«27-узловой» тип программы 1893-94 гг. (с 1913 г. - тип «А»)

 

Название корабля

Строитель

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Скорость на испытаниях, уз

Программа 1893/94 гг.

«Ardent»

«Thornycroft» (Саутхемптон)

12.1893

16.10.1894

25.03.1895

27,97

«Boxer»

«Thornycroft» (Саутхемптон)

02.1894

28.11.1894

01.1895

29,17

«Bruiser»

«Thornycroft» (Саутхемптон)

04.1894

27.02.1895

01.1895

27,97

«Charger»

«Yarrow» (Клайд)

11.1893

15.09.1894

03.1896

27,98

«Dasher»

«Yarrow» (Клайд)

12.1893

28.11.1894

03.1896

27,98

«Hardy»

«Doxford» (Сандерленд)

4.06.1894

16.12.1895

8.1896

27,07

«Hasty»

«Yarrow» (Клайд)

12.1893

16.06.1894

05.1896

26,21

«Haughty»

«Doxford» (Сандерленд)

28.05.94

18.09.95

8.1896

27,40

Дополнительная программа 1893/94 гг.

«Banshee»

«Laird Brothers» (Биркенхэд) 1.03.1894

17.11.1894

07.1895

27,97

«Conflict»

«J.S. White» (Коуз)

13.12.1894

13.12.1894

07.1899

27,21

«Contest»

«Laird Brothers» (Биркенхэд)

1.03.1894

1.12.1894

07.1895

27,40

«Dragon»

«Laird Brothers» (Биркенхэд)

1.03.1894

15.12.1894

06.1895

27,14

«Fervent»

«Hanna, Donald & Wilson» (Пейсли)

27.03.1894

20.03.1895

06.1900

26,73

«Handy»

«Fairfield» (Клайд)

7.06.1894

9.03.1895

10.1895

27,04

«Hart»

«Fairfield» (Клайд)

7.06.1894

27.03.1895

01.1896

27,02

«Hunter»

«Fairfield» (Клайд)

7.06.1894

28.12.1895

05.1896

27,60

«Janus»

«Palmer» (Тайн)

28.03.1894

28.12.1895

11.1895

27,80

«Lightning»

«Palmer» (Тайн)

28.03.1894

10.04.1895

01.1896

27,94

«Opossum»

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

17.09.1894

4.10.1895

06.1896

28,24

«Porcupine»

«Palmer» (Тайн)

28.03.1894

19.09.1895

03.1896

27,91

«Ranger»

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

29.08.1894

28.05.1895

02.1896

27,13

«Rocket»

«Thomson» (Клайдбэнк)

14.02.1894

14.08.1894

07.1895

28,26

«Salmon»

«Earle» (Гулль (Халл)

12.03.1894

15.01.1895

01.1896

27,60

«Shark»

«Thomson» (Клайдбэнк)

14.02.1894

22.09.1894

07.1895

27,59

«Skate»

«Naval Construction» (Барроу)

1.03.1894

21.07.1894

01.1896

27,59

«Snapper»

«Earle» (Гулль (Халл)

2.04.1894

30.01.1895

01.1896

27,90

«Spitfire»

«Armstrong-Whitworth» (Эльсвик)

4.06.1894

27.02.1895

11.1896

29,90

«Starfish»

«Naval Construction» (Барроу)

22.03.1894

26.01.1895

01.1896

27,97

«Sturgeon»

«Naval Construction» (Барроу)

20.03.1894

13.03.1895

01.1896

27,16

«Sunfish»

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

17.09.1894

9.08.1895

03.1896

27,62

«Surly»

«Thomson» (Клайдбэнк)

14.02.1894

10.11.1894

07.1895

28,05

«Swordfish»

«Armstrong-Whitworth» (Эльсвик)

4.06.1894

7.06.1895

12.1896

27,10

«Teazer»

«J.S. White» (Коуз)

3.02.1894

9.2.1895

03.1899

27,11

«Wizard»

«J.S. White» (Коуз)

3.04.1894

27.02.1895

07.1899

27,16

«Zephyr»

«Hanna, Donald & Wilson» (Пейсли)

23.04.1894

10.05.1895

07.1901

27,17

«Zebra»

«Thames Iron Works» (Блэкуолл)

1.07.1894

13.12.1895

01.1901

27,00

                   

 

