Введение к первому тому справочника

 

Своим появлением эскадренные миноносцы как класс обязаны про­грессу, достигнутому в развитии миноносцев к началу 90-х годов XIX века. На маневрах британско­го флота в 1885 г. выяснилось, что при атаке трех-четырех минонос­цев даже броненосец со всей своей мощной артиллерией не может за­щититься от них. Сразу после ма­невров Адмиралтейство приняло решение о строительстве специаль­ных противоминоносных кораблей, названных торпедно-канонерскими лодками (Torpedo Gunboats, в литературе также встречается тер­мин Torpedo Catchers, т.е. «ловцы миноносцев»). Было построено че­тыре серии таких кораблей, но ни один из них не смог в полной мере удовлетворить предъявлявшимся требованиям. Водоизмещение тор­педных канонерок оказалось слиш­ком большим, скорость — незначи­тельной, а вооружение — чересчур тяжелым (Британский Торпедный комитет был создан еще в 1870 г. По его инициативе был построен первый торпедный корабль «Vesuvius», В 1882 г, последовали торпедный таран (torpedo-ram) «Poluphemus», торпедные крейсера «Scout» и «Archer», а уж затем британцы приступили к постройке торпедных канонерских лодок типов «Sharpshooter», «Jason» (или «Alarm») и «Drayad» (или «Halcyon») — прим. ред.).

Другим «прародителем» буду­щих эсминцев можно назвать «Swift», построенный Юэлем Уайтом в 1884 году. Конструктивно он являлся увеличенной копией стандартных 60-тонных минонос­цев, строившихся для британского флота, однако имел увеличенное до 140 т водоизмещение, длину 47 м, ширину 5,3 м и развивал скорость 23,5 уз. Вооружение корабля было двойным: три торпедных аппарата (один носовой, два палубных пово­ротных) и четыре 37-мм пушки при использовании в качестве минонос­ца; или же существовала возмож­ность замены палубных торпедных аппаратов скорострельными пуш­ками и установки съемного откид­ного тарана — тогда «Swift» превра­щался в истребитель миноносцев. Тем не менее, Адмиралтейство не оценило достоинств проекта. Ко­рабль был включен в состав флота как обычный миноносец № 81, но в серию не пошел, как и такой же, но меньший по размерам миноносец № 80 постройки фирмы «Yarrow».

Наконец, третьим прототипом эсминцев считается «Destructor», заложенный в 1885 г. в Бри­тании по заказу Испании и вступивший в строй в 1887 г. При водоизмещении 386 т он развивал скорость 22,7 уз и был вооружен одним 65-мм орудием, десятью мелкокали­берными скорострельными пушками и пятью торпедными аппаратами калибра 356 мм. По традиции того времени, имелась съемная трехмачто­вая парусная оснастка, слу­жившая в качестве резервно­го средства движения (Корабль был построен фирмой. «J. & G. Thomson». Он, по различным причи­нам, оставался собственностью фирмы вплоть до 1892 г., а уж затем был пере­дан заказчику — прим. ред.).

Значительные успехи французских миноносцев (в 1892 году миноносец № 149 показал на испытаниях 24,6 уз, а построенные годом позже мореходные «Lander» и «Che­valier» — соответственно 26 и 27 уз) подстегнули англичан. В начале 1892 года к молодо­му контр-адмиралу Джону Фишеру, недавно занявшему пост Третьего лорда Адмирал­тейства — Контролера флота, обратился известный кора­блестроитель Альфред Ярроу с проектом «сверхминонос­ца», призванного затмить быстроходные французские корабли данного класса. Фи­шер поддержал инициативу, а на вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, ответил: «Мы назовем их ис­требителями, так как их за­дача — уничтожать француз­ские миноносцы».

Нужно отметить, что пер­воначально корабли нового класса в документах называ­лись «истребителями миноносцев» (Torpedoboat Destroy­ers), а впоследствии — просто «истребителями» (Destroyers).

Задача заключалась в по­стройке кораблей, вооружен­ных артиллерией, способной разрушать миноносцы противника, и со скоростью более 26-27 узлов, которую уже име­ли некоторые новые минонос­цы. Немецкий инженер В. Хадерер в середине 1930-х годов писал: «Развитие эскадренных миноносцев в британском флоте с момента их возник­новения в 1892 году шло пла­номерно, при этом выделись следующие основные тактико-технические элементы: силь­ная артиллерия, высокая ско­рость и хорошие мореходные качества». С самого начала при строительстве эсминцев Адмиралтейство в лице Фише­ра сделало ставку на частный капитал, и в дальнейшем на государственных верфях было построено всего несколько единиц данного класса.

