Сражение при температуре ниже нуля
Д.А. Томас (пер. с англ.)
Когда в середине 1941 года Гитлер обратил свое внимание на восток, и вся ярость военной машины Германии обрушилась на Россию, то находившиеся на западе англичане, подвергавшиеся ранее непрерывным бомбежкам, получили передышку. В этом очередном акте нацистской агрессии Англия увидели надежду на спасение, т.к. теперь она могла использовать время, в течение которого Россия продолжала отражать нападение, для усиления собственной военной машины, которая все еще не могла оправиться от сокрушительных ударов, потрясших мир летом 1940 г. Стоит заметить, что в течение всего прошедшего года Британия одна противостояла мощи Германии.
Как только нацистские танковые дивизии загрохотали по ее территории, Россия стала взывать о помощи, несмотря на годы коммунистических оскорблений и обливания нас грязью. Сталин счел удобным забыть о своих прошлых выступлениях. Мистер Черчилль ответил ему тем же, и наш отклик не замедлил себя ждать6.
Россия просила помочь вооружением, а не людьми. Ее армии насчитывали миллионы солдат, и ее людские резервы были почти безграничны. Но она испытывала недостаток в орудиях, танках, самолетах, горючем, радиолокаторах и боеприпасах, необходимых для того, чтобы преобразовать свои массовые армии в величайшую и мощнейшую боеспособную силу, которую когда-либо видел мир.
Но дорога в Россию была полна трудностей. Сухопутный маршрут через Персию был долгим, трудным и мучительно медленным, т.к. из-за того, что Средиземноморье представляло собой ожесточенной поле боя, любым грузом, доставляемым в Персию из Великобританию, приходилось проходить длинным путем, огибая южноафриканский мыс Доброй Надежды.
Единственным альтернативным маршрутом являлся морской путь в северные порты Мурманск и Архангельск - путь, полный естественных опасностей, таких как очень сильные морозы, ледяные поля и снежные бури ураганной силы. Но Черчилль был решительно настроен на оказание безграничной поддержки русским, т.к. их борьба была нашей борьбой, и было бы неразумно позволить нашим различиям в политическом "цвете" затуманить воображение и дать забыть о главной цели.
Потому-то и вышел приказ идти в Россию. Так началась современная сага о Северном Пути, где люди и корабли сражались и умирали в не поддающихся описанию условиях, а люди, которые выжили, стали после войны пациентами невропатологов и психиатров. Как Королевскому военно-морскому, так и торговому флоту пришлось пройти через самые страшные испытания, которые когда-либо выпадали на их долю за всю историю войн на море с незапамятных времен.
Все участники, офицеры и матросы, как ВМФ, так и торгового флота, оказались на высоте положения в истинно морском духе - неистово ругаясь, они упорно и стойко выполняли в невыносимых условиях необычайно трудную, полную риска работу.
Направлявшиеся в Россию конвои формировались или в Шотландии, или в Исландии, где к ним присоединились сопровождавшие их корабли. Маршрут северного пути во многом зависел от времени года. Как правило, он углублялся так далеко на север, как позволяли ледовые условия. Южная граница пакового льда устанавливалась где-то в марте, а северная в сентябре. Таким образом, летом маршрут прокладывался гораздо севернее, нежели зимой. Это, конечно, влияло на количество времени, необходимого для перехода. Зимой, когда путь был короче, требовалось приблизительно десять дней, а летом более длинный маршрут занимал около пятнадцати суток.
От берегов Исландии трасса шла на северо-восток до южной оконечности вулканического скалистого острова Ян-Майен, далее суда, с трудом продвигаясь на север-восток, доходили до южной границы пакового льда, затем еще восточнее, держась ближе к кромке льда, до острова Медвежий, обходя его с севера или юга, в зависимости от нахождения льда, и входили, таким образом, в холодные воды Баренцева моря. Маршрут начинал отклоняться к югу, в направлении Кольского залива лишь на отметке 35 градусов восточной долготы -строго на север от Мурманска.