После первых успеш­ных испытаний некоторых из эсминцев «26 узлового» типа, Адмиралтейство реши­ло развернуть их серийное строительство. Заказ был распределен между 14 кора­блестроительными фирмами, которым были предоставле­ны широкие возможности в изменении первоначального проекта. Это повлекло боль­шое разнообразие конструк­ций и силуэтов кораблей, но дало прекрасный опыт для бу­дущего, позволив, в частности, отсеять фирмы, не справив­шиеся с условиями контракта. Со строительством данной се­рии был связан скандал в бри­танской прессе, инспирированный Ярроу, который был возмущенным тем фактом, что Адмиралтейство переда­ло другим фирмам чертежи энергетических установок его первых истребителей.

В принципе, основные требования, предъявляемые к эсминцам программы 1893-94 гг., остались теми же, что и к эсминцам программы 1892-93 гг. Единственно, Адмирал­тейство стремилось любой ценной обеспечить скорость хода кораблей не менее 27 уз в процессе их эксплуатации (а не на контрольных пробегах). Одновременно усиливалось артиллерийское вооружение. Оно теперь состояло из одно­го 76-мм орудия и пяти 57-мм скорострельных пушек. Тор­педное вооружение состояло из двух 450-мм торпедных ап­паратов (при общем боезапасе четыре торпеды).

В целом корабли были идентичны предшественни­кам. Все они были разделе­ны на отсеки семью (в со­ответствии с требованиями Адмиралтейства) поперечны­ми водонепроницаемыми пе­реборками, не имевшими две­рей. Хотя корпуса строились из стали повышенной проч­ности, их обшивка имела тол­щину порядка 6 мм, что дало повод в 1896 году писать об истребителе «Boxer» следую­щее: «...днем через обшивку борта можно было прекрасно различать предметы... корпус корабля производил впечатление каркаса, на который была хорошо натянута парусина». Единственной конструктивной защитой являлось утолщение до 12,5 мм в районе об­шивки рубки и уголь в угольных ямах. На большинстве из эсминцев двойное дно отсутствовало. Корпу­са были до того облегчены, что на скорости свыше 23 уз возникала сильная вибрация.

Все истребители были двухвин­товыми, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного рас­ширения. Энергетические установ­ки были форсированы настолько, что на полном ходу из труб вырыва­лись факелы, что свидетельствовало о неполном сгорании угля в топках. Данное обстоятельство демаскиро­вало корабль в ночное время. Тем не менее, ряд кораблей не смог достичь контрактных 27 узлов, многие выхо­дили на испытания по несколько раз и принимались Адмиралтейством только спустя пять-шесть лет с мо­мента закладки. В ходе сдаточных мероприятий приходилось идти на такие кардинальные меры, как пе­ределка формы кормовой оконеч­ности, замену котлов, увеличение числа дымовых труб. В реальных условиях службы максимальная скорость кораблей не превышала 24-25 узлов. Запас угля составлял от 60 до 80 т. Дальность плавания на раз­личных режимах хода характеризовалась следующим образом: 3 000-4 000 миль (10 уз); 1 260-1 680 миль (16 уз); около 800 миль (21 уз); около 480 миль (на полном ходу). Данные цифры были подтверждены рядом дальних переходов, совершенных британскими эсминцами. Мореход­ность, по меркам того времени, счи­талась неплохой, хотя на скоростях более 20-23 уз корабли сильно за­ливались водой. Экипаж состоял из 43-56 человек, в том числе 4-5 офи­церов. Внутренние помещения были очень тесными. За тяжелые условия службы на истребителях личному составу выплачивалась со­лидная денежная надбавка, из-за чего корабли получили прозвище «трудные деньги». Всего в серии было построено 36 единиц. В октя­бре 1913 г. тринадцать остававших­ся в строю кораблей причислено к типу «А». Почти все они принимали участие в Первой мировой войне.

