«27-узловой» тип программы 1893-94 гг. (с 1913 г. - тип «А»)
Название корабля |
Строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен в строй |
Скорость на испытаниях, уз |
||||
Программа 1893/94 гг. |
|||||||||
«Ardent» |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
12.1893 |
16.10.1894 |
25.03.1895 |
27,97 |
||||
«Boxer» |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
02.1894 |
28.11.1894 |
01.1895 |
29,17 |
||||
«Bruiser» |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
04.1894 |
27.02.1895 |
01.1895 |
27,97 |
||||
«Charger» |
«Yarrow» (Клайд) |
11.1893 |
15.09.1894 |
03.1896 |
27,98 |
||||
«Dasher» |
«Yarrow» (Клайд) |
12.1893 |
28.11.1894 |
03.1896 |
27,98 |
||||
«Hardy» |
«Doxford» (Сандерленд) |
4.06.1894 |
16.12.1895 |
8.1896 |
27,07 |
||||
«Hasty» |
«Yarrow» (Клайд) |
12.1893 |
16.06.1894 |
05.1896 |
26,21 |
||||
«Haughty» |
«Doxford» (Сандерленд) |
28.05.94 |
18.09.95 |
8.1896 |
27,40 |
||||
Дополнительная программа 1893/94 гг. |
|||||||||
«Banshee» |
«Laird Brothers» (Биркенхэд) 1.03.1894 |
17.11.1894 |
07.1895 |
27,97 |
|||||
«Conflict» |
«J.S. White» (Коуз) |
13.12.1894 |
13.12.1894 |
07.1899 |
27,21 |
||||
«Contest» |
«Laird Brothers» (Биркенхэд) |
1.03.1894 |
1.12.1894 |
07.1895 |
27,40 |
||||
«Dragon» |
«Laird Brothers» (Биркенхэд) |
1.03.1894 |
15.12.1894 |
06.1895 |
27,14 |
||||
«Fervent» |
«Hanna, Donald & Wilson» (Пейсли) |
27.03.1894 |
20.03.1895 |
06.1900 |
26,73 |
||||
«Handy» |
«Fairfield» (Клайд) |
7.06.1894 |
9.03.1895 |
10.1895 |
27,04 |
||||
«Hart» |
«Fairfield» (Клайд) |
7.06.1894 |
27.03.1895 |
01.1896 |
27,02 |
||||
«Hunter» |
«Fairfield» (Клайд) |
7.06.1894 |
28.12.1895 |
05.1896 |
27,60 |
||||
«Janus» |
«Palmer» (Тайн) |
28.03.1894 |
28.12.1895 |
11.1895 |
27,80 |
||||
«Lightning» |
«Palmer» (Тайн) |
28.03.1894 |
10.04.1895 |
01.1896 |
27,94 |
||||
«Opossum» |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
17.09.1894 |
4.10.1895 |
06.1896 |
28,24 |
||||
«Porcupine» |
«Palmer» (Тайн) |
28.03.1894 |
19.09.1895 |
03.1896 |
27,91 |
||||
«Ranger» |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
29.08.1894 |
28.05.1895 |
02.1896 |
27,13 |
||||
«Rocket» |
«Thomson» (Клайдбэнк) |
14.02.1894 |
14.08.1894 |
07.1895 |
28,26 |
||||
«Salmon» |
«Earle» (Гулль (Халл) |
12.03.1894 |
15.01.1895 |
01.1896 |
27,60 |
||||
«Shark» |
«Thomson» (Клайдбэнк) |
14.02.1894 |
22.09.1894 |
07.1895 |
27,59 |
||||
«Skate» |
«Naval Construction» (Барроу) |
1.03.1894 |
21.07.1894 |
01.1896 |
27,59 |
||||
«Snapper» |
«Earle» (Гулль (Халл) |
2.04.1894 |
30.01.1895 |
01.1896 |
27,90 |
||||
«Spitfire» |
«Armstrong-Whitworth» (Эльсвик) |
4.06.1894 |
27.02.1895 |
11.1896 |
29,90 |
||||
«Starfish» |
«Naval Construction» (Барроу) |
22.03.1894 |
26.01.1895 |
01.1896 |
27,97 |
