Действия на Севере в 1941 году
Начало войны против СССР побудило гитлеровское командование сосредоточить в портах Северной Норвегии 6-ю флотилию эсминцев в составе: "Ганс Лоди" (лидер), "Рихард Байтцен", "Герман Шёман", "Фридрих Экколъдт", "Карл Гальстер". Командовал флотилией капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрихс.
Летом 1941 г. германские эскадренные миноносцы осуществили пять рейдов с целью нанесения ударов по советским прибрежным коммуникациям и рыболовным промыслам. Ничтожные результаты этих операций - потопление двух вспомогательных сторожевых кораблей, одного ЭПРОНовского траулера и гидрографического судна, - вряд ли могли служить оправданием затраченных сил и топлива, хотя в Арктике немцы не встретили со стороны советского флота такого энергичного противодействия, как в ходе рейдов к побережью Англии осенью 1940 г. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, было бы привлекать эсминцы к поддержке сухопутных войск на приморском участке фронта, для воспрепятствования советским морским десантам и переброске войсковых подкреплений, например, 14 июля, когда для содействия контрнаступлению частей 52-й стрелковой дивизии корабли нашего Северного флота беспрепятственно высадили на берег губы Западная Лица тактический десант в составе 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты. Тем более, что на состоявшемся 10-11 июля совещании командующих видами вооруженных сил на северном ТВД адмирала Шенка, генерал-полковника Штумпфа и генерала Дитля 6-й флотилии ставились именно такие задачи. Однако из-за отсутствия взаимодействия между морским и сухопутным командованиями ни одна из этих задач не была выполнена.
В конце лета 1941 г. 6-я флотилия была полностью перенацелена для несения конвойной службы - также с весьма сомнительным результатом: 30 августа британская подводная лодка "Трайдент" (коммандер Слейден) безнаказанно потопила два германских транспорта (11.492 брт) с войсками, шедших под эскортом эсминцев, а численность флотилии стала неуклонно сокращаться. Ее корабли один за другим убывали на ремонт в Германию. Выделенные ОКМ для службы на Севере "Теодор Ридель" и "Пауль Якоби" задержались из-за повреждений, полученных в результате посадки на мель и дефектов машинно-котельной установки. В результате, к декабрю 1941 г. под началом Шульце-Хинрихса остался только один "Карл Гальстер".
Тогда ОКМ послало в Северную Норвегию 8-ю флотилию эсминцев, укомплектованную новейшими кораблями типа "Нарвик". До конца года это соединение, возглавляемое капитаном 1 ранга Готфридом Пёницем совершило еще один поход к устью Белого моря и побережью Кольского полуострова. В январе 1942 г. эсминцы 8-й флотилии поставили минное заграждение (100 мин) в северной части Белого моря. В том же месяце флотилия временно покинула северный ТВД.
Поход 12-13 июля 1941 года
Германские корабли вышли из Киркенеса 12 июля в 11:00 и к 15:10 того же дня находились примерно в 70 милях севернее мыса Сеть-Наволок. Здесь Шульце-Хинрихс развернул флотилию в широкую завесу и предпринял поиск в юго-восточном направлении, а в 22:00 разделил свои эсминцы на два дивизиона, которые должны были выйти к побережью Кольского полуострова, а затем двигаться навстречу друг другу.
Около 02:30 13 июля в районе Териберки атаке трех германских эскадренных миноносцев подвергся отряд судов ЭПРОНа в составе траулеров "РТ-67" и "РТ-32", буксировавших понтоны. Эти суда следовали из Мурманска в Иоканьгу под эскортом сторожевого корабля "Пассат" (мобилизованный рыболовный траулер "В. Чкалов").
Головной "РТ-67" был серьезно поврежден первыми же залпами и потерял ход. "Пассат" повернул на противника, открыл огонь из своих 45-мм орудий и начал ставить дымовую завесу, однако вскоре был потоплен сосредоточенным огнем эсминцев.
Покончив с "Пассатом", немцы снова набросились на "РТ-67" и скоро потопили и его. "РТ-32" также получил повреждения, но все же успел укрыться в бухте Гавриловская, где он выбросился на берег из-за прогрессирующей течи. Из 101 человека экипажей потерянных судов летающим лодкам ВВС Северного флота удалось спасти 28. При этом один МБР-2 потерпел катастрофу.
