Действия в 1941 году на различных ТВД
Вслед за активным 1940 годом последовал период вынужденного спада. По состоянию на январь 41-го лишь один находившийся в Бресте "Байтцен" мог участвовать в боевых действиях. Походы этого корабля прекрасно подтверждают кличку "Madchen fur alles" ("Прислуги за все"), данную немецкими моряками своим эскадренным миноносцам. Так, в ночь на 22 января он перешел из Бреста в Роттердам, там принял мины и на следующие сутки вместе с миноносцами выставил небольшое заграждение у берегов Англии. После возвращения на базу "Байтцену" пришлось опять срочно убыть в Брест, чтобы успеть вывести в Атлантику крейсер "Хиппер". Неудивительно, что уже в марте и этот эсминец очутился на судоремонтном предприятии.
Продолжала пополняться новейшими кораблями 8-я флотилия. То ли командование кригсмарине научилось беречь свои немногочисленные корабли, то ли начали сказываться первые трудности, связанные с укомплектованием команд специалистами, но длительное время самым "опасным" районом, куда отваживались заходить корабли Готфрида Пёница, были прибрежные воды Южной Норвегии. Здесь поневоле экипажи эсминцев стали свидетелями последней попытки крупных кораблей германских ВМС вмешаться в ход битвы за Атлантику.
Вечером 11 июня из Киля вышло соединение в составе "карманного" линкора "Лютцов", легких крейсеров "Эмден" и "Лейпциг", а также пяти эсминцев: "Лоди" (флаг командира 6-й флотилии), "Эккольдт", "Гальстер", "Z-23" и "Z-24". По плану операции "Соммерейсе" "Лютцов", которым, кстати, командовал будущий FdZ капитан 1 ранга Лео Крайш, должен был сначала перейти в Тронхейм, откуда внезапным броском прорваться в Атлантику. К несчастью, немцам было невдомек, что за их походом с самого начала внимательно следит британская военно-морская разведка.
В течении суток германскому соединению, двигавшемуся, несмотря на сложные погодные условия, со скоростью 24 узла, удавалось избегать обнаружения многочисленными самолетами-разведчиками противника. Лишь вечером радиообмен англичан резко возрос, что навело немцев на мысль, что они обнаружены. К тому времени корабли уже прошли Кристиансанн (легкие крейсера отделились еще раньше и направились в Осло) и по расчетам за остаток ночи должны были проскочить опасный участок маршрута.
Несмотря на сильную облачность, лунный свет периодически хорошо освещал водную поверхность через многочисленные разрывы в тучах. Именно в такой момент хорошо различимый на лунной дорожке "Лютцов" был обнаружен одним из 14 самолетов-торпедоносцев "Бофорт" Берегового командования. Самолеты уже довольно давно производили поиск соединения на участке от Ставангера до маяка Листер и собирались возвращаться на базу. Не увеличивая скорость, торпедоносец флайт-сержанта Ловейта из 42-й эскадрильи вышел в атаку на ничего не подозревавший броненосец. Не ответив на запрошенные опознавательные, он спокойно пролетел над "Z-23" и сбросил торпеду почти в упор. Зенитный огонь был открыт лишь в 02:20, за несколько мгновений до попадания, но самолет к тому времени уже растворился во тьме.
Сильным взрывом, произошедшим в центре корпуса по левому борту, у "Лютцова" были сдвинуты с фундаментов и заклинены все главные механизмы, в результате чего он сразу же потерял ход. К счастью для совершенно растерявшихся немцев, из двух новых, заходивших в атаку "Бофортов", один промахнулся, а другой не смог сбросить торпеду. Остальные торпедоносцы находились слишком далеко, и горючего на них было слишком мало.
Немного придя в себя, Крайш приказал "Экколъдту" буксировать "карманный" линкор, а остальным эсминцам образовать ордер ПВО. Около 03:30 13 июня "Лютцов", наконец, смог дать 12-узловой ход правой машиной и вовремя, т.к. в 04:24 его вновь атаковал "Бофорт" 22-й эскадрильи. Несмотря на непрекращающиеся воздушные атаки (две бомбы даже разорвались в непосредственной близи от "Z-24"), соединение на следующий день прибыло в Киль.
Далее судьбы эсминцев, эскортировавших неудачливый броненосец, разделились: корабли типа "Маас" в составе 6-й флотилии, как уже указывалось в первой части книги, убыли на Север, а "Z-23" и "Z-24" были посланы на соединение с 5-й флотилией, которая еще в конце апреля перешла во французские порты.
Прошел всего какой-то год, до коренного перелома в войне было еще далеко, но насколько изменились условия плавания в этих водах, немцы почувствовали сразу же. 17 июня в районе Шербура переходившие "Z-23" и "Z-24" вновь подверглись энергичной атаке торпедоносцев, которую смогли отразить лишь с большим трудом. Не очень приятной альтернативой авиационных атак являлись британские торпедные катера. Именно они 27 июля атаковали в районе Кале возвращавшийся в Германию "Ин".
Задачи, выполняемые эсминцами в водах Бискайского залива и Ла-Манша, в корне отличались от прошлогодних. Им доверяли только эскортирование крупных боевых кораблей и прерывателей блокады. Теперь даже на базах немцы не могли чувствовать себя в безопасности. Не успели корабли флотилии отконвоировать из Бреста в Ла-Паллис на ходовые испытания только что отремонтированный линкор "Шарнхорст", как его тяжело повредили бомбардировщики RAF. В конечном итоге, руководство кригсмарине вывело эсминцы в Германию, решив не дожидаться гибели или повреждений столь ценных многоцелевых кораблей. Незадолго до этого "Штайнбринк" умудрился протаранить в гавани Ла-Паллиса затонувший остов какого-то судна, что задержало возвращение в родной фатерлянд на две недели.
Эсминцы вернулись в Брест спустя несколько месяцев для участия в операции "Церберус", но поскольку она уже освещалась в выпуске "Антологии", мы на ней подробно останавливаться не станем. Заметим лишь, что в этом случае эсминцам удалось свести счеты с британскими торпедоносцами, сбив, благодаря своему обновленному зенитному вооружению, как минимум три из шести "Суордфишей" из эскадрильи коммандера Эсмонда.
Командующий линейными кораблями вице-адмирал Отто Цилиакс, руководивший подготовкой и осуществлением прорыва из Бреста, еще ранее имел возможность близко познакомиться с сильными и слабыми сторонами германских эскадренных миноносцев. 21 сентября 1941 г. он по приказу фюрера был назначен командующим вновь формируемого, т.н. "Балтийского флота". Задачей этого соединения должен был стать срыв попытки советского флота прорваться из Ленинграда в Швецию. В числе прочих крупных кораблей (линкор "Тирпиц", крейсера "Адмирал Шеер", "Кёльн" и "Нюрнберг") вошла и 8-я флотилия в составе "Z-26" (флаг Пёница), "Z-25" и "Z-27". Отряд прибыл в Аландское море но, тле. к тому времени стала очевидна полная несостоятельность осуществления подобной попытки, "Тирпиц" и "Шеер" уже 24 сентября убыли обратно. Легкие крейсера и эсминцы продолжали маневрировать перед устьем Финского залива до 29 сентября, когда и им было приказано вернуться.
В целом 1941 г. явился для эсминцев периодом накопления сил и устранения повреждений. Вступление в строй в конце 1940-41 гг. восьми кораблей типа "Нарвик" позволило немцам в следующем году вновь перейти к активным наступательным действиям.