||||
«Sturgeon» |
«Naval Construction» (Барроу) |
20.03.1894 |
13.03.1895 |
01.1896 |
27,16 |
||||
«Sunfish» |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
17.09.1894 |
9.08.1895 |
03.1896 |
27,62 |
||||
«Surly» |
«Thomson» (Клайдбэнк) |
14.02.1894 |
10.11.1894 |
07.1895 |
28,05 |
||||
«Swordfish» |
«Armstrong-Whitworth» (Эльсвик) |
4.06.1894 |
7.06.1895 |
12.1896 |
27,10 |
||||
«Teazer» |
«J.S. White» (Коуз) |
3.02.1894 |
9.2.1895 |
03.1899 |
27,11 |
||||
«Wizard» |
«J.S. White» (Коуз) |
3.04.1894 |
27.02.1895 |
07.1899 |
27,16 |
||||
«Zephyr» |
«Hanna, Donald & Wilson» (Пейсли) |
23.04.1894 |
10.05.1895 |
07.1901 |
27,17 |
||||
«Zebra» |
«Thames Iron Works» (Блэкуолл) |
1.07.1894 |
13.12.1895 |
01.1901 |
27,00 |
||||
После первых успешных испытаний некоторых из эсминцев «26 узлового» типа, Адмиралтейство решило развернуть их серийное строительство. Заказ был распределен между 14 кораблестроительными фирмами, которым были предоставлены широкие возможности в изменении первоначального проекта. Это повлекло большое разнообразие конструкций и силуэтов кораблей, но дало прекрасный опыт для будущего, позволив, в частности, отсеять фирмы, не справившиеся с условиями контракта. Со строительством данной серии был связан скандал в британской прессе, инспирированный Ярроу, который был возмущенным тем фактом, что Адмиралтейство передало другим фирмам чертежи энергетических установок его первых истребителей.
В принципе, основные требования, предъявляемые к эсминцам программы 1893-94 гг., остались теми же, что и к эсминцам программы 1892-93 гг. Единственно, Адмиралтейство стремилось любой ценной обеспечить скорость хода кораблей не менее 27 уз в процессе их эксплуатации (а не на контрольных пробегах). Одновременно усиливалось артиллерийское вооружение. Оно теперь состояло из одного 76-мм орудия и пяти 57-мм скорострельных пушек. Торпедное вооружение состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов (при общем боезапасе четыре торпеды).
В целом корабли были идентичны предшественникам. Все они были разделены на отсеки семью (в соответствии с требованиями Адмиралтейства) поперечными водонепроницаемыми переборками, не имевшими дверей. Хотя корпуса строились из стали повышенной прочности, их обшивка имела толщину порядка 6 мм, что дало повод в 1896 году писать об истребителе «Boxer» следующее: «...днем через обшивку борта можно было прекрасно различать предметы... корпус корабля производил впечатление каркаса, на который была хорошо натянута парусина». Единственной конструктивной защитой являлось утолщение до 12,5 мм в районе обшивки рубки и уголь в угольных ямах. На большинстве из эсминцев двойное дно отсутствовало. Корпуса были до того облегчены, что на скорости свыше 23 уз возникала сильная вибрация.
