«Специальный турбинный» тип
Название корабля |
Тип |
Строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен в строй |
«Viper» |
- |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
1898 |
6.09.99 |
1900 |
«Cobra» |
- |
«Armstrong» (Эльсвик) |
1898 |
28.06.99 |
1901 |
«Velox» |
С |
«Parsons» (Уоллсэнд)* |
10.04.1901 |
11.02.1902 |
02.1904 |
* — Первоначально корабль был заказан фирме «Hawthorn Leslie» (Тайн). Ее субподрядчиком выступила фирма «Parsons», которая впоследствии перекупила контракт и достроила корабль самостоятельно.
Фурор, произведенный на торжественном смотре по случаю 60-летия коронации королевы Виктории в 1897 г. небольшим судном «Turbinia», созданным Чарльзом Парсонсом, значительно продвинул вперед прогресс в развитии эскадренных миноносцев. 24 июня 1898 г. Адмиралтейство заказало фирмам «Parsons» и «Hawthorn Leslie» (Подрядчиком выступила фирма «Hawthorn Leslie», а главным субподрядчиком фирма «Parsons», которая обязалась поставить главные и вспомогательные механизмы. — Прим. ред.) первый турбинный истребитель «Viper». Одновременно фирма «Armstrong» в инициативном порядке приступила к строительству турбинного эсминца «Cobra». По конструкции оба корабля практически повторяли «30-узловые» истребители, но с турбинами (а не паровыми машинами) в качестве главных механизмов и новым типом водотрубного котла фирмы «Yarrow» с ускоренной циркуляцией воды. Оба корабля оснащались четырехвальными паротурбинными установками конструкции Парсонса (две турбины высокого и две низкого давления), причем на каждом валу устанавливалось по несколько гребных винтов. Предполагалось, что при мощности машин 6 500 л.с. они смогут развить 31,5 уз. Вооружение должно было оставаться неизменным: одна 76-мм и пять 57-мм пушек, два 450-мм торпедных аппарата.
В 1900 году оба корабля были построены. Первый же выход на испытания «Viper» оказался триумфальным. В течение нескольких недель было проведено четыре предварительных и две официальных пробы (Первая предварительная проба была проведена в декабре 1900 г. Оговаривалось, что корабль должен развить скорость хода от 31 до 34 уз. Он показал 33,57 уз, что соответствовало контракту. На второй предварительной пробе, проведенной 31 августа 1901 г., «Viper» достиг скорости хода 33,838 уз. Любопытно то, что 7 августа 1901 г. корабль прошел испытания по длительности работы ПТА. Он совершил пробег из Портленда к берегам Франции и обратно. Средняя скорость этого перехода составила 22 уз. При этом эсминец принял на борт 90 т угля. Когда «Viper» возвратился в Портсмут, то из них оставалось всего 5 т (по расчетам должно было остаться 6 т). — Прим. ред.), в результате которых в свежую погоду корабль развил 34,67 уз. На мерной миле скорость оказалась еще выше: сначала 35,5 уз, затем 36,58 уз, и, наконец, 37,113 уз — результат, который долго не удавалось превзойти. При 1200 оборотах в минуту турбины легко развили мощность 11 500 л.с. Cobra показала на первых пробегах 34,8 уз, а впоследствии смогла развить среднюю скорость 35,9 уз, кратковременно достигая 36,63 уз, и сразу же была куплена Адмиралтейством.
Аплодисменты в адрес «чудо-кораблей» раздавались недолго. 3 августа 1901 г. во время флотских маневров «Viper» выскочил на камни, причем его корпус в районе мидель-шпангоута разрушился с подозрительной быстротой. Не успели утихнуть страсти по поводу причин гибели этого корабля, как еще более тяжелая катастрофа постигла «Cobra». 18 сентября того же года, следуя на полном ходу из устья р. Тайн в Чатам для установки вооружения, корабль разломился надвое и в считанные секунды затонул. Хотя первая катастрофа обошлась без человеческих жертв, а уцелевшие во время второй утверждали, что истребитель налетел на обломки затонувшего судна, обе аварии серьезно подорвали доверие к турбине и на несколько лет задержав ее массовое внедрение на боевых кораблях.