 

Корабли фирмы «Yarrow»

 

Заказ был выдан 12 октября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 12 августа 1894 г., 12 октября 1894 г. и 12 декабря 1894 г. Являлись раз­витием «Havock» и аналогично ему имели характерный силуэт с двумя узкими близко расположенными дымовыми трубами в районе ми­деля. Для ускорения строительства были оснащены двумя огнетрубными котлами фирмы «Yarrow». Впо­следствии огнетрубные котлы на этих эсминцах заменили на четыре водотрубных котла фирмы «Thorny-croft». Дымовых труб стало три. На испытаниях «Hasty» не смог развить контрактной скорости. Из-за сла­бых корпусов и ненадежных меха­низмов данные корабли считались неудачными.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 255/295; главные размерения (м) — 59,44 (по ватерлинии 58,16) х 5,67 х 2,14 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 600; за­пас угля — 60 т; экипаж — 56 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расшире­ния, работу которых обеспечивали два огнетрубных котла фирмы «Yar­row», а с 1898 г. — четыре водотруб­ных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Charger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 14 мая 1912 г. он был продан на слом фирме «Silvertown».

«Dasher» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 14 мая 1912 г. он был продан на слом фирме «King and Sons».

«Hasty» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 9 июля 1912 г. в Фалмуте он был продан на слом фирме «Сох».

 

Корабли фирмы «Thornycroft»

 

Заказ был выдан 12 октября 1893 г. со сдачей кораблей соответ­ственно через 13, 14 и 15 месяцев. Увеличенный вариант «26-узлового» истребителя фирмы «Thornyc­roft» с аналогичным двухтрубным силуэтом (трубы сравнительно вы­сокие, с наклоном к корме, носовая шире кормовой). Имели стальной кованный форштевень с таранным образованием в подводной части, характерную округлую корму со скатом к воде, мачта располагалась почти вплотную к носовой трубе. По мнению англичан, эти эсминцы оказались лучшими в отношении мореходности и сохранения скоро­сти на сильном волнении. «Boxer» 25 января 1895 г. (при водоизме­щении 243,5 т и мощности главных механизмов 4 542 инд. сил) смог развить скорость хода 29,175 уз, что более чем на два узла превысило условия контракта. Это был второй результат среди 36 кораблей программы 1893-94 гг. Для сравнения, «Ardent» 15 декабря 1894 г. во вре­мя испытаний (при водоизмещении 249 т и мощности главных механиз­мов 4 205 инд. сил) развил скорость хода 27,97 уз, a «Bruiser» 29 марта 1895 г. (при мощности главных ме­ханизмов 4 681 инд. сил) — 27,809 уз. «Ardent» в начале июня 1895 г. во время показательного пробега для представителей чилийского флота 13-узловым ходом (при мощности главных механизмов 1 540 инд. сил) прошел 2750 миль. «Boxer» и «Brui­ser» изначально задумывались как корабли с прямым форштевнем и носовым (третьим) 450-мм тор­педным аппаратом. При этом они сохраняли «стандартное» артилле­рийское вооружение.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 245/301; главные размерения (м) — 61,51 (по ватерлинии 61,44) х 5,79 х 2,24 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 4300; запас угля — 65 т; экипаж — 52 чел.

Энергетическая установка состоя­ла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали три водотруб­ных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды. По некоторым данным эти эсминцы несли всего три 57-мм орудия.

 

Судьба кораблей

 

«Ardent» Весь период эксплуатации корабль нес службу в Средиземном море. В июне 1906 г. протаранил и потопил британский миноносец Tb 84. Продан на слом в 10 октября 1911 г.

«Boxer» В период с мая 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем был возвращен в воды Метрополии. Во время Первой мировой войны входил в состав флотилии обо­роны Портсмута. 8 февраля 1918 г. в 07:00 в р-не о. Уайт (50°38' с.ш., 01°06' в.д.) во время шторма столкнулся с британским госпитальным судном St. Patrick, и получил тяжелые повреждения. Пы­тался выброситься на прибрежную отмель, но затонул в 2,5 милях от берега.

«Bruiser» В период с мая 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем был возвращен в воды Метрополии. В 1911 -12 гг. он находился в распоряжении флотилии ПЛ «Lamlash». В марте 1914 г. «Bruiser» был исключен из боевого состава флота и 26 мая 1914 г. в Ньюпорте фирме «Cashmore» продан на слом.