Все истребители были двухвинтовыми, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения. Энергетические установки были форсированы настолько, что на полном ходу из труб вырывались факелы, что свидетельствовало о неполном сгорании угля в топках. Данное обстоятельство демаскировало корабль в ночное время. Тем не менее, ряд кораблей не смог достичь контрактных 27 узлов, многие выходили на испытания по несколько раз и принимались Адмиралтейством только спустя пять-шесть лет с момента закладки. В ходе сдаточных мероприятий приходилось идти на такие кардинальные меры, как переделка формы кормовой оконечности, замену котлов, увеличение числа дымовых труб. В реальных условиях службы максимальная скорость кораблей не превышала 24-25 узлов. Запас угля составлял от 60 до 80 т. Дальность плавания на различных режимах хода характеризовалась следующим образом: 3 000-4 000 миль (10 уз); 1 260-1 680 миль (16 уз); около 800 миль (21 уз); около 480 миль (на полном ходу). Данные цифры были подтверждены рядом дальних переходов, совершенных британскими эсминцами. Мореходность, по меркам того времени, считалась неплохой, хотя на скоростях более 20-23 уз корабли сильно заливались водой. Экипаж состоял из 43-56 человек, в том числе 4-5 офицеров. Внутренние помещения были очень тесными. За тяжелые условия службы на истребителях личному составу выплачивалась солидная денежная надбавка, из-за чего корабли получили прозвище «трудные деньги». Всего в серии было построено 36 единиц. В октябре 1913 г. тринадцать остававшихся в строю кораблей причислено к типу «А». Почти все они принимали участие в Первой мировой войне.
Корабли фирмы «Yarrow»
Заказ был выдан 12 октября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 12 августа 1894 г., 12 октября 1894 г. и 12 декабря 1894 г. Являлись развитием «Havock» и аналогично ему имели характерный силуэт с двумя узкими близко расположенными дымовыми трубами в районе миделя. Для ускорения строительства были оснащены двумя огнетрубными котлами фирмы «Yarrow». Впоследствии огнетрубные котлы на этих эсминцах заменили на четыре водотрубных котла фирмы «Thorny-croft». Дымовых труб стало три. На испытаниях «Hasty» не смог развить контрактной скорости. Из-за слабых корпусов и ненадежных механизмов данные корабли считались неудачными.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 255/295; главные размерения (м) — 59,44 (по ватерлинии 58,16) х 5,67 х 2,14 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 600; запас угля — 60 т; экипаж — 56 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали два огнетрубных котла фирмы «Yarrow», а с 1898 г. — четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Charger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 14 мая 1912 г. он был продан на слом фирме «Silvertown».
«Dasher» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 14 мая 1912 г. он был продан на слом фирме «King and Sons».
«Hasty» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 9 июля 1912 г. в Фалмуте он был продан на слом фирме «Сох».
Корабли фирмы «Thornycroft»
Заказ был выдан 12 октября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно через 13, 14 и 15 месяцев. Увеличенный вариант «26-узлового» истребителя фирмы «Thornycroft» с аналогичным двухтрубным силуэтом (трубы сравнительно высокие, с наклоном к корме, носовая шире кормовой). Имели стальной кованный форштевень с таранным образованием в подводной части, характерную округлую корму со скатом к воде, мачта располагалась почти вплотную к носовой трубе. По мнению англичан, эти эсминцы оказались лучшими в отношении мореходности и сохранения скорости на сильном волнении. «Boxer» 25 января 1895 г. (при водоизмещении 243,5 т и мощности главных механизмов 4 542 инд. сил) смог развить скорость хода 29,175 уз, что более чем на два узла превысило условия контракта. Это был второй результат среди 36 кораблей программы 1893-94 гг. Для сравнения, «Ardent» 15 декабря 1894 г. во время испытаний (при водоизмещении 249 т и мощности главных механизмов 4 205 инд. сил) развил скорость хода 27,97 уз, a «Bruiser» 29 марта 1895 г. (при мощности главных механизмов 4 681 инд. сил) — 27,809 уз. «Ardent» в начале июня 1895 г. во время показательного пробега для представителей чилийского флота 13-узловым ходом (при мощности главных механизмов 1 540 инд. сил) прошел 2750 миль. «Boxer» и «Bruiser» изначально задумывались как корабли с прямым форштевнем и носовым (третьим) 450-мм торпедным аппаратом. При этом они сохраняли «стандартное» артиллерийское вооружение.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 245/301; главные размерения (м) — 61,51 (по ватерлинии 61,44) х 5,79 х 2,24 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4300; запас угля — 65 т; экипаж — 52 чел.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. По некоторым данным эти эсминцы несли всего три 57-мм орудия.
