Действия на Западе в 1940-41 году
Поражение союзников во Франции существенно повлияло на ход морской войны. Германские войска заняли французские базы на побережье Бискайского залива почти не разрушенными. Вскоре немцы перебазировали в них свои подводные лодки, а затем и надводные корабли. Задачей эскадренных миноносцев, действовавших теперь из Бреста, было нарушение британских прибрежных коммуникаций. С этой целью в течение осени 1940 г. они совершили пять походов к побережью Корнуолла:
Рейд к м. Лизард 19-20 сентября 1940 г.
"Hans Lody " (кап. 1 ранга Бей), "Friedrich Eckoldt" (кап. 1 ранга Бергер), "Karl Galster". "Teodor Riedel". "Friedrich Ihn".
Рейд прошел безрезультатно.
Минная постановка в районе Фальмута 28-29 сентября 1940 г.
Эсминцы-заградители:
"Hans Lody " (кап. 1 ранга Бей), "Paul Jacobi". "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Karl Galster".
Силы прикрытия:
"Friedrich Eckoldt" (кап. 1 ранга Бергер), "Teodor Riedel".
Успех постановки: на минах погибло 5 малых судов (2026 брт).
Рейд к Бристольскому заливу 17 октября 1940 г.
"Hans Lody" (кап. I ранга Бей), "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Karl Galster"; вышедший вместе с ними "Teodor Riedel" вернулся из-за аварии в КО N1.
Силы прикрытия:
5-я флотилия миноносцев "Falke". "Greif, "Jaguar", "Kondor", "Seeadler", "Wolf.
Германские корабли были обнаружены воздушной разведкой противника, что привело к боевому столкновению в 17:03 - 19:12 с британским соединением "F" в составе крейсеров "Newcastle", "Emerald", эсминцев "Jackal", "Jupiter", "Kashmir", "Kelvin", "Kipling".
Рейд к м. Лизард 24-25 ноября 1940 г.
"Karl Galster" (кап. 1 ранга Бей), "Richard Beitzen", "Hans Lody".
Успех рейда: потоплен голландский пароход "Appolonia" (2086 брт), повреждено судно "Stadion 11".
Рейд к м. Лизард 28-29 ноября 1940 г.
"Karl Galster" (кап. 1 ранга Бей). "Richard Beitzen", "Hans Lody".
Успех рейда: потоплены лихтер "BHC 10"(290 брт), буксир "Aid" (134 брт), лоцманское судно "Pilot Boat 4"; поврежден буксир " Abeille XIV ".
В 06:30 - 07:15 произошло боевое столкновение с британскими эсминцами "Javelin","Jupiter", "Kashmir", "Jackal", "Jersey". В 06:45 "Javelin" тяжело поврежден двумя торпедами эсминца "Lody".
Бой у островов Силли
Германский отряд, состоявший из 5 эсминцев и сопровождавших их 6 миноносцев типа «Ягуар», вышел из Бреста в 05:00 17 октября. Основная роль в предстоящей операции отводилась эсминцам. Они получили задачу нанести удар по британскому судоходству в Бристольском заливе, тогда как миноносцы 5-й флотилии осуществляли прикрытие ударной группы.
В 05:46 эскадренный миноносец «Теодор Ридель» доложил об аварии в котельном отделении и был отправлен обратно на базу. Другой корабль – «Эрих Штайнбринк» также имел неполадки с энергетической установкой, но остался в строю.
В 14:04 миноносцы 5-й флотилии отделились и легли на обратный курс. Эсминцы, ведомые капитаном 1 ранга Эрихом Беем на «Лоди», продолжали поход к Бристольскому заливу. Однако претворить замысел операции в жизнь не удалось. Еще в 08:20 германские корабли были обнаружены самолетом «Бленхейм». Это привело к боевому столкновению с британским соединением «F» в составе крейсеров «Ньюкасл», «Эмеральд» и 5 эсминцев 5-й флотилии. Силы противника вышли из Плимута в 11:20 и, получив в 14:45 более точные данные воздушной разведки о противнике, обнаружили его около 17:00 на подходах к о-вам Силли.
В 17:03 «Ньюкасл» открыл огонь из орудий носовых башен с максимальной дальности, и поддержанный «Эмеральдом» (открыл огонь в 17:10), полным ходом пошел на сближение. Пять снарядов легли вблизи кормы «Ганса Лоди», однако стрелявший крейсер немецкие сигнальщики увидели только в 17:15. Превосходство противника было очевидным, а дистанция – слишком большой для эффективного применения торпедного оружия. Не открывая огня, Бей приказал своим эсминцам рассыпаться и отходить максимальным ходом.
«Ньюкасл» поднял в воздух свой бортовой разведчик «Вальрус» и начал преследование. Эсминец «Джунитер» отстал из-за неполадок в машинном отделении, в данном случае эта потеря едва ли имела какое-то значение, т.к. главная роль в бою принадлежала крейсерам. Артиллеристы «Ньюкасла» взяли в вилку «Штайнбринк», несколько 152-мм снарядов разорвались всего в 10-20 метрах от его борта прежде, чем эскадренный миноносец укрылся за дымовой завесой. К 18:00 расстояние между противниками сократилось до 85 кабельтовых. Положение становилось критическим, несмотря на то, что германские эсминцы развили скорость 34 узла, а их преследователи – только 32.
В 18:35 немцы открыли огонь кормовыми орудиями, а в 18:51 "Гальстер" и "Лоди" выстрелили по три торпеды в надежде вставить противника отвернуть. "Штайнбринк" тоже развернулся для торпедной атаки и дал залп четырьмя торпедами с дистанции 80 кабельтовых. Через несколько минут его наблюдатели отметили попадание в "Ньюкасл" - столб воды и дыма поднялся выше клотиков крейсера. Англичане прекратили преследование.
В 22:00 германские корабли вернулись в Брест.
Героем дня, разумеется, стал старший лейтенант Зоммер, торпедный офицер "Штайнбринка". На его счету уже были две победы: в Нарвике эсминец "Георг Тиле", на котором служил Зоммер, торпедировал британские "Xантер" и "Эскимо". Однако нынешний успех Зоммера не подтвердился. Вахтенный журнал "Ньюкасла" даст следующие объяснения произошедшему: в 19:01 крейсер подвергся атаке одиночного бомбардировщика Do-17Z. Близкие разрывы немецких бомб ввели в заблуждение наблюдателей "Штайнбринка", создав видимость торпедного попадания. Примерно в то же время на "Ньюкасле" произошла авария в котельном отделении N3, что снизило скорость корабля до 26 узлов. Британское соединение прекратило преследование и повернуло на базу. В 09:05 следующего дня оно прибыло в Плимут.
Рейды к мысу Лизард
В ноябре 1940 г. германские эсминцы дважды подвергали себя риску действий у побережья Англии. В ходе этих операций их основным противником стала базирующаяся на Плимут британская 5-я флотилия, укомплектованная эскадренными миноносцами типа "J". Возглавлявший ее кэптен Льюис Маунтбеттен, будущий вице-король Индии, в данном случае проявил себя как далеко не самый лучший морской командир. В ночь на 25 ноября он не смог перехватить германские эсминцы, обстрелявшие флотилию британских рыболовных траулеров юго-западнее о. Вульф, а затем безнаказанно потопившие голландское судно "Аполлония" (2086 брт), вышедшее из Плимута в составе небольшого конвоя(Судно "Аполлония" было повреждено артиллерийским огнем эсминцев и добито двумя торпедами "Гальстера". Потери экипажа составили 14 человек. Немецкие наблюдатели оценили тоннаж: "Аполлонии" в 10.000 брт). А при стычке с противником у мыса Лизард 29 ноября Маунтбеттен фактически подставил свои корабли под немецкие торпеды.
Немцы применили обычную для таких ситуаций тактику. В 06:43 они дали торпедный залп (каждый из эсминцев выстрелил по 4 торпеды веером), а затем увеличили скорость и отошли, прикрываясь дымовыми завесами. Две торпеды "Ганса Лоди" поразили эсминец "Джэвлин". Его носовая оконечность была оторвана взрывом, а кормовая часть повисла, опустившись под воду, и окончательно отвалилась через 20 минут. Взрыв на корме вызвал сильный пожар. Огонь охватил кранец готовых выстрелов боезапаса 102 мм орудия. Погибло 48 человек. Только 30 ноября "Джэвлин", вернее то, что от него осталось, отбуксировали в Плимут(Несмотря на тяжелые повреждения, эсминец "Джэвлин" был отремонтирован и вернулся в строй).
Артиллерийский огонь обеих сторон был весьма неэффективен из-за дымовых завес. Самое большее, чего удалось добиться английским артиллеристам - разрыв снаряда в 10 метрах от борта "Лоди", напротив кормового шельтердека. Немцы держали ход 35 узлов, из труб кораблей вырывались огненные факелы. К 09:00 они оторвались от преследования и около 11:00 прибыли в Брест.
Опыт боевых походов эскадренных миноносцев к британскому побережью показал, что подобное использование этих кораблей на Западе является неэффективным (в сравнении с результативностью операций торпедных катеров или авиации) и довольно рискованным.. Базировавшиеся в Бресте эсминцы неоднократно подвергались ударам британских торпедоносцев и бомбардировщиков, а выйдя в море они почти каждый раз встречались с превосходящими силами противника. После потерь в Норвежской кампании дефицит кораблей этого класса в германском флоте стал весьма ощутимым, и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств удалось избежать новых потерь.
Служба эскадренных миноносцев в 1941 году |
||||||||||||
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
RB |
Ф |
Ф |
Фр |
Р |
Р |
Р |
А |
А= |
Р |
Р |
Р |
К |
PJ |
Р |
Р |
Р |
Р |
Г* |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
С |
К |
К |
TR |
Р |
Р |
Р |
Р |
Г* |
Б* |
Б* |
Н= |
Р |
Р |
Р |
Р |
HS |
Р |
Р |
* |
* |
* |
ГН |
А |
А |
Р |
Р |
Р |
К |
BH |
* |
* |
* |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Фр |
Р |
Р |
К |
HY |
Р |
Р |
Р |
Р |
Б*С |
Б* |
А |
А |
А |
Р |
Р |
Р |
FI |
Р |
Б* |
Б* |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
ES |
Р |
Б* |
Б* |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф= |
Р |
Р |
Р |
Р |
FE |
* |
* |
Б* |
Б* |
Б*С |
ГН |
А |
А |
А |
А= |
Р |
Р |
KG |
Р |
Р |
Р |
Р |
Г* |
ГН |
А |
А |
А |
А |
А |
Р |
Z23 |
* |
* |
С |
Р |
Б*С |
СФ |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Г |
А |
Z24 |
* |
* |
С |
Р |
Р |
СФ |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Н |
А |
Z25 |
* |
* |
Б* |
Б* |
Б* |
ГН= |
Р |
Р |
РБ |
Б* |
Г |
А |
Z26 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Б |
Б* |
Н |
А |
Z27 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Б |
Б* |
Г |
А |
Z28 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
* |
Б* |
Б* |
Б* |
Z29 |
- |
- |
- |
- |
- |
* |
* |
* |
* |
Б* |
Б* |
* |
Z30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Б* |
Б* |
Условные обозначения
* - небоевые задачи, подготовка
+ - потоплен
= - тяжело поврежден
Л - Северная Норвегия. Арктика, против СССР
Б - Балтийское море, против СССР
Б* - Балтика, небоевые задачи
Г- Германия
К - действия в Скагерраке и Каттегате с баз в Южной Норвегии
Н - Норвегия
С - действия в Северном море и Скагерраке
Р - ремонт, модернизация в Германии
Ф - Западная Франции, действия в Бискайском заливе