 

Корабли фирмы «Doxford»

 

Заказ был выдан 3 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соответствен­но 18 декабря 1894 г. и 18 сентя­бря 1895 г. Малоизвестная фирма «Doxford» получила заказ на два эсминца одновременно с Ярроу и Торникрофтом. Корабли имели трехтрубный силуэт (дымовые тру­бы стояли на одинаковом рассто­янии друг от друга, средняя более широкая чем крайние), мачта рас­полагалась между первой и второй трубами, форштевень вертикаль­ный. Особенностью эсминца «Ha­rdy» являлся второй носовой хо­довой мостик, расположенный на удлиненной платформе 76-мм ору­дия. Впоследствии такая схема ста­ла «стандартной» для британских эсминцев. Носовой торпедный ап­парат устанавливался между вто­рой и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между площадками боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.

Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 260/325; глав­ные размерения (м) — 61,05 (между перпендикулярами 59,74) х 5,85 х 2,4 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 4 200; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расшире­ния, работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Hardy» В период с декабря 1896 г. по 1900 г. корабль нес службу в водах Метрополии, а за­тем перешел в Средиземное море. В 1908 г. эсминец возвратили в отечественные воды, а 11 июля 1912 г. продали на слом фирме «Garnham».

«Haughty» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В феврале 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.

 

Корабли фирмы «Laird Brothers»

 

Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей 31 марта 1895 г. В целом аналогичны «26- узловым» истребителям той же фирмы типа «Ferret» и имели такой же четырехтрубный силуэт (трубы в отличие от прототипа невысокие, но отно­сительно широкие, располагались с равными промежутками на значи­тельной части длины корпуса кораб­ля). В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили на всех кораблях. Мач­та устанавливалась между первой и второй трубами, форштевень со слабым наклонном вперед.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 290/345; главные размерения (м) —64,92 (между перпендику­лярами 63,4) х 5,87 х 2,93 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 400; запас угля — 72 т; эки­паж — 58 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расшире­ния, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котлов фирмы «Normand».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палуб­ные поворотные) и один 16-дюймо­вый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Banshee» В период с 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом фирме «Briton Ferry».

«Contest» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Престоне.

«Dragon» В период с 1896 г. по 1911 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в во­дах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 9 июля 1912 г. продали на слом фирме «Scotland Ship Breaking Co».

 

Корабли фирмы «Fairfield»

 

Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей соответственно 7 декабря 1894 г., 7 января 1895 г. и 7 февраля 1895 г. По конструкции и внешнему виду напоминали ис­требители постройки Торникрофта, но отличались формой кормовой оконечности корпуса, несколько иным расположением и формой труб (имели одинаковые по длине кожухи, сравнительно низкие, на­клон к корме и были сильно разнесены между собой). Платформа главного компаса располагалась в районе носовых 57-мм орудий (на большинстве кораблей этой серии — между дымовыми трубами). Недостатком этих кораблей являлась сильная вибрация корпуса на боль­ших ходах. В 1899 г. один из котлов эсминца «Hart» был оборудован форсунками для сжигания жидкого топлива. Носовой торпедный аппа­рат располагался между дымовы­ми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.

Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 275/ 310; главные размерения (м) — 60,14 (между перпендикулярами 59,13)х 5,94 х 2,32 (в полном грузу); мощ­ность механизмов (инд. сил) — 4 000; запас угля — 65 т; экипаж — 55 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палуб­ные поворотные) и один 16-дюймо­вый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Handy» В 1897-98 гг. корабль нес службу в водах Метрополии, а затем самостоятельно перешел в Гонг-Конг. В марте 1914 г. его исключили из боевого состава флота, а в 1916 г. продали на слом.

«Hart» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Бритоне.

«Hunter» В период с июля 1896 г. по январь 1897 г. корабль самостоятельно перешел в Гонг-Конг. В ноябре 1912 г. его исключили из боевого состава флота и продали на слом.

 

Корабли фирмы «Palmer»

 

Заказ был выдан 7 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соответственно 3 декабря 1894 г., 18 февраля 1895 г. и 1 марта 1895 г. (по другим данным 31 марта 1895 г.). Фирма «Palmer» в тот период была довольно извест­ной. Вместе с фирмой «Yarrow» она являлась пионером в деле построй­ки паровых торговых судов, она же в 1892 г. строила торпедные крейсера со скоростью 26 уз для австро-вен­герского флота. Эсминцы фирмы-»Palmer» были трехтрубными (низ­кие дымовые трубы с наклоном к корме, первая и третья более узкие, устанавливались с равными проме­жутками), с прямыми форштевнем и округлой кормой. Торпедные ап­параты располагались позади вто­рой и третьей труб, мачта — между носовыми трубами.

Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 275/320; главные размерения (м) — 61,05 (между пер­пендикулярами 59,74) х 5,85 х 2,4 (в полном грузу); мощность механиз­мов (инд. сил) — 3 900; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечива­ли четыре водотрубных котла Рида (Reed boilers).

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Janus» После передачи флоту корабль нес службу в водах Метрополии, а в 1900 г. на торговом судне был перевезен в Гонг-Конг. В марте 1914 г. эсминец исключили из боевого состава флота и в Гонг-Конге разобрали на металл.

«Lightning» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Пер­вой мировой войны он входил в состав военно-морской базы Нор. 30 июня 1915 г. эсминец подо­рвался на мине, поставленной германской подводной лодкой, и затонул в р-не маяка Кентиш-Нок в устье р. Темза.

«Porcupine» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Пер­вой мировой войны он входил в состав военно-морской базы Нор. В марте 1920 г. эсминец ис­ключили из боевого состава флота и 20 апреля 1920 г. продали на слом компании «Ward» в Рейнх

 

Корабли фирмы «White»

 

Эсминцы фирмы «John Samuel White» отличались характерным си­луэтом: седловатый корпус с высоко поднятыми оконечностями и замет­ным понижением борта в средней части. Из трех труб (сравнительно высоких, с незначительным накло­ном к корме) две кормовые распола­гались очень близко друг к другу. В 1900 г. на «Wizard» котлы заменили (в целях эксперимента) на три кот­ла Адмиралтейского типа с нефтя­ным отоплением. Корабль получил две дымовые трубы (сравнительно невысокие, с незначительным на­клоном к корме, носовая более ши­рокая). Платформа главного компа­са (как и на истребителях фирмы «Fairfield») располагалась в районе носовых 57-мм орудий. Их отличи­тельной чертой являлся большой (вытянутый по длине) носовой хо­довой мостик и размещение сред­них 57-мм орудий в одном сечении у платформы боевого прожектора (у подавляющего большинства осталь­ных кораблей эти орудия устанав­ливались по диагонали: кормовое — по правому борту, а носовое — по левому). В целом, данные эсминцы считались неудачными. Дело в том, что из-за ненадежных котлов они с трудом развивали на мерной миле во время контрольных пробегов контрактную скорость. При этом корабли имели отвратительную управляемость. «Wizard», например, снискал сомнительную славу «само­го непослушного в управлении эс­минца». Это стало причиной отсут­ствия у фирмы «John Samuel White» заказов на строительство эсминцев для британского флота в течение по­следующих Шлет.

Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 320/360; глав­ные размерения (м) — 62,67 (между перпендикулярами 60,96) х 6,1 х 2,53 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 500; за­пас угля — 67 т; экипаж — 54 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали три водотрубных котла фирмы «White».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Conflict» Весь период эксплуатации (за исключением 1900-01 гг.) корабль нес службу в водах Метрополии. В 1900-01 гг. он находился в Средиземном море. Во время Первой мировой войны эсминец входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. «Conflict» продали на слом фирме «Ward» в Милфорд-Хэвен.

«Teazer» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В июне 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 9 июля 1912 г. продали на слом фирме «Сох of Falmouth».

«Wizard» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. эсминец продали на слом фирме «Ward» в Милфорд-Хэвен.

 

Корабли фирмы «Hawthorn Leslie»

 

Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей кораблей 31 мар­та 1895 г. Фирма «Hawthorn Leslie» в свое время была известна тем, что первой внедрила на строив­шиеся ею суда водотрубные кот­лы. Имели трехтрубный силуэт (крайние трубы более узкие, чем средняя труба), вертикальный форштевень и круглую, нависа­ющую на водой корму. В период 1917-18 гг. на «Opossum» увеличи­ли высоту носовой дымовой тру­бы, а на «Sunfish» — высоту всех труб. Торпедные аппараты разме­щались позади второй и третьей труб, мачта — между первой и второй.

Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 310/340; глав­ные размерения (м) — 62,18 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,65 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; за­пас угля — 62 т; экипаж — 58 чел.

Энергетическая установка этих эсминцев состояла из двух трехци­линдровых паровых машин трой­ного расширения, работу которых обеспечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Opossum» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Пер­вой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 8 августа 1918 г. эсминец участвовал в уничтожении германской подводной лодки UC-49. 29 июля 1920 г. продан на слом фирме «Ward» в Престоне.

