассмотрена в настоящем выпуске более подробно.
Справедливости ради необходимо отметить участие эсминцев Флота метрополии в конвоях на Мальту из Гибралтара, высадках на Мадагаскаре (май 1942 г.) и в Северной Африке (ноябрь 1942 г.), усиление ими сил Средиземноморского и Восточного флотов, однако речь о них пойдет в других частях нашего альманаха. Данное упоминание сделано лишь с целью показать картину боевого напряжения британских эсминцев из состава соединений, находившихся в отечественных водах более полно и справедливо.
В заключение вводной статьи настоящего выпуска хотелось бы подвести некоторые итоги. 1941 -1942 гг. явились годами тяжелых испытаний для стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. И все же они выстояли, выстояли для того, чтобы одержать победу и освободить весь мир от коричневой чумы фашизма. Вклад эскадренных миноносцев флота Его Величества в то, что наступление противника на всех ТВД удалось остановить, с одной стороны, вроде бы не велик, но с другой - вполне ощутим. Именно корабли этого класса внесли решающий вклад в проводку конвоев в Великобританию, без которых она не смогла бы провоевать и двух месяцев. Не было бы тружеников-эсминцев - не возможна была бы проводка северных конвоев, которые в тяжелейшие для нашей страны 1941 и 1942 гг. внесли заметный вклад в повышение обороноспособности СССР.