Далее по первоначальному плану немецкой операции предусматривалось нанести удар по советским рыбным промыслам. Для этого корабли 6-й флотилии соединились в один отряд и прошли на северо-восток. Однако от продолжения операции пришлось отказаться из-за потери скрытности, о чем свидетельствовали неоднократные атаки советской авиации утром 13 июля. Первыми на поиск германских кораблей вылетели два МБР-2 из состава 118-го морского разведывательного авиаполка, которые обнаружили противника и сбросили несколько 100-кг бомб (одна из бомб легла в 150 метрах от левого борта флагманского "Лоди", другая - в 200 метрах от его правого борта). За ними последовали 8 летающих лодок МБР-2, 3 ГСТ и 6 бомбардировщиков СБ-2. Бомбовый удар, нанесенный этими самолетами, также не дал результатов(До этого германские эсминцы едва не были атакованы своим бомбардировщиком Ju-88. по которому "Ганс Лоди" ошибочно открыл зенитный огонь).
Кроме авиации на перехват кораблей Шульце-Хинрихса были посланы эсминцы "Громкий", "Гремящий", "Стремительный". "Куйбышев" и "Урицкий". Первоначально в штабе Северного флота полагали, что у немцев только три корабля. Когда же выяснилось, что их пять, командование СФ, опасаясь, что кроме потери сторожевика дело может закончиться гибелью еще нескольких эсминцев, отозвало свои корабли на базу.
В 22:00 13 июля флотилия Шульце-Хинрихса прибыла в Смал-фьорд. В тот же день появилась директива наркома советского ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова, в которой организация разведки на Северном флоте подверглась жесткой критике. Командованием флота был принят ряд мер, тем не менее противнику еще дважды удавалось безнаказанно топить корабли вблизи советского побережья.
Поход 15-16 июля 1941 года
Эсминцы вышли в море в 07:00 15 июля из Гана-фьорда и, развернувшись завесой, двигались на северо-восток, затем на восток и, наконец, на юг в надежде обнаружить скопление советских рыболовных судов в районе севернее и северо-восточнее полуострова Варангер. Поход не оправдал ожиданий, кроме одной безрезультатной атаки "Экколъдтом" около 15:00 того же дня подводной лодки (ложный контакт), ни одной встречи с советскими кораблями флотилия не имела. 16 июля эсминцы прибыли в Киркенес.
Поход 22-24 июля 1941 года
В походе приняло участие только четыре эсминца, т.к. "Ганс Лоди" 21 июля приступил к ремонту котлов в Киркенесе. Капитан 1 ранга Шульце-Хинрихс держал свой брейд-вымпел на "Гальстере". Несмотря на полярный день, планом операции предусматривалось зайти далеко вглубь советских арктических вод. Однако едва ли такой поход был возможен. Флотилия находилась под пристальным вниманием советской воздушной разведки.
20 июля было отмечено присутствие эсминцев в Киркенесе. ВВС СФ нанесли по ним ряд бомбовых ударов. Вечером 22-го, когда германские корабли находились примерно в 80 милях северо-восточнее Териберки, они были обнаружены и атакованы двумя ГСТ. Это заставило Шульце-Хинрихса изменить курс.
Дальнейшие действия подсказало полученное в 22:40 разведдонесение об "одном советском лидере типа "Ленинград" и двух эскадренных миноносцах". По-видимому, в поле зрения немецкой разведки попали минный заградитель "Канин", эсминцы "Грозный" и "Сокрушительный", совершавшие переход для постановки мин к о. Моржовец. Немцы вновь изменили курс для перехвата этих кораблей, но из-за тумана не нашли их и повернули к побережью Кольского полуострова.
В середине дня 23 июля германские эсминцы были сфотографированы с воздуха, после чего атакованы гидросамолетом-МБР-2. К полуночи 24 июля они находились в районе бухты Восточная Лица (северо-западнее Иоканги), где их обнаружил пост берегового наблюдения. И несмотря на все это жертвой немецкой атаки стало гидрографическое судно "Меридиан", получившее оповещение о появлении эсминцев противника слишком поздно, чтобы укрыться в глубине бухты. В 01:17 "Меридиан" был потоплен артиллерией "Шёмана". Погибло 46 человек команды, удалось спасти 17 человек. Судно затонуло с большим пожаром, наблюдавшимся на расстоянии 30 миль. Сами же немцы считали, что уничтожили танкер в 2000 брт.