Начало было положено эсминцами так называемо­го «26-узлового» типа. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребите­лями», и «торпедоносцами». Считалось, что в зависимо­сти от обстановки они будут решать либо ту, либо иную задачу, для чего и проектиро­вались под сменное вооруже­ние. Шесть эсминцев, стро­ившихся фирмами «Yarrow», «Thornycroft» и «Laird», несмо­тря на имевшиеся внешние различия, в целом оказались удивительно схожими между собой (Эти шесть эсминцев фактически являлись экспериментальными. Они также известны как 26-узловые прототипы программы 1892-93 гг. — прим. ред.). После всесторонних испытаний, Адмиралтейство выдало заказ на 36 эсминцев «27-узлового» типа, за кото­рыми последовала серия из 66 «30-узловых» эсминцев — са­мая массовая и, наверное, са­мая знаменитая.

В марте 1895 г. в составе Ко­ролевского флота находилось 18 эскадренных миноносцев, в связи, с чем Адмиралтейство получило возможность прове­рить, насколько они отвечают своему назначению. Для это­го была сформирована «Экс­периментальная торпедная дивизия» под командованием контр-адмирала Артура Виль­сона в составе бронепалубных крейсеров «Fox» и «Hermione», двенадцати истребителей, такого же числа миноносцев и четырех транспортов. По итогам маневров командова­ние флота пришло к выводу о неспособности миноносцев состязаться с истребителями. Когда в июле 1897 года адми­рал Вильсон сменил Фишера на посту Контролера флота, он начал проводить расшире­ние программы строительства эсминцев с увеличенным во­доизмещением и скоростью.

Несмотря на это, все бри­танские эсминцы, построен­ные в течение первого деся­тилетия своей истории, мало различались между собой. Год от года росли водоизмещение, размеры и мощности силовых установок, однако реальные скорости хода, состав воору­жения и, что самое главное, корабельная архитектура, ос­тавались неизменными. Бри­танские кораблестроители сохраняли верность однажды найденному и казавшемуся весьма удачным конструктив­ному решению. Иначе говоря, прогресс тактико-техничес­ких характеристик эсминцев шел скорее экстенсивным, чем интенсивным путем.

Несмотря на это, британ­ский эсминец де-факто ста­новился эталоном и образцом для подражания во многих странах. Одним из важней­ших показателей этого мож­но считать число зарубежных заказов на корабли данного класса, полученных кора­блестроительными предпри­ятиями Туманного Альбиона. Россия и Япония, Италия и Австро-Венгрия, Аргентина и Чили — вот далеко не пол­ный список стран, чьи фло­ты пополнялись эсминцами, построенными как в самой Великобритании, так и по ли­цензии на собственных пред­приятиях.

Уже к началу XX века ста­ло ясно, что в будущей войне истребители окончательно за­менят миноносцы, а свое уси­ленное вооружение, в первую очередь — артиллерию, они будут использовать друг про­тив друга. Очередной скачок в развитии класса эсминцев был связан с изучением опыта русско-японской войны. К мо­менту ее начала истребители являлись основной минонос­ных флотов ведущих морских держав и, строго говоря, пер­воначальное назначение их как противоминоносных кора­блей в значительной степени утратилось. Главной задачей, ставившейся перед ними уже была не борьба с миноносца­ми, а торпедная атака тяже­лых артиллерийских кораблей противника в эскадренном бою или после его завершения. Для этого на них требовалось иметь сравнительно сильное артиллерийское вооружение, превосходящее по мощи ар­тиллерию неприятельских ис­требителей, и большую скорость хода. Характерно то, что количество торпедных труб на эсминцах долгое время оставалось неизменным и не превышало двух единиц. Во время русско-японской войны истребители несли охранную и разведывательную службу с выходом в открытое море, иногда выполняли блокадные обязанности, вели борьбу с не­приятельскими миноносцами и лишь после эскадренного боя, преимущественно в ноч­ное время, производили тор­педные атаки на крупные, уже ослабленные корабли.

Для более успешного ре­шения всех этих задач тре­бовался более мореходный и быстроходный корабль, чем стандартные «30 узловые» истребители с увеличенным радиусом действия и усилен­ным вооружением. Отчасти эти требования были учтены на серии эсминцев типа «Ri­ver», строительство которых велось в 1902-05 гг. Основные тактико-технические элемен­ты этих кораблей вытекали из желания Адмиралтейства придать им хорошие мореход­ные качества, ради чего при­шлось отказаться от жестких требований высокой скоро­сти хода и малой видимости силуэта. Очертания эсминцев типа «River» приобрели ха­рактерные черты: высокий полубак вместо прежнего «че­репашьего панциря» (карапаса) и сравнительно небольшое отношение длины к ширине. В то же время, их «ахиллесовой пятой» оставалось слабое артиллерийское вооружение, не изменившееся по сравнению с предшественниками.

