Введение к первому тому справочника
Своим появлением эскадренные миноносцы как класс обязаны прогрессу, достигнутому в развитии миноносцев к началу 90-х годов XIX века. На маневрах британского флота в 1885 г. выяснилось, что при атаке трех-четырех миноносцев даже броненосец со всей своей мощной артиллерией не может защититься от них. Сразу после маневров Адмиралтейство приняло решение о строительстве специальных противоминоносных кораблей, названных торпедно-канонерскими лодками (Torpedo Gunboats, в литературе также встречается термин Torpedo Catchers, т.е. «ловцы миноносцев»). Было построено четыре серии таких кораблей, но ни один из них не смог в полной мере удовлетворить предъявлявшимся требованиям. Водоизмещение торпедных канонерок оказалось слишком большим, скорость — незначительной, а вооружение — чересчур тяжелым (Британский Торпедный комитет был создан еще в 1870 г. По его инициативе был построен первый торпедный корабль «Vesuvius», В 1882 г, последовали торпедный таран (torpedo-ram) «Poluphemus», торпедные крейсера «Scout» и «Archer», а уж затем британцы приступили к постройке торпедных канонерских лодок типов «Sharpshooter», «Jason» (или «Alarm») и «Drayad» (или «Halcyon») — прим. ред.).
Другим «прародителем» будущих эсминцев можно назвать «Swift», построенный Юэлем Уайтом в 1884 году. Конструктивно он являлся увеличенной копией стандартных 60-тонных миноносцев, строившихся для британского флота, однако имел увеличенное до 140 т водоизмещение, длину 47 м, ширину 5,3 м и развивал скорость 23,5 уз. Вооружение корабля было двойным: три торпедных аппарата (один носовой, два палубных поворотных) и четыре 37-мм пушки при использовании в качестве миноносца; или же существовала возможность замены палубных торпедных аппаратов скорострельными пушками и установки съемного откидного тарана — тогда «Swift» превращался в истребитель миноносцев. Тем не менее, Адмиралтейство не оценило достоинств проекта. Корабль был включен в состав флота как обычный миноносец № 81, но в серию не пошел, как и такой же, но меньший по размерам миноносец № 80 постройки фирмы «Yarrow».
Наконец, третьим прототипом эсминцев считается «Destructor», заложенный в 1885 г. в Британии по заказу Испании и вступивший в строй в 1887 г. При водоизмещении 386 т он развивал скорость 22,7 уз и был вооружен одним 65-мм орудием, десятью мелкокалиберными скорострельными пушками и пятью торпедными аппаратами калибра 356 мм. По традиции того времени, имелась съемная трехмачтовая парусная оснастка, служившая в качестве резервного средства движения (Корабль был построен фирмой. «J. & G. Thomson». Он, по различным причинам, оставался собственностью фирмы вплоть до 1892 г., а уж затем был передан заказчику — прим. ред.).
Значительные успехи французских миноносцев (в 1892 году миноносец № 149 показал на испытаниях 24,6 уз, а построенные годом позже мореходные «Lander» и «Chevalier» — соответственно 26 и 27 уз) подстегнули англичан. В начале 1892 года к молодому контр-адмиралу Джону Фишеру, недавно занявшему пост Третьего лорда Адмиралтейства — Контролера флота, обратился известный кораблестроитель Альфред Ярроу с проектом «сверхминоносца», призванного затмить быстроходные французские корабли данного класса. Фишер поддержал инициативу, а на вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, ответил: «Мы назовем их истребителями, так как их задача — уничтожать французские миноносцы».
Нужно отметить, что первоначально корабли нового класса в документах назывались «истребителями миноносцев» (Torpedoboat Destroyers), а впоследствии — просто «истребителями» (Destroyers).
Задача заключалась в постройке кораблей, вооруженных артиллерией, способной разрушать миноносцы противника, и со скоростью более 26-27 узлов, которую уже имели некоторые новые миноносцы. Немецкий инженер В. Хадерер в середине 1930-х годов писал: «Развитие эскадренных миноносцев в британском флоте с момента их возникновения в 1892 году шло планомерно, при этом выделись следующие основные тактико-технические элементы: сильная артиллерия, высокая скорость и хорошие мореходные качества». С самого начала при строительстве эсминцев Адмиралтейство в лице Фишера сделало ставку на частный капитал, и в дальнейшем на государственных верфях было построено всего несколько единиц данного класса.