Если местом назначения являлся Архангельск, то маршрут, после отклонения на юг изменялся в направлении горла грозного Белого моря; в зимнее время его воды покрывались льдом, и некоторым судам, к их несчастью, приходилось оставаться здесь закупоренными в течение многих недель и месяцев в ожидании, когда море достаточно оттает для того, чтобы можно было проложить поход.
На протяжении большей части пути плавучие льдины, иногда достигающие в размерах нескольких километров, представляли; собой естественные преграды, которые, вместе с арктическим туманом, были не менее опасны, нежели вражеские морские и воздушные силы, действовавшие против конвоев.
Основная зона вражеских атак простиралась от острова Медвежий до самого Мурманска, и даже, когда корабли проходили через нее с боями и благополучно входили в порт, передышка не наступала, т.к. Мурманск находился в зоне досягаемости немецких бомбардировщиков, базировавшихся в Северной Норвегии. Бомбардировщики неприятеля предпринимали огромные усилия, чтобы уничтожить корабли, стоявшие под разгрузкой в порту и, а то же время, почти сумели стереть город с лица земли продолжительными бомбардировками.
В течение многих месяцев единственной защитой для конвоев "PQ" от атак с воздуха в опасной зоне от острова Медвежий и далее были зенитные орудия судов и кораблей эскорта. Но каким бы точным и массированным не был огонь зениток, он значительно уступал по эффективности действиям самолетов-истребителей, способных полностью отбить атакующих. Только при наличии в силах сопровождения последующих конвоев эскортных авианосцев, истребители смогли оказать мощное сопротивление полчищам низковысотных бомбардировщиков-торпедоносцев, которые принимали участие в налетах.
Но было еще нечто, перед чем моряки испытывали почти такой же страх, как страх встречи с врагом -страшный холод этих северных вод. Моряки надевали на себя почти всю имевшуюся в их распоряжении одежду в тщетной попытке защититься от пронизывающего холода. Тем не менее, даже несколько пар толстого - по-настоящему толстого - шерстяного нижнего белья, выданного Адмиралтейством, и несколько пар носков не могли защитить руки и ноги: они становились синими от холода. Дождевики, если их надевали, замерзали до такой степени, что становились такими же негнущимися, как шомпол. Толстые, на теплой подкладке перчатки были крайне необходимы для орудийных расчетов, наблюдателей и сигнальщиков, хотя оказывались тяжелыми и неуклюжими; беспечность снять перчатку для того, чтобы отрегулировать рычаг или отвинтить вентиль, оборачивалась сорванным лоскутом кожи с руки.
Перехватывало дыхание, а рты, носы и открытые подборки покрывались ледяной коркой; единственное, что поддерживало дух, была традиционная порция рома каждое утро, но даже это причиняло острую боль при глотании.
В таких погодных условиях страдали даже корабли. Их командирам приходилось все время быть начеку и контролировать действия рулевого, т.к. тонны льда, образующиеся на надстройках, угрожающе увеличивали их вес и уменьшали остойчивость. Это свойство арктической погоды доставляло много заботы командирам и вахтенным офицерам, особенно во время боя, т.к. о резких изменениях курса не приходилось и думать, и даже умеренные команды на руль могли повлечь за собой увеличение количества брызг, которые мгновенно замерзали, утолщая ледовую корку на несколько дюймов.
Пока дежурная вахта упорно долбила верхний слой наледи, почти так же быстро успевала образоваться новая. Но подобные мероприятия были крайне необходимы для того, чтобы содержать в рабочем состоянии вооружение, а сигнальщики могли пользоваться своими световыми лампами; короче говоря, все это было жизненно важно для того, чтобы корабль функционировал как боевая единица.
Жизнь на океанских волнах - в данном случае в Арктике - это неприятное времяпровождение. Моряки по праву заслужили свои ордена "Синего Носа" - применительно к суровому климату эквивалент удостоверения, выдаваемого Нептуном при пересечении экватора.
* * *
Первый конвой в Россию вышел в августе 1941 года, через несколько недель после нападения Германии. Это было прекрасное свидетельство нашей готовности оказать помощь России. Он получил обозначение "PQ-1"7. В него входила небольшая группа судов, но она была ручейком, который со временем превратился в реку.
