Битва за Северную Атлантику
Д. А. Томас (Пер. с англ.)
Северная Атлантика безжалостна. Ее климат суров. Ее волны злы. Шесть дней из семи небо над ней затянуто тучами, а в зимнее время еще и очень холодно. Океан находится в состоянии постоянного волнения, от сильного до штормового.
Путешествие на американский континент и обратно на борту лайнера в мирное время может быть приятным. Но оно может стать адом на борту эсминца во время войны. Сопровождение конвоя, прорыв сквозь "волчьи стаи" немецких субмарин и встреча лицом к лицу со штормовой Северной Атлантикой было неприятным и пугающим испытанием. Тем не менее конвоирующие корабли проходили через все это в течение нескольких, казавшихся нескончаемыми, лет. Они шли туда и обратно. Из Галифакса в Ливерпуль. Из Ливерпуля в Галифакс. Дни, недели, месяцы, годы долгой, трудной борьбы с коварным, жестоким врагом и безжалостными, бьющими о борт, волнами.
Эскадренные миноносцы играют видную роль в истории сражений, разыгрывавшихся вокруг конвоев. Корветы, вооруженные траулеры, шлюпы, куттеры и фрегаты - все они имели героическую роль в истории, но их заслуги предоставим описывать другому хроникеру. Здесь мы можем лишь рассмотреть действия некоторых эсминцев из многих десятков, принимавших участие в сотнях конвоев, пересекавших Северную Атлантику. Многие из их числа, вступив в сражение, никогда не вернулись назад. Сейчас они лежат на огромной глубине, покрытыми ржавчиной гробами для тех многих моряков, которые ушли под воду вместе с ними.
Эсминцы и другие корабли сопровождения понесли большой урон, но не меньшую цену пришлось заплатить также морякам и кораблям конвоев - торговым судам. Они подвергались, вероятно, еще большему риску, т.к. неизменно служили для врага главными целями.
Немецким подводным лодкам также здорово досталось. Сотни их разрушенных остовов устилают морское дно Атлантики. Тысячи немцев - членов их экипажей - погибли от мощных разрывов британских глубинных бомб или в результате действий самолетов дальнего действия Берегового командования Королевских ВВС.
Здесь было бы интересно прервать наше повествование на короткое время для того, чтобы рассмотреть какими силами располагал в Атлантике неприятель.
Общее количество подводных лодок, находившихся в строю у врага во время войны достигло огромного числа - 1131. Потеряно из них было не менее 783. На долю англичан приходятся 505 из этого количества; остальные 278 были уничтожены союзниками. Из 505 немецких субмарин, уничтоженных британскими силами, 247 были потоплены надводными кораблями. Более сотни из этих успехов приходятся на счет эсминцев.
Общее число офицеров и матросов, служивших во время войны на немецких подводных лодках, достигало 39.000. Все они, за исключением 7000 человек, нашили свой последний приют в океане.
Эти поистине поразительные цифры помогают иллюстрировать всю важность задачи, стоявшей перед конвоирующими кораблями. Когда представляешь, какое бесчисленное количество бесплодных атак предпринималось против вражеских подводных лодок, какое количество эхоконтактов было отмечено на экранах "асдиков", наконец, какое астрономическое количество глубинных бомб было израсходовано во время войны, только тогда можно прочувствовать те гигантские усилия, которые приложил британский флот в битве за Атлантику.
Наиболее часто немцами во время войны в Атлантике использовалась подводная лодка типа "VIIC", водоизмещением 770 тонн, с надводной скоростью 17,5 и подводной 7,5 узлов. При крейсерской скорости хода в 10 узлов, ее дальность плавания была немногим менее 10.000 миль. Ее вооружение состояло из четырех носовых и одного кормового торпедных аппаратов; как правило, в боевое патрулирование бралось 12 торпед, хотя при изменении размещения внутренних грузов их число могло увеличиваться до 14. Лодка имела также одно 37-мм и одно 20-мм зенитные орудия. Жизнь 44 членов экипажа была очень напряженной. Подводный корабль, служивший им домом, был постоянно сырым, обладал спертым воздухом и страшной тесной.
В то же время этот дом был весьма прочным, и, с точки зрения противолодочных кораблей, эта прочность являлась одной из самых интересных свойств подводной лодки. Для того, чтобы потопить ее при помощи глубинных бомб, необходимо было расколоть сварной прочный корпус. Очень сложно определить прочность подобных корпусов, так и то, насколько близко должен произойти взрыв глубинной бомбы, чтобы уничтожить субмарину.