Судьба кораблей
«Ardent» Весь период эксплуатации корабль нес службу в Средиземном море. В июне 1906 г. протаранил и потопил британский миноносец Tb 84. Продан на слом в 10 октября 1911 г.
«Boxer» В период с мая 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем был возвращен в воды Метрополии. Во время Первой мировой войны входил в состав флотилии обороны Портсмута. 8 февраля 1918 г. в 07:00 в р-не о. Уайт (50°38' с.ш., 01°06' в.д.) во время шторма столкнулся с британским госпитальным судном St. Patrick, и получил тяжелые повреждения. Пытался выброситься на прибрежную отмель, но затонул в 2,5 милях от берега.
«Bruiser» В период с мая 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем был возвращен в воды Метрополии. В 1911 -12 гг. он находился в распоряжении флотилии ПЛ «Lamlash». В марте 1914 г. «Bruiser» был исключен из боевого состава флота и 26 мая 1914 г. в Ньюпорте фирме «Cashmore» продан на слом.
Корабли фирмы «Doxford»
Заказ был выдан 3 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 18 декабря 1894 г. и 18 сентября 1895 г. Малоизвестная фирма «Doxford» получила заказ на два эсминца одновременно с Ярроу и Торникрофтом. Корабли имели трехтрубный силуэт (дымовые трубы стояли на одинаковом расстоянии друг от друга, средняя более широкая чем крайние), мачта располагалась между первой и второй трубами, форштевень вертикальный. Особенностью эсминца «Hardy» являлся второй носовой ходовой мостик, расположенный на удлиненной платформе 76-мм орудия. Впоследствии такая схема стала «стандартной» для британских эсминцев. Носовой торпедный аппарат устанавливался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между площадками боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 260/325; главные размерения (м) — 61,05 (между перпендикулярами 59,74) х 5,85 х 2,4 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 200; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Hardy» В период с декабря 1896 г. по 1900 г. корабль нес службу в водах Метрополии, а затем перешел в Средиземное море. В 1908 г. эсминец возвратили в отечественные воды, а 11 июля 1912 г. продали на слом фирме «Garnham».
«Haughty» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В феврале 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.
Корабли фирмы «Laird Brothers»
Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей 31 марта 1895 г. В целом аналогичны «26- узловым» истребителям той же фирмы типа «Ferret» и имели такой же четырехтрубный силуэт (трубы в отличие от прототипа невысокие, но относительно широкие, располагались с равными промежутками на значительной части длины корпуса корабля). В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили на всех кораблях. Мачта устанавливалась между первой и второй трубами, форштевень со слабым наклонном вперед.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 290/345; главные размерения (м) —64,92 (между перпендикулярами 63,4) х 5,87 х 2,93 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 400; запас угля — 72 т; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котлов фирмы «Normand».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Banshee» В период с 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом фирме «Briton Ferry».
«Contest» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Престоне.
«Dragon» В период с 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 9 июля 1912 г. продали на слом фирме «Scotland Ship Breaking Co».
Корабли фирмы «Fairfield»
Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей соответственно 7 декабря 1894 г., 7 января 1895 г. и 7 февраля 1895 г. По конструкции и внешнему виду напоминали истребители постройки Торникрофта, но отличались формой кормовой оконечности корпуса, несколько иным расположением и формой труб (имели одинаковые по длине кожухи, сравнительно низкие, наклон к корме и были сильно разнесены между собой). Платформа главного компаса располагалась в районе носовых 57-мм орудий (на большинстве кораблей этой серии — между дымовыми трубами). Недостатком этих кораблей являлась сильная вибрация корпуса на больших ходах. В 1899 г. один из котлов эсминца «Hart» был оборудован форсунками для сжигания жидкого топлива. Носовой торпедный аппарат располагался между дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 275/ 310; главные размерения (м) — 60,14 (между перпендикулярами 59,13)х 5,94 х 2,32 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; запас угля — 65 т; экипаж — 55 чел.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Handy» В 1897-98 гг. корабль нес службу в водах Метрополии, а затем самостоятельно перешел в Гонг-Конг. В марте 1914 г. его исключили из боевого состава флота, а в 1916 г. продали на слом.
