«Специальный 32-узловой» тип программы 1896-97 гг. (с 1913 г. - типы «В», «С»)
Название корабля |
Тип |
Строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен в строй |
Скорость на испытаниях, уз |
Программа 1896/97 гг. |
||||||
«Albatross» |
С |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
27.11.1896 |
19.07.1898 |
07.1900 |
31,55 |
«Arab» |
В |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
5.03.1900 |
9.02.1901 |
01.1903 |
30,89 |
«Express» |
В |
«Laird» (Биркенхэд) |
1.12.1896 |
11.12.1897 |
12.1902 |
31,02 |
Британское Адмиралтейство, упорно настаивавшее на создании самых быстроходных в мире эскадренных миноносцев, заказало по программе 1896-97 гг. несколько опытных кораблей с контрактной скоростью не менее 32 уз, согласившись на дальнейшее увеличение водоизмещения, чтобы разместить более мощные машины. Серия получила название «Специальной 33-узловой». Все ее корабли были заказаны 21 апреля 1896 г. Характерно то, что жесткие сроки сдачи их флоту не оговаривались — главное, требовалось достичь контрактной скорости хода.
Заказ на три корабля получили фирмы, наилучшим образом зарекомендовавшие себя при строительстве «30-узловой» серии. Как и прежде, им было предоставлено полное право выбора в отношении проекта. Требовалось лишь сохранить вооружение и дальность плавания на уровне предыдущих серий.
Первым в декабре 1897 г. был спущен на воду лэрдовский «Express». С октября 1898 по август 1901 г. эсминец совершил 27 предварительных и 10 официальных выходов на испытания, но так и не развил контрактной скорости. При этом корабль преследовали постоянные поломки паровых машин. Лишь в декабре 1902 г. Адмиралтейство приняло эсминец со скоростью в 31 уз. «Albatross» фирмы «Thornycroft»: в ходе испытаний, продолжавшихся с 13 октября 1898 г. по 5 апреля 1900 г. смог развить скорость хода 32,294 уз (на пробеге 31 марта 1900 г.), что являлось абсолютным рекордом своего времени. Причем экономический ход этого корабля составлял 14,33 уз (больше чем у «стандартных» 30-узловых эсминцев) и им он мог пройти 2 375 миль. Строившийся фирмой «John Brown» в Клайдбэнке «Arab» не развил и 31 уз. В частности, его наивысший показатель составлял 30,769 уз (на официальном пробеге 20 мая 1901 г. (Всего таких официальных пробегов было шесть, и проводились они в период с 11 марта 1901 г. по 20 май 1901 г, — Прим. ред.) при водоизмещении 430 т и мощности механизмов 8 250 инд. сил).
Вооружение всех специальных 32-узловых эсминцев программы 1896-97 гг. включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек и два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Особенности и судьба кораблей
«Albatross»
Корабль отличался исключительно большим отношением длины к ширине, составлявшим 10,66. Имел трехтрубный силуэт (трубы равной толщины, расставлены на одинаковом расстоянии друг от друга и имевшие заметный уклон к корме), с большим удлиненным мостиком, скошенным форштевнем и округлой кормой, скошенной к ватерлинии. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Оба торпедных аппарата в корме.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 380/485-490 (По официальным данным фирмы « Thornycroft» водоизмещение корабля в полном грузу составляло 430 т. — Прим. ред.); главные размерения (м) — 69,19 (по ватерлинии 68,58) х 6,49 х 2,58 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 7 500; запас угля — 104-105 т; экипаж — 69-73 чел. Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
«Albatross» первые два года нес службу в водах Метрополии, а в период с октября 1902 г. по 1914 г. — в Средиземном море. Затем корабль возвратили в воды Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 7 июня 1920 г. продан фирме «J.W. Houston» на слом.
«Arab»
Корабль, как и «Albatross», отличался исключительно большим отношением длины к ширине, составлявшим 10,4. Имел четырехтрубный силуэт (трубы высокие, узкие, с едва заметным уклоном к корме, средние расположены близко друг к другу), с удлиненным мостиком, прямым форштевнем и округлой кормой, скошенной к ватерлинии. Особенностью этого истребителя являлось то, что два средних котла (первый и единственный случай в мировой практике) имели общую топку — отсюда столь близкое расположение средних дымовых труб. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Один из торпедных аппаратов был установлен между третьей и четвертой трубами, а второй — за четвертой. «Arab» являлся одним из самых больших эсминцев в мире своего времени.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 470/530; главные размерения (м) — 70,71 (между перпендикулярами 69,37) х 6,8 х 3,02 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 8 600; запас угля — 109 т; экипаж — 69-76 чел. Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
«Arab» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. В период Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Скапа-Флоу. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Fryer» в Сандерленде на слом.
«Express»
Корабль имел четырехтрубный силуэт (трубы низкие, сравнительно широкие, равномерно разнесенные по длине корпуса, с заметным уклоном к корме), небольшой мостик, прямыми форштевнем и кормой. В 1908 г. высоту всех дымовых труб увеличили примерно на 0,5 м. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. В 1914 г. на корабле (позади кормового торпедного аппарата) установили грот-мачту. Торпедные аппараты были установлены также как и на «Arab». Корабль являлся самым большим эсминцем в мире своего времени.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 465/540; главные размерения (м) — 73,03 (по ватерлинии 71,72) х 7,22 х 3,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 9 250; запас угля — 130 т; экипаж — 74 чел. Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
«Express» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. В период Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля (в частности, являлся одним из кораблей Дуврского барража). 17 марта 1921 г. «Express» продали фирме «Clarkson» в Уитби на слом.