Атака на линкоры в Ла-Манше
А. Престон (Пер. с англ.)
Очевидно, что роль эсминцев типа "V/W" в годы Второй Мировой войны была вспомогательной, поскольку они уже не подходили для службы в качестве эскадренных миноносцев при флоте. Достижения австралийских эсминцев на Средиземном море показали, что это мнение не вполне соответствовало истине, но был еще и другой случай, когда эскадренные миноносцы типа "V/W" имели дело с гораздо более превосходящим противником, без поддержки со стороны каких-либо иных своих сил. Это произошло, когда пять старых эсминцев провели "безнадежную" атаку в дневное время против германских линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау".
12 февраля 1942 г. два германских линейных корабля осуществили наиболее дерзкий план за всю войну - дневной бросок через Ла-Манш из Бреста в германские базы, преодолев серию британских контрмер, специально спланированных для предотвращения этой самой возможности. Атаковали самолеты, гремели береговые орудия, пять раз бросались в атаку торпедные катера, но все они оказались не в состоянии остановить линкоры, окруженные эскортирующими эсминцами и миноносцами, а так же прикрытые авиационным зонтиком.
Поскольку день проходил, а все усилия англичан ни к чему не приводили, приказ атаковать врага торпедами был отдан командиру 21-й флотилии эсминцев, находившейся в Харидже. Кавалер ордена "За заслуги" кэптен К.Т.М. Пайзи находился на лидере "Кэмпбелл" и имел в составе своей флотилии всего один эсминец - "Вивейшэс". Даже с присоединившейся 16-й флотилией в составе лидера "Маккей", эсминцев "Уитшед", "Вустер" и "Уолпол" он имел всего шесть эсминцев против двух 32.000-тонных линкоров, одного тяжелого крейсера, шести больших современных эсминцев и 15 миноносцев, а также торпедных катеров и самолетов.
План использования хариджских эскадренных миноносцев против немецких кораблей был заранее составлен вице-адмиралом Рамсеем5 после консультации с кэптеном Пайзи. Он основывался на предположении, что немцы, если они осмелятся прорываться из Бреста, будут вынуждены идти ночью. Однако, благодаря интуиции Гитлера, немцы рискнули предположить, что британцы будут застигнуты врасплох дневным броском, и, как мы знаем, оказались правы. Все многочисленные атаки могли иметь некоторые шансы на успех в темноте, но план не имел варианта противодействия в светлое время.
Обе флотилии проводили учения у Хариджа, когда в 11:45 был получен сигнал из Дувра: "Вражеские линейные крейсера прошли Булонь на скорости около 20 узлов. Приступить к выполнению отданного ранее приказа". Лишь случайно эсминцы оказались в пятнадцатиминутной готовности развести пары. Их способность к выходу понижалась до 4-часовой с наступлением темноты, но поскольку корабли были уже в море командир флотилии смог начать движение немедленно. Эсминцы были объединены в два дивизиона, "Кэмпбелл", "Вивейшэс" и "Вустер" в первом и "Маккей", "Уитшед" и "Уолпол" во втором. Скорость возросла до 28 узлов. Кэптен Пайзи без колебаний двинул оба своих дивизиона через британское минное поле с целью сократить время выхода в точку перехвата. Риск оказался оправданным, поскольку мины были вытралены несколькими днями раньше, но вскоре после 13:00 на "Уолполе" вышел из строя главный компас, и он был вынужден вернуться в порт. Вскоре после этого последовало первое боевое столкновение, когда два звена германских бомбардировщиков атаковали "Маккей" из низкой облачности. Бомбы легли мимо, и эсминцы продолжили движение к точке перехвата. То, что последовало далее, было демонстрацией нарушения взаимодействия, которое сопровождало для англичан все события этого дня: британский бомбардировщик "Хэмпден" провел решительную, но безрезультатную атаку на "Маккей" и "Вустер", которую моряки перенесли с мрачным терпением, переборов искушение открыть огонь.
В 15:17 крупные вражеские корабли были обнаружены радаром "Кэмпбелла" и, поскольку в этот момент проходила первая атака торпедоносцев "Бофорт" Берегового командования ВВС, немцы были ошеломлены увидев корабли 1-го дивизиона, приближавшиеся к линии торпедных катеров завесы. Они обрушились орудийными вспышками на атаковавших из тумана. В своем официальном рапорте немцы объявили один из британских эсминцев потопленным. Тем не менее, дивизион Пайзи добился того, что казалось невозможным - он сблизился на дистанцию 16 каб., выпустил торпеды и избежал уничтожения. Эсминцем, который немцы сочли погибшим был "Вустер", который получил полный вес бортовых залпов с "Гнейзенау" и "Принца Ойгена". В соответствие со всеми сравнительными стандартами, "Вустер" должен был затонуть, поскольку его расстреливали с дистанции менее 40 каб. И действительно, в один из моментов командир эскадренного миноносца, лейтенант-коммандер Коутс приказал экипажу приготовиться оставить корабль. Его эсминец был объят пламенем, убитые и раненые лежали вокруг орудий, а обжигающий пар валил из машинного отделения. Не имея возможности двигаться и сражаться, "Вустер" находился в гибнущем состоянии в тот момент, когда немцы прошли мимо, не обращая внимание ни на все, что могло осложнить их успешный бросок.
Крайне редко эсминцы могли пережить избиение в тех масштабах, которые выпали на долю "Вустера". Кэптен Пайзи был изумлен, когда он вернулся на поле боя и нашел искалеченный эскадренный миноносец уже погасившим пожары и пытающимся развести пары. В дополнение к своим проблемам корабли неоднократно подвергались атакам германских и британских самолетов. Но в потоплении английских кораблей королевские ВВС не добились больших успехов, чем в уничтожении вражеских. Четыре невредимых эсминца построились вокруг "Вустера" и двинулись домой со скоростью 8 узлов. Когда поврежденный эсминец достиг Хариджа, он гордо отказался от помощи буксиров и встал на якорь самостоятельно. Потери его экипажа составили 17 человек убитыми и 45 ранеными — почти половину команды, насчитывавшей 130 человек.