Конвой "PQ-1" насчитывал семь кораблей, шесть из которых были английскими, а один - русским. В общей сложности они доставили 15.000 тонн разных грузов, 62 самолета и 32 автотранспортных средства, Конвой благополучно дошел до Архангельска; неприятель не досаждал, т.к., вероятно, не заметил передвижение каравана.
Еще пять конвоев вышли с интервалами всего лишь в три недели. Противник, в сущности, не тревожил их, морякам приходилось бороться только с ужасным холодом арктической зимы и сопутствующими ей трудностями и неудобствами.
Первый корабль был потерян во время маршрута конвоя "PQ-7" - последнего конвоя года - в декабре 1941 г. Впервые на сцене появилась немецкая подводная лодка, которая определила местонахождение неохраняемого судна "Вазиристан". Он бороздил волны вместе с еще одним транспортным судном. Сопровождавшие их вооруженные траулеры потеряли с ними связь. "Вазиристан" был торпедирован, и холодные волны поглотили корабль вместе с 10.000 тонн груза8.
Январь нового 1942 года открыл счет несчастьям и явился предвестником многих неудач, выпавших на долю конвоев в том году. В середине месяца в море вышел "PQ-8", он попал в беду южнее острова Медвежий. Подстерегавшие немецкие подводные лодки уже успели "оседлать" маршрут. Как только был замечен приближавшийся караван, субмарин вышли на позиции для атаки. Вскоре из торпедных аппаратов на огромной скорости понеслись торпеды. Был подбит один из транспортов. Все находившиеся на его борту яростно работали, пытаясь удержать судно на плаву.
Им удалось это, и транспорт даже дошел до места назначения с сохраненным грузом9.
Эсминцу сопровождения "Ma-табеле", одному из знаменитых "трайблов", выпала худшая доля. Торпеды попали в его борт и разорвали обшивку, открыв доступ морским волнам, которые ворвались внутрь корпуса, как разъяренная толпа в час пик. Не успели моряки, находившиеся во внутренних отсеках, получить приказ покинуть корабль, как он накренился и исчез в яростно вздымавшихся волнах, которые превратились в водоворот, когда взорвались котлы эсминца. Множество людей было погребено вместе с ним. Им никогда не суждено было выбраться на поверхность. Те немногие, которые находились на верхней палубе, избежали этого, но они вскоре погибли от шока, оказавшись вдруг в ледяных водах Арктики. Ни одно живое существо не могло жить более нескольких минут в этой воде.
Спасены были лишь два полузамерзших моряка. Они были единственными, кто спасся из почти двухсот членов команды.
Конвои "PQ-9"/"PQ-10" и "PQ-11" совершили переходы без потерь. Но походы этих караванов, как оказалось, были лишь затишьем перед бурей. Теперь наступил второй этап битвы "русских конвоев". Шесть месяцев прошло с той поры, когда первый скромный конвой проложил путь. Потери были незначительными, и военные поставки, доставлявшиеся в Россию, начинали сейчас принимать существенные размеры.
Гитлер же считал, что они были слишком значительными. Он отдал приказ об уничтожении конвоев.
Немцы были готовы к тому, чтобы проигнорировать несколько первых конвоев, т.к. надменно веря в блицкриг, они надеялись и так опустошить Россию за несколько месяцев. Те несколько тысяч тонн грузов, просачивавшихся тайно в СССР, считались слишком незначительными, чтобы повлиять на ход боевых действия на суше. Но, с поражением германских армий на востоке, увязнув на снежных просторах русских равнин, немецкое верховное командование стало по-другому оценивать значения этих поставок. Эта переоценка обеспокоила их. В очередной раз, британский ВМФ и его подопечные суда становились источником раздражения неприятеля. Немцы сделали вывод: конвои нужно остановить.