Начало было положено эсминцами так называемого «26-узлового» типа. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребителями», и «торпедоносцами». Считалось, что в зависимости от обстановки они будут решать либо ту, либо иную задачу, для чего и проектировались под сменное вооружение. Шесть эсминцев, строившихся фирмами «Yarrow», «Thornycroft» и «Laird», несмотря на имевшиеся внешние различия, в целом оказались удивительно схожими между собой (Эти шесть эсминцев фактически являлись экспериментальными. Они также известны как 26-узловые прототипы программы 1892-93 гг. — прим. ред.). После всесторонних испытаний, Адмиралтейство выдало заказ на 36 эсминцев «27-узлового» типа, за которыми последовала серия из 66 «30-узловых» эсминцев — самая массовая и, наверное, самая знаменитая.
В марте 1895 г. в составе Королевского флота находилось 18 эскадренных миноносцев, в связи, с чем Адмиралтейство получило возможность проверить, насколько они отвечают своему назначению. Для этого была сформирована «Экспериментальная торпедная дивизия» под командованием контр-адмирала Артура Вильсона в составе бронепалубных крейсеров «Fox» и «Hermione», двенадцати истребителей, такого же числа миноносцев и четырех транспортов. По итогам маневров командование флота пришло к выводу о неспособности миноносцев состязаться с истребителями. Когда в июле 1897 года адмирал Вильсон сменил Фишера на посту Контролера флота, он начал проводить расширение программы строительства эсминцев с увеличенным водоизмещением и скоростью.
Несмотря на это, все британские эсминцы, построенные в течение первого десятилетия своей истории, мало различались между собой. Год от года росли водоизмещение, размеры и мощности силовых установок, однако реальные скорости хода, состав вооружения и, что самое главное, корабельная архитектура, оставались неизменными. Британские кораблестроители сохраняли верность однажды найденному и казавшемуся весьма удачным конструктивному решению. Иначе говоря, прогресс тактико-технических характеристик эсминцев шел скорее экстенсивным, чем интенсивным путем.
Несмотря на это, британский эсминец де-факто становился эталоном и образцом для подражания во многих странах. Одним из важнейших показателей этого можно считать число зарубежных заказов на корабли данного класса, полученных кораблестроительными предприятиями Туманного Альбиона. Россия и Япония, Италия и Австро-Венгрия, Аргентина и Чили — вот далеко не полный список стран, чьи флоты пополнялись эсминцами, построенными как в самой Великобритании, так и по лицензии на собственных предприятиях.
Уже к началу XX века стало ясно, что в будущей войне истребители окончательно заменят миноносцы, а свое усиленное вооружение, в первую очередь — артиллерию, они будут использовать друг против друга. Очередной скачок в развитии класса эсминцев был связан с изучением опыта русско-японской войны. К моменту ее начала истребители являлись основной миноносных флотов ведущих морских держав и, строго говоря, первоначальное назначение их как противоминоносных кораблей в значительной степени утратилось. Главной задачей, ставившейся перед ними уже была не борьба с миноносцами, а торпедная атака тяжелых артиллерийских кораблей противника в эскадренном бою или после его завершения. Для этого на них требовалось иметь сравнительно сильное артиллерийское вооружение, превосходящее по мощи артиллерию неприятельских истребителей, и большую скорость хода. Характерно то, что количество торпедных труб на эсминцах долгое время оставалось неизменным и не превышало двух единиц. Во время русско-японской войны истребители несли охранную и разведывательную службу с выходом в открытое море, иногда выполняли блокадные обязанности, вели борьбу с неприятельскими миноносцами и лишь после эскадренного боя, преимущественно в ночное время, производили торпедные атаки на крупные, уже ослабленные корабли.
Для более успешного решения всех этих задач требовался более мореходный и быстроходный корабль, чем стандартные «30 узловые» истребители с увеличенным радиусом действия и усиленным вооружением. Отчасти эти требования были учтены на серии эсминцев типа «River», строительство которых велось в 1902-05 гг. Основные тактико-технические элементы этих кораблей вытекали из желания Адмиралтейства придать им хорошие мореходные качества, ради чего пришлось отказаться от жестких требований высокой скорости хода и малой видимости силуэта. Очертания эсминцев типа «River» приобрели характерные черты: высокий полубак вместо прежнего «черепашьего панциря» (карапаса) и сравнительно небольшое отношение длины к ширине. В то же время, их «ахиллесовой пятой» оставалось слабое артиллерийское вооружение, не изменившееся по сравнению с предшественниками.