«Hart» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Бритоне.
«Hunter» В период с июля 1896 г. по январь 1897 г. корабль самостоятельно перешел в Гонг-Конг. В ноябре 1912 г. его исключили из боевого состава флота и продали на слом.
Корабли фирмы «Palmer»
Заказ был выдан 7 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 3 декабря 1894 г., 18 февраля 1895 г. и 1 марта 1895 г. (по другим данным 31 марта 1895 г.). Фирма «Palmer» в тот период была довольно известной. Вместе с фирмой «Yarrow» она являлась пионером в деле постройки паровых торговых судов, она же в 1892 г. строила торпедные крейсера со скоростью 26 уз для австро-венгерского флота. Эсминцы фирмы-»Palmer» были трехтрубными (низкие дымовые трубы с наклоном к корме, первая и третья более узкие, устанавливались с равными промежутками), с прямыми форштевнем и округлой кормой. Торпедные аппараты располагались позади второй и третьей труб, мачта — между носовыми трубами.
Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 275/320; главные размерения (м) — 61,05 (между перпендикулярами 59,74) х 5,85 х 2,4 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 900; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла Рида (Reed boilers).
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Janus» После передачи флоту корабль нес службу в водах Метрополии, а в 1900 г. на торговом судне был перевезен в Гонг-Конг. В марте 1914 г. эсминец исключили из боевого состава флота и в Гонг-Конге разобрали на металл.
«Lightning» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав военно-морской базы Нор. 30 июня 1915 г. эсминец подорвался на мине, поставленной германской подводной лодкой, и затонул в р-не маяка Кентиш-Нок в устье р. Темза.
«Porcupine» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав военно-морской базы Нор. В марте 1920 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 20 апреля 1920 г. продали на слом компании «Ward» в Рейнх
Корабли фирмы «White»
Эсминцы фирмы «John Samuel White» отличались характерным силуэтом: седловатый корпус с высоко поднятыми оконечностями и заметным понижением борта в средней части. Из трех труб (сравнительно высоких, с незначительным наклоном к корме) две кормовые располагались очень близко друг к другу. В 1900 г. на «Wizard» котлы заменили (в целях эксперимента) на три котла Адмиралтейского типа с нефтяным отоплением. Корабль получил две дымовые трубы (сравнительно невысокие, с незначительным наклоном к корме, носовая более широкая). Платформа главного компаса (как и на истребителях фирмы «Fairfield») располагалась в районе носовых 57-мм орудий. Их отличительной чертой являлся большой (вытянутый по длине) носовой ходовой мостик и размещение средних 57-мм орудий в одном сечении у платформы боевого прожектора (у подавляющего большинства остальных кораблей эти орудия устанавливались по диагонали: кормовое — по правому борту, а носовое — по левому). В целом, данные эсминцы считались неудачными. Дело в том, что из-за ненадежных котлов они с трудом развивали на мерной миле во время контрольных пробегов контрактную скорость. При этом корабли имели отвратительную управляемость. «Wizard», например, снискал сомнительную славу «самого непослушного в управлении эсминца». Это стало причиной отсутствия у фирмы «John Samuel White» заказов на строительство эсминцев для британского флота в течение последующих Шлет.
Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 320/360; главные размерения (м) — 62,67 (между перпендикулярами 60,96) х 6,1 х 2,53 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 500; запас угля — 67 т; экипаж — 54 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «White».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Conflict» Весь период эксплуатации (за исключением 1900-01 гг.) корабль нес службу в водах Метрополии. В 1900-01 гг. он находился в Средиземном море. Во время Первой мировой войны эсминец входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. «Conflict» продали на слом фирме «Ward» в Милфорд-Хэвен.