Противник располагал тремя средствами достижения своей цели: его подводные лодки могли "оседлать" пути, по которым шли конвои, и ждать их появления, чтобы напасть на них; поддержку подводным лодкам должна была оказать авиация со своих аэродромов в Норвегии; и, наконец, из своих укрытий в фьордах могли появиться крупные надводные корабли и нанести значительный урон слабо охраняемым транспортам.
Адмиралтейство, зная о растущем, интересе противника к конвоям, приняло решение о придании им "больших кораблей 7, по примеру конвоев, ходивших на Мальту. Помимо ближнего эскорта, сейчас неподалеку должен был находиться прикрывающий отряд крейсеров, который мог бы прийти на помощь и отогнать любые крупные боевые корабли, предпринимающие попытки вмешаться. Кроме того, с крейсерами и эсминцами сопровождения должны были посылаться крупные боевые корабли флота метрополии на тот случай, чтобы быть рядом, если крейсерам потребуется их помощь. Таким образом, каждый конвой выливался в операцию флота.
Второй этап битвы начался в марте 1942 г., и в том же месяце весь Флот метрополии вышел в море для прикрытия каравана "PQ-12" и возвращающегося "QP-8".
Вечером 5 марта адмирал Редер получил сообщение от немецкого пилота о том, что конвой "PQ-12" находится в 70 милях к югу от острова Ян-Майен, держа курс на север. Адмирал без колебания приказал могучей громаде "Тирпица" выйти в море из Тронхейма с целью перехвата и уничтожения конвоя. Второе приказание, направленное в Нарвик, привело в состояние готовности шесть немецких субмарин, которые тотчас же вышли на перехват.
Вскоре после полуночи 7 марта адмирал Тови10 на линкоре "Кинг Джордж V" получил рапорт с подводной лодки "Сивулф" о том, что "Тирпиц" и три эсминца вышли из порта. Флагманский корабль Тови сопровождали линкор "Дьюк оф Йорк", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Викториес", тяжелый крейсер "Бервик" и двенадцать эсминцев. Отвратительные погодные условия в тот день помешали нашему авианосцу поднять в воздух самолеты.
По мере того, как медленно тянулось время, корабли сблизились, так, что к полудню 7-го числа оба конвоя, "Тирпиц" и эскадра Тови находились в 80 или 90 милях друг от друга. Тем не менее, ни одна из этих групп не обнаружила противника.
Позднее в те же сутки был потоплен сбившийся с курса русский транспорт, но он успел послать сигнал "SOS"11. Из-за ограниченных запасов топлива немецкие эсминцы были отправлены назад в Норвегию, в то время как "Тирпиц" продолжил идти дальше на север.
Тови полагая что противник повернул на юг около 20:00 отправил шесть эсминцев на разведку вдоль предполагаемого пути отхода врага. Но "Тирпиц" все еще шел прямо на север в поисках конвоя и фактически оставался там еще в течение двух часов. Тем временем Тови направился на запад, чтобы собрать вокруг себя больше эсминцев, но в 05:30 отослал их обратно, надеясь, что "Тирпиц" все еще можно будет перехватить.
Немецкий корабль направился на базу только в 8 часов вечера. Тови все еще не имел точных данных о местонахождении противника. В 08:00 следующего дня он получил их, когда самолет-разведчик с "Викториеса" обнаружил "Тирпиц". Погодные условия и состояние моря были все еще отвратительными, но двенадцать торпедоносцев "Суордфиш" все же сумели взлететь с авианосца. К сожалению, их атака была неудачной, все торпеды прошли мимо цели, а двое из атаковавших были сбиты.
"Тирпиц" находился сейчас слишком далеко, чтобы его можно было догнать, той же ночью он благополучно достиг Нарвика.
В конце марта отошла следующая пара конвоев - "PQ-13" и "QP-9". Оба не избежали встречи с врагом, Все хорошо складывалось для конвоя "PQ-13" в первую неделю его пути, затем сильный шторм рассеял суда и эскортные корабли. Тут же появились пикирующие бомбардировщики, которые нанесли по цели сильный удар. Два транспорта были поражены бомбами и затонули. Три немецких эсминца также вели поиск, они обнаружили один корабль и быстро расправились с ним12.