В первые дни боев, до использования мощных глубинных бомб, считалось, что для того, чтобы потопить немецкую подводную лодку, достаточно взрыва бомбы в пределах 20 метров от нее. Но на самом деле - мы вовремя это поняли - взрыв должен быть значительно ближе; почти прямое попадание.
Добиться этого было гораздо труднее, если принять во внимание, что глубинные бомбы должны быть точно сброшены, как по месту, так и по глубине. Для того, чтобы они взорвались в намеченном месте, необходимо использовать "асдик". Это устройство появилось в примитивном виде ближе к концу Первой Мировой войны. "Асдик", который состоял на вооружении в начальный период Второй Мировой войны, был, в сущности, тем же, и, хотя претерпел значительные изменения, как в отношении экрана, так и эффективности, все же оставлял желать много лучшего. Проще говоря, "асдик" состоял из приемника-преобразователя, помещенного в металлический обтекатель, располагающийся под днищем корабля. Устройство посылает звуковые импульсы, и, т.к. обтекатель может вращаться, то и эти посылки могут излучаться в любом направлении.
Приемник примет эти импульсы, если они наткнулись на объект и отразились он него. Эти посылки - и любые другие эхо-сигналы - внимательно прослушиваются в громкоговорителях и телефонах-наушниках оператором-гидроакустиком. Как только эхо-сигнал принят, оператор может считывать его пеленг.
Время, проходившее между излучением и возвращением эха, давало дистанцию до наблюдаемого объекта.
В теории все казалось простой задачей: обнаружить погруженную субмарину, навести на лодку один из противолодочных кораблей и уничтожить ее. На практике, тем не менее, это было совсем не просто. Сложности возникали по многим причинам. Во-первых, дальность действия "асдика" была ограниченной — максимум около 1800 метров. Во-вторых, скорость эскортного корабля не могла быть большой, поскольку чем больше скорость, тем больший шум происходил при обтекании водой антенны "асдика". Уже при средней скорости шум воды начинал подавлять эхо.
Другой проблемой, ассоциирующейся с этим аппаратом была его возможность устанавливать контакт с "неподлодками" - косяками рыб, китами и даже подводными течениями. Опытный оператор был подарком Бога; только он мог безошибочно отличить эхо от подводной лодки от эха, излучаемого другими объектами.
Но самым большим препятствием было то, что эхо, излучаемое "асдиком", исчезало, когда дистанция сокращалась до нескольких метров, в результате чего создавался определенный интервал между моментом, когда атакующий корабль терял контакт и моментом, когда он выходил на позицию для сбрасывания глубинных бомб. Следовательно, момент, в который нужно было сбрасывать глубинные бомбы, можно было определить лишь приблизительно. Особенность луча "асдика" заключалась еще и в том, что чем больше была глубина, на которой находилась подводная лодка, тем быстрее терялся контакт при приближении к ней. Таким образом, чем больше был интервал, проходимый после потери контакта, тем сильней становилась вероятность ошибки.
Точное определение глубины также было сложной проблемой. В "узких" морях - Северном море, Средиземном и в Ла-Манше -задача упрощалась. Но на глубинах Атлантики она решалась особенно трудно.
Максимальная глубина погружения немецкой подводной лодки типа "VIIC" составляла 100 метров, но командиры преследуемых субмарин знали, что могут значительно превысить ее. Они превышали ее регулярно и в некоторых случаях лодки погружались более, чем на 200 метров, и выживали для того, чтобы рассказать истории об этом. Для противолодочных кораблей наличие таких возможностей у врага было проблемой. Время, требовавшееся глубинным бомбам для того, чтобы погрузиться на необходимую глубину, составляло около 2 минут. В это время подводная лодка, устремлявшаяся вперед со скоростью около 7 узлов, могла пройти четверть мили, сводя таким образом эффект от сбрасывания серии бомб почти к нулю.
Кроме того, тактика, применявшаяся противником при его нападениях обесценивала "асдики". Враг сближался для атаки по ночам, в надводном положении, в то время как "асдики" не могли обнаружить его. В результате на эскортных кораблях были вынуждены выставлять матросов-наблюдателей. Но и здесь подводные лодки имели огромное преимущество. Со своим низкими, узкими силуэтами они всегда могли рассчитывать на то, что обнаружат корабль эскорта первыми и успеют предпринять необходимые меры, чтобы избежать боя.