6 декабря 1904 г. адмирал Фишер, занявший к тому времени пост Первого лорда Адмиралтейства (Морского министра), решил назначить комиссию для выработки задания на корабли нового поколения. 22 декабря были определены члены комиссии, а 6 января следующего года она приступила к работе. В числе других, комиссией были предложены тактико-технические элементы для трех типов торпедных кораблей:
1) полное водоизмещение 2 200 т, мощность механизмов 30 000 л.с. и скорость хода 36 уз — для крупного мореходного эсминца, явившегося прототипом будущих лидеров эскадренных миноносцев, но оставшегося в единственном числе (лидер «Swift»);
2) водоизмещение 850 т и скорость хода 33 уз — для эсминцев «открытого моря» (будущий тип «Tribal»). Комиссия высказалась за немедленную постройку пяти единиц данного типа, в дальнейшем их количество предполагалось довести до двенадцати (что и было сделано);
3) водоизмещение 250 т и скорость хода 26 уз — для эсминцев «прибрежного действия». Ими стали корабли типа «Kriket», вскоре переклассифицированные в обычные номерные миноносцы.
Большим новшеством стала рекомендация для введения на всех типах миноносцев паровых турбин и котлов с нефтяным отоплением. С тех пор оба эти нововведения стали обязательной принадлежностью британских эсминцев, хотя имело место возвращение к угольному отоплению котлов на типе «Beagle», который, если можно так выразиться, положил собой конец периоду «разброда и шатанья» в отношении конструкции и тактико-технических элементов британских истребителей. В дальнейшем каждый их новый тип становился развитием предыдущего. От серии к серии росли водоизмещение, скорость хода и вооружение кораблей.
Начиная с 1908 года Адмиралтейство ежегодно выдавало заказ на серии из 16-20 эсминцев, которые и составили основу минных флотилий Королевского флота к началу Первой мировой войны. В противоположность ранее имевшей место традиции, эсминцы строились по единому проекту, разработанному в конструкторском отделе Адмиралтейства (Department of Naval Construction). Впоследствии обычной практикой стало предоставление некоторым предприятиям возможности разрабатывать новые конструкции, чтобы можно было внедрить наиболее удачные из них на кораблях последующих серий. Именно так на британских эсминцах появились турбины системы Браун-Кертиса, приспособления для перегрева пара, паротурбинные установки с зубчатой передачей — вначале частичной, затем полной.
В сентябре 1913 г. Адмиралтейство ввело новую систему классификации эскадренных миноносцев, в соответствие с которой каждому типу было присвоено обозначение в виде буквы алфавита. В серию «А» вошли бывшие «27 узловые» эсминцы; буквы «В», «С» и «D» были зарезервированы за «30 узловыми»; в серию «Е» вошли эсминцы типа «River»; «F» — типа «Tribal»; «G» — типа «Beagle»; «Н» — типа «Acorn»; «I» — типа «Acheron»; «К» — типа «Acasta». Также было решено, что, начиная с серии «L», эсминцы получат название, начинающееся с буквы данной серии. Последнее правило оказалось очень удобным и просуществовало в Королевском флоте вплоть до конца Второй мировой войны.
В общей сложности в 1893-1914 гг. для британского флота было построено 272 эскадренных миноносца (41 из них погиб или был списан в течение указанного периода):
— «26 узловой» тип — 6 единиц;
— «27 узловой» тип — 36 единиц;
— «30 узловой» и аналогичные ему «специальные» типы — 74 единицы;
— тип «River» — 36 единиц;
— тип «Tribal» (в том числе «Swift») — 13 единиц;
— тип «Beagle» — 16 единиц;
— тип «Acorn» — 20 единиц;
— тип «Acheron» (в том числе эсминцы Королевского Австралийского флота) — 29 единиц;
— тип «Acasta» — 20 единиц;
— тип «L» — 22 единицы.
Таким образом, к началу Первой мировой войны Великобритания располагала самыми многочисленными в мире минными силами.