Затем они наткнулись на 8000-тонный крейсер - "Тринидад" и эсминец "Эклипс". Они прекратили свои атаки, что было несвойственно немецким командирам. К сожалению, "Тринидад" был торпедирован одной из своих собственных торпед, но, несмотря на огромную пробоину, ему удалось избежать дальнейших повреждений и выжить. Эсминец "Эклипс" яростно выпускал по неприятелю снаряд за снарядом. Он добился нескольких попаданий в немецкий эскадренный миноносец "Z 26", который оторвался от общего строя и, в конце концов, затонул. Но "Эклипс" также получил повреждения, когда два из его четырех орудий главного калибра были выведены из строя огнем противника. Он уцелел и вместе с "Тринидадом" пробился в Мурманск.
Между тем, рассеянный штормом конвой храбро продолжал свой путь, Пятнадцать из девятнадцати судов, в конечном счете, дошли до своего пункта назначения. Три транспорта, пропавших без вести, были, несомненно, потоплены кем-то из девяти притаившихся немецких подводных лодок, которые, как было известно, находились в этом районе13.
С началом весны путь через Арктику стал еще опаснее. Апрель открывает "теплые" месяцы, продолжающиеся до сентября, но их единственной положительной чертой являлось облегчение, наступавшее после мрака зимы. В это, так называемое, теплое время года наступает полярный день; темнота исчезает на несколько месяцев и, таким образом, день становиться союзником самолетов-разведчиков, а также бомбардировщиков и немецких субмарин, которые неизменно следовали за каждым конвоем.
"PQ-15", вышедший 28 апреля и "QP-11", возвращавшийся на родину, представляли собой скопление целой армады кораблей и судов: 2 линкора, авианосец, 5 крейсеров, крейсер ПВО, 21 эсминец, 3 тральщика, 5 корветов, 2 траулеров ПЛО и 5 подводных лодок; в общей сложности 45 военных кораблей, которые должны были прикрывать 25 уходивших в плавание и 13 возвращавшихся домой судов.
Этот внушительный флот был необходим здесь даже несмотря на то, что выполнение наших обязательств в Средиземноморье, в Индийском и Тихом океанах оказалось в это время весьма затруднительно. Простое присутствие в норвежских водах "Тирпица", "Шеера" и "Лютцова" требовало сохранения крупных сил Флота метрополии с тем, чтобы предотвратить возможность выхода из гавани любого из кораблей противника. Что касается конвоя, то в конце апреля крупные немецкие единицы не находились в море, хотя там продолжали действовать немецкие субмарины и эсминцы.
Первый бой в ходе этой операции произошел через два дня после выхода из Кольского залива конвоя "QP-11", возвращавшегося на родину. Самолеты-разведчики навели неприятельские субмарины на караван, состоявший из 13 порожних транспортов; была предпринята успешная торпедная атака против конвоирующего крейсера "Эдинбург". Его корма была почти оторвана, а рулевое устройство разбито вдребезги, оставив тем самым крейсер почти совершенно неуправляемым. Торпедировала его немецкая субмарина "U 456".
Конвоирующие эсминцы "Форсайт" (коммандер Дж. С. Солтер) и "Фористер" (лейтенант-коммандер У.Р. Хаддарт) поспешили к крейсеру, чтобы обеспечить его охранение. "Фористер" взял корабль на буксир, и начал долгий обратный путь в Мурманск.
Но шла большая волна, и необходимо было приложить большие усилия, чтобы произвести данный маневр. В конце концов, дали ход, К тому моменту выведенный из строя крейсер собрал вокруг себя настоящий флот малых судов; кроме двух британских здесь находились еще один советский эсминец, четыре минных тральщика, ведущих поиск лодок с носовых углов и, наконец, советское буксирное судно14.
"Фористеру" было очень трудно держать трос равномерно натянутым в бушующем море, и буксир лопнул. Так как крейсер все еще мог двигаться вперед, используя собственную силовую установку, было решено, что "Эдинбург" возьмет на буксир "Фористер" в качестве "живого руля".