Но даже это было еще не все. Приближаясь незамеченными, они имели 17 узлов надводной скорости под главными дизелями, что давало лодке преимущество в несколько узлов перед корветами и вооруженными траулерами. Это стало одной из причин включения в состав конвоя эсминцев, которые обладали более высокой скоростью. Даже старые корабли типа "V/W" с их 30-узловой скоростью были бесценны для охоты за субмаринами.
Таким образом, уничтожение подводной лодки было совсем не такой простой задачей, как это могло показаться на первый взгляд.
* * *
Несколько первых месяцев битвы за Атлантику стали как бы периодом "разогрева" для обоих сторон. Германия имела 56 подводных лодок, из которых 46 были в боеготовом состоянии на момент начала войны. Команды подводных лодок были отправлены в океан, чтобы получше изучить свои, сеющие смерть корабли. Мы, имевшие только эскортные корабли с небольшой дальностью плавания, сопровождали конвои на расстоянии не более 200 миль на запад от Ирландии - до 12-го градуса западной долготы, что составляло только десятую часть их пути через океан.
Команды подводных лодок изучили свои корабли хорошо - около 22 британских судов, общим тоннажем 93.000 тонн, ежемесячно уничтожалось в течение первых восьми месяцев с начала войны.
Затем в июле 1940 года события на Западных подходах получили драматический поворот. С окончанием захвата Франции Германия начала использовать атлантические порты этой страны. В июле базой подводных лодок стал Лорьян, вскоре за ним последовали Сен-Назер и Ла-Паллис. Для командиров субмарин начался период "счастливой охоты". На фоне общих успехов вперед выдвинулась когорта асов-подводников: Кречмер, Прин, Шепке, Эндрас; они и их приятели отправили на дно 217 судов в течение четырех месяцев, кончая октябрем 1940 года. За этот же период мы потопили только 6 субмарин.
Задачей асов было выполнение августовского приказа Гитлера, в котором объявлялось о полной блокаде британских островов и делалось предупреждение, что все суда, включая нейтральные, будут потоплены при обнаружении.
К этому времени появились также четырехмоторные дальние бомбардировщики Фокке-Вульф "Кондор", которые добились больших успехов.
В октябре 1940 года подводная лодка "U 32" добилась выдающихся результатов, но затем сполна за них расплатилась. Ее командир Ганс Ениш, имевший на своем счету более 100.000 тонн потопленного тоннажа, стал считаться асом. В этом месяце он добавил еще 40.000 тонн к своему счету одним залпом торпед.
42.438-тонный канадский тихоокеанский лайнер "Эмпресс оф Бритн" был поражен бомбой в 700 милях северо-западнее залива Донегал в тот момент, когда он направлялся домой с Ближнего Востока. Спасательные суда взяли его на буксир, но двумя днями позднее -28 октября - "U 32" обнаружила его и послала на дно.
Еще через два дня "U 32" была обнаружена парой недавно построенных эсминцев: "Харвестер" и "Хайлендером". Они вышли в атаку, и теперь Ениш стал уже не охотником, а дичью. Ни он, ни его команда не пережили этого приключения. Аккуратно сброшенная серия глубинных бомб выбросила "U 32" на поверхность, лишенную управления, с затопленными внутренними отсеками и поломанными приборами управления.
Как только их добыча всплыла на поверхность, оба эсминца открыли огонь. Несколько секунд их главные калибры били по цели. Было видно, как немецкие моряки носились по мостику и прыгали в кипящую от взрывов воду. Их лодка затонула среди гигантских пузырей, а сами они оказались во власти моря и противника. Более двух десятков спасшихся, среди них Ганс Ениш, были подняты из моря и доставлены в Англию в качестве военнопленных.
"Эмпресс оф Бритн" была отомщена.
Через несколько дней после этого подвига эсминец "Бигль" (лейтенант-коммандер Р. Г. Райт) почти свел счеты с другим асом — Отто Кречмером с немецкой субмарины "U 99". Но его лодка, хотя и получила серьезные повреждения, сумела дойти с трудом обратно в Лорьян. Ас был сильно потрясен этим испытанием. Он бы расстроился еще больше, если бы знал, что его дни в море сочтены.