«Ranger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. был продан на слом фирме «Riddle & Co».

«Sunfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 7 июня 1920 г. был продан на слом фирме «J. Kelly».

 

Корабли фирмы «Thomson»

 

Заказ был выдан 3 ноября 1893 г. со сдачей кораблей соот­ветственно через 12, 14 и 16 меся­цев. По компоновке и внешнему виду практически не отличались от эсминцев фирмы «Palmer», но имели более высокие слегка овальные в плане дымовые трубы (средняя более широкая чем край­ние) и развитый ходовой мостик. Высокая мачта стояла посередине между носовыми трубами. В 1902 г. на «Surly» проводились опыты по применению котлов со смешан­ным (уголь и мазут) отоплением. Их отличительной чертой явля­лось размещение средних 57-мм орудий в одном сечении (как у эсминцев фирмы «John Samuel White») у носового среза средней трубы. Носовой торпедный аппа­рат располагался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.

Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т): 280/325; главные размерения (м): 62,15 (между перпендикулярами 60,96) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил): 4 100; экипаж — 58 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четыре торпеды. В 1901 г. на «Surly» и «Roc­ket» демонтировали носовой тор­педный аппарат. В 1910 с «Rocket» демонтировали три кормовых 57-мм орудия. В сентябре 1915 г. на «Shark» и «Surly» установили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Shark» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 11 июля 1911 г. его продали на слом фирме «Ward» в Престоне.

«Rocket» В начальный период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1897 г. он самостоятельно с заходом на Бермудские о-ва перешел в Индию, где был включен в состав Западно-Индийской станции. 10 апреля 1912 г. «Rocket» исключили из боевого состава флота и про­дали на слом.

«Surly» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 23 марта 1920 г. эсминец про­дали фирме «Milford Haven» на слом.

 

Корабли фирмы «Naval Construction»

 

Заказ был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей через 14 месяцев. Трехтрубные эсмин­цы (трубы относительно невысо­кие, были установлены на равном расстоянии друг от друга, крайние более узкие, чем средняя) с не­значительным подъемом палубы к носу, вертикальным форштевнем и небольшой платформой 76-мм орудия. В 1900-01 гг. на «Scate» вы­соту труб подняли на 0,5 м. Мачта располагалась между мостиком и первой дымовой трубой. Носовой торпедный аппарат располагался между второй и третьей дымовы­ми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожекто­ра и кормового 57-мм орудия.

Водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 300/340; глав­ные размерения (м) — 59,31 (меж­ду перпендикулярами 57,91) х 5,79 х 2,34 (в полном грузу); мощ­ность механизмов (инд. сил) — 4 000; экипаж — 52 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали четыре водотрубных котла фирмы «Blechnynden».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В 1901 г. на «Sca­te» демонтировали носовой тор­педный аппарат.

 

Судьба кораблей

 

«Starfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. он уча­ствовал в экспериментах с новым торпедным вооружением и отрабатывал методы борьбы с под­водными лодками вместе первой подводной лодкой британского флота (Типа «Holland», построения в 1901 г. фирмой « Vickers» в Барроу — прим. ред.). В январе 1907 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 7 апреля 1907 г. продали фирме «Сох» в Фалмуте на слом.

«Sturgeon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В январе 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. фирме «Thames Ship Breaking Co» продали на слом.

«Skate» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В январе 1907 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 7 апреля 1907 г. продали фирме «Сох» в Фалмуте на слом.

 

Корабли фирмы «Armstrong-Whitworth»

 

Заказ был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей через 14 месяцев или не позже 31 марта 1894 г. Одни из самых крупных и быстроходных эсминцев программы 1892-93 гг. «Spitfire» установил рекорд скоро­сти для всей серии, развив 29,9 уз.

Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 320/ 355; главные размерения (м) — 62,27 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,41 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4500; эки­паж — 58 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения; работу которых обе­спечивали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Spitfire» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В апреле 1912 г. его исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали фирме «Ward» в Престоне на слом.

«Swordfish» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В июле 1910 г. его исключили из боевого состава флота и 11 октября 1910 г. продали фирме «Cashmore» в Ньюпорте на слом.

