«Специальный 32-узловой» тип программы 1896-97 гг. (с 1913 г. - типы «В», «С»)

 

Название корабля

Тип

Строитель

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Скорость на испытаниях, уз

Программа 1896/97 гг.

«Albatross»

С

«Thornycroft» (Саутхемптон)

27.11.1896

19.07.1898

07.1900

31,55

«Arab»

В

«John Brown» (Клайдбэнк)

5.03.1900

9.02.1901

01.1903

30,89

«Express»

В

«Laird» (Биркенхэд)

1.12.1896

11.12.1897

12.1902

31,02

 

Британское Адмиралтейство, упорно настаивавшее на создании самых быстроходных в мире эска­дренных миноносцев, заказало по программе 1896-97 гг. несколько опытных кораблей с контрактной скоростью не менее 32 уз, согла­сившись на дальнейшее увеличе­ние водоизмещения, чтобы раз­местить более мощные машины. Серия получила название «Специ­альной 33-узловой». Все ее кораб­ли были заказаны 21 апреля 1896 г. Характерно то, что жесткие сроки сдачи их флоту не оговаривались — главное, требовалось достичь кон­трактной скорости хода.

Заказ на три корабля получи­ли фирмы, наилучшим образом зарекомендовавшие себя при строительстве «30-узловой» серии. Как и прежде, им было предостав­лено полное право выбора в отно­шении проекта. Требовалось лишь сохранить вооружение и дальность плавания на уровне предыдущих серий.

Первым в декабре 1897 г. был спущен на воду лэрдовский «Ex­press». С октября 1898 по август 1901 г. эсминец совершил 27 пред­варительных и 10 официальных выходов на испытания, но так и не развил контрактной скорости. При этом корабль преследовали постоянные поломки паровых ма­шин. Лишь в декабре 1902 г. Ад­миралтейство приняло эсминец со скоростью в 31 уз. «Albatross» фирмы «Thornycroft»: в ходе испытаний, продолжавшихся с 13 октя­бря 1898 г. по 5 апреля 1900 г. смог развить скорость хода 32,294 уз (на пробеге 31 марта 1900 г.), что являлось абсолютным рекордом своего времени. Причем экономи­ческий ход этого корабля составлял 14,33 уз (больше чем у «стандарт­ных» 30-узловых эсминцев) и им он мог пройти 2 375 миль. Строивший­ся фирмой «John Brown» в Клайдбэнке «Arab» не развил и 31 уз. В частности, его наивысший показа­тель составлял 30,769 уз (на офици­альном пробеге 20 мая 1901 г. (Всего таких официальных пробегов было шесть, и проводились они в период с 11 марта 1901 г. по 20 май 1901 г, — Прим. ред.) при водоизмещении 430 т и мощности механизмов 8 250 инд. сил).

Вооружение всех специальных 32-узловых эсминцев программы 1896-97 гг. включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек и два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре тор­педы.

 

Особенности и судьба кораблей

 

«Albatross»

Корабль отличался исключительно большим отношением длины к ширине, составлявшим 10,66. Имел трехтрубный силуэт (трубы равной толщины, расставлены на одинаковом расстоянии друг от друга и имевшие заметный уклон к корме), с большим удлиненным мостиком, скошенным фор­штевнем и округлой кормой, скошенной к ватерлинии. Мачта располагалась между мостиком и пер­вой трубой. Оба торпедных аппарата в корме.

Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 380/485-490 (По официальным данным фирмы « Thornycroft» водоизмещение корабля в полном грузу составляло 430 т. — Прим. ред.); главные размерения (м) — 69,19 (по ватерлинии 68,58) х 6,49 х 2,58 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 7 500; запас угля — 104-105 т; экипаж — 69-73 чел. Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

«Albatross» первые два года нес службу в водах Метрополии, а в период с октября 1902 г. по 1914 г. — в Средиземном море. Затем корабль возвратили в воды Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 7 июня 1920 г. продан фирме «J.W. Houston» на слом.

 

«Arab»

Корабль, как и «Albatross», отличался исключительно большим отношением длины к ширине, со­ставлявшим 10,4. Имел четырехтрубный силуэт (трубы высокие, узкие, с едва заметным уклоном к корме, средние расположены близко друг к другу), с удлиненным мостиком, прямым форштевнем и округлой кормой, скошенной к ватерлинии. Особенностью этого истребителя являлось то, что два средних котла (первый и единственный случай в мировой практике) имели общую топку — отсюда столь близкое расположение средних дымовых труб. Мачта располагалась между мостиком и пер­вой трубой. Один из торпедных аппаратов был установлен между третьей и четвертой трубами, а второй — за четвертой. «Arab» являлся одним из самых больших эсминцев в мире своего времени.

Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 470/530; главные размерения (м) — 70,71 (между перпендикулярами 69,37) х 6,8 х 3,02 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 8 600; запас угля — 109 т; экипаж — 69-76 чел. Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

«Arab» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. В период Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Скапа-Флоу. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Fryer» в Сандерленде на слом.

 

«Express»

Корабль имел четырехтрубный силуэт (трубы низкие, сравнительно широкие, равномерно раз­несенные по длине корпуса, с заметным уклоном к корме), небольшой мостик, прямыми форштев­нем и кормой. В 1908 г. высоту всех дымовых труб увеличили примерно на 0,5 м. Мачта располага­лась между мостиком и первой трубой. В 1914 г. на корабле (позади кормового торпедного аппарата) установили грот-мачту. Торпедные аппараты были установлены также как и на «Arab». Корабль яв­лялся самым большим эсминцем в мире своего времени.

Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 465/540; главные размерения (м) — 73,03 (по ватерлинии 71,72) х 7,22 х 3,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 9 250; запас угля — 130 т; экипаж — 74 чел. Энергетическая установка состояла из двух че­тырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

«Express» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. В период Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля (в частности, являлся од­ним из кораблей Дуврского барража). 17 марта 1921 г. «Express» продали фирме «Clarkson» в Уитби на слом.