Многое изменилось в Атлантике с октября 1940 по март 1941 года. У англичан появилась некоторое количество странных "четырехтрубных" эсминцев. Извлеченные из холодных хранилищ в США и возвращенные к жизни на английских верфях, пятьдесят из этих кораблей возникли, чтобы выполнить свою мрачную, не подлежащую разглашению миссию. Они получили новые имена от названий городов - английских и канадских - и стали известны как эсминцы типа "Таун".
Немцы имели про запас очень сильный козырь - тактику нападения группами подводных лодок. Начиная с октября, подобные атаки получили свое дальнейшее развитие. Вместо определения местонахождения конвоя и его немедленной атаки, обязанностью командира немецкой подводной лодки являлось сообщать о местонахождении конвоя и наводить на него другие лодки. Они должны были напасть на караван только тогда, когда собиралась целая группа субмарин. Благодаря подобной тактике, конвои подавлялись простым численным перевесом со стороны противника. В некоторых случаях число немецких подводных лодок превосходило количество кораблей охранения.
К марту 1941 г, появилось многое, что впоследствии оказалось весьма полезным. Конвоирующие корабли стали оснащаться высокочастотными радиопеленгаторными станциями (HF/DF), которые давали возможность определить местонахождение немецких подводных лодок, использовавших радиосвязь с Германией. Появились радары, и на кораблях сопровождения начинали монтироваться их комплекты. С целью оказания помощи во время боя на сцене стали появляться оснащенные радарами самолеты; комбинация радара и прожектора Ли -небольшого прожектора, луч которого загорался одновременно с началом ночной атаки на подводную лодку противника - доставила немецким командирам немало тревожных минут.
Но больше всего март 1941 года запомнился рядом успешных действий против неприятеля. Немецкие титулованные асы встретили достойного противника в лице безотказных трудяг - старых эсминцев. Были потоплены немецкие субмарины "U 47" "Быка Скапа-Флоу" Прина и "U 70". Последняя была отправлена на дно малыми сторожевыми кораблями "Камелия" и "Арбутусом", а лодка Прина - эсминцем "Вулверин" (лейтенант-коммандер Дж. М. Роуланд) вскоре после полуночи 7 марта. Эсминец преследовал ее долгих восемь часов, в течение которых он предпринял несколько атак, принимая эхо-сигналы, как предполагалось от подводной лодки. Не имея конкретного подтверждения уничтожения субмарины, Роуланд прекратил преследование и, разочарованный своей неудачей, вернулся назад к конвою. Послевоенные документы убедительно указывают на то, что эти атаки были успешными, и уничтожение "U 47" было записано на счет "Вулверина". Лодка пошла ко дну со всем экипажем.
Ночью 17 марта 1941 г. конвои "НХ-112" был атакован группой немецких субмарин. Она предводительствовалась Кречмером на "U 99" и Шепке на "U 100". К этому времени Шепке претендовал на уничтожение им судов с общим тоннажем более 200.000 тонн, а Кречмеру, самому удачливому из командиров субмарин всех времен, приписывали более чем 300.000 тоннаж. Следует заметить, что послевоенные документы продемонстрировали, что претензии немцев на тоннаж уничтоженных судов были значительно выше наших потерь в действительности.
Когда начались атаки на конвой "НХ-112" эсминцы охранения открыли огонь осветительными снарядами, чтобы рассеять темноту. Это был обычный тактический прием ведения ночного боя с подводными лодками, чтобы вынудить их погрузиться под воду. До тех пор, пока они находились в надводном положении, наши "асдики" были бесполезны. Кроме того, субмарины противника становились менее мобильными, а значит - менее опасными. Имея врага под водой, командиры эскорта чувствовали себя более спокойно. Они знали, каким образом вести бой, преследуя лодку в подводном положении.
Эскадренный миноносец "Вэнок" (лейтенант»коммандер Дж. Г. Диниз) принял устойчивый эхо-сигнал; сильный и чистый, он не мог исходить от какого-либо другого объекта, кроме подводной лодки. Как оказалось впоследствии, это была "U 100". Шепке не мог знать о том, что ежу оставалось жить всего лишь считанные минуты. Серия бомб, сброшенная эсминцем, легла точно вокруг субмарины. В свете осветительных снарядов, рассеивающих темноту, стало видно, как она, потеряв управление, всплывала на поверхность.
На "Вэноке" было приказано положить руль на борт, а по машинному телеграфу прозвенела команда "полный вперед". Дистанция быстро сокращалась, и нос 23-летнего ветерана-эсминца с хрустом врезался в "U 100". Шепке оторвало обе ноги, его с силой бросило прямо на тумбу перископа, из которого он ранее наблюдал так. много тонущих транспортов. Тело аса исчезло в водовороте волн, когда его субмарина пошла ко дну.