«Teazer» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В июне 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 9 июля 1912 г. продали на слом фирме «Сох of Falmouth».
«Wizard» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. эсминец продали на слом фирме «Ward» в Милфорд-Хэвен.
Корабли фирмы «Hawthorn Leslie»
Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей 31 марта 1895 г. Фирма «Hawthorn Leslie» в свое время была известна тем, что первой внедрила на строившиеся ею суда водотрубные котлы. Имели трехтрубный силуэт (крайние трубы более узкие, чем средняя труба), вертикальный форштевень и круглую, нависающую на водой корму. В период 1917-18 гг. на «Opossum» увеличили высоту носовой дымовой трубы, а на «Sunfish» — высоту всех труб. Торпедные аппараты размещались позади второй и третьей труб, мачта — между первой и второй.
Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 310/340; главные размерения (м) — 62,18 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,65 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; запас угля — 62 т; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка этих эсминцев состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Opossum» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 8 августа 1918 г. эсминец участвовал в уничтожении германской подводной лодки UC-49. 29 июля 1920 г. продан на слом фирме «Ward» в Престоне.
«Ranger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. был продан на слом фирме «Riddle & Co».
«Sunfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 7 июня 1920 г. был продан на слом фирме «J. Kelly».
Корабли фирмы «Thomson»
Заказ был выдан 3 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно через 12, 14 и 16 месяцев. По компоновке и внешнему виду практически не отличались от эсминцев фирмы «Palmer», но имели более высокие слегка овальные в плане дымовые трубы (средняя более широкая чем крайние) и развитый ходовой мостик. Высокая мачта стояла посередине между носовыми трубами. В 1902 г. на «Surly» проводились опыты по применению котлов со смешанным (уголь и мазут) отоплением. Их отличительной чертой являлось размещение средних 57-мм орудий в одном сечении (как у эсминцев фирмы «John Samuel White») у носового среза средней трубы. Носовой торпедный аппарат располагался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т): 280/325; главные размерения (м): 62,15 (между перпендикулярами 60,96) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил): 4 100; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В 1901 г. на «Surly» и «Rocket» демонтировали носовой торпедный аппарат. В 1910 с «Rocket» демонтировали три кормовых 57-мм орудия. В сентябре 1915 г. на «Shark» и «Surly» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Shark» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Престоне.
«Rocket» В начальный период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1897 г. он самостоятельно с заходом на Бермудские о-ва перешел в Индию, где был включен в состав Западно-Индийской станции. 10 апреля 1912 г. «Rocket» исключили из боевого состава флота и продали на слом.
«Surly» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 23 марта 1920 г. эсминец продали фирме «Milford Haven» на слом.
Корабли фирмы «Naval Construction»
Заказ был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей через 14 месяцев. Трехтрубные эсминцы (трубы относительно невысокие, были установлены на равном расстоянии друг от друга, крайние более узкие, чем средняя) с незначительным подъемом палубы к носу, вертикальным форштевнем и небольшой платформой 76-мм орудия. В 1900-01 гг. на «Scate» высоту труб подняли на 0,5 м. Мачта располагалась между мостиком и первой дымовой трубой. Носовой торпедный аппарат располагался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 300/340; главные размерения (м) — 59,31 (между перпендикулярами 57,91) х 5,79 х 2,34 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; экипаж — 52 чел.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Blechnynden».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В 1901 г. на «Scate» демонтировали носовой торпедный аппарат.
Судьба кораблей
«Starfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. он участвовал в экспериментах с новым торпедным вооружением и отрабатывал методы борьбы с подводными лодками вместе первой подводной лодкой британского флота (Типа «Holland», построения в 1901 г. фирмой « Vickers» в Барроу — прим. ред.). В январе 1907 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 7 апреля 1907 г. продали фирме «Сох» в Фалмуте на слом.
«Sturgeon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. фирме «Thames Ship Breaking Co» продали на слом.
«Skate» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В январе 1907 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 7 апреля 1907 г. продали фирме «Сох» в Фалмуте на слом.