В течение 16 часов два корабля шли вперед таким образом. С уходом на свою базу советского эсминца возникла необходимость его замены в противолодочном ордере. С этой целью "Фористер" был освобожден от своих обязанностей рулевого и занял место в общем строю, в то время как крейсер продолжал шатко держать курс, благодаря искусному использованию своих машин.
2 мая, около 06:30 утра, между шквалами снега возникли три немецких эсминца. Их заметили с расстояния около четырех миль. "Форсайт" и "Фористер" пошли на сближение, последовал яростный бой, в котором цели то пропадали, то возникали снова в просветах между снежными шквалами.
Немцы довели свои атаки до конца с отвагой и умением. В дополнение к плохой видимости они применяли дымовые завесы и вырывались сквозь них поддерживая беспрерывный огонь и выискивая возможность торпедировать тяжелоповрежденный крейсер.
"Форсайт" и "Фористер" носились по полю боя подобно летучим мышам из преисподней, пытаясь защитить крейсер. Затем внезапно "Фористер" получил тяжелое попадание в котельное отделение. Он остановился, представляя из себя неподвижную мишень для немецких артиллеристов, которые обрушили на него кромешный ад. Один снарядов попал прямо в носовую артиллерийскую установку и смертельно ранил командира. Когда он умирающий лежал на мостике, его старший помощник, лейтенант Дж. Битмид, принял командование на себя и продолжал отлично действовать, выполняя работу, которую ранее так доблестно делал его умирающий капитан. Так как "Фористер" не двигался, но все еще продолжал вести огонь по более крупным немецким кораблям, "Форсайт" прикрывая его до тех пор, пока эсминец снова не дал ход.
В разгаре боя буксир "Эдинбурга" был отвязан, и крейсер остался описывать циркуляцию со скоростью около 8 узлов. Но он все же продолжал вызывающе вести огонь. Вскоре один из кораблей противника испытал на себе всю тяжесть повторяющихся попаданий, как со стороны "Эдинбурга", так и со стороны двух эсминцев. "Герман Шёман" загорелся, извергая пламя и дым.
Вдруг он лениво перевернулся и затонул в ледяных водах, которые требовали отмщения за многочисленные жертвы англичан15.
Два других немецких эсминца также получили некоторые повреждения в результате попаданий снарядов, хотя в условиях слабой видимости о степени тяжести этих разрушений можно было только догадываться. Несмотря на сильный обстрел, они то и дело шли на сближение, выстреливая торпеды, одна из которых, в конце концов, попала в искалеченный крейсер. На этот раз он был серьезно поврежден. Из-за невозможности буксировки, как только удалось отогнать корабли противника, было решено затопить "Эдинбург".
Командиры британских тральщиков "Хэрриер" и "Госсэмер" выполнили свою работу на высоком уровне, подведя свои корабли к борту гибнущего крейсера и сумев, в условиях штормовой погоды, снять большинство членов его экипажа. Всего на "Эдинбурге" погибли 2 офицера и 56 матросов. Завершив операцию по спасению, "Форсайт" торпедой отправил крейсер на дно.
Коммандер Солтер с "Форсайта" и лейтенант Битмид с "Фористера" впоследствии были награждены орденом "За заслуги" каждый, за выдающиеся действия при защите крейсера.
* * *
Мы оставили конвой "QP-11" когда он возвращался домой в сопровождении уменьшившегося эскорта, состоявшего из четырех эсминцев: "Бульдог" (коммандер М. Ричмонд), "Багль" (коммандер Р.С. Медли), "Эмезон" (лейтенант-коммандер Н. Е. У. Рупер) и "Беверли" (лейтенант-коммандер Дж. Грант).
На третий день пути, рано днем 1 мая, конвою и сопровождавшим его кораблям пришлось изменить курс во избежание столкновения с обширным участком пакового льда. Частые порывы шквалистого ветра со снегом сгущали непогоду и уменьшили видимость всего до двух миль в просветах.
Вдруг из одного более ясного просвета появились три больших эсминца противника; три быстроходных корабля, каждый из которых имел на вооружении четыре или пять 5-дюймовых орудий и внушительное торпедное вооружение16.