Повреждения, полученные "Вэноком" были незначительны. В носу пострадала продольная переборка, но ее поддержали подпорками, и вскоре корабль делал 18 узлов на спокойной воде. То, как он выдержал таранный удар, делало большую честь его строителям.
В этом же бою другой ветеран - эсминец "Уокер" (коммандер Д.Дж.Ф.У. Макинтайр) - один из асов по числу уничтоженных немецких субмарин - предпринял похожую атаку. Под градом глубинных бомб "U99" была вынуждена всплыть. С трудом пытаясь удержаться на поверхности, без управления, она сигнализировала о том, что тонет, и команда покидает ее. Кречмер оказался в числе живых и был поднят на борт эсминца, чтобы стать военнопленным.
Так, фактически, в течение пары дней был уничтожен цвет командиров немецких субмарин.
Однако, мы не можем окончить рассказ о 1941 г,, не упомянув о вкладе в охрану конвоев кораблей канадских ВМС. Они отвечали за безопасность караванов на первом этапе их маршрута от берегов Северной Америки. Канадские корабли действовали успешно, но в то же время понесли тяжелые потери. Был торпедирован и затонул эсминец "Оттава", унеся с собой жизни 120 офицеров и матросов. Эсминец "Сент-Круа" пострадал еще больше; его трагическая история будет рассказана в своё время. Однако, другой эсминец - "Скина" — провел конвой с боями, аналогичными многим другим, в которых принимали участие канадские
эскортные корабли. Он являлся флагманом эскорта конвоя "SC-42" в сентябре 1941 г., имея под своим началом только три корвета, в то время, как караван насчитывал 63 транспорта. История этого конвоя подробно описана кэптеном С.У. Роскиллом в "Войне на море", и нижеследующее в значительной степени основано на его материале.
На седьмой день обогнули мыс Фарвель (Гренландия) и, как только были получены сообщения о группе немецких подводных лодок впереди, конвой взял курс прямо на север, держась близ сурового берега Гренландии. В ночь на 9 сентября немецкие субмарины обнаружили цель. Собралось не менее 17 лодок, хотя в бою принимали участие, в сущности, не более восьми или десяти. Незадолго до полуночи были торпедированы восемь транспортов; один из них, танкер, взорвался, вспыхнув, как обычно, гигантским пламенем, оставив после себя ярко горящее нефтяное пятно.
По крайней мере, четыре немецкие субмарины оказались внутри конвоя. "Скина" носился по волнам, освещая поле ночного боя осветительными снарядами и взрывал глубинные бомбы. Но все это не приносило никакой пользы.
10 сентября один из корветов эскорта был отряжен отбуксировать поврежденный танкер в Исландию. Атаки были возобновлены этой ночью, несмотря на уменьшившийся состав эскорта; еще два судна затонули.
Тем временем, канадские корветы "Чамбли" и "Мусежо" спешили, чтобы усилить охрану. Прибыв на место, они тут же потопили "V 501". Но еще пять транспортов пошли на дно.
В полдень 11 сентября пришли еще пять кораблей охранения; слишком поздно, чтобы спасти 16 потопленных кораблей, но все еще вовремя, чтобы выследить продолжавшие прятаться немецкие подводные лодки. В тот же день эсминцы "Ветерэн" и "Лимингтон" уничтожили "U 207".
К счастью, вечером опустился туман, скрыв конвой, находившийся в трудном положении. Выжидавшим субмаринам противника пришлось оставить какие-либо надежды добиться дальнейших успехов.
Декабрь 1941 года принес известие о тяжелом бое конвоя в другом районе необъятной Атлантики. Конвой "HG-76" шел в порт приписки из Гибралтара, когда в ночь с 14 на 15 декабря ему пришлось вступить в бой. Рано утром 15-го австралийский эсминец "Нестор" (коммандер А.С. Розенталь), идущий в южном направлении на рандеву с двигавшимся на встречу "HG-76", заметил "U 127" в надводном положении недалеко от мыса Сент-Винсент. Он дал залп из своих 120-мм орудий, но субмарина благополучно ушла под воду. Оказавшись в районе погружения, "Нестор" предпринял неистовую атаку. Море кипело от бешеных взрывных фонтанов. Вскоре на воде появилось нефтяное пятно. Затем, в пузырях воздуха, на поверхность стали всплывать обломки. Масляное пятно увеличивалось в размерах. Море пропиталось особым, характерным для гибнущей вражеской лодки смрадом, - это свидетельствовало о ее конце.