6 декабря 1904 г. адми­рал Фишер, занявший к тому времени пост Первого лорда Адмиралтейства (Морского министра), решил назначить комиссию для выработки за­дания на корабли нового поко­ления. 22 декабря были опре­делены члены комиссии, а 6 января следующего года она приступила к работе. В числе других, комиссией были пред­ложены тактико-технические элементы для трех типов тор­педных кораблей:

1) полное водоизмещение 2 200 т, мощность механиз­мов 30 000 л.с. и скорость хода 36 уз — для крупного море­ходного эсминца, явившегося прототипом будущих лидеров эскадренных миноносцев, но оставшегося в единственном числе (лидер «Swift»);

2) водоизмещение 850 т и скорость хода 33 уз — для эс­минцев «открытого моря» (бу­дущий тип «Tribal»). Комиссия высказалась за немедленную постройку пяти единиц дан­ного типа, в дальнейшем их количество предполагалось довести до двенадцати (что и было сделано);

3) водоизмещение 250 т и скорость хода 26 уз — для эс­минцев «прибрежного дей­ствия». Ими стали корабли типа «Kriket», вскоре пере­классифицированные в обыч­ные номерные миноносцы.

Большим новшеством ста­ла рекомендация для введе­ния на всех типах миноносцев паровых турбин и котлов с нефтяным отоплением. С тех пор оба эти нововведения ста­ли обязательной принадлеж­ностью британских эсминцев, хотя имело место возвраще­ние к угольному отоплению котлов на типе «Beagle», ко­торый, если можно так выра­зиться, положил собой конец периоду «разброда и шатанья» в отношении конструкции и тактико-технических элемен­тов британских истребителей. В дальнейшем каждый их но­вый тип становился развити­ем предыдущего. От серии к серии росли водоизмещение, скорость хода и вооружение кораблей.

Начиная с 1908 года Адми­ралтейство ежегодно выда­вало заказ на серии из 16-20 эсминцев, которые и состави­ли основу минных флотилий Королевского флота к нача­лу Первой мировой войны. В противоположность ранее имевшей место традиции, эс­минцы строились по единому проекту, разработанному в конструкторском отделе Ад­миралтейства (Department of Naval Construction). Впослед­ствии обычной практикой стало предоставление некото­рым предприятиям возмож­ности разрабатывать новые конструкции, чтобы можно было внедрить наиболее удач­ные из них на кораблях после­дующих серий. Именно так на британских эсминцах появились турбины системы Браун-Кертиса, приспособления для перегрева пара, паротурбин­ные установки с зубчатой пе­редачей — вначале частичной, затем полной.

В сентябре 1913 г. Адмирал­тейство ввело новую систему классификации эскадренных миноносцев, в соответствие с которой каждому типу было присвоено обозначение в виде буквы алфавита. В се­рию «А» вошли бывшие «27 узловые» эсминцы; буквы «В», «С» и «D» были зарезер­вированы за «30 узловыми»; в серию «Е» вошли эсминцы типа «River»; «F» — типа «Tri­bal»; «G» — типа «Beagle»; «Н» — типа «Acorn»; «I» — типа «Acheron»; «К» — типа «Acasta». Также было решено, что, начиная с серии «L», эс­минцы получат название, на­чинающееся с буквы данной серии. Последнее правило оказалось очень удобным и просуществовало в Королев­ском флоте вплоть до конца Второй мировой войны.

В общей сложности в 1893-1914 гг. для британского флота было построено 272 эскадрен­ных миноносца (41 из них по­гиб или был списан в течение указанного периода):

— «26 узловой» тип — 6 еди­ниц;

— «27 узловой» тип — 36 еди­ниц;

— «30 узловой» и аналогичные ему «специальные» типы — 74 единицы;

— тип «River» — 36 единиц;

— тип «Tribal» (в том числе «Swift») — 13 единиц;

— тип «Beagle» — 16 еди­ниц;

— тип «Acorn» — 20 еди­ниц;

— тип «Acheron» (в том числе эсминцы Королевско­го Австралийского флота) — 29 единиц;

— тип «Acasta» — 20 еди­ниц;

— тип «L» — 22 единицы.

Таким образом, к началу Первой мировой войны Ве­ликобритания располагала самыми многочисленными в мире минными силами.