 

Корабли фирмы «Earl»

 

Фирма «Earle's of Kingston» была специально создана в 1890 г. для постройки эсминцев. Заказ ей был выдан 8 декабря 1893 г. со сдачей кораблей соответствен­но 8 сентября 1894 г. и 8 октября 1894 г. Эсминцы отличались ха­рактерной формой боевой руб­ки и возвышенной платформой 76-мм орудия. Имели по четыре низких и узких вертикальных ды­мовых трубы с незначительным наклоном, из которых средние располагались очень близко друг к другу (почти вплотную), мач­та устанавливалась перед второй трубой. Форштевень прямой с небольшим таранным наклоном, корма круглая прямая. Носовой торпедный аппарат располагался между второй и третьей дымовы­ми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожекто­ра и кормового 57-мм орудия.

Эсминцы имели: водоизме­щение порожнем/в полном грузу (т) — 305/340; главные размерения (м) — 61,45 (между перпен­дикулярами 60,96) х 5,97 х 2,4 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 700; запас угля — 65 т; экипаж — 52 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечи­вали восемь водотрубных котлов фирмы «Yarrow».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба кораблей

 

«Salmon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В декабре 1911 г. он был исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан фирме «Cashmore» в Ньюпорте на слом.

«Snapper» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В декабре 1911 г. он был исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан фирме «King» на слом.

 

Корабли фирмы «Hanna, Donald & Wilson»

 

Фирма «Hanna, Donald & Wils­on» была специально создана для постройки миноносцев. До заказа первых эсминцев она в 1879 г. по­строила миноносец ТВ №15 и ми­ноносец «Gurkha» для Индийской станции. Заказ на истребители этой фирме был выдан 7 ноября 1893 г. со сдачей кораблей 31 мая 1895 г. По проекту эсминцы явля­лись единственными кораблями программы 1893-94 гг. с одной ды­мовой трубой. Из-за неудачного выбора котлов не развили на ис­пытаниях контрактной скорости. Данное обстоятельство заставило отстранить фирму от дальнейше­го строительства эскадренных миноносцев. Впоследствии была произведена замена котлов на че­тыре водотрубных. После этого силуэтом корабли стали напоми­нать истребители постройки фир­мы «Earl» (с их четырьмя сравни­тельно высокими трубами равной толщины, из которых средние располагались рядом, а крайние были равноудалены от них), но мачта стояла между мостиком и первой трубой.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 275/320; главные размерения (м) — 62,36 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,32 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 000; запас угля — 62 т; экипаж — 48 чел; остальные данные индиви­дуальны для каждого корабля.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечивали два локомотивных (огнетрубных) котла, а с 1908 г. — четыре водотрубных системы Рида.

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скоро­стрельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймо­вый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В сентябре 1915 г. на обоих ко­раблях установили по два бомбо­сбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Fervent» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Пер­вой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Нора. В 1920 г. его продали на слом фирме «Ward» в Рейнх.

«Zephyr» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Нора. В 1920 г. его продали на слом фирме «Ward» в Рейнх.

 

Корабль фирмы «Thames iron Works»

 

Заказ был выдан 7 февраля 1894 г. со сдачей корабля 7 июня 1895 г. Эсминец имел характерный силуэт с тремя сравнительно невысокими дымовыми трубами, расположен­ными на разных расстояниях меж­ду собой, прямым форштевнем и круглой, нависающей над водой кормой. Особенностью эсминцев фирмы «Thames Iron Works» (как и эсминцев фирмы «Doxford») яв­лялся второй носовой ходовой мо­стик, расположенный на удлинен­ной платформе 76-мм орудия. В 1903 г. увеличили высоту дымовых труб примерно на 0,5 м. Носовой торпедный аппарат располагался за первой дымовой трубой, а кормовой — перед платформой кор­мового 57-мм орудия.

Эсминец имел: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 310/365; главные размерения (м) — 62,36 (между перпен­дикулярами 60,96) х 5,79 х 2,316 (в полном грузу); мощность меха­низмов (инд. сил) — 4 800; запас угля — 68 т; экипаж — 54 чел.

Его силовая установка состояла из двух четырехцилиндровых па­ровых машин тройного расшире­ния, работу которых обеспечива­ли три водотрубных котла фирмы «White».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Судьба корабля

 

«Zebra» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 30 июля 1914 г. его исключили из боевого состава флота и продали на слом.