Корабли фирмы «Armstrong-Whitworth»
Заказ был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей через 14 месяцев или не позже 31 марта 1894 г. Одни из самых крупных и быстроходных эсминцев программы 1892-93 гг. «Spitfire» установил рекорд скорости для всей серии, развив 29,9 уз.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 320/ 355; главные размерения (м) — 62,27 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,41 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4500; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения; работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Spitfire» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В апреле 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали фирме «Ward» в Престоне на слом.
«Swordfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В июле 1910 г. его исключили из боевого состава флота и 11 октября 1910 г. продали фирме «Cashmore» в Ньюпорте на слом.
Корабли фирмы «Earl»
Фирма «Earle's of Kingston» была специально создана в 1890 г. для постройки эсминцев. Заказ ей был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 8 сентября 1894 г. и 8 октября 1894 г. Эсминцы отличались характерной формой боевой рубки и возвышенной платформой 76-мм орудия. Имели по четыре низких и узких вертикальных дымовых трубы с незначительным наклоном, из которых средние располагались очень близко друг к другу (почти вплотную), мачта устанавливалась перед второй трубой. Форштевень прямой с небольшим таранным наклоном, корма круглая прямая. Носовой торпедный аппарат располагался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 305/340; главные размерения (м) — 61,45 (между перпендикулярами 60,96) х 5,97 х 2,4 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 700; запас угля — 65 т; экипаж — 52 чел.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба кораблей
«Salmon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В декабре 1911 г. он был исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан фирме «Cashmore» в Ньюпорте на слом.
«Snapper» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В декабре 1911 г. он был исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан фирме «King» на слом.
Корабли фирмы «Hanna, Donald & Wilson»
Фирма «Hanna, Donald & Wilson» была специально создана для постройки миноносцев. До заказа первых эсминцев она в 1879 г. построила миноносец ТВ №15 и миноносец «Gurkha» для Индийской станции. Заказ на истребители этой фирме был выдан 7 ноября 1893 г. со сдачей кораблей 31 мая 1895 г. По проекту эсминцы являлись единственными кораблями программы 1893-94 гг. с одной дымовой трубой. Из-за неудачного выбора котлов не развили на испытаниях контрактной скорости. Данное обстоятельство заставило отстранить фирму от дальнейшего строительства эскадренных миноносцев. Впоследствии была произведена замена котлов на четыре водотрубных. После этого силуэтом корабли стали напоминать истребители постройки фирмы «Earl» (с их четырьмя сравнительно высокими трубами равной толщины, из которых средние располагались рядом, а крайние были равноудалены от них), но мачта стояла между мостиком и первой трубой.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 275/320; главные размерения (м) — 62,36 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,32 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; запас угля — 62 т; экипаж — 48 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали два локомотивных (огнетрубных) котла, а с 1908 г. — четыре водотрубных системы Рида.
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В сентябре 1915 г. на обоих кораблях установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Fervent» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Нора. В 1920 г. его продали на слом фирме «Ward» в Рейнх.
«Zephyr» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Нора. В 1920 г. его продали на слом фирме «Ward» в Рейнх.
Корабль фирмы «Thames iron Works»
Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей корабля 7 июня 1895 г. Эсминец имел характерный силуэт с тремя сравнительно невысокими дымовыми трубами, расположенными на разных расстояниях между собой, прямым форштевнем и круглой, нависающей над водой кормой. Особенностью эсминцев фирмы «Thames Iron Works» (как и эсминцев фирмы «Doxford») являлся второй носовой ходовой мостик, расположенный на удлиненной платформе 76-мм орудия. В 1903 г. увеличили высоту дымовых труб примерно на 0,5 м. Носовой торпедный аппарат располагался за первой дымовой трубой, а кормовой — перед платформой кормового 57-мм орудия.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 310/365; главные размерения (м) — 62,36 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,316 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 800; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел.
Его силовая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «White».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Судьба корабля
«Zebra» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 30 июля 1914 г. его исключили из боевого состава флота и продали на слом.