Как только они были замечены, Ричмонд вывел "Бульдог" в атаку и, когда "Бигль", "Эмезон" и "Беверли" присоединились к нему, их дальномеры уже определили расстояние до неприятеля, а данные были доведены до наводчиков. Орудия быстро наводились на смутные очертания быстроходных немецких эсминцев.
Замеченные с дистанции 50 кабельтовых вспышки оранжевого пламени вдоль кораблей противника дали знать, что за ними неминуемо последует залп 5-дюймовых орудий. Флотилия Ричмонда решительно ответила, и ее атака сыграла свою роль, т.к. через несколько минут враг отвернул и вышел из боя.
Во время этого спорадического обмена выстрелами враг сосредоточил огонь на "Эмезоне". Эсминец получил повреждения и понес человеческие жертвы, но остался в строю и, пока производился временный ремонт, продолжал вести огонь по врагу.
Затем последовал ряд атак, потребовавших от всех командиров огромного напряжения, в особенности от коммандера Ричмонда. Защита вверенного ему конвоя стала его персональной заслугой. Спустя полчаса после первого поединка противник появился снова и обороняющиеся эсминцы вновь развернулись для атаки. Точность их огня в очередной раз напугала немцев и он отвернул в темноту.
Через час враг был замечен опять, но, похоже, он неохотно шел на сближение из-за более точного огня британских эсминцев. Неприятель снова прекратил бой.
В то время как эсминцы носились вокруг, как уличные драчуны, конвой упрямо продолжал идти своим курсом, весьма довольный действиями эскорта. Англичане получили подтверждение точности своего огня, когда через час враг был замечен вновь. На этот раз он не стрелял залпами. Стало ясно, что часть вражеских орудий выведено из строя. И опять противник был отогнан.
Прошел еще час ожидания, и немцы появились в пятый раз; они словно стали мальчиками для битья. "Бульдог" и его преданные соратники вновь перестроились для боя. На этот раз германские корабли вели явно беспорядочный орудийный огонь, и их желание держаться на большой дистанции было явным. В общей сложности, врага отгоняли в сумрачную полутьму полярного лета шесть раз.
Конвой продолжал идти своим путем сквозь мрачные воды, и спустя несколько дней прибыл в родную гавань17.
Командиры британских эскадренных миноносцев проявили большое мужество, защищая свои транспорта в условиях ужасной погоды. Каждый матрос на борту эсминцев хорошо знал, что существовала опасность быть потопленными в любой из этих шести стычек.
Те, кто работал на боевых постах под верхней палубой, заслуживают особого упоминания, т.к. у них не было возможности наблюдать за ходом боя; кроме того, они имели меньше шансов выбраться оттуда при возникновении чрезвычайной ситуации. Они испытывали большую тревогу, чем находившиеся наверху. Когда воющие снаряды взрывались в воде, их разрывы звучали внизу так, как будто огромные лязгающие цепи били о тонкую обшивку. Отсюда нельзя было увидеть столбы воды, по которым можно определить как далеко разрывались снаряды. Здесь также не слышен был вой, предвещавший промах, т.к. все звуки глушились громыханием работающих машин эсминца.
Переход основного конвоя, "PQ-15", прошел относительно спокойно, но был омрачен двумя трагическими событиями. Будучи в составе главных сил прикрытия, громадный линкор "Кинг Джордж V" врезался и потопил эсминец "Панджаби" типа "Трайбл", который затонул с большими потерями в экипаже. Еще более трагичной оказалась судьба польской подводной лодки "Р 55". Отклонившись на сотню миль от своего курса, она была "засечена" гидроакустиками, а затем подвергнута безжалостному преследованию наших сил. Она затонула со всем экипажем18.
Через несколько дней после похода конвоя "PQ-15" было объявлено о награждении за отличную службу офицеров и матросов "русских" конвоев. Все четыре командира эсминцев "Бульдог", "Бигль", "Эмезон" и "Беверли" были награждены орденами "За заслуги". Они получили их по праву.