Почти немедленно для удара по кораблям противника в воздух поднялись самолеты ВВС Северного флота, но найдя неприятеля, они не смогли опознать его. Два МБР-2 приблизились к "Карлу Гальстеру" и выстрелили красную ракету. Эсминец ответил тем же сигналом, после чего летающие лодки улетели на восток. Около 02:00 два других МБР были также обмануты уже опробованным опознавательным сигналом. Один из них приводнился неподалеку от "Байтцена". Этa ошибка оказалась роковой для самолета и его экипажа, эсминец уничтожил МБР огнем своей артиллерии (Приводится немецкая версии. Советские источники не признают каких-либо потерь самолетов от огня германских эсминцев. Дo 05:10 летающие лодки МБР совершили только два вылета).
Через некоторое время примерно в 30 милях от бухты Гавриловская флотилия все же подверглась удару с воздуха. Налеты, в которых в общей сложности приняло участие 3 бомбардировщика СБ, 1 Пе-2, 9 летающих лодок МБР-2 и 2 ГСТ, продолжались с 03:40 до 04:38 без каких-либо результатов. Летчики, как водится в таких случаях, доложили о потоплении одного эсминца противника. Однако действия советской авиации вынудили Шульце-Хинрихса отказаться от продолжения похода в направлении устья Кольского залива и следовать, на базу. В 16:15 24 июля флотилия прибыла в Бек-фьорд.
Поход 29-31 июля 1941 года
Очередная акция пята эскадренных миноносцев капитана 1 ранга Шульце-Хинрихса, планировавшаяся как поход к Новой Земле, совпала по времени с рейдом британского соединения "Р" (2 авианосца, 2 крейсера, 4 эсминца) против Петсамо и Киркенеса.
Когда 30 июля 20 "Альбакоров" с авианосца "Викториес" под прикрытием 9 "Фульмаров" появились над Киркенесом, то не застали в порту ни одного эсминца. Главным объектом их атаки стал учебно-артиллерийский корабль "Бремзе" - и без успеха. Англичанам удалось нанести незначительные повреждения нескольким небольшим судам ценой потери 11 "Альбакоров" и 2 "Фульмаров", сбитых зенитной артиллерией и истребителями.
Вышедшая в море 29 июля 6-я флотилия уже успела достигнуть долготы о. Колгуев, когда поступило сообщение об обнаружении британского соединения разведывательным самолетом Не-111 и о последовавших налетах на порты. Безусловно, присутствие авианосцев противника где-то рядом не предвещало ничего хорошего, поэтому Шульце-Хинрихс прервал операцию и повернул обратно. Фактически же получилось так, что германские эсминцы теперь двигались в опасной близости непосредственно за отходящими англичанами. Но угроза исходила не только от противника. Радиосвязь с берегом работала с изрядными перебоями. В результате корабли 6-й флотилии были ошибочно атакованы своими же самолетами, правда, им удалось укрыться в полосе тумана. 31 июля флотилия прибыла в Тана-фьорд, так и не обнаруженная противником, а затем с конвоем перешла в Киркенес.
Поход 9-10 августа 1941 года
Со времени последнего похода корабли флотилии находились под постоянным наблюдением советской разведки. Самолеты-разведчики ежедневно контролировали их присутствие в Киркенесе. С начала августа наблюдать германские эсминцы могли и береговые посты полуострова Рыбачий, т.к. на флотилию Шульце-Хиндрихса были возложены обязанности по конвоированию транспортов из Киркенеса в Петсамо. 28 июля корабли подверглись удару со стороны шести самолетов ДБ-3ф и СБ. Как показали дальнейшие события, все эти мероприятия не помешали противнику добиться внезапности нападения в следующей операции.
Финальной наступательной акцией 6-й флотилии на Севере в 1941 г. стал рейд трех эскадренных миноносцев к устью Кольского залива. Вечером 9 августа "Лоди" (лидер), "Байтцен" и "Экколъдт" вышли из Бек-фьорда и в 03:42 следующих суток напали на советский сторожевой корабль "Туман", несший дозор на линии м. Цып-Наволок - о. Кильдин (обнаружен в 03:22 на дальности 85 кабельтовых). Германские эсминцы открыли огонь с дистанции 27 кабельтовых и вели его в течение тринадцати минут. "Туман" дал по радио оповещение о появлении противника и, поставив дымзавесу - довольно неудачно, так что она не закрыла корабль, стал отходить к берегу, но был накрыт уже вторым залпом, потерял ход и управление. В 04:50, пораженный 11 снарядами сторожевик, затонул. Из 52 членов его экипажа на шлюпках спаслось 37 человек.