16-го девять вражеских субмарин приблизились к конвою. Им пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением. Небольшой эскортный авианосец "Одесити" сопровождал караван с целью оказания воздушной поддержки во время боя. Ближний эскорт составляла одной из наиболее знаменитых противолодочных групп - группа Уокера. Коммандер Уокер был асом всех времен по числу уничтоженных субмарин, его подвиги замечательно описаны во многих книгах.
В данном случае его группа включала в себя шлюпы "Сторк", "Дептфорд" и семь корветов. Для усиления группы ей было придано три эсминца. Они назывались: "Эксмур" (лейтенант-коммандер Л. Ст. У. Рич), "Влэнкни" (лейтенант-коммандер П.Ф. Поуле), и "Стэнли" {лейтенант-коммандер Д.Б. Шоу). Им всем пришлось пережить немало тяжелых моментов в течение четырех дней последовавшего затем непрерывного боя.
Настоящая битва разгорелась утром 17 декабря, когда один из самолетов "Одесити" сообщил о вражеской подводной лодке, находившейся в надводном положении в двадцати с лишним милях от конвоя. Коммандер Уокер на борту "Сторка" отправился на поиск, отдав приказ трем эсминцам, имевшим более высокую скорость, чем другие корабли охранения, присоединиться к нему. Корвет "Пенстеммон" энергично последовал за ними. Сосредоточившись, корабли начали атаку, но без видимого результата. В действительности, как нам сейчас известно, немецкая субмарина "U 131" получила серьезные повреждения в результате атаки корвета и чуть было не погибла. Когда поисковая группа была уже вне видимости, она, лишь благодаря чрезвычайным мерам, смогла подняться на поверхность.
Вскоре "Стэнли" вновь обнаружил ее примерно в 10 милях позади. В последовавшем противолодочном поиске "Эксмур" и "Блэнкни" на максимальной скорости бросились к субмарине, чтобы, как можно быстрее, захватить ее в пределы досягаемости своих орудий. Во время этого преследования "U 131" произвела несколько точных выстрелов; ею был сбит пытавшийся обстрелять лодку истребитель с "Одесити".
Артиллерийский огонь "Эксмура" был почти точен. Как только эсминец оказался на дальности стрельбы, его снаряды стали ложиться вокруг цели. "U 131" прекратила бегство, команда открыла клапаны затопления и покинула ее. Первое и единственное боевое плавание субмарины окончилось.
На следующий день, 18 декабря, наступила очередь "Бланкни" открыть боевой счет. "Стэнли" обнаружил "U 434" в надводном положении в шести милях слева от конвоя. Три эсминца начали преследование. На подводной лодке заметили, что ее обнаружили, и она ушла под воду. "Стэнли"' первым дошел до места, и, т.к. его "асдик" не работал, он сбросил серию бомб, чтобы отметить примерное место погружения, Затем подошел "Блэнкни", и вскоре его ведущий поиск гидролокатор получил устойчивый контакт.
Он предпринял три энергичные атаки. "U 434" подверглась серьезной взбучке. Ее единственная надежда на спасение заключалась в аварийном продувании цистерн и немедленном всплытии на поверхность, чтобы как можно большее количество членов экипажа успело выскочить на палубу прежде, чем эскортные корабли откроют огонь. Но как только она всплыла, "Блэнкни" на полном ходу начал разворачиваться для тарана. Поуле понял, что в этом уже нет необходимости, и бой закончен. Команда "U 434" прыгала с рубки в море. Прежде чем "Блэнкни" успел пройти мимо лодки, она снова скрылась под водой - навсегда.
"Эксмур" и "Блэнкни" оба относившиеся к типу "Хант", были отправлены в Гибралтар для пополнения запасов топлива. Имея на счету по уничтоженной вражеской субмарине каждый, их команды возвращались в хорошем настроении.
Теперь наступила очередь подводных лодок неприятеля. "U574" всплыла на перископную глубину почти в центре конвоя. "Стэнли", находившийся от нее на дистанции 1000 метров, попал в поле зрения и через одну-две минуты был торпедирован. Даже закаленные моряки, привычные к ужасам боев, разыгрывавшихся вокруг конвоев, описывали взрыв "Стэнли" как ужасный. Огромная стена пламени поднялась вверх на десятки метров. В считанные секунды эсминец превратился в груду обломков. Только 28 членов его экипажа остались в живых после торпедной атаки.
Вскоре Уокер отомстил за эту потерю. Через 10 минут после своей атаки "U 574" попала в поле зрения "асдика" "Сторка". В результате глубинного бомбометания, предпринятого шлюпом, немецкая субмарина была вынуждена подняться на поверхность; последовала захватывающая погоня. Преследование закончилось тем, что "Сторк" протаранил лодку противника. На борт корабля были подняты лишь несколько оставшихся в живых немцев.
Той же ночью был подбит один из транспортов, и рано утром на следующий день он был затоплен своими силами. Затем затонул еще один транспорт. Далее последовал более серьезный удар.
Проницательный командир немецкой субмарины, лейтенант Бигальк, сумел в ночь на 21 декабря подойти к конвою на близкую дистанцию. В поле его зрения попал авианосец. Последовал залп. Одна торпеда поразила цель. Хотя попадание оказалось роковым, "Одесити" оставался на плаву достаточно долго для того, чтобы большая часть команды была спасена; только после этого он затонул приблизительно в 500 милях западнее мыса Финистере,
Но бой еще не закончился. В тот же самый день, когда затонул авианосец, корвет "Сэмфир" и шлюп "Депрфорд" участвовали в уничтожении "U567". В тот момент мы не знали об этом, но для немцев гибель лодки стала особенно тяжелым ударом. Командиром субмарины был Эндрас, бывший старшим помощником на лодке Прина, в походе, когда была прорвана обороны Скапа-Флоу и "Ройял Оук" затонул на якорной стоянке. С тех первых дней войны Эндрас стал одним из лучших командиров лодок Германии. Он был награжден "Дубовыми листьями" к "Железному кресту". Он и субмарина "U 567" погибли вместе со многими другими немецкими офицерами и матросами во время атак на конвой "HG-76".
С гибелью "U 567" бой был, по существу, закончен. Немцы лишились пяти подводных лодок за потерю "Одесити", "Стэнли" и двух транспортов.
Так закончился 1941 год.
1942-й был долгим, раздираемым боями годом успехов и неудач. Канада потеряла эсминец "Оттава", но другой корабль канадских ВМС "Ассинибойн" потопил "V 210". Старый, построенный в 1918 г. "Весткот" уничтожил "U58I"; "Хесперэс" рассчитался с "U 93"; "Вайкаунт" протаранил и потопил "U 619"; "Фейм" (один из кораблей типа "F") потопил "U353". Но, несмотря на эти успехи, потери наших транспортов росли, а производство немецких подводных лодок далеко опережало количество погибших.
К 1943 году нация была в не менее серьезной опасности, нежели в страшные дни 1940 года, когда мы каждый день ожидали и даже предполагали вторжение. Сейчас Германия имела около 400 подводных лодок, из которых более 200 были действующими. Апогей битвы за Атлантику пришелся на март 1943 года. Наши потери транспортов в этом месяце были громадными. Кэптен Роскилл в своей официальной истории приводит следующие данные: в первый 10 дней месяца мы потеряли 41 судно. В следующие 10 дней еще 56 пошли на дно. За те 20 дней тоннаж потопленных судов превысил полмиллиона.
Нам грозила гибель. Безопасность конвоев являлась жизненно необходимой для нашего существования. Мы не могли вести войну без грузов, доставляемых конвоями.
Кроме наших потерь в торговых судах мы продолжали терять эсминцы. В том роковом марте мы потеряли "Харвестер". Защищая караван он таранил и потопил "U 444", но в результате была сильно повреждена его носовая часть. Коммандер А.А. Тейт остановил машины, опасаясь, что носовые переборки могут дать течь. Воспользовавшись этим "U 432" произвела торпедную атаку, и эсминец быстро затонул. Французский корвет "Аконит" поспешил на помощь оставшимся в живых. Тем не менее многие, включая командира, погибли. В последствии "Аконит" произвел поиск, обнаружил и быстро потопил "U 432".
Несмотря на предыдущие неудачи в боях, апрель и май вдруг принесли поражения врагу. Ретроспективно мы можем сейчас определить эти два месяца как смена приливно-отливного течения для нас в Атлантике. Это было начало нашей победы.