Тем не менее, летом 1901 г., сразу после катастрофы «Viper», фирма «Hawthorn Leslie» в инициативном порядке начала строительство нового турбинного истребителя «Velox». Корабль был оснащен оригинальной четырехвальной комбинированной энергетической установкой: на внутренние валы работали паровые турбины высокого давления, на наружные — паровые турбины низкого давления и расположенные перед ними паровые машины крейсерского хода мощностью по 100 л.с. На малом и заднем ходу использовались паровые машины, которые при скорости более 13 уз отключались, а ход вплоть до полного обеспечивали турбины. На каждом валу устанавливалось по два винта. При контрактной скорости 26 уз, на испытаниях «Velox» показал 33,64 уз. Тем самым вновь был поднят интерес к турбинным двигателям. Эсминец был куплен Адмиралтейством 7 июня 1902 г. В 1906 г. на «Velox» с целью эксперимента, установили турбины крейсерского хода.
Вооружение всех специальных турбинных эсминцев программы включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек и два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.
Особенности и судьба кораблей
«Viper»
Корабль отличался трехтрубным силуэтом (трубы сравнительно высокие и широкие, равномерно разнесенные по длине корпуса, с заметным уклоном к корме, средняя шире крайних) с характерными большими вентиляторными дефлекторами, удлиненным мостиком, прямыми форштевнем и кормой. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Торпедные аппараты были установлены в корме позади дымовых труб.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 344/?; главные размерения (м) —65,4 (между перпендикулярами 64,01) х 6,4 х 2,54 (в полном грузу); мощность механизмов л. с. — 10 000; запас угля — 90 т; экипаж — 65 чел. Энергетическая установка состояла из четырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по два винта.
«Viper» вплоть до своей гибели находился в водах Метрополии и участвовал в различного рода испытаниях. 3 августа 1901 г. в результате навигационной аварии выскочил на камни в районе Олдерни. Через несколько минут корпус эсминца разломился и вскоре был разрушен прибрежными волнами. Потерь в экипаже не было.
«Cobra»
Корабль имел четырехтрубный силуэт (трубы невысокие, с небольшим уклоном к корме, сгруппированы попарно с большим расстоянием между группами) с характерными большими вентиляторными дефлекторами (между первой и второй, а также третьей и четвертой трубами), удлиненный мостик, прямые форштевни и корму. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Торпедные аппараты должны были быть установлены между группами дымовых труб и в корме.
Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 375/490; главные размерения (м) — 68,15 (между перпендикулярами 65,15) х 6,28 x 2,61 (в полном грузу); мощность механизмов л.с. — 11 500; запас угля — 106 т; экипаж — 62 чел. Энергетическая установка состояла из четырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по три винта.
«Cobra» вплоть до своей гибели находился в водах Метрополии и участвовал в различного рода испытаниях. 18 сентября 1901 г. на переходе из устья р. Тайн в Чатам (где корабль должен был получить торпедные аппараты) переломился и затонул. Из 79 находившихся на борту погибло 67 человек.
«Velox» (бывш. «Python»):
Корабль являлся развитием «Viper» и имел схожий с ним силуэт. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. В 1913 г. его отнесли к типу «С».
Эсминец имел: водоизмещение легкое/в полном грузу (т) — 350/445; главные размерения (м) — 65,5 x 6,0 x 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов л.с. — 8 000; запас угля — 85 т; экипаж; — 63 чел. Энергетическая установка состояла из четырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по два винта.
«Velox» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 25 октября 1915 г. в 1,5 милях восточнее Бембриджа (о. Уайт) корабль затонул (50°41 с.ш., 01°02' з.д.) после подрыва на германской мине. Потери в экипаже не установлены.