Потопление "Тумана" происходило в зоне действия советских береговых батарей 1-го и 2-го отдельных артдивизионов, молчавших все это время, т.к. артиллеристы не имели связи с дозорными кораблями и не могли открыть огонь без приказа из штаба Мурманского укрепрайона. Лишь в 04:08 береговая артиллерия начала стрелять по отходящему неприятелю с дистанции 120-180 кабельтовых. Залпы ложились недолетами. Германские эсминцы увеличили скорость до 31 узла и сбросили на воду плотики с дымовыми шашками.
Однако теперь советское командование знало присутствие противника и начало преследование силами 72-го смешанного авиаполка. Германские корабли трижды подвергались ударам с воздуха. В налетах приняло участие в общей сложности семь бомбардировщиков СБ и Пе-2. Во время одного из них в 06:57 паре Пе-2 удалось повредить близкими разрывами "Байтцен". В результате сотрясения корпуса на эсминце произошла тяжелая авария в машинном отделении, на долгий срок выведшая корабль из строя.
В 08:45 10 августа лидер флотилии "Ганс Лоди" прибыл в Киркенес, а "Эккольдт" и поврежденный "Байтцен" были направлены в Нарвик.
Операция "Цанге"
Первой и единственной в 1941 г. акцией 8-й флотилии эскадренных миноносцев в арктических водах стала операция "Цанге" -рейд в северную часть Белого моря с последующим крейсерством в районе устья Кольского залива. 16 декабря пять эсминцев: "Z-26" (лидер), "Z-23",. "Z-24", "Z-25","Z-27" вышли из Киркенеса. Через несколько часов на "Z-26" выявились неполадки в машинном отделении, это вынудило его вернуться. Капитан 1 ранга Пёниц перенес свой брейд-вымпел на "Z-25", теперь единственный корабль с действующей радиолокационной станцией.
Вечером 16-го флотилия вышла в район в 100 милях северо-западнее м. Канин Нос. Эсминцы развернулись в завесу и провели поиск в южном направлении, углубившись в горло Белого моря. 17 декабря в 14 милях северо-восточнее м. Большой Городецкий "Z-25" и "Z-27" встретились с британскими тральщиками "Спиди" и "Хейзард", осуществлявшими траление и противолодочное патрулирование.
Радиолокатор обнаружил англичан на дальности более 100 кабельтовых, но сильная пурга и мрак арктических сумерек помешали правильной идентификации цели. Пёниц считал, что ведет бой с двумя, а возможно, и четырьмя советскими эсминцами. Хотя фактор внезапности оставался целиком на стороне немцев, мнимое равенство сил или даже превосходство противника, заставило командира 8-й флотилии действовать крайне осторожно, если не сказать, нерешительно.
В 17:35 германские эсминцы атаковали торпедами ("Z-25" выстрелил пять, а '"Z-27" - только одну торпеду, остальные не вышли из обледеневших торпедных аппаратов) и открыли огонь. Британские тральщики искусно уклонились от всех торпед и ответили огнем своих 102-мм орудий.
Бой продлился всего 13 минут в условиях ограниченной видимости. Четыре 150-мм снаряда, попавшие в "Спиди", вызвали незначительные разрушения. Второй британский тральщик остался вовсе не поврежденным. В 17:48 снежная мгла окончательно разъединила противников. Пёниц отказался от поиска и преследования и поспешно покинул район боя. Вызванные из Кольского залива британский крейсер "Кент"( Крейсер "Кент" пришел в Кольский залив, доставив в СССР министра иностранных дел Великобритании Э. Идена), советские эскадренные миноносцы "Грозный" н "Сокрушительный" подошли слишком поздно, чтобы вмешаться в ход событий и перехватить стремительно отходящие германские корабли. 18 декабря 8-я флотилия вернулась в Киркенес. В рапорте о результатах операции "Цанге" Пёниц доложил о предположительном потоплении